Научная статья на тему 'Тенденции развития предпринимательской деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет'

Тенденции развития предпринимательской деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
708
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байрамукова А. С.

К началу третьего тысячелетия число пользователей Интернета в мире превысило 300 млн человек, а количество сайтов в Сети 14 млн. Учитывая, что за один год число пользователей выросло на 80%, стали очевидными радикальные изменения в мировой экономической системе [1; с. 84]. В экономической литературе совокупность отраслей, наиболее тесно связанных или заново сформировавшихся в связи с этими изменениями, называется по-разному: «новая экономика» (new economy), «информационная экономика» (information economy), «экономика высоких технологий» (high technology economy), «Интернет-экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития предпринимательской деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

платы. Повлиять на миграционные настроения молодежи способно также улучшение общей социально-экономической ситуации в стране (58%), расширение возможностей профессионального и карьерного роста (48%).

Поэтому очень важно учитывать результаты деятельности, её смыслообразующую роль для личности и степень выраженности (силу) собственно мотивации. Мотивация всегда связана с интеллектом человека: здесь есть и творческая направленность личности (креативность), высокая эффективность деятельности, потребность в поисках смысла жизни, не говоря уже о самореализации человека как личности, его самоутверждение и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мельников О. От трудовых к интеллектуально-креативным ресурсам // «Человек и труд». 2005. № 3. С. 78-81.

2. Рынок труда. Учебник / под ред. проф. Буланова В. С. и проф. Иволгина Н.А. - М.: Экзамен, 2000. С. 10-18; 335-341.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М. 2002. С. 296-304.

4. Цыганков В. Трудовой потенциал: условия эффективного использования // «Человек и труд». 2006. № 12.С.40-43.

5. Чеботарёв Н. Оценка человеческого капитала предприятия // «Человек и труд». 2006. № 12. С. 36-39.

6. Шимшилов С.А. Интеллектуальный капитал организаций // «Человек и труд». 2004. № 8. С. 85-86.

7. Яковлев А. Интеллектуальный потенциал и экономический рост // «Свободная мысль». 2004. № 10. С. 82-91.

БАЙРАМУКОВА А.С.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

К началу третьего тысячелетия число пользователей Интернета в мире превысило 300 млн человек, а количество сайтов в Сети - 14 млн. Учитывая, что за один год число пользователей выросло на 80%, стали очевидными радикальные изменения в мировой экономической системе [1; с. 84]. В экономической литературе совокупность отраслей, наиболее тесно связанных или заново сформировавшихся в связи с этими изменениями, называется по-разному: «новая экономика» (new economy), «информационная экономика» (information economy), «экономика высоких технологий» (high technology economy), «Интернет-экономика».

Интернет в широком смысле можно определить как глобальную (охватывающую весь мир) и не находящуюся под контролем отдельных корпораций или государств информационную систему, которая позволяет распространять текстовую, видео-, аудио-, графическую и цифровую информацию на неограниченное количество терминалов в режиме реального времени.

Технически существование Интернета стало возможным с 1993 г., когда был создан первый браузер. Browser - программное обеспечение, которое позволяет связываться с сервером для получения доступа к HTML-документам и соответствующим файлам, т.е. Web-страницам Сети, а также следовать по цепочке от документа к документу или от страницы к странице. На его основе возникли поисковые системы Netscape Navigator и Internet Explorer. Один из создателей первой из этих систем, сотрудник Университета штата Иллинойс (США) М. Андриссен учредил корпорацию Netscape, а в 1992 г. продал ее America-onLine (AOL), которая к 2000 г. стала крупнейшим в мире провайдером Интернета [2; с. 14].

Однако как общественная производительная сила Интернет ведет свое начало с середины 90-х годов, когда английский исследователь Бержерс Ли, работавший по контракту в институте в Женеве, создал универсальный протокол для связи с Сетью http и бесплатно передал его в общественное пользование. Регистрация патента на протокол смогла бы сделать его автора не менее богатым, чем основателя Microsoft Б. Гейтса, но тогда вместо единого международного стандарта в Интернете конкурировали бы десятки платных национальных и корпоративных протоколов, как это имеет место в сфере сотовой связи и т.д.

Современная система Интернета, так же как и глобализация, захватывая всех операторов мирового хозяйства, стимулирует экономический рост высокоразвитых государств и дает шанс для роста и интеграции в мировое хозяйство менее развитым странам, к которым ныне относится и Россия.

