полной кинетической энергии машины. Следует отметить, что это данные для движения одиночной машины. При движении машины в колонне ее средняя скорость будет еще ниже, а следовательно, значение рекуперируемой энергии уменьшится [6]. Следовательно, рекуперация кинетической энергии в гусеничных машинах для ее последующего преобразования в движение нецелесообразна. Однако при этом не исключается использование рекуперированной энергии в других целях, например как источник энергии для работы внутренних и внешних устройств (ремонтных мастерских, жилых модулей). Основной причиной низкой степени рекуперации являются потери в гусеничном движителе.
Как отмечалось ранее проблема эффективного использования имеющихся энергетических ресурсов очень актуальна, особенно в транспорте. Поэтому в настоящий момент ученые стараются снизить потери энергии при движении автомобиля и все больше осознают необходимость применения альтернативных источников энергии как для лёгкой, так и для тяжелой техники. Снижение потребления топлива достигается различными способами. Современные разработки в области электродвигателей и накопителей энергии позволяют накапливать большую энергию при небольших габаритах. Поэтому они все чаще применяются в автомобилестроении и робототехнике для создания гибридных и полностью электрических маделей. Также, активно ведется изучение и проектирование элементов, которые позволят гусеничным машинам эффективнее проводить боевые операции, повысить манёвренность, экономичность и динамику. Применение гибридных технологии, рекуперативных систем, сложных систем управления, электронных элементов позволяет повышать экологичность, экономичность транспортных средств и их энергоэффективность. В связи с этим актуальной задачей современных производителей транспортных средств можно назвать разработку систем эффективного использования энергии в процессе движения. В настоящий момент наиболее перспективной является разработка гибридных приводов как для колесных, так и для гусеничных машин.
Список литературы
1 Znanieavto.ru / О системах рекуперации энергии в автомобилях BMW и других. URL: http://znanieavto.ru/nuzhno-znat/rekuperaciya-energii-tormozheniya.html, свободный. Загл. с экрана.
2 Ekomob.ru /Электромобили. Преимущества и недостатки. URL: http://ekomob.ru/elektromobili-preimuschestva-i-nedostatki.html, свободный. Загл. с экрана.
3 Гибридный автомобиль. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Гибридный_автомобиль, свободный. Загл. с экрана.
4 Камолиддин З. З. Анализ способов рекуперации энергии торможения на автомобиле. 2013.
5 Красневский Л. Г., Николаев Ю. И. Перспективы применения гибридных силовых установок в военной автомобильной технике (по материалам зарубежной печати) // Актуальные вопросы машиноведения : сб. научн. тр. / ОИМ НАНБеларуси. Вып. 3. Минск, 2014. C.77-82.
6 Наказной О. А., Харитонов С. А, Никитин В. А. Частичная оценка целесообразности применения электрической трансмиссии быстроходных гусеничных машин. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013. Вып. 10.
УДК 629.119.5 (075.8)
М.М. Долгорсурэн, С.П. Жаров Курганский государственный университет
тенденции развития сети автозаправочных станций
Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития сети автозаправочных станций в России и представлен выбор критериев, позволяющих оценить эффективность данной сети для различных категорий автозаправочных станций. Предлагаемые материалы позволяют дифференцировано оценить сеть дорожных и городских автозаправочных станций.
Ключевые слова: автозаправочная станция (АЗС), автомобиль, топливо, протяженность дороги, интенсивность движения по дороге.
M.M. Dolgorsuren, S.P. Zharov Kurgan State University
development trends of
FILLING STATION CHAIN
Annotation. The article considers peculiarities of development trendsof filling station chain in Russia and represents the criteria choice for estimation of effectiveness of the chain for different filling station categories. The suggested methodologies allow estimatingthe chain of roadside and urban filling stations.
Keywords: filling station, automotive vehicle, fuel, astretch of road, vehicle density.
ВВЕДЕНИЕ
История развития автозаправочных станций (АЗС) как специализированных «топливных» магазинов началась с 1907 года, когда в Сиэтле компанией Standard Oil of California (сейчас ChevronTexaco) была открыта первая АЗС [6]. Первые станции располагались в сараях, в которых устанавливали бочки с топливом и ручными насосами.
Однако владельцы таких АЗС быстро поняли, что для дальнейшего развития бизнеса без стандартизации и маркетинга уже не выиграть нарастающую конкурентную борьбу, поэтому уже с начала двадцатых годов на АЗС стали активно внедряться единые корпоративные стандарты оформления станций с помощью ярких и запоминающихся логотипов владельцев и единых сервисов.
