DOI: 10.24412/2076-1503-2023-4-49-54 СМИРНОВ Илья Олегович,
2018-0076-4/23-226 аспирант кафедры гражданского права и процесса,
M0SURED: 77/27-023-2023-4-226 юридический институт НИУ «БелГУ»,
(Белгород, Россия), е-таИ: [email protected]
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАРШЕРИНГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена изучению относительно молодого правового явления - договора каршеринга. Каршеринг стремительно набирает популярность в крупных городах, отлично зарекомендовав себя в качестве альтернативы общественному и личному транспорту. В статье анализируются различные правовые акты как федерального, так и регионального уровня для определения существующих проблем и дальнейших тенденций развития каршеринга с учетом постоянно меняющейся обстановки. Ключевой проблемой каршеринга является отсутствие нормативно-правовой базы, закрепляющей основные категории, понятия, а также права и обязанности субъектов отношений. Это приводит к злоупотреблениям со стороны каршеринговых организаций, выражающимся в навязывании положений, противоречащих законодательству в сфере защиты прав потребителей. Совокупность отдельных актов позволяет говорить о заинтересованности государства в каршеринге и потенциальном урегулировании отношений, вытекающих из договора краткосрочной аренды транспортного средства.
Ключевые слова: потребитель, договор каршеринга, транспортное средство, свобода договора, правовые акты.
SMIRNOV Ilya Olegovich,
Postgraduate Student of the Department of Civil Law and Procedure, Law Institute of the National Research University "BelSU", (Belgorod, Russia)
TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CARSHARING IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The article is devoted to the study of a relatively young legal phenomenon - a carsharing contract. Carsharing is rapidly gaining popularity in large cities, having proven itself as an alternative to public and private transport. The article analyzes various legal acts at both the federal and regional levels to identify existing problems and further trends in the development of carsharing, taking into account the constantly changing situation. The key problem of carsharing is the lack of a regulatory framework that establishes the main categories, concepts, as well as the rights and obligations of the subjects of relations. This leads to abuses on the part of carsharing organizations, expressed in the imposition of provisions that contradict legislation in the field of consumer protection. The totality of individual acts makes it possible to talk about the state's interest in carsharing and the potential settlement of relations arising from a short-term vehicle rental agreement.
Key words: consumer, carsharing agreement, vehicle, freedom of contract, legal acts.
Развитие общественных отношений -это постоянный и непрерывный процесс, который приводит к формированию новых и модернизации уже существующих связей между субъектами права. При этом официальное закрепление в нормативно-правовых актах фактически сложившихся отношений может занимать длительное время, зачастую за этот промежуток времени они успевают многократно измениться. Все чаще в юридических исследова-
ниях поднимается проблема отсутствия надлежащего правового регулирования новой разновидности аренды - договора каршеринга. Для определения тенденций развития каршеринга следует проанализировать предпосылки для формирования специализированной нормативно-правовой базы.
С момента своего появления в 2013 году каршеринг стал популярен среди граждан, особенно жителей наиболее крупных городов.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023
Однако, как верно отмечает Белова О.А., в настоящее время существует правовой вакуум в регулировании каршеринговых отношений [1, с. 88]. Этот вакуум негативно сказывается на дальнейших тенденциях развития договора в правовом поле Российской Федерации.
Однако все не настолько критично, как может казаться на первый взгляд. Уже существуют отдельные попытки ввода каршеринга в правовое поле. Так, в настоящее время действуют отдельные правовые акты, которые либо содержат упоминания о каршеринге, либо прямо регулируют отдельные вопросы, вытекающие из каршеринго-вых отношений. В целом правовые акты, воздействующие на сферу каршеринговых отношений, можно условно разделить на две группы:
1) Правовые акты, в которых каршеринг прямо упоминается. Они в свою очередь могут быть подразделены на акты, регулирующие отдельные аспекты каршеринга и акты, в которых каршеринг упоминается, но не регулируется.
