Научная статья на тему 'Тенденции развития российского законодательства в области устройства детей, оставшихся без попечения родителей'

Тенденции развития российского законодательства в области устройства детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1329
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / УСЫНОВЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устинова Анастасия Алексеевна

В статье были рассмотрены и исследованы основные направления развития законодательства Российской Федерации в области устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Были выявлены и проанализированы проблемные вопросы, касающиеся опеки (попечительства) и усыновления несовершеннолетних, возникающие как в теоретическом плане, так и на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития российского законодательства в области устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Устинова А.А.

Устинова Анастасия Алексеевна — магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,

г. Владимир

Аннотация: в статье были рассмотрены и исследованы основные направления развития законодательства Российской Федерации в области устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Были выявлены и проанализированы проблемные вопросы, касающиеся опеки (попечительства) и усыновления несовершеннолетних, возникающие как в теоретическом плане, так и на практике.

Ключевые слова: опека, попечительство, усыновление несовершеннолетний.

Международно-правовой принцип охраны детства, провозглашенный Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, находит свое развитие и в отечественном законодательстве [2]. В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство, детство, семья находятся под защитой государства [4]. В России давно создана, функционирует и развивается система государственной охраны детства. Её внутригосударственную правовую основу составляет целый ряд нормативных правовых актов, определяющих особенности правового положения детей в разных сферах общественной жизни, а также содержащих дополнительные гарантии для детей различных категорий.

Только на федеральном уровне приняты и действуют такие важные для охраны прав детей федеральные законы, как: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об опеке и попечительстве».

Несмотря на наличие многочисленных нормативных актов, направленных на охрану детства, остается злободневным определение В.П. Лукина о том, что «в современной России именно дети составляют самую массовую группу наименее защищенного населения», причем среди них в особой поддержке государства нуждается такая категория как дети, оставшиеся без попечения родителей, поскольку ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства [15].

Согласно своим национальным законам государства, участвующие в Конвенции, обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми» (ст. 20 Конвенции о правах ребенка). В семейном законодательстве отсутствует легальное определения этой категории детей. В п. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) перечисляются обстоятельства, при наличии которых можно прийти к выводу, что ребенок утратил родительское попечение [1].

Потеря попечения со стороны родителей является фактом, который имеет юридическое значение [7]. Это связано с тем, что после нее не возникают определенные обязанности со стороны органов опеки и попечительства. Поэтому содержание проблемы понятия «попечение» о ребенке встает как в теории, так и на практике, потому что его отсутствие представляется обязанностью со стороны государства по обеспечению для конкретного ребенка особой защиты и поддержки.

Существует специальная литература, где внимание концентрируется на том, что в действующем законодательстве термин «попечение» не является раскрытым. Что касается семейно-правовой теории, то, на факт отсутствия попечения со стороны родителей указывают элементы отсутствия так важной для ребенка, личности, которая активно растет и развивается, заботы, выражением которой на внешнем уровне является нахождение ребенка в голоде, антисанитарная обстановка, отсутствие любого (прямого или косвенного) присмотра. Потеря попечения со стороны родителей отчетливо видна, когда существует заметное неисполнение родителями установленных за ними обязанностей, а также имеет место запредельный уровень беззаботности относительно ребенка.

Если сравнивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у последних имеется потенциальная возможность для воссоединения с родителями после восстановления последних в их родительских правах либо отмены ограничения родительских прав, получение алиментов. Однако

названное обстоятельство никак не влияет на заботу и особую социальную защиту, предоставляемую государством в равной степени для всех детей, которые утратили заботу родителей, несмотря на их смерть, либо наличие других обстоятельств. Каждый конкретный случай выявления отсутствия заботы родителей, либо их попечения возлагается согласно с п. 1 ст. 122 СК РФ на контролирующие органы (органы опеки и попечительства).

В настоящее время в Российской Федерации существует целый государственный механизм, деятельность которого представляет собой создание условий, необходимых для устройства детей, которые утратили заботу родителей, утратили с их стороны гармоничное развитие и социализацию.

Только при отсутствии возможности усыновления (удочерения), передачи под опеку или попечительство, передачи в приемную семью или же в иных случаях, которые предусмотрены действующим региональным законодательством Российской Федерации, в патронатную семью, дети, утратившие попечение со стороны родителей подлежат, временно, до устройства в семью - в организации всех видов, существующие для детей-сирот, а также для детей, которые остались без попечения родителей.

Справедливо считать, что конвенциональные права детей на семейное воспитание - это предоставляемые им со стороны российского государства в рамках системы обеспечения охраны детства возможности существования и персонального развития в условиях замещающей семьи или естественной семьи [11].

