БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА
Д-р техн. наук Н. М. Абдикеев С. Н. Брускин
канд. физ.-мат. наук О. В. Китова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
В статье проведен анализ рынка коммерческих программных систем в области управления эффективностью и интеллектуальной бизнес-аналитики, проанализированы особенности разработки и внедрения систем управления корпоративной эффективностью в России.
Ключевые слова и словосочетания: управление корпоративной эффективностью, управление финансовой эффективностью, управление эффективностью маркетинга, интеллектуальная бизнес-аналитика.
Управление корпоративной эффективностью: развитие концепции
Развитие современных управленческих концепций и методик, а также поддерживающих их информационны« систем нашло свое отражение в создании и развитии концепции и методов управления корпоративной эффективностью - Corporate Performance Management /Business Performance Management (CPM/BPM). Термин Business Performance Management (BPM) в 2001 г. предложил Говард Дреснер, аналитик из Gartner Group, он же автор термина Business Intelligence. Идею BPM активно поддержала компания Hyperion (в 2007 г. вошла в состав Oracle), этой же терминологии придерживается компания IDC. В 2004 г. был создан комитет по стандартизации BPM Standards Group. Близкая по смыслу концепция CPM была предложена в 2001 г. аналитиками той же компании Gartner Group, но работавшими в исследовательском подразделении Gartner Research.
Под управлением корпоративной эффективностью (CPM) мы понимаем совокупность процессов, методологий, метрик и программного обеспечения, необходимых для измерения и управления эффективностью деятельности организации. CPM представляет собой рамочную структуру, охватывающую интегрированные методологии оценки деятельности компании, включающую систему показателей и метрик и образующую замкнутый цикл управленческих и аналитических процессов вместе с поддерживающими их системами мониторинга и
управления деятельностью компании. С точки зрения кибернетики данный подход заключается в создании системы управления с минимальной задержкой по обратной связи. Необходимо подчеркнуть, что понятие «CPM-система» употребляется в двух значениях: как концепция управления и как информационная система (комплекс программных средств, поддерживающих концепцию CPM и обеспечивающих ее реализацию на практике).
Информационные системы класса CPM позволяют участникам процесса управления реализовывать на практике методики и бизнес-процессы управления. Перечислим компоненты CPM-системы:
1. Подсистема, реализующая функции целевого управления, -поддерживает современные методики целевого управления компанией (сбалансированная система показателей и др.).
2. Подсистема моделирования бизнеса - позволяет формировать сценарии деятельности, учитывать использование ресурсов, выявлять ограничения и узкие места, применять методы функционально-стоимостного анализа для расчета себестоимости и т. п.
3. Подсистема планирования, бюджетирования и прогнозирования - позволяет учитывать особенности структуры организации и ее финансовых потоков, вести учет трендов, строить прогнозы, анализировать отклонения и выполнять другие необходимые действия.
4. Подсистема интеллектуальной бизнес-аналитики, или бизнес-интеллекта (Business Intelligence - BI) - позволяет собирать необходимую информацию из различных разнородных источников (ERP, CRM, SCM и др.), структурировать и анализировать ее в интересах бизнеса.
5. Подсистема финансовой консолидации и отчетности - позволяет организовать сбор и обработку финансовой отчетности подразделений компании и зависимых компаний, сформировать комплект финансовых отчетов в соответствии с международными и национальными стандартами.
Замкнутый цикл управления в CPM-системе включает в себя:
- определение и уточнение целей в рамках общей стратегии компании;
- моделирование факторов, определяющих достижение этих целей, и соответствующих ограничений;
- планирование действий по реализации целей;
- постоянный мониторинг на основе анализа ключевых показателей эффективности, их целевых и достигнутых значений;
- анализ результатов;
- составление финансовой и управленческой отчетности.
Таким образом, особенность CPM-системы как инструмента
управления заключается в первую очередь в интегрированном, ком-
плексном и непрерывном подходе к процессу управления, в возможности моделирования ситуаций и факторов, влияющих на бизнес компании, а также в ориентации на систему ключевых показателей эффективности. CPM-система обеспечивает методику структурирования целей и управления их достижением на основе выбранной системы показателей.
Corporate Performance Management отражает сферу управления компанией в целом. В то же время необходимо обратить внимание, что современное развитие концепции управления эффективностью также сопряжено с развитием отдельных направлений внутри компании, таких, как управление эффективностью маркетинга, управление эффективностью производства, управление эффективностью продуктового портфеля и т. п. В мировой и отечественной практике наибольшее распространение получили подходы и инструменты финансовой эффективности (Financial Performance Management) и эффективности маркетинга (Marketing Performance Management).
