УДК 657
Тенденции развития финансовой отчетности российских коммерческих организаций
КОРОЛЁВ ОЛЕГ ГЕННАДИЕВИЧ,
доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Инновационный менеджмент» Института делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены взаимосвязанные и взаимообусловленные тенденции изменений в практике формирования и представления финансовой отчетности российскими коммерческими организациями. Охарактеризована роль в происходящих изменениях сближения отечественных правил ведения учета и составления отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности, трансформации учетно-анали-тической функции в системах управления организаций, необходимости добросовестного и достоверного представления отчетной информации для получения доступа к внешним источникам финансирования деятельности, а также отраслевых специфик, особенностей ведения бизнеса и управления финансами коммерческих организаций. Обосновано заключение о том, что динамичные изменения в практике формирования финансовой отчетности российскими коммерческими организациями должны идти в направлении представления заинтересованным сторонам существенной информации в объеме, позволяющем получить характеристику не только результатов деятельности за отчетный период, но и существующих планов, намерений, проблем и путей их решения.
Ключевые слова: положения по бухгалтерскому учету Международные стандарты финансовой отчетности, финансовая функция в системе управления, сближение РСБУ и МСФО.
Trends in Developing Financial Reporting of Russian Commercial Organizations
OLEG G. KOROLEV,
Doctor of Economics, Head of the Innovative Management Department
at the Institute of Management Administration and Business, Financial University under
the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article discusses the interdependent and interrelated trends in changing the practice of forming and presenting financial reports by Russian commercial organizations. The current changes are described considering the role of domestic accounting rules convergence with international financial reporting standards, the transformation of accounting and analytical functions in organizations' control systems, the necessity of fair presentation of reporting information to get access to external financing sources as well as special features of industries and ways of running the business and managing its finance. The author concludes that the dynamic changes in the practice of
generating financial reports by Russian commercial organizations should allow the interested parties to get the relevant information not only about the historical financial results of a company, but also about its plans, prospects, intentions, problems and ways of solving them.
Keywords: accounting regulations, International Financial Reporting Standards, financial function of the management system, the convergence of the RAS and IFRS.
В последние 6 лет процессы изменений в представляемой российскими коммерческими организациями внешним пользователям финансовой отчетности носили достаточно интенсивный характер. Эти процессы были связаны не только со сменой подходов к внешнему по отношению к организациям регулированию учета и отчетности на территории Российской Федерации, но и с изменением восприятия ценности финансовой отчетности самими коммерческими организациями.
Можно выделить как минимум четыре основные взаимосвязанные и во многом взаимообусловленные тенденции таких изменений.
Первая тенденция связана с тем, что значительное влияние на содержание отчетности российских компаний оказывает сближение отечественных правил ведения учета и составления отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Хотя Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО была принята на правительственном уровне еще в 1998 г.1, фактическое движение в указанном направлении для большинства экономических субъектов (кроме коммерческих банков, в обязательном порядке представлявших отчетность по МСФО с 2004 г.) началось в 2010 г. с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон № 208-ФЗ).
Пункт 1 ст. 3 Закона № 208-ФЗ (в ред. от 04.11.2014) определил, что консолидированная финансовая отчетность составляется российскими организациями в соответствии с МСФО. При этом в первой редакции закона предусматривалось подпадание под его действие трех категорий российских организаций: кредитных и
1 Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 № 283.
страховых организаций, а также организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах. Действующая с 16.11.2014 редакция ст. 2 Закона № 208-ФЗ расширяет сферу его действия, включая в нее негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговые организации, федеральные государственные унитарные предприятия по перечню Правительства Российской Федерации и открытые акционерные общества в федеральной собственности по перечню Правительства Российской Федерации. Следует отметить, что, несмотря на конкретный перечень организаций, для которых обязательно составление консолидированной отчетности, косвенно в проблематику формирования в своей учетной системе показателей в соответствии с принципами МСФО вовлечено гораздо более значительное количество экономических субъектов. Связано это с тем, что дочерние компании указанных в ст. 2 Закона № 208-ФЗ организаций, входящие в периметр консолидации, должны своевременно подавать свои финансовые данные материнским структурам в аналитической разбивке и в оценке, предусмотренной МСФО.
