Научная статья на тему 'Тенденции развития банковского дела в условиях экономической глобализации'

Тенденции развития банковского дела в условиях экономической глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1201
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталёв Е. Ю., Омельченко А. Н.

В статье проанализирован процесс становления банковского дела, рассмотрен мировой опыт развития банковских систем, сопоставлены результаты их деятельности. Основная исследованная проблема развитие банковского дела на межнациональном уровне. Особое внимание уделено анализу современных тенденций в развитии банковского дела, связанных, прежде всего, с усилением процессов глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития банковского дела в условиях экономической глобализации»

Банковское дело

тенденции развития банковского дела в условиях экономической глобализации

Е.Ю. ХРУСТАЛЁВ, доктор экономических наук, профессор Центральный экономико-математический институт РАН

А.Н. ОМЕЛЬЧЕНКО

Банковские системы являются одной из важнейших составных частей мирового хозяйства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки — это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Банковское дело не является застывшей наукой. Банки способны адаптироваться к окружающей среде. Они сохранили самобытность, свой облик, свое место в народном хозяйстве именно потому, что обладают свойством к саморегулированию. Реагируя на изменяющиеся потребности рынка, приспосабливаясь с современной жизни, учитывая новые явления в экономике, политике, политическом устройстве общества, банковское дело дает описание той технологии, которая должна использоваться в конкретных экономических ситуациях, на стадиях кризиса или подъема, при стабильной или неустойчивой обстановке.

На данном этапе банковские системы перерастают национальные границы, и возникают процессы интеграции банка в мировую финансовую систему (МФС). Теоретические аспекты данного вопроса представлены:

• со стороны международного банковского образования, проникающего на национальные рынки (развитие путей входа на иностранные рынки);

• со стороны национальной банковской системы, которая претерпевает существенные изменения в процессе данного внедрения, а также пытается расширить сферу своей деятельности за пределами национальных границ (общие подходы к процессу развития отечественных банков при выходе на иностранные рынки). Актуальность изучения банковского дела в глобальном масштабе подтверждается нынешними тенденциями в развитии банковского сектора РФ. В целях оценки «чистых выгод» от привлечения иностранного капитала в национальную банковскую систему необходимо обратиться к опыту зарубежных стран и описать различные подходы к организации процесса интеграции банка в МФС.

Представление о сущности банка с позиции его исторического развития. Современная история накопила немалые материальные свидетельства древнего денежного обращения, но не дала ответа на вопрос о том, каковы были простейшие кредитные учреждения. Более того, сам период возникновения банков не определен и, следовательно, не описан в экономической литературе, не ясна их истинная природа.

Первые банки, по мнению некоторых ученых, появились в условиях мануфактурной стадии капитализма, в XIV и XV вв., прежде всего в итальянских городах (Венеции, Генуе). Как полагают эти специалисты, создание банка как особого института товарного хозяйства связано не с развитием товарно-денежных отношений на ранних этапах товарного хозяйства, а именно с периодом, когда стала нужна сеть специальных учреждений, регулирующих денежное обращение и проводя-

щих в достаточно широких масштабах кредитные операции. То есть речь идет о времени, когда без помощи кредита невозможна была работа капиталистических предприятий. Не случайно банк — это явление исключительно капиталистического хозяйства [1].

Другие считают, что банки возникли в более ранний период — при феодализме. Они отмечают, что уже в античном и феодальном хозяйстве появилась потребность в банках как посредниках при платежах.

Итак, согласно существующим мнениям разница по времени появления банков составляет не одно-два десятилетия, а столетия. Значит, суть вопроса заключается не столько в установлении какой-то исторической даты, хотя для экономической науки это не формальный вопрос, сколько в определении того, что считать банком.

К сожалению, само слово «банк» не проясняет ситуацию, а создает дополнительные трудности для вынесения истинного суждения о первых кредитных учреждениях. Слово «банк» происходит от итальянского banco — стол. «Банко-столы» уже в X в. в Италии устанавливались на площадях, где проходила оживленная торговля товарами [2]. В этом отношении можно провести аналогию с менялами в Древней Греции — трапезидалт, что буквально означало «человек за столом» (трапеза — стол). В Древнем Риме существовали менсарии (от лат. mensa — стол), занимавшиеся обменом валют, а также некоторыми другими денежными операциями [3].

Подобного рода отождествление природы банка с операциями по обмену валюты вуалирует истинное происхождение первых кредитных учреждений. По мнению историков, еще 2300 лет до н. э. у халдеев были торговые компании, которые наряду с выполнением своих непосредственных функций выдавали также ссуды. Упоминания о первых обособленных кредитных операциях относятся к VI в. до н. э. В Древнем Вавилоне практиковалась вкладная операция: прием вкладов и уплата по ним процентов. Эти же операции в IV в. до н. э. практиковались в Греции. Примечательно, что наряду с приемом вкладов древние греки за известную плату производили обмен денег.

Кто же выполнял первые банковские операции? По свидетельству историков, ими были как отдельные лица, так и некоторые церковные учреждения, у которых концентрировались значительные денежные средства. Храмы были надежным местом хранения ценностей. Воры, относившиеся с почте-

нием к алтарям, не грабили их. Вклады, неприкосновенность которых гарантировалась уважительным отношением к религии, сделали знаменитыми греческие храмы (Дельфийский, Делосский, Са-мосский, Эфесский), которые стали одновременно своеобразными банковскими учреждениями. В храме Артемиды в Эфесе сосредоточивались вклады с малоазиатского побережья, а в храме Аполлона в Дельфах концентрировались свободные денежные средства всей Европейской Греции.

