ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ Economy and Management of National Economy
Е.А. Беляева
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ЗА РУБЕЖОМ
E.A. Belyaeva
Trends of Development of Contract System of Public Procurement Abroad
Важнейшими механизмами государственного регулирования экономики в сложившейся мировой практике являются государственный бюджет и налоговая система. В последние годы для обеспечения государственных и муниципальных нужд важное значение приобретает система государственных закупок по приобретению работ, товаров и услуг. Значение контрактной системы возрастает в мировой экономике, страны подписывают соглашения о реализации данного вида деятельности, большей открытости и прозрачности экономического пространства государств-партнеров.
Государственные закупки являются неотъемлемым элементом социально-экономической системы государства, их реализация происходит через распределение государственных и муниципальных финансов.
Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары и услуги за счет государственных либо муниципальных ресурсов в целях общества и конкретного муниципалитета для выполнения своих функций, проводя открытые конкурсы, осуществляя государственные или муниципальные закупки.
При совершении закупок основной целью выступает стремление к достижению «соотношения цены и качества». Отсюда возникает закономерный вопрос, как достичь этого соотношения наиболее благоприятного для органов власти и выгодного для поставщиков. Наиболее оптимальным представляется проведение открытых, прозрачных закупок, которые позволят уравновесить позиции разных поставщиков. В то же время существуют конкурирующие с этим цели государственной политики: многие правительства используют государственные закупки как меры содействия развитию конкретных региональных секторов промышленности или социальных услуг. Поэтому изучение заявленной проблемы актуально как с точки
зрения экономического рассмотрения, так и правового.
За время существования контрактной системы за рубежом был накоплен богатый практический опыт, значительный вклад в разработку, реализацию и совершенствование данной системы вносят США. Исследованию указанной проблематики в отечественной экономической науке уделяется немало внимания, наиболее изучена система государственных закупок в США. Так Ф.А. Тасалов рассматривает вопросы размещения и исполнения государственного заказа в США, проводит сравнительный анализ американского и российского законодательства, выделяет понятие и признаки государственного заказа, анализирует способы размещения государственного заказа, что позволяет создать целостное представление о природе изучаемой проблематики в США1. А.В. Федорович детально рассматривает роль и значение Федеральной контрактной системы США, отмечает ее важность в развитии государственного предпринимательства, экономической системы, социальной сферы, рассмотрена государственная экономическая политика США за 50-летний период2. Вопросам же государственной контрактной системы в странах Европы и РФ посвящены отдельные научные статьи разных авторов. Д.С. Паниченко рассматривает институт государственных закупок в РФ, В.В. Покровская, В.А. Ускова дают анализ проведению государственных закупок в странах Европы отмечается, что размещение заказов в некоторых отраслях экономики приводит к развитию инноваций, экономии государственных бюджетных средств и повышению эффективности их использования, некоторые государства, несмотря на, открытость системы государственных закупок, продолжают использовать протекционистские процедуры, поддерживая отечественных производителей, поэтому выиграть торги иностранным компаниям достаточно трудно3.
Научная новизна исследования заключается в выявлении закономерностей взаимовлияния принятых правовых документов в сфере государственных закупок для стран ЕС и повышения экономической эффективности от тендерных процедур, в обобщении сохраняющихся в настоящее проблем, препятствующих проведению эффективных конкурсных процедур.
Как отмечают в своем исследовании Е.Н. Парфирьева, А.И. Нуруллина «За рубежом государственные нужды обеспечиваются с использованием технологий управления единым циклом планирования, размещения и использования государственных контрактов (контрактных систем). Общепринятые в мировой практике принципы осуществления закупок и размещения заказов сформулированы в законодательствах отдельных стран и зафиксированы в ряде международных документов, таких как Директивы ЕС, Многостороннее соглашение о государственных закупках в рамках ВТО, документы Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и других»4.
Государственные закупки представляют собой значительный рынок и важный аспект международной торговли. В этой сфере активную деятельность ведет ВТО. Работа по государственным закупкам направлена на содействие прозрачности, честности и свободной конкуренции на данном рынке.