Несмотря на введение в действие Закона № 208-ФЗ, сами международные стандарты на тот момент еще не были признаны на территории Российской Федерации и не имели официального перевода на русский язык. Эта ситуация была устранена в 2012 г. с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» и приказа Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности
и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации». В настоящий момент на территории России признаны 40 МСФО и 26 Разъяснений МСФО в соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации». Текст стандартов и разъяснений на русском языке доступен на сайте Министерства финансов Российской Федерации.
Окончательно судьбу МСФО в России определил Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), вступивший в силу с 01.01.2013. Среди приведенных в данном Законе принципов регулирования бухгалтерского учета указано применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов.
В ключе Закона № 402-ФЗ поменялись и сами формы отчетности2, и содержание отдельных отчетных показателей, в частности, в результате принятия новых положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) (ПБУ 22/2010, ПБУ 23/2011, ПБУ 24/2011) и изменения прежних положений с целью их приближения к МСФО (ПБУ 8/2010, ПБУ 12/2010). Также в свете произошедших изменений по-новому звучит содержание п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», где сказано, что если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из действующих ПБУ, а также МСФО. Фактически составитель отчетности получил больше возможностей для применения собственного профессионального суждения при формировании и представлении отчетных показателей.
2 О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015).
В свою очередь, пользователь отчетности при аналитической обработке информации должен иметь представление о тех допущениях и основаниях для трактовок фактов хозяйственной жизни, которые использовал составитель отчетности. Поэтому анализ данных отчетности без соответствующих расшифровок, пояснений и характеристики положений учетной политики экономического субъекта становится или затруднительным, или бесполезным с точки зрения ценности получаемых результатов. В такой ситуации от составителя отчетности требуется обеспечить должную степень раскрытия соответствующей информации с учетом приоритета практического опыта и методологической грамотности бухгалтера над логикой математических построений.
Помимо этого, внешний пользователь отчетности часто бывает заинтересован в ретроспективном отслеживании долгосрочной динамики финансовых показателей и финансового состояния организации, а также в проведении сравнительного анализа. В частности, такие расчеты могут представлять интерес для потенциальных инвесторов и кредиторов с целью понимания характера и степени влияния на финансовые показатели экономического субъекта проявления нестабильности внешней среды, а также для получения представления об изменениях финансовой политики субъекта в кризисные периоды. В этих случаях для обеспечения сопоставимости данных за длительный период времени требуется принимать в расчет осуществленные в рассматриваемом интервале времени корректировки в составе и содержании показателей отчетности, связанные с изменениями в нормативном регулировании учета и отчетности.
Так, в части изменения набора показателей следует отметить снижение числа позиций в отчетных формах за счет их большего агрегирования и появление в активе баланса статей, отражающих результаты исследований и разработок (расходы по завершенным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам), стоимость нематериальных и материальных поисковых активов, прекращение отражения отдельной строкой незавершенного строительства с включением его стоимости в состав основных
средств, отражение денежных средств совместно с их эквивалентами, которые ранее отражались в составе финансовых вложений. В пассиве баланса стала отдельно отражаться переоценка внеоборотных активов, ранее входившая в состав статьи «Добавочный капитал», в числе долгосрочных и краткосрочных обязательств появились специальные статьи для отражения оценочных обязательств.
В части изменения содержания показателей отчетности следует учесть отнесение с 2011 г. сумм уценки нематериальных активов в результате переоценки на финансовый результат, а не на нераспределенную прибыль, как это было ранее, нормативно закрепленную с 2011 г. обязательность формирования резервов по сомнительной дебиторской задолженности в случае возникновения или высокой степени вероятности возникновения таковой, исключение из состава запасов отдельной статьи «Расходы будущих периодов» с отнесением остатков по счету 97 «Расходы будущих периодов» на отчетную дату, исходя из их экономической сущности.