Определенные юридические формы существуют и для установленных форм несемейного устройства детей, которые остались без попечения родителей. Таким образом, согласно п. 1 ст. 155.1 СК РФ ребенок, может быть помещен под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, что дает основания для вывода о дифференциации форм несемейного устройства.

Так, например, дома ребенка функционируют для воспитания детей с рождения и до 4-х лет, дети, утратившие родительскую заботу, могут воспитываться в детских домах семейного типа, в воинских частях и даже в религиозных организациях. Требования к условиям пребывания детей в указанных организациях утверждаются Правительством РФ [5].

Аналогичный подход наблюдается в других странах при делении видового устройства детей, оставшихся без заботы своих родителей: существуют семейные и несемейные формы [10]. Например, основными формами устройства детей - сирот в США являются: фостерные (приемные) семьи - 75% детей; реабилитационные центры; групповые дома. В Великобритании более 11 миллионов детей. Примерно 64400 детей, которым необходима защита, 73% из которых пребывают в приемных семьях, 10% находятся в детских учреждениях, 3% пребывают на альтернативном жилищном устройстве, 4% являются усыновленными, 6% проживают совместно с родителями и 4% имеют другие формы защиты [12].

В Швеции существует три формы устройства детей: устройство в замещающую семью; устройство в институциональное учреждение; устройство в специализированные учреждения, осуществляющие присмотр за несовершеннолетними - такая система социальной защиты ребенка представляет собой взаимодействие с несовершеннолетними преступниками, детьми, являющимися наркозависимыми, и иными группами детей [6].

Во всех перечисленных странах фостерная (приемная) семья представляет собой самый востребованный способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ведь даже дети, которые были соматически здоровыми, однако лишены со стороны своих родных любви и заботы, прежде всего со стороны матери, при вынужденном нахождении из-за определенных обстоятельств в сиротских организациях, проносили такую душевную травму через всю свою жизнь [3].

В таких ситуациях специалисты чаще всего отмечают признаки неудовлетворенности основных психических потребностей для жизни у детей, отсутствия у них доверия к окружающему миру, к людям, наличие страха, агрессивности, задержки эмоционального, физического и умственного развития, а также иные расстройства. Также отмечается высокий уровень социальной дезадаптации у детей, выпустившихся из детских учреждений, их перегруженность, проблемы педагогического характера применительно к воспитанию в них детей [13].

Органы опеки и попечительства представляются важным элементом в структуре изучаемой системы. Их положение можно определить как «субъект устройства». Это связано с тем, что согласно действующему законодательству они имеют право на названную выше деятельность, а также имеют необходимую компетенцию по выявлению и устройству детей, которые остались без попечения своих родителей [14].

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 121 СК РФ законодательно разрешена передача некоторых полномочий контролирующих органов к сиротским организациям, образовательным и медицинским организациям, организациям, которые оказывают социальные услуги и прочие. Прежде всего это относится к

70

выявлению детей, оставшихся без заботы со стороны своих родителей, также сюда относится подбор и подготовка граждан, которые желают принять ребенка-сироту в собственную семью. Все названные организации в изучаемом государственном механизме можно определить как содействующие органам опеки в своей деятельности.

Особую, характерную для органов правосудия роль в системе устройства указанной категории детей, имеют суды общей юрисдикции. Они осуществляют защиту прав и охраняемых законом интересов членов семьи, выявляют факты несоответствия деятельности органов опеки и попечительства и иных лиц закону [8].

Их компетенция имеет своей основой в приоритете рассмотрение дел, об усыновлении и отмене усыновления, в том числе применительно к международному усыновлению.

Во-вторых, судам в рамках искового производства подведомственны споры о воспитании детей, где также могут встречаться споры, участниками которых являются опекуны (попечители).

В-третьих, в судебном порядке рассматриваются дела, возникающие из публичных правоотношений, например, оспаривание незаконных действий органов опеки и попечительства (ст. 17 Кодекса административного судопроизводства РФ) [9].

Таким образом, в целях достижения качественного и относительно быстрого семейного устройства детей, оставшихся без родительского попечения и заботы, возникает необходимость создания в Российской Федерации действующей системы выявления названной категории детей, совершенствования отбора достойных кандидатов для их воспитания в своей семье, реальной педагогической, психологической, социальной, материальной поддержки замещающих семей.

Право детей, оставшихся без родительского попечения, на особую поддержку со стороны государства основано на ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка и выражается в предоставлении как общих гарантий осуществления принадлежащих любому ребенку прав, так и дополнительных прав, порядок реализации которых предусмотрен нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, состоит из двух видов: семейная и несемейная. Каждый из видов имеет собственную форму устройства. Семейная форма представляет собой усыновление, опеку (попечительство), приемную семью, патронатную семью. В несемейную форму включены разные виды организаций, касающиеся детей, оставшихся без заботы родителей.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05. 02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21. 07. 2014 г. № 11- ФКЗ) // Российская газета, 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996. №1. т. 16.

