_САГИДОВА Н.Г.
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИСТСКО -КУРОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
В статье исследуются проблемы дальнейшего развития сферы туристско-курортного обслуживания на современном этапе хозяйствования. Рассматривается, в каких условиях в настоящее время развиваются сферы турист-ско-курортного обслуживания региона, и отмечена необходимость коренного реформирования всей системы туристского обслуживания. Особое внимание уделено вопросам формирования новых структур по управлению рекреационным хозяйством и поиску таких структур, которые бы способствовали сокращению количества ведомств, участвующих в предоставлении рекреационных услуг населению. В статье указывается, что именно в условиях рынка ответственность за состояние и развитие рекреационного хозяйства следует брать на себя местным администрациям территории, т.е. в концепции перспективного развития рекреационного хозяйства Дагестана приоритет должен отдаваться территориальным принципам управления локальным рекреационным комплексом.
_SAGIDOVA N.G.
TENDENCIES AND THE FORECAST OF DEVELOPMENT OF SPHERE
OF TURISTSKO-RESORT SERVICE IN REPUBLIC DAGESTAN In article problems of the further development of sphere of turistsko-resort service at the managing present stage are investigated. Are considered, in what conditions spheres of turistsko-resort service of region now develop and are noted by necessity of radical reforming of all system of tourist service. The special attention is given questions of formation of new structures on management of a recreational economy and search of such structures which would promote reduction quantity of the departments participating in granting of recreational services to the population. In article specifies, what exactly in the conditions of the market responsibility for a condition and development by a recreational economy it is necessary to incur local administrations of territory, i.e. the priority should be given to concepts of perspective development of a recreational economy of Dagestan to territorial principles of management to local recreational complexes.
Ключевые слова: сфера туристско-курортного обслуживания, рекреационное хозяйство, туристические услуги, непроизводственная сфера, культурное и природное наследие.
Главная цель - создание в Дагестане современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристических услугах, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Рекреационное хозяйство является частью непроизводственной сферы экономики Дагестана и специализируется на туристско-курортном обслуживании населения. Основу такого комплекса составляют, во-первых, разнообразные учреждения отдыха - санатории, пансионаты, турбазы, пионерлагеря и т.д., а во-вторых, специализированные организации и учреждения по отправке отдыхающих в места отдыха. По функциональному признаку учреждения отдыха делятся на туристические, санаторно-курортные и оздоровительные. По характеру отправки отдыхающих рекреационные услуги можно разделить с учетом «оседлости» и «мобильности» маршрутов отдыха.
Структуру рекреационного хозяйства также составляют отрасли экономики региона, прямо или косвенно участвующие в организации отдыха населения. Это предприятия, специализирующиеся на выпуске необходимой для туристов продовольственной и иной продукции, предоставлении им транспортных, культурно-бытовых и прочих услуг.
Процесс активного становления рекреационного хозяйства республики наблюдался в 70-е годы, когда в стране, как устойчивом федеративном образовании, в основном доминировали мир и межнациональное согласие. К концу 80-х годов Дагестан располагал достаточно развитой сферой обслуживания приезжих туристов и курортников. Объем рекреационного обслуживания за период 1990 года составил более 350 тыс. чел.
С началом на Кавказе межэтнических войн, а также с усилием гипер инфляционных процессов, приведших к обвальному обнищанию большой части населения страны, массовые рекреационные миграции в Дагестан фактически прекратились.
Однако указанные геополитические и экономические изменения ситуации в России не только уменьшили, но даже увеличили потоки местных туристов в другие регионы страны, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья. На базе ранее существовавших специализированных туристско-курортных учреждений стали возникать многочисленные малые предприятия и фирмы по организации выезда дагестанского населения за пределы республики в основном с коммерческими целями. К причинам, определившим высокую активность дагестанцев в шоп-туризме, можно отнести, во-первых, массовую безработицу среди трудоактивного населения (коммерческие туры стали для многих единственным источником доходов), во-вторых, облегчение процедур оформления выезда за рубеж, и в-третьих, легализацию так называемой «массовой спекуляции», к которой в последние десятилетия из-за особенностей развития экономики республики была вынуждена приобщиться сравнительно большая часть ее населения.