Все перечисленные изменения, в целом, происходили в направлении сближения отечественной практики ведения учета и составления финансовой отчетности с МСФО. Однако в перспективе должны произойти гораздо более значимые сдвиги в указанном направлении, поскольку ст. 21 Закона № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) предусмотрен пока не полностью реализованный набор нормативных актов в области регулирования бухгалтерского учета, к числу которых относятся обязательные для применения и основанные на принципах МСФО федеральные и отраслевые стандарты, применяющиеся на добровольной основе рекомендации в области бухгалтерского учета, а также самостоятельно разрабатываемые и применяемые экономическим субъектом стандарты.
Целесообразность разработки стандартов экономического субъекта определяется им самостоятельно. Фактически это могут быть различного рода внутрифирменные регламенты, относящиеся к сфере учета и отчетности, например с учетом, контролем, документальным оформлением движения и состояния отдельных видов объектов оборотных и внеоборотных активов.
Рекомендации в области бухгалтерского учета, полностью соответствующие МСФО, пока не разработаны в отечественной практике. Однако в качестве действующих аналогов таких рекомендаций можно рассматривать утвержденные приказами Минфина России методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, материально-производственных запасов и специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды.
Хотя упомянутый Закон № 402-ФЗ действует уже более 3 лет, обязательные для применения и основанные на принципах МСФО федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета пока не введены в действие. Однако на федеральном портале проектов нормативных правовых актов3 первоначально был опубликован и представлен на общественное обсуждение проект приказа Минфина России «Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.», а в настоящее время принят приказ Минфина России от 23.05.2016 № 70н, утвердивший данную программу. Этим приказом Минфина России предусмотрено введение в действие в период с 2018 по 2020 г. 13 новых федеральных стандартов и нового плана счетов бухгалтерского учета, а также изменение пяти действующих ПБУ. Реализация указанной программы приведет к полноценному использованию принципов МСФО в учетной практике отечественных коммерческих организаций.
Следует также отметить, что ряд отечественных организаций уже осуществляет переход на принципы МСФО по инициативе регулирующих органов. Так, Банк России, выполняя функции мегарегулятора финансового рынка, начал реализацию программы по переводу некредитных финансовых организаций на единый, базирующийся на банковском план счетов с учетом отраслевой специфики, а также на бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отраслевые стандарты учета, разработанные в соответствии с МСФО. Начиная с 2017 г. планируется постепенный перевод небанковских субъектов финансового рынка на новые стандарты. Например, для страховых организаций уже прошли
3 URL: http://www.regulation.gov.ru.
регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации такие нормативные акты, как Положение Банка России от 02.09.2015 № 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения», Положение Банка России от 04.09.2015 № 491-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации», Положение Банка России от 28.12.2015 № 526-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета " Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования"» и др.
Таким образом, внедрение принципов МСФО в повсеместную практику российских коммерческих организаций является бесповоротным процессом и приобрело в последние годы очень динамичный характер.
Вторая тенденция изменений в практике формирования отчетности связана с тем, что все большее внедрение принципов МСФО в практику отечественных предприятий приводит к пересмотру учетно-аналитических функций в системах управления организаций в направлении их ролевой, структурной и содержательной трансформации [1, 2]. Процессы формирования отчетности по МСФО отечественными предприятиями показали, что учетные процедуры не могут осуществляться без понимания основных процессов бизнеса. Достаточно упомянуть, например, о предусмотренной МСФО (¡БИВ) 9 «Финансовые инструменты»4 необходимости классификации и оценки финансовых активов компании, исходя из бизнес-модели компании по управлению такими активами.
Соответственно, МСФО повышают значимость профессионального суждения бухгалтера при формировании финансовых показателей в отчетности и предполагают сближение учет-но-аналитической деятельности и финансовой функции с управлением основными бизнес-процессами. Бухгалтер в таком случае выступает не просто как счетный работник, фиксирующий в
4 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 26.08.2015 № 133н).