ВТО было разработано Соглашение о государственных закупках (GPA), которое вступило в силу 6 апреля 2014 г., оно является плюрилатеральным соглашением в рамках ВТО. Это означает, что не все члены ВТО являются сторонами Соглашения. В настоящее время Соглашение касается 19 сторон, в состав которых входят 47 членов ВТО (Армения, Канада, Европейский Союз в отношении 28 государств-членов, Израиль, США, Норвегия, Португалия, Великобритания, Франция и другие). Еще 32 члена-наблюдателя ВТО (Аргентина, Австралия, Беларусь, Бразилия, Чили, Китай, Индия, Казахстан и другие) участвуют в работе комитета GPA в качестве наблюдателей. Из них 10 членов находятся в процессе присоединения к соглашению (Албания; Австралия; Китай; Грузия; Иордания; Кыргызская Республика; Оман, Российская Федерация, Таджикистан; Бывшая Югославская Республика Македония). Пять других членов ВТО взяли на себя обязательства, в протоколах о присоединении к ВТО, чтобы начать присоединение к GPA. Это Афганистан, Казахстан, Монголия, Саудовская Аравия и Сейшельские острова.
Основной целью GPA является взаимное открытие рынков государственных закупок между государствами сотрудниками. В результате нескольких раундов переговоров стороны GPA открыли свободную закупочную деятельность на сумму примерно 1,7 трлн долл. в год для развития международной конкуренции (т. е. для поставщиков из сторон GPA, предлагающих товары, услуги или строительные услуги).
Во всей Европе с целью предоставления равных возможностей для предприятий законодательство ЕС разработало унифицированные правила государственных закупок. Данные правила устанавливают порядок приобретения товаров, работ и услуг государственными и муниципальными органами и некоторыми операторами коммунальных услуг. Эти нормы включаются в законодательство стран-участниц и применяются к тендерным торгам, денежный эквивалент которых превышает установленную сумму; при тендерных заявках с более низкой стоимостью действуют национальные правила, но действующие национальные правила также должны соответствовать общим принципам законодательства ЕС.
Европейские государства прошли длительный путь по разработке, совершенствованию и внедрению системы государственных закупок в законодательство своих стран, использовали богатый опыт США. На протяжении многих лет законодательство разрабатывалось в направлении упрощения и модернизации. К 18 апреля 2016
г. страны ЕС должны были внедрить следующие три директивы в национальное законодательство:
1) Директива 2014/24/ЕС о государственных закупках;
2) Директива 2014/25/ЕС о закупках предприятиями, осуществляющими деятельность в секторах водных, энергетических, транспортных и почтовых услуг;
3) Директива 2014/23/ЕС по заключению концессионных договоров.
Эти новые правила упрощают процедуры государственных закупок и делают их более гибкими, что пойдет на пользу государственным заказчикам и предприятиям, особенно малые и средние предприятия. Конкретно:
- более простые процедуры для договаривающихся сторон откроют рынок государственных закупок ЕС, предотвратят политику «покупки» и будут способствовать свободному движению товаров и услуг. В результате этого организации-заказчики получат лучшее соотношение цены и качества;
- новые правила, в том числе новая электронная декларация для участников торгов (ESPD), проложит путь к цифровизации государственных закупок, которая позволит значительно повысить эффективность системы государственных закупок. Например, только компания-победитель должна представить всю документацию, подтверждающую, что она соответствует условиям контракта. Это позволит резко сократить объем документов, необходимых для отбора компаний;
- благодаря ограничению требований в отношении оборота и возможности разделения тендерных заявок на партии малые и средние предприятия получат более легкий доступ к государственным закупкам;
- государственные закупки становятся инструментом стратегической политики. В соответствии с новыми правилами проведения процедуры государственных закупок они также помогут государственным покупателям проводить экологическую политику, а также политику, регулирующую социальную интеграцию и инновации.
Значительная часть государственных инвестиций в ЕС расходуется за счет государственных закупок (около 2 трлн евро в год (2,27 трлн долл.), что составляет 16 % ВВП ЕС), а высокое качество государственных услуг зависит от современных, хорошо управляемых и эффективных закупок. Отдельные сектора экономики являются преимущественными покупателями данных услуг и товаров. Примером таких поставок являются закупки оборудования для школ; лекарственных средств, препаратов, медицинских расходных материалов и оборудования для учреждений здравоохранения; программных комплексов, компьютерного оборудования, оргтехники, программного обеспечения для государственных и муниципальных органов либо учреждений и другие. Улучшение государственных
закупок может дать большую экономию: даже 1 % прироста эффективности может сэкономить 20 млрд евро (22,7 млрд долл.) в год. Государственный сектор может также использовать закупки для увеличения рабочих мест, роста экономики и инвестиций, а также для создания более инновационной, ресурсоэффективной и социально инклюзивной экономики.