2) Правовые акты, в которых каршеринг не упоминается вовсе, но они прямо воздействуют на сферу каршеринговых отношений.
Основу первой группы составляют Распоряжения Правительства РФ и министерств, а также отдельные акты регионального уровня. Наиболее развитым региональным законодательством в области каршеринга по праву можно считать правовую базу Москвы. Центральным актом является Постановление Правительства Москвы от 31 августа 2011 года № 405-ПП «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве». Важность данного документа проявляется сразу в нескольких аспектах. Прежде всего в нем осуществлена попытка выработки понятия каршеринга. Так, пункт 1.1. Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы (Приложение к Постановлению Правительства Москвы от 31.08.2011 № 405-ПП) раскрывает кар-шеринг как краткосрочную, т.е. до 24 часов, аренду легковых автомобилей физическими лицами для достижения целей, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, на основе поминутной тарификации [2]. Другим важным элементом рассматриваемого акта является регулирование порядка предоставления субсидий.
Каршеринг расценивается государством как альтернатива общественному и личному транспорту, предоставляющая физическим лицам повышенный комфорт за соразмерную плату при возможности самостоятельного управления транспортным средством. Будучи альтернативой личному автомобилю, каршеринг способствует снижению нагрузки на транспортную инфраструктуру городов, что особенно актуально в крупных
городах. В связи с этим предоставление субсидий каршеринговым организациям способствует заинтересованности последних в расширении автомобильного парка. Данная тенденция является весьма положительной, так как способствует не только экономическому развитию каршеринговой сферы, но и ускоряет процесс выработки законодательной базы, ведь чем популярнее будет краткосрочная аренда, тем больше будет возникать спорных моментов, которые в какой-то момент невозможно будет разрешить без специализированной нормативно-правовой базы.
Говоря о поддержке каршеринговых организаций, следует также упомянуть инициативу, запущенную в 2020 году - программу стимулирования спроса на автотранспортные средства «Доступная аренда». Упомянутая программа, как следует из пояснительной записки к проекту Постановления Правительства РФ была направлена на стимулирование развития новых форм потребления автомобилей по двум направлениям: краткосрочная аренда по договорам аренды, включая карше-ринг, и долгосрочная аренда для физических лиц и субъектов МСП в виде операционного лизинга [3]. В последствии проект был подписан, Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 977 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2018-2020 годах» было опубликовано и вступило в силу, однако данный документ так и не был реализован из-за технических сложностей: проблемы с установкой телематического оборудования [4].
Достаточно интересными для изучения являются отдельные Распоряжения Правительства РФ, затрагивающие каршеринг. Отдельно стоит отметить, что в последнее время их число увеличилось. Так, в Распоряжении Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» отмечается рост поездок на каршеринговых автомобилях, что оценивается как достаточно важная тенденция развития городского транспорта. В тексте документа также ставится амбициозная цель - к 2030 году заменить паратранзит (такси и каршеринг) беспилотным транспортом совместного использования [5]. Однако достижение поставленной цели к заявленному сроку в настоящее время затруднительно из-за обстановки в мире, сильно изменившей экономическое и технологическое взаимодействие государств. Вполне вероятно, что сроки достижения цели будут скорректированы, при этом парал-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023
лельно государство будет способствовать увеличению числа каршеринговых автомобилей для разгрузки транспортной инфраструктуры крупных агломераций, включая поддержку электроавтомобилей и гибридных авто в качестве альтернативы транспортным средствам, использующим двигатель внутреннего сгорания.
Примечательно, что в и Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2022 № 4261-р «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года» делается акцент на долгосрочной тенденции роста совместного использования автомобилей в крупных городах. К 2025 году предполагается увеличение парка автомобилей, задействованных в каршеринге до 170 000 [6]. Однако для воплощения указанной тенденции и достижения прогнозируемого показателя необходимо предпринимать различные действия, направленные как на поддержку каршеринговых компаний в условиях санкций, так и на разработку надлежащей нормативно-правовой базы, регулирующей каршеринговые отношения.