Первые банкиры предоставляли банковские ссуды со взиманием высоких процентов, уровень которых доходил до 36 % годовых. Чрезвычайно дорого стоили и первые кредиты, выдаваемые на Руси. Во времена Ярослава Мудрого была установлена предельная ставка — не выше 20 % годовых. Однако она могла возрастать до 40 % годовых, если ссуда выдавалась на короткое время. Наказание за чрезмерно высокий процент полагалось лишь в том случае, если его размер доходил до 60 % годовых. Залогом при этом обычно выступали корабли и товары, а в некоторых случаях — дома, драгоценные вещи и даже люди (рабы).

Вместе с кредитными операциями древних банков постепенно получили развитие и расчеты по обслуживанию вкладчиков. Расчеты производились с помощью т. н. трансферита, т. е. переноса денежных средств с одной таблицы (счета) на другую. Каждый вкладчик в банке имел свою таблицу с обозначением его имени. Денежные средства с таблицы одного вкладчика переносились на таблицу другого, образуя простейшие формы безналичных расчетов. Характерно, что вначале необходимо было личное устное распоряжение клиента о перечислении денежных средств, однако затем появились письменные приказы (прототипы современных чеков), которые облегчали и ускоряли взаимные платежи.

Удобства, создаваемые банками, не могли не привлечь внимание деловых людей. Постепенно банковская клиентура расширялась. Банки в свою очередь пошли на выполнение работ доверителей по составлению договоров между клиентами, стали выступать посредниками в торговых сделках. Для облегчения расчетов древние банки выпускали даже банковские билеты (hudu — гуду), которые обращались наравне с полноценными деньгами. По оценке А. Б. Биммана, «вполне достоверным можно считать то обстоятельство, что хотя вексельными операциями древние банкиры не занимались, тем не менее существовали кредитные письма с обращением за платежом к банкиру».

Все эти свидетельства никак не подтверждают бытующее представление о том, что первые банки возникли в условиях мануфактурной стадии капитализма в форме банкирских домов.

Конечно, было бы несправедливо считать, что операции древнего товарно-денежного обращения указывают на функционирование банка. Наличие кредитора и заемщика — это далеко еще не зарождение банка, а только его предпосылка [4]. При каких же условиях возможность превращения кредитора в банк становится очевидной?

Обратимся еще раз к толкованию термина «банк» в современном русском языке. В справочных изданиях банк характеризуется однозначно как крупное кредитное учреждение. Таким образом, главное — это степень развития кредитного дела и совокупность операций, которые выполняются кредитором по обслуживанию своих клиентов. Ростовщик перестает быть ростовщиком, как только кредитные операции, выполняемые им (в их совокупности), превращаются в систему. Значит, банк — это ступень развития денежного хозяйства, на которой кредитные, денежные и расчетные операции стали в их совокупности концентрироваться в едином центре. Поэтому можно предположить, что первые банки возникли задолго до мануфактурной стадии капитализма, в период становления государства на этапе достаточно оживленного развития товарного обмена, денежных и кредитных отношений. Такого рода отношения, как свидетельствует история, были уже в рабовладельческом обществе.

В Древнем Риме существовали первичные нормы банковского и кредитного права. Согласно этим нормам в III в. до н. э. римским банкирам, специализировавшимся на меняльном деле и называвшимся кумуяяршши, уже не разрешалось вести кредитные операции. Аргентарии, занимавшиеся кредитным делом, получили возможность на базе посредничества в платежах предоставлять ссуды своим клиентам.

Формирование банковской системы. Если же обратиться к классическому мнению о периоде возникновения банков (в современном понимании как учреждения, принимающие вклады и выдающие кредиты), то можно назвать период позднего Средневековья, в середине XVII в.

Эмиссионной деятельности банков предшествовала депозитная. Так происходило в Англии, в первых банках Гамбурга и Амстердама. Но в целом банковская деятельность приобрела существенное значение именно с началом эмиссионной деятельности.

Выпуск банкнот явился той сферой, где возникли и первые банковские проблемы, и именно здесь государства в наиболее сильной степени стремились установить монополию через систему выдачи лицензий.

Прообразом ныне действующей двухуровневой банковской системы стала банковская система Англии, складывавшаяся со второй половины XVII в.

Первый уровень банковской системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На втором уровне действуют коммерческие банки различных типов и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и кредитные союзы и ассоциации и т. п.). Такая система сложилась в результате эволюции банковской системы Англии с конца XVII в., а с XVIII в. эта модель постепенно распространилась и на другие страны. Из числа развитых стран модель двухуровневой жестко регулируемой банковской системы последними официально приняли США в начале прошлого века.

В XX в. централизованная система банковского бизнеса стала рассматриваться не только в качестве привычного явления, но и как одно из обязательных условий достижения высших ступеней экономического развития. Целесообразность действующей системы практически не подвергается сомнению. Вера в желательность центральных банков стала всеобщей, обсуждаются и отрабатываются на практике только методы регулирования. В последние два десятилетия XX в. выявилось стремление к усилению контроля за счет учреждения международных банковских институтов, а также через международное сотрудничество между центральными банками различных государств.

Центральный банк может вести свое происхождение от частного учреждения, имеющего целью получение прибыли. Другой причиной возникновения центрального банка может являться необходимость оказания помощи в осуществлении финансирования правительственных расходов. Именно эта причина лежит в основе создания Банка Англии, такие же предпосылки появления центрального банка во Франции и в других странах.

Банк Англии (Bank of England), учреждение которого в 1694 г. ознаменовало зарождение двухуровневой банковской системы, появился в результате довольно случайного политического события. Для обеспечения своих финансовых нужд король Карл II был вынужден в значительной мере полагаться

на кредиты лондонских банкиров. Британский королевский двор, утратив доверие лондонских банкиров из-за отказа Карла II платить по своим долгам, стремился найти замену источника займов. Впоследствии король Вильям III и его правительство обратились к схеме шотландского финансиста Уильяма Паттерсона, в соответствии с которой был создан институт под названием «Управляющий и К° при Банке Англии» (Governor and Company of the Bank of England).

