ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г.
УДК 314.5;347.61
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ БРАЧНЫХ
СОЮЗАХ
Н. Н. Лутфуллина
Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации. Об этом свидетельствуют данные переписей населения 2002 и 2010 годов. Согласно статическим данным, 89% россиян предпочитают семейный образ жизни. За период между переписями населения 2002 и 2010 годов число россиян, живущих в семьях, увеличилось на 4%. Для 70% россиян семья и регистрация брака входят в пятерку наиболее важных для них жизненных целей.
В то же время современная российская семья значительно отличается от традиционной: так, обыденным явлением стали сожительство без регистрации брака, отмечается рост рождений детей вне брака. Ежегодно каждый 3-й ребенок, а с 2010 года - каждый 4-й ребенок рождается вне брака.
Сам по себе факт регистрации брака еще не является гарантией его устойчивости, что также подтверждается цифрами статистики: распадается почти каждый второй брак. В 2011 году на 1000 браков приходилось 509 разводов, в 2012 году - уже 529.60% браков расторгаются в первые 5 лет совместной жизни.
Между тем, анализ многочисленных социальных опросов показывает, что именно нахождение в браке является решающим фактором принятия женщиной решения о рождении второго или последующего ребенка. Суммарный коэффициент рождаемости у замужних женщин выше чем у их незамужних сверстниц, в том числе в возрастной группе 25 -29 лет -на 10%, в возрастной группе 30-34 года -на 18%, в возрастной группе 35-39 лет - на 17%, в возрастной группе старше 40 лет - на 20%.
Средний интервал времени между вступлением в брак и рождением первого ребенка у лиц, состоящих в незарегистрированном браке, почти в 2 раза длиннее (более 2 лет), чем у лиц, состоящих в зарегистрированном браке (около 15 месяцев).1
Отметим, что рост числа нерегистрируемых браков и рождений детей вне брака обусловлен в определенной степени и региональной политикой, связанной с мерами поддержки семей, в частности семей матерей одиночек (женщин, не состоящих в браке).
На сегодняшний день основным вектором государственной семейной политики является признание традиционных семейных ценностей. Данное положение содержится в таких документах как Концепция государственной семейной политики до 2025 года и Концепция совершенствования семейного законодательства3. Трактовка этого основополагающего понятия - «традиционные семейные ценности», впервые на государственном уровне дается Концепция государственной семейной политики и непосредственно связана с браком: традиционным семейным ценностям в рамках настоящей Концепции относятся ценности брака, понимаемого исключительно как союз мужчины и женщины, основанный на регистрации в органах государственной регистрации актов гражданского состояния или совершаемый в соответствии с религиозными традициями, составляющими неотъемлемую часть исторического
1 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/.
2 Концепция государственной семейной политики Российской Федерации напериод до2025 года (общественный проект):часть 1 /Составитель Мизулина Е.Б. и др. [Электронный ресурс].URL: http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru/site.xp/050049124053056052. html (дата обращения 11. 10. 2015).
3 Концепция совершенствования семейного законодательства Российской Федерации и Предложений по совершенствованию семейного законодательства Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.07.2014 № 132-1/2014) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 11. 10. 2015).
наследия народов России, заключаемого супругами с целью продолжения своего рода, рождения и совместного воспитания трех и более детей, основанного на уважении к родителям и авторитете родительской власти, характеризующегося добровольностью, совместным бытом и проживанием под общим кровом, устойчивостью брака, связанной с взаимным стремлени-
4
ем супругов и всех членов семьи к его сохранению .
Как видно из данного определения, государство нацелено на поддержку не только зарегистрированного брака, но и брака, заключенного по религиозным обрядам (только так может быть истолковано употребление союза «или»). Однако на сегодняшний день законодательство не готово к регулированию отношений, существующих без регистрации брака. Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) не содержит формулировки, обозначающей данные отношения и не регулирует их. Более того, наука семейного права не содержит необходимого теоретического материала, способного послужить основой для принятия решений на законодательном уровне. Ученые до сих пор спорят о необходимости самого факта признания правом союзов мужчины и женщины, не зарегистрировавших свои отношения в загсе.
Проблемная ситуация заключается в том, что масштабное проявление так называемого незарегистрированного брака (далее - фактических супружеских отношений) размывает границы традиционных норм брака и семьи; диктует новые принципы формирования правовой основы брачно-семейных отношений. Незарегистрированный брак (фактические супружеские отношения) в большинстве случаев включает характеристики, основанные на традиционном виде брака: совместное проживание и ведение хозяйства, объединение финансов и т.д. В то же время незарегистрированный брак обладает своей спецификой, и отличается от зарегистрированного брака по целому ряду параметров, включая степень материальной и психологической безопасности, привязанность, ответственность партнеров за воспитание детей и друг перед другом и т.д.
Современные реалии обуславливают не только необходимость научных исследований возможностей правового регулирования отношений фактических супругов, но и необходимость научного поиска баланса в правовом регулировании отношений в зарегистрированных и незарегистрированных брачных союзах. Задачу такого научного поиска усложняют уже существующие в правоприменительной практике и не получившие разрешения ни в законодательстве, ни в теории проблемы правового регулирования отношений в браке.
Изложенное обуславливает актуальность научных исследований отношений в зарегистрированных и незарегистрированных брачных союзах (фактических супружеских отношениях).
Действующее законодательство последовательно разграничивает заключение брака и его государственную регистрацию. Цель установления формы брака - властное упорядочение брачных отношений: форма обеспечивает реализацию принципов внесения и публичной достоверности брака. Соблюдение формы брака обеспечивает контроль за его законностью. Если задолго до революции такой контроль мог принимать форму расследования обстоятельств, препятствующих браку, то современная процедура не призвана проверять брак на соответствие закону всесторонне.