Можно выявить ряд проблем, существующих при проведении конкурсных процедур. В настоящее время 55 % процедур закупок используют самую низкую цену в качестве единственного критерия для государственных контрактов. Это указывает на то, что государственные покупатели, вероятно, не уделяют достаточного внимания качеству, устойчивости и инновациям.
Следующая проблема заключается в том, что у государственных покупателей часто не хватает необходимых бизнес-навыков, технических знаний или процедурного понимания для осуществления эффективных государственных закупок. Это приводит к несоблюдению правил государственных закупок и имеет негативные последствия для бизнеса и налогоплательщиков.
Европейская Комиссия выпустила рекомендацию, призывающую страны ЕС предпринять шаги для обеспечения покупателей необходимыми навыками, знаниями и открытостью. Комиссия также стремится содействовать обмену передовым опытом и новаторскими подходами.
Так же присутствует проблема доступности участия в торгах для субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому важным направлением, по мнению Европейской Комиссии, является необходимость сделать закупки более доступными для компаний, в частности для малых и средних предприятий. В настоящее время малые и средние предприятия получают лишь 45 % стоимости государственных контрактов. Компании ЕС, желающие участвовать в публичных тендерах за рубежом, также сталкиваются со многими барьерами в доступе на рынки стран, не входящих в ЕС.
Комиссия будет оказывать помощь малым и средним предприятиям путем повышения прозрачности, цифровизации процессов и совершенствования стратегических закупок. Работа также направлена на улучшение доступа предприятий ЕС к рынкам, не входящим в ЕС, посредством торговых соглашений.
Одной из актуальных проблем являются совместные закупки. Организации-заказчики редко покупают вместе, только 11 % процедур осуществляются посредством совместных закупок. Это упущенная возможность, поскольку покупка оптом может привести к улучшению цен и более высокому качеству товаров и услуг. Она может также помочь договаривающимся органам обмениваться ноу-хау.
Комиссия стремится содействовать совместным трансграничным государственным закупкам и поддерживать обучение по во-
просам политики, благоприятствующей малым и средним предприятиям. Это поможет покупателям работать вместе, учиться друг у друга, и обеспечить лучшее соотношение цены и качества.
Юрки Катайнен, вице-президент по занятости, росту, инвестициям и конкуренции Европейской Комиссии сказал: «Мы выдвинули инвестиции в центр на сцену с момента вступления в должность в ноябре 2014 г., в частности, путем привлечения частного капитала в инвестиционный план Европы. Теперь мы хотим раскрыть весь потенциал государственных закупок в обеспечении того, чтобы 2 трлн евро, ежегодно затрачиваемых на государственные услуги и продукты, стимулировали нашу экономику, стимулировали инновации и помогали достижению целей устойчивого развития»5.
ЕС ведет активную торговую политику со многими странами мира и стремится к расширению участия европейских поставщиков на разных национальных площадках. Несмотря на то, что некоторые страны проводят активную протекционистскую политику, десятка стран-партнеров представлена такими странами как США, Китай, Швейцария, Россия, Турция, Япония, Норвегия, Южная Корея, Индия, Канада.
Предоставление преференциального режима для отечественных товаров, услуг и поставщиков дискриминирует иностранных поставщиков и поэтому выступает торговым барьером в этом секторе6. Некоторые страны ввели протекционистские меры в отношении контрактов на закупку, которые затрагивают компании ЕС. Такая политика применяется отдельными штатами Австралии, Бразилией, Китаем, Российской Федерацией, Турцией, США и другими.
Источник: Government procurement: data, trends and protectionist tendencies7
Рис. 1. Топ стран с наибольшим количеством протекционистских мер
Наибольшее количество протекционистских мер установлено США: 291 мера, как видно из рисунка 1, это абсолютный наивысший показатель, по сравнению с остальными партнерами ЕС - разрыв значительный, так как у России он составляет всего 28 мер, а у Китая - 5. В качестве протекционистских мер воздействия, затрагивающих международные государственные закупки, основными являются тарифы на импорт, антидемпинг, торговое финансирование и гранты, экспортные налоги и субсидии, всего приблизительно 60 различных типов мер, связанных с торговлей.