виде проводок хозяйственные ситуации на основе первичных документов согласно унифицированному плану счетов и перечню корреспонден-ций, а как экономист, владеющий методологией учета и правом выбора методологических приемов, участвующий в управлении организацией путем достоверного и добросовестного представления финансового положения и финансовых результатов деятельности на основе собственного профессионального суждения. В результате в практике работы коммерческих организаций происходит стыковка и соподчинение вопросов, традиционно решаемых в рамках финансового менеджмента, с вопросами учетно-аналитического обеспечения этой деятельности.
Третья тенденция изменения подходов к формированию отчетности обусловлена тем, что значительному числу российских коммерческих организаций в последние годы прямо или опосредованно пришлось столкнуться с множеством трудностей, связанных и с последствиями глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., с так называемыми секторальными санкциями против России со стороны Европы и США и с изменениями денежно-кредитной политики государства, в частности выразившимися в увеличении ключевой процентной ставки, ослаблении национальной валюты и повышении волатильности ее курса. В результате многие компании, в первую очередь не относящиеся к числу крупнейших и представляющие региональный бизнес, испытали сложности с привлечением внешнего финансирования своей деятельности со стороны банковского сектора [3].
Нужно отметить, что вызванное кризисными явлениями в экономике снижение объемов продаж, прибыльности деятельности и оборачиваемости оборотных средств компаний находит отражение в их финансовой отчетности, являющейся наряду с другими источниками информации обязательным базовым элементом для оценки кредитоспособности заемщика на этапе принятия решения о выдаче ссуды и выработке условий кредитования для конкретного заемщика [4, 5]5.
5 См. также: Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями ре-
В этой связи меняется отношение собственников и топ-менеджмента многих российских компаний к достоверности, качеству подготовки финансовой отчетной информации и восприятию ее как одного из значимых для целей управления информационных источников.
В том же направлении произошла актуализация ряда положений законодательного и нормативного характера, связанных с регулированием учета и отчетности. Так, среди приведенных в Законе № 402-ФЗ принципов регулирования бухгалтерского учета указана обязательность соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 20). Соответственно, на законодательном уровне закреплена целевая направленность бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая отнюдь не предусматривает первоочередное удовлетворение информационных потребностей фискальных органов государства, как это фактически происходило на протяжении десятилетий в практике российских компаний. И значимость данных финансовой отчетности для таких ключевых пользователей, как собственники, инвесторы и кредиторы, неоднократно подчеркивалась российскими учеными и специалистами финансово-аналитической сферы [6, 7].
Данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее достоверность и качество составления могут сыграть значительную роль не только во взаимоотношениях между кредитной организацией и юридическим лицом нефинансовой сферы при оценке кредитоспособности заемщика, но и при характеристике благонадежности контрагента коммерческой организации. Исходя из позиций Минфина России и ФНС России (письма Минфина России от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 № 03-02-07/1340, от 31.12.2008 № 03-02-07/2-231 и ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84), проявляющая должную осмотрительность и осторожность организация должна использовать различные доступные официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента, к
зервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
числу которых относится и бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Четвертая тенденция в развитии подходов к формированию и представлению отчетности коммерческими организациями связана с тем, что отраслевые особенности, специфика ведения бизнеса и управления финансами конкретной организации часто предопределяют практику учета и представления отчетной информации внешним пользователям. Процессы формирования финансовой отчетности, анализа отчетных данных и оценки призваны дать возможность инвесторам и кредитным аналитикам понять определяющие факторы доходности и риска компании и использовать эту информацию для прогнозирования финансовых показателей и, в конечном итоге, стоимости бизнеса с целью принятия инвестиционных и кредитных решений. Многие занимающиеся проблематикой финансового учета и анализа специалисты отмечают, что качественная финансовая отчетность и раскрытие сопутствующей информации позволяют снизить информационную асимметрию и отчасти решить проблему агентских конфликтов между менеджерами и собственниками компаний [8, 9].
