УДК 378.141.274 т. В. КРАВЦОВА щ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ И ГЕРМАНИИ_____________________________________________
В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей развития и содержания академической мобильности как основного приоритета формирования единого европейского образовательного пространства. Уточняется определение понятия «академическая мобильность». Анализируются тенденции развития академической мобильности в России и Германии.
Ключевые слова: академическая мобильность, Болонский процесс, единое европейское образовательное пространство, интернационализация, европеизация, трансграничное образование.
Сегодня активизации академической и научной мобильности, провозглашенная «Болонской Декларацией о европейском пространстве высшего образования» (июнь 1999 г.) стала отличительной чертой развития образовательных систем в ХХ! веке. Ежегодно в научных конференциях, семинарах, стажировках принимают участие миллионы людей. Мобильность обогащает национальные культуры и увеличивает образовательный и профессиональный опыт ее участников, представляет собой существенный фактор системных изменений через непосредственное распространение опыта.
Значимость мобильности увеличивается, и на сегодняшний день она является ключевым моментом в стратегии развития как европейского, так и российского образования на период до 2020 года.
В документах ЮНЕСКО развитие академической мобильности трактуется как кратчайший путь к построению единого европейского пространства высшего образования.
Для понимания и дальнейшей разработки данного вопроса необходимо изучить и проанализировать состояния этой проблемы в прошлом. Анализ пси-холого-педагогических источников показывает, что возникновение академической мобильность связывают с основанием Болонского университета (1088 г.). Основателем является профессор римского права Ирнерия, на лекции которого приезжали ученики со всей Европы. Быстрый рост значения Болонской школы начинается с середины XII века, когда германский император Фридрих I захватил Милан и объединил множество студенческих корпораций под общим статусом университет в Болонье. Профессорско-преподавательский состав и студенты Болонского университета разъехались по Европе, распространяя науку. Именно средневековые университеты послужили основой единого пространства европейского образования. В то время существовали различные виды академической мобильности, однако самым распространенным видом являлось обучение в течение двух лет в разных университетах. Первые университеты имели несколько факультетов, но в дальнейшем они славились преподаванием отдельных
дисциплин: Болонский — правоведение, Парижский — теология и философия, университет Италии — римское право и т.д. Распространение латинского языка способствовало свободному общению учителей и учеников. В 1986 г. Болонский университет обратился к ведущим университетам Европы с идей разработки проекта и создания Хартии университетов, ставящий своей целью унификацию образовательных систем и политики развития европейского университетского сообщества. Проект был составлен в Барселоне в январе 1988 г.
Хартия была открыта для подписания университетами в ознаменование 900-летия Болонского университета (Италия); с тех пор ее подписали свыше 600 университетов со всего мира, причем это число увеличивается с каждым годом. В Хартии впервые была обозначена необходимость взаимного обмена информацией и документацией между европейскими университетами, а также увеличение совместных научных проектов как основные средства постоянного прогресса знаний. В этих целях они должны стимулировать мобильность преподавателей и студентов.
Начиная с 1998 года были проведены десять министерских встреч, посвященных вопросам Болонского процесса в разных европейских городах, а именно в Париже (в Сорбонне), Болонье, Праге, Берлине, Берген, Лондоне, Левене, Будапеште и Бухаресте. Результатами этих встреч явился ряд подписанных деклараций, анализ которых показал, что каждый последующий документ закрепляет достигнутое, углубляет постижение целей и задач образования. Непосредственно во всех декларациях делается акцент на развитие академической мобильности как основного приоритета формирования единого европейского образовательного пространства.
Само понятие академическая мобильность трактуется неоднозначно. В рекомендациях Комитета министров Совета Европы в 1995 году дано следующее определение: «Академическая мобильность является перемещением кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно от семестра до года) период в другое образовательное
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
учреждение (в своей стране и за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное заведение» [1].
Согласно определению Российского Совета академической мобильности (РОСАМ), академическая мобильность — это международный термин, означающий обеспечение получения дополнительных знаний для студентов, аспирантов, преподавателей вузов за рубежом.