Учреждение этого института было оформлено в Законе Таннеджа (Tunnage Act), где среди множества других статей было предусмотрено образование банка «для улучшения сбора средств и передачи казначейству 1 200 000 фунтов стерлингов». В тот период это событие выглядело абсолютно незначительным.

С первых же лет вновь образованный банк занял исключительное положение по сравнению с другими банками. В 1697 г. правительство разрешило ему увеличить собственный капитал и тем самым расширить выпуск банкнот. Правительство предоставило банку монопольное право на ведение правительственных расчетов: все платежи правительству должны были производиться через банк, что привело к существенному росту престижа банка. Было установлено, что никакой другой банк не мог быть учрежден через принятие парламентом специального закона. Далее, закон постановлял, что никакие действия Управляющего и К° при Банке Англии не могли служить основанием для использования частной собственности любого из членов корпорации в качестве компенсации за нанесенный ущерб. Это означало предоставление банку привилегии ограниченной ответственности. Всем другим банковским учреждениям в подобной привилегии было отказано на протяжении последующих полутора веков.

В первой половине XIX в. через систему законодательных актов, ограничивающих свободное банковское предпринимательство, окончательно сформировалась система централизованного банковского бизнеса с единой резервной системой. Точку в спорах поставил Закон 1844 г., который провозгласил окончательную монополизацию эмиссионной деятельности в руках Банка Англии.

Одновременно с формированием банковской системы в Англии происходили аналогичные процессы и в Шотландии. Однако развитие банковской сферы в Шотландии происходило независимо от Англии и несколько иначе. Вначале там преобладала практика выдачи банкам разрешительных

концессий. Основанный группой шотландских торговцев в 1695 г. Банк Шотландии (Bank of Scotland) в течение 21 года владел монопольными правами на банковскую деятельность, врученными ему в соответствии с чартером Шотландского Парламента. В отличие от Банка Англии Банк Шотландии с самого начала приступил к созданию своих отделений. Когда в 1716 г. срок действия его монопольных прав подошел к концу, Банк Шотландии пытался ожесточенно сопротивляться перспективе конкуренции, но в 1727 г. второй чартер был вручен Королевскому Банку Шотландии (Royal Bank of Scotland). Тем самым в Шотландии была создана конкурентная среда.

Шотландской системе были присущи определенные специфические черты, с самого начала отличавшие ее от систем, существовавших в других странах. Она включала острую конкуренцию между банками и строгое соблюдение практики регулярного взаимного погашения банкнот; обмен банкнотами происходил дважды в неделю, и балансы подбивались тут же. Система развития отделений здесь была освоена почти с самого начала, и в сравнении с другими странами интенсивность развития депозитного бизнеса и кредитных инструментов оказалась гораздо выше.

К 1826 г. в Шотландии действовали 3 чартерных (получение чартера означало, что банк получает права ограниченной ответственности) банка (с 24 отделениями), 22 акционерных банка (с 97 отделениями) и 11 частных банков. В это время в Англии только что было принято законодательство, разрешающее создание акционерных банков, и даже Банк Англии еще не учредил ни одного отделения. К рассматриваемому моменту в истории шотландского банковского бизнеса была лишь одна серьезная неудача — банкротство Эйр Бэнк, когда совокупный ущерб, понесенный населением, оценивался в пределах 36 000 фунтов, тогда как в Англии с ее централизованной системой банкротства и прекращения платежей периодически принимали массовый характер.

Существовавшая в Шотландии сеть устойчивых, не знающих вмешательства законодателей банков с уже высокоразвитой депозитной сферой, ее видимый успех и отсутствие ведущих к запретам злоупотреблений произвели впечатление на англичан, к тому времени ставших свидетелями крушения огромного количества мелких рядовых банков. В еще большей степени эта система вдохновляла сторонников свободного банковского бизнеса на континенте. Однако в итоге банки Шотландии

были вынуждены работать по общим правилам, установленным британским законодательством.

Банковская система Шотландии представляла собой пример свободной банковской деятельности, основные черты и принципы которой были восприняты банковской системой США и в определенной степени сохранялись там вплоть до 30-х гг. XX в.

Свободная банковская деятельность представляет собой систему, при которой банки осуществляют операции и выпускают платежные средства, руководствуясь лишь общим законодательством о компаниях. Банку может не требоваться особое разрешение на начало деятельности, если он сможет показать перспективы прибыльной деятельности, привлечь достаточное количество капитала и завоевать доверие публики. Он имеет такие же права и обязанности, как и любое другое коммерческое предприятие. Его платежные средства являются «безусловным обязательством к погашению» или к обмену на основное (законное) платежное средство.

На современном этапе развития рыночной экономики вопрос о структуре банковской системы встал вновь — в теоретических дискуссиях с 1988 г., в работах ряда экономистов (Лоуренса Уайта, Джона Селджина). Однако изменения в системе банковского надзора Великобритании и Японии (1998 г.), Германии (2002 г.), образование зоны евро и Европейского центрального банка, нарастающие с 1980-х гг. процессы глобализации, дерегулирование финансовых рынков свидетельствуют о начинающемся «размывании» традиционной двухуровневой банковской системы.

Более того, задачи управления темпами инфляции, денежным оборотом, обеспечения устойчивости национальной валюты невозможно решить в рамках только банковской сферы и регулирования только банковской деятельности: на финансовых рынках оперирует огромное число различных финансовых компаний, фондов, ассоциаций и т. д., занимающихся традиционно банковскими операциями, но находящимися вне сферы контроля центральных банков и ими не регулируемыми. В результате, чем выше уровень развития и диверсификации финансовых рынков, тем ниже эффективность действий центрального банка.

