Научная статья на тему 'Тенденции организационно-экономического развития малых форм хозяйствования АПК Республики Мордовия'

Тенденции организационно-экономического развития малых форм хозяйствования АПК Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / СЕКТОР / ПРОГРАММА СТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ / REGION / SMALL FORMS OF FARMING / PEASANT (FARMER) HOUSEHOLDS / SECTOR / A PROGRAM OF STRUCTURAL DEVELOPMENT / GOVERNMENT SUPPORT / BRANCH OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пруцкова Е. В.

Реализация мероприятия по государственной поддержке малых форм хозяйствования направлена на рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, а также на развитие альтернативных видов деятельности для сельского населения. В сложившихся условиях малые формы хозяйствования испытывают ряд общественно-правовых, экономических и социальных проблем, которые можно разрешить только объединенными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, осуществлением политики государственной поддержки малого агропроизводства и согласованными действиями самих объектов малого агропроизводства. Учитывая серьезный вклад в экономику отрасли, развитие малых форм хозяйствования в сельской местности является важнейшим условием обеспечения устойчивости развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF SMALL FORMS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

The implementation of measures for state support of small farms focuses on the growth of production and volume of sales of agricultural products produced by small forms of farming in rural areas, as well as on the development of alternative activities for the rural population. Under these circumstances, small forms of management experience a range of social, legal, economic and social problems that can be resolved only by joint efforts of public authorities and local self-government, the implementation of the state policy of support of small agricultural production and coordinated actions of the objects of small agricultural production. Considering the major contribution to the economy of the sector, the development of small farms in rural areas is essential to ensure the sustainability of rural development.

Текст научной работы на тему «Тенденции организационно-экономического развития малых форм хозяйствования АПК Республики Мордовия»

УДК: 334.012.64:338.43(470.345) ББК: 65.32

Пруцкова Е.В.

ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Prutskova E.V.

TRENDS IN ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF SMALL FORMS OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Ключевые слова: регион, малые формы хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, сектор, программа структурного развития, государственная поддержка, экономика отрасли.

Keywords: region, small forms of farming, the peasant (farmer) households, a sector, a program of structural development, government support, the branch of economy.

Аннотация: реализация мероприятия по государственной поддержке малых форм хозяйствования направлена на рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, а также на развитие альтернативных видов деятельности для сельского населения. В сложившихся условиях малые формы хозяйствования испытывают ряд общественно-правовых, экономических и социальных проблем, которые можно разрешить только объединенными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, осуществлением политики государственной поддержки малого агропроизводства и согласованными действиями самих объектов малого агропроизводства. Учитывая серьезный вклад в экономику отрасли, развитие малых форм хозяйствования в сельской местности является важнейшим условием обеспечения устойчивости развития сельских территорий.

Abstract: the implementation of measures for state support of small farms focuses on the growth of production and volume of sales of agricultural products produced by small forms offarming in rural areas, as well as on the development of alternative activities for the rural population. Under these circumstances, small forms of management experience a range of social, legal, economic and social problems that can be resolved only by joint efforts of public authorities and local self-government, the implementation of the state policy of support of small agricultural production and coordinated actions of the objects of small agricultural production. Considering the major contribution to the economy of the sector, the development of small farms in rural areas is essential to ensure the sustainability of rural development.

В современных условиях малые предприятия относятся к числу необходимых элементов экономической системы страны, поскольку этот сектор оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Также актуальность данного исследования определяет высокий уровень социальной значимости малых предприятий — создание рабочих мест для населения. Малые предприятия являются составной частью развитой экономики. Они должны выполнять функции, позволяющие экономике устойчиво развиваться.

По данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано и действует 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек, что составляет 25% от общего числа занятых в экономике (таблица 1).

Основу сектора МП по количеству хозяйствующих субъектов составляют индивидуальные предприниматели (ИП) - 2,4 млн. или

53,4% всех МП и микропредприятия - 1,9 млн. или 41,4% всех МП. Малые предприятия составляют 5,2%, от общего количества субъектов МП. При этом на микропредприятиях и в сегменте ИП трудится более половины всех занятых в секторе МП - 55%. Отраслевая структура малых и средних предприятий - юридических лиц - в 2014 году практически не отличалась от структуры МП-юрлиц за предшествующие годы. По-прежнему велика доля предприятий, занимающихся торговлей и ремонтом, она составляла 38,7% от общего количества МП (рисунок 1). Пятая часть всех МП - 20,3% - ведет деятельность в сфере операций с недвижимостью, аренды и предоставления услуг. Третий по величине сегмент - строительные предприятия, их доля составляет 11,9%. Доля промышленных МП в 2014 году составляла 9,6%. Сельскохозяйственные малые предприятия, занятые в сельском хозяйстве, занимают всего 2,9%.