В России первые заправочные станции по-
явились еще в 1911 г., когда Императорское Автомобильное Общество заключило договор с Товариществом «Братья Нобель» относительно «Бензиновых станций». Уже в 1914 в крупных городах страны работало 440 таких станций.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Наиболее интенсивно развитие АЗС начинается в 50-х годах прошлого века. В Советском Союзе все предприятия нефтепродуктообеспе-чения (нефтехранилища, трубопроводы, нефтебазы, АЗС) объединял «Госкомнефтепродукт». Согласно инструкциям «Госкомнефтепродукта» регулировался порядок поступления, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов на нефтебазах и автозаправочных станциях (Инструкция о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР (утв. письмом Госкомнефтепродукта СССР от 15 августа 1985 г. № 06/21-8-446).
В 1985 году количество коммерческих АЗС в Советском Союзе было 3200, на которых было установлено, более 19 тысяч топливо-раздаточных колонок. Система нефтепродуктообеспече-ния представляла собой четко сложившуюся иерархию с пирамидальным принципом управления из одного центра с устойчивыми связями и гибкими территориальными звеньями. В которой были разработаны соответствующие критерии для размещения сети автозаправочных станций.
Начиная с 90-х годов система АЗС в России развивалась достаточно стихийно, данный сектор рынка был очень привлекательным для бизнеса, а влияние государства минимальным. Конкуренция в топливном бизнесе весьма острая, а значит, в руках частника дело это прибыльное. Интенсивно открывались частные АЗС, при этом не было единой системы развития инфраструктурной сети.
В погоне за прибылью предприниматели нередко используют различные иногда недопустимые приемы и действия, что нередко отражается и на качестве предлагаемого топлива. Например, в отличие от западных рынков, где качественные характеристики продаваемого топлива практически идентичны и не зависят от конкретных поставщиков, в России одним из ключевых факторов конкурентоспособности является именно качество топлива.
Широкое распространение относительно дорогостоящих автомобилей импортного производства, чувствительных к качеству горючего, предопределяют особое внимание, которое уделяют их владельцы выбору заправочной станции. На психологическом уровне предпочтение отдается сетевым станциям вертикально-интегрированных нефтяных компаний, а также крупных и известных розничных торговцев. Предполагается, что качество топлива у них должно быть выше. Отсюда брэндовая составляющая приносит большую рыночную стоимость.
Владельцы н езависимых АЗС счита ют, что СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 11
выгодное расположение АЗС и ее техническое оснащение не гарантируют устойчивую прибыль. Поэтому в последнее время популярен так называемый франчайзинг. Некрупный владелец АЗС, используя брэнд одной из известных нефтяных компаний, увеличивает продажи. Как показывает опыт, только переход под крыло ЛУКОЙЛа может повысить продажу бензина на частной заправке в два раза.
Сегодня рынок автозаправочных станций в России продолжает развиваться. В мегаполисах, таких как Москва, Екатеринбург сеть автозаправочных станций в основном сформировалась и её развитие идет по пути технического совершенствования и расширения функциональности.
Согласно данным Российского топливного союза (Доклад на совещании ЦМТУ Росстандарта 10 декабря 2013 г.) [2], в 2012 году было зарегистрировано 21203 АЗС, из них 7373 АЗС принадлежат ведущим компаниям, а 13830 независимых АЗС.
В 2014 году сеть автозаправочных станций России, по данным различных источников оценивается в широком диапазоне, так например по данным автостата имеется информация о 24666 АЗС [3]. В Курганской области по данным 208 АЗС, в Кургане 69 АЗС. По данным другого источника [4] в России насчитывается 45000 АЗС.
Такая большая разница может иметь следующее объяснение, в первом случае речь идет только о АЗС зарегистрированных в базе данных как коммерческие предприятия, а во втором случае данные приводятся с учетом всех АЗС и топливозаправочных пунктов, на которых заправляется ведомственный автотранспорт дорожных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий, в этом случае регистрацией занимаются природоохранный организации.
Статистические данные характеризующие количество АЗС имеют важное значение при оценке развития инфраструктуры автомобильного транспорта, в которой автозаправочные станции занимают ведущее место.
Основные тенденции в развитии сети автозаправочных станций в России аналогичны мировым тенденциям. Как и во всех развитых странах, в России основным направлением в развитии автозаправочного бизнеса стало создание многофункциональных комплексов, обеспечивающих обслуживание клиентов в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Современная АЗС расширяет набор предлагаемых услуг автовладельцам. Особенно это актуально для дорожных АЗС, которые в настоящее время представляют собой мощные автозаправочные комплексы.
