7. Казахстан обеспечивает себя мясом птицы пока лишь на 50 % // Информационный портал «Светич». 2015. 11 марта. URL: http://svetich.info/news/respublika-kazahstan/kazahstan-obespechivaet-sebja-mjasom-pti.html (дата обращения 10.02.2016).
References
1. Human energy requirements, 2001 : report FAO. Available at: http://www.fao.org/docrep/007/y5686e/ y5686e00.htm (accessed 10.02.2016).
2. Sait Komitetapo statistike Ministerstva natsional'noi ekonomiki Respubliki Kazakhstan [Website of the Committee on Statistics of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan]. Available at: http://stat.gov.kz/ faces/wcnav_externalId/homeNumbersPrices?_afrLoop=28 579987343781591#%40%3F_afrLoop%3D28579987343 781591 %26_adf. ctrl-state%3Dyqrnro672_34 (accessed 10.02.2016).
3. Reiting stran Evropy po dole raskhodov semei na produkty pitaniya - 2014 [Rating of European Countries on
the Share of Household Expenditure on Food - 2014]. Available at: http://www.riarating.ru/countries_rankings/ 20150115/610643406.html (accessed 10.02.2016).
4. Chem bednyi kazakh otlichaetsya ot nishchego, zhivush-chego yuzhnee Sakhary? [How Poor Kazakh Differs from a Needy who Lives in the South of Sahara?]. Available at: http://365info.kz/2015/10/chem-bednyj-kazah-otlichaetsya-ot-nishhego-zhivushhego-yuzhnee-sahary/ (accessed 10.02.2016).
5. Khan Yu.A. Otsenka kon "yunktury rynka myasa i moloka v Kazakhstane, 2014 [Evaluation of Meat and Milk Market Conjuncture in Kazakhstan, 2014]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-konyunktury-rynka-myasa-i-moloka-v-kazahstane (accessed 10.02.2016).
6. Baduev B.V. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Ya-ponii, 2007 [Food Security of Japan, 2007]. Available at: http://www.dissercat.com/content/prodovolstvennaya-be-zopasnost-yaponii (accessed 10.02.2016).
7. Kazakhstan obespechivaet sebya myasom ptitsy poka lish' na 50 % [Kazakhstan provides itself with poultry still only by 50%]. Available at: http://svetich.info/news/respu-blika-kazahstan/kazahstan-obespechivaet-sebja-mjasom-pti.html (accessed 10.02.2016).
Поступила в редакцию
21 апреля 2016 г.
УДК 330.658:005.5
DOI 10.18522/0321-3056-2016-3-82-8
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ ОРГАНИЗАЦИИ
© 2016 г. Н.М. Фоменко, А.В. Павлюкова
Фоменко Наталья Михайловна -
доктор экономических наук, доцент,
Волгодонский инженерно-технический институт -
филиал Национального исследовательского ядерного
университета «МИФИ»,
ул. Ленина, 73/94, г. Волгодонск, 347360.
E-mail: fnata 77@mail. ru
Павлюкова Антонина Викторовна -доктор экономических наук, доцент, Донской казачий государственный институт пищевых технологий и бизнеса (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), пер. Семашко, 55, г. Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: [email protected]
Fomenko Natalia Mikhailovna -
Doctor of Economic Sciences, Associate Professor,
Volgodonsk Engineering Technical Institute -
the Branch of the National Research
Nuclear University "MEPhI",
Lenina St., 73/94, Volgodonsk, 347360, Russia.
E-mail: fnata 77@mail. ru
Pavlyukova Antonina Viktorovna -
Doctor of Economic Sciences, Associate Professor,
Dons Cossack State Institute
of Food Technologies and Business (branch)
of the Razumovsky Moscow State
University of Technologies and Management
(First Cossack University),
Semashko Lane, 55, Rostov-on-Don, 344002, Russia. E-mail: [email protected]
Рассматриваются основные вопросы развития сетевых механизмов управления в электронной среде организации. Отмечено, что в условиях сетевой экономики возникают новые требования к организациям, формированию их структур управления, вследствие которых претерпевают изменения принципиальные основы деятельности предприятий: на смену базирующимся на традиционно-рациональной модели организациям приходят предприятия, основой управления которыми являются сетевые формы, опирающиеся на знания и информацию.
