Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 61. С. 210-224. Tomsk State University Journal of Economics. 2023. 61. рр. 210-224.
Мировая экономика
Научная статья УДК 339.727
doi: 10.17223/19988648/61/14
Тенденции развития управления счетом движения капитала в мире и Китае
Цзян Сюйянь1
1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия,
helen.jiang. 90@тай. ги
Аннотация. Объектом исследования выступает международное движение капитала. Предметом исследования является управление счетом движения капитала в мире и Китае. Цель исследования заключается в определении тенденции и направления развития управления счетом движения капитала в мире и Китае. Использованы методы сравнительного анализа, синтеза, обобщения. Предложена эволюция модели управления трансграничным движением капитала. Проанализированы проблемы нынешнего макропруденциального управления движением капитала в Китае и даны предложения по его улучшению. Сделан вывод о том, что полная конвертируемость счета движения капитала и отмена контроля за движением капитала не должны быть концом реформы управления движением капитала Китая и других стран с формирующимся рынком. В будущем должна быть сформирована система управления трансграничными потоками капитала, в которой основное внимание будет уделяться макропруденциально-му управлению иностранной валютой, а контроль за движением капитала послужит дополнением.
Ключевые слова: движение капитала, контроль за движением капитала, мак-ропруденциальное управление, либерализация, конвертируемость, Китай
Для цитирования: Цзян Сюйянь. Тенденции развития управления счетом движения капитала в мире и Китае // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 61. С. 210-224. doi: 10.17223/19988648/61/14
© Цзян Сюйянь, 2023
World economy
Original article
Trends of capital account management in the world and China
Jiang Xuyan1
1 Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation, hel-en.jiang. 90@mail. ru
Abstract. The object of the study is the international flow of capital, with a focus on capital account management in the world and China. The study aims to identify trends and directions of development of capital account management in the world and in China. Methods of comparative analysis, synthesis, generalization are used. The author proposes an evolution of the model of cross-border capital account management, amalyzes problems of current macro-prudential capital account management in China, and makes suggestions for its improvement. The author concludes that the full convertibility of the capital account and the abolition of capital control should not be the end of capital flow management reform in China and other emerging market countries. In the future, a cross-border capital flow management system should be formed with a focus on macro-prudential foreign currency management and capital control as a supplement. Keywords: capital flows, capital control, macroprudential management, liberalization, convertibility, China
For citation: Jiang Xuyan. (2023) Trends of capital account management in the world and China. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika -Tomsk State University Journal of Economics. 61. pp. 210-224. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/61/14
Введение
Жесткий контроль за счетом движения капитала был одним из эффективных средств, с помощью которых Китай избегал валютных кризисов в условиях экономической и финансовой глобализации. Но в свете новых требований к интернационализации юаня способ управления счетом движения капитала должен быть скорректирован: должна ли быть полная отмена контроля за движением капитала и либерализация потоков капитала или управляемая конвертируемость движения счета капитала? Автор ищет ответы, изучая эволюцию модели управления движением капитала, ее последствия и причины, а также рассматривает текущие проблемы в управлении трансграничным движением капитала в Китае и вносит предложения по его улучшению.
1. Эволюция модели управления счетом движения капитала
После Второй мировой войны и до распада Бреттон-Вудской системы все страны, включая США, Европу и Японию, ввели строгий контроль за
движением капитала, который в то время был важной частью международной валютной системы. В рамках Бреттон-Вудской системы доллар был привязан к золоту и валюты других стран были привязаны к доллару. Если страна допускает либерализацию потоков капитала, то все денежные средства, которые можно было выпустить в обращение, сокращались, что приводило к дефляции, снижению темпов экономического роста и повышению уровня безработицы.