Данные комплексы предлагают клиентам широкий диапазон услуг: заправка автомобилей топливом, продажа эксплуатационных материалов и запчастей, продажа продуктов питания и потребительских товаров, услуги кафе, мотелей, охр а н я е м ые с_т о я н к и , п о с_ты м о й ки , ш и н о монт а жа и
63
ремонта, посты самообслуживания. Расширение функциональности автозаправочных комплексов позволяет повысить доходы предприятия и более полно удовлетворить потребности автовладельцев. Основой таких комплексов продолжает оставаться автозаправочная станция.
Рассматривая тенденции развития сети АЗС в России необходимо учитывать и многолетний зарубежный опыт. Так, например, если мы сравним данные о количестве АЗС в период 80-х годов прошлого века и спустя 30 лет в 2012 году, наблюдается интересная зависимость (таблица 1).
Таблица 1 - Сравнительная характеристика сети АЗС
Страна США Германия Англия Франция Япония Италия
Численность АЗС, тыс.шт 1982 214 46 38 44 33 39
2012 121,4 19,6 8,9 13,1 38 23,2
Как видно из приведенных данных в большинстве развитых стран количество АЗС снизилось в 2 и более раз. В развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Африки происходит рост количества АЗС [4]. Основной причиной этого процесса конечно является целенаправленная деятельность крупных игроков топливного рынка.
В России, как указывалось в эти годы процесс развития сети АЗС имеет положительную динамику. Количество АЗС в СССР в 80-х годах было несравнимо ниже, чем в развитых странах 3 тысячи 200 автозаправочных станций, а в 2012 году только коммерческих АЗС 21203. Сейчас уже можно говорить о насыщении рынка нефтепродуктообе-спечения точками розничной торговли топливом (АЗС) и поэтому необходим детальный анализ, с целью выбора критериев оценки сети АЗС.
В качестве таких критериев предлагаются следующие: удельное количество автомобилей, приходящихся на одну АЗС, протяженность дорог на одну АЗС, территория на одну АЗС и количество топлива реализуемого через одну АЗС.
В 2014 году сеть автозаправочных станций России насчитывает 24514 АЗС, в Курганской области 207 АЗС, в Кургане 69 АЗС. При этом в России зарегистрировано 40,8 млн. легковых автомобилей, 8,1 млн. коммерческих автомобилей и 2,5 млн. единиц мототранспорта. В таблице 2 представлены данные о развитии инфраструктуры автомобильного транспорта в некоторых странах в 2012 году.
В Курганской области 308594 автомобиля, на одну АЗС приходится 1490 автомобилей. В городе Кургане, 107687 автомобилей и 69 АЗС. Значит на одну АЗС приходится 1561 автомобиль.
Таблица 2 - Количество автомобилей приходящихся на одну АЗС
Страна Кол-во Коло-во ав- Удельное кол-во
АЗС, шт. томобилей, автомобилей на
млн шт. одну АЗС, авт./
АЗС
Беларусь 800 2,6 3250
Китай 98500 250 2538
Россия 21200 50,5 2382
США 121400 252 2076
Япония 38000 73,9 1946
Канада 12300 22 1789
Европа 134000 230 1716
Украина 6200 8,2 1323
Казахстан 4300 3,6 837
Протяженность автомобильных дорог в России 1 млн. 396 тысяч километров, на одну АЗС приходится 56,9 километров. Анализ автодорог в Курганской области показывает что из общего количества автодорог: 730 км дорог федерального значения, 2035 км регионального, 5863 муниципального и 8597 местных. Из них 8955 км дорог с твердым покрытием. Тогда на одну АЗС приходится 44 км автомобильных дорог с твердым покрытием.
Однако этот показатель учитывает все АЗС Курганской области, которые включают и АЗС г. Кургана, Шадринска и других районных центров 144 АЗС (таблица 3).
Таблица 3 - Количество городских АЗС в Курганской области
Город (район- Кол-во Город (районный Кол-во
ный центр) АЗС центр) АЗС
(шт.) (шт.)
Курган 69 Далматово 2
Катайск 2 Куртамыш 5
Макушино 4 Петухово 4
Шадринск 17 Шумиха 6
Щучье 3 Альменево 1
Белозерское 3 Варгаши 3
Глядянское 2 Звериноголовское 3
Каргаполье 3 Кетово 2
Лебяжье 3 Мишкино 2
Мокроусово 1 Половинское 1
Сафакулево 1 Частоозерье 1
Шатрово 2 Целинное 1
Юргамыш 2 Красный Октябрь 1
Без учета городских АЗС, в Курганской области около 64 АЗС расположены на областных дорогах и тогда удельный показатель для дорожных АЗС по Курганской области, равен 139 километров дорог с твердым покрытием на одну АЗС.