Одним из направлений по поддержке компаний, помимо субсидий, можно считать принятие Приказа Минпромторга от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» [7]. Данный документ содержит большое число марок транспортных средств, которые позволяется ввозить на территорию государства без соблюдения ст. 1359 и ст. 1487 ГК РФ. Особенно актуальным этот акт можно считать по той простой причине, что в начале 2022 году многие каршеринговые компании столкнулись с трудностями в обновлении, пополнении и ремонте автопарка из-за введенных санкций, так как большая часть транспортных средств была получена по договору лизинга.
В настоящее время компании переориентируются на китайский авторынок, а также пользуются возможностью «параллельного импорта», что позволяет сгладить трудности, появившиеся в 2022 году. Можно вполне обоснованно предполагать, что переход компаний на китайский авторынок только ускорится, при этом государство должно быть также заинтересовано в стимулировании каршеринговых компаний использовать отечественные транспортные средства. Это поможет не только пополнить автопарк, но и благоприятно отразится на российской автомобильной промышленности. В этой связи стоит отметить
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023
сотрудничество одной из крупных каршеринговых организаций - «Яндекс.Драйв» с автомобильным заводом, выпускающим автомобили «Москвич» [8]. Хоть в настоящее время выпускаемая заводом продукция и является ребрендингом китайских автомобилей JAC JS 4, сам факт сотрудничества компаний является положительным моментом, позволяющим говорить о появлении тенденции на включение в автопарк каршеринговых организаций автотранспортных средств, производимых на территории России. Вполне вероятно, что примеру «Яндекс.Драйва» последуют и другие каршеринговые компании, особенно если государство предложит дополнительные льготные условия. По итогу это может привести к постепенному вытеснению транспортных средств зарубежного производства, что не только снизит затраты компаний и, соответственно, потребителей, но и благоприятно отразится на экономике в целом.
Во вторую группу правовых актов входят как различные законы, так и подзаконные акты. Одним из главных подзаконных актов, в котором каршеринг не упоминается, но без регулирования которого не обходится ни одна поездка является Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» [9]. Водители, как лица, управляющие транспортными средствами, которые представляют из себя источник повышенной опасности, обязаны соблюдать действующие правила во всех случаях, соответственно, это касается и пользователей карше-ринга. Более того, организации прямо предусматривают в договорах обязательство по соблюдению ПДД и устанавливают санкции за нарушение правил. При этом одной из наиболее серьезных проблем в каршеринге является большое число нарушений со стороны водителей арендованных транспортных средств.
Согласно информационно-аналитическому обзору «Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 6 месяцев 2022 года», только за первые 6 месяцев 2022 года по вине водителей каршеринга было совершено 243 ДТП, что, правда, на 9,3% меньше аналогичного периода в 2021 году. При этом число летальных случаев осталось на прежнем уровне - 24 [10, 15 с.].
Отдельную статистику за 2022 год исключительно по каршерингу предоставила столичная Госавтоинспекция. Так, согласно представленной информации, общее число аварий за год снизилось на 11% по сравнению с предыдущим годом, однако остается достаточно большим - 392 ДТП с участием каршеринга, при этом 20 человек погибли [11]. Только за первые десять месяцев было пресечено более 121 тысячи административных правонарушений со стороны водителей каршеринга [12].
Приведенная статистика свидетельствует одновременно о наличии большого числа нарушений со стороны водителей каршеринга и тенденции к постепенному улучшению дорожно-транспортной ситуации. Сотрудничество государственных органов и каршеринговых компаний может помочь дальнейшему сокращению числа ДТП, однако для этого необходима разработка специальной правовой базы, которой в настоящее время еще нет.
