УДК 339.1
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ
© 2017
Абдулмуталибов Руслан Фейрудинович, аспирант
Дипломатическая академия МИД России (119992, Россия, Москва, улица Остоженка, д. 53/2, стр. 1., e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье показано, что одним из главных факторов экономического роста каждой страны уровень обеспечения ее энергетическими ресурсами и их эффективное использования. Сегодня мир столкнулся с рядом проблем, главными среди которых: дефицит ресурсного обеспечения отдельных стран, вызвано неравномерностью распределения нефтепродуктов между странами мира, а также противоречия в формировании единой энергетической политики странами мира. В последние годы на фоне стремительного изменения институциональной структуры энергетических рынков с преобладанием концепции либерализации, усиление политики диверсификации энергообеспечения, развития транспортной инфраструктуры, перехода страны на энергосберегающие технологии происходит хотя и умеренное, но восстановление докризисных объемов рынка нефтепродуктов. Проанализированы тенденции развития мирового рынка нефтепродуктов. Исследована структура мирового рынка нефти и нефтепродуктов. Показано, как за последние годы довольно сильно изменилась структура мирового рынка нефтепродуктов, компании, которые появились имеют большое влияние. Можно констатировать, что уровень мировых доказанных запасов нефти позволяет стабильно обеспечивать мировые рынки, а компаниям достаточно гибко реагировать на колебания спроса и изменение ценовой конъюнктуры. Оценка динамики увеличение доказанных запасов нефти убедительно опровергает прогнозы некоторых экспертов относительно их исчерпанности в глобальном измерении в ближайшие десятилетия. Наоборот, за последние 20 лет их уровень увеличился благодаря проведению геологоразведочных работ, использованию технологий и внедрению инноваций. Выделены проблемы нефтедобычи и нефтепотребления, особенности и перспективы формирования мирового рынка нефтепродуктов. Проведена многомерная классификация основных нефтедобывающих стран, позволившая выделить однородные группы и определить место России на данном рынке. Получены прогнозные оценки ключевых показателей мирового рынка нефти на среднесрочную перспективу.
Ключевые слова: нефтепродукты, мировой рынок нефтепродуктов, нефтеперерабатывающая отрасль, энергоресурсы.
TRENDS IN THE GLOBAL OIL MARKET
© 2017
Abdulmutalibov Ruslan Feirudinovich, postgraduate student
Diplomatic Academy, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (119992, Russia, Moscow, street Ostozhenka 53/2, build 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The article shows that one of the main factors of economic growth of each country level to ensure its energy resources and their efficient use. Today the world is faced with several challenges, chief among which are: lack of resource provision of separate countries caused by the uneven distribution of oil products between countries, as well as the contradictions in the formation of the common energy policy of the countries of the world. In recent years, against the background of rapid changes in the institutional structure of the energy markets with a predominance of the concept of liberalization, the strengthening of the policy of diversification of energy supply, development of transport infrastructure, the country's transition to energy-saving technology occurs although moderate, but recovery of pre-crisis volume of the market of petroleum products. Analyzed trends in the global oil market. The structure of the world market of oil and oil products. Shows how in recent years pretty much changed the structure of the world oil market, the companies appeared to have great influence. It can be stated that the level of the world's proven oil reserves allows you to consistently provide world markets, and companies need to respond flexibly to fluctuations in demand and changes in the pricing environment. Assessment of the dynamics of the increase in proven oil reserves convincingly refutes the predictions of some experts regarding their exhaustion in the global dimension in the coming decades. On the contrary, over the last 20 years has increased due to geological exploration, use of technology and innovation. Selected problems of oil production and after treatment, features and prospects of formation of the world market of petroleum products. Conducted multi-dimensional classification of main oil producing countries, which allowed to distinguish homogeneous groups and to determine Russia's place in the market. Derived predictive estimates of key indicators of the world oil market in the medium term.
Keywords: oil, the global petroleum market, petroleum refining industry, energy sources.