Используя и развивая Интернет, Россия и другие страны СНГ могут ускорить создание передовой инфраструктуры современной рыночной экономики Конкурентная среда, которая так и не была создана в России в пореформенный период вследствие особого характера российского капитализма, естественным образом развивается во Всемирной сети и дает отечественной экономике возможность завоевать Интернет-нишу на мировом рынке.

«Новая экономика» рассматривается как современная глобальная экономика, развивающаяся по иным, чем индустриальная экономика XIX-первых двух третей XX в., законам. Так, авторы книги «Будущее глобальной экономики: к новому длительному буму?», изданной Организацией экономического сотрудничества и развития, полагают, что всемирное распространение новой технологии и продукции, адаптация большинства стран к технологическим изменениям станут основой глобального и долговременного экономического роста [4; с. 9]. Современная технологическая революция, преобразующая не только экономическую, но и социальную, а также политическую структуры общества, сравнима по своему значению с индустриальной революцией, которая сделала лидером мировой экономики в XIX в. Англию, а в начале XX в. - США. Ее значение можно сравнить с такими вехами в истории человечества, как переход к земледелию и разведению домашнего скота, изобретение письменности, бронзовых, а затем железных орудий труда, ветряных и водяных мельниц, мореплавания, книгопечатания, телеграфа, паровой машины, электричества, двигателя внутреннего сгорания, компьютера и Интернета (global business network) [3; с. 17].

Перераспределение форм деловой активности и рыночных ниш приводит сегодня к парадоксальным результатам. Ведущие игроки «старой» экономики приобретают новый бизнес, стремясь к универсализму функций и сервисов. Игроки «новой» экономики выходят на традиционные рынки. Все это ведет к появлению конгломератов, сочетающих в себе все возможные сектора и функции как «старой», так и «новой» экономики. Microsoft занялась продажами недвижимости. Самый известный в мире издатель Руперт Мэрдок планирует купить General Motors. Нефтяные компании инвестируют в Интернет-порталы, а консультационные фирмы покупают акции разработчиков программного обеспечения. Но параллельно начались процессы деления: Price WaterhouseCoopers, Lucent Technologies, HP и многие другие заявили о создании на месте одной компании двух фирм, специализирующихся в разных областях. Все эти примеры свидетельствуют о начале процессов перераспределения и конкурентной борьбы в новой экономике. Итогом же станет появление специализированных фирм, которые будут стремиться к монополии в своем секторе.

Таким образом, Интернет-экономика представляет собой широкую совокупность отраслей, производящих товары и услуги с использованием при этом информационных технологий, достижений современной информатики и компьютеризации.

Тем не менее, пока достаточно сложно представить стройную характеристику Интернет-экономики, так как технологии развиваются очень быстро и «границы» проникновения «новой» экономики во все области общественной и экономической жизни достаточно размыты. Но в то же время Интернет-экономика не может противопоставляться «старой», ведь именно она инициировала ее появление.

Развитие Интернета в Росси происходит более чем бурными темпами. Прежде всего, стоит рассмотреть данные о размере мировой интернет-аудитории для того, чтобы обозна-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

чит место России в общем контексте динамики роста количества пользователей Интернета в мире.

Динамика роста мирового Интернета и его аудитории Регулярный сбор и анализ распределения Интернет-аудитории по странам и регионам мира проводится с середины 1990-х гг. Это совпадает с началом функционирования Интернета в привычном для нас графическом интерфейсе (именно поэтому данные о количестве пользователей Интернета обычно представляются, начиная с 1995 г.). Первоначально фиксировались сведения о динамике роста Сети, количестве компьютеров, работающих в Интернете, затем к работе приступили маркетинговые агентства. Соединение этих двух технологий (гипертекст с возможностью представления графики) сделал Интернет привлекательным для бизнеса и рекламы, что привело к его лавинообразному росту. Об этом свидетельствуют данные о числе компьютеров, подключенных к Сети (так называемых хостов - hosts): если в 1990 г. их количество составляло всего около 300 тыс. и 90 % из них находились в США, то в 1995 г. хостов стало более 6 млн, в 1996 г. - более 16 млн, в 1997 г. - 26 млн, в 1998 г. - 36 млн, и далее резкий рост до 160 млн в 2003 г.