Многие крупные российские коммерческие организации, раскрывая итоги своей деятельности внешним заинтересованным сторонам, не ограничиваются финансовыми данными, представляемыми в форматах российских правил и МСФО, а составляют отчетность об устойчивом развитии [10], о корпоративной социальной ответственности на основе руководства по отчетности в области устойчивого развития GRI G46.
Повышает информационную ценность, прозрачность отчетности и использование международных стандартов Accountability серии АА1000, предполагающих раскрытие для заинтересованных пользователей вопросов управления компанией, ее бизнес-модели, стратегии организационного развития7.
Ряд российских компаний уже формирует интегрированные отчеты, где комплексно раскрывается финансово-экономическая и производственная информация по основным видам деятельности организации, а также о ее
6 URL: https://www.globalreporting.org.
7 URL: http://www.accountability.org.
деятельности в области устойчивого развития, характеризуя экономическое, экологическое и социальное влияние на окружающий мир8. В интегрированном отчете, кроме информации о результатах деятельности за отчетный период, раскрываются подходы менеджмента к управлению эффективностью деятельности, а также планы и намерения на средне- и долгосрочную перспективу [11, 12].
В качестве примера можно вновь привести действия Банка России как регулятора деятельности финансовых организаций, которым уже осуществляется проект по разработке целевой технологии сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций на основе единого электронного формата XBRL — extensible Business Reporting Language [13]. С 2016 г. выходит специализированное издание Банка России «Вестник XBRL», посвященное формированию финансовыми организациями интегрированных отчетов.
Все перечисленные новые для отечественной практики форматы отчетности предъявляют повышенные требования к качеству составления и широте представления финансовой
8 URL: http://integratedreporting.org/.
информации, которая должна соответствовать и подтверждать данные, заявляемые организациями в нефинансовых разделах отчетов.
Таким образом, происходящие и динамично развивающиеся изменения в практике формирования финансовой отчетности российскими коммерческими организациями идут в направлении представления заинтересованным сторонам существенной информации в объеме, позволяющем сформировать полное представление не только о результатах деятельности за отчетный период, но и о планах и намерениях, проблемах и путях их решения. Информация в публикуемых отчетах нацелена на раскрытие данных как по финансово-экономическим, так и по иным общественно значимым аспектам деятельности в контексте устойчивого развития. При этом отчетность нацеливается на раскрытие взаимосвязи между прошлыми, текущими и планируемыми в перспективе результатами деятельности. Все это обеспечивает более полную сопоставимость информации о финансовом положении и результатах деятельности российских компаний с другими организациями, в том числе зарубежными, и возможность прогнозирования динамики основных финансовых показателей.
Литература
1. Королёв О.Г. Совершенствование финансово-аналитической деятельности в системах управления коммерческими организациями // Инициативы XXI века. 2014. № 2. С. 76-80.
2. Королёв О.Г. Трансформация финансовой функции в системе управления организацией // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 3 (27). С. 200-206.
3. Korolev O. G. Bank Lending to Small and Medium Sized Business: Evidence from Russia. Asian Social Science, 2015, vol. 11, no. 14, pp. 314-329.
4. Королев О.Г. Подходы к разработке коммерческими банками методик определения справедливой стоимости ссудной задолженности // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 1. С. 263-288.
5. Королев О.Г. Формирование профессионального суждения при оценке кредитных рисков // Экономические науки. 2006. № 18. С. 53-64.
6. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. М.: Омега-Л, 2013. 388 с.
7. Ефимова О.В. Финансовый анализ — современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник. 5-е изд. М.: Омега-Л, 2014. 348 с.
8. Gibson C.H. Financial Reporting & Analysis: Using Financial Accounting Information. 12th Edition. Cengage Learning, 2011, 643 p.
9. Healy P.M., Palepu K. G. Information asymmetry, corporate disclosure, and the capital markets: A review of the empirical disclosure literature. Journal of Accounting and Economics, 2001, vol. 31, pp. 405-440.