В этот период был брошен вызов контролю за движением капитала. В 1958 г. развитые страны мира начали открывать свои счета текущих операций для облегчения мировой торговли. А в конце 1960-х гг., в результате эскалации военных действий США во Вьетнаме и программы «Великое общество», которая включала увеличение инвестиций в общественное образование и городскую инфраструктуру, инфляция в США достигла 20%, государственные расходы США выросли намного больше, чем доходы, счет текущих операций превратился из профицитного в дефицитный и большие суммы денег перетекли из США в Германию. С одной стороны, для поддержания системы фиксированных валютных курсов в рамках Бреттон-Вудской системы Федеральная резервная система (далее ФРС) ужесточила денежное обращение и повысила процентные ставки, что привело к повышению внутренних процентных ставок по сравнению с предельной ставкой по депозитам, установленной «Положением Q», и сделало банковские вклады резко менее привлекательными для инвесторов, вызвав «финансовую дезинтермедиацию» и волну финансовых инноваций. С другой стороны, США ввели контроль за движением капитала, который оказался не очень эффективным. Большое количество американских банков привлекали долларовые депозиты через свои европейские филиалы, стимулируя ускоренное развитие европейского долларового рынка. Федеративная Республика Германия использовала меры контроля за движением капитала для ограничения крупного притока капитала, но результаты были неудовлетворительными. В 1973 г. незаконные трансграничные физические операции и незаконные заимствования за рубежом составили 4 млрд и 7 млрд марок соответственно, что в совокупности равнялось 1,2% ВВП Германии за тот же период [1, с. 14]. Крах Бреттон-Вудской системы отчасти стал результатом спекулятивных потоков капитала, которые сделали стабильную международную валютную систему хрупкой и подвергли национальный валютный суверенитет рыночным вызовам.
После распада Бреттон-Вудской системы развитые страны перешли к режимам плавающих валютных курсов и начали снижать ограничения на движение капитала. К 1986 г. 12 из 17 развитых стран в основном отменили контроль за движением капитала [2]. Во время двух нефтяных кризисов в 1970-х гг. контроль за движением капитала был временно усилен, поскольку страны имели дефицит по текущим счетам. С 1980-х гг. МВФ начал прямо выступать против контроля за движением капитала, включив конвертируемость счета движения капитала в качестве одного из условий получения странами-членами кредитной помощи МВФ, а в середине 1990-х гг. предложил
изменить условия соглашения, сделав достижение свободного международного движения капитала одной из целей работы МВФ. По опыту Лин Ифу, занимавшего должность главного экономиста Всемирного банка, МВФ и другие международные институты развития поют в такт мелодии, задаваемой Казначейством США, и фундаментальная причина, по которой США и МВФ превратились из сторонников контроля за движением капитала в сторонников либерализации счетов движения капитала, заключается в том, что США, как основной эмитент резервных валют, является главным бенефициаром либерализации счетов движения капитала в других странах [3]. После распада Бреттон-Вудской системы эмиссия доллара не обязательно должна была быть привязана к золоту, и ФРС приняла политику слежения за уровнем инфляции. В случае оттока капитала ФРС могла выпустить больше денег, чтобы избежать возникновения дефляции и сохранить экономическую стабильность. Мало того, когда внутренняя экономика США находится в упадке, ФРС может стимулировать восстановление экономики посредством количественного смягчения и политики нулевых процентных ставок, не опасаясь гиперинфляции из-за монетизации бюджетного дефицита, поскольку доллар США как мировая валюта может перемещаться по всему миру для получения инвестиционного дохода. Когда экономика США начала активно восстанавливаться, ФРС стремилась сдержать инфляцию и экономический перегрев путем повышения процентных ставок и тейперинга, но при этом спровоцировала возврат капитала на американский рынок, что привело к процветанию внутреннего рынка США и одновременно вызвало циклический спад на развивающихся рынках из-за бегства капитала.
Кроме того, когда в 1980-х гг. в США начали смягчать политику финансового регулирования, инвестиционные банкиры с Уолл-стрит и финансируемые ими ученые-финансисты решительно выступили за глобальную финансовую либерализацию и либерализацию счета движения капитала, чтобы использовать свои сравнительные преимущества в глобальной индустрии финансовых услуг и операции с высоким уровнем заемных средств для извлечения прибыли от массового арбитража.