Что касается динамики роста Интернет-аудитории по регионам России, показатели следующие: северо-западный регион - 15% от общего количества Пользователей России (3,1 млн чел), Москва - 16% (3,4 млн чел.), Центральный район без г. Москвы - 16% (3,3 млн чел.), Южный - 12% (2,6 млн чел), приволжский - 18% (3.7 млн чел.), Сибирский - 13% (2,7 млн чел.), Дальневосточный - 4% (0,9 млн чел), Уральский - 6% (1,3 млн чел.).

По-прежнему по количеству пользователей лидируют Москва и Санкт-Петербург. Такое лидерство обуславливается сосредоточение основных экономических, социальных и инфраструктурных факторов.

На основании вышеприведенных цифр можно сделать следующие оптимистичные выводы: количество пользователей Интернет постепенно расширяется; медленно, но верно увеличивается количество пользователей в регионах. Можно смело заявлять, что Интернет прочно входит в жизнь современного человека.

В связи с увеличением числа пользователей, растет количество оказываемых услуг посредством Интернета, и как следствие помимо предоставления огромного количества услуг и информации идет борьба за качество услуг и сервисов для пользователей Интернет.

Интернет становиться ощутимым сегментом экономики России и постепенно начинает влиять не только на online проекты, но и на проекты, которые создаются в реальной жизни.

В настоящее время большинство предпринимательских организаций любого масштаба уделяют много внимания представлению своей продукции и услуг в сети Интернет, организации простого в использовании, информативного, дружественного потребителю сервиса. Внедрение Интернет-технологий в предпринимательскую деятельность компаний началось практически одновременно с появлением и распространением глобальных компьютерных сетей.

Для того чтоб в полной мере понять виртуальную форму предпринимательства в сфере производства информации, нам необходимо рассмотреть такие понятия как «электронной коммерции» и «электронного бизнеса».

Концепции «электронной коммерции» и «электронного бизнеса» впервые появились в США в 80-х гг. XX в. До настоящего времени во многих публикациях понятия «электронная торговля», «электронная коммерция» (electronic commerce, e-commerce) и «электронный бизнес» (electronic business, e-business) использовались как синонимы. Однако, между этими терминами имеется существенное различие.

Электронный бизнес является более широким понятием, чем электронная коммерция. Фактически под e-business понимается перенос основного бизнеса компании (или части бизнеса) в Интернет. Концепция е-business не означает полный отход от традиционных форм и способов взаимодействия с клиентом в реальном мире. Однако, при работе по этой схеме, все большую роль начинают играть эффективное применение Интернет-технологий по всем направлениям бизнеса современной организации, которые могут принимать самые различные формы. Это может быть ведение торговых операций через Интернет, Интернет маркетинг, организация профессиональных форумов и сообществ, все возможные формы

аутсорсинга, информационные услуги и многое другое. Главное условие - все эти направления должны быть направлены на одну цель: получение компанией прибыли.

Основное отличие электронного бизнеса от обычного состоит в том, что электронный бизнес предполагает использование технологий Интернета в большинстве бизнес-процессов организации. Переход на методы ведения электронного бизнеса предполагает реинже-ниринг многих бизнес-процессов компании.

Среди основных преимуществ использования Интернета в предпринимательской деятельности можно выделить следующие:

- позволяет значительно увеличить оперативность получения информации, особенно при международных операциях;

- позволяет значительно сократить цикл производства и продажи, т.к. больше нет необходимости каждый раз вводить полученные документы, к тому же снижается вероятность возникновения ошибок ввода;

- позволяет значительно снизить затраты, связанные с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций;

- использование Интернет-технологий и электронной коммерции позволяет компании стать более открытой по отношению к клиентам;

- позволяет легко и быстро информировать партнеров и клиентов о продуктах и услугах;

- позволяет создавать альтернативные каналы продаж, например, через электронный магазин на корпоративном сайте;

- позволяет передавать любую информацию (текстовую, аудио, видео) на любые расстояния с минимальными денежными и временными затратами;

- при использовании современных способов шифрования, информация становится конфиденциальной и недоступной третьим лицам;

- не имеет временных ограничений (доступ к Интернету и к информации можно получить в любое время суток);

- не имеет пространственных ограничений (теоретически можно получить доступ к любой информации в любом месте планеты);

- целевая аудитория ничем не ограничена (клиентом фирмы практически может стать любой человек, имеющий доступ в Интернет).

