2017 г. № 0323/17-о (в ред. от 20 сентября 2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации Вологодской области. URL: http://www.pravo. gov35.ru (дата обращения: 11.12.2017; 20.09.2019).
8. О создании Комиссии по рассмотрению заявок на заключение Соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Свердловской области : приказ Мининвестразвития Свердловской области от 7 ноября 2016 г. N° 166 (в ред. от 23 сентября 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. URL: http://www.pravo.gov66.ru (дата обращения: 11.11.2016).
9. О федеральной территории «Сириус» : федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 437-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. S - № 52, ч. 1, ст. 8583. ig
О -I
5 ö g И
О о
профессор кафедры земельного Professor of the Department of Land s< g и экологического права and Environmental Law, g J
Саратовской государственной Saratov State Law Academy о |
юридической академии [email protected]
Е.Н. Абанина, E.N.Abanina,
кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, AssociateProfessor,
? s<
2 a ö
о a о s
3 3
3
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦТ *
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ I §
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)*
О- (D
Аннотация: актуальность статьи связана с повышением востребованности "о ¡§ исследований проблем обеспечения экологической безопасности в связи с ухудшением | I экологической ситуации в стране. Решение экологических проблем и формирование £ § стабильной экологической ситуации на региональном уровне должны осуществляться последовательно посредством реализации региональной политики в сфере обеспечения
31
экологической безопасности. Цель статьи - проанализировать перспективы развития региональной политики с учетом новых экологических угроз: образования нового вида негативного воздействия (электронных отходов), увеличения количества экологических «горячих точек», «трансрегионального» экологического загрязнения. Используе- сл мые методы исследования: анализ, синтез, диалектический метод. В результате ис- | следования автор приходит к выводу, что в целях повышения эффективности системы а обеспечения экологической безопасности необходимо провести детальную проверку
m а:
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19011-00416.
региональных нормативных актов, устанавливающих основы экологической безопасности в соответствующем регионе, на предмет наличия положений, направленных на преодоление актуальных экологических угроз, приоритетных экологических проблем, а также предусматривающих наличие систем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, необходима разработка новых направлений региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности по предупреждению и профилактике новых экологических вызовов и угроз.
Ключевые слова: региональная экологическая политика, правовой механизм реализации, обеспечение экологической безопасности.
Trends in the development of state policy in the field of environmental safety (regional level)
Abstract: the relevance of the article is associated with the increased demand for research on the problems of ensuring environmental safety in connection with the jj^ deterioration of the environmental situation in the country. The solution of environmental ^ problems and the formation of a stable environmental situation at the regional level ^ should be carried out consistently through the implementation of regional policy in the field of environmental safety. The purpose of the article is to analyze the prospects for the ^ development ofregional policy, taking into account new environmental threats: the formation ^ of a new type of negative impact (e-waste), an increase in the number of environmental CQ "hot spots", "trans-regional" environmental pollution. Research methods used: analysis, qJ synthesis, dialectical method. As a result of the study, the author comes to the conclusion С that in order to improve the efficiency of the system for ensuring environmental safety, a S detailed check of regional regulations establishing the foundations of environmental safety 41 in the relevant region is necessary for the presence of urgent environmental threats, priority g environmental problems and systems for preventing natural emergencies. and technogenic character. It is also necessary to develop new directions of regional policy in the field of C; ensuring environmental safety for the prevention and prevention of new environmental О challenges and threats.
(j. Keywords: ecological safety, environmental policy, legal mechanism of policy
^ implementation.
CO
g Государственная политика в сфере обеспечения эколо-
С гической безопасности является самостоятельным видом общей государственной экологической политики, реализующейся в рамках 32 Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Самостоятельность CV государственной политики в сфере обеспечения экологической без® опасности подтверждена тем, что основаниями разработки указан-^ ных Основ признана «необходимость обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития», а также сама область реализации государственной экологической политики - «область охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» [1]. Основой для фор-
мирования и реализации самостоятельной государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях выступают утвержденные Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [2] и Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [3].