Анализ рынка информационных систем в области управления эффективностью и интеллектуальной бизнес-аналитики
Рынок CPM-решений в мире и в России развивается динамично и является одним из наиболее быстрорастущих среди всех видов прикладного программного обеспечения. Также быстро развивается рынок инструментов интеллектуальной бизнес-аналитики (Business Intelligence). По данным Gartner Group, объем рынка CPM-решений в мире в 2006 г. превышал 1,5 млрд. долларов, темпы роста составляли 20%. По данным этой исследовательской компании, несмотря на финансовый кризис, среднегодовые темпы роста сегмента CPM-решений прогнозируются в размере не менее 10%. К 2011 г. объем данного рынка должен превысить З млрд. долларов (табл. 1 и 2).
Т а б л и ц а 1
Рост продаж CPM-наборов*
2005 2006 2007 2008 2009 2010 (прогноз) 2011 (прогноз)
Объемы продаж в мире, млн. долл. 1292 1552 1836 2171 2464 2760 3045
Темпы роста продаж в мире, % - 20 18 18 13 12 10
Объемы продаж в Восточной Европе, млн. долл. 29,9 37,6 46,6 56,9 66,4 75,7 85,1
* Источник: www.gartner.com
Т а б л и ц а 2
Рост продаж BI-платформ*
2005 2006 2007 2008 2009 2010 (прогноз) 2011 (прогноз) CAGR 20062011, %
Объемы продаж в мире, 4048 4651 5231 5732 6181 6592 7018 8,6
млн. долл.
Темпы роста продаж в мире, % - 15 12 10 8 7 6 -
Объемы продаж в России, 18,6 23,9 29,1 33,2 37,1 40,3 43,8 12,8
млн. долл.
* Источник: www.gartner.com
Компании внедряют CPM-решения для развития возможностей ранее внедренных транзакционных систем оперативного управления, таких, как ERP, CRM, SCM и др., а также в дополнение к решениям в области BI. Все большее число компаний заменяют с помощью CPM-систем финансовые приложения собственной разработки или системы, основанные на электронных таблицах.
Интерес к CPM проявляют не только большие, но и средние компании, основной фокус внимания которых лежит в сфере подсистем планирования, бюджетирования и прогнозирования. Вместе с тем внедряются программные подсистемы целевого управления по ключевым показателям. Некоторые компании внедряют модули для управления прибыльностью, разработанные на основе подхода функционально-стоимостного анализа (activity-based costing - ABC), а также другие специализированные приложения в области управления эффективностью.
В соответствии с магическими квадрантами Gärtner Group (рис. 1) технологическими лидерами в сфере CPM-наборов (CPM Suites) в апреле 2009 г. были Oracle (Hyperion), SAP (Business Objects) и IBM (Cognos), на границе между лидерами и претендентами - SAS Institute. В группе «провидцев» следует отметить Clarity, а среди претендентов -Infor. CPM-наборы тесно связаны с BI-платформами. В соответствии с магическими квадрантами Gartner Group (рис. 2) технологическими лидерами в области платформ интеллектуальной бизнес-аналитики в январе 2009 г. были IBM (Cognos), Microsoft, SAP, Oracle. Вплотную к лидерам приблизились SAS, Information Builders, а также компания MicroStrategy, которая ранее располагалась в группе «провидцев».
Рассмотрим перспективы развития CPM-приложений.
challengers leaders
f SAP ( «Infor Л Oracle Hyptirlon • business Objects)« • IBM (Cog nos)
Tagetike Lawson ■ с Board Internati V SAS "Clarity Systems Exact Software {Longview) inali J
niche players visionaries
H completeness of vision I-pAS of April 2009
Рис. 1. Магический квадрант CPM-наборов
challengers leaders
r HfCirn^LltiC'4 Bui \ IDM (Cogroc) Microsoft SAP» Oracle Jers ,„ -SAS MlwoStralsny
ariplan, Acti,stei ^uarcl inisrnatlo i P QllkTech "Ibcc 5po:flre isi jnorama Sùflwara /
niche players visionaries
^ completeness of vision I-^
Аз of January 2009
Рис. 2. Магический квадрант BI-платформ
По мнению аналитиков Gartner Group, к числу наиболее зрелых, так назытаемыгс продуктивны« приложений с болышим количеством внедрений отнесены приложения в сфере финансовой консолидации. К ним по степени зрелости приближаются платформы интеллектуалыной бизнес-аналитики, средства автоматизации планирования, бюджетирования и прогнозирования, средства веб-аналитики, инструменты Data Mining (Data Mining Workbenches), инструменты создания хранилищ данных бизнес-приложений (Business Application Data Warehouses) и инструменты поддержки качества данных (Data Quality Tools).