Современные тенденции развития финансово-банковского сектора. На рубеже XX—XXI вв. коммерческие банки по-прежнему занимают особое положение в денежно-кредитной и финансовой сфере стран с развитой экономикой. Однако с середины 1980-х гг. усиливается процесс дерегулирования финансовой сферы.

Следствием глобализации и дерегулирования становится изменение роли и функций центральных банков: надзорные и контрольные функции все в большей степени, и прежде всего в развитых странах, передаются специально создаваемым частным (Великобритания) или государственным организациям, осуществляющим надзор и контроль над всеми участниками финансовых рынков.

Крупные банковские монополии, на долю которых приходится подавляющая часть чистого дохода от операций, связанных с взиманием и выплатой процентов, и от сделок, приносящих комиссионное вознаграждение, резко увеличивают затраты на дорогостоящие компьютерные системы и разработку технологий предоставления новых финансовых услуг. Мелкие банки с трудом приспосабливаются к структурной перестройке в кредитно-финансовых отношениях и в итоге либо поглощаются другими банками, либо ликвидируются.

Быстрый рост мировой торговли и международных потоков капитала, начиная с последней четверти XX в., явился причиной того, что многие крупные банки, финансовые, производственные и торговые фирмы стали связывать перспективы своего развития с расширением до международного масштаба.

В основе этой глобализации бизнеса и финансов лежали следующие тенденции:

• достижения научно-технического прогресса (компьютеры и телекоммуникации);

• сокращение объема вмешательства государства в экономику и финансы в промышленно развитых странах;

• рост международных потоков капитала.

Эти тенденции способствовали интеграционным процессам в мировой экономике, система финансовых рынков стала функционировать на глобальном уровне. Образовалась мировая финансовая сеть, соединяющая ведущие финансовые центры разных стран. Аналогично возникли сети международных банковских образований, действующие на межстрановом уровне — транснациональные банки (ТНБ).

Глобализация банковского бизнеса. Усиление транснациональных банков и повышение их роли в процессе консолидации банковского и промышленного капитала являются одним из наиболее заметных моментов в мировой экономике в последнее время. Транснациональный капитал, представленный прежде всего транснациональными компаниями и транснациональными бан-

ками, в силу объективных закономерностей своего развития стремится к дальнейшему расширению экономической власти. Транснациональный капитал в своем движении и развитии ориентируется исключительно на собственную выгоду и достаточно свободно переливается из страны в страну, то приводя к жесточайшим кризисам, превращаясь в форму спекулятивного капитала, то становясь созидательной силой в мире, способствуя развитию научно-технического прогресса.

Когда интересы транснационального капитала совпадают с интересами определенных национальных государств, транснациональные банки обеспечивают им значительные и даже решающие конкурентные преимущества на мировом рынке. Страны с развитой рыночной экономикой активно поддерживают собственные транснациональные компании и банки, которые в свою очередь создают условия для поступления налоговых средств от широкой международной деятельности, расширяют экономическое, и возможно, даже политическое влияние на некоторые зарубежные страны.

На рисунке показана высокая доходность капитала в банковских секторах стран Центральной и Восточной Европы, что в определенной степени объясняет повышенный интерес международных банковских групп к данным рынкам.

Процесс концентрации банковской мощи превратил транснациональные банки в универсальные банковские комплексы. Внутри них пос-

ао--

Европа Россия Польша Чехия Словакия Венгрия Украина

Источник: The Banker, November 2007.

Средняя рентабельность капитала 1 группы по странам (%)

тепенно стираются грани между коммерческими, инвестиционными банками, страховыми и другими учреждениями финансовой сферы.

Поэтому на сегодняшнем этапе представляется столь актуальным изучение деятельности и развития банковского сектора на глобальном уровне.

Проблемы допуска иностранных банков в национальную банковскую систему. При анализе проблемы функционирования иностранных кредитных организаций в банковской системе страны одним из основных моментов является то, на каких условиях будет осуществляться их деятельность на национальном рынке [5].

Что касается политики допуска иностранных банков в национальную банковскую систему (как на этапе допуска, так и функционирования), то в мировой практике выделяют несколько подходов, фактически отражающих разный уровень протекционизма.

Принцип национального режима является наиболее либеральным подходом, который подразумевает отсутствие какой-либо дискриминации по сравнению с национальными институтами. В сфере международного права он трактуется как «предоставление организациям, которые действуют на территории страны и контролируются прямо или косвенно нерезидентами, режима, вытекающего из национальных законов, регламентации и административной практики, не нарушающего норм международного права и являющегося не менее благоприятным, чем тот, который установлен при аналогичных обстоятельствах для национальных организаций» [6].

На практике принцип национального режима используется, как правило, на базе межгосударственных соглашений (ОЭСР, ВТО, ЕС и др.), способствующих более свободному перемещению товаров, капитала и расширению деятельности транснациональных корпораций в целях устранения дискриминации между национальными и иностранными (по отношению к принимающей стране) экономическими агентами в пределах присоединившихся государств и обеспечения равной эффективной конкуренции между ними. Причем он является базовым элементом данных соглашений.

В рамках ЕС принцип национального режима реализован наиболее полно: стремление к унификации банковского законодательства выразилось в выработке единых стандартов банковского регулирования и надзора по ключевым вопросам, включая внедрение принципа единой банковской

лицензии (лицензия одной страны признается другими государствами ЕС) и определение перечня тех видов банковских операций, которые подлежат взаимному признанию на территории стран — членов ЕС, установление единых пруденциальных нормативов (требования к размеру минимального размера уставного капитала, достаточности капитала и т. д.). В то же время высказывание экс-председателя Комиссии ЕС Ж. Делора о намерении создать открытую, но не общедоступную Европу нашло свое отражение в политике ЕС по вопросам регулирования доступа и присутствия иностранных банков в отношении третьих стран, для которых был установлен своего рода защитный механизм согласительно-ограничительного характера [7].