Постановка проблемы и ее связь с важными научными и практическими заданиями. Постоянно изменяющаяся динамика мировых цен на нефть и нефтепродукты способна спровоцировать сильное продвижение, как в сторону роста, так и в сторону падения фондовых рынков. Особенно сильно эта стоимость оказывает влияние на развивающиеся рынки, которые в основном ориентированы на ее экспорт. Приоритеты устойчивого развития и достижения критериев целей развития тысячелетия обусловливают сдвиги в структуре, размещении и производительности мирового производства нефтепродуктов. Поэтому изучение тенденцийразвития мирового рынка нефтепродуктов является актуальной и важной научной задачей.
Анализ последних публикаций по проблеме. Современные тенденции развития мирового рынка нефтепродуктов свидетельствуют о существенных структурных изменениях, что определяет интерес исследователей различных аспектов, проблем и перспектив его развития. Среди отечественных специалистов отметим труда: Г. Бурлаки, Л. Гальпериной, М. Ковалко, В.
Омельченко, Г. Рябцева, В. Точилина, А. Шидловского и др. Наработки зарубежных ученых представлено в многочисленных работах (см. М. Вассилов, M. Йеоманс, С. Сайфуллин, Н. Симмонс) и аналитических материалах международных организаций (например, Организации стран-экспортеров нефти (ОПЭК)) и энергетических компаний (например, BritishPetш - leum (ВР) и др.). Однако, несмотря на большую численность публикаций по этому поводу, до сих пор остаются дискуссионными перспективы развития мирового рынка первичных энергоресурсов и место в нем рынка нефтепродуктов.
Формулировка целей исследования. Основной целью статьи является выделение современных тенденций развития и структуры мирового рынка нефтепродуктов.
Изложение основных результатов и их обоснование. Развитие глобализационных процессов выдвигает новые требования к конкурентоспособности стран, среди них в дальнейшем все существеннее влияние оказывают структура добычи и производства энергоресурсов. По прогнозам ОПЭК тенденции распределения основных энергоресурсов мира к 2030 году заключаются в несу-
щественном увеличении удельного веса гидроэнергии (с 2,4 в 2008 году до 2,8% в 2030 году, стабильной доле атомной энергии, незначительном росте удельного веса природного газа и биотоплива. При этом в структуре мировых энергоресурсов нефть останется главным энергетическим ресурсом, хотя ее доля уменьшится за исследуемый период с 35,7 до 30,2 % [1]. Экологический эффект от использования биотоплива уменьшается с учетом потерь и рисков для развития экосистем стран-производителей.
Субъектов глобального рынка нефтепродуктов можно изобразить в следующей категоризации: субъектами нефтеперерабатывающей промышленности являются международные нефтяные компании, национальные нефтяные компании и небольшие местные компании. Происходят структурные изменения и в количестве и мощности действующих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Например, в мире понизилась численность НПЗ с 743 в 2011 году до 661 в 2015 г. Однако мощности по переработке выросли за тот же период с 4170 до 4585 млн. т, или на 415 млн. т.
Концентрация в нефтеперерабатывающей отрасли достаточно низкая, например, топ 25 владельцев НПЗ владеют 50% мировых нефтеперерабатывающих мощностей. Топ-10 компаний нефтеперерабатывающего комплекса занимают 36% мирового рынка, среди них лидером является компания ExxonMobil с долей рынка нефтепереработки 6,1% (по данным Global technology Road map for CCS in Industry [3]).
Объемы добычи в 20 крупнейших нефтедобывающих странах свидетельствуют о определенных структурных сдвигах. Рекордсменом в росте объемов добычи нефти является Колумбия с показателем 16,3% по отношению к 2010 году. На Саудовскую Аравию и Россию приходится четвертая часть мировой добычи нефти. Среди этих стран по сравнению с рейтингом 2010 года нет Ливии. За год объемы добычи нефти в этой стране сократились на 71% [4]. Спрос на нефть растет большими темпами в странах, что развиваются (рис.1.)
Рисунок 1 - Динамика спроса на нефть
Источник: [5].
Крупнейшим потребителем нефти с большим отрывом от других стран мира на протяжении долгого исторического промежутка времени остаются США. В 2015 г. страна потребила 851,6 млн. т нефти (на 1,6% больше, чем в 2014г.), что составляет 19,7% мирового спроса. На втором месте с показателем в 559,7 млн. т (рост составил 6,2%), или 12,9% мирового спроса, уверенно расположился Китай.