Эти барьеры не учитываются в рамках многосторонних правил ВТО о правительственных закупках. Либерализация рынков государственных закупок открывает возможности для получения выгод как с точки зрения эффективности закупок, так и с точки зрения коммерческих интересов.
Согласно статистике ЕС, постоянными наиболее активными странами в области реализации контрактной системы являются: Великобритания (по количеству контрактов в денежном эквиваленте), Франция (по количеству заключенных контрактов), далее следуют Испания и Германия. Наибольшее увеличение тендерных закупок с 2015 по 2018 г. произошло в Финляндии на 3,3 %, Германии на 2,3 % и Швеции на 1,6 %. С другой стороны, значительное уменьшение в расходах на государственные закупки произошло в Греции на 4,3 %, Ирландии на 3 % и Венгрии на 3 %, что связано с проводимыми финансовыми реформами.
Нидерланды являются одной из самых активных стран-членов ЕС с самым большим объемом государственных закупок товаров и услуг относительно ВВП страны, они составляют одну пятую ВВП голландцев. Следующие страны, которые тратят больше всего на государственные закупки относительно ВВП - Финляндия 17,7 %, Швеция 16,3 %, Германия 15,5 % и Франция 14,4 %. Государственные закупки в наименьшем объеме относительно ВВП страны осуществляются в Португалии 9 %, Ирландии 7,4 % и Кипре 6,1 %.
Базой данных тендеров по госзакупкам в странах ЕС является электронная версия Официального журнала Европейского союза Official Journal of the European Union, на которой ежедневно публикуется около 650-700 объявлений о тендерах, информация содержится по госзакупкам в странах ЕС, других государствах, по закупкам международных организаций, как отмечает в своем исследовании Баранова В.П. «Официальный журнал ЕС является основным информационным ресурсом, обеспечивающим процесс закупок и содержащим все сведения, которые касаются предложений о закупках и которые должны быть обязательно опубликованы и сведения о заключенных контрактах стран.» 8.
Прозрачность государственных закупок в Европе достигается за счет публикации в Официальном журнале Европейского союза трех видов уведомлений:
- в периодических ориентировочных уведомлениях (Periodic Indicative Notices (PIN)) указывается ежегодный предполагаемый объем закупок для каждого договаривающегося органа;
- приглашения к участию в тендере - это официальные при-
глашения поставщиков к участию в тендере, с которых начинается процесс заключения контракта;
- уведомление о присуждении контракта (CAN) информирует общественность о присуждении контракта успешному участнику торгов, включая цену и причину выбора.
Открытость позволяет повысить ценовую конкуренцию между поставщиками, что приводит к снижению закупочных цен, поскольку информация доступна широкому кругу поставщиков, и они также знают, что конкуренты будут ознакомлены с информацией, усиление конкуренции может привести и к негативным последствиям, при которых заниженная ценовая политика становится проблемой.
Европейская комиссия опубликовала новые пороги закупок на 2018-2019 гг., представленные в таблице 1. Установление данных пороговых значений позволяет всем участникам оценивать свои возможности и перспективы по участию в торгах.
Таблица 1
Виды пороговых значений сумм на государственные закупки
Директива о государственных контрактах (2014/24 / EU) Новые пороговые значения (без НДС)
Контракты на общественные работы €5 548 000
Контракты на поставку и обслуживание, и конкурсы дизайна (центральные государственные органы) €144 000
Контракты на поставку и обслуживание, и конкурсы на проектирование (суб. центральные организации-заказчики) €221 000
Режим «Light Touch» €750 000 (без изменений)
Директива по коммунальным услугам (2014/25 / EU) Новые пороговые значения (без НДС)
Контракты на работы €5 548 000
Контракты на поставку и обслуживание, и конкурсы дизайна €443 000
Режим «Light Touch» €1 000 000 (без изменений)
Источник: New Procurement Thresholds 2018/20199
В соответствии с принципом de minimis государственные органы
распределяют контракты по отдельным лотам, это позволяет избежать повторения одинаковых предложений.