Ключевые слова: сетевая экономика, информационно-коммуникационные технологии, управление организацией, дивизионально-сетевые модели.
In this article the main problems of management network mechanism development in the enterprise electronic environment are considered. It is noted that there are new requirements to the enterprise in the network economy conditions. The enterprises that are the foundation of network management form relying on knowledge and information are replacing the organizations based on traditional and rational model.
Keywords: network economy, information and communication technologies, enterprise management, divisional and network models.
Первая часть XXI в. характеризуется глобальными трансформациями в вопросах управления общественным воспроизводством, а также в традиционном понимании организации экономических отношений. Россия все более активно вовлекается в процесс глобализации. В этих условиях развитие общества получило зависимость как от базовых долговременных тенденций общественного прогресса, так и от влияния новых процессов, обусловливающих многоплановые перемены, сдвиги в экономике и изменения динамики развития.
Ряд таких изменений объясняет теория волн, разработанная Н.Д. Кондратьевым [1]. В соответствии с данной теорией принято выделять пять последовательно сменяющих друг друга макроэкономических циклов, которые называют технологическими укладами (ТУ). Основными факторами наращивающего свой потенциал ТУ сегодня являются микроэлектроника, программное обеспечение и отрасли экономики, базирующейся на знаниях.
В период смены ТУ происходит существенное ускорение научно-технического прогресса. В истории управления еще не было таких масштабных изменений, а их объем не имел такого глобального характера, как сегодня. Управление в формате нового ТУ - принципиально иное, имеет сетевой характер.
В таких условиях происходит ускорение научно-технического прогресса. Стремительно формируются новые системы ценностей, модели общественных отношений, формы управления, организации и институтов. Существенные изменения претерпевает внешняя и внутренняя среда организации. Устанавливаются связи между государственными структурами, бизнесом и общественностью. В этих условиях сформировались понятия «новая экономика», «сетевая экономика», которая характеризуется изменениями макроэкономических параметров под воздействием информационных и коммуникационных технологий. В качестве управленческих новаций высокую актуальность приобрел процесс формирования системы сетевого управления, что в свою очередь привело к радикальным изменениям в современном менеджменте.
Ряд зарубежных и российских ученых посвятили свои работы изучению проблем влияния информационно-коммуникационных технологий на деятельность организации. Методологическая база для данных исследований содержится в трудах Д. Белла [2], В. Гриценко [3], Д. Иванова [4], М. Ка-стельса [5], У. Мартина [6], А. Ракитова [7], Э. Тоф-флера [8] и др. Следует отметить, что в проводившихся исследованиях внимание уделялось преимущественно информационным технологиям.
В докладе, подготовленном Европейской комиссией, глобальная сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке пространственных координат экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли, обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия [9].
Взаимодействие участников в рыночной бизнес-среде с использованием информационно-коммуникационных технологий, сетевого рынка, специфика электронных торгов и информационных услуг Интернета отражены в трудах отечественных ученых: К. Адамадзиева [10], В. Алексунина [11], Г. Бережнова [12], В. Бугорского [13], И. Бугаяна [14], С. Дятлова [15], А. Долженко [16], В. Долятов-ского [17], Е. Ефимова [18], Е. Золочевской [19],
