Налогообложение в российской экономике
Е.Н. Пятшева
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассмотрены тенденции и возможности увеличения эффективности имущественного налогообложения за счет изменения характера расчета налоговой базы.
Ключевые слова: Налоговый кодекс, налог, недвижимое имущество, кадастровая стоимость.
Важным направлением налоговой политики Российской Федерации до 2016 г. является переход к налогу на недвижимое имущество для организаций1. Новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, при этом налог относится к региональным с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.
Как известно, налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. С развитием и преобразованием его форм неизменно происходит изменение налоговой системы. В современном обществе налоги выступают в качестве основного источника дохода государства. Кроме того, они выполняют не только финансовую функцию, но также используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его структуру и динамику, на развитие научно-технического прогресса.
Главной особенностью налогов на имущество является высокая степень стабильности налоговой базы в течение налогового периода и независимость от результатов финансово-хозяйственной
© Пятшева Е.Н., 2014
деятельности предприятий. С точки зрения экономики назначение налога заключается в стимулировании предприятий эффективно использовать имеющееся в их распоряжении имущество; с точки зрения финансов - в обеспечении бюджетов регионов стабильным источником дохода.
Несомненным достоинством имущественных налогов является то обстоятельство, что объекты недвижимости трудно утаить, а определение их стоимости с целью налогообложения происходит независимо от желания собственников.
Имущественные налоги являются разновидностью прямых налогов, история которых насчитывает не одну сотню лет. В современной налоговой системе имущественные налоги играют далеко не последнюю роль, причем значение их неуклонно возрастает.
Если говорить об имущественном налогообложении в России как институте, то он начал активно развиваться лишь в середине XIX века2. Требовалось реформирование и упорядочение всех сфер жизни феодальной России, в том числе и финансовой, так как страна развивалась уже по капиталистическому пути.
До 1917 года имущественный налог в России в ранее существовавшей государственной системе налогов и сборов взимался с разного рода имущества, находящегося в основном в личной собственности. Налогом облагалось недвижимое имущество по внешним признакам и твердым нормам доходности с применением кадастра (реестра), содержащего сведения об оценке имущества и средней доходности объектов3.
В результате революции 1917 года произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы. В сущности, говорить о налогообложении и конкретно имущественном налогообложении в данный исторический период было бы не совсем справедливым, так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.
С конца 70-х годов прошлого столетия имущество предприятий облагалось налогом в форме платы за производственные фонды. Объектом налогообложения являлись основные промышленно-производственные фонды и нормируемые оборотные средства.
Плата за фонды должна была стимулировать предприятия лучше использовать закрепленные за ними производственные основные фонды, способствовать повышению материальной заинтересованности в экономии новых капитальных вложений, служить важным источником формирования доходов госбюджета и централизованных фондов государства. Плата за фонды вносилась в бюджет независимо от выполнения плана по прибыли4.
В 1979 году плата за фонды начала исчисляться по установленным нормативам (ставкам), дифференцированным по отраслям промышленности.
С принятием Закона СССР «О государственном предприятии» в 1987 году начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Однако лишь после распада СССР был введен налог на имущество предприятий. Это произошло в начале становления налоговой системы современной России.
Законом Российской Федерации от 13.12.1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий»5 было предусмотрено налогообложение имущества в его стоимостном выражении, находящегося на балансе предприятия и представляющего собой совокупность основных и оборотных средств и финансовых активов.
Налог на имущество юридических лиц был введен в действие с 1 января 1992 года на базе Федерального закона «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.1991 г. (с учетом изменений и дополнений) в качестве регионального налога.
В 1992-1993 годах объектом налогообложения в соответствии с Законом № 2030-1 являлось имущество, представляющее собой совокупность основных и оборотных средств и финансовых активов, включая расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги. В последующие годы объект налогообложения по налогу на имущество существенно изменился и налогом на имущество стали облагаться только основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты. В последующем данная норма была закреплена Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. № 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"» и исчисление налога с финансовых активов, в том числе денежных средств, было отменено.
Таким образом, с 1994 до 2004 года налогообложению подлежали основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.