С очень большим отрывом тройку лидеров замыкает Индия, которая потребила в 2015 г. 195,5 млн. т (рост составил 8,1%), или 4,5% мирового потребления. Значительное снижение потребления нефти с 2005г. наблюдается в наиболее развитых странах мира: Японии - -23%, США - -9,2% и Германии - -10%. В то же время, развивающиеся страны за этот период существенно повысили уровень потребление нефти: Китай - +70% и
Индия - +60%. В региональном измерении наибольшим потребителем нефти является Азиатско-Тихоокеанский регион, на который приходится 34,7% мирового потребления, следом идут страны Северной Америки (23%),Европы и Евразии (19,9%). Максимальный спрос на нефть и в дальнейшем будут демонстрировать Китай, США и Индия, ведь именно эти страны являются наиболее зависимыми от объемов поставок и цены.[4]. На сегодняшний день страны-члены ОЭСР потребляют большую часть добытой нефти. Однако, по данным ОПЭК, в период 2010-2016 годов спрос на нефть в странах ОЭСР практически не изменится. В странах с переходной экономикой будет заметно лишь небольшое увеличение спроса. Основной рост потребления будет происходить в развивающихся странах Азии - до 2017 года на 4 млн. барр./день относительно 2010 года. К 2018 году спрос на нефть в странах, не входящих в ОЭСР впервые в истории будет выше, чем в странах - членах этой организации. Лидерами роста потребления является Китай и страны Латинской Америки. Это связано с ростом всех макроэкономических показателей в этих странах. Прирост населения в мире и рост ВВП являются ключевыми факторами увеличения энергопотребления на планете. По долгосрочным прогнозам, ОПЕК, к 2035 году 80 % прироста в потреблении нефти придётся на азиатские страны, что развиваются.
Поиск дополнительных мощностей по переработке сырья, или поисках новых потребителей. Цена на транспортировку сырой нефти снижается, поэтому выгоднее осуществлять ее переработку ближе к потребителям. Кроме того, для стран потребителей является очень важным обеспечивать поставки именно сырой нефти, и уже на месте осуществлять переработку согласно собственным экономическим потребностям. С другой стороны, страны, добывающие нефть, тоже могут импортировать сырую нефть с целью получения выгоды на добавленную стоимость переработанной нефти. В следующей таблице показаны основные объемы импорта и экспорта сырой нефти и продуктов первичной переработки. На примере США можно увидеть, что страна импортирует фактически только сырую нефть, но в структуре экспорта преобладают продукты первичной переработки. Поскольку в лагере находятся крупные нефтеперерабатывающие мощности, им выгоднее продавать нефть уже с добавленной стоимостью. И наоборот, страны Ближнего Востока экспортируют преимущественно сырую нефть. Нужно также отметить, что страны СНГ пользуются только российской нефтью, таким образом не осуществляют импорт сырой нефти.
В структуре транспортировки нефтепродуктов наибольший удельный вес по объемам занимают морские пути (по данным BP Statistical Reviewof World Energy. June 2015 [6]).
Основным потребителем нефтепродуктов является транспорт, поэтому объем нефтепереработки тесно связан со спросом на нефть. На сегодня крупные нефтяные державы стараются увеличивать экспорт именно нефтепродуктов, которые имеют большую добавленную стоимость, однако он не превышают объем экспорта сырой нефти.
По состоянию на 2016 год, объемы переработки нефти в странах ОЭСР снизились на 0,3 млн. бар. / День в сравнении с 2014 годом, и по этому показателю отстают от стран не членов ОЭСР на 1,7 млн. бар. / день. Всего мировые объемы переработки нефти в 2016 году выросли на 375 тыс. бар. / День (рост на 0,5 %), однако главным фактором такого роста был Китай, где объемы переработки нефти на 421 тыс. бар. / День превысили показатели 2014 года. Лидером в переработке нефти остаются США. В 2016 году объемы переработки составили 14833 тыс. бар. / День. В Китае этот показатель достиг цифры 8992 тыс. бар. / День. В региональном измерении, лидирует регион АТР, где за день перерабатывается 24752 тыс. бар. нефти (ключевые мощности находятся в Китае,
Индии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Индонезии).