В ближайшие годы также будут активно внедрятыся BI-приложения с сервисно-ориентированной архитектурой (SOA-Enabled Business Intelligence), информационные панели/инструменты поддержки счетных карт (Dashboards/Scorecards), встроенные аналитические инструменты на платформе 64-битной архитектуры, инфраструктурные компоненты CPM, средства принятия решений в реалыном масштабе времени (Real-Time Decisioning) и др.
В период с 2011 по 2016 г. внимание привлекут аналитические средства контроля бизнес-процессов (Analytical Process Controlling), средства мониторинга бизнес-активности (Business-Activity Monitoring), решения класса Enterprise Information Management и Enterprisewide Real-Time CPM, а также Text Mining.
Аналитический контролы бизнес-процессов поможет организациям определяты узкие места и другие аспекты при выполнении бизнес-процессов. Новые поисковые возможности BI облегчат работу с неструктурированной информацией. Появление инфраструктурнык CPM-компонент означает их встраивание в стандартные BI-инструменты и более гибкие возможности их исполызования. Концепция Enterprise Information Management предполагает более тщателыный подход к структуре, безопасности, прозрачности, целостности и релевантности корпоративной информации и ее эффективному применению для решения задач бизнеса.
Сервисно-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture - SOA) является основой для автоматизации бизнес-процессов, позволяющей, в частности, исполызоваты BI-инструменты как компоненты в рамках SOA-приложений.
CPM-решения применяются сегодня практически во всех отраслях экономики, в частности, в таких отраслях, как финансы, машиностроение, товары массового спроса, розничная торговля, энергетика, химия и упаковка, природные ресурсы, транспорт, государственные структуры, информационные технологии, здравоохранение и фармацевтика.
Тенденции развития CPM
Перечислим наиболее характерные тренды и тенденции в мировом и отечественном развитии управления корпоративной эффективностью:
1. Развитие и совершенствование методологий, моделей и методов управления корпоративной эффективностью на основе развития теории и практики менеджмента и маркетинга, средств моделирования и оптимизации прибыльности, поддерживающих подходы функционально-стоимостного анализа; инструментов интеллектуальной бизнес-аналитики; новых возможностей информационно-коммуникационных технологий и систем, а также сети Интернет.
2. Увеличение количества компаний, использующих методологии, модели, методы и инструменты управления корпоративной эффективностью в практике своей работы. Постепенный переход от управления корпоративной эффективностью отдельных компаний к управлению корпоративной эффективностью деловых сетей и интегрированных цепочек создания ценности.
3. Создание стандартных и специализированных подходов и решений в данной области, учитывающих отраслевую специфику, динамику развития рынков, размер компании и другие факторы.
4. Разработка и внедрение специализированных средств эффективного управления отдельными активами и направлениями, такими, как продуктовые линии и отдельные продукты, взаимоотношения с клиентами, каналы распределения, интернет-ресурсы, бренды и пр. Развитие средств моделирования и оптимизации прибыльности, обеспечивающих гранулированный подход к расчету затрат на отдельные направления деятельности.
5. Развитие средств для принятия решений в реальном масштабе времени на основе создания замкнутых циклов стратегического и оперативного управления.
6. Развитие подходов и средств мониторинга деловой активности, основанного на управляемом событиями анализе критических индикаторов эффективности, что обеспечивает повышение скорости и адекватности выполняемых бизнес-операций.
7. Развитие набора интегрированных программных приложений для поддержки процессов управления корпоративной эффективностью в рамках корпоративных информационных систем.
8. Управление корпоративной эффективностью, которое будет развиваться с учетом тенденций в сфере развития информационно-коммуникационных технологий и систем, таких, как широкое развитие сети Интернет и веб-сервисов, внедрение сервисно-ориентированной архитектуры, совершенствование инструментов интеллектуальной биз-
нес-аналитики (средств визуализации, инструментов Text Mining для интеллектуальной обработки неструктурированной текстовой информации и др.) и пр. Важную роль будет играть так называемая модель 4V (volume, velocity, variety, validity), отражающая увеличение объемов и скорости обработки информации, ее разнообразия и соответствия.
