ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА
О.В. Афанасьева1, С.Б. Коркунов1, И.Т. Тер-Матеосянц1, http://npa-arm.org
1 Исполнительная дирекция Научно-промышленной ассоциации арматуростроителей (НПАА) (Санкт-Петербург, Россия).
Тенденции развития российского рынка трубопроводной арматуры в 2015 г. в условиях санкций и контрсанкций
Состояние российского арматурного рынка в 2015 г. определялось двумя основными факторами: общим падением промышленного производства в России, снижающим платежеспособный спрос, и набирающим силу процессом импортозамещения.
Индекс физического объема валового внутреннего продукта в РФ в 2015 г. составил 96,3%, а промышленного производства - 96,6% от уровня 2014 г. При этом надо отметить, что некоторые отрасли - потребители арматурной продукции росли или не падали и в 2015 г.* Так, химическое производство за год выросло на 6,3%, производство пищевых продуктов (включая напитки) - на 2%, производство нефтепродуктов и кокса - на 0,3%. Сохранилась на прежнем уровне добыча топливно-энергетических полезных ископаемых**. Второй процесс, определяющий развитие российского арматурного рынка, -импортозамещение. Замена импортной продукции отечественными аналогами может быть обусловлена разными причинами. Во-первых, резким подорожанием импорта, связанным с масштабной девальвацией рубля, и, во-вторых, с санкциями западных стран (или угрозой их введения) и политически обусловленным стремлением уменьшить зависимость от Запада. Представляется, что именно девальвация, а не политически обусловленное импортозамещение, значительно под-
держала производство трубопроводной арматуры и приводов в России в 2015 г. Процесс же импортозамещения, связанный с санкциями или желанием уменьшить зависимость от Запада, будет более или менее успешно разворачиваться в ближайшие годы. Он связан, в частности, с запретом импорта западного высокотехнологичного оборудования для ряда отраслей российской нефтяной и газовой промышленности.
1. ПРОИЗВОДСТВО ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ И ПРИВОДОВ В РОССИИ
Рассмотрим динамику российского рынка трубопроводной арматуры и приводов в 2015 г. по сравнению с предшествующими периодами. Согласно собранным данным, в 2015 г. объем производства арматуры и приводов увеличился в натуральном выражении на 8%, в рублевом - на
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 МЛН ДОЛЛ. -■- тыс. шт.
Рис. 1. Динамика суммарного объема производства арматуры и приводов в России в 2003-2015 гг. в стоимостном (млн долл. США) и физическом (тыс. шт.) выражении
Суммарный объем производства
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
В стоимостном выражении, млн долл. США 581,50 637,00 776,40 957,46 1111,80 970,84 1205,10 1527,54 1643,59 1434,37 1226,88 895,60
В физическом выражении, тыс. шт. 23 653 24 718 25 949 26 152 25039 21117 22870 24882 25603 26115 27812 30036
* Имеется в виду реальный (физический) рост выпуска продукции.
** Данные Росстата: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industriaL/#.
Таблица 1. Суммарный объем производства арматуры и приводов в России в 2004-2015 гг. в стоимостном (млн долл. США) и физическом (тыс. шт.) выражении
96
№ 6 июнь 2016 ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ
PIPELINE ACCESSORIES
40,3%
задвижки стальные | клапаны запорные стальные приводы электромоторные | краны шаровые, конусные из медесодержащих сплавов I клапаны, затворы обратные, сталь I дисковые затворы, сталь I задвижки чугунные | краны шаровые стальные клапаны запорные из медесодержащих сплавов | клапаны предохранительные, сталь | клапаны регулирующие, сталь
Рис. 2. Структура внутреннего производства трубопроводной арматуры и приводов в стоимостном выражении в 2014-2015 гг.
Таблица 2. Изменение объемов импорта в РФ крупнейших стран-импортеров в 2015 г.
Страны В % к 2014 г.