Важным этапом в развитии имущественного налогообложения стало введение Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 139-ФЗ
главы 30 Налогового Кодекса Российской Федерации «Налог на имущество организаций» (вступила в силу с 1 января 2004 года)6. Данный налог имеет статус собственных доходных источников, и сумма налога зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Положения по налогу на имущество, введенные указанной главой, с некоторыми изменениями действуют и сегодня.
При построении современной налоговой системы предусматривалось, что имущественные налоги должны относиться к ведению региональных и местных органов власти, а также стать одним из существенных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2010 году - 6%, в 2011 году - 9%, в 2012 году - 8%7.
Уменьшение доли имущественных налогов за последние годы в общей сумме налоговых платежей связано с двумя основными причинами:
- возрастанием роли других налогов (например, налога на добычу полезных ископаемых);
- применением в качестве налоговой базы по налогу на имущество балансовой стоимости основных средств, которое приводит к снижению размера налоговой базы по налогу.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. также, несомненно, играет отрицательную роль.
Поэтому налогообложение имущества должно совершенствоваться и перестраиваться в целях сокращения степени перераспределения национального дохода через систему налогообложения. Действующая в России налоговая система к чистому налоговому бремени порождает огромные дополнительные издержки - объем нормативной документации, регулирующей учет.
Проводимые реформы в Российской Федерации сегодня связаны с переходом от остаточной стоимости имущества к кадастровой стоимости, которая теперь заменяет их инвентаризационную стоимость и земельный налог.
Данный подход обусловливается тем, что органы власти таким образом могут реально обеспечивать эффективный контроль над накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, оценивать необходимость предоставления налоговых льгот.
Целями концепции реформирования имущественных налогов и перехода на налогообложение недвижимости являются:
- снижение налогового бремени, возложенного на товаропроизводителей за счет переноса налога на пассивную часть основных фондов (недвижимое имущество);
- стимулирование модернизации производственных мощностей, так как они выводятся из-под налогообложения;
- стимулирование эффективного использования земли, зданий, сооружений и постепенное увеличение интенсивности использования или перераспределения недвижимости в пользу более эффективных пользователей;
- создание стабильной базы доходов региональных и местных бюджетов за счет стимулирования развития рынка недвижимости;
- укрепление прав собственности и повышение деловой активности;
- более справедливое распределение налогового бремени, поскольку владельцы дорогих объектов будут платить в бюджет больше;
- установление для организаций более рациональных налоговых льгот, имеющих стратегическое значение для страны или носящих социальный характер;
- упрощение системы налогообложения.
Федеральным законом № 307-Ф3 от 02.11.2013 г. глава 30 дополнена статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которая регламентирует особенности:
- определения налоговой базы;
- исчисления и уплаты налога.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 02.11.2013 г. № 307-Ф8. Данный закон внес изменения в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Наиболее важные изменения коснулись налогообложения некоторых объектов недвижимости. К этим объектам относятся:
- административно-деловые центры и помещения в них;
- торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Стоит обратить внимание, что после принятия закона переход к определению налоговой базы как их среднегодовой стоимости не допускается.
Второй важный аспект в изменениях, которые внес Федеральный закон № 307-ФЗ от 02.11.2013 г., это исчисление суммы налога и суммы авансовых платежей по нему для объектов недвижимости, чья налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества. Для них действуют следующие особенности9:
- сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;
- в случае, если кадастровая стоимость была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и/или указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, без учета положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
- объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого имущества, если иное не предусмотрено главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации.
И последний аспект, в отношении которого были произведены дополнения Федеральным законом от 02.11.2013 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»10, это налоговая ставка для объектов недвижимости организаций с учетом кадастровой стоимости, данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Максимальные размеры налоговых ставок по налогу на имущество организаций,
налоговой базой которых признается кадастровая стоимость, %11
Субъекты Российской —Федерации Налоговый период ------- Москва Иные субъекты Российской Федерации
2014 г. 1,5 1
2015 г. 1,7 1,5
2016-й и последующие годы 2 2
В настоящий момент имеется единая электронная картографическая основа для территории Российской Федерации и публичная кадастровая карта, созданная Росреестром 1 марта 2010 г.12 Исходными данными для создания публичных кадастровых карт являются сведения Государственного кадастра недвижимости. Таким образом, методика определения кадастровой стоимости объектов широко используется и периодически обновляется.