Важным представляется понимание того факта, что действительность брака (соблюдение условий заключения брака и отсутствие препятствий к его заключению) обусловлена не регистрацией, а юридической чистотой волеизъявления супругов. В связи с этим недействительным по соответствующему иску признается брак, а не его регистрация.
Такой подход объясняет систему взглядов законодателя на особенности регулирования последствий признания брака недействительным. Так, оправданным представляется тот факт, что последствия признания брака недействительным не виляет на права детей, рожденных в таком браке. Установление происхождения ребенка является формальной процедурой, которая исходит не из заключения брака, а, следуя буквальному толкованию закона, из записи о регистрации заключения брака. Предположение об отцовстве может быть опровергнуто
4 См.: Меморандум Второго Форума Всероссийской программы «Святость материнства», Нижний Новгород, ноябрь, 2012.
Тенденции развития законодательства о зарегистрированных и незарегистрированных брачных
союзах
вне зависимости от того, основано оно на записи о заключении действительного или недействительного брака. В этой связи сохранение презумпции отцовства основано не на факте заключения брака, а на факте его регистрации, который не порочится недействительностью брака. Следовательно, права детей также основаны на презумпции, созданной актом государственной регистрации. Будучи однажды созданной в связи с регистрацией брака и рождением ребенка, презумпция отцовства продолжает существовать обособленно и не устраняется при аннулировании актовой записи, поскольку решение о признании брака недействительным не опровергает предположение об отцовстве.
На основе указанного вывода авторы исследовали область пересечения проблематики правового регулирования недействительности брака и правового регулирования отношений в незарегистрированном браке. В частности, придя к заключению о недопустимости отождествлять данные формы отношений и применять в будущем к супругам, чей брак признан недействительным, положения об имуществе фактических супругов и других норм, регулирующих отношений фактических супругов.
Напротив, основания недействительности брака с учетом этических и медицинских обстоятельств, послуживших причиной их законодательного закрепления, должны быть взяты за основу при формировании законодательных характеристик, признаваемых обществом фактических супружеских отношений.
В этой связи препятствием для квалификации отношений в качестве фактического супружества предлагается считать состояние мужчины и женщины в запрещенной степени родства, недееспособность одного из них, возраст младше 14 лет, отношения усыновителя и усыновленного.
Мы считаем, что объем прав и обязанностей сожителей должен быть уже, чем у законных супругов. В частности, ограничения могут затрагивать применение искусственных репродуктивных методов, совместного усыновления. Кроме того, не следует распространять на сожителей личные неимущественные правоотношения супругов (например, право на общую фамилию). Государство же, легитимировав сожительство, освободило бы себя в ряде случаев от обязанности оказывать поддержку одиноким родителям, фактически проживающим с партнерами, предоставляющими им содержание.
Для исключения случаев злоупотребления правом в сфере семейного законодательства, а в частности - при получении алиментов бывшим супругом видится целесообразным внести изменения в ст. 120 СК РФ, дополнив ч. 2 следующей формулировкой: «выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается: при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга - получателя алиментов в новый брак или в фактические супружеские отношения.
Наиболее перспективной с точки зрения законодательного регулирования является сфера имущественных отношений лиц, состоящих в незарегистрированном семейном союзе. Мы предлагаем законодательное закрепление возможности применять нормы семейного законодательства о договорном режиме имущества супругов по аналогии к тем отношениям собственности лиц, состоящих в незарегистрированных семейных отношениях.
В этих целях предлагаем принятие специального закона «О правовом режиме имущества фактических супругов». В вышеуказанном специальном законе следует подробно регламентировать порядок заключения указанных соглашений, наделив только полностью дееспособных фактических супругов и только при отсутствии ранее заключенного, не прекратившего свое действие, договора об имуществе фактических супругов. В частности, считаем необходимым ввести следующую редакцию статьи, регламентирующей незарегистрированный брак: «Совместно проживающие и ведущие общее хозяйство мужчина и женщина вправе заключить соглашение о вступлении в фактический брак, определяющее их права в отношении имущества, приобретаемого в период их фактических брачных отношений. Соглашение о вступлении в фактический брак заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению».
Считаем, что в соглашении об имуществе фактическим супругам должны быть предоставлены следующие возможности:
- возможность регулировать имущественные права и обязанности на период состояния в фактическом супружестве или на случай его прекращения (так, фактические супруги могут договориться о выплате содержания в случае прекращения их отношений, указанное содержание не будет характеризоваться как алименты5);
- определять порядок несения расходов, необходимых для ведения общего хозяйства;
- устанавливать режим раздельной собственности на имущество, нажитое в период состояния в фактическом супружестве (в том числе, имущество, приобретение которого предполагается) и (или) режим общей долевой собственности на раздельное имущество каждого из фактических супругов. Указанные режимы могут быть установлены на период состояния в отношениях фактического супружества и (или) на случай их прекращения.
Полагаем, что предложенные пути обновления законодательства посредством включения в него положений, посвященных отношениям фактических супругов, позволят обеспечить баланс: с одной стороны, отвечая современным потребностям общества в регулировании сложившихся социальных отношений, с другой стороны, сохраняя приоритет и основополагающий характер института гражданского брака.
5 Позиция авторов о соотношении понятий «алименты» и «содержание» изложена в статье: Краснова Т.В. Содержание брачного договора // Гражданское право. 2005. № 3. С. 41.