Научная статья на тему 'Тенденции развития рынка геодезической продукции Западной Сибири'

Тенденции развития рынка геодезической продукции Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития рынка геодезической продукции Западной Сибири»

УДК: 339.138:528(57)

С.Н. Буровцева СГГ А, Новосибирск В.И. Копытько

Западно-Сибирское УГК, Новосибирск

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Для успешной работы на рынке геодезических работ специального назначения необходимо применение маркетинга и знание всех параметров этого рынка. Маркетинговая деятельность обеспечивает наличие договорных работ, поступление денежных средств, лояльное отношение заказчиков.

Данная статья является продолжением информации о маркетинговых исследованиях рынка геодезической продукции специального назначения в Западно-Сибирском регионе, результаты первых исследований были опубликованы в материалах научного конгресса «ГЕО - СИБИРЬ - 2005» [2].

Целью данного исследования является анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке геодезической продукции специального назначения, расчет количественных и качественных показателей, характеризующих уровень конкуренции.

Для проведения анализа рынка геодезической продукции были использованы материалы Западно-Сибирского окружного управления по геодезии и картографии, которое является территориальным органом управления Федерального агентства геодезии и картографии Министерства транспорта России и осуществляет государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью на территории Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской областей и Алтайского края. В функции данного управления, наряду с другими, также входят:

- Регистрация геодезических и картографических работ;

- Учет завершенных работ, формирование сведений о геодезической и картографической изученности территории деятельности;

- Ведение реестра организаций, осуществляющих геодезическую и картографическую деятельность;

- Лицензирование деятельности в области геодезии и картографии и т. д.

При проведении исследования рынка была использована информация, полученная на основе вторичных данных. При этом внутренними источниками информации послужили:

- Реестры выданных лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности за 2002 - 2005 годы, содержащие сведения о лицензиате, регистрационный номер лицензии, перечень геодезических и картографических работ, на которые выдана лицензия и сроки действия лицензии;

- Журнал учета выполненных топографо-геодезических работ;

- Книга заявлений-разрешений на выполнение топографогеодезических работ, которая содержит информацию: об исполнителе, заказчике, источнике финансирования работ, назначении и видов выполняемых работ и др.

Внешними источниками информации для проведения анализа рынка явились Федеральные законы, постановления Правительства РФ и другие нормативные акты, регулирующие отношения в сфере геодезии и картографии, отраслевые газеты и журналы, периодические издания других отраслей.

При проведении анализа рынка геодезической продукции была использована методика, утвержденная МАП России №169 от 20. 12. 96. «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», а также экономико-статистические методы анализа (индексный, графический, метод группировок), которые предусматривают определение структурных показателей путем обработки и изучения динамических рядов.

Результаты анализа показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.

Геодезическое производство в Западно-Сибирском регионе широко представлено геодезическими предприятиями Роскартографии, частными геодезическими предприятиями и геодезическими подразделениями организаций различных министерств и ведомств.

За период с 2002 по 2005годы ситуация на рынке геодезических работ специального назначения существенно изменилась. В первую очередь, это проявилось через увеличение количества участников, желающих заниматься геодезической и картографической деятельностью. Анализ указанной информации позволяет выявить количество организаций и индивидуальных предпринимателей, обладающих лицензией на ведение топографогеодезических работ, по годам (рис. 1).

Рис. 1 показывает, что рынок работ специального назначения является конкурентным, растущим по числу участников. Ежегодно соискателям выдается более 60 лицензий. Рынок динамично развивается, привлекая всё новые организации различных форм собственности, к 2005 году число лицензиатов увеличилось по сравнению с ситуацией 2002 года в 2,2 раза. Объяснить этот факт можно возрастающим спросом на геодезическую продукцию, вызванным экономическим подъемом в потребляющих ее отраслях: изменение земельного законодательства и необходимость ведения государственного кадастрового учета земельных участков, развитие нефтяного и газового комплексов, развитие автодорожного строительства.

Рис. 1. Количество лицензиатов в Западно-Сибирском регионе в 2002 -

2005гг.

На рынке топографо-геодезических работ специального назначения действуют предприятия различных форм собственности: государственные, муниципальные и частные. Отдельной строкой выделены индивидуальные предприниматели (ИП). Структура предприятий по формам собственности, имеющих лицензию на осуществление геодезических работ, представлена на рис. 2.