В условиях экономических трудностей, периода пандемии, повышения актуальности социальных проблем государство придает вопросам экологии большое значение. Указом Президента РФ от 8 февраля 2021 г. утверждены меры по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития | Российской Федерации и климатических изменений, при этом одно | из направлений, по которым будут реализованы данные меры, - обе- § спечение экологической безопасности, улучшение состояния окру- -о жающей среды [4]. Определенно, результаты научно-технической § деятельности в области экологического развития внесут огромный § Ц вклад в общее экологическое развитие. Но до момента разработки о §
и внедрения результатов научно-технических разработок реализация § §
2°
экологической политики должна продолжаться допустимыми и до- § 2
статочными средствами. ° §
Государственную экологическую политику можно теоретически § §
разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя экологическая по- 2
литика зависит не только от действий государства, но в большой 2 §
степени от процессов глобализации. Внутренняя же государствен- 3 3
ная экологическая политика построена на понимании выигрышей О §
и недостатков, связанных с экологическим состоянием территории, | ^
акватории и воздушного пространства страны и имеющихся при- |
родных ресурсов [5]. Следовательно, при реализации региональной | о экологической политики необходимо соотносить региональные цели, о
приоритеты в сфере обеспечения экологической безопасности, по- § §
становки конкретных задач, разработки организационных, правовых * | и экономических механизмов их реализации в контексте реализации
общей государственной политики в сфере обеспечения экологической 33
безопасности [6]. Приоритетом при этом должна оставаться цель - ^
учет экологических интересов и безопасности населения конкретного I
региона за счет поддержки региональных экосистем с индивидуаль- о
ным режимом природопользования для каждого участка, образующих §
пространственно организованную инфраструктуру, поддерживающую ° экологическую стабильность территории [7, 8].
В современный период формирования нового правового поля в сфере обеспечения экологической безопасности можно выделить
несколько принципиальных моментов, которые определят в ближайшем будущем тенденции развития государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на региональном уровне, и это потребует переработки региональных правовых актов, устанавливающих основы политики в данной области. Речь идет о появлении новых угроз экологической безопасности.
Во-первых, на наш взгляд, необходимо пересмотреть перечень и степень риска экологических вызовов и угроз как для государства в целом, так и для каждого региона отдельно. Экологические угрозы - «прогнозируемые последствия или потенциальные сценарии развития событий катастрофического характера, которые обусловлены изменениями состояния окружающей среды и способны нанести вред жизненно важным интересам личности, общества, государства» [9]. Стратегией экологической безопасности Российской Федерации к эко-Р) логическим вызовам и угрозам отнесены: наличие густонаселенных ^ территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения 0; окружающей среды и деградацией природных объектов; загрязнение § атмосферного воздуха и водных объектов; высокая степень загряз-§ нения и низкое качество воды значительной части водных объектов, 5 деградация экосистем малых рек, техногенное загрязнение подземных вод в районах размещения крупных промышленных предприятий; ^ увеличение объема образования отходов производства и потребления § при низком уровне их утилизации; наличие значительного количества объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загряз-^ нению; усиление деградации земель и почв, сокращение количества ц- видов растений; сокращение видового разнообразия животного мира ^^ и численности популяций редких видов животных; высокая степень О износа основных фондов опасных производственных объектов ^ и низкие темпы технологической модернизации экономики; низкий С уровень разработки и внедрения экологически чистых технологий;
существенная криминализация и наличие теневого рынка в сфере 34 природопользования; недостаточное финансирование государством и хозяйствующими субъектами мероприятий по охране окружающей сч среды [3].
® Условно все угрозы можно сгруппировать следующим образом: ^ 1) природные угрозы (природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения);
2) техногенные угрозы (опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного
физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания);
3) экологические угрозы (ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв) [10].