Также Положение о публичных договорах 2015 года предусматривает для компаний, уличенных в правонарушениях, исключение из списка поставщиков, их заявки не принимаются к участию в тендерах. Обязательно исключаются компании, связанные с коррупцией, взяточничеством, незаконным оборотом наркотиков, отмыванием денег, налоговыми преступлениями или были уличены в недобросовестном исполнении контракта, что привело к его досрочному расторжению.
Пункт 57 Положения о публичных договорах 2015 года позволяет компаниям реабилитировать себя при условии так называемого «самоочищения» («Self-cleaning»), для этого они обязаны выплатить причиненный ими ущерб, погасить налоговую задолженность, максимально работать над восстановлением утерянной репутации
В целях защиты поставщиков принятые директивы обязывают государственные органы включать положения, позволяющие расторгнуть контракт. При этом организации должны уведомлять о расторжении своевременно.
Положение вступило в силу 18 октября 2018 г., требуя, чтобы все коммуникации и информация с участниками торгов, включая тендерные заявки, осуществлялись с использованием электронных средств.
С помощью цифровых инструментов государственные расходы должны стать более прозрачными, ориентированными на фактические данные, оптимизированными, упорядоченными и интегрированными с рыночными условиями. Это ставит электронные закупки в центре других изменений, внесенных в государственные закупки в новых директивах.
Использование электронных инструментов в государственных закупках дает ряд важных преимуществ, таких как:
- значительная экономия для всех сторон участников;
- упрощенные и сокращенные процедуры;
- сокращение бюрократического и административного бремени;
- повышение транспарентности;
- внедрение большего числа инноваций;
- новые возможности для предпринимательской деятельности путем расширения доступа предприятий, включая малые и средние предприятия, к рынкам государственных закупок.
Новые правила электронных закупок в ЕС вводятся постепенно, для этого был разработан график внедрения системы электронных закупок в ЕС с указанием конкретных сроков, которые необходимо выполнить странам участницам Соглашения:
тендерные возможности и тендерная документация стали доступны в электронном виде к апрелю 2016 г.;
к апрелю 2017 г. центральные закупочные органы перешли на полные электронные средства связи, включая электронное представление заявок;
электронное представление должно было стать обязательным для всех подрядных органов и всех процедур закупок к октябрю 2018 г.;
необходимы более подробные положения, способствующие функциональной совместимости и стандартизации процессов электронных закупок.
Основными политическими документами, направленными на внедрение электронных закупок, являются:
18 октября 2010 г. Европейская комиссия опубликовала Зеленую книгу о расширении использования электронных закупок в ЕС (Green Paper on expanding the use of e-procurement in the EU);
20 апреля 2012 г. Комиссия приняла сообщение о стратегии электронных закупок (Communication on A strategy for e-procurement);
26 июня 2013 г. Европейская комиссия приняла сообщение «Сквозные электронные закупки для модернизации государственного управления» (a Communication on End-to-end e-procurement to modernise public administration);
далее был принят ряд вышеназванных директив; 17 мая 2017 г. Комиссия приняла доклад об обзоре практики применения Единой Европейской закупочной документации (Report on the review of the practical application of the European Single Procurement Document (ESPD)).
Таким образом, процесс внедрения электронной системы организации торгов и полного перехода на электронные площадки реализуется в полной мере на всем пространстве ЕС, так как в 2016 г. только 4 страны в Европе реализовали данную систему и активно работали на электронных площадках, тем временем как все остальные страны только работали над внедрением электронной системы торгов. Данное направление является актуальным и для Российской Федерации, которая планомерно совершенствует свои электронные площадки.
В настоящее время порядок государственных закупок в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, этот закон предполагает конкурсный отбор поставщиков, что дает возможность избежать коррупции в данной сфере и получать более выгодные условия при заключении контрактов. В России, так же как и в ЕС, предоставляется возможность малым и средним предприятиям участвовать на организованных электронных площадках. Созданная Единая электронная площадка на данный момент насчитывает более 420 000 поставщиков и более 300 000 за-
казчиков, со времени открытия в 2009 г. сумма проведенных торгов составила 13 трлн руб.