Х. Джонс преподаватель немецкого Университета Лафборо в узком значение понимает академическую мобильность как временные формы географического перемещения студентов и ученых в области высшего образования и научных исследований. Эти передвижения включают как краткосрочные посещения профильных конференций, так и долгосрочное пребывания с целью изучения, исследования и преподавания. Термин академической мобильности также используется более широко в литературе, географическое перемещение профессионально мотивированных студентов и ученых, связанное с постоянной миграцией. Г. Барнетт определяет родственный термин «академическое путешествие» как не только физические движения, но и виртуальное путешествие в киберпространстве и метафорические движения в различных областях знания и понимания [2].
В Концепции развития академической мобильности в Российской Федерации понятие «Академическая мобильность» рассматривается как обучение, преподавание, проведение исследований за рубежом, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное или научное заведение. Данный термин не включает в себя эмиграцию. Таким образом, понимание термина «академическая мобильность» разными авторами трактуется неоднозначно, и это является прямым следствием отсутствия какой-либо официальной дефиниции данного термина. По нашему мнению, академическую мобильность можно рассматривать, как возможность продолжить свое обучение студентам, магистрантам или аспирантам в зарубежных высших учебных заведениях и возможность продолжить профессиональную карьеру, а также участвовать в краткосрочных образовательных или научноисследовательских программах профессорско-преподавательскому составу.
В Болонской декларации 1999 г. были сформулированы задачи в данной области: содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:
— для студентов должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;
— для преподавателей, исследователей и административного персонала должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском контексте, без нанесения ущерба их правам, установленным законом [3].
Развитие академической мобильности в системе высшего образования России и Германии проходит в соответствии с происходящими тенденциями в мире. Одной из таких тенденций является интернационализация высшего образования. Интернационализация имеет огромное влияние на современную поли-
тическую, экономическую и культурную жизнь. Этот широкомасштабный процесс также имеет существенное влияние на высшие учебные заведения, так как университеты являются весьма чувствительными к международным событиям, которые способствуют интернационализации ключевых областей общества. Одним из принятых определений интернационализации можно считать определение Дж. Найта: «Это процесс внедрения международного аспекта в исследовательскую, образовательную и обслуживающую функции высшего образования» [4]. По мнению А. Н. Джуринского, интернационализация высшего образования — объективное следствие глобализации современного мира и одновременно крупный ресурс ускорения интеграции общественной и экономической жизни, устранения национальной обособленности [5]. Отечественные и зарубежные ученые едины во мнение, что процесс интернационализации тесно связан с развитием академической мобильности, которая способствует совершенствованию образовательного процесса в современном университете. Реформы, происходящие в системах образования России и Германии, являются неотъемлемой частью процесса интернализации. Интернационализация всегда была «частью самой сути науки» в Германии, но она в настоящее время находится под влиянием другого значимого процесса — глобализации [6].
В отличие от интернационализации, глобализация выступает за снятие всех ограничений в национальных системах образования. По всему миру информационные системы, коммуникационные технологии, свободная торговля и свободное передвижение квалифицированных рабочих и специалистов являются отличительными чертами глобализации деятельности. Как глобальные игроки, высшие учебные заведения способствуют формированию этого процесса и в то же время находятся под его влиянием и должны адаптировать свои структуры соответственно. Программы студенческого обмена все чаще служат потребностям процесса глобализации. Глобализация ставит перед университетами задачи подготовки к деятельности в условиях интегрированных рынков труда. Рыночно-ориентированная высшая школа нуждается в изменениях учебных программ, сокращении объема универсального гуманитарного образования, усилении профессионального, специализированного обучения. Т. В. Штатская рассматривает глобализацию как процесс всемирной, экономической, политической и культурной интеграции [7]. Образование не может стоять в стороне от процесса всеобщей интеграции, стандартизации и сближения между разными странами мира. Здесь слово «глобальный» определяет главную цель образовательной системы готовить высококвалифицированных специалистов для решения глобальных проблем.
Другой процесс, происходящий в современном мире, процесс трансформации, который выражается в распространении сетей (networking) и растущем доступе к образованию. Каждое высшее учебное заведение страны является пользователем сетевых коммуникаций. В настоящее время для многих исследователей глобальные связи являются более важными, чем национальные. По данным Организации экономического сотрудничества и развития в последнее годы доля научных публикаций в рамках международного сотрудничества исследователей возросла в два раза. Интернет стал признанным инструментом учебной и научной деятельности. Благо-
даря модернизации стран увеличился рост участия населения в высшем образовании. Как отмечала нобелевский лауреат, профессор Гарвардского университета А. Сен, развитие человеческих способностей посредством образования нельзя остановить, т.к. этот процесс одновременно удовлетворяет потребности как общества и промышленности, так и каждого частного лица. Высшее образование становится актуальным благодаря созданию глобальных сетей, исследовательским инициативам и массовому участию населения. Россия и Германия активно внедряют информационную составляющую в образовательный процесс на всех уровнях.