Вооруженные неолиберальными идеями и неоклассическими экономическими теориями, сторонники либерализации счета движения капитала выступают против вмешательства государства в экономику и за экономическую и финансовую либерализацию, и их оправдательные причины для отмены контроля за движением капитала следующие. Во-первых, свободное международное движение капитала может улучшить распределение ресурсов и максимизировать эффективность рынка - развивающиеся страны, испытывающие недостаток капитала, получают капитал от богатых капиталом развитых стран, а развитые страны получают более высокую прибыль от инвестиций, тем самым стимулируя экономический рост в мировой экономике, особенно в развивающихся странах. Во-вторых, свободное движение капитала заявляет о решимости соответствующих стран проводить ответственную экономическую политику и сделать поведение рын-
ка более открытым и прозрачным. В противном случае капитал будет утекать из страны, наказывая тем самым бесхозные правительства и нерегулируемые рынки. В-третьих, контроль за движением капитала неэффективен, и приведет к искажению рыночных цен макроэкономическому дисбалансу и коррупции. В-четвертых, свободное движение капитала позволяет резидентам страны диверсифицировать свои риски. В-пятых, контроль за притоком капитала может снизить эффективное предложение капитала и повысить стоимость финансирования для малых и средних предприятий [4, с. 68]. В этих выдвинутых аргументах нет различий между спекулятивным финансовым капиталом и промышленным капиталом. Эти обоснования игнорируют не только несоответствие валют и сроков погашения, но и асимметрию выгод, которые страны-эмитенты резервной валюты могут получить, печатая деньги в обмен на реальные товары и услуги стран, не имеющих резервной валюты.
Мексиканский финансовый кризис 1994-1995 гг. и азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг. разрушили экономику многих стран с формирующимся рынком, имеющих открытые счета движения капитала, а попытки МВФ содействовать свободному движению капитала встретили сопротивление со стороны многих развивающихся стран. Например, во время азиатского финансового кризиса Малайзия вновь ввела меры контроля за движением капитала для сдерживания оттока капитала, включая введение подоходного налога на репатриацию доходов от иностранных инвестиций. Первоначально жестко осуждаемый международным сообществом контроль за движением капитала в Малайзии в конечном итоге имел гораздо более позитивные экономические последствия, чем ожидалось, и оказал положительный эффект в сдерживании большого оттока капитала вовремя, чтобы сохранить низкие процентные ставки и стабилизировать внутреннюю финансовую ситуацию.
После лопания финансового пузыря Интернета и теракта 11 сентября 2001 г. Федеральная резервная система США приняла чрезмерно экспансионистскую денежно-кредитную политику для стимулирования экономики, что в ее собственном случае привело к чрезмерному потреблению до-мохозяйств, росту пузыря недвижимости и крайним дисбалансам в платежном балансе, а в случае других стран - к значительному притоку международного капитала на развивающиеся рынки в виде других инвестиций и портфелей, причем гораздо более быстрыми темпами с 2002 по 2007 г. (рис. 1).
Когда в 2008 г. разразился международный финансовый кризис после того, как в США лопнул пузырь на рынке жилья и обанкротилась компания Lehman Brothers, международный капитал быстро покинул развивающиеся рынки и вернулся в США (рис. 1), оставив страны с развивающимися рынками нести на себе последствия кризиса в виде нехватки ликвидности, кредитного кризиса и рецессии.
Рис. 1. Валовой и чистый приток капитала, млрд долл. США и % от ВВП. Источник: Recent experiences in managing capital inflows—cross-cutting themes and possible policy framework. Washington, DC : International Monetary Fund, 2011. Р. 10.
URL: http://www.imf.org/external/np/pp/eng/2011/021411a.pdf (дата обращения: 22.10.2022)
Чтобы выйти из кризиса, США в силу своего статуса страны резервной валюты вновь провели политику количественного смягчения и нулевых процентных ставок, что привело к быстрому и массовому возвращению международного капитала в виде других инвестиций и портфелей на развивающиеся рынки в период со второй половины 2009 г. по первую половину 2011 г., что вызвало образование пузырей активов и резкое ухудшение инфляции в странах с развивающимися рынками. После сентября 2011 г. европейский долговой кризис, в свою очередь, привел к быстрому оттоку международного капитала из развивающихся стран и обратно на рынок казначейских обязательств США для хеджирования рисков. Автономная денежно-кредитная политика развитых стран, таких как США, действующих в своих национальных интересах, может передаваться через трансграничные потоки капитала и влиять на развивающиеся страны, экономические циклы и ситуации которых могут значительно отличаться от их собственных. В отсутствие необходимых эффективных мер контроля за движением капитала развивающиеся страны не могут гарантировать независимость своей денежно-кредитной политики в международной среде массовых потоков капитала, даже если они выберут режим полностью свобод-
но плавающего обменного курса, в результате чего эффективность макроэкономической политики будет подорвана как денежно-кредитной политикой США, так и потоками капитала. Денежные власти ни одной страны не потерпят большого притока и оттока спекулятивного капитала, который может вызвать значительные ежедневные колебания номинального обменного курса страны, не соответствующие фундаментальным экономическим показателям, что приведет к снижению национального благосостояния и помешает эффективному распределению национальных ресурсов (труда, капитала). Поэтому после кризиса 2008 г. сложился новый международный консенсус о необходимости управления и ограничения потоков капитала. Все большее число развивающихся стран, таких как Бразилия, Индия и Корея, в той или иной степени начали применять меры контроля за движением капитала в ответ на трансграничный приток капитала.