Такой подход представляется вполне обоснованным ввиду того, что ряд развивающихся стран и стран с переходной экономикой проводит (или проводил) политику, отражающую политические и экономические приоритеты страны без учета условий взаимности (по мнению автора, этот режим может быть определен как принцип главенства национальных интересов). Китай, ряд латиноамериканских стран, на первых этапах реформирования экономики Польша и Чехия, а также Россия выстраивают систему допуска иностранного капитала в банковскую сферу на базе защитных мер, ограничивающих национальные кредитные институты от конкуренции со стороны более крупных и сильных иностранных партнеров. Эффективными инструментами при этом выступают разрешительный порядок учреждения организаций с участием иностранного капитала, ограничение участия нерезидентов через установление максимального порога контроля над совокупным банковским капиталом или активами, регламентирование условий участия иностранных инвесторов в приватизации государственных банков, а также определение доступных организационно-правовых форм присутствия иностранных банков в стране, которые наиболее адекватны с точки зрения текущих потребностей развития национальных банковских систем.

В случае если имеет место разрешение нерезидентам действовать в банковском бизнесе лишь в рамках особо оговоренного нормативно-правовой базой режима, учитывающего ограничения допуска нерезидентов на рынок в странах происхождения инвестора, можно говорить об использовании принципа взаимности.

Выходя на новый зарубежный рынок, ТНБ должен первоначально решить, в какой организационно-институциональной форме он это осу-

ществит. Помимо возможности осуществления трансграничных операций непосредственно иностранными банками их присутствие на внутреннем рынке той или иной страны может быть реализовано в следующих формах1: представительство, заграничный филиал, агентство, дочерний банк, совместный банк.

Опыт международной экспансии американских банков демонстрирует предпочтительность формы дочернего банка при обслуживании компаний -партнеров, выходящих на новые рынки (предоставляя им более широкий спектр финансовых услуг и динамичнее реагируя на возникающие потребности в силу их лучшего «погружения в рынок»), о чем свидетельствует, в частности, положительная корреляция в стране пребывания между прямыми иностранными инвестициями американских фирм и удельным весом дочерних банков в общем числе кредитных организаций, контролируемых нерезидентами из США. В табл. 1 и табл. 2 представлены сведения о масштабах деятельности материнских компаний банков-нерезидентов, и указаны наиболее крупные банки-нерезиденты, оперирующие на российском рынке.

Рассматривая вопрос существующих организационно-правовых форм, следует говорить о том, что ряд функциональных различий между ними при определенных условиях может стираться. Развивая эту идею в отношении филиала и дочернего банка, следует сделать предположение о том, что материнский банк, приобретающий контроль над местным банком и преобразовывающий его в свою дочернюю структуру с последующим использованием своего бренда и, соответственно, репутации, в силу данных обстоятельств не станет бросать принимающий банк в случае его банкротства и окажет ему поддержку в форме финансовых вливаний в виде акционерного или заемного капитала. В этой ситуации ответственность по обязательствам дочерней структуры при возникновении указанных затруднений, как и в случае филиала, фактически перекладывается на материнскую организацию.

Подобные примеры «размывания», с одной стороны, демонстрируют неоднозначность принципов классификации (в том числе выбор ее критерия), с другой — требуют от регулирующих органов более широкой постановки вопроса в рамках банковского регулирования и надзора,

1 Данная институциональная классификация была закреплена экспертами Банка международных расчетов (Базель) в «Принципах по надзору за иностранными банковскими учреждениями» в 1983 г. (Конкордат) и впоследствии дополнена в экономической литературе.

Таблица 1

30 крупнейших банков-нерезидентов, оперирующих на российском рынке (со 100 %-ным участием иностранного капитала), систематизированных по величине уставного капитала (на 01.11.2008)

№ п/п наименование кредитной организации, место ее нахождения Уставный капитал (тыс. руб.) дата регистрации

1 Закрытое акционерное общество «ЮниКредит Банк», г. Москва 23 064 357,70 20.10.1989

2 Закрытое акционерное общество «Райффайзенбанк», г. Москва 21 828 968,00 10.06.1996

3 Открытое акционерное общество «Промсвязьбанк», г. Москва 7 744 500,00 12.05.1995

4 Общество с ограниченной ответственностью «Русфинанс Банк», г. Самара 6 016 959,60 12.05.1992

5 Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Банк Кипра», г. Москва 4 504 423,50 16.04.2007

6 Общество с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк», г. Москва 4 173 000,00 19.06.1990

7 Коммерческий акционерный банк «Банк Сосьете Женераль Восток» (закрытое акционерное общество), г. Москва 3 418 000,00 13.04.1993

8 Банк кредитования малого бизнеса (закрытое акционерное общество), г. Москва 3 237 182,00 31.12.1992

9 Коммерческий банк «ЭКСПОБАНК» (общество с ограниченной ответственностью), г. Москва 3 133 934,00 27.07.1994

10 Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий Банк «Национальный стандарт», г. Москва 3 035 000,00 02.10.2002

11 Закрытое акционерное общество «Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей (Евразия)», г. Москва 2 917 913,00 29.05.2006

12 Закрытое акционерное общество «Коммерческий и Инвестиционный Банк «КАЛИОН РУСБАНК», г. Санкт-Петербург 2 883 000,00 24.12.1991

13 Открытое акционерное общество «Сведбанк», г. Москва 2 800 000,00 01.09.1994

14 Закрытое акционерное общество «Королевский Банк Шотландии», г. Москва 2 751 177,30 26.10.1993