В структуре мирового рынка нефтепереработки на АТР приходится 33% мировых объемов нефтепереработки, на страны Европы и Азии - 26%[6, с. 16]
Всего ОПЕК прогнозирует, что к 2020 году 47% прироста объемов нефтепереработки будет в странах не ОЭСР в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), и 22% в странах Ближнего Востока, а в период до 2030 года 57% и 18% соответственно.
Исходя из сложности процесса переработки нефти, выделяют семь основных категорий нефтепродуктов, которые в дальнейшем используются для формирования конечного продукта путем дополнительных процессов очистки, смешивания в определенных пропорциях и добавлением других химических компонентов. Наиболее востребованными продуктами являются дизель и газолин (По данным OPEC World Oil Outlook 2015 [5, с. 154]).
Относительно потребления дизеля / газойля, то к 2030 году ожидается рост на 11,3 млн.барр / день по сравнению с 2015 годом. Будет происходить постепенное замещение дизелем газолина. В 2016 году разница между потреблением дизеля / газойля и газолина была 4 млн.барр./ день, в 2017 ожидается 6 млн.барр / день, а в 2035 эта цифра по прогнозам превысит 9 млн.барр / день. Осуществление прогноза зависит от того, как себя поведет автомобильный рынок в странах, что развиваются, - будут там популяризироваться дизельные двигатели (как в Европе), или предпочтение будет отдаваться бензиновым.
Важность Северной Америки и Европы в потребление газолина является основной причиной низких темпов роста потребления этого продукта. Объем потребления в этих двух регионах в 2010 году составил 50 % от общемирового. Таким образом, прогнозируемое снижения спроса в Северной Америке и относительно стабильный спрос в Европе будут иметь большое влияние на мировую картину потребления газолина, потребления компенсируется в других регионах. По прогнозам экспертов, спрос на газолин быстрыми темпами развивается в АТР (в среднем 2,7 % в год). Рост будет обеспечивать Китай и Индия, где ежегодный рост достигнет 5%. Значительный рост потребления прогнозируется также для Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Общий среднегодовой рост потребления газолина в мире составит 0,9 % в год. Также ожидаются средние темпы роста потребления этана (0,75 % за год). Факторами такого роста будет растущий спрос в регионе АТР и на Ближнем Востоке.
Что касается средних темпов роста потребления лигроину, то в среднесрочной перспективе это 2,2 % за год, в долгосрочной - 1,8%. Основными факторами для этого является рост спроса со стороны нефтехимической промышленности и увеличение объемов потребления в регионе АТР, а также в других странах, что развиваются, хотя и в меньших объемах. Низкие темпы роста потребления ожидают керосин (0,9 % в год). На сегодняшний день 80% этого продукта составляет авиационное реактивное топливо, 20% - керосин (используется для освещения, отопления). Несмотря на неуклонный рост спроса на авиационное топливо, керосин будет постепенно замещаться другими видами нефтепродуктов, что в дальнейшем приведет к снижению спроса.
Что касается мазута, то его использование в промышленности будет снижаться с замещением использования природного газа в большинстве регионов. К тому же уменьшение использования мазута будет вызвано и переходом большинства морских видов транспорта на дизель. Всего в 2035 году ожидается снижение потребления на 3 млн. барр. / День. Основное падение потребления состоится в период 2017-2020 г. Постепенный отказ от мазута вызван современными экологическими требованиями[9].
Под группой «другие продукты» понимаются тяже-
лые нефтепродукты битум, смазочные вещества, воски, растворители, кокс, сера, а также непосредственное использование сырой нефти, например, в Саудовской Аравии или Японии. В глобальном измерении спрос на эти продукты имеет тенденцию к уменьшению до 2035 года на треть по сравнению с 2015 годом.