Пруцкова Е.В.

Таблица 1 - Основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства (МП) по состоянию на 01.01.2015 г.

Показатель Микро-предприятия Малые предприятия Индивидуальные предприниматели Все категории МП

Количество субъектов МП, тыс. ед. 1 868,2 235,6 2 413,8 4 517,6

Доля в секторе МП, % 41,4 5,2 53,4 100%

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 4 431,1 6 358,4 5 645,7 16 435,2*

Оборот (выручка) субъектов МП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей 9 699,3 16 692,9 10 447,5 36 839,7

* Количество занятых в секторе МП составляет 25% от общей занятости в экономике. Справоч-но: численность занятых в экономике по состоянию на конец 2014 г. составляла 71539 тыс. чел.

1,1 -2,9

□ Добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды

□ Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство

□ Транспорт и связь

□ Другие виды деятельности

□ Обрабатывающие производства

□ Строительство

□ Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

□ Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств

Рисунок 1 - Число малых предприятий по видам экономической деятельности

в 2014 г., % [3,15]

По данным Росстата, индекс предприни- последние 2010 - 2014 годы снизился до 11-17% мательской уверенности малых предприятий в (рисунок 2).

0 -2 -4 -6

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

-♦-2012 г. -■-2013 г. --2014 г.

Рисунок 2 - Индекс предпринимательской уверенности малых предприятий в 2012 - 2014 гг., % [3]

Производственную программу малые предприятия оценивают как не удовлетворительную. Только один процент от обследованных малых предприятий имеет производственную программу выше нормальной (таблица 2).

Свою производственную программу нормальной считают 61-70% обследованных малых предприятий. Соответственно треть предприя-

тий имеют производственную программу ниже нормальной. Средний уровень использования производственных мощностей все предприятия в основном оценили 54-60%. То есть явное простаивание производственного и технологического оборудования, неполная загруженность спецтехники.

аблица 2 - Оценка производственной программы в малых предприятиях РФ за 2012 - 2014 гг., в %

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.

I кв. II кв. III кв. IV кв. I кв. II кв. III кв. IV кв. I кв. II кв. III кв. IV кв.

Оценка производственной программы:

выше нормальной 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

нормальная 61 63 68 67 66 66 70 68 64 64 65 64

ниже нормальной 38 36 31 32 33 33 29 31 35 35 34 35

Средний уровень использования производственных мощностей, процентов 54 55 57 58 56 57 59 60 56 57 58 59

Основным фактором, сдерживающим тельных предприятий, 54% определили высокий производственную деятельность малых строи- уровень налогов (таблица 3).

Таблица 3 - Факторы, ограничивающие производственную деятельность малых строительных предприятий в 2012 - 2014 гг., %

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.

I кв. II кв. III кв. IV кв. I кв. II кв. III кв. IV кв. I кв. II кв. III кв. IV кв.

Неплатежеспособность заказчиков 30 31 32 31 27 25 27 27 26 26 27 27

Высокий уровень налогов 52 54 54 53 49 48 49 47 43 43 43 43

Недостаток заказов на работы 28 26 23 24 25 24 21 22 25 24 21 21

Высокая стоимость материалов, конструкций, изделий 32 32 33 34 24 26 28 27 24 24 24 24

Конкуренция со стороны других строительных фирм 37 39 40 37 24 28 27 28 29 29 30 31

Высокий процент коммерческого кредита 9 9 10 10 12 11 12 12 11 10 11 11

Нехватка и изношенность строительных машин и механизмов 3 2 3 3 2 2 2 2 2 2 1 1

Недостаток квалифицированных рабочих 18 20 22 20 22 21 22 22 19 19 21 19

Погодные условия 18 11 10 13 13 10 9 12 16 11 10 12

Второе место среди факторов выступает конкуренция со стороны других строительных фирм, на нее сослались 24-40% обследованных предприятий. Высокая стоимость материалов, конструкций, изделий сдерживают производственную деятельность у 24-32%.

Сложность и противоречивость процессов формирования сектора малых форм хозяйствования объясняется проблемами структурно-инвестиционного характера потому, что этот уклад является нетрадиционным для российской экономики. Дальнейшее развитие должно бази-

роваться на инвестиционном, технологическом и техническом подкреплении создания новых видов продукции.

Тем не менее, несмотря на принимаемые меры, формирование данного сектора характеризуется сложными социально-экономическими процессами. Данные таблицы 4 подтверждают вывод о том, что в Республике Мордовия, как и в целом по АПК страны, наращивание объемов производства продукции в малых предприятиях недостаточно.