15 Эйч-Эс-би-си Банк (РР) (Общество с ограниченной ответственностью), г. Москва 2 028 000,00 23.04.1996

16 Общество с ограниченной ответственностью «Морган Стэнли Банк», г. Москва 2 000 000,00 08.06.2005

17 Коммерческий банк «БНП Париба Восток» (общество с ограниченной ответственностью), г. Москва 1 890 000,00 27.11.1992

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО (закрытое акционерное общество), г. Москва 1 849 905,00 13.09.1993

19 Акционерный коммерческий банк «Абсолют Банк» (закрытое акционерное общество), г. Москва 1 844 840,00 22.04.1993

20 Мерседес-Бенц Банк Рус (общество с ограниченной ответственностью), г. Москва 1 750 142,00 19.07.2007

21 БНП ПАРИБА Банк (закрытое акционерное общество), г. Москва 1 750 000,00 28.05.2002

22 Банк «ВестЛБ Восток» (закрытое акционерное общество), г. Москва 1 600 000,00 01.03.1995

23 АйСиАйСиАй Банк Евразия (общество с ограниченной ответственностью), Калужская область 1 594 077,50 27.05.1998

24 Коммерческий Банк «Свенска Хандельсбанкен» (закрытое акционерное общество), г. Москва 1 530 000,00 06.05.2005

25 Коммерческий банк «Москоммерцбанк» (общество с ограниченной ответственностью), г. Москва 1 443 600,00 11.04.2001

26 Закрытое акционерное общество «Коммерческий банк ДельтаКредит», г. Москва 1 436 999,90 02.02.1999

27 Закрытое акционерное общество «Тойота Банк», г. Москва 1 360 000,00 03.04.2007

28 Закрытое акционерное общество «Банк Интеза», г. Москва 1 260 000,00 16.09.2003

29 Общество с ограниченной ответственностью «Ю Би Эс Банк», г. Москва 1 250 000,00 09.03.2006

30 Дойче Банк (общество с ограниченной ответственностью), г. Москва 1 237 450,00 17.04.1998

Источник: ЦБ РФ.

Таблица 2

Масштабы деятельности 10 материнских компаний крупнейших банков-нерезидентов (по величине уставного капитала со 100 %-ным участием нерезидентов), оперирующих на российском рынке

№ п/п Наименование банка Акционеры. Материнские компании Материнские компании

Представлены в странах, ед. Количество отделений в мире клиентская база (млн чел.)

1 Закрытое акционерное общество «ЮниКредит Банк», г. Москва Банк Австрия Кредитанштальт — 100 % (Итальянская группа UniCredit) 50 (Группа ишОей) 11 200 40

2 Закрытое акционерное общество «Райффайзенбанк Австрия», г. Москва Raiffeisen International Bank-Holding AG (Райф-файзен Интернацио-наль) - 99,945 % 17 (Центральная и Восточная Европа) 3 000 14

3 Открытое акционерное общество «Промсвязьбанк», г. Москва Commerzbank Auslandsbanken Holding AG >50* >1 200* 8,5*

4 Коммерческий акционерный банк «Банк Сосьете Женераль Восток» (ЗАО), г. Москва Группа Societe Generale 82 5 800 27

Общество с ограниченной ответственностью «Русфинанс Банк», г. Самара

5 Общество с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк», г. Москва Группа компаний Home Credit Group (Словакия, Чехия, Россия, Казахстан, Белоруссия, Украина, Китай) (Представлены в 85 700 торговых точках) 13

6 Эйч-Эс-би-си Банк (РР) (общество с ограниченной ответственностью), г. Москва HSBC Group 85 >9 500 100

7 БНП ПАРИБА Банк (закрытое акционерное общество), г. Москва BNP Paribas Group 85 2 200 (розничный банк)

8 Коммерческий Банк «Свенска Хандельсбанкен» (закрытое акционерное общество), г. Москва Handelsbanke >18 455

9 Общество с ограниченной ответственностью «Морган Стэнли Банк», г. Москва Morgan Stanley Group >30 >600

10 Дойче Банк (общество с ограниченной ответственностью), г. Москва Deutsche Bank 73 1 588

* Данные приведены с учетом приобретения Dresdner Bank AG.

Источник: составлено авторами по данным официальных сайтов материнских компаний.

нежели юридического определения субъекта ответственности по обязательствам. Поэтому в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов оценку финансового положения данного субъекта следует проводить с учетом всех потенциально возможных механизмов взаимоотношений между материнским банком и учреждаемой организацией.

Именно этот принцип был положен в основу системы разграничения полномочий регулирующих и надзорных органов в рамках Базельских конкордатов, которая реализуется в следующей модели [8]:

используется принцип консолидированного надзора за деятельностью банков, функционирующих в транснациональном масштабе, и их структурных подразделений, предполагающий обоюдное участие в надзорных мероприятиях компетентных органов как принимающей страны, так и страны происхождения материнской структуры; представительства иностранных банков выводятся за рамки подробного рассмотрения в силу того, что не осуществляют банковские операции;

• надзорные мероприятия реализуются по трем основным направлениям: оценка платежеспособности, ликвидности и конверсионных операций [9]:

— распределение функций по надзору за платежеспособностью зависит от типа организации, созданного при участии нерезидентов. Тот факт, что способность отвечать по своим долгам филиала иностранного банка неотделима от аналогичного свойства головного банка, закрепляет обязанность по выполнению вышеуказанных функций в отношении филиалов инобанков за органами страны происхождения. Мониторинг и способность иностранной дочерней структуры отвечать по своим обязательствам является совместной прерогативой надзорных органов как принимающего государства, так и государства происхождения. Необходимость подключения последних вызвана следующими обстоятельствами: платежеспособность материнского банка может быть адекватно оценена с учетом финансового положения всех подконтрольных организаций, и головная организация не может оставаться нейтральной по отношению к своим иностранным «дочкам». Подобная диспозиция отражает тот факт, что дочерний банк, с одной стороны, является юридически независимой, инкорпорированной в другой стране организацией, с другой — является составной частью банковской группы. Надзор за организациями, созданными в форме совместных предприятий, входит в компетенцию властей страны пребывания;