Для отдельных регионов перечень экологических угроз будет различен с учетом их географического положения, соответственно, климатических условий, наличия либо отсутствия природных ресурсов. Значение имеет уже сложившаяся экологическая ситуация и накопленный экологический вред от традиционных для каждого региона видов хозяйственной деятельности (источников экологической опасности) с неменяющимся (а нередко и возрастающим) уровнем негативного | воздействия на окружающую среду. К таким видам деятельности, | согласно Общероссийскому классификатору видов экономической § деятельности ОК 029-2014 [11], относятся: обрабатывающие произ- -а водства, добыча полезных ископаемых, обеспечение электрической § энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, сельское, лес- § Ц ное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство. О §
Если рассмотреть влияние указанных видов деятельности на при- § § родные ресурсы, имеющие ключевое значение для обеспечения § 2 экологической безопасности в части соблюдения экологических ° § интересов проживающего на определенной территории населения, - §§ атмосферный воздух, водные ресурсы и землю (как пространство для 2 О размещения отходов), то данные статистики убедительно доказывают 2 § возрастающее негативное воздействие: 3 3
1) в 2019 г. суммарный объем выбросов загрязняющих веществ О § в атмосферный воздух от стационарных источников на 1,3 % превысил | показатель 2018 г. («вклад» обрабатывающих производств составил | ■§ 33,9 % выбросов от стационарных источников; в сфере добычи по- | о лезных ископаемых - 28,7 % в суммарном балансе); О
2) за период 2014-2019 гг. объем сброса сточных вод по виду дея- § § тельности «сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство ¡^ | и рыбоводство» увеличился на 34,6 %; по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» - на 1,2 %; 35
3) за период 2010-2019 гг. наблюдалось увеличение количества ^ отходов производства и потребления по виду деятельности «добыча 1 полезных ископаемых» на 217,6 %, по виду деятельности «сельское, О лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» - на 98,6 % [12]. §
Несомненно, ущерб от указанных видов деятельности очевиден ° в тех регионах, в которых эти источники располагаются, поэтому логично, что они включены в список экологических угроз региона, и при планировании мероприятий по обеспечению экологической
безопасности учитывается реальный и потенциальный ущерб от этих источников.
С учетом обозначенных негативных факторов заслуживает поддержки и дальнейшего распространения опыт Арктического региона по выделению его приоритетных экологических проблем с учетом «горячих точек» (мест с наиболее острыми экологическими проблемами) [13]. Перечень таких «горячих точек» будет способствовать не только корректировке мероприятий по охране окружающей среды, но и прогнозированию потенциальной угрозы, а следовательно, принятию превентивных мер по недопущению причинения экологического ущерба.
Во-вторых, следует принимать во внимание, что экологически опасные источники не только причиняют вред конкретному региону, ;0 но и способны вызызвать «трансрегиональное» загрязнение - перенос g загрязняющих веществ водными и воздушными массами на террито-^ рии пограничных регионов. В связи с этим имеет смысл при опреем делении «горячих точек» региона указывать среди потенциальных § субъектов причинения экологического вреда и соседние регионы, § которые могут пострадать. Следовательно, при определении перечня 5 экологических угроз конкретному региону необходимо обозначать угрозу трансрегионального загрязнения с указанием региона, источ-^ ника, степени и возможности потенциального ущерба. § В-третьих, в условиях быстрого развития техники, цифровой i5 экономики большое значение в деле поддержки экологической ста-с- бильности приобретают новые технологии, оказывающие положительное влияние на состояние экологической безопасности (развитие ц- экологически безопасного производства, технологий нулевых отходов § (zero waste) и технологий превращения отходов в энергию (waste-to-О energy)). При этом увеличивается и отрицательное воздействие - речь g идет о быстро растущем потоке отходов, содержащем значительные С объемы токсичных материалов, - электронном мусоре (носители информации, бытовые приборы и установки, электроинструменты, 36 оргтехника, компьютерная техника, автоэлектроника, мобильные телефоны и планшеты, стационарные телефоны и аппараты радиосвязи, CV фото-, видео-, аудио- и системы безопасности) [14]. Указанное негативку ное воздействие ввиду высокой скорости распространения и высокой ^ степени отрицательного воздействия в основном в центральных регионах России можно считать новой экологической угрозой безопасности, что требует формирования нового направления с разработкой детального механизма обеспечения экологической безопасности как на региональном, так и на федеральном уровнях.