Адаптационный (с позиции экономической проблематики- рыночный) подход к определению перспективных направлений совершенствования рекреационного хозяйства республики, с нашей точки зрения, должен в первую очередь определяться усилиями по правовому и финансовому упорядочению взаимоотношений между продавцами и покупателями рекреационных услуг, хозяевами и пользователями рекреационных угодий, принимающими и отправляющими отдыхающих учреждениями рекреации. Такие взаимоотноше-
ния на практике, как правило, бывают наполнены скрытыми и явными противоречиями. Задачи современной региональной науки - вскрывать и упреждать их разнообразные проявления.
До настоящего времени основное внимание организаторов отдыха в стране ориентировалось на поиск таких централизованных структур, которые бы способствовали сокращению количества ведомств, участвующих в предоставлении рекреационных услуг населению. Такая централизация власти в рекреационном хозяйстве была направлена на расширение и углубление процессов так называемого «социалистического обобществления» производства туристических и санаторно-курортных услуг. Одним из следствий такого «обобществления» стало то, что понятие «хозяин» рекреационной территории в нашей стране фактически не существовало. А ведь там, где нет хозяина, не может быть и гостеприимства.
В самые последние годы многие территории отдыха стали бесхозными, поскольку у традиционных их владельцев иссякли средства для их содержания. Не утвердились пока властные функции и юридических хозяев таких земель - исполнительных органов территориальных (районных, городских) администраций. Вместе с тем именно административно-территориальная власть способна обеспечить нормальное управление комплексным социально-экономическим и экологическим развитием рекреационных территорий, а не замкнутые на своих производственных интересах туристические и курортные ведомства.
Противоречие между ведомственной и территориальной властью в сфере рекреационного хозяйства в разных местах решается по-разному. В регионах, где демократические формы управления социальной и экономической жизнью уже начали утверждаться, ответственность за состояние и развитие рекреационного хозяйства постепенно начинают брать на себя местные администрации. Несколько заторможен процесс демократизации жизни в Дагестане. А потому здесь еще не срабатывает принцип территориального самоуправления, в том числе принципы управления комплексным развитием туристско-курортных центров и зон.
Важно заметить, что в подавляющем большинстве случаев процесс формирования рекреационного хозяйства Дагестана протекает на землях весьма слаборазвитых и относительно бесправных сельских районов. К примеру, на территории Карабудахкентского административного района вдоль участка каспийского берега между гор. Каспийск и Избербаш (курортная зона Манас-Ачису) расположено более 60 учреждений отдыха общей вместительностью примерно 7 тыс. мест. Все они принадлежат нескольким десяткам различных ведомств и организаций республики, а процесс управления всей этой курортной зоной разорван между ведомствами. Вот и получается, что за комплексное управление и развитие рекреационного хозяйства в пределах упомянутого сельского района республики в настоящее время практически никто не отвечает. То же самое имеет место и на других участках сосредоточения дагестанских здравниц.
Очевидно, из исследований Эльдарова Э. М., Мироненко Н. С., что в концепции перспективного развития рекреационного хозяйства Дагестана приоритет должен отдаваться территориальным принципам управления локальным рекреационным комплексом.
При реализации этой цели важно опираться на следующий ряд предложений:
1. Подлинным хозяином рекреационного комплекса должен стать район (город) в лице его администрации. Для этого необходимо установить прямые финансовые отношения и обязательства между территориальными администрациями, с одной стороны, и ведомствами-застройщиками курортных зон, с другой. Убеждение последних в целесообразности установления нового порядка функционирования рекреационного комплекса должно основываться на твердых гарантиях стабильного и качественного хозяйственно-бытового и социального обеспечения здравниц. Юридическое оформление взаимоотношений между указанными сторонами может быть осуществлено с помощью разработки и принятия новой редакции существующего Закона РД «О туризме» в аспекте экономических и правовых основ управления рекреационным хозяйством Дагестана.