— мониторинг состояния ликвидности иностранного филиала, дочернего банка или совместной структуры является преимущественной обязанностью органов страны пребывания, что объясняется тем, что они лучше ориентируются в ситуации на внутреннем денежном рынке, в то время как надзорные власти материнского банка оценивают ликвидность банковской группы в целом (включая филиалы и подконтрольные иностранные дочерние организации);

— анализ конверсионных операций и открытых валютных позиций по всем трем ранее упоминавшимся типам организаций, учреждаемых при участии нерезидентов, осуществляется на совместной основе властями государств происхождения и пребывания;

• в рамках данной модели компетентные надзорные органы государств информируют друг друга обо всех ухудшениях финансового состояния или нарушениях законодательных норм;

• в случае неспособности осуществления адекватного надзора одной из сторон или в отношении

нефинансового холдинга, который стоит во главе банковской группы, учреждение филиала и кредитной организации с участием иностранных инвесторов может быть запрещено. Принципы консолидированного надзора получили свое дальнейшее развитие в «Минимальных стандартах» 1992 г., которые акцентировали внимание на деятельности международных банков и банковских групп и возложили обязанность по надзору за ними на надзорные органы страны происхождения. В их компетенцию входят получение консолидированной финансовой информации о международной деятельности (операциях) банков и банковских групп, а также противодействие созданию их иностранных учреждений на тех территориях, надзор за деятельностью которых будет затруднен.

Итак, транснациональный банк, который намерен расширить свою международную деятельность, имеет возможность выбора организационно-институциональной формы, каждая из которых имеет свои определенные преимущества и издержки [10].

Выбор институциональной формы можно рассматривать как последовательный, поэтапный переход от операций из головного офиса к открытию иностранного представительства, рассматриваемого в качестве опциона на ведение бизнеса через филиал или дочернюю структуру, которые открываются на третьем этапе. Данный подход, предложенный Б. Когутом в 1983 г., был развит по отношению к транснациональным банкам и банковским группам А. Чеглем и отводил важную роль регулирующим и надзорным органам, способным коренным образом влиять на указанный выбор.

Организационно-экономический анализ процесса интеграции банка в мировую финансовую систему. Глобализация является главным фактором интеграции банка в мировую финансовую систему, что при развитии капиталистических отношений и внешней торговли способствовало формированию новой потребности у хозяйствующего субъекта — потребности в банковском обслуживании внешнеэкономической деятельности. Эту появившуюся потребность банк стремится удовлетворить, т. е. предоставить банковскую услугу. Предоставляя банковские услуги, российские банки начали интегрироваться в мировую финансовую систему, устанавливая экономические отношения с ее участниками.

Существует несколько подходов к оценке интеграции банка в мировую финансовую систему. Традиционный подход к этой проблеме заклю-

чается в анализе международной филиальной и корреспондентской сетей банка, а также взаимоотношений с международными финансовыми институтами. На основе такого анализа принимаются стандартные управленческие решения в целях развития международного банковского бизнеса.

Однако они не лишены ряда недостатков, связанных с неполной изученностью современных тенденций развития всей мировой экономической системы, а также ее специфическим влиянием на деятельность банков. Так, мало изучены экономические отношения, возникающие в период глобализации между участниками МФС и банком, интегрирующимся в эту систему, что не позволяет российским банкам быстро и качественно удовлетворить каждую конкретную потребность клиента и эффективно развивать международный бизнес.

В разные периоды развития отечественной экономической теории в центре внимания ученых находились различные проблемы банковского дела. В советский период в экономической науке разрабатывались вопросы, касающиеся истории и теории банковского дела, зарождения международного банковского дела, организации международных валютно-кредитных и финансовых отношений, денежного обращения и кредита, образования глобальных банковских институтов, обеспечивающих эффективную систему расчетов и предоставление международного кредита. Особый вклад в эту область внесли такие отечественные ученые, как А. Н. Ананьич, А. И. Ачкасов, Н. Д. Барковский,

A. Н. Беличенко, В. И. Бовыкин, Б. В. Боханов,

B. П. Комиссаров, Г. Г. Матюхин, О. М. Прексин,

C. Л. Ронин, А. Л. Сидоров и многие другие.

Рыночные преобразования в России вызвали появление научных трудов, освещающих различные аспекты функционирования национальной банковской системы в современных условиях. В период развития системы современных коммерческих банков в России указанные проблемы стали активно разрабатываться российскими учеными, среди которых следует выделить работы Л. Н. Красавиной, В. В. Круглова, Д. М. Михайлова и других.

Вместе с тем в зарубежных странах с рыночной экономикой в силу большей развитости национальных банковских систем приоритет отдавался исследованию транснациональных банковских образований в мировой финансовой системе, возникших вследствие глобализации. Значительный вклад в разработку этой проблемы и мировой теории банковского дела в целом внесли такие зарубежные ученые, как Х. У. Дерих, П. Кругман,

М. Обстфельд, М. Пебро, Питер С. Роуз, Макси-мо В. Энг, Френсис А. Лис, Лоуренс Дж. Мауер, Р. Ф. Бертрамс и другие.