Анализ показывает, что АЗС в основном располагаются на дорогах федерального и регионального значения, а их общая протяженность в области 2765 километров, тогда на одну дорожную АЗС приходится 43 километра. Данный параметр соответствует общероссийским данным
и рекомендациям по развитию дорожной инфраструктуры. Кроме того необходимо учитывать, что большинство городов и районных центров расположены в непосредственной близости от дорог федерального и регионального значения и АЗС расположенные на этих дорогах отнесены к городским.
Для анализа дорожной сети города Кургана, рассмотрим протяженность основных улиц города по которым осуществляется движение автомобильного транспорта, общая их протяженность 134600 километров.
Таблица 4 - Протяженность основных транспортных магистралей г. Кургана
Название проспекта/улицы Протяженность, м
Пр. Машиностроителей 7600
Пр. Голикова 6700
Пр. Конституции 3400
Ул. К. Мяготина 5900
Ул. Карбышева 4500
Ул. Куйбышева 4000
Ул. Гагарина 5500
Ул. Пролетарская 1800
Ул. Мостостроителей 5000
Ул. Красина 1700
Ул. Ленина 1700
Ул. Омская 8500
Ул. Химмашевска 1000
Ул. Бурова-Петрова 5400
Ул. Дзержинского 2900
Ул Панфилова 3200
Ул Комиссаров 2000
Ул. Гвардейская 2200
Ул. Советская 2700
Ул. Горького 3100
Ул. К. Маркса 3200
Ул. Баумана 1900
Ул. Станционная 1700
Ул. Половинская 2100
Ул. Савельева 1400
Ул. Крупской 2500
Ул. Гоголя 3600
Ул Пугачева 2800
У. Бажова 1900
Ул. Свердлова 1600
Ул. Зорге 1200
Бульвар Мира 2600
Дорога до Шадринского 5200
кольца
Шоссе Тюнина 6700
Шоссе Ботаническое 3400
Трасса Иртыш (Омской мост 14000
- Шадринское кольцо)
Итого 134600
Таким образом для города Кургана на одну АЗС приходится 1561 автомобилей и 1950 километров дорожной уличной сети.
За 2014 год объем потребления топлива ав-
тотранспортом в России составил 65,5 млн. тонн [5], что соответствует примерно 84 млрд. литров.
Бензина реализовано 39,7 млн. тонн (60,6%), дизельного топлива 24,4 млн. тонн (37,3%), ГАЗ (пропан бутан) 1,4 млн. тонн (2,2%). Бензин А-80 2,7 млн. тонн, АИ-92 21,9 млн. тонн, АИ-95 и АИ-98 15,1 млн. тонн.
Учитывая такое количество реализованного топлива имеем среднюю годовую реализацию через одну АЗС по России 2614,8 тонн через одну АЗС.
Согласно данным Российского топливного союза (Доклад на совещании ЦМТУ Росстандарта 10 декабря 2013 г.), в Москве через одну АЗС продается от 5000 до 60000 литров топлива в день, что соответствует годовой реализации от 2280 до 27300 тонн в год. Естественно, что среднероссийские данные находятся ближе к нижнему пределу реализации топлива через АЗС г. Москвы.
В Постановление о государственной программе Курганской области «Энергоснабжение и повышение энергетической эффективности Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года», приведены данные о потреблении автомобильным транспортном 371 тысячи тонн условного топлива. Если предположить, что все топливо реализовано через сеть АЗС, которых в Курганской области насчитывается 207. Реализация через одну АЗС составит 2670 тонн жидкого автомобильного топлива в год, значение очень близкое к среднероссийским данным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенные данные позволяют понять, что при анализе сети автозаправочных станций необходимо вводить дифференцированные критерии для оценки инфраструктуры различных категорий АЗС.
Так, например, основным критерием для оценки городских АЗС необходимо выбирать удельное количество автомобилей, приходящихся на одну АЗС. Протяженность дорожной сети может использоваться только как дополнительный критерий.
Для г. Кургана этот показатель равен 1561 автомобилей на одну АЗС. Для города Москвы 745 автозаправочных станций и на улицы г. Москвы ежедневно выезжает 2 миллиона автомобилей [7], значит на одну АЗС приходится 2685 автомобилей.
