ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Тенденции развития государственно-конфессиональных отношений и доминирующих конфессий в Башкортостане Мухаметзянова-Дуггал Р. М.
Мухаметзянова-Дуггал Регина Массаровна /Mukhametzyanova-Duggal Regina Massarovna -
доктор политических наук, отдел религиоведения, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева, Уфимский научный центр Российская академия наук, г. Уфа
Аннотация: в статье рассматриваются основные тенденции развития доминирующих конфессий, а также государственно-конфессиональных отношений в Республике Башкортостан. Отмечается, что влияние ислама и православия, как самых многочисленных религий в республике, будет возрастать уровень религиозности граждан, будет меняться вслед за усилением позитивных тенденций социального возрождения; имеет место «ужесточение» отношений между государственными органами власти и незарегистрированными религиозными объединениями.
Ключевые слова: Башкортостан, конфессии, государственно-конфессиональные отношения, тенденции.
Современное российское общество медленно преодолевает последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца ХХ века, возрождаются исконно российские идеалы, духовность, уважение к исторической памяти. Общество признало за религией важную роль в духовной жизни многих людей. В свою очередь традиционные религиозные объединения продолжают демонстрировать стремление к реваншу. Сложилось тесное сотрудничество государства и религиозных объединений в благотворительной деятельности и социальном обслуживании, в области культуры, образования, в Вооруженных силах РФ и других сферах. Так, государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; осуществляет предоставление возможности обучать учащихся и студентов религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательной программы; в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обеспечивает преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики. Основными направлениями взаимодействия учреждений культуры и религиозных организаций стали: передача предметов религиозного культа из музейных фондов страны; передача религиозным объединениям культовых зданий и сооружений, являющихся памятниками истории и культуры, их восстановление, реставрация и охрана. В 2010 году произошло официальное воссоздание института военного духовенства в России. Была введена должность помощника командира по вопросам верующих военнослужащих. В армии разрешена деятельность духовенства четырех конфессий: православное христианство, ислам, иудаизм и буддизм.
Можно согласиться с прогнозами, согласно которым уровень религиозность граждан будет меняться вслед за усилением позитивных тенденций социального возрождения. При этом по всей видимости у многих неофитов ситуативная приверженность к культу исподволь будет ослабевать, а у какой-то части тех, кто ныне колеблется в отношении к религии, вектор качнется к светскому ориентиру. Вслед за этим, будет количественно снижаться уровень религиозности в обществе [1, с. 4784].
Ислам и православие остаются особенно влиятельными и самыми многочисленными религиями в республике. Их влияние, на наш взгляд, будет возрастать. Традиционные конфессии Башкортостана, разработав социальные концепции, более эффективно функционируют в современных условиях. Не ослабевает их миссионерская деятельность, пропаганда религии в СМИ. Что касается новых религиозных движений, то заметно возросло их влияние; они адаптировались в современных реалиях; в них особенно резко преобладает группа убежденных и наиболее инициативных верующих. Изучение регионального аспекта государственно-конфессиональных отношений (на примере Республики Башкортостан) выявило тенденцию к «ужесточению» отношений между государственными органами власти и незарегистрированными религиозными объединениями, доказательством чего является наличие законодательных инициатив Госсобрания РБ в Государственную Думу РФ о внесении изменений в закон о свободе совести и Административный кодекс РФ.
В религиозной жизни республики выделяются также такие моменты как возврат финно-угорских народов из христианства и ислама в язычество; прослеживается смена конфессиональной идентичности (переход «этнических православных» и «этнических мусульман» в протестантизм), происходит радикализация религиозной молодежи. Тенденцией последних 10 лет согласно официальным данным Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ является небольшое увеличение численности в последние два года мусульманских и православных религиозных объединений, однако в целом темпы роста религиозных общин большинства конфессий стабилизировались. Исключение составляют протестанты (пятидесятники). Необходимо отметить, что более 30% членов протестантских и пятидесятнических религиозных объединений (а именно баптистов и пятидесятников) являются представителями башкирского и татарского этносов [2, с. 57].
К негативным тенденциям можно отнести отдельные случаи политизации религии, коммерциализацию жизни множества религиозных общин, проявления фундаментализма.
Литература
1. Писманик М. /".Коррекция к прогнозу об отечественной религиозности // Материалы конгресса социологов. Уфа, 2012. С. 4782-4786.
2. Кляшев А. Н. Протестантизм Республики Башкортостан: социальная реакция на вызовы современности. Уфа, 2013. 248 с.