На основании принятых Госдумой в третьем чтении поправок к Федеральному закону от 02.11.2013 г. № 307-Ф3 регионам разрешено переводить офисную и торговую недвижимость на уплату налога на имущество с кадастровой стоимости. Единственный субъект, который сможет воспользоваться этой возможностью пополнить бюджет уже в 2014 году - Москва.
Поскольку налог региональный, новый порядок определения налоговой базы делегирован субъектам РФ как право, а не как обязательная норма. Это следует из поправок в ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации. Наряду с такими элементами, как установление налоговой ставки, порядка уплаты, предоставление налоговых льгот, субъекту Российской Федерации также предоставляется право устанавливать особенности определения налоговой базы. Их и регулирует Закон № 307-Ф3 в рамках статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По данным департамента экономической политики и развития города Москвы, будет получено дополнительного дохода в бюджет города приблизительно на 35 млрд руб. больше в 2014 году за счет
налогообложения порядка 20% недвижимости, которая удовлетворяет условиям нового федерального закона13.
Сегодня значительную часть дохода бюджета составляет налог на прибыль организаций. Это говорит о том, что субъектом Федерации постоянные расходы финансируются за счет конъюнктурных доходов. Начав работать над этой проблемой, Правительство Москвы обратило внимание на сектор торговли и сектор аренды недвижимости, так как их доходы никак не влияли на пополнение бюджета14. Было выявлено, что похожие торговые центры на 1 кв. м уплачивают совершенно разные суммы налога. Это происходит из-за того, что один владелец принимал объект на баланс по его рыночной стоимости, как новое здание, а другой - по балансовой (с которой ранее и уплачивался налог на имущество организаций), т. е. по стоимости строительства. Разница между такими поступлениями в бюджет составляет до восьми раз. Единственным выходом из подобной ситуации стал переход на налогообложение имущества по кадастровой стоимости. Новый закон дает возможность региону приблизиться к мировой практике. В крупных городах мира доля налога на имущество организаций в доходах бюджета - от 25 до 30%, тогда как в Москве - всего 6%15.
Современная налоговая система зарубежных стран нацелена на обеспечение эффективного развития производственных инвестиций. От принципа «больше произвел - больше уплатил налогов» переходят к принципу «больше налогов платит тот, кто больше имеет»16. Это ведет к повышению фискальной функции имущественных налогов, объект обложения которых не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
В Германии налог на недвижимость (Grundsteuer) налагается ежегодно органами местного самоуправления на недвижимое имущество, вне зависимости от его назначения (коммерческое пользование или нет). Он налагается на налоговую стоимость имущества по общей федеральной ставке 0,35%. Результат умножается на местный коэффициент, который может составлять от 280 до 600%, в силу чего конечная ставка составляет от 0,98 до 2,1% налоговой стоимости имущества. Средняя ставка составляет около 1,5%. Для юридических лиц налог может служить основой вычетов для целей налога на прибыль компаний.
В Великобритании взимается единый налог на имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности (national non-domestic rate - NNDR). Органы местного самоуправления взимают налог на недвижимость (universal business rate -UBR)17. Налогооблагаемая база в данном случае - предполагаемая
сумма годовой арендной платы. Налог, выплаченный на недвижимость, занимаемую для целей торговли, бизнеса, профессиональной деятельности, может служить основанием вычета для налога на доходы компаний. Налоговые ставки для ИБИ на 31 марта 2013 года были следующими: если годовая арендная плата была не более 15 тыс. долл., ставка составляла 46,5%, более 15 тыс. долл. -47,4%; для Уэльса ставки составляли 42 и 42,9% и граничная сумма была равна 10 тыс. долл., а не 15 тыс. долл.; в Шотландии и Северной Ирландии применялись другие системы.
В Швеции государственный налог на недвижимость fastighetsskatt) налагается на все виды недвижимости, которая может быть использована для проживания, в коммерческих и производственных целях. Налогооблагаемая база - оцененная стоимость имущества на дату на два года ранее, чем соответствующий налоговый год (в случае частного жилого помещения за границей - 75% его рыночной стоимости). В данном случае обеспечивается преимущество, связанное с тем, что органы, проводящие оценку, могут проанализировать всю информацию, необходимую для оценки18. Налоговая ставка 1% на помещения, используемые в коммерческих целях, и 0,5% на промышленную собственность. Новые жилые помещения освобождаются от налога на первые 5 лет, на следующие 5 лет ставка снижена на 50%. Все предоставляемые льготы относятся к объектам недвижимости. Налог может служить основой вычетов для целей налога на доходы компаний.