Особенности разработки и внедрения систем управления корпоративной эффективностью в России
Применение современных форм и методов управления корпоративной эффективностью в России, по мнению авторов, сдерживают следующие факторы: общее состояние и динамика развития экономики; неразвитость и информационная непрозрачность рынка, финансовые и организационные ограничения внутри компаний, недостаток квалифицированных кадров и недостаточное развитие инфраструктуры компаний, низкий уровень автоматизации многих бизнес-процессов, а также кризисные явления в экономике. Позитивно на развитие данного направления влияют политическая стабильность, динамичный рост отдельных отраслей экономики, достаточно высокий уровень образования, развитие информационно-коммуникационных технологий и ряд других факторов.
Остановимся подробнее на условиях подготовки и реализации CPM-проектов в России:
1. Отечественные отрасли экономики в основном относятся к развивающимся рынкам со слабым уровнем формализации основных бизнес-процессов.
2. Бизнес-цели компаний и организаций трудно измеримы, а изменения, как правило, отрабатываются несвоевременно и не всегда адекватны.
3. Типичны управленческая обособленность функциональных подразделений в организации и слабые взаимосвязи стратегического и оперативного уровней управления.
4. Как следствие, высшее руководство компаний и организаций не всегда последовательно поддерживает подобный проект. Кроме того, цели проекта часто изменяются.
5. Проекты внедрения корпоративных информационных систем класса ERP часто идут параллельно с CPM-проектами.
6. Проект внедрения аналитической системы класса CPM обычно трактуется как ИТ-проект, а не как бизнес-проект.
7. Рынок поставщиков систем класса CPM/BI и консультантов (российских партнеров по внедрению) неоднороден и продолжает находиться в стадии формирования.
8. Прямым следствием перечисленных выше факторов является то, что успешность СРМ-проектов зависит от зрелости организации заказчика и квалификации консультантов - партнеров по разработке и внедрению СРМ-решения.
В настоящее время в России реализовано более 300 проектов внедрения аналитических систем класса СРМ/В1. К типичным и наиболее успешным отечественным заказчикам подобных проектов в России относятся крупные холдинговые компании с распределенной структурой управления (по исследованиям авторов - до 70%), а наиболее востребованный функционал - финансовое планирование и маркетинговый анализ (80-85%).
Анализ историй успеха из открытых источников позволил сформулировать общие черты наиболее успешных СРМ-проектов. К таковым относятся:
- управленческая зрелость организации - заказчика проекта;
- определение конкретных задач для реализации проекта;
- измеримость бизнес-результатов проекта (наличие формализованных ключевых показателей эффективности (КР1) до реализации проектных работ);
- оперативные сроки достижения поставленных целей проекта (как правило, от 4 до 8 месяцев).
Экспертный опыт подтверждает, что более 40% рисков разработки и внедрения систем управления корпоративной эффективностью реализуется на стадии подготовки СРМ-проектов, среди которых важнейшие связаны с выбором программной платформы и партнера по внедрению. На рис. 3 представлена классическая парадигма трех «П» при подготовке проекта («производитель - партнер - платформа»).
Распространенной международной практикой, которая все чаще находит применение в России, является организация выбора программной платформы и партнера по внедрению в виде самостоятельного проекта. Подобный профессиональный подход с учетом описанных выше условий отечественного рынка позволяет повысить качество реализации проектов и минимизировать проектные риски.
Для достижения адекватных результатов по внедрению систем управления корпоративной эффективностью также важно понимание, что в ближайшие годы в России будут усиливаться следующие тенденции:
1) увеличение спроса на экономичные «быстрые проекты» внедрения СРМ/В1 (управленческий эффект в течение первых месяцев эксплуатации);
2) возрастание потребностей в средствах персонального анализа и планирования для самостоятельной работы менеджеров в распределенном режиме;
3) развитие спроса на средства финансовой консолидации и В1-отчетности;
4) дальнейшее обострение конкуренции между глобальными поставщиками СРМ-решений.
Рис. 3. Триада выбора СРМ-решения (экспертные рекомендации)
С развитием национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство управление корпоративной эффективностью в России будет успешно развиваться.
Список литературы
1. Абдикеев Н. М., Брускин С. Н, Китова О. В. и др. Системы управления эффективностью бизнеса / под ред. Н. М. Абдикеева и О. В. Китовой. - М. : Инфра-М, 2009.
2. Китова О. В. Методология определения целевых показателей эффективности бизнеса на основе анализа оптимизационной модели акционерной стоимости компании // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 3 (27).
3. Китова О. В. Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование. - М. : Инфра-М, 2009.