Другим важным актом, регулирующим большую часть отношений, вытекающих из договора каршеринга, является Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [13]. В подавляющем числе случаев договор каршеринга заключается между организацией и физическим лицом в целях удовлетворения нужд, которые не связаны с предпринимательской деятельностью. Исключением являются лишь разновидности договора каршеринга - одноранговый каршеринг и бизнес каршеринг. Первый предполагает заключение договора между двумя физическими лицами через специализированную организацию, а второй предполагает заключение договора между двумя субъектами предпринимательской деятельности. В первом случае будет отсутствовать организация, предоставляющая свое транспортное средство, а во втором случае будут отсутствовать потребитель, поэтому такие разновидности не попадают под регулирование Закона № 2300-1. Закон, устанавливая дополнительные гарантии для потребителя, являющегося более уязвимой стороной в отношениях с субъектом предпринимательской деятельности, фактически является одним из немногих нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные права и обязанности сторон в каршеринговых отношениях на всей территории Российской Федерации. Именно данный акт не позволяет компаниям, пользуясь правовым вакуумом и принципом свободы договора, включать положения, значительно ущемляющие потребителей. Стоит отметить, что компании периодически предпринимают попытки закрепить такие положения в своих соглашениях, что со своей стороны пытается пресекать Роспотребнадзор.
Так, Роспотребнадзору удалось заставить одну из каршеринговых организаций (Делимо-биль) изменить отдельные положения договора компании как ущемляющие права потребителей. Компания, до рассмотрения дела, включала в свои типовые договоры положение о возможности безакцептного списания денежных средств как арендной платы, так и за уплату штрафа. Административный орган посчитал такие условия нарушающими действующее законодательство. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в рамках дела № А60-33607/2020 частично поддер-
жал позицию административного органа - признал ущемляющим права потребителя включение положений о безакцептном списании штрафных санкций, так как потребитель в таком случае лишается возможности оспорить сам факт начисления [14].
В другом деле Арбитражный суд Ростовской области признал ущемляющим права потребителей включение в договор присоединения к сервису каршеринга не только возможности безакцептного списания штрафа, но и положений об подсудности [15].
Таким образом, Закон РФ «О защите прав потребителей» и деятельность контролирующего органа позволяет удерживать компании от злоупотреблений своими правами, однако этого явно недостаточно, так как без должной правовой базы компании все равно могут пытаться обходить положения действующего законодательства, при этом контролирующий орган будет ограничен в возможности реагирования.
Как справедливо отмечает Гриднева О.В., каршеринг нуждается в правовом регулировании именно на федеральном уровне, своевременная разработка правовой базы поможет устранить существующие и потенциальные проблемы [16, с. 31].
Подводя итог, можно говорить о существовании в настоящее время следующих тенденций развития каршеринга:
1) Каршеринговые организации, хоть и столкнулись с рядом проблем в 2022 году, смогли переориентироваться на китайский авторынок, а также начинают взаимодействовать с отечественными производителями, что позволяет говорить о потенциале дальнейшего роста в ближайшем будущем. Вполне вероятно, что со временем кар-шеринг может появиться во всех областных центрах. В связи с этим, особенно важной является поддержка государства в форме различных субсидий и льгот.
2) Формируется тенденция на увеличение числа электромобилей и гибридных автомобилей в каршеринге. Скорее всего государство продолжит активную поддержку замены традиционных транспортных средств на новые разновидности в целях защиты окружающей среды.
3) Появляются первые предпосылки формирования беспилотных транспортных средств, которые по задумке государства должны будут со временем вытеснить паратранзит. Однако, учитывая текущую напряженную обстановку и сложности в технологической составляющей беспилотных транспортных средств, у паратранзита имеется достаточно большой запас времени для адаптации к меняющейся общественной жизни. Вполне вероятно, что к моменту массового произ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023
водства беспилотных транспортных средств, кар-шеринг сможет прочно закрепиться на всей территории Российской Федерации, предлагая пользователям особые условия, которые позволят ему остаться актуальным в новом времени.
4) Существующее количество различных правовых актов, хоть в большинстве своем и не являющихся нормативными, свидетельствуют о заинтересованности государства в каршеринге. Перед законодателем сейчас стоит задача сформировать правовую базу, регулирующую карше-ринг, таким образом, чтобы не нарушить баланс интересов сторон договора и устранить ряд важных проблем.