Отчет МВФ показывает, что в 2010 г. 144 страны/территории мира использовали меры контроля за движением капитала в отношении ценных бумаг на рынке капитала, 124 страны - в отношении инструментов денежного рынка, 94 страны - в отношении деривативов, 86 стран - в отношении коммерческих кредитов и 120 стран - в отношении финансовых кредитов, тогда как в 1995 г. только 119 стран/территорий сообщили МВФ об использовании мер контроля за движением капитала, а другие международные агентства (например, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Организация Объединенных Наций и т.д.) рекомендовали меры контроля за движением капитала для стран с формирующимся рынком [5].
В то же время некоторые развитые страны тоже выступали за регулирование трансграничных потоков капитала, поскольку масштабы и волатиль-ность потоков капитала усиливали финансовую и экономическую нестабильность, а также трудности макроэкономического регулирования, вызванные свободным движением международного капитала между национальными рынками капитала. В 2011 г. президент Франции Николя Сарко-зи предложил ввести налог на финансовые операции, бороться с деятель-ностями «налоговых гаваней» и разработать кодекс поведения для управления трансграничным финансированием, к тому же попросил МВФ предоставить рекомендации по проведению такой реформы.
Кроме того, изменилось отношение международного мейнстрима, представленного МВФ, к потокам капитала. Поскольку потоки капитала могут быть нестабильными и большими по сравнению с размерами внутренних рынков, потоки капитала также несут риски, которые могут быть увеличены из-за пробелов в финансовом и институциональном развитии стран. Даже при высоком уровне финансового и институционального развития необходимо тщательно управлять рисками. Не существует презумпции, что полная либерализация является подходящей целью для всех стран в любое время [6, с. 1]. В 2011 г. Международный валютно-финансовый комитет призвал продолжить работу над всеобъемлющим, гибким и сбалансированным подходом к управлению потоками капитала.
После международного финансового кризиса в 2008 г. правительства и международные институты, такие как МВФ, Организация экономического сотрудничества и развития, Банк международных расчетов, задумались о макроэкономической политике по предотвращению финансовых рисков и изменили свой подход к регулированию, введя концепцию микропруденциального регулирования в макросферу и предложив макропруденциаль-ную политику для решения системных финансовых рисков. Под влиянием этого МВФ интегрировал традиционные концепции контроля за движением капитала и макропруденциальной политики в рамки управления трансграничным движением капитала и ввел концепцию мер по управлению движением капитала (МУРК) [7]. На основе документа МВФ МУРК включают в себя два типа мер:
1) МУРК, дискриминирующие по признаку резидентства, часто называемые контролем за движением капитала, которые представляют собой меры, влияющие на трансграничную финансовую деятельность и дискриминирующие ее по признаку резидентства;
2) другие МУРК, которые не дискриминируют по признаку резидентства, но тем не менее предназначены для ограничения движения капитала. Другие МУРК обычно включают (а) меры, вводя подгруппу макропруденциальных мер, которые дифференцируют операции на основе валюты (например, широкие ограничения на заимствования в иностранной валюте и требования к резервам в конкретной валюте), и (b) другие меры (например, минимальные сроки хранения и налоги на определенные инвестиции), которые обычно применяются в нефинансовом секторе [8, с. 1].
В своём обзоре институциональных взглядов на потоки капитала, опубликованном 30 марта 2022 г., МВФ неоднократно подчёркивал, что страны должны иметь большую гибкость при введении мер, которые находятся на пересечении двух типов инструментов: мер по управлению движением капитала (CFMs) и макропруденциальных мер (macroprudential measures -MPMs) [9]. Ведь с начала пандемии многие страны потратили деньги на поддержку восстановления экономики, что привело к росту их внешнего долга. В некоторых случаях рост долга в иностранной валюте не был компенсирован валютными активами или хеджированием. Это создало новые факторы уязвимости, которые могут привести к серьезному финансовому бедствию на некоторых развивающихся рынках, как только интерес трансграничного капитала к ним будет потерян.