Китай -19,6
Германия -33,5
Италия +3,7
США -24,2
Чехия -13,4
23%. Однако в долларовом выражении объем производства сократился на 27%, что очевидным образом обусловлено падением курса рубля (табл. 1, рис. 1).
Чем обусловлен столь значительный рост рынка в рублевом исчислении? Можно предположить влияние следующих факторов: в целом резко выросшая промышленная инфляция, резкое подорожание импортируемых материалов, используемых в производстве арматуры (например, качественное стальное литье, в значительной степени покрываемое за счет импорта), увеличение выпуска технологически более сложной арматуры в процессе постепенного замещения западной продукции.
Рост физического производства арматуры и приводов можно объяснить замещением импортной продукции более дешевыми (из-за девальвации) отечественными аналогами,и именно этот показатель объективно отражает тенденцию роста объема внутреннего производства.
На рисунке 2 показана структура внутреннего производства трубопроводной арматуры и приводов в стоимостном выражении по объединенной выборке 2014-2015 гг.* Три четверти российского рынка (в стоимостном выражении) занимают стальные задвижки и стальные шаровые краны.
2. ИМПОРТ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ
По итогам 2015 г. объем импорта трубопроводной арматуры в нашу страну в долларовом эквиваленте уменьшился на 24,5% по сравнению с 2014 г. и составил 1331,999 млн долл. США. В натуральном выражении импорт составил 114780 т, уменьшившись на 9,2% (рис. 3).
Такая динамика импорта при значительном росте внутреннего производства говорит о начавшемся процессе импортозамещения. В 2015 г. он был обусловлен главным образом девальвацией рубля: значительно уменьшилось количество импортируемой арматуры
не только из большинства стран Запада, но и из Китая (табл. 2). Структура импорта по типам/видам арматуры представлена на рисунке 4, она заметно отличается от структуры производства в РФ (рис. 2). В 2015 г. по сравнению с прошлым годом спад объемов импорта наблюдался по всем типам арматуры, за исключением сантехнической арматуры и запасных частей. В отраслевом разрезе на российском рынке имеется два самых больших по объему импорта сегмента - нефтегазовая отрасль (около 40% импорта) и коммунальное хозяйство жилищных и производственных объектов (33%). Остальные занимают относительно небольшую долю импорта: энергетика -около 3,7%, химия - 3,4%, металлургия - 1,4% и т. д.
В 2015 г. наиболее крупными были поставки шаровых кранов из Италии, Китая и Германии. Однако если Китай в
180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0
Рис. 3. Динамика изменений объемов импорта трубопроводной арматуры в 2006-2015 гг. в стоимостном (млн долл. США) и физическом (т) выражении
* Выборки 2014 и 2015 гг. были объединены для увеличения общего размера выборки и сглаживания колебаний, вызываемых ее погрешностью. За основу бралась выборка 2015 г., но, если какая-либо компания не дала статистику производства в 2015 г., использовались данные, предоставленные в 2014 г.
TERRITORIJA NEFTEGAS - OIL AND GAS TERRITORY No. 6 june 2016
97
ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА
большей степени поставлял краны для коммунального хозяйства, то Италия и Германия - для нефтегазовой отрасли. Наиболее активными поставщиками нефтегазовой арматуры из этих стран являлись итальянское отделение компании Cameron и немецкая компания RMA. В целом по итогам 2015 г. нефтегазовая отрасль России снизила объем импорта, хотя и совсем несущественно. Таким образом,анализируя динамику изменения физического объема производства и импорта трубопроводной арматуры в России, можно однозначно сделать вывод о смещении акцентов в сторону российских производителей, причем величина роста внутреннего производства (8%) примерно соответствует величине сокращения импорта (9,2%).
Обобщая приведенные выше данные по производству, импорту и экспорту трубопроводной арматуры и приводов и прогнозируя ближайшее будущее, можно отметить следующее:
• рост в 2015 г. обусловлен главным образом импортозамещением, вызванным девальвацией российского рубля;
• импортозамещение, обусловленное девальвацией, при сохранении стагнации в российской экономике в целом, не может продолжаться долго;
• развитие российского арматуростро-ения в ближайшие годы будет связано с большей или меньшей успешностью освоения производства технологически сложной арматуры, импортировавшейся ранее с Запада.
3. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Вторая половина 2015 г. ознаменовалась несколькими знаковыми событиями на российском нормативно-правовом поле, подтверждающими декларируемые до той поры намерения руководства страны по поддержке отечественной промышленности.
Вслед за принятием в конце 2014 г. Федерального закона № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» в середине 2015 г. было издано Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации», вступившее в силу 1 октября 2015 г. В этом документе, основной текст которого умещается на одной машинописной странице, приведены показатели для сопоставления потребительских свойств промышленной продукции для оценки ее уникальности. Цель введения данного законодательного акта - применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, а также определение условий ограничения допуска иностранных товаров на российский рынок. В исполнительную дирекцию НПАА периодически поступают запросы различных ведомств с просьбой дать экспертную оценку наличия той или иной арматурной продукции в продуктовых линейках отечественных производителей. Как правило, такие запросы связаны с желанием (а возможно, и с необходимостью) госу-
дарственных учреждений проверить заявления зарубежных поставщиков о том, что их продукция не имеет аналогов в РФ. И мы в подавляющем большинстве случаев даем заключение, что аналогичная продукция российского происхождения присутствует на нашем рынке. Но делали мы это до сих пор, руководствуясь только здравым смыслом и собственными представлениями о том, что можно считать аналогом. Теперь же постановлением № 719 более или менее четко определено, что считать продукцией, не имеющей аналогов, производимых на территории РФ. Подпунктом «б» пункта 1 постановления к сравниваемым параметрам промышленной продукции отнесены:
• функциональное назначение;
• область применения;
• качественные характеристики:
- гарантийный срок;
- срок годности;
- надежность;
- энергоемкость;
- экологичность;
- физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду промышленной продукции и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики промышленной продукции. Хорошо: что считать, а что не считать аналогом, мы вроде как разобрались. А что считать продукцией,произведенной на территории РФ? Многие производители трубопроводной арматуры заготовку, например, покупают за рубежом. А некоторые производители шаровых кранов шаровую пробку, к примеру, везут из Тайваня. Уплотнения зачастую тоже ввозятся из-за границы. И возникает закономерный вопрос: где та грань, тот водораздел, до которого конечный продукт еще считается российским, а за - уже нет?
Решению этой задачи посвящен подпункт «а» пункта 1 постановления, отсылающий к приложению (на 73 страницах) с критериями отнесения продукции к промышленной продукции, произведенной в Российской Федерации, а также устанавливающий, что, помимо продукции, соответствующей этим критериям, к ней может быть от-
17%
I краны регулирующая I сантехническая запчасти запорные I задвижки I прочная затворы I обратные I предохранительная редукционные I мембранная
Рис. 4. Сегментация импорта трубопроводной арматуры по типам за 2015 г. в стоимостном выражении, млн долл. США
98
№ 6 июнь 2016 ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ
PIPELINE ACCESSORIES
несена продукция, изготавливаемая по специальному инвестиционному контракту, либо, если какая-либо продукция отсутствует в упомянутом приложении, отнести ее к российской можно на основании Соглашения о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. Следует заметить, что в приложении к первоначально утвержденному постановлению были приведены критерии только для основных групп промышленной продукции:
• станкостроения;
• автомобилестроения;
• специального машиностроения;
• фотоники и светотехники;
• энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной продукции;
• тяжелого машиностроения.