B. Зундэ [20], В. Купермана [21], А. Катаева [22],
C. Шульгиной, В. Лакунина, Л. Матвеевой [23], В. Овчинникова [24], Г. Хубаева [25] и др.
Однако, несмотря на изобилие работ в данной предметной области, обнаруживается неоднозначность оценки информационно-коммуникационных технологий и сетевой среды с позиции рыночной экономики и присущих ей инструментов анализа, что в свою очередь не позволяет правильно оценить их преимущества, новые возможности и эффективность применения. Обоснования применения информационно-коммуникационных технологий и методов интеграции организаций в сетевую электронную среду, как правило, имеют слабо формализованный характер. При этом иногда нет возможности проследить пути перехода от уровня формирования теоретических моделей и построений к
разработкам практических методик оценки возможностей, инструментов, присущих функционированию сетевой среды. Однако в опубликованных работах недостаточно полно разработаны теоретические положения о влиянии информационно-коммуникационных технологий на управление организацией в условиях сетевой экономики как новой формы организации хозяйственной жизни на общественные отношения по поводу производства продукции, коммуникаций, распределения благ и последующего обмена ими. Также не вполне раскрыты концептуальные положения потенциала развития новой формы управления организацией в среде электронно-сетевых коммуникаций.
В процесс исследований авторами выделены основные факторы, характеризующие сетевую экономику, ориентирующуюся на знания и способности людей как факторы-источники нового качества экономического роста. Среди них особая роль отводится:
- новой организационной структуре, основу которой составляет единая коммуникационная система - сети телекоммуникаций, охватывающей все виды отношений в обществе и вытесняющей традиционные формы взаимоотношений;
- глобальным сетевым структурам генерирования и трансфера информации (информационные пространства), функционирующие на основе коммуникационных технологий;
- интеграции взаимодействия на уровне обмена информацией;
- цифровой электронной (виртуальной) форме представления объектов;
- возрастанию доходности и полезности подключения компьютера пользователя к единому информационному пространству (корпоративному, глобальному) на основе технологий компьютерных сетей (Интернет, Intranet);
- инновационной основе процессов трансформации общественных отношений.
В сетевой среде активное применение получили инфокоммуникационные технологии, такие как сотовая связь, WI-FI, WI-MAX, телематические службы (факсимильные, электронные и голосовые сообщения, аудио и видео конференции, доступ к информации хранящейся в электронном виде и пр.). Однако базовым и доминирующим фактором-условием существования сетевой экономики является информационно-коммуникационная среда, создаваемая глобальной сетью Интернет. Результаты
исследования показывают [26], что темп роста хостов в 1,23 (0,32/0,26) раза превышает темп роста серверов. Значения дисперсии остатка для числа хостов свидетельствуют о практически экспоненциальном нарастании их числа, количество серверов варьируется. Для определения характеристик этих вариаций был проведен вейвлет-анализ ряда, построенного как разность между экспоненциальным (модельным) и исходным рядами. Для анализа использовался комплексный вейвлет Морле [26].
Полученная картина вейвлет-коэффициентов для разностного ряда показывает, что кроме экспоненциального возрастания в динамике развития серверной сети наблюдается еще 8-9-летний период (цикл). Аналогичные данные демонстрирует и зона RU. Не так впечатляюще выглядит развитие сетевых форм управления организациями в производственной сфере нашей страны. Доступная на настоящий момент статистика (таблица) показывает незначительное число организаций (менее 20 % из 94 % обследованных организаций), использующих технологию Интернет во внутреннем информационном пространстве фирмы (Интранет).
Еще меньшее количество организаций (около 8 %) предоставляют расширение Интранет (Экстра-нет), содержащее выделенные области, к которым разрешен доступ внешним пользователям. Именно технология Экстранет составляет основу для системы управления виртуальной организацией. По мнению экспертов, это обеспечит существенное повышение эффективности экономики. Примером предприятий, внедривших систему Экстранет, являются такие крупные компании, как ТНК-BP, Ardo, ОАО «МТС», ЗАО «Зебра Телеком», R-Style, XEROX Russia, OTTO и т.д.
Всего 42 % обследованных организаций данной репрезентативной выборки имеют веб-сайт, что характеризует сегодняшнее положение как довольно архаичное.
Применение сетевых принципов в организации систем управления становится ведущим направлением в менеджменте. Их особенность состоит в том, что организация, не готовая войти в полном объеме в корпорацию, может организовать виртуальные объединения, существующие только на ме-тарынках Интернета. В результате организация может участвовать в одном материальном и нескольких виртуальных корпоративных объединениях, создавая свое собственное информационно-экономическое пространство (ИЭП).