Электронные площадки для осуществления торгов отбираются Минэкономразвития, в настоящее время они представлены следующим образом: Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (АГЗ РТ); Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» (АО «ЕЭТП»); Акционерное общество «Российский Аукционный Дом» (АО «РАД»); Акционерное общество «Электронные торговые системы»; АО «ТЭК-Торг» (ЭТП ТЭК-Торг); Закрытое Акционерное общество «СБЕРБАНК - автоматизированная система торгов» (ЗАО «Сбербанк-АСТ»); Общество с ограниченной ответственностью «РТС-ТЕНДЕР» (РТС-тендер); ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (ЭТП Газпромбанк).
Следующим важным направлением в работе ЕС по совершенствованию процедур контрактной системы является работа с инновациями и поддержкой инновационных проектов. Директива 2014 г. предусматривает новый тип договора - инновационное партнерство (the Innovation Partnership), инновационное партнерство направлено на взаимное сотрудничество государственных органов и разных предприятий посредством заключения договоров, направленных на разработку новых услуг, товаров, которые еще не доступны на рынке.
В ряде реформ, проводившихся в сфере государственных закупок и было введено инновационное партнерство, на основании директивы 2014 г., и внедрено в правилах государственных контрактов Великобритании 2015 г. Данное сотрудничество направлено на долгосрочную перспективу «позволяя государственным органам призывать к участию в тендерах для решения конкретной проблемы, не предвосхищая решение, тем самым оставляя место для организации - заказчика и участника тендера, чтобы придумать инновационные решения вместе».
Европейская комиссия опубликовала руководство в мае 2018 г., отметив, что инновационное партнерство является лишь одним из нескольких вариантов, которые государственный орган может рассмотреть для приобретения инновационного продукта или услуги.
Продвижение инноваций является частью десятилетней стратегии роста Европейского Союза «Европа 2020».
Процесс создания инновационного партнерства осуществляется посредством публикации в Официальном журнале Европейского союза (OJEU) информации о необходимости создания инновационного продукта, выполнении инновационных работ или услуг. Поставщикам, желающим принять участие, предоставляется 30 дней для подачи заявки, после чего заказчик осуществляет отбор не менее 3 организаций, используя объективные критерии для выбора, одним из критериев является наличие инновационной научной ра-
боты, исследований и уже внедренных новаторских проектов.
Таким образом, развитие контрактной системы в мировой экономике все стремительнее движется в сторону глобализации, расширения границ, увеличения количества участников. ЕС и ВТО разрабатывают и принимают нормативные акты, способствующие распространению траспарентной контрактной системы, привлекая все новых участников. В глобальной экономике государства стремятся сохранить отечественного производителя и предоставить ему наиболее благоприятные условия по сравнению с конкурентами. Контрактная система переходит в электронную форму, что способствует исключению коррупционных схем, снижает протекционистские действия со стороны государств и так далее, ЕС продолжает разрабатывать материалы, направленные на обучение сторон участников государственных закупок, максимальную понятность, отсутствие запутанности, реализуются меры по информационному обеспечению процесса. Осуществляется поддержка высокотехнологичных, инновационных малых и средних предприятий. Хотя продолжают сохраняться некоторые проблемы, препятствующие дальнейшему повышению эффективности системы государственных закупок, поэтому органы ЕС постоянно совершенствуют процедуры государственных закупок.
Примечания Endnotes
1 Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: Монография. Москва, 2017. 236 с.
2 Федорович В.А. США: Федеральная контрактная система: механизм регулирования государственного хозяйствования. Москва, 2010. 1055 с.
3 Покровская В.В., Ускова Е.А. Современный зарубежный опыт в области развития государственных закупок // Российский внешнеэкономический вестник. Москва, 2008. № 3. С. 25-38.
4 Парфиръева Е.Н., Нуруллина А.И. Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок за рубежом // Вопросы экономики и управления. Казань, 2018. № 1 (12). С. 14-17.
5 Increasing the return on public investment through efficient and professional procurement. Published: 03/10/2017. [Электронный ресурс]. URL: http:// ec.europa.eu/growth/content/increasing-impact-public-investment-through-efficient-and-professional-procurement-0_en
6 Забоев С.А. Государственные закупки зарубежных стран // Наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. Нефтекамск, 2017. С. 319-323.
7 Government procurement: data, trends and protectionist tendencies [Электронный ресурс]. URL:http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2018/ september/tradoc_157319.pdf
8 Баранова В.П. Особенности современных контрактных систем на примере зарубежных стран // Инноватика и экспертиза: научные труды. Москва, 2015. № 1 (14). С. 211-219.