5) Количество административных правонарушений, совершаемых водителями каршеринга, хоть и начало постепенно уменьшаться, остается на высоком уровне. Перед государством и карше-ринговыми организациями сейчас стоит задача совместной выработки разрешения этой негативной тенденции. В качестве способа превентивного устранения водителей-нарушителей можно использовать существующее программное обеспечение - интегрировать в приложения компаний обязательную авторизацию через сервис «Госуслуги». Такой способ позволит не только оперативно проверять всю необходимую информацию о водителе, но и усложнит использование чужих учетных записей, что также является одной из проблем настоящего времени.
Список литературы:
[1] Белова О. А. Каршеринг непоименованный: правоприменитель vs законодатель // Legal Concept Правовая парадигма. - 2022. - Т. 21, № 3. - С. 87-92. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc. jvolsu.2022.3.12
[2] Постановление Правительства Москвы от 31.08.2011 № 405-ПП (ред. от 08.11.2022) «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2011. № 50.
[3] Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2018-2020 годах» (по состоянию на 15.06.2020) (подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/01/0620/00102896) // СПС КонсультантПлюс.
[4] Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 № 977 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах россий-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023
ских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2018-2020 годах» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 28. Ст. 4429.
[5] Распоряжение Правительства РФ от
27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 50 (часть IV). Ст. 8613.
[6] Распоряжение Правительства РФ от
28.12.2022 № 4261-р «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года» // Собрание законодательства РФ. 2023. № 1 (часть III). Ст. 422
[7] Приказ Минпромторга России от 09.04.2022 № 1532 (ред. от 02.03.2023) «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202205060001 (дата обращения 17.03.2023).
[8] Кроссоверы «Москвич» появятся в кар-шеринге и такси: официальный сайт ИД «Коммерсантъ». - URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5825924 (дата обращения 19.03.2023).
[9] Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 24.10.2022) «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
[10] Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 6 месяцев 2022 года. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022, 44 с.
[11] Автомобили каршеринга реже попадали в аварии в 2022 году в Москве: официальный сайт МИР «Россия сегодня». - URL: https://ria. ru/20230112/karshering-1844301485.html (дата обращения 19.03.2023).
[12] В Москве снизилось количество ДТП с участием машин каршеринга: официальный сайт ООО «МИЦ «Известия». - URL: https://iz. ru/1432897/2022-11-29/v-moskve-snizilos-kolichestvo-dtp-s-uchastiem-mashin-karsheringa (дата обращения 19.03.2023).
[13] Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей» //
Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст.140.
[14] Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 г. по делу № А60-33607/2020: официальный сайт Судебные и нормативные акты РФ. - URL: https:// sudact.ru/arbitral/doc/gGp20K7cS9Na/ (дата обращения: 19.03.2023).
[15] Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2021 по делу № А53-20339/2021 : официальный сайт Судебные и нормативные акты РФ. - URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/ MVR55oubFem (дата обращения: 19.03.2023).
[16] Гриднева О. В. Правовая природа каршеринга // Юридическая наука. - 2020. - № 8. - С. 29-33.
Spisok literatury:
[1] Belova O. A. Karshering nepoimenovannyj: pravoprimenitel' vs zakonodatel' // Legal Concept Pravovaya paradigma. - 2022. - T. 21, № 3. - S. 87-92. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc. jvolsu.2022.3.12
[2] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 31.08.2011 № 405-PP (red. ot 08.11.2022) «O gorodskoj podderzhke taksomotornyh perevozok i uslugi karshering v gorode Moskve» // Vestnik Mera i Pravitel'stva Moskvy. 2011. № 50.
[3] Proekt Postanovleniya Pravitel'stva RF «O vnesenii izmenenij v Pravila predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta na vozmeshchenie poter' v dohodah rossijskih lizingovyh organizacij pri pre-dostavlenii lizingopoluchatelyu skidki po uplate avansovogo platezha po dogovoram lizinga kolesnyh transportnyh sredstv, zaklyuchennym v 2018-2020 godah» (po sostoyaniyu na 15.06.2020) (podgotov-len Minpromtorgom Rossii, ID proekta 01/01/0620/00102896) // SPS Konsul'tantPlyus.