В настоящее время широко развивается трансграничное (транснациональное) образование, которое предполагает предоставление образовательных услуг любым высшим учебным заведением за пределами своей страны. Под транснациональным образованием подразумеваются все виды программ высшего или дополнительного образования, различных образовательных услуг, при осуществлении которых обучаемые находятся в другой стране, нежели та, где расположен сам вуз, присваивающий квалификацию. Будучи прямым результатом глобализации, трансграничное образование тесно связано с применением новых информационных технологий, в частности дистанционным обучением и Интернет-образованием. Благодаря продвижению собственных учебных программ вузы создают представительства и филиалы. Развитие франчайзинга в образовании и легализация учебных заведений — это, прежде всего, следствие трансграничного образования. В форме франчайзинга образовательных программ зарубежными филиалами вузов и представительствами институтов дистанционного образования осуществляется около 75 % экспорта образовательных услуг. Становление трансграничного образования и рост международной академической мобильности позволяют рассматривать сегодня высшее образование не только как вид общественных услуг, но и как элемент международной торговли [8].
Тенденция к европеизации высшего образования распространилась с момента подписания Маастрихтских соглашений об учреждении Евросоюза и является одной из ведущих целей в Болонской декларации. Европеизация — это создание единой системы стандартов для сравнения качества высшего образования. Согласно П. С. Аветисяну под европеизацией образования следует понимать осуществление интеграции национальных систем образования в единое европейское образовательное пространство, основанное на такой саморефлексии национальных систем образования, которая, базируясь на национальной идентичности и своеобразии, включает в качестве компонента европейское самосознание [9]. Формирование и развитие единого европейского образовательного пространства стало целью ряда программ, таких как «Эрасмус», «Темпус», «Леонардо да Винчи» и др. В 2004 году была учреждена первая совместная российско-германская программа «Михаил Ломоносов», которая дает возможность российским аспирантам и преподавателям технических и естественных наук пройти стажировку в университетах и внеуниверситетских научных центрах Германии с целью проведения своих исследований.
Поставленные задачи в Болонской декларации направлены на развитие данных общемировых тенденций образования.
Высшее образование в Германии развивается с опорой на международный аспект. Университеты
активно участвуют в международном научном сотрудничестве, ориентируются на развитие международных исследований, осуществляют программы трансграничных обменов. Реформы в системе образования Германии осуществляются постепенно с учетом национальной идентичности и в контексте международных тенденций. Инициативы органов власти всех уровней, связанные с улучшением условий пребывания иностранных граждан, способствуют положительной динамике развития академической мобильности в Германии. Большое значение имеют бесплатные курсы немецкого языка. Увеличилось количество учебных программ на английском языке. По данным ДААД, в 2011 году 25 процентов немецких студентов проходили обучение за рубежом, это значит, что каждый четвертый студент академически мобилен. Самые востребованные специальности в этом плане «Экономика», «Деловое администрирование», «Языки», «Спорт». Показатели по академической мобильности в России пока не высокие. Это связано, прежде всего, с неразвитой инфраструктурой (общежития, медицинское страхование и т.п.) и недостаточность источников финансирования (грантов на поездки и т.п.). Работа вузов в этом направлении ведется активно, ведь академическая мобильность — это средство развития систем образования стран.
Присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году способствовало модернизации высшего профессионального образования, открыло дополнительные возможности участия студентов и преподавателей российских вузов в академических обменах с университетами европейских стран.