9 New Procurement Thresholds 2018/2019 Jan 2018/ A&L Goodbody. [Электронный ресурс]. URL: https://www.algoodbody.com/insights-publications/new-procurement-thresholds-2018-2019
Автор, аннотация, ключевые слова
Беляева Екатерина Алексеевна - канд. ист. наук, доцент Смоленского государственного университета (Смоленск)
В современных условиях все более усложняющихся экономических отношений, глобализации мировой экономики, развитием новых процессов между государствами, все более становится актуальным для каждого государства вопрос поддержки внутреннего производителя. Малые бизнес структуры наиболее уязвимы, сталкиваясь с трудностями производства и реализации своей продукции, поэтому государство в поддержку внутреннего производителя предлагает контрактную систему для малых и средних предприятий, такой мировой опыт реализуется во многих странах мира и позволяет национальной экономике работать эффективно, сохраняя производителя, рабочие места и доходы государства. Возникает необходимость для государств по совершенствованию своего законодательства и приведения его в соответствие с требованиями ВТО. В настоящее время ВТО приняло Соглашение о государственных закупках, при этом не все участники данной организации ратифицировали данное соглашение. На данном этапе Российская Федерация находится в процессе присоединения к соглашению.
Контрактная система, государственный и муниципальный заказ, поставщики, конкурсный отбор, нужды федерального и регионального правительства, электронная торговая площадка, государственный контракт на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд
References (Articles from Scientific Journals)
1. Parfiryeva E.N., Nurullina A.I. Analiz kontraktnoy sistemy v sfere gosudarstvennykh zakupok za rubezhom. Voprosy ekonomiki i upravleniya, Kazan, 2018, no.1 (12), pp. 14-17.
2. Baranova V.P. Osobennosti sovremennykh kontraktnykh sistem na primere zarubezhnykh stran. Innovatika i ekspertiza: nauchnyye trudy, Moscow, 2015, no. 1 (14), pp. 211-219.
3. Pokrovskaya V.V., Uskova E.A. Sovremennyy zarubezhnyy opyt v oblasti razvitiya gosudarstvennykh zakupok. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy
vestnik. Moscow, 2008, no 3, pp. 25-38.
(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)
4. Zaboyev S.A. Gosudarstvennyye zakupki zarubezhnykh stran. Nauka i obrazovaniye na sovremennom etape razvitiya: opyt, problemy i puti ikh resheniya, Neftekamsk, 2017, pp. 319-323.
5. Lukashov A.I. Sozdaniye obshcherossiyskogo ofitsialnogo sayta dlya obespecheniya gosudarstvennykh (munitsipalnykh) zakupok kak odin iz etapov formirovaniya federalnoy kontraktnoy sistemy. Dinamika slozhnykh sistem -XXIvek, Moscow, 2011, vol. 5. no. 3, pp. 15-17.
(Monographs)
1. Tasalov F.A. Kontraktnaya sistema v sfere gosudarstvennykh zakupok Rossii i SSHA: sravnitelno-pravovoye issledovaniye. Moscow, 2017, 236 p.
2. Fedorovich V.A. SSHA: Federalnaya kontraktnaya sistema: mekhanizm regulirovaniya gosudarstvennogo khozyaystvovaniya. Moscow, 2010, 1055 p.
Author, Abstract, Key words
Ekaterina A. Belyaeva - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Smolensk State University (Smolensk, Russia)
In modern conditions of increasingly complex economic relations, globalization of the world economy, the development of new processes between States, it is becoming increasingly important for each state to support domestic producers. Small business structures are the most vulnerable, faced with difficulties in production and sales of their products, so the state in support of domestic producers offers a contract system for small and medium-sized enterprises, such world experience is implemented in many countries and allows the national economy to work effectively, preserving the manufacturer, jobs and government revenues. There is a need for States to improve their legislation and bring it into line with WTO requirements. Currently, the WTO has adopted an Agreement on public procurement, and not all members of the organization have ratified the agreement. At this stage, the Russian Federation is in the process of accession to the agreement.
Contract system, state and municipal order, suppliers, competitive selection, needs of the Federal and regional government, electronic trading platform, state contract for the supply of goods for state and municipal needs.