[4] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.07.2020 № 977 «O vnesenii izmenenij v Pravila predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta na vozmeshchenie poter' v dohodah rossijskih lizingovyh organizacij pri predostavlenii lizingopoluchatelyu skidki po uplate avansovogo platezha po dogovoram lizinga kolesnyh transportnyh sredstv, zaklyuchennym v 2018-2020 godah» // Sobranie zakonod-atel'stva RF. 2020. № 28. St. 4429.
[5] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot
27.11.2021 № 3363-r «O Transportnoj strategii Rossi-jskoj Federacii do 2030 goda s prognozom na period do 2035 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2021. № 50 (chast' IV). St. 8613.
[6] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot
28.12.2022 № 4261-r «Ob utverzhdenii Strategii raz-vitiya avtomobil'noj promyshlennosti Rossijskoj Fed-
eracii do 2035 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2023. № 1 (chast' III). St. 422
[7] Prikaz Minpromtorga Rossii ot 09.04.2022 № 1532 (red. ot 02.03.2023) «Ob utverzhdenii perechnya tovarov (grupp tovarov), v otnoshenii koto-ryh ne primenyayutsya polozheniya podpunkta 6 stat'i 1359 i stat'i 1487 Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii pri uslovii vvedeniya ukazannyh tovarov (grupp tovarov) v oborot za predelami terri-torii Rossijskoj Federacii pravoobladatelyami (paten-toobladatelyami), a takzhe s ih soglasiya» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. -URL: http://publi-cation.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202205060001 (data obrashcheniya 17.03.2023).
[8] Krossovery «Moskvich» poyavyatsya v karsheringe i taksi: oficial'nyj sajt ID «Kommersant"». -URL: https://www.kommersant.ru/doc/5825924 (data obrashcheniya 19.03.2023).
[9] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.10.1993 № 1090 (red. ot 24.10.2022) «O Pravilah dorozhnogo dvizheniya» // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF. 1993. № 47. St. 4531.
[10] Dorozhno-transportnaya avarijnost' v Rossijskoj Federacii za 6 mesyacev 2022 goda. Infor-macionno-analiticheskij obzor. M.: FKU «NC BDD MVD Rossii», 2022, 44 s.
[11] Avtomobili karsheringa rezhe popadali v avarii v 2022 godu v Moskve: oficial'nyj sajt MIR «Rossiya segodnya». - URL: https://ria.ru/20230112/ karshering-1844301485.html (data obrashcheniya 19.03.2023).
[12] V Moskve snizilos' kolichestvo DTP s uchastiem mashin karsheringa: oficial'nyj sajt OOO «MIC «Izvestiya». - URL: https://iz.ru/1432897/2022-11 -29/v-moskve-snizilos-kolichestvo-dtp-s-uchasti-em-mashin-karsheringa (data obrashcheniya 19.03.2023).
[13] Zakon RF ot 07.02.1992 № 2300-1 (red. ot
05.12.2022) «O zashchite prav potrebitelej» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 3. St.140.
[14] Postanovlenie Semnadcatogo arbitrazh-nogo apellyacionnogo suda ot 18.01.2021 g. po delu № A60-33607/2020: oficial'nyj sajt Sudebnye i nor-mativnye akty RF. - URL: https://sudact.ru/arbitral/ doc/gGp20K7cS9Na/ (data obrashcheniya:
19.03.2023).
[15] Reshenie Arbitrazhnogo suda Rostovskoj oblasti ot 11.11.2021 po delu № A53-20339/2021: oficial'nyj sajt Sudebnye i normativnye akty RF. - URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/MVR55oubFem (data obrashcheniya: 19.03.2023).
[16] Gridneva O. V. Pravovaya priroda karsheringa // YUridicheskaya nauka. - 2020. - № 8. - S. 29-33.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023