10. Ефимова О.В. Отчет об устойчивом развитии как новая форма корпоративной отчетности компании // Аудиторские ведомости. 2014. № 8. С. 36-47.
11. Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 10. С. 2-15.
12. Малиновская Н.В. Интегрированная отчетность: информационное значение, принципы составления: монография. М.: Финансовый университет, 2015. 160 с.
13. Ramin K.P., Reman C.A. IFRS and XBRL: How to improve Business Reporting through Technology and Object Tracking. Chichester, Wiley, 2013. 752 p.
References
1. Korolev O. G. Sovershenstvovanie finansovo-analiticheskoi deiatel'nosti v sistemakh upravleniia kommercheskimi organizatsiiami [Improving financial and analytical activity in management of commercial organizations]. Initsiativyi XXI veka — Initiatives of the 21st Century, 2014, no. 2, pp. 76-80 (in Russ.).
2. Korolev O. G. Transformatsiia finansovoi funktsii v sisteme upravleniia organizatsiei [Transformation of the financial function in the management system of an organization]. Ekonomika i upravlenie: problemyi, resheniya — Economics and Management: Problems and Solutions, 2014, no. 3 (27), pp. 200-206 (in Russ.).
3. Korolev O. G. Bank Lending to Small and Medium Sized Business: Evidence from Russia. Asian Social Science, 2015, vol. 11, no. 14, pp. 314-329.
4. Korolev O. G. Podkhody k razrabotke kommercheskimi bankami metodik opredeleniia spravedlivoi stoimosti ssudnoi zadolzhennosti [Approaches of commercial banks to developing the methods to define the fair value of loan indebtedness]. Audit i finansovyi analiz — Audit and Financial Analysis, 2007, no. 1, pp. 263-288 (in Russ.).
5. Korolev O. G. Formirovanie professional'nogo suzhdeniia pri otsenke kreditnykh riskov [Making professional judgment when assessing credit risks]. Ekonomicheskie nauki — Economic Sciences, 2006, no. 18, pp. 53-64 (in Russ.).
6. Analiz finansovoi otchetnosti: ucheb. posobie. Pod red. O.V. Efimovoy, M.V. Mel'nik [Analysis of financial reporting: text book. Edited by O.V. Efimova and M.V. Melnik]. Moscow, Omega-L — Omega-L, 2013, 388 p. (in Russ.).
7. Efimova O. V. Finansovyi analiz — sovremennyi instrumentarii dlia priniatiia ekonomicheskikh reshenii: uchebnik. 5-e izd. [Financial analysis — modern toolkit to make economic decisions: textbook, 5th edition]. Moscow, Omega-L — Omega-L, 2014, 348 p. (in Russ.).
8. Gibson C.H. Financial Reporting & Analysis: Using Financial Accounting Information. 12th Edition. Cengage Learning, 2011, 643 p.
9. Healy P. M, Palepu K. G. Information asymmetry, corporate disclosure, and the capital markets: A review of the empirical disclosure literature. Journal of Accounting and Economics, 2001, vol. 31, pp. 405-440.
10. Efimova O. V. Otchet ob ustoichivom razvitii kak novaia forma korporativnoi otchetnosti kompanii [Sustainability Report as a new form of corporate reporting of a company]. Auditorskie vedomosti — Audit Newsletter, 2014, no. 8, pp. 36-47 (in Russ.).
11. Kogdenko V.G., Mel'nik M. V. Integrirovannaia otchetnost': voprosy formirovaniia i analiza [Integrated Reporting: Issues of formation and analysis]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet — International accounting, 2014, no. 10, pp. 2-15 (in Russ.).
12. MalinovskaiaN. V. Integrirovannaia otchetnost': informatsionnoe znachenie, printsipy sostavleniia: monografiia [Integrated reporting: information significance, principles of generation: monograph]. Moscow, Finansoviy universitet — Financial University, 2015, 160 p. (in Russ.)
13. Ramin K.P., Reiman C.A. IFRS and XBRL: How to improve Business Reporting through Technology and Object Tracking. Chichester, Wiley, 2013, 752 p.