В последнее время проблема интеграции национальных банковских систем в условиях глобализации достаточно активно исследуется и современными российскими учеными. М. В. Белякова провела глубокий анализ нормативно-правовой базы интеграции банка в международную банковскую систему на примере России, США, стран Западной Европы. Б. Б. Логинов широко осветил проблему развития зарубежной сети банковских филиалов и представительств. В работах В. М. Шавшукова определены этапы становления российского сегмента глобальных финансов как процесс развития корреспондентских отношений отечественных банков с иностранными партнерами, получения международных рейтингов и аудиторских заключений ведущих специализированных компаний, выхода на международные финансовые рынки, взаимодействия с международными финансовыми организациями [11]. В. И. Букато, Ю. В. Головин, Ю. И. Львов, М. Х. Лапидус, основываясь на статистических данных Центрального банка РФ за пять лет, рассмотрели интеграцию российских банков с зарубежными банками через анализ чистой инвестиционной позиции коммерческих банков, которая определяется как разница между иностранными активами и пассивами.

Актуальность и недостаточная научная разработанность механизма процесса банковской интеграции в МФС, а также оптимальных путей вхождения банка в МФС дают предпосылки дальнейших исследований.

На протяжении последних лет отечественные ученые уделяют этому вопросу пристальное внимание. Анализ современных моделей интеграции отечественных банков в МФС позволил выделить пять основных моделей:

— модель интеграции российских банков в МФС, которая представляет собой проект развития банковских учреждений, разработанный Всемирным банком совместно с Центральным банком РФ и Минфином РФ при участии российских и иностранных коммерческих банков;

— модель интеграции российских банков в МФС как выход коммерческого банка на рынок промышленно развитых стран;

— модель интеграции в МФС, основанная на развитии зарубежной сети филиалов;

— модель интеграции российских банков в МФС в условиях вступления России в ВТО;

— модель интеграции банков в МФС, основанная на установлении корреспондентских отношений с иностранными банками, получение международных рейтингов и аудиторских заключений ведущих специализированных компаний, выход на международные финансовые рынки, взаимодействие с международными финансовыми организациями.

Банковская услуга как результат интеграции банка в мировую финансовую систему. На протяжении ряда лет развитие банковского бизнеса сопровождается исследованиями сущности банковских услуг, влияния на них тенденций развития мировой экономики, экономик национальных государств, потенциальных потребностей клиентов и прочих факторов. Особую популярность эти исследования приобрели в работах зарубежных ученых.

Процесс развития новейшей теории банковских услуг в работах зарубежных авторов, где банковская услуга анализируется сквозь призму современных тенденций развития мирового хозяйства, можно разделить на три этапа.

Первый этап охватывает период с конца 1960-х до начала 1970-х гг., когда были опубликованы первые исследования, посвященные этой тематике, — это работы Г. Брайана «Конкуренция в банковской сфере» (1970), Х. Дугласа «Банковская политика в области кредитования» (1971), Х. Грубела «Теория международного банковского дела» (1977). В исследованиях этого периода анализируется влияние международной конкуренции в банковской сфере и интернационализации банковского бизнеса на банковские услуги.

Ко второму этапу развития теории банковских услуг (конец 1980-х — начало 1990-х гг.) относятся работы О. Доннела «Финансовые операции регионального инвестиционного банка» (1981), Е. Балларина «Коммерческие банки в условиях финансовой революции» (1986), А. Ленфалу-зи «Глобализация финансовых рынков» (1988), Ф. Дерека «Глобальная стратегия банков» (1990). В исследованиях этого периода впервые анализируется влияние тенденций глобализации, централизации, концентрации и интеграции банковского капитала на банковские услуги.

Начало третьему этапу развития теории банковских услуг положило подписание в 1992 г. Маастрихтского договора о создании Европейского валютного союза и введении с января 1999 г. единой европейской валюты евро. Это знаменательное событие способствовало развитию новой концепции банковского обслуживания клиента. Актуальность

приобрела идея «финансового супермаркета», широкое распространение получили банковские электронные услуги, начались многочисленные слияния и поглощения. Данной проблеме посвящены работы П. Роуза «Банковский менеджмент, предоставление финансовых услуг» (1993), Д. Джентле «Индустрия финансовых услуг» (1993), Дж. Синки «Управление финансами в коммерческих банках» (1994), Х. Дёрига «Универсальный банк — банк будущего» (1997).

Российские ученые рассматривают проблемы банковских услуг, во многом ориентируясь на западный опыт, уделяя при этом должное внимание российской специфике и истории.

список литературы

1. Вешкин Ю. Г., Авагян Г. Л. Банковские системы зарубежных стран. М.: Экономистъ, 2006.

2. Банковское дело: учеб. / под ред. д-ра экон. наук, проф. Коробковой Г. Г. М.: Экономистъ, 2008.

3. Банковское дело: учеб. / под ред. Белоглазовой Г. Н., Кроливецкой Л. П. Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005.

4. Банки и банковское дело / под ред. Балабанова И. Т. СПб.: Питер, 2003.

5. Омельченко А. Н., Хрусталев Е. Ю. Присутствие иностранных банков на российском рынке: проблемы и решения // Банковское дело. 2007. № 2.

6. OECD Déclaration on International Investment and Multinational Enterprises. OECD, 1976. 21 June (Reviewed in 1979, 1984, 1991 and 2000).

7. Тальянцев С. В. Проблема допуска иностранного капитала в национальную банковскую систему // Деньги и Кредит. 2004, № 8.

8. Minimum Standards for the Supervision of international Banking Groups and their Cross-Border Establishments. BIS, 1992. July.

9. Principles for the Supervision of Banks' Foreign Establishments. BIS, 1983. May.

10. Омельченко А. Н. Проблемы допуска иностранных банков в финансовый сектор РФ // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Страны с переходной экономикой в условиях глобализации». — М.: РУДН, 2008.

11. Шавшуков В. М. Формирование российского сегмента глобальных финансов. СПб.: Изд-во С.-Пб университета, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.