Благодаря этим преимуществам сейчас происходит бурный рост электронного предпринимательства, которому способствует в первую очередь снижение цен на доступ в Интернет, относительно низкие издержки на содержание электронных магазинов, и совершенствование платежных систем.

Влияние электронного предпринимательства на мировую экономику проявляется в изменении структуры себестоимости товаров и услуг. В современной экономике себестоимость производства продукции (для массовых товаров) уже не является основой издержек. Большую долю розничной стоимости товаров составляют издержки на маркетинг, расходы на складирование и транспортировку, торговые наценки. Практика показывает, что при продаже товаров с использованием систем электронной коммерции структура непроизводственных издержек меняется коренным образом. Хотя издержки на маркетинг не обязательно уменьшаются, но можно отказаться от издержек на содержание торговых площадей, издержек на перевозку товаров к розничному потребителю, а также отказаться от услуг цепочки посредников. Возникающие издержки на поддержание работоспособности серверов, на обработку и отправку заказов будут, видимо, заметно меньше издержек традиционной торговли. Возможно, большую часть непроизводственных издержек будет составлять доставка купленных товаров.

В 2004 году мировой объем электронной торговли составил 40 млрд долларов. Через пять лет он, по разным оценкам, может увеличиться до 400-1000 млрд долларов.

Таким образом, мы можем сделать выводы:

1. В настоящий момент Интернет-экономика включает в себя большое количество видов предпринимательской деятельности. Она взаимодействует с традиционными экономическими системами, выступая для них инфраструктурным элементом, и в то же время использует их ресурсы для развития собственной инфраструктуры.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

2. Интернет-экономику, скорее, следует рассматривать не как самостоятельную экономику, возникающую и формирующуюся в информационном обществе, а как отрасль экономики, коренным образом изменяющую традиционную структуру экономики.

3. Интернет-экономика - система, все элементы которой каким-либо образом связаны с традиционными экономическими системами.

4. Большая часть коммерческих транзакций в сети Интернет происходит посредством Интернет-сайтов, которые являются связующим звеном между субъектами электронного предпринимательства.

5. В результате анализа зарубежного и российского опыта осуществления предпринимательской деятельности в сфере Интернет-экономики выявились следующие прогнозы и тенденции: прогнозируется увеличение объемов продаж коммерческих Интернет-сайтов; увеличивается количество магазинов; растет аудитория Интернета и покупателей, готовых к покупке.

6. Многие лидирующие компании всех сфер бизнеса интегрируют Интернет в свою повседневную деятельность - лавина создания корпоративных сайтов постепенно сменяется более сложными и осмысленными формами использования мировой Сети в бизнесе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балабанов И.Т. Электронная коммерция/изд. Питер, - СПб.: 2001 г. С. 84.

2. Говорун М. Интернет - зона свободы // Мир Мете!. 2000. № 5.

3. Жизнь в стиле ШЕВ // Мир Мете! 2000. № 9. С. 17.

4. Морозов А., Семак И. Электронная коммерция: поиск успеха // Мир Мете!. 2000. № 9.

КОЖУШКО Е.М., ПЛАКСИНА А.В.

КАЧЕСТВО, СТАНДАРТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

При анализе качества выполнения услуги и качества обслуживания потребителей необходимо учитывать индивидуальные требования клиентов. Эти требования в большинстве своем носят субъективный характер, что затрудняет возможность их оценки.

Таким образом, при проведении комплексного инвестиционного анализа при оценке качества предоставляемых услуг и обслуживания потребителей основными задачами являются:

1) дать общую оценку уровня качества услуг и обслуживания на предприятии;

2) определить степень влияния качества на конкурентоспособность услуг и предприятия в целом;

3) разработать в рамках инновационно-инвестиционной стратегии мероприятия по повышению качества услуг и культуры обслуживания.

Основными источниками для этого могут служить:

- все виды планов предприятия, содержащие проект мероприятий по повышению качества услуг и расчет суммарного экономического эффекта от внедрения этих мероприятий;

- результаты анкетирования или опроса потребителей;

- результаты тестирования или иных экспериментов;

- отзывы (рекламации) потребителей.

По результатам проведенного исследования, наиболее оптимальным обобщающим показателем качества услуг предприятий по пошиву и ремонту одежды или для сравнения двух и более предприятий-конкурентов является балльная оценка.

Система оценки устанавливается инвесторами самостоятельно в зависимости от вида услуг, особенностей технологии оказания услуг, организации производства и труда. Целе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.