Таблица 4 - Динамика объема продукции (работ, услуг), производимых малыми предприятиями

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Изменения 2014 г. от 2010 г.

%

Российская Федерация Малые предприятия, млрд.руб.1 18933,8 22610,2 23463,7 24781,6 26392,2 +7458,4 139,3

Микропредприятия РФ 5609,2 7028,3 8347,4 9101,3 9699,3 +1390,1 172,9

1 Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: стат. сб. - М., 2015.

Пруцкова Е.В. Продолжение таблицы 4

В том числе: а) МП сельского хозяйства, млрд.руб. [5] 269,2 316,6 377,1 409,3 484,8 +215,6 180,0

б) микропредприятия, млрд. руб. 70,0 83,8 105,1 119,9 144,2 +74,2 206,0

в) К(Ф)Х, млрд.руб.* 187,4 294,2 297,5 361,3 429,7 +242,3 229,2

г) индивидуальные предприниматели млрд.руб. 103,6 102,2 110,4 137,2 147,3 +43,7 142,1

Приволжский федеральный округ (ПФО), Малые предприятия, млрд.руб. 3070,8 3649,2 4228,8 4631,2 4835,2 +1764,4 157,4

Микропредприятия ПФО, млрд.руб. 969,2 1369,1 1609,7 1771,2 1818,7 +849,5 187,6

Индивидуальные предприниматели ПФО, млрд.руб. 962,7 1701,8 1831,6 2086,8 2190,0 +1227,3 227,4

ПФО сельское хозяйство, млн. руб. 580982 795115 800265 881259 1011323 +430341 174,0

В том числе: МП сельского хозяйства, млн. руб. 2124,1 6619,0 5209,1 4115,2 4231,5 +2107,4 199,2

Республика Мордовия (РМ), МП млрд.руб. [14] 54,7 53,9 65,1 65,6 66,8 +12,1 122,1

Микропредприятия РМ, млрд. руб. 15,3 18,6 20,3 20,7 20,0 +4,7 130,7

Индивидуальные предприниматели РМ млрд.руб. 23,8 29,7 36,7 42,1 45,9 +22,1 192,8

Сельское хозяйство РМ, млн.руб. 26312 37817 39225 40289 46280 +19968 175,8

В том числе: а) МП в сельском хозяйстве РМ, млн.руб. 1838,7 2711,9 4048,5 3948,6 6015,5 +4176,8 327,1

б) К(Ф)Х в РМ, тыс.руб. 449,5 1056,1 1374,3 1347,9 1448,6 +999,1 322,2

Включая индивидуальных предпринимателей

В связи с этим, вопросам повышения темпов роста производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами продукции уделяется большое внимание со стороны республиканских органов управления. Следовательно, организационно-экономическое развитие малых форм хозяйствования в аграрном комплексе можно реализовать с максимальной отдачей в данном секторе экономики. Но их малое количество свидетельствует о необходимости увеличить размеры и качество крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Мордовия.

Исследование современного состояния малых форм хозяйствования, несмотря на положительную динамику производства продукции, позволило выявить ключевые проблемы их развития: недостаточный уровень материально-технического обеспечения, отсутствие современных технологий в сельскохозяйственном производстве, сфере переработки, системе хранения, сокращение доли вложений в активную часть основных фондов, что негативно сказывается на конкурентных позициях малых форм хозяйствования. Исследование организационно-экономического развития малых предприятий Агропромышленного комплекса Респуб-

лики Мордовия подтвердило, что большая часть К(Ф)Х приходится на незначительные по размеру земельного участка (до 50 га) хозяйства (таблица

4).

Отсутствие единой комплексной программы финансового и ресурсного обеспечения, недостаточная активная инвестиционная деятельность малых сельхозпредприятий сдерживает их собственное развитие. Организационно-экономичес-кое развитие малых форм хозяйствования невозможно без мероприятий финансового обеспечения в совокупности с программой структурного развития.

Внедрение программы включает оценку в коммерческом, техническом, экологическом, социальном и организационном аспектах. В связи с этим программа организационно-экономического развития малых предприятий АПК состоит из следующих элементов:

а) создание организационных условий;

б) экономическое обоснование;

в) технологическое завершение;

г) финансовое обеспечение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схематично она должна выглядеть следующим образом (рисунок 3).

Необходимым условием реализуемости

программы организационно-экономического развития малых предприятий сельского хозяйства выступает использование всех элементов, приведенных на рисунке 3, потому что недостаточный

учет каждого в системе управления процессами структурного развития приводит к нежелательным последствиям и срыву временных параметров осуществления намеченных планов.