Предприятия и организаций России, использующие информационные и коммуникационные технологии, % от общего числа обследованных организаций [27]
Показатель 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Организации, использовавшие:
персональные компьютеры 91,1 93,8 94,1 94,0 94,0 94,5
ЭВМ других типов 9,3 18,2 19,7 18,9 19,7 20,0
локальные вычислительные сети 52,4 68,4 71,3 71,7 73,4 73,7
электронную почту 56,0 81,9 83,1 85,2 86,5 87,3
глобальные информационные сети 54,3 83,4 85,6 87,5 88,7 89,1
Из них сеть:
Интернет 53,3 82,4 84,8 86,9 88,1 88,7
в том числе широкополосный доступ - 56,7 63,4 76,6 79,4 79,9
Интранет - 13,1 16,1 14,7 16,7 17,1
Экстранет - 5,3 6,1 6,4 7,7 8,2
Организации, имевшие веб-сайт в сети Интернет 14,8 28,5 33,0 37,8 41,3 42,2
В условиях сетевой экономики возникают новые требования к организациям, формированию их структур управления вследствие изменения принципиальных основ деятельности предприятий: на смену базирующимся на традиционно-рациональной модели организациям приходят предприятия, основой системы управления которых служат сетевые формы, опирающиеся на знания и информацию. Появляются дивизионально-сете-вые модели в системах управленческих коммуникаций организации, которые выявляют, что рыночная система еще имеет потенциал, не использованный даже в странах с традиционными развитыми рыночными принципами, и одновременно формируют совершенно новые условия хозяйствования, перенося управление хозяйственной деятельностью организации в инновационную сетевую среду, свойства которой отличны от традиционной рыночной экономики.
К новым преимуществам и возможностям управления организацией в Интернет-пространстве относятся [26]:
1) реинжиниринг, который, используя сетевое взаимодействие, обеспечивает:
- отказ виртуальных корпораций от структуры управления по иерархическому принципу в пользу сетевой модели организации производства;
- оптимизацию размеров предприятий и закрытие нерентабельных производств, появление виртуальных корпораций;
- уменьшение трансакционных издержек (расходы на управление, на исследование рынка в поисках выгодного партнера и пр.);
- снижение степени специализации (диверсификация);
- расширение рыночного пространства;
2) в сфере управления разработками и внедрения инновационной продукции:
- внедрение пилотных версий товаров, что позволяет увеличить скорость продвижения товаров на рынок и адекватно оценить затраты средств и времени на разработку, внести в случае необходимости в проект коррективы и понять, насколько законченная версия товара нужна потребителю;
- оперативное реагирование производителя на изменение потребностей является более ценным по сравнению с качеством их удовлетворения;
3) в области товарной политики:
- эффективная реализация в сети Интернет информационных и материальных товаров;
- возможность размещения продуктов как информационных, материальных, составляющих основу источников получения прибыли фирмы;
4) в сфере конкуренции:
- изменение пространственных и временных масштабов сред управления бизнесом субъектами экономики;
- расширение целевой аудитории и общение производителей с глобальной аудиторией;
- обеспечение конкуренции фирмам в сети, основанной на специализации, а не на цене;
- увеличение конкурентного преимущества субъектами сетевого рынка, образовавшими цепочку поставок;
- создание благоприятной конкуренции с помощью привлечения поставщиков в информационное пространство фирмы;
5) в сфере управления ценовой политикой и ценообразованием:
- принципиальные изменения в системе управления формированием цены продукции за счет обратной связи с потребителями;
- массовое применение аукционов для координации цен производителя с ценовыми запросами покупателями как форма сетевой торговли;
- подробная дифференциация спроса на товары (например, на основе дизайна изделий, упаковки и т.п.);
- дифференциация цен с учетом эластичности спроса разных групп потребителей;
- конкурентное преимущество в ценовой политике в результате переноса части стоимости реализуемой продукции на другое лицо;
- использование «магазинов сравнения», позволяющих ускорять обнаружение необходимых продуктов с минимальной стоимостью;
6) при приобретении ресурсов:
- поиск в сети поставщика ресурсов с оптимальным соотношением цена/качество;
- использование «активных (или интеллектуальных) агентов» с целью сокращения трансакци-онных издержек;
- применение концепции увеличения информационного пространства организации в результате добавления в него поставщиков;