Основными конечными продуктами нефтепереработки является бензин и дизельное топливо. Из таблицы 1 видим, что мировое потребление бензина в 2009 году составило 975,1 млн. тонн. США являются наибольшим потребителем бензина в мире, потребляя ежегодно около 40% всего бензина в мире. Страны Азии и Океании - потребляют - 210 млн. т., что составляет - 21,6% мирового потребления бензина, чуть меньше половины этого потребления приходиться на Китай - 61,8 млн. т. и Японию - 35,9 млн. т. На Западную и Восточную Европу, включая страны СНГ, -приходиться около 17% мирового потребления бензина. Наибольшая динамика увеличения спроса бензина на протяжении последних лет в Китае, то есть прирост потребления бензина в 2009 году по сравнению с 2003 г. составил - 46,9%[10].
Структурные изменения наблюдаются также в спросе на рыке нефтепродуктов (см. табл. 1). В структуре нефтепродуктов возрастает удельный вес дизельного топлива. Так, в течение 2006-2010 годов его производство в мире выросло с 1167,4 млн. т до 1284,4 млн. т[11]. В период с 2011 по 2015 годы эксперты предполагают, что производство дизельного топлива в мире будет расти на 4,4 - 4,9 % ежегодно.
Таблица 1 - Глобальный спрос на рынке нефтепродуктов
Глобальный спрос(млн барр/день) по годам Доля, %
2010 2015 2020 2025 2030 2035 2010 2035
Легкие пр одукты:
этанол 9 9,5 9,9 юд 10,4 10,7 10,4 9,8
тигроин 5,7 6,4 7=1 7,8 8,4 9,1 6,6 8,3
газолин 21,4 22,5 23,7 24,9 26,1 27,1 24,6 24,7
Средние дистилляты:
керосин 6,5 т 7,3 7,6 S 3,3 7,5 7,6
дизель/газойль 25,2 28,7 32 33,8 35,3 36,5 29 33,3
Тяжелые продукты:
мазут 9Л 8,6 ",4 7,2 6,9 6,5 10,6 5,9
другие 9,9 10,2 103 10,5 10,8 11,4 11,4 10,4
Б общем S6sS 92,9 97,8 102 105,8 109,7 100 100
Источник: [6]
Глобальный спрос на нефть в 2016 г. увеличился в 4,33 млрд. т, или на 1,9% по сравнению с 2015 г[15]. Среднегодовые показатели 2005-2016 гг. колебались в пределах 1%, а в 2015г. произошел "скачок" спроса. Заметим, что указанный показатель соответствует показателю общего мирового потребления энергоресур-сов[12]. По прогнозам МЭА, в ближайшие 20 лет спрос на нефть в мире должен постепенно расти и к 2035 г., может повыситься почти до 100 млн. баррелей/день. При этом цена ожидается на уровне $125/баррель (в ценах 2011г. - более $200/баррель).
К основным факторам стремительного падения цен на нефть в 2016 г. следует отнести:
- развитие проектов по добыче сланцевой нефти в США;
- отмены санкций против Ирана, что дает возможность стране увеличить объемы добычи и экспорта нефти - повышение учетной ставки ФРС[14];
- заметное снижение спроса на нефть в Китае;
- политика Саудовской Аравии по поддержанию высокого уровня добычи с целью торможения роста объемов добычи сланцевой нефти и сокращение темпов наращивания производства "зеленой" энергии (прежде всего, ветровой и солнечной);
- быстрая динамика развития альтернативной энергетики. Однако существенное снижение цен на протяжении одного года обусловлено неисключительно экономическими факторами. Кроме указанных, важную роль сыграли и нерыночные факторы - договоренности между участниками нефтяного рынка, имеющих политический контекст.
Ведущими производителями дизельного топлива
в мире являются США и Китай. На долю этих стран в 2010 г приходилось соответственно 16,3 % и 12,7 % от всего производства дизельного топлива в мире. Кроме США и Китая, значительные объемы дизельного топлива производятся в России, Японии и Индии (по данным BusinesStat [7]). Перспективы рынка дизельного топлива связаны с ростом автопарка, который использует в качестве горючего - дизельное топливо. Использование смеси дизельного топлива и специальной «экологической добавки» (GTL - дизтопливо) предоставляет широкие возможности для использования данного продукта на рынках развитых стран, в которых экологические проблемы, связанные с выбросами автомобильного транспорта, представляют серьезную проблему.
