204
Международные отношения КНР
А.В. Болятко'
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В ЗОНЕ ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОГО МОРЯ
Аннотация. В статье анализируются современное состояние и перспективы развития ситуации в зоне Восточно-Китайского моря, а также перемены в регионе, связанные с созданием Китаем своей опознавательной зоны противовоздушной обороны. Рассматриваются позиции заинтересованных стран, связанные с обеспечением здесь безопасности, свободы судоходства и воздушных авиатрасс, а также проведения военных учений.
Ключевые слова: Восточно-Китайское море; опознавательная зона противовоздушной обороны; региональная безопасность; обеспечение свободы судоходства.
Ситуация в Восточно-Китайском море в последнее время осложнилась из-за вновь разгоревшегося спора о принадлежности островов, границах и режимах функционирования опознавательных зон противовоздушной обороны, создаваемых странами региона. Главными участники событий выступают Китай, Япония, США и Республика Корея. Причина споров — большое стратегическое, геополитическое и экономическое значение Восточно-Китайского моря, проходящих здесь воз-
* Болятко Анатолий Викторович, д. воен. н, проф., г. н. с. Центра изучения стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.
Тенденции развития ситуации в зоне Восточно-Китайского моря
205
душных и морских коммуникаций, уже открытых и предполагаемых запасов нефти и природного газа, а также богатейших биоресурсов. Не последнюю роль играет китайско-американское соперничество в регионе, усилившееся в связи с «возвращением» США в АТР. Действия Китая в зоне Восточно-Китайского моря в значительной мере продиктованы стремлением устранить свою стратегическую уязвимость с моря. Соединенные Штаты Америки пытаются вернуть и сохранить своё доминирующее положение в западной части Тихого океана, о чем было заявлено президентом Б. Обамой в 2011 г. в новой стратегической доктрине «возвращения» в Азиатско-Тихоокеанский регион. США рассчитывают обеспечить для себя свободу действий в зоне Восточно-Китайского моря путем укрепления своих военных союзов (американо-японский договор безопасности, договор с Южной Кореей), повышения оборонного потенциала союзников и неуклонного наращивания собственного военного присутствия в регионе.
В июне 2010 г. тогдашний министр обороны США Р. Гэйтс заявил: «Наша политика ясна: необходимо, чтобы стабильность, свобода судоходства и беспрепятственное экономическое развитие были сохранены и обеспечены. Мы не встаем на сторону ни одного спорящего государства, но мы против применения силы и таких действий, которые препятствуют свободе судоходства. Мы возражаем против любых попыток запугать корпорации США или других стран, занятых там легальной экономической деятельностью. Все стороны должны вместе разрешить свои разногласия путем мирных, многосторонних усилий, соответствующих общепринятым нормам международного права...»1.
В октябре 2011 г. в журнале Foreign Policy была опубликована программная статья X. Клинтон «Тихоокеанский век США», в которой она ясно обозначила намерение США обновить свои экономические, политические и военные обязательства в регионе. Клинтон представила активную политику укрепления двусторонних военных союзов, установления широкого военного присутствия, участия в многосторонних военных институтах, увеличения торговли и инвестиций, укрепления отношений с растущими региональными державами, включая Китай, и все-
206
Международные отношения КНР
мерного продвижения прав человека и демократии. Все это вместе представлялось ею как «стратегический разворот в АТР», который, как она пишет, «логично вписывается в наши глобальные усилия обеспечить и удерживать глобальное лидерство Америки»2.
В июне 2013 г. на встрече президента Обамы и председателя Си Цзиньпина руководители двух стран договорились создать новый тип отношений великих держав. По мнению министра иностранных дел КНР Ван И, ключевыми элементами этого нового типа отношений должны быть:
• безопасность, отсутствие конфронтации;
• взаимное уважение коренных интересов друг друга;
• взаимовыгодное сотрудничество.
Последовательно укрепляя экономический и военный потенциал, Китай регулярно проводит военно-политические акции, направленные на обеспечение, а иногда просто обозначение своих стратегических интересов в прибрежной зоне Тихого океана. Сначала это касалось проблемы Тайваня и попыток его администрации двигаться в направлении суверенитета острова. Затем Китай обозначил свои интересы в Южно-Китайском море, приняв участие в борьбе за спорные островные зоны3.
В конце 2013 г. после решения Японии об изменении статуса островов Сенкаку (Дяоюйдао) Китай объявил в очередной раз о своих правах на эти небольшие участки суши в Восточно-Китайском море. Но в отличие от ситуации в Южно-Китайском море Китай не ограничился обозначением территориальных претензий на эту зону. Министерство обороны КНР объявило о решении создать в этих водах опознавательную зону противовоздушной обороны. Эта зона включает и воздушное пространство над островами, которые находятся под контролем Японии, однако Пекин считает их своими незаконно оккупированными территориями. Согласно принятому в Пекине решению, иностранные самолеты в этой зоне должны будут заблаговременно направлять в МИД КНР полетный план, отвечать на идентификационные запросы, иметь на борту четкие опознавательные знаки. В противном случае китайские военные оставляют за собой право принять меры оборонительного характера.
Тенденции развития ситуации в зоне Восточно-Китайского моря
207
По словам официального представителя министерства обороны КНР Ян Юйцзюня, опознавательная зона ПВО — территория за пределами воздушного пространства прилегающей к морю страны — создается для предупреждения воздушной угрозы. Она предназначена для распознавания летательных аппаратов, которые входят в воздушное пространство зоны, наблюдения и контроля за ними, а также для реагирования на них. Также она позволяет выиграть время для предварительного предупреждения и защиты воздушного пространства, пояснил представитель оборонного ведомства КНР.
Ян Юйцзюнь также заявил, что правительство Китая создает опознавательную зону в соответствии с международной практикой. Цель создания зоны — защитить государственный суверенитет, предотвратить нарушение воздушного пространства и территориальной целостности и упорядочить полеты летательных аппаратов. «Создание опознавательной зоны, — подчеркнул Ян Юйцзюнь, — необходимая мера реализации Китаем права на самозащиту. Она не направлена против какой-либо конкретной страны или цели, а также не нарушает свободу перемещения в
4
соответствующем воздушном пространстве» .
Поскольку это первая опознавательная зона ПВО, объявленная Китаем, ВВС КНР, по-видимому, не смогут немедленно принять всеобъемлющие меры по вводу ее в действие. Однако, исходя из опыта действий китайских военных (2001 г. — столкновение самолета ВМС США ЕР-3 с китайским истребителем близ о. Хайнань; февраль 2013 г. — облучение китайской РЛС японского эсминца), нельзя полностью исключить готовности китайских военных к решительным действиям, что может привести к неожиданным и серьезным последствиям в регионе.
С технической точки зрения цель опознавательной зоны, установленной за пределами национальных границ (12 морских миль), — определить «друг или враг» с тем, чтобы дать достаточно времени для реакции собственной системы ПВО. Международные правила для установления опознавательной зоны отсутствуют, и эти зоны устанавливаются индивидуально исходя из отечественной практики. Поэтому, вообще говоря, подобная зона не означает и не гарантирует юрисдикцию страны над ус-
208
Международные отношения КНР
тановленной зоной. Даже если опознавательная зона лежит над международными водами, согласно международному праву нет ограничений для пролетов здесь иностранным самолетам.
Свою зону опознавания Японии ввела в действие еще в 1969 г. в рамках системы публикации аэронавигационных сведений, созданной ИКАО для обеспечения полетов и спасательных операций гражданских самолетов. Она предусматривает заблаговременное сообщение входящими в нее самолетами полетных планов. Но это не обязательное требование, оно выполняется на добровольной основе. Естественно, военные самолеты, даже соседних стран, редко сообщают свои полетные планы5.
Что касается контроля гражданских самолетов, то все страны имеют собственные районы информации о полетах, которые обеспечивают их экипажам полетную информацию и в случае необходимости — поисковые и спасательные операции. Центрами таких районов информации в Северо-Восточной Азии являются Фукуока, Шанхай и Тайбей. ВВС сил самообороны Японии получают полетную информацию о гражданских самолетах для своей зоны обнаружения от этих районов информации и просто сравнивают ее с собственными данными. При этом не требуется предоставлять данные о полетных планах заблаговременно.
Проблема заключается не только в том, что вновь объявленная китайская система опознавания накладывается на японскую систему, но и в том, что международные воды с воздушным пространством над ним накрываются китайской зоной обнаружения и, в конце концов, могут оказаться под юрисдикцией Китая. Другим словами, зона обнаружения Китая нарушает свободу полетов над международными водами. Более того, она накрывает японские острова Сенкаку, как если бы они были частью китайской территории. Такая односторонняя попытка изменить статус-кво может привести к непредсказуемым инцидентам и нарушить существующее равновесие в регионе.
Министерство обороны КНР объявило, что оно будет отслеживать зону опознавания в Восточно-Китайском море и требовать от пролетающих самолетов доклада о своих полетных планах в китайский МИД или авиационную администрацию КНР
Тенденции развития ситуации в зоне Восточно-Китайского моря
209
и следования указаниям МО Китая. При невыполнении этих условий Китай будет принимать оборонительные меры против самолета.
По-видимому, Китай предполагает, что как только вновь объявленная китайская зона над Восточно-Китайским морем укрепится, дело будет продолжено путем создания других подобных зон опознавания в районе Южно-Китайского моря. Китай утверждает, что около 90 % этого моря находится под его контролем. Похоже, что Китай начинает выполнять план контроля более обширного района внутри «Первой цепи островов».
Два характерных аспекта китайской зоны опознавания:
1. Большой территориальный охват зоны, включая суверенное воздушное пространство Японии над островами Сенкаку, а также воздушное пространство над Эдо, частично затопленной скалой с исследовательской станцией на ее вершине, находящейся под контролем Сеула. Пекин объявил Сенкаку частью КНР, а Эдо — находящимся внутри исключительной экономической зоны.
2. Пекин требует, чтобы самолеты перед входом в зону делали объявление и получали разрешение от китайских властей, даже если они не собираются входить в воздушное пространство Китая. Такие обременительные требования и посягательство на установленные права свободы навигации как таковые были отвергнуты Токио, Сеулом, Тайбеем и Вашингтоном. Госсекретарь США Дж. Керри во время поездки по странам региона заявил: «Соединенные Штаты не признают эту зону и не будут выполнять ее требования. Зона не должна функционировать, и Китаю следует воздержаться от подобных односторонних действий где-либо в регионе. Для подтверждения такой позиции американские, японские, южнокорейские и тайваньские военные самолеты пересекали китайскую зону опознавания без запроса разрешения Пекина, подобным же образом действовали и гражданские самолеты Японии и Южной Кореи, несмотря на заявление представителя китайских ВВС, что их могли сбить6.
Объявление о создании опознавательной зоны вызвало решительный протест Токио. По словам премьер-министра Японии Синдзо Абэ, «на попытки силой поменять сложившееся по-
210
Международные отношения КНР
ложение вещей мы будем решительно реагировать и последовательно защищать морское и воздушное пространство страны». C. Абэ отметил, что действия КНР не имеют для Японии никакой обязывающей силы. «Китай действует в одностороннем порядке, что ведет к эскалации напряженности», — заявил премьер. По его словам, Пекин нарушает принцип свободы полетов, поскольку требует от всех самолетов в опознавательной зон подчиняться указаниям вооруженных сил КНР. «Это угрожает безопасности воздушного пространства и может привести к крайне тяжелым последствиям», — подчеркнул Абэ, потребовав от Пекина отменить данное решение7.
Премьер сообщил, что Токио будет координировать свои действия на этом направлении с США как с военным союзником, а также с другими заинтересованными странами. В свою очередь министр обороны Японии Ицунори Онодэра, выступая в парламенте, подчеркнул, что ВВС страны будут принимать жесткие меры в случае нарушения воздушного пространства страны.
Со своей стороны США подтвердили союзнические обязательства по обеспечению безопасности Японии в связи с решением КНР создать зону воздушной обороны в Восточно-Китайском море. Назвав ее создание попыткой изменить статус-кво в регионе, министр обороны США Ч. Хейгел отметил, что односторонние действия Китая усиливают риск возникновения конфликта в результате недопонимания и неправильных выводов о намерениях другой стороны.
Уже через два дня после указанных заявлений два американских бомбардировщика В-52 поднялись в воздух с базы ВВС США на о. Гуам и без предупреждения пролетели над спорными островами, вошли в созданную КНР зону. Представитель Пентагона заявил: «Мы осуществляли операции в районе Сен-каку. Мы по-прежнему следовали нашим обычным правилам, в том числе не предоставляли полетных планов, не направляли заранее уведомлений и не регистрировали частоты наших переговоров»8. Он также отметил, что никаких действий со стороны Китая в связи с этим не последовало.
23—24 апреля 2014 г. президент США Б. Обама в рамках азиатского турне посетил Японию. Главной темой его пресс-конфе-
Тенденции развития ситуации в зоне Восточно-Китайского моря
211
ренции в Токио был вопрос об островах Сенкаку. Он заявил, что эти острова подпадают под действие ст. 5 американо-японского договора о безопасности. Согласно этой статье стороны договора будут отвечать на нападение на территории, находящиеся под администрацией Японии. Указанное заявление явилось важным событием в отношениях США и Японии, поскольку Обама стал первым действующим президентом США, который ясно обозначил изменение традиционной американской позиции не принимать какую-либо сторону в территориальных спорах9.
Аналитики задаются вопросом, почему Обама сделал такое смелое заявление. Вопрос важен в связи с тем, что китайско-японские отношения, по-видимому, находятся в нижней точке за последний период. Такое заявление связано с решением вызвать недовольство Китая и дестабилизировать американо-китайские отношения, которые вроде бы укрепились со времени американо-китайской встречи на высшем уровне в Калифорнии в июне 2013 г. Заявление Обамы было тем, что хотело услышать японское руководство со времени начала эскалации напряженности в Восточно-Китайском море в сентябре 2010 г. Оно прозвучало в ответ на ряд шагов Японии по укреплению японо-американских отношений.
По существу, слова Обамы были лишь подтверждением заявлений, сделанных в свое время государственными секретарями США X. Клинтон и Дж. Керри и американскими министрами обороны Л. Панетта и Ч. Хейгел.
Не исключено, что в ближайшем будущем мир будет свидетелем ужесточения политики США не только по отношению к России, но и на китайском направлении.
Примечания
1 URL: www.defense.gov/Speeches. 05.06.2010.
2 Clinton H. The Pacific Era of US. Foreign Policy. 11.10.2011.
3 Локшин Г.МЮжно-Китайское море: трудный поиск согласия. М. ИДВ РАН. 2013.
212
Международные отношения КНР
4 URL: http://www.redstar.ru/index.php/2011-07-25-15-56-32/item/12900-spetszona-protivorechij
5 URL: http://www.jiia.or.jp/en/commentary/201401/17-1.hyml
6 Chang Gordon G. Economic Implication of Provocative Chinese Behavior in the East China Sea. URL: www.mansfieldfdn.org
7 URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/vozduh-site-anons.html
8 URL: http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/792680
9 Singh B. Obama, the Senkaku/Diaoyu islands, and the US-Japan Security Treaty. PacNet#36A. 07.05.2014.