Рисунок 3 - Элементы реализуемости программы организационно-экономического развития предприятий малых форм хозяйствования

Выполнение программы организационно-экономического развития осуществляется поэтапно:

I - принятие решения и определение технологического, технического, организационного, социально-экономического направлений с конкретизацией параметров объемов;

II - прогнозирование экономической эффективности программных мероприятий с определением уровня предполагаемых финансовых, трудовых, материально-технических затрат;

III - закрепление организационных условий форм и методов управления реализацией программы с утверждением организационной структуры и персональной ответственности по каждому направлению;

IV - определение источников ресурсного обеспечения программы: финансовых (за счет каких источников будет инвестиционное обеспечение); технологических и технических (объемы, сроки поставок технологического оборудования и техники); социальных (формы привлечения дополнительных трудовых ресурсов и объемы предполагаемых затрат).

Обеспеченность первого этапа заключается в том, что в данном случае определяются направле-

ния структурного совершенствования, имеющие принципиальное значение для перспектив хозяйственно-экономического функционирования предприятия малых форм хозяйствования с целью закрепления в конкретном секторе продовольственного рынка путем выпуска конкурентоспособной продукции или услуг, пользующихся достаточным спросом. Сложность данной задачи обусловлена необходимостью определения программных мероприятий организационно-экономического развития, предусматривающих нано-технологии, а также социально-экономическую сферу. При этом уровень конкретизации программных мероприятий должен позволять разработку всех последующих этапов инвестиционного обеспечения, т. е. содержать направления, максимально конкретизированные и адаптированные к хозяйственно-экономическим условиям и ресурсным возможностям предприятия.

Важнейшим условием реализации первого этапа является необходимость диверсификации хозяйственно-экономических возможностей предприятия малых форм организации с целью конкурентного поведения на продовольственном рынке и создание условий финансовой устойчивости в условиях нестабильной эконо-

Пруцкова Е.В.

мики.

Второй этап предполагает разработку прогнозов по экономической и хозяйственной эффективности программных мероприятий с определением уровня планируемых затрат. Оценка эффективности должна показывать преимущество программы структурного развития по этапам ее реализации.

Реализация организационно-экономических условий развития малых форм хозяйствования возможна при создании системы инфраструктурного обеспечения, а именно при организационной, экономической, правовой, ре-

сурсной помощи предприятиям данного сектора продовольственного рынка региона. В современных условиях экономики малые предприятия АПК находятся под воздействием общественно-правовых, экономических и социальных факторов, рядом других проблем, решить которые можно только совместными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, осуществлением политики государственной поддержки малого сектора и активными действиями самих объектов малого агропроизводства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: [утв. постановлением Правительства РМ от 19 нояб. 2012 г. № 404]. - Режим доступа: http://agro.e-mordovia.ru/gos-programm/.

2. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: стат. сб. - М.: Росстат, 2015. - 124 с.

3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: стат. сб. - М.: Росстат, 2016. - 96 с.

4. Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. - Саранск, 2015. - 472 с.

5. Основные показатели сельского хозяйства в России в 2014 году. - М.: Росстат, 2015 - 65 с.

6. Пруцкова, Е.В. Развитие малых форм хозяйствования в АПК на основе совершенствования финансово-ресурсного и инфраструктурного обеспечения: на примере Республики Мордовия: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.В. Пруцкова. - Саратов, 2009. - 213 с.

7. Пруцкова, Е.В. Развитие малых форм хозяйствования в АПК на основе совершенствования финансово-ресурсного и инфраструктурного обеспечения: на примере Республики Мордовия: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.В. Пруцкова. - Саратов, 2009. - 25 с.

8. Пруцкова, Е.В. Создание структурно-отраслевых условий развития малых форм хозяйствования в АПК региона / Е.В. Пруцкова // Регионология. - 2009. - № 66.- С. 106-111.

9. Пруцкова, Е В. Тенденции развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Мордовия / Е.В. Пруцкова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - № 1(30).

10. Пруцкова, Е.В. Социально-экономическая и структурная характеристика сферы малых форм хозяйствования в АПК / Е. В. Пруцкова // Науч. обозрение. - 2015. - № 4. - Ч. 1. - С. 275-279.

11. Пруцкова, Е.В. Организация предпринимательской деятельности: учеб.-метод. пособие / Е.В. Пруцкова, A.A. Пиксайкина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - 72 с.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 990 с.

13. Республика Мордовия в цифрах 2013: крат. стат. сб. № 4. - Саранск, 2014. -154 с.

14. Республика Мордовия в цифрах 2014: крат. стат. сб. № 4. - Саранск, 2015.

15. Российский статистический ежегодник. 2014: стат. сб. - М.: Росстат, 2015. - 717 с.

16. Труд и занятость в России. 2015: стат. сб. / Росстат. - M., 2015. - 274 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.