Среди лицензиатов преобладают частные предприятия, доля которых за исследуемый период выросла 53,7% до 72,2%. Также быстрыми темпами растет количество индивидуальных предпринимателей, занимающихся геодезической деятельностью. Их первое появление на данном рынке произошло в 2002 году после введения в действие нового положения «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии», а к 2005 году их доля возросла в 3 раза. А доля государственных предприятий -участников рынка снизилась с 24,8% до 12,0%.

В топографо-геодезическом производстве объемы работ измеряются в сметной стоимости работ и в натуральных показателях ( кв. км съемки, пункты сети). Основной единицей измерения емкости рынка будет служить сметная стоимость работ, а натуральные показатели могут быть использованы как дополнительные, уточняющие характеристики по отдельным видам работ.

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

2002 2003 2004 2005

Рис. 2. Структура исполнителей топографо-геодезических работ по формам

собственности

Топографо-геодезические работы носят сезонный характер и имеют годовую периодичность: формирование портфеля заказов, заключение

договоров, организация работ на новый полевой сезон ведется в январе-марте, сдача материалов, окончательные расчеты по договорам, в основном, производятся в декабре. Поэтому имеет смысл говорить о годовой емкости рынка топографо-геодезической продукции специального назначения, и определять ее один раз в год на 31 декабря.

Таким образом, емкость рынка топографо-геодезической продукции специального назначения - это объем топографо-геодезических работ специального назначения, выполненных в течение года всеми организациями на территории региона, выраженный в сметной стоимости работ на уровень цен 31 декабря текущего года.

Таблица 1. Динамика объемов геодезических работ за 2002 - 2005 годы

Объемы работ в сопоставимых ценах 2002 года (млн. рублей) Динамика объемов работ в сравнении с 2002 годом (%)

2002 2003 2004 2005 2003 2004 2005

43,026 46,459 106,365 603,747 107,98 247,21 1311,75

На основе анализа данных учета выполненных геодезических работ специального назначения определены емкости рынка в 2002, 2003, 2004, 2005 годах и динамика ее изменения. Показатели скорректированы дефляционными коэффициентами, представлены в сопоставимых ценах 2002 года. Емкость рынка за анализируемый период времени выросла в 13,1 раза (таблица 1).

Приведенные объемы работ - это только видимая часть айсберга, эти объемы не включают геодезические работы, выполняемые в городском

строительстве, при инвентаризации земель и т. д. Фактический объем геодезических работ в регионе по оценкам экспертов в 3 раза выше.

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

- Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;

- Доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;

- Показатели рыночной концентрации.

Анализ заявок на выполнение работ показал, что основными потребителями геодезической продукции являются нефтяная и газовая промышленности, 60% - 80% работ финансируются за счет их средств (таблица 2). Наибольшим спросом пользуются инженерно - геодезические изыскания и крупномасштабные топографические съемки.

Таблица 2. Основные потребители геодезической продукции в ЗападноСибирском регионе (в % от общего объема заказов)

Отрасль хозяйства 2002 2003 2004 2005

Нефтяная промышленность 46,94 27,47 59,82 53,44

Газовая промышленность 12,12 49,02 18.85 27,32

Землеустройство 20,80 13,09 5.99 8,55

Прочие 20,14 10.42 15.34 10,69

Доля хозяйствующего субъекта-продавца на рассматриваемом товарном рынке определяется как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара.

В расчет доли на рынке включены все участники рынка. В зависимости от долей, занимаемых продавцами на данном товарном рынке, составлен их ранжированный перечень; проанализирована существенность разброса долей участия продавцов на товарном рынке; сделан вывод о равнозначности (равномерности) присутствия продавцов на товарном рынке.

Проведенный анализ показывает, что региональный рынок геодезической продукции является умеренно концентрированным, развивающимся и нестабильным. В лидирующей группе участники ежегодно меняются. Данные исследования носят разовый характер, недостаточна полнота исследований. Например, очень интересны вопросы ценообразования на данном рынке, необходим мониторинг цен, который позволил бы регулярно определять средние сметные цены на различные виды геодезической продукции и создавать ценовые ориентиры при заключении договоров на выполнение работ.

Систематические маркетинговые исследования данного рынка позволят выработать меры по пресечению недобросовестной конкуренции, по снижению процесса концентрации и по развитию конкуренции.

1. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», зарегистрированного в МЮ РФ 24 ноября 1995. № 981.

2. Буровцева, С.Н. Анализ рынка геодезической продукции специального назначения Западной Сибири «ГЕ0-Сибирь-2005», 25 - 29 апреля 2005 г., т. 7. Сб. материалов науч. Конгресса. Исследования по общетехническим и гуманитарным проблемам. С. 229 - 235

© С.Н. Буровцева, В.И. Копытько, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.