2. Контрольно-координирующие функции по развитию и эксплуатации РК должен принять на себя Межведомственный совет курорта, возглавляемый главой (первым заместителем главы) администрации и включающий в свой состав руководителей здравниц (групп одно -ведомственных здравниц) и специализированных рекреационных служб и ведомств. Районные (городские) туристско-курортные Советы следует наделить соответствующими финансовыми и исполнительскими правомочиями и их решения должны стать обязательными для всех пользователей местных рекреационных ресурсов. Совет участвует в установлении очередности рекреационного строительства, выступая единым заказчиком, планировании и утверждении целесообразности расходования средств, создании в случае необходимости специализированных служб строительства или эксплуатации отдельных элементов РК ит.д.
3. Районные (городские) администрации должны наделяться равными правами с республиканскими строительными министерствами в части формирования и утверждения планов работ единому подрядчику на подведомственной территории. План формируется в соответствии с решением туристско-курортного Совета при обязательной и фиксированной доле работ для республиканского министерства строительства по возведению общекурортной инфраструктуры, благоустройству территорий и жилищному строительству.
4. Экономической базой реорганизации территориальной системы управления рекреационным хозяйством может служить Межотраслевой республиканский фонд туристско-курортного развития. Такой фонд должен пополняться за счет ежегодных арендных платежей за
пользование рекреационными угодьями, бальнеологическими и пляжными ресурсами; разовых выплат за пользование объектами общекурортной инфраструктуры; штрафных санкций за нарушение нормативов освоения или эксплуатации рекреационных ресурсов, невыполнение договорных обязательств, нанесение ущерба окружающей среде и т.д.
5. Природные рекреационные ресурсы необходимо рассматривать в качестве основополагающей базы формирования республиканского РК. Поэтому при разработке новой редакции Закона РД «О туризме» требуется уточнение коренных вопросов рекреационного природопользования в республике. К числу приоритетных следует отнести вопрос целенаправленного приращения ресурсной базы рекреации путем создания парковых насаждений, искусственных пляжей, дюнных массивов и т.д.
6. Научно-информационное обеспечение рекреационного хозяйства Дагестана основывается на осуществлении своего рода «рекреационного мониторинга» среды массового посещения туристами. При этом должен быть создан республиканский информационный банк данных (с условным названием, например, «Туризм») и на его основе проводиться комплексные исследования, в частности, по выявлению допустимой емкости РК по экологическому, санитарно-гигиеническому, технико-экономическому, этнопсихологическому, нравственному и др. критериям.
7. В качестве исходной методологической схемы прогнозного изучения рекреационного хозяйства республики следует принимать конфликтно-логический тип модели рекреационной системы, отражающий противоречия между приезжими отдыхающими и местными жителями, хозяевами и пользователями рекреационных ресурсов, принимающими и отравляющими туристов хозяевами, регионами рекреационного спроса и предложения и т.д.
Многие аспекты реформирования системы управления рекреационным хозяйством выдвигает само время. Так, относительно недавно в республике возник вопрос об определении доли государственной собственности в сфере туризма и курортного обслуживания. Возник он в соответствии и во исполнение Указа Президента РФ от 25.04.94г. «О дополнительных мерах по развитию туризма и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». Это вопрос принципиальной важности для Республики Дагестан, а потому не может решаться автоматически, без необходимой глубокой научной проработки.
В этих условиях, естественно, на современном этапе наибольшую значимость представляют вопросы прогнозирования развития сферы туристско-курортного обслуживания, формируемой в пределах Приморского планировочного района Дагестана-210-ти километровой полосы побережья Каспийского моря между устьями реки Сулак и Самур.
Масштабы рекреационного освоения Дагестанского побережья Каспия определены Проектом планировки Приморского района республики, разработка которого проводилась сотрудниками московского института ГИПРО-ГОР начиная с 1971г. Ими были созданы и генпланы основных рекреационных систем районов: Каякентского (1979г.), Дербентского (1980г.), Махачкалинского (1980г.) и Манасского, взморий (1982г.), выполнены также проекты детальной планировки по 16-ти приморским курортам Дагестана. В 1982г. Гипрогоровцами создается сводный проект по Приморскому району, который на сегодняшний день остается нормативным планировочным документом для рассматриваемой территории (см.таблицу 1) (Комитет Правительства РД по делам молодежи и туризма).