Для сети дорожных АЗС основным оценочным критерием должен быть показатель удельной протяженности дорог. В Курганской на одну дорожную АЗС приходится 88 км дорог с твердым покрытием, удельное количество автомобилей можно рассматривать только как дополнительный параметр.
Дополнительно для дорожных АЗС важным параметром, который необходимо учитывать при определении мощности проектируемой АЗС является интенсивность движения на автодороге, в районе функционирования АЗС.
С точки зрения экономической эффективности АЗС важным показателем является реализа-ц и я топлива н а АЗС .
Список литературы
1 Жаров С. П. Автозаправочные станции : учебное пособие. Курган : Изд-во Курганского гос. университета, 2007.184 с.
2 Доклад на совещании ЦМТУ Росстандарта 10 декабря 2013 г.URL: http://www.rfu.ru/images/docs/analitika, свободный. Загл. С экрана.
3 Поиск АЗС по регионам компаниям и направлениям. АЗС в России. URL: http://www.benzin-price.ru/zapravka. php?region. свободный.-Загл. С экрана.
4 Сколько АЗС в России. URL: http://www.magistral116.ru/ articles/article. Своюлдный.- Загл с экрана.
5 Потребление топлива автотранспортом России. URL: http://www.autostat. ru/infographics/20962/. Своюлдный.-Загл с экрана.
6 История развития АЗС в России. URL: WWW/http:// autozapravka. com/materials-all/history/168-the-history-of-gas-stations-in-russia.html Своюлдный.- Загл с экрана
7 Оценка социально-экономического эффекта публикации открытых данных на примере данных общественного транспорта Москвы / Р. Е. Артамонов, С. Б. Датиев, А. Б. Жулин и др.: Нац. исслед. ун-т/Высшая школа экономики. Центр анализа деятельности органов исполнительной власти. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 92 с.
УДК 658. 64. 629. 08.
М.М. Долгорсурэн, А.О. Бурцев, С.П. Жаров Курганский государственный университет
оценка работы склада запасных частей в производственном процессе автосервисного предприятия
Аннотация. В статье рассмотрены особенности оценки работы склада запасных частей в различных организационных структурах автосервисного предприятия, в общей системе менеджмента. Предлагаемые методики оценки с применением сервисного коэффициента позволяют дифференцировано оценить работу склада запасных частей в структуре сервисный цех - склад - магазин.
Ключевые слова: склад, автосервисное предприятие, магазин запасных частей, сервисный цех, сервисный коэффициент.
M.M. Dolgorsuren, A.O. Burtsev, S.P. Zharov Kurgan State University
performance EVALUATION OF AUTOMOTIVE
equipment parts depotinmanufacturing
ACTIVITY OF CAR SERVICE CENTRE
Annotation. The article considers the peculiarities ofperformance evaluationof automotive equipment parts depotin various organisational structures of a car service centre in the general system of management. The suggestedestimation methodologies with the use of service coefficient allow estimatingthe enterprise performance ofautomotive equipment parts depot in the structure «a service workshop - warehousing - shop».
Keywords: warehousing, car service centre, automotive equipment parts depot, service workshop, service coefficient.
ВВЕДЕНИЕ
Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей непосредственно связано с использованием запасных частей и ремонтных, эксплуатационных материалов. Поэтому любое предприятие автосервиса вынуждено решать вопрос о способе обеспечения процесса обслуживания автомобилей запчастями и материалами.
На первый взгляд данный вопрос очень простой, однако, это не совсем так. Вопрос этот касается как минимум двух аспектов, формирующих услугу и в первую очередь оказывающих влияние на её конкурентоспособность. Первое качество услуги, второе её стоимость, а эти два параметра позиционируют на рынке услугу, так как автовладелец оценивает услугу в координатах «ЦЕНА/ КАЧЕСТВО».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Формирование качества услуги рассматривалось в работе [1], важным аспектом формирование качества услуги (рисунок 1) является контроль качества запасных частей, применяемых в процессе ТО и ремонта автомобилей, этими вопросами и должны в первую очередь заниматься специалисты отдела снабжения и комплекса подготовки производства, в состав которых входит склад.
Расходы связанные с содержанием складов достаточно велики, поэтому мелкие и многие средние автосервисные предприятия выбирают аутсорсинговую схему по обеспечению процессов ТО и ремонта автомобилей запчастями, они работают с розничными сетями поставщиков запасных частей, то есть приобретают запасные части и материалы в магазинах, по мере необходимости, на каждый конкретный заказ.