3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Российская газета. №49,11.03.2015.

4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей ООН от 30 сентября 1990 г. Декларация подписана Россией 31 января 1992 г. // Дипломатический вестник, 1992. № 6. С. 10.

5. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 г. «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2014. № 22. Ст. 2887.

6. Нагаев В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учебное пособие. М.: ЮНИТИ -ДАНА: Закон и право, 2016. 144 с.

7. Нечаева А.М.Охрана прав детей-сирот в России (История и современность). М.: Дом, 2014. 215 с.

8. Семейное устройство в России: пособие / Под ред. Л. Сандановой. Благотворительный фонд Е. и Г. Тимченко. М.: ООО «Рпф ник», 2014. 230 с.

9. Доржиева С.В. Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации // Семейное и жилищное право, 2015. № 6. С. 10-13.

10. Косова О.Ю. О праве на воспитание // Социально-юридическая тетрадь (СЮрТе). Вып. 2. Ребенок в пространстве права / Под ред. Н.Н. Тарусиной. Ярославль, 2012. 134 с.

11. Лукин В.П. Защита детей - это защита будущего России, формирование нашего завтра // Институт уполномоченного по правам ребенка в России. Сост. и общ. ред. Г.В. Сабитова. М.: Изд-во ГосНИИ семьи и воспитания, 2010. 110 с.

12. Матвеев П.А. Особенности реализации воспитательной функции семейного права в замещающей семье // Семейное и жилищное право, 2014. № 5. С. 13-16.

13. Медведев С.В., Медведева А.С. Отмена усыновления должна быть исключительной мерой, преследующей цель защиты прав и интересов ребенка // Семейное и жилищное право, 2017. № 3. С. 11.

14. Сычева Е.И., Самойлова В.В. К вопросу о наличии признаков предпринимательской деятельности у патронатной семьи как российского варианта «фостерной» семьи // Семейное и жилищное право, 2017. № 1. С. 21-24.

15. Гайсина Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт: научно-популярное издание, 2013. С. 120. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rfh.ru/downloads/Books/134693008.pdf/ (дата обращения: 06.11.2017).

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Устинова А.А.

Устинова Анастасия Алексеевна — магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,

г. Владимир

Аннотация: в статье рассмотрены правовые основы приемной семьи в свете исторического развития опеки (попечительства) и патроната в России. В статье анализируется возникновение договорных и возмездных начал в «призрении сирот».

Ключевые слова: опека, попечительство, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Исторические аспекты становления и развития устройства осиротевших детей нашли свое отражение как в фундаментальных трудах ученых - правоведов IXX века, так и в исследованиях современных ученых, однако изучение исторического опыта «призрения сирот» всегда будет достаточно актуально в целях выявления общих тенденций и особенностей развития государственной заботы об осиротевших детях. Как верно определяет А.М. Нечаева, «знание прошлого содержит много поучительного, позволяет отобрать в массе исторического материала полезное для нашего непростого времени» [10].

Потребность в установлении заботы над детьми, оставшимися без поддержки со стороны родителей, существовала во все времена, у нее глубокие исторические и социальные корни. На Руси первое известное летописное упоминание об опеке относится к 879 г., в те времена в случае смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые занимали место умерших. Опекун должен был заботиться о воспитании и прокормлении подопечного, охране его от несправедливостей, но, поскольку имущество считалось принадлежащим роду, имущественных обязанностей он не нес. Однако родственники сироты осуществляли надзор за деятельностью опекуна. При определенных обстоятельствах опека могла поручаться матери ребенка или ближайшему родственнику, или даже отчиму [7].

В последующем опека над несовершеннолетними устанавливалась главным образом в случае смерти отца. Если мать ребенка выходила замуж, то опекунские обязанности возлагались на ее мужа или на родственников детей.

По утверждению М.К. Цатуровой, в законодательстве XVI - XVII вв. «отражались пределы компетенции опекунов и порядок защиты интересов малолетних. Закон в основном регулировал конфликтные дела по опеке, но не стремился регламентировать саму эту деятельность. Законодательство не предусматривало вознаграждение за опекунство» [10].

М.Ф. Владимирский-Буданов писал, что «в XVIII веке, «древние начала опеки» отступают в прошлое, в правовом регулировании опеки произошли существенные изменения. При Петре Великом, в 1714 г., главный наследник при единонаследии считался «необходимым опекуном своих малолетних братьев и сестер». В 1724 году магистратам предписывается назначать опекуна в случае,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.