Таблица 1
Туристский потенциал Республики Дагестан (в составе СевероКавказского района, по отношению к другим экономическим районам) [3].
Экономический район Емкость рекреационно-познавательных ресурсов Емкость природно-рекреационных ресурсов Вместимость материальной базы туризма и отдыха
млн. чел % млн. чел % тыс. %
дни в год дни в год мес.
Республика Дагестан 13,6 5,1 19,6 5,8 1,5 0,7
Единовременная вместимость учреждений отдыха по проекту должна составить в 2015г. свыше 260тыс. мест с ежегодным обслуживанием до 2,8-3 млн.чел. Общую емкость фондов рекреации (включая вместимость оборудованных пляжей) предполагается довести до 350 тыс. мест. Под здравницы сезонного функционирования предусмотрено отвести 80% всех мест,что, по мнению проектировщиков, является экономически выгодным в условиях Дагестана. (Мироненко Н.С., Козлов В.Н., Эльдаров Э.М.).
Однако запроектированные темпы туристско-курортной застройки дагестанского побережья Каспия оказались чрезвычайно завышенными. Совершенно не оправдались планы государственного финансирования строительства инженерной и социальной инфраструктуры района. Поэтому в настоящее время возведение каких-либо крупных здравниц силами отдельных ведомств и предприятий не представляется целесообразным из-за отсутствия на побережье линий водоснабжения и канализации. В самые последние годы резко упали мотивации государственного рекреационного строительства из-за общей нестабильности экономической и этнополитической ситуации на южных рубежах России. Наконец, рекреационное строительство на Каспии начиная с 80-х годов стало представляться рискованным делом и в связи с продолжающимся повышением уровня этого моря.
Согласно проекту районной планировки главный размах туристско-курортного строительства в Приморье Дагестана должен был произойти на втором этапе своего осуществления, т.е. с 1990 по 2015г.г. К окончанию же первого этапа строительства (1990г.) намечалось здесь создать фонд разме-
щения отдыхающих емкостью в 80 тыс. мест. Существующая же на 1990г. вместимость рекреационной сети (29 тыс. мест) оказывается в 2,8 раза меньше намеченной. Очевидно, что не будет достигнут целевой норматив рекреационного освоения Дагестанского побережья и ко времени последнего проектного срока (2015г.).
Экстраполяция существующего тренда развития сети учреждений отдыха, а также всей материально-технической базы рекреационного хозяйства позволяет прогнозировать увеличение единовременной вместимости всех здравниц Приморья Дагестана к 2015г. до 80-85 тыс. мест. Однако экстраполяция сама по себе, как известно, не является достаточно обоснованным методом прогнозирования. Ведь если учитывать действие всех сложившихся в последнее время геополитических, экономических, этнопсихологических и экологических обстоятельств, тем более их дальнейшее усугубление вплоть до экстремальных вариантов (криминогенные конфликты на территории республики или сохранение существующих темпов повышения уровня моря), то можно смело утверждать даже о снижении основных показателей рекреационных фондов по сравнению с сегодняшним днем.
Тем не менее, попытаемся спрогнозировать величину емкости фондов приморской рекреации на побережье Каспия, не принимая во внимание экстремальных вариантов развития республики, то есть полагая, что, во- первых, к 2015г. Дагестан не окажется втянутым в конфликт с другими республиками и, во-вторых, подтвердятся прогнозы гидрометеорологов о том, что уровень Каспия повысится лишь до отметки не более минус 25м, а далее, после непродолжительной стабилизации, начнется его падение. При прогнозных расчетах мы решили не исключать из внимания такие серьезно сдерживающие рекреационное освоение Дагестанского Приморья факторы, как сохранение низкого уровня социально-экономического развития республики и довольно явно проявивший себя с начала 90-х годов «холод»в отношении главных потенциальных потребителей рекреационных услуг в Дагестане (жителей средних и северных широт страны) к местной этнокультурной и санитарно-эпидемиологической среде.