В целом причины перехода от пропаганды либерализации потоков капитала к рационализации управления потоками капитала следующие.
С точки зрения политической и экономической игры страны с развивающейся рыночной экономикой стали гораздо активнее выступать на глобальном уровне. Страны с формирующимся рынком, такие как Китай, Индия и Бразилия, составляют все большую долю мировой экономики и увеличили свое право голоса в МВФ, а большинство этих стран приняли меры контроля за движением капитала как важную меру для сохранения автономии экономической политики.
По результатам научных исследований, существует определенный консенсус относительно эффективности управления потоками капитала в странах с формирующимся рынком:
1. Управление притоком капитала может повысить эффективность денежно-кредитной политики, способствовать притоку долгосрочного капитала и снизить давление укрепления на реальный обменный курс; контроль за притоком капитала более эффективен, чем контроль за оттоком; контроль за притоком капитала может не обязательно уменьшить размер притока капитала, но может значительно изменить структуру притока капитала по срокам погашения и снизить долю краткосрочного капитала в общем притоке капитала [4].
2. Количественные меры контроля за движением капитала являются более искажающими для экономики, чем его ценовые меры.
3. Страны с контролем за движением капитала относительно меньше подвергались воздействию международного финансового кризиса, а контроль за движением капитала, по сути, стал важным антициклическим инструментом макрорегулирования для ограничения трансграничных потоков капитала.
2. Применение и проблемы макропруденциального управления движением капитала в Китае
До 2008 г. управление капитальным счетом в Китае основывалось на контроле за счетом движения капитала. После финансового кризиса 2008 г. Китай начал изучать внедрение макропруденциального управления движением капитала в соответствии с мировыми тенденциями. В марте 2011 г. Государственный совет Китайской Народной Республики опубликовал «Набросок двенадцатого пятилетнего плана национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики», в котором прямо предлагалось «построение структуры антициклического финансового макропруденциального управления». В октябре 2017 г. Си Цзиньпин в своем докладе на 19-м Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая прямо потребовал «улучшить двухкомпонентную нормативно-правовую базу денежно-кредитной политики и макропруденциальной политики».
Начиная с точки зрения упреждающего управления иностранной валютой, отдел управления иностранной валютой Китая активно пробовал мак-ропруденциальное использование инструментов валютной политики с целью предотвращения системных финансовых рисков, возникающих в результате аномальных потоков трансграничного капитала (в местной и иностранной валютах). С 2013 г. макропруденциальное управление осуществляется в таких областях, как управление банковской валютной позицией, банковский бизнес по расчетам и продаже иностранной валюты, трансграничное финансирование и исходящее кредитование. Макропруденциаль-ные инструменты управления иностранной валютой, используемые до сих
пор в управлении счетом движения капитала Китая, включают: взимание резерва валютного риска для банковского бизнеса по форвардным продажам иностранной валюты, введение депозитного резерва для офшорных депозитов в юанях, повышение коэффициента резервирования валютных депозитов для финансовых учреждений, повышение сбора за закрытие сделок купли-продажи юаней, корректировку валютных позиций банков по соотношению валютных кредитов к депозитам, макропруденциальное управление полномасштабным трансграничным финансированием и исходящим кредитованием.
В 2015 г. Чжоу Сяочуань, тогдашний управляющий Народным банком Китая, впервые предложил на 31-й серии заседаний Международного ва-лютно-финансового комитета, чтобы Китай практиковал управляемую конвертируемость счета капитала, а не полную или свободную конвертируемость [10]. Другими словами, управляемая конвертируемость счета движения капитала означает использование макропруденциальных мер для ограничения рисков трансграничного движения капитала, поддержания валютной стабильности и безопасности финансовой среды в условиях базовой конвертируемости. Введение управляемой конвертируемости является как уроком, извлеченным из глобального трансграничного движения капитала, так и обобщением и обзором практики конвертируемости в Китае. Внедрение управляемой конвертируемости может помочь снять заклятие открытия счета движения капитала и является поучительным не только для реформы конвертируемости в Китае, но и имеет общую применимость для других развивающихся стран.
3. Предложения по улучшению макропруденциального управления движением капитала Китая
Ниже приводятся рекомендации по улучшению макропруденциального управления движением капитала Китая.