Ни трубопроводная арматура, ни насосное оборудование, ни даже компрессорная техника в разработанный перечень не попали. Однако отраслевые
ассоциации обратились в Министерство промышленности и торговли РФ с предложением дополнить приложение к постановлению соответствующими товарными позициями. Специалистами НПАА был разработан проект комплекса критериев и направлен для предварительного ознакомления предприятиям, выразившим готовность принять участие в деятельности рабочей группы. А в конце сентября и начале октября в Москве в Министерстве промышленности и торговли РФ прошли два совещания, на которых состоялось всестороннее обсуждение и уточнение критериев. В результате интенсивных дискуссий в ходе совещаний, а затем двусторонних обменов мнениями в заочном режиме при формировании итоговых формулировок был разработан и согласован с большинством участников комплекс критериев, по которым предлагается разделять трубопроводную арматуру на продукцию российского и нероссийского происхождения, таким как:
• наличие с 01.01.2016 у юридического лица - налогового резидента стран -членов Евразийского экономического союза прав на конструкторскую и техническую документацию на срок не менее 5 лет;
• наличие с 01.01.2016 в структуре предприятия-изготовителя собственных конструкторско-технологических подразделений либо наличие действующего договора на выполнение соответствующих работ (оказание услуг) со специализированной конструктор-ско-технологической организацией -налоговым резидентом стран - членов Евразийского экономического союза;
• соблюдение процентной доли стоимости использованных при производстве импортных деталей,узлов и комплектующих*:
- с 01.01.2016 - не более 75% цены товара;
- с 01.01.2018 - не более 50% цены товара;
- с 01.01.2020 - не более 30% цены товара;
Из расчета процентной доли исключается стоимость навесного оборудования в составе трубопроводной арматуры.
Форум России и стран СНГ по безопасности
шшш
Организатор
Euro Peiroleum Consiliums
20 years 1r
SHARING KNOWLEDGE, F
УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
8-9 июня 2016 • Самара ■ отель Ренессанс
Темы форума:
• Стратегическая концепция управления промышленной безопасностью
• Человеческий фактор
• Проектирование и эксплуатация объектов с учетом норм промышленной безоп асности
• Контроль технического состояния завода
• Производственная дисциплина
• Инструменты повышения безопасности на производстве
• Практические примеры внедрения системы управления промышленной безопасно стью
Axons 0QS Ertdress+Hauser ЕЗ ^ЛУКОЙЛ Ш [^1г!5.?чистка ЧЗИаО™ИНЕФ1Ъ
РМК» ^IHlirMm CaqmlMfn»
MOOCQN Honeywell ¡¡¿*g SGS *
О
Транснефть
i|l'l|i
РОСНЕФТЬ
С
БАШ НЕФТЬ
В 1 в 1
Зарегистрируйтесь на www.europetro.com
+7 (495) 517 77 09 | [email protected]
Соответствующая публикация носит информационный характер и не является рекламой
ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА
• осуществление на территории Российской Федерации:
- с 01.01.2016 - не менее 3 технологических операций из приведенного ниже перечня;
- с 01.01.2018 - не менее 5 технологических операций из приведенного ниже перечня;
- с 01.01.2020 - не менее 8 технологических операций из приведенного ниже перечня, при условии что конструкция продукции подразумевает наличие всего перечня технологических операций. В перечень технологических операций входит:
• заготовительное производство (литье, поковка, штамповка и пр.);
• механическая обработка;
• сварка и наплавка;
• термообработка;
• сборка;
• анализ химического состава, механических свойств материалов, нераз-рушающий контроль и т.п.;
• приемочные и приемо-сдаточные испытания;
• покраска и нанесение защитных покрытий.
Таким образом, весь комплекс разработанных критериев в совокупности решает поставленную задачу: с одной стороны, заставляет иностранные компании наращивать степень локализации своих производств в России, а с другой
- создает для них приемлемые стартовые условия для развития.
Для чего все это? Некоторый ответ на этот вопрос дает Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 № 2781-р. В нем зафиксирован перечень видов машиностроительной продукции (в т.ч. запорной и регулирующей арматуры), закупки которой по импорту государственными компаниями и компаниями с государственным участием не допускаются без согласования с Правительственной комиссией по импорто-замещению. Очевидно, что указанная комиссия будет давать или не давать соответствующие разрешения, основываясь на заключениях какого-нибудь уполномоченного органа по оценке (например, Минпромторга России), имеется ли аналогичное оборудование, производимое на территории РФ, и можно ли его считать российским. Вот тут-то и
будут использоваться описанные выше критерии.