7) в процессе управления сбытом продукции:
- организация нового прямого канала распространения продукции с помощью веб-сервера предприятия;
- новая схема взаимоотношений в условиях применения информационных технологий и сетевой среде поставщиков, производителей и потребителей продукции;
- виртуальная кооперация в едином информационном пространстве для оптимизации логистических издержек;
- априорная увязка с помощью средств коммуникаций взаимных интересов поставщика и потребителя;
- изучение индивидуальных потребностей для сохранения постоянных потребителей и обретения новых;
- непрерывность процесса продажи и послепродажного обслуживания;
- установление временных связей с потребителем (например, использование программного продукта без его приобретения);
8) новая парадигма маркетинга, которая включает:
- получение дополнительных каналов быстрого распространения информации о происходящих процессах через Интернет;
- возможность не только размещения информации в Сети, но и возможность контроля отслеживания ее востребованности;
- новые методы для поиска информации для маркетинговых исследований (с использованием поисковых систем, в веб-каталогах и тематических веб-серверах, по ссылкам на последние и т.п.);
- получение заинтересованными лицами полной и насущной информации о товарах и фирме с помощью веб-сервера предприятия;
- рекламирование товаров/услуг и продвижение торговой марки компании с помощью веб-сервера предприятия;
- расширение связей с общественностью с помощью веб-сервера предприятия;
- информационную поддержку потребителей товаров/услуг с помощью веб-сервера предприятия;
- использование преимуществ корпоративных сетей на «узле сопряжения» нескольких фирм (Экстранет-системы);
9) совершенствование системы управления сервисным обслуживанием и поддержки потребителей за счет:
- размещения в сети значительного объема информации, что особенно существенно в случае высокотехнологичной продукции;
- базы знаний, технических заметок и прочих сведений о поставляемой продукции с возможностью поиска;
- электронных публикаций и справочников по выявлению и устранению неполадок и неисправностей в продукции;
- поддержки дискуссионных форумов с целью получения информации о продукции организации, проблемах ее использования, распространения демонстрационных роликов, ответов на часто задаваемые вопросы;
- расширения границ интерактивного взаимодействия заинтересованных лиц с использованием механизма обратной связи.
Структура электронного сетевого рынка весьма неоднородна. Существует много способов ведения бизнеса в сети. В основе существования и развития любого электронного проекта лежит некая бизнес-модель управления предприятием [26]. Выбор той или иной модели определяется целями и задачами, стоящими перед проектом. Примером может служить функционирование бизнес-сети ЗАО «Корпорация "Глория Джинс"», наращивающая свою международную конкурентоспособность за счет реинжиниринга в технологическом оснащении; оперативного реагирования на изменения потребностей покупателей путем освоения новых видов продукции; продвижения торговой марки компании за счет рекламирования товаров с помощью веб-сервера организации и пр.
Таким образом, следует отметить, что технологии управления бизнес-процессами позволяют принимать решения для анализа и воспроизведения моделей бизнес-процессов. В условиях сетевой экономики организации начинают использовать данные технологии, чтобы урегулировать сделки, понизить сверхрасходы и объемы неконтролируемых покупок, лучше выполнять контроль управления бизнесом. Главной целью является преобразование предприятия в организацию, управляемую при помощи автоматизации бизнес-процессов, выраженных в виде стратегии планирования и реализации текущих операций.
Литература
1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения : сб. науч. работ. М., 2002.
2. BellD. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1973.
3. Гриценко В.С. Кибер-Маркс: циклы и круговороты борьбы в высокотехнологичном капитализме // Вестн. Пермского ун-та. 2010. № 2 (2).
4. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2000.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура : пер. с англ. / под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.
6. Мартин У. Информационное общество. М., 1988.
7. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 2006.
8. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI в. М., 2003.