Что касается России, то через значительное истощение базовых месторождений и низкий уровень воспроизводства запасов, а также дефицит средств, направляемых на капитальные вложения (из-за падения ценна нефть), прогнозируется, что несмотря на повышение уровня добычи нефти в 2016 г., ее добыча в 2020 г. может снизиться до отметки 500 млн. т.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Итак, основными тенденциями развития мирового рынка нефтепродуктов являются:
- в структуре первичных энергоресурсов мира преобладает нефть, эта тенденция сохраниться до 2030 года;
- в структуре продуктов нефтепереработки мира наибольшее значение имеют дизельное топливо и бензин; Высокий спрос на рынке нефтепродуктов будет оставаться на дизельное топливо. Темпы развития рынка будут зависеть от развития авторынка в странах, что развиваются;
- лидерами нефтедобычи являются Саудовская Аравия, Россия, США, а крупнейшими потребителями-США, Китай, Япония;
- наибольший прирост потребления нефти и нефтепродуктов в ближайшие 10-20 лет будет наблюдаться в регионе АТР;
- объем экспорта нефтепродуктов не превышает объемы экспорта сырой нефти. Эта тенденция сохранится на следующее десятилетие;
- уменьшение количества НПЗ, а также их приближение к потребителю, поскольку стоимость транспортировки сырой нефти снижается.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ОПЕК - WorldOilOutlook. - 2016. - С. 48. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://woo.opec.org/images/ woo/W00_2016.pdf
2. U. S. Energy Information Administration. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eia.gov/ finance/markets/
3. Global technology Road map for CCS in Industry. Refineries. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.globalccsinstitute.com/publications/global-technolo-gy - roadmap-ccs-industry-sectoral-assessment-refineries/ online/38031
4. Внешпромбанк. - Аналитический обзор. Мировой рынок нефти: Август 2015 года. С.5-13
5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. feib.ru/upload/iblock/d1c/ihypkt - gzlnnwuz % 20ptchmvlb % 20hcphdvoedw.pdf
6. BP. Прогноз развития мировой энергетики до 2030 г.: презентация. [Электронный ресурс] - Режим доступа: BP Statistical Reviewof World Energy. June 2012.
7. Телегина Е. Новое измерение глобальной энергетической безопасности. - Мировая экономика и международные отношения, 2015, №11, с.5-16.
8. Busines Stat [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://megaresearch.ru/files/demo_file/7687.pdf
9. Моргунов Е.В. Анализ нефтяного рынка и рекомендации по совершенствованию Российской модели биржевой торговли нефтью // Вестник Университета. -2015. - №2. - с.196-201.
10. Globaltechnology Roadmap for CCS in Industry.
Refineries. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.iea.org/publications/freepublications/publication/ CCS_Roadmap.pdf
11. BP StatisticalReviewofWorldEnergy, June2016 -https://www.bp.com/content/dam/ bp/pdf/energyeconomics/ statistical-review-2016/bp-statisticalreviewof-world-energy-2016-full-report.pdf; WorldBank,WorldDevelopm entlndicators, GDP growth - http:/databank.worldbankorg/ data/reports.aspx?Code=NY.GDP.
12.WorldEnergy Outlook 2015. InternationalEnergy Agency - http://www.iea.org/publications/freepublications/ publication/WEO_free.pdf.
13. Balancesfor 2015, InternationalEnergyAgency http:// www.iea.org/statistics
14.MatiasFernandefBadessich,DamianE.Hrybandothers. VacaMuertaShale - Taming a Giant. OilfieldReview, January 2016, p. 26-39. http://wwwslb.com/~/media/Files/resources/ oilfield_review/ors16Jan2016/04_ Vaca_Muerta_Shale.pdf.
15. Globalupstreamspendslashedby US$1trillionsincethe oilpricedrop. WoodMackenzie, 15 June,2016 - https://www. woodmac.com/analysis/12532444.
Статья поступила в редакцию 08.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.