Конечно, не все еще понятно и очевидно в вопросе реализации этих нормативных документов. Безусловно, еще предстоит большая работа по созданию методики оценки, доработке критериев. Кто непосредственно будет оценивать соответствие продукции разработанным критериям? Как высчитывать долю импортной составляющей в цене товара? Не повторится ли печальный опыт сертификации в системе ГОСТ Р, полностью дискредитировавшей себя из-за практически бесконтрольной раздачи сертификатов направо и налево? Представляется целесообразным передать эти функции отраслевым некоммерческим ассоциациям и союзам. Кто, как не профессионалы рынка, максимально заинтересованные в его прозрачности и в добропорядочности его участников, знающие в мельчайших деталях все нюансы производства, даст объективную оценку каждому игроку? С другой стороны, мы видим негативный опыт развития СРО, например, в строительстве, когда недобросовестные компании, не получившие допуск на рынок от действующих СРО, объединились и создали собственные СРО! В результате строителям пришлось вернуться к тому же, от чего ушли, - создали Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), до боли напоминающее ранее упраздненный с введением системы саморегулирования Госстрой, которое следит за строительными СРО. В общем, есть еще над чем поработать. Но, как гласит народная мудрость, дорогу осилит идущий. И первый шаг на этом пути нами уже сделан. Помимо внешнего противника в виде поставщиков импортной продукции российские производители имеют и внутреннего врага - недобросовестную конкуренцию с использованием контрафактной и фальсифицированной продукции.
НПАА давно, начиная с 2001 г., занимается этой проблемой. Еще в 2003 г. совместно с ЦКБА был разработан стандарт организации СТ НПАА 003 «Арматура трубопроводная и приводы. Методика выявления фальсифицированной продукции», в развитие которого в настоящее время разработаны и направлены в ТК 481«Интеллекту-
альная собственность» проекты ГОСТ по выявлению контрафактной и фальсифицированной машиностроительной продукции и по методам и технологиям защиты машиностроительной продукции от фальсификации. Кроме того, ни для кого не секрет, что в последнее время на российском рынке появилось множество неизвестных ранее компаний, позиционирующих себя как производителей промышленной продукции, в т.ч. трубопроводной арматуры. Эти новые «заводы», которые в народе уже окрестили «завоЗы», декларируют производство всего и вся, начиная от запорных клапанов DN6 до шаровых кранов DN1200! И без зазрения совести участвуют в конкурсных отборах, тесня своими демпинговыми предложениями известные бренды. Кого можно с уверенностью отнести к категории изготовителей? Как определить компетентность компании? Ответы на эти вопросы дает стандарт организации СТ НПАА 001 на требования к субъектам рыночных отношений. Этот документ описывает, какими признаками должен обладать участник рынка, чтобы можно было говорить о его потенциальной способности обеспечить декларируемые им возможности. Ну и, наконец, разработанная НПАА уникальная система обозначения трубопроводной арматуры и приводов, закрепленная в стандарте СТ НПАА 009, позволяет описать этот класс машиностроительной продукции с любой требуемой степенью детализации, что позволяет осуществлять ее достоверную идентификацию. Это актуально как в целях защиты участников рынка от недобросовестной конкуренции,так и для оптимизации информационного обмена между участниками различных информационных систем, в том числе - в составе Единого номенклатурного номера (ЕНН).
В заключение хочется отметить, что ничего идеального в природе не существует и можно найти изъяны в любой попытке сделать мир чуточку лучше. Но гораздо продуктивнее не выискивать недостатки, а подходить к вопросу конструктивно и совместными усилиями добиваться улучшения окружающей нас действительности.
100
№ 6 июнь 2016 ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