В-четвертых, в связи с изменением научно-технических видов деятельности в области экологического развития требуется не только поддерживающее, но и, главным образом, опережающее развитие правового поля. Первостепенным средством в этом плане является повышение эффективности правового обеспечения экологической безопасности на региональном уровне - как создание правовой базы, так и осуществление управленческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности в целях обеспечения экологической стабильности на территории отдельных регионов с учетом их специфики и интересов.
Результаты анализа региональных нормативных актов в сфере |
обеспечения экологической безопасности [15] свидетельствуют |
о том, что в регионах налажены разработка и проведение мероприя- s
тий по ликвидации последствии в случае наступления чрезвычайных -о
ситуаций природного и техногенного характера (экологических угроз). |
В результате настоящего исследования автор пришел к выводу, что § Ц
с учетом новых экологических вызовов и угроз правовая система ° §
в сфере обеспечения экологической безопасности каждого региона § g
должна быть проверена на предмет наличия положений, направлен- § О
ных на преодоление актуальных экологических угроз, приоритетных ° §
экологических проблем, экологических «горячих точек». Особое § §
а х-
внимание при анализе и совершенствовании правовых основ регио- о а
нальной политики в сфере обеспечения экологической безопасности о |
необходимо уделить разработке прогноза вероятности наступления 3 3
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на- g
правлений по предупреждению риска осуществления экологических |
угроз, что с большой вероятностью будет обеспечивать стабильную | ■§
экологическую обстановку в регионе. | о
St § а §
Список литературы: g §
1. Основы государственной политики в области экологического раз- | | вития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента S РФ от 30 апреля 2012 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ 37 LAW_129117/ (дата обращения 19.01.2021). -
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : m указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собр. законодательства m Рос. Федерации. - 2016. - № 1, ч. 2, ст. 212. °
3. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации || на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 // ° Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 17, ст. 2546.
4. О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических
изменений : указ Президента РФ от 8 февраля 2021 г. № 76. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102080007 (дата обращения: 09.02.2021).
5. Реймерс, Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. - М., 1990. - 598 с.
6. Газеев, Н.Х. Республика Татарстан: региональная экологическая политика / Н.Х. Газеев, М.Х. Газеев // Экономика региона. - 2006. - № 4. - С. 100-106.
7. Хромов, А.В. Современная региональная экологическая политика Астраханской области / А.В. Хромов, П.И. Бухарицин, В.З. Макаров // Известия Саратовского университета. - 2007. - Т. 7, вып. 1. - С. 29-31.
8. Кудрявцева, Т.И. Приоритеты региональной экологической политики: вопросы диагностики / Т.И. Кудрявцева, Н.В. Хильченко // Экономика региона. - 2010. - № 1. - С. 96-104.
9. Гостева, С.Р. Экологическая безопасность России и устойчивое раз-.д витие / С.Р. Гостева // Вестник ТГТУ. - 2010. - № 3. - С. 704-718.
i 10. Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-про-
S граммного комплекса «Безопасный город» : распоряжение Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 2446-р (в ред. от 5 апреля 2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата § обращения: 11.12.2014).
§ 11. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
g ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) : приказ Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-С ст (в ред. от 23 сентября 2020 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения: 19.01.2021). цг 12. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации
g в 2019 году : Государственный доклад. - М.: Минприроды России; Изд-во С МГУ им. М.В. Ломоносова, 2020. - 1000 с.
13. Диагностический анализ состояния окружающей среды Арктической ^ зоны Российской Федерации (расширенное резюме) / отв. ред. Б. А. Моргунов. д. - M.: Научный мир, 2011. - 200 с.
^ 14. Сухова, Е.А. Проблемы правового обеспечения экологической
§ безопасности при обращении с электронными отходами / Е.А. Сухова // EQ Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения - 2020: сб. S науч. тр. по матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. - 2020. - С. 104-108.
15. Абанина, Е.Н. Правовое обеспечение экологической безопасности в субъектах Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ /
38
Е.Н. Абанина // Вопросы российского и международного права. - 2019. -- № 6-1. - С. 96-103.