9. Status Report on European Telework: European Commission Report. 1997.
10. Адамадзиев К.Р., Адамадзиева А.К., Магомедга-джиев Ш.М., Гаджиев Н.К., Омарова Э.Ш. Сетевая экономика. Махачкала, 2011.
11. Алексунин В.А., Родигина В.В. Электронная коммерция и маркетинг. М., 2005.
12. Бережнов Г.В. Инновационная деятельность предприятия. М., 2006.
13. Бугорский В.Н. Сетевая экономика. М., 2008.
14. Бугаян И.Р. Новые информационные технологии как современный доминантный товар. Ростов н/Д., 2000.
15. Дятлов С.А. Принципы информационного общества // Информационное общество. 2000. № 2.
16. Долженко А.И. Задача выбора эффективной сервис-ориентированной архитектуры экономической информационной системы // Экономический вестн. Рост. гос. ун-та. 2008. Т. 6, № 3.3.
17. Долятовский В.А. Системный анализ в управлении фирмой. Саарбрюккен, 2012.
18. Ефимов E.H. Экспериментальные методы оценки потребительского качества распределенных информационных систем. Ростов н/Д., 2001.
19. Золочевская Е.Ю. Коммуникационные связи учетно-отчетных составляющих учетно-налоговой системы // Экономические и гуманитарные науки. 2011. № 1.
20. Зундэ В.В. Концептуальная модель становления системы интегрированных маркетинговых коммуникаций российских компаний. Ростов н/Д., 2013.
21. Куперман В.Г. Хозяйственная деятельность в условиях формирования единого информационного пространства. Тула, 2000.
22. Катаев А.В. Виртуальные предприятия - новая ступень в организации НИОКР // Стратегические аспекты управления НИОКР в условиях глобальной конкуренции : отчет по НИР № 01.2.00100692. Таганрог, 2001.
23. Шульгина С.М., Лакунин В.Ю., Матвеева Л.Г. Управление экономическим потенциалом предприятия в условиях рыночных трансформаций. Ростов н/Д., 2003.
24. Овчинников В.Н. Методология системно-трансформационного анализа изменений в экономике России // Стратегии и проблемы региональной экономики. Науч. вестн. Вып. 1. Ростов н/Д., 1999.
25. Хубаев Г.Н. Информационные и программные системы как объекты активного экспериментирования // Программные продукты и системы (Software& Systems).1999. № 2. С. 2-7.
26. Фоменко Н.М. Информационно-коммуникационные технологии в управлении организацией. Ростов н/Д., 2015. 236 с.
27. Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_ 1135087342078 (дата обращения: 20.04.2015).
References
1. Kondrat'ev N.D. Bol'shie tsikly kon"yunktury i teoriya predvideniya [Big Cycles of Conjuncture and the Theory of Foresight]. Col. Sc. Works. Moscow, 2002.
2. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. New York, 1973.
3. Gritsenko V.S. Kiber-Marks: tsikly i krugovoroty bor'by v vysokotekhnologichnom kapitalizme [Cyber-Marx: Cycles and Circulations of Struggle in High-tech Capitalism]. Vestn. Permskogo un-ta, 2010, no 2 (2).
4. Ivanov D.V. Virtualizatsiya obshchestva [Visualization of Society]. Saint Petersburg, 2000.
5. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, ob-shchestvo i kul'tura [Information Era: Economy, Society and Culture]. Trans. from Engl.; ed. O.I. Shkaratan. Moscow, 2000.
6. Martin U. Informatsionnoe obshchestvo [Information Society]. Moscow, 1988.
7. Rakitov A.I. Filosofiya komp'yuternoi revolyutsii [Philosophy of Computer Revolution]. Moscow, 2006.
8. Toffler E. Metamorfozy vlasti: Znanie, bogatstvo i sila na poroge XXI v. [Metamorphoses of Power: Knowledge, Wealth and Power on the Threshold of XXI Century.] Moscow, 2003.
9. Status Report on European Telework: European Commission Report. 1997.
10. Adamadziev K.R., Adamadzieva A.K., Magomedga-dzhiev Sh.M., Gadzhiev N.K., Omarova E.Sh. Setevaya ekonomika [Networked Economy]. Makhachkala, 2011.