А. Оптимизировать существующие макропруденциальные инструменты управления валютными операциями. Например, включить трансграничный гарантийный бизнес в действующую систему макропруденциального управления трансграничным финансированием.
Б. Обогатить макропруденциальные инструменты управления иностранной валютой:
1. Изучить возможность использования налогов в финансовых операциях, увеличивающих транзакционные издержки, таких как налог типа Тобина, для повышения стоимости краткосрочных спекулятивных арбитражных потоков капитала. Это можно начать с управления оттоком капитала, например, введение налогов на исходящие портфельные инвестиции и исходящие кредитования в национальной и иностранной валютах; при притоке капитала снизить ставку налога на отток и облагать налогом приток.
2. Поскольку приток горячих денег часто осуществляется через QFII, внешний долг и положительное сальдо внешней торговли, а отток в основном осуществляется через торговлю услугами, зарубежные инвестиции и
слияния и поглощения, перепродажу в офшорах и т.д., можно провести исследования для расчета градированных налоговых ставок в зависимости от различных типов, сроков и размеров потоков капитала. Например, при налогообложении исходящих прямых инвестиций отечественных предприятий, те, которые не поощряются, могут облагаться высоким налогом, а те, которые поощряются, могут облагаться легким налогом или даже свобож-даться от них.
В. Увеличить регулируемые объекты макропруденциальной политики. Существующая макропруденциальная политика в основном направлена на финансовые учреждения и предприятия, игнорируя при этом использование иностранной валюты внутренними резидентами как физическими лицами. Общая сумма ежегодных покупок иностранной валюты в размере 50 000 долл. США на одного жителя может быть использована для реальных личных потребностей в торговле услугами или для офшорных инвестиций (покупка недвижимости, акций, страхование жизни), причем последнее в настоящее время запрещено политикой - суммы ежегодных покупок иностранной валюты не могут быть использованы для офшорных инвестиций. Предлагается взимать процентный сбор за индивидуальные покупки иностранной валюты, которые не могут предоставить доказательства торговли услугами или явно используются для офшорных инвестиций в периоды высокого давления оттока капитала, и принять политику обратного сбора в периоды высокого давления притока капитала. Эта мера также может быть использована в качестве правила разработки для проекта QDII2, который до сих пор не был введен, чтобы ускорить запуск легальных индивидуальных офшорных инвестиционных проектов, а затем годовой лимит на покупку иностранной валюты на человека может быть увеличен для удовлетворения реального спроса на торговлю услугами.
Г. Расширить сферу управления классификацией рыночных объектов. Опираясь на способ управления классификацией предприятий торговли товарами, отдел управления иностранной валютой внедряет классификацию уровня оценки субъектов рынка и управляет ими в соответствии с классификацией: включение предприятий и финансовых учреждений, строго соблюдающих правила управления счетами движения капитала, в список А, надзор за которым осуществляют банки; включение предприятий и финансовых учреждений, не соблюдающих правила, в список Б, надзор за которым осуществляет Государственное управление валютного контроля и внедряет детальные процедуры проверки их сделки. Это помогает формировать положительные стимулы для микросубъектов рынка и наказывать нарушителей, а также побуждает субъекты рынка вести свой бизнес в соответствии с законом.
Д. Создать плавный межведомственный механизм обмена информацией и коммуникации для повышения эффективности управления трансграничным движением капитала. Например, согласно «Временным мерам по управлению иностранным долгом» и «Мерам по управлению регистрацией иностранного долга» Государственное управление валютного контроля
отвечает за статистический мониторинг полномасштабного иностранного долга и регулярно публикует макроданные по иностранному долгу. Это означает, что данные заранее недоступны для любого другого государственного ведомства, любого учреждения или частного лица до момента их обнародования. Однако Государственное управление валютного контроля располагает только макроданными, и публикация таких данных происходит с относительной задержкой, а также не хватает мезоданных на уровне отрасли и данных о предприятиях на микроуровне. Более того, при существующей в Китае децентрализованной системе регулирования Государственному управлению валютного контроля трудно получать своевременную и полную информацию о финансовом секторе, а реальные и полные данные и информация являются важной гарантией для выявления и устранения рисков в трансграничном движении капитала. Рекомендуется, чтобы Государственное управление валютного контроля взяло на себя инициативу и совместно с Комиссией по развитию и реформам, Народным банком Китая, Министерством финансов, Комиссией по регулированию банковской и страховой деятельности Китая, Комиссией по регулированию ценных бумаг Китая, Министерством торговли и Главным налоговым управлением как можно скорее создали полнофункциональную платформу для сбора данных о трансграничных потоках капитала, межведомственную систему перекрестной проверки данных о доходах и расходах в местной и иностранной валюте по капитальным счетам микропредприятий, а также межведомственную необходимую систему обмена информацией. Разработать стандарты финансовой статистики и нормы сбора информации, единообразно применимые ко всем профессиональным областям, в целях содействия своевременному и всестороннему обмену макро- и микрорегули-рующей информацией. Кроме того, следует активно поддерживать применение технических средств, таких как большие данные, облачные вычисления и искусственный интеллект, для содействия своевременному мониторингу регулирующими органами суммы, использования или состава доходов и расходов предприятий по счету капитала в национальной и иностранной валютах, чтобы своевременно предупредить аномальные колебания обменных курсов и трансграничных потоков капитала и обеспечить информационную поддержку регулирующим органам для принятия правильных макропруденциальных решений по управлению иностранной валютой.
Е. Улучшить трансграничную координацию и сотрудничество. В условиях глобальной экономической и финансовой интеграции наблюдается сильное побочное влияние экономической политики ведущих стран и укрепление трансграничной координации способствует предотвращению рисков, вызванных арбитражем. Создать платформу для координации и сотрудничества между центральными банками, другими национальными регулирующими органами и международными финансовыми организациями для содействия совместимости локализованных и международных правил макропруденциальной политики. Международные финансовые ор-
ганизации являются важной институциональной основой для участия стран в международном сотрудничестве, координации и финансовом управлении. Однако манипулирование США Международным валютным фондом и Всемирным банком влияет на их деятельность в рамках глобального финансового сотрудничества. Более того, существует недостаток ин-клюзивности среди участников глобального финансового сотрудничества: политика США по исключению Китая и России и постоянное создание геополитических конфликтов из собственных интересов затрудняют достижение странами эффективного консенсуса в международной координации. Каждая страна выбирает свой путь развития, но он должен быть последовательным с точки зрения целей, таких как глобальная финансовая стабильность и развитие. Поэтому соблюдение концепций «взаимной выгоды и беспроигрышной ситуации» и «сообщества с общим будущим для человечества» является важной мерой для восполнения недостатка инклю-зивности.
Выводы
С исторической точки зрения модель управления трансграничными потоками капитала претерпела несколько изменений: от активного внедрения контроля за движением капитала во время Бреттон-Вудской системы до пропаганды либерализации потоков капитала в рамках Ямайской системы и до разумного управления трансграничными потоками капитала, сочетающего макропруденциальные меры и контроль за движением капитала после финансового кризиса 2008 г. Этот сдвиг связан как с возросшей политической и экономической силой и дискурсом стран с формирующимся рынком, так и с фактической эффективностью реализации мер по управлению потоками капитала. Полная конвертируемость счета движения капитала и отмена контроля за движением капитала не должны быть концом реформы управления движением капитала Китая. В будущем должна быть сформирована система управления трансграничными потоками капитала, в которой основное внимание будет уделяться макропруденциальному управлению иностранной валютой, а контроль за движением капитала послужит дополнением.
Кроме того, макропруденциальная валютная политика должна продолжать совершенствоваться путем оптимизации существующих инструментов макропруденциального управления движением капитала, обогащения его инструментов, увеличения регулируемых объектов, расширения сферы классификации субъектов рынка, создания бесперебойного межведомственного механизма обмена информацией и коммуникации, улучшения трансграничной координации и сотрудничества.
Список источников
1. Шэн Сунчэн. Условия для ускорения открытия счета операций с капиталом в Китае в принципе созрели / Сунчэн Шэн // Китайские финансы. 2012. № 5. С. 14-17.
2. Тянь Туо. Размышления об управлении трансграничными финансовыми потоками в посткризисную эпоху: обзор рамок политики МВФ по управлению притоком капитала // Международные финансовые исследования. 2011. № 8. С. 50-55.
3. Лин Ифу. Интерпретация экономики Китая (обновленное издание). Пекин, 2014. 358 с.
4. Ю Юндин, Чжан Мин. Новые международные тенденции в области контроля за движением капитала и либерализации счета операций с капиталом // Международный экономический обзор. 2012. № 5. С. 68-74.
5. Annual report on exchange arrangements and exchange restrictions 2010. Washington, DC : IMF, 2010. 2873 р.
6. The Liberalization and Management of Capital Flows-An Institutional View. Washington, DC : International Monetary Fund, 2012. 48 р. URL http://www.imf.org/ external/np/pp/eng/2012/111412.pdf (дата обращения: 22.10.2022).
7. Гуань Тао. Игра обменного курса: юань и подъем великих держав. CITIC Группа, 2017. 271 с.
8. Recent Experiences in Managing Capital Inflows-Cross-Cutting Themes and Possible Guidelines. Washington, DC : International Monetary Fund, 2011. 97 р. URL: http://www.imf.org/external/np/pp/eng/2011/021411 a.pdf (дата обращения: 22.10.2022).
9. Review of The Institutional View on The Liberalization and Management of Capital Flows./ Washington, DC : International Monetary Fund, 2022. 97 р. URL: https://www.imf.org/en/Publications/Policy-Papers/Issues/2022/03/29/Review-of-The-Institutional-View-on-The-Liberalization-and-Management-of-Capital-Flows-515883 (дата обращения: 22.10.2022).
10. Чжоу Сяочуань. Выступление в Международном валютно-финансовом комитете // Финансовый комитет. Тридцать первое заседание. 2015. URL: http://forex.stockstar.com/IG2015042400002903.shtml (дата обращения: 22.10.2022).
References
1. Sheng, S. (2012) Usloviya dlya uskoreniya otkrytiya scheta operatsiy s kapitalom v Kitae v printsipe sozreli [The conditions for accelerating the opening of a capital account in China are in principle ripe]. Kitayskiefinansy. 5. pp. 14-17.
2. Tyan, T. (2011) Razmyshleniya ob upravlenii transgranichnymi finansovymi potokami v postkrizisnuyu epokhu: obzor ramok politiki MVF po upravleniyu pritokom kapitala [Reflections on the management of cross-border financial flows in the post-crisis era: an overview of the IMF policy framework for managing capital inflows]. Mezhdunarodnye finansovye issledovaniya. 8. pp. 50-55.
3. Lin, I. (2014) Interpretatsiya ekonomiki Kitaya [Interpreting the Chinese Economy]. Beijing: [s.n.]. (In Chinese).
4. Yu, Y. & Zhan, M. (2012) Novye mezhdunarodnye tendentsii v oblasti kontrolya za dvizheniem kapitala i liberalizatsii scheta operatsiy s kapitalom [New international trends in capital control and capital account liberalization] Mezhdunarodnyy ekonomicheskiy obzor. 5. pp. 68-74.
5. International Monetary Fund. (2010) Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions 2010. Washington, DC: IMF.
6. International Monetary Fund. (2012) The Liberalization and Management of Capital Flows-An Institutional View. Washington, DC: IMF. [Online] Available from http://www.imf.org/ external/np/pp/eng/2012/111412.pdf (Accessed: 22.10.2022).
7. Guan, T. (2017) Igra obmennogo kursa: yuan' i pod"em velikikh derzhav [The Exchange Rate Game: The yuan and the rise of the great powers]. Beijing: CITIC Gruppa.
8. International Monetary Fund. (2011) Recent Experiences in Managing Capital Inflows-Cross-Cutting Themes and Possible Guidelines. Washington, DC: IMF. [Online] Available from: http://www.imf.org/external/np/pp/eng/2011/021411a.pdf (Accessed: 22.10.2022).
9. International Monetary Fund. (2022) Review of The Institutional View on The Liberalization and Management of Capital Flows. Washington, DC: IMF. [Online] Available from: https://www.imf.org/en/Publications/Policy-Papers/Issues/2022/03/29/Review-of-The-Institutional-View-on-The-Liberalization-and-Management-of-Capital-Flows-515883 (Accessed: 22.10.2022).
10. Zhou, X. (2015) Speech at the International Monetary and Financial Committee. Forex. Financial Committee. [Online] Available from: http://forex.stockstar.com/ IG2015042400002903.shtml (Accessed: 22.10.2022). (In Chinese).
Информация об авторе:
Цзян Сюйянь - Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]
Information about the author:
Jiang Xuyan, postgraduate student, Saint Petersburg State University (Saint Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 21.01.2023; принята к публикации 21.02.2023.
The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 21.01.2023; accepted for publication 21.02.2023.