В настоящее время в России развитие академической мобильности осуществляется через ряд проектов федерального уровня и отдельных вузов. К основным механизмам и инструментам развития академической мобильности в настоящий момент в России относятся: Постановление Правительства РФ «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» от 25 августа 2008 г., которое ставит задачу обеспечить прием 10 тыс. иностранных студентов и командирование за рубеж 300 специалистов вузов ежегодно за счет федерального бюджета. Положение о стипендиях Президента РФ, утвержденное распоряжением Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г., согласно которому предполагается ежегодно выделять 40 стипендий студентам и 60 стипендий аспирантам для обучения за рубежом в течение 12 месяцев. Постановление Правительства РФ «О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования». Данная программа поддерживает совместные исследования российских и зарубежных ученых по широкому спектру специальностей. Перечисленные инструменты формируют качественную основу развития академической мобильности.
Приоритетными направлениями развития мобильности, согласно Концепции долгосрочного социальноэкономического развития на период до 2020 г., являются совместные образовательные программы, которые способствуют углублению межвузовского сотрудничества и формированию общего научноисследовательского пространства, обеспечивая выпускников большими конкурентными преимуществами как на национальном, так и глобальном рынке труда.
Целью данной концепции является повышение конкурентоспособности российской системы обра-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
зования, интеграции ее в международное образовательное пространство. Здесь также присутствуют и целевые показатели, связанные с повышением уровня интернационализации российских вузов. В частности, увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5 % от общего числа студентов, увеличение дохода от их обучения — до 10 % от общего объема финансирования системы образования [10].
Таким образом, развитие академической мобильности в университетах России и Германии тесно связано с происходящими тенденциями в современном мировом образовании. Данные тенденции отражены в положениях Болонской декларации, в соответствии с которыми осуществляются реформы в сфере высшего образования данных стран. Хотя реформы проходят по одним и тем же направлениям, их эффективность проявляется по-разному, что определяется экономическим и политическим состоянием стран, культурными и национальными традициями.
Библиографический список
1. Рекомендация № R (95) 8 Комитета министров Совета Европы по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.giop.ru/REOS/giep/giep.nsf/html/ (дата обращения:
02.09.2013).
2. Barnett, G. A. The International Student Exchange Network: 1970 & 1989 / G. A Barnett, R. Y. Wu // Higher Education. 1995. -Vol. 30, № 4. - P. 353-368.
3. Болонская декларация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/ bologna/ (дата обращения: 26.08.2013).
4. Knight, J. Internationalization Brings Important Benefits as Well as Risks / J. Knight // International Educator, — 2007. — Vol. 16, № 6. - P. 59-62.
5. Джуринский, А. Н. Интеграция образовательного пространства Западной Европы / А. Н. Джуринский // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы : материалы I Всерос. пед. конгресса, 19-21 декабря 2007 г. -Москва, 2007. - С. 25-29.
6. National Report: Federal Republic of Germany [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bmbf.de/pub/
internationalization_of_higher_education_2005.pdf (дата обращения: 19.08.2013).
7. Штатская, Т. В. Глобализация образования / Т. В. Штатская // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 11. -С. 65.
8. Тагунова, И. А. Наднациональное образование: формы организации / И. А. Тагунова // Новое в психолого-педагоги-ческих исследованиях: теорет. и практ. проблемы психологии и педагогики. - 2011. - № 4. - C. 110-119.
9. Аветисян, П. С. К вопросу о студенческой мобильности / П. С. Аветисян, Г. А. Краснова // Открытое образование CAPITALPRESS. - Москва, 2007. - № 2. - С. 27-30.
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения:
21.08.2013).
КРАВЦОВА Татьяна Владимировна, аспирантка кафедры педагогики, преподаватель кафедры иностранных языков.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.09.2013 г.
© Т. В. Кравцова
удк 37.013.83 В. Г. РЕШЕТНИКОВ
Тюменский областной государственный институт развития регионального образования
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются особенности и проблемы организационно-методического сопровождения и методической поддержки деятельности педагогов в изменяющихся условиях развития образования. Определяются содержание, формы и условия реализации организационно-методического сопровождения, его роль и место в системе непрерывного повышения квалификации педагогов.
Ключевые слова: организационно-методическое сопровождение, методическая поддержка, формы организационно-методического сопровождения.
Образование сегодня должно строиться на основе должна быть «встроена» в новую экономику и, по требований и прогнозов будущего, а образователь- сути, в новую социально-экономическую формацию. ная система должна успешно решать задачи новой Она должна формировать и развивать личностные общественной и экономической формации России, качества и ценности, учить способности мыслить,