Таблица 2
Перспективы развития рекреационного хозяйства приморского района
Дагестана, до 2015г. [3]
Основные фонды рекреации Емкость фондов рекреации, тыс. мест
Реальная 1990 г. Реальная 2005 г. Проектная 2015 г. Прогнозная 2015 г.
Учреждения отдыха 29 25 260 Около 40
Оборудованные пляжи 28 12 90 Около 30
Всего 57 37 350 Около 70
Продолжающее влияние условленных негативных факторов рекреационного развития Дагестанского приморского района приведет к снижению
выведенного путем экстраполяции показателя емкости здравниц примерно в два раза, то есть где-то до 40 тыс. мест. Это в 6,5 раза меньше проектной величины (см. таб. 2).
Что касается оборудованных морских пляжей, то, несмотря на их нынешнее активное разрушение из-за морской трансгрессии, показатель емкости этого типа фондов рекреации к 2015г. вполне может достичь 30тыс. мест, что лишь в 3 раза меньше предусмотренной проектом величины. Здесь следует учитывать, что, во-первых, расширение пляжных рекреационных угодий не является таким дорогостоящим мероприятием, как строительство жилья для отдыхающих, во-вторых, как уже отмечалось, наш прогноз предполагает начало стабилизации уровненного режима моря в ближайшие 10лет, а в-третьих, наплыв неорганизованных туристов, для которых в основном и будут расширяться фонды оборудованных пляжей, в условиях полагаемого нами окончания военных действий на Кавказе к началу следующего столетия может усилиться, прежде всего, со стороны соседних северокавказских республик.
Естественно, что приведенные прогнозные величины не безусловны. Их варьирование в сторону повышения будет напрямую зависеть от успехов в решении (точнее - саморазрешении) ныне обостряющихся или назревающих геополитических, социально-экономических, этнопсихологических и экологических проблем Дагестана. Они будут снижаться при отсутствии механизмов, способствующих преодолению или хотя бы смягчению таких проблем. Тем не менее, считаем, что допустимое отклонение прогноза по каждому из двух показателей не превысит величины ± 20-30тыс. мест.
Общий объем обслуживания в стационарных учреждениях туризма и курортно-оздоровительного хозяйства, по нашему прогнозу, в 2015г. составит 400-500тыс. и неорганизованных («без путевочных») - 600-700 тыс. отдыхающих в год.
Есть нужда и в выработке четкой государственной финансовой политики в сфере развития туризма и санаторно-курортного обслуживания в Дагестане. Для того, чтобы эта сфера функционировала на подобающем уровне, целесообразно прежде всего осуществить строительство единой водохозяйственной инфраструктуры в главной зоне рекреационного освоения Дагестана- Каспийском побережье. Имеется в виду вдоль береговая водопроводная и канализационная сеть, обеспечивающая элементарные санитарно-гигиенические нормы отдыха на взморьях республики. Начальный этап такого строительства - обустройство двух участков Каспийского берега, один из которых тянется к северу от Махачкалы до р. Кривая Балка, другой - к югу от столицы вплоть до Избербаша. Важное значение при этом должно отводиться вопросам безопасности возводимых объектов в связи с повышением уровня Каспия.
Именно в это целевое мероприятие на первых порах и должны вкладывать государственные средства по линии развития туризма и оздоровительного отдыха в Дагестане.
Меры по реализации вышеперечисленных целей предполагают: включение туристической отрасли в перечень основных направлений структурной перестройки дагестанской экономики; выполнение федеральной целевой программы «Развития туризма в РФ»; создание нормативно-правовой базы развития отрасли туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике; формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу и защиты внутреннего туристического рынка; предоставление налоговых поступлений и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки; введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности; создание благоприятных условий для кооперации туристско-курортных, банковских компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристического обслуживания и развития материально-технической базы отрасли.
Ресурсная и потенциальная база туