СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Назарова Светлана Ивановна,
Филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, [email protected]
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ*
Аннотация
В статье рассматриваются тенденции развития современной системы образования, отдельные аспекты проблемы традиций и инноваций в сохранении социально-экономической и идейно-политической стабильности российского общества. Представлен опыт модернизации национальной системы образования в Китае и рассмотрены инновационные искания российских школ на основе культуросообразного национально ориентированного подхода, сохранения этнических традиций и особенностей регионов России. Ключевые слова:
современная система образования; национально ориентированная система образования; развитие; традиции и инновации в образовании; опыт модернизации образования; этнические традиции; реформирование школы; национальные культуры.
Стратегической миссией современной системы образования является продвижение идей, проектов и новаций, способствующих эффективной модернизации школы. Ориентиром в данном случае будет богатое наследие культуры, которое на протяжении веков создано человечеством и нуждается не только в применении, но чаще всего в открытии. Справедливости ради нужно признаться, что косность является сопутствующим фактором в управлении большими системами, в том числе системой образования. Наука, новые технологии и разработки - все, что способствует развитию процессов в образовании, необходимо вводить в школьную действительность. Это не означает, что сплошное экспериментирование заменит устоявшиеся методики преподавания. Но и излишняя консервативность и сохранение сложившейся традиционности в обучении нового поколения не сделают процесс совершенным.
Статья подготовлена в рамках реализации Государственного задания Минобрнауки России на 2018 год по теме №27.9426.2017/БЧ «Развитие национально-региональных образовательных пространств в условия формирования межгосударственной образовательной политики государств-участников СНГ»
Социально-экономические изменения в мире диктуют другой подход в воспитании и образовании нового поколения. Процессы столь стремительны, что приходится догонять, а не опережать события, а ведь именно школа является показателем развития нашего общества: в ней рождается новое поколение, и поэтому в школе должны происходить процессы обновления, влияющие на все сферы развития общества. В данном случае имеются в виду не только общеобразовательные школы, но и высшие, а также научные школы, информация которых быстрее достигает зарубежных средств массовой информации, чем отечественных.
Образование в стране должно соответствовать растущему уровню потребностей производства и экономики, и дело не в том, чтобы обновление происходило в одночасье: новые люди - новые знания. Школа наша имеет богатейшее педагогическое наследие и историю, которой можно гордиться, уважать ее и на ней учиться. За последние годы мир с уважением наблюдает за стремительным ростом достижений Китая в сфере образования - страны, в которой численность населения равняется одной пятой всего населения земного шара. Действительно, в настоящее время Китай добился значительных успехов в образовании: фактически почти ликвидирована неграмотность населения, введено обязательное девятилетнее школьное обучение, высшее образование из элитарного превратилось в массовое. Все это результат государственной политики, которая ориентирует систему образования и общество в целом на подготовку кадров высокой квалификации, на всестороннее воспитание и развитие молодежи, способной жить и эффективно трудиться в условиях «знаниевой экономики», иными словами, на формирование качественного человеческого потенциала. Поэтому изучение такого масштабного и успешного опыта развития и реформирования китайской национальной системы образования заслуживает самого тщательного исследования, анализа и обобщения. Это особенно важно для России, в которой до настоящего времени непрерывно идут реформы, а объективного научно обоснованного дальнейшего пути развития и совершенствования национальной системы образования нет.
Необходимо отметить, что своими успехами китайская цивилизация в течение своей пятитысячелетней истории обязана трепетному отношению общества и государства к знанию, Учителю, учебе. Учителя, научные деятели, философы, поэты были уважаемыми людьми в обществе, многие из них занимали высокие государственные посты. В период правления Конфуция (551 г. до н.э. - 479 г. до н.э.) и после него образование стало системой и неотъемлемой частью государственной политики. В истории мировых цивилизаций нет даже приблизительного примера столь длительного воздействия идей, речей одного человека и его последователей (учение Конфуция) на государственное строительство, управление и образовательную политику государства. Его идеи и вера в возможность построения в стране идеального общества, основанного на равенстве, мире, человеколюбии и разумном управлении, в течение более 2500 лет вдохновляли ученых и правителей на построение идеального государства. Овладение конфуцианской
мудростью открывало путь к чиновничьей карьере, где конкуренция среди претендентов и требования к экзаменам были весьма жесткими. Длительное время система образования в Китае почти не менялась. Изменения происходили только по мере накопления большого количества новых знаний человечеством. Не вдаваясь в подробности оценки такой системы, отметим, что с позиции европейского подхода вышеприведенная система имеет как положительные моменты, так и отрицательные: так, вплоть до середины ХХ века 80% населения Китая было безграмотным [1].
Ускоренное развитие системы образования в Китае началось после 1950 года при активной помощи Советского Союза. Во второй половине ХХ века Китайская Народная Республика (КНР) многое заимствовала из опыта советской школы. Десятки тысяч студентов КНР учились в советских вузах, в том числе и педагогических. В эти же годы Китаем была позаимствована у СССР структура советской системы образования: дошкольное, школьное, начальное профессиональное, среднее профессиональное (техникумы и училища), высшее и послевузовское образование, а также системы специального и дополнительного образования. Следует отметить, что заимствование было проведено грамотно: успешному реформированию национальной системы образования способствовал фактор учета национальных особенностей, характер и менталитет китайского народа. Модернизирование системы образования производилось с учетом своего длительного исторического опыта и национальных особенностей [7]. И в дальнейшем, в постперестроечное для России время, руководство КНР сохранило все лучшее в образовании, что было создано за период дружбы с СССР. Без каких-либо разрушений старой системы образования Китай перешел к ее реформированию. Успехи современной системы образования КНР определяются грамотным подходом к перестройке образования как основного фактора успешного развития страны в будущем. Одним из важнейших факторов стремительного развития системы образования в Китае за последние несколько лет являются финансовые вложения государства в систему образования. В период с 1993 по 2009 год в зарубежные вузы 103-х стран мира уехали более 580 000 выпускников школ. Ответственность, трудолюбие, трепетное отношение к знаниям, быстрое и качественное освоение чужого положительного опыта, заимствование высоких научных достижений наиболее развитых в научном и экономическом плане стран (США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея, Италия, Сингапур и другие) отличает национальные особенности китайского народа, которые проявляются и в труде, и в обучении. Китай занял первое место в мире по числу обучающихся за рубежом; сегодня ежегодно за рубеж уезжает более 25 тыс. человек, наибольшее число обучается в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Франции, Японии. По количеству патентов на изобретения Китай занимает третье место после США и Японии. Китайской традиции свойственен высочайший престиж образования. По рейтингу QS (QS World University Rankings - рейтинг лучших университетов мира) (2017 г.) 4 китайских учреждения находятся в сотне лучших университетов мира: Пекинский, Шанхайский университет Джао Тонг, университеты Фундань и
Цингау. А по некоторым дисциплинам (инженерные и информационные технологии, химия и другие) китайские университеты лидируют в мировых рейтингах. Сегодня первенство в науке, культуре и искусстве все чаще принадлежит китайскому народу. Так происходит потому, что образование в Китае - это учеба по десять часов в день, каждый день и весь год [5; 6].
В современном мире национальная безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Значение каждой страны в мировой экономике находится в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Развитие науки и экономики предъявляет требования к конкурентоспособности кадров. Изучение состояния образования в различных странах позволяет констатировать, что конкуренция стран в экономической области сводится к борьбе за первенство в области подготовки высококвалифицированных технических специалистов, компетентных в сфере решения системных и практических задач. Модернизация системы общего и профессионального образования становится необходимостью во всем мире, и как общественная подсистема образование находится в определенной зависимости от процессов, происходящих в конкретном обществе.
Инновационные искания российских школ в последние годы оказывались во власти зарубежных концепций и педагогических теорий. Прямое заимствование зарубежных образовательных концепций в России приводило к размыванию нравственных идеалов и снижению гражданско-патриотических чувств, особенно среди молодежи. В результате общество потребления становилось ближе и привлекательней, угасал интерес к отечественной культуре, национально-культурным традициям. Стало ясно, что российское образование теряет свои позиции, которыми так недавно восхищался весь образованный мир. На сегодняшний день настолько ощутима необходимость идти по пути возрождения и культивирования отечественных традиций, что промедление надолго откинет российское образование назад, на десятилетия, и говорить о конкуренции научных кадров и специалистов в области науки и техники будет бессмысленным делом.
В реформировании российского образования наметились тенденции, направленные на сближение и согласование с западными образовательными ориентирами. Вместе с тем следует обратить внимание на собственную позицию приоритетности российского образования. Она заключается в сохранении национально-исторических особенностей страны, с высоким уровнем культуры и науки, ментальности русского народа, отражающейся в идеях и принципах национального воспитания и образования. Россия -многонациональное государство. На огромной территории страны проживает более 190 народов, и, конечно, основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. В условиях современной модернизации системы образования этот принцип может быть реализован через основные образовательные программы с этнокультурной направленностью. Каждый народ, проживающий на территории России,
имеет государственный язык (русский) и свой национальный, который отражает условия жизни, культурные традиции и картины мира, - в этом его уникальность. Ориентация образования на сохранение и обогащение национальных традиций, укрепление своеобразия и самобытности народа на основе единства национальных и мировых идеалов являются чрезвычайно ценными и актуальными в свете реформирования отечественной школы. Одним из эффективных средств решения данной проблемы является образовательно-воспитательный потенциал национальных культур, несущий в себе ценности, традиции и ориентации, которые способны укреплять контакты, объединять все народы, проживающие в одном государстве. В культуре каждого народа есть сокровища, которые должны стать достоянием всего человечества и могут быть фундаментом образования подрастающих поколений многонациональной России. В народных преданиях и легендах есть героические темы борьбы с иноземными захватчиками, есть свой народный герой, наделенный лучшими качествами национального характера. Он являет собой собирательный образ народа, всего лучшего, что в нем есть, и это дает основание говорить о взаимопроникновении культур. Конструктивный диалог национального и интернационального в современном образовании, выстроенный с опорой на характер нации, на традиции и многовековой опыт народа, служит не только обогащению культур, но прежде всего духовно-нравственному воспитанию молодых людей, принадлежащих новому поколению.
Научно-технический прогресс, ускоренный темп внедрения новых инновационных технологий, открытий и технических новшеств предъявляют повышенные требования к компетентности личности, участвующей в современном производстве, в научной, общественной, образовательной деятельности. При этом компетентность личности понимается как ее способность оперативно принимать адекватные решения в непредвиденных ситуациях. Развитие такой личности связано с рядом сложных, многофакторных процессов, таких как государственная образовательная политика, цели государства, наличие эффективных инновационных педагогических, учебно-методических комплексов и систем творческого развития личности. Осознание обществом того, что духовно-нравственное становление нового поколения - это важнейшее условие дальнейшего развития России, изменит отношение к школе как институту, где формируется богатый духовный мир человека. Школа не поставщик определенной услуги населению, а храм, в котором «младое племя» в процессе сотворчества с педагогами и сверстниками «творит себя» (воспитывает и формирует человека разумного, всегда неповторимого и уникального). Этот процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности нуждается в педагогах, обладающих высоким мастерством передачи знаний и опыта, который создан предшествующими поколениями. Эта деятельность направлена на созидание, рождение нового, прогрессивного, способствующего развитию человека и общества.
Духовная культура личности всегда являлась показателем уровня человеческих отношений, нравственно-эстетической и гражданской позиции. Она понимается как интегрированное свойство человека и проявляется в потребности жить, творчески созидая в соответствии с идеалами и «шкалой ценностей», принятых в обществе. На это были направлены усилия приоритетного национального проекта «Образование», активная реализация которого продолжается и сегодня. В настоящее время наряду с техническим образованием, являющимся основой научно-технического прогресса, возрастает роль гуманитарного образования как сдерживающего фактора технократического мышления. Ряд проблем методологического, психолого-педагогических аспектов в отечественном образовании остается нерешенным: он требует теоретико-методологического и методического обоснования
Недостаточно полно освещены системные проблемы организации учебного процесса во всей структуре образовательного пространства: дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального, вузовского и послевузовского образования, методы оценки эффективности подходов в целостной системе непрерывного образования и формирования творческой личности.
Другой важной проблемой является нахождение правильного соотношения в содержательной части программ обучения национальных, региональных элементов по сравнению элементами интернационального характера. Особенно важна роль для дошкольного и младшего школьного возраста применения в обучении и формировании личности национальных архетипов культуры, когда дети чаще всего на невербальном уровне общения хорошо понимают особенности национальной культуры (мимику, жесты, обычаи, привычки, мелодику песен и речи, ритмику движения, национальные символы). Вопрос о соотношении национального и интернационального в воспитании и формировании личности важен, и актуальность его неоспорима для подрастающих поколений, однако приходится констатировать, что культурологические подходы в образовании разработаны недостаточно.
Одним из актуальных направлений модернизации системы образования в настоящий момент является поиск инновационных, нестандартных педагогических технологий, реализующих в том числе концепцию гуманитарного образования, особенно в дошкольный период и в начальной школе. Учебный процесс необходимо выстраивать с учетом новых технологий, современного содержания материала и изменения форм проведения занятий. Следует учитывать также региональный компонент образования, включающий социальную, природную, историческую, культурную среду, особенности инфраструктуры. Одним словом - те особенности, которые составляют местный колорит края, республики, города, области и которые называются «малой родиной», где человек живет, обучается и достигает вершин своего личностного развития. Большое значение для формирования и развития социально ответственной личности имеют соответствующие структуры подготовки кадров, а также структуры системы переподготовки и повышения квалификации педагогов, руководителей образования [3].
В настоящее время государственными структурами принимаются меры, которые являются отражением определенных действий в совершенствовании системы образования. Издан ряд документов, определяющих отечественные приоритеты и стратегические пути развития образования. Например, в «Концепции модернизации российского образования» указывается на необходимость формирования российского самосознания и самоидентичности [2]. В «Национальной доктрине образования», принятой в нашей стране на период до 2025 г., заложены основы построения национальной образовательной системы, которая должна решить ряд задач. Среди них можно выделить задачи, непосредственно направленные на реализацию культуросообразного национально ориентированного образования, а именно:
• поддержание исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
• воспитание патриотов России, граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к культуре и традициям других народов;
• формирование культуры межличностных отношений;
• формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;
• систематическое обновление всех сфер образования в соответствии с изменениями во всех областях общественной жизни [4].
Необходимы региональные научно-методические разработки, в содержании которых четко сформулированы концептуальные положения педагогических систем формирования и развития личности, определены критерии творческого развития, задачи, формы и методы взаимодействия преподавателя с обучающимися в условиях учебной интегрированной деятельности. В этом смысле ключевая позиция принадлежит институтам образования и воспитания, формирующим личность, способную воспринимать непреходящие духовные ценности, принимать адекватные решения в целях сохранения социально-экономической и идейно-политической стабильности, национальной самобытности, быть толерантной в диалоге культур многофакторного полиэтнического, поликонфессионального современного мира. Эта проблема творческого развития личности особенно актуальна в настоящее время на фоне существующих глобализационных процессов в мировом сообществе, в период резкого обострения геополитической и социокультурной ситуации в мире.
Литература
1. Васюхин О.В., Сюй Ц. Сравнительный анализ образования в Китае и России // Материалы III Международной научной конференции «Проблемы и перспективы экономики и управления». СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 79-81.
2. Концепции модернизации российского образования [Электронный ресурс] // Edu.ru: [сайт]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html#1 (дата обращения: 19.02.2018).
3. Назарова С.И. Изменение образовательной среды и ее влияние на систему оценки профессиональной деятельности педагога // Человек и образование. 2017. №1(50). С. 82-87.
4. Национальная доктрина образования [Электронный ресурс] // Edu.ru:
[сайт]. URL: https://studfiles.net/preview/3966146/_(дата обращения:
10.02.2018).
5. Образование в Китае. Высшие, школьные и дошкольные системы образования в Китае [Электронный ресурс] // Businessman.ru: [сайт]. URL: https://businessman.ru/obrazovanie-v-kitae-vyisshee-shkolnoe-i-doshkolnoe-sistema-obrazovaniya-v-kitae.html (дата обращения: 16.02.2018).
6. Система образования в Китае: описание, развитие [Электронный ресурс] // Fb.ru: [сайт]. URL: http://fb.ru/article/249932/sistema-obrazovaniya-v-kitae-opisanie-razvitie_(дата обращения: 16.02.2018).
7. Энциклопедия нового Китая. М.: Прогресс,1989. 509 с.
Nazarova Svetlana Ivanovna,
The Branch of The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg, the Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, [email protected]
TRENDS OF DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATIONAL SYSTEM
Annotation
The article examines the trends in the development of the modern educational system, certain aspects of the problem of traditions and innovations in preserving the socio-economic, ideological and political stability of Russian society. The experience of modernization of the national education system in China is presented, and innovative lawsuits of Russian schools are examined on the basis of culturally appropriate national-oriented approach, preservation of ethnic traditions and peculiarities of Russian regions. Keywords:
modern educational system; national-oriented education system; development; traditions and innovations in education; the experience of modernization of education; ethnic traditions; school reform; national cultures.