11. Aleksunin V.A., Rodigina V.V. Elektronnaya kom-mertsiya i marketing [E-Commerce and Marketing]. Moscow, 2005.
12. Berezhnov G.V. Innovatsionnaya deyatel'nost' predpriyatiya [The Innovative Activity of Enterprise]. Moscow, 2006.
13. Bugorskii V.N. Setevaya ekonomika [Networked Economy]. Moscow, 2008.
14. Bugayan I.R. Novye informatsionnye tekhnologii kak sovremennyi dominantnyi Tovar [New Information Technologies as a Modern Dominant Commodity]. Rostov-on-Don, 2000.
15. Dyatlov S.A. Printsipy informatsionnogo obshchestva [The Principles of the Information Society]. Informatsionnoe obshchestvo, 2000, no 2.
16. Dolzhenko A.I. Zadacha vybora effektivnoi servis-orientirovannoi arkhitektury ekonomicheskoi informatsion-noi sistemy [The Problem of Choosing of Effective Service-oriented Architecture, the Economic Information System]. Ekonomicheskii vestn. Rost. gos. un-ta. 2008, vol. 6, no 3.3.
17. Dolyatovskii V.A. Sistemnyi analiz v upravlenii fir-moi [System Analysis in the Management of the Firm]. Saar-bryukken, 2012.
18. Efimov E.H. Eksperimental'nye metody otsenki po-trebitel'skogo kachestva raspredelennykh informatsionnykh system [Experimental Methods for Evaluation of Consumer Quality of Distributed Information Systems]. Rostov n/D., 2001.
19. Zolochevskaya E.Yu. Kommunikatsionnye svyazi uchetno-otchetnykh sostavlyayushchikh uchetno-nalo-govoi sistemy [Communication Connections of Recording and Reporting Components of the Accounting and Tax
System]. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. 2011. № 1.
20. Zunde V.V. Kontseptual'naya model' stanovleniya sistemy integrirovannykh marketingovykh kommunikatsii rossiiskikh kompanii [Conceptual Model of Fformation of the System of Integrated Marketing Communications of Russian Companies]. Rostov-on-Don, 2013.
21. Kuperman V.G. Khozyaistvennaya deyatel'nost' v usloviyakh formirovaniya edinogo informatsionnogo pros-transtva [Economic Activity in the Conditions of Formation of Unified Information Space]. Tula, 2000.
22. Kataev A.V. [Virtual Enterprise - a new stage in the organization of R & D]. Strategicheskie aspekty upravleniya NIOKR v usloviyakh global'noi konkurentsii [Strategic aspects of R & D management in the conditions of global competition]. Report on R&D №2 01.2.00100692. Taganrog, 2001.
23. Shul'gina S.M., Lakunin V.Yu., Matveeva L.G. Up-ravlenie ekonomicheskim potentsialom predpriyatiya v usloviyakh rynochnykh transformatsii [Management of Economic Potential of Enterprise in the Conditions of Market Transformations]. Rostov-on-Don, 2003.
24. Ovchinnikov V.N. Metodologiya sistemno-transfor-matsionnogo analiza izmenenii v ekonomike Rossii [The Methodology of the System- Transformational Analysis of the Changes in the Russian Economy]. Strategii iproblemy region-al'noi ekonomiki. Nauch. vestn., no 1. Rostov-on-Don, 1999.
25. Khubaev G.N. Informatsionnye i programmnye sistemy kak ob"ekty aktivnogo eksperimentirovaniya [Information and software systems as objects of active experimentation] Programmnye produkty i sistemy (Software&Sys-tems), 1999, no 2, pp. 2-7.
26. Fomenko N.M. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v upravlenii organizatsiei [Information and Communication Technologies in the Management of the Organization]. Rostov-on-Don, 2015, 236 p.
27. Sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki RF [The Site of the Federal Service of State Statistics]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (accessed 20.04.2015).
Поступила в редакцию 13 июля 2016 г.