Несмотря на эффективность введения налога на недвижимость с 2014 года, могут возникнуть проблемы и последствия его введения.
1. Проблема кадастрового реестра. Много вопросов возникает к перечню, потому что он должен быть основан на данных кадастра, но они не всегда отражают фактическое использование объектов. Тем не менее в законе предусмотрено, что вид фактического использования будет определять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а порядок отнесения к тому или иному виду разрешенного использования будет утверждать Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России19.
2. Зачастую установленное значение кадастровой стоимости объекта недвижимости по тем или иным причинам значительно превышает рыночную стоимость этого имущества. В подобных случаях собственники и владельцы объектов недвижимости могут успешно добиться изменения кадастровой оценки своих объектов недвижимости в судебном порядке. По этому вопросу наработана обширная судебная практика.
Чтобы снизить расходы в связи с увеличением отчислений по налогу на недвижимость, владельцы торговых центров, возможно, повысят арендную ставку. А арендаторы, в свою очередь, чтобы избежать снижения дохода, могут повысить цены на товары. Однако на новый порядок будет переведена % часть зданий, следовательно, будет иметься крупный сектор, которого повышение налогообложения не коснется и он, возможно, не даст значительно повысить цены.
Исходя из анализа тенденций развития системы имущественного налогообложения в Российской Федерации, можно предположить две основные тенденции развития.
С одной стороны, окончание процесса массовой кадастровой оценки и доработки процедуры кадастрового учета объектов недвижимости позволит ввести единый имущественный налог как на землю, так и на иное недвижимое имущество. То есть некоторыми организациями будет уплачиваться единый налог на недвижимость, расчет которого будет производиться с учетом кадастровой стоимости объекта недвижимости, который позволит значительно уменьшить налоговое бремя за счет объединения земельного налога и налога на имущество организаций. Это позволит повысить эффективность имущественного налогообложения организаций.
С другой стороны, создание стабильной базы доходов региональных и местных бюджетов за счет стимулирования развития рынка недвижимости в свою очередь станет серьезным рычагом влияния на инновационную деятельность в пределах Российской Федерации.
Примечания
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ 30.05.2013) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147172 (дата обращения: 13.05.2014). Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011. C. 78. Там же.
Алиева Б.Х., МусаеваХ.М. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 279.
Закон РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» // Российская газета. 1992. № 56. 10 марта. Майбуров И.А. Указ. соч. C. 94.
3
4
5
7 Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: http://minfln.ru/ru
8 Налог на имущество организаций: реформа продолжается [Электронный ресурс] // Audit-it.ru. URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/ a37/680301.html (дата обращения: 13.09.2014).
9 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Гл. 30. Ст. 378.2. П. 13 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
10 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Гл. 30. Ст. 378.2. П. 14 // Там же.
11 Комментарий к главе 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902103809 (дата обращения: 19.09.2014).
12 Публичная кадастровая карта [Электронный ресурс] // Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. URL: http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline (дата обращения: 11.05.2014).
13 Мягкова М. Кадастром по балансу. Торговые и офисные центры обложат новым налогом [Электронный ресурс] // Дом Lenta.ru. URL: http://dom.lenta.ru/ articles/2013/10/25/nalog (дата обращения: 08.05.2014).
14 Там же.
15 Ресурс по части налогообложения в секторе коммерческой недвижимости есть [Электронный ресурс] // Коммерсант.т. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2330212 (дата обращения: 17.05.2014).
16 Косарева Т.Е. Налогообложение организаций и физических лиц: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. С. 126.
17 За имущество придется заплатить. По западному сценарию [Электронный ресурс] // Российская бизнес-газета. URL: http://www.rg.ru/bussines/rinky/707. shtm (дата обращения: 18.05.2014).
18 Кашин В.А., Абрамов М.Д. О налоговых системах Ирландии и Швеции // Налоги и налогообложение. 2012. № 12. C. 48-52.
19 Налог на имущество организаций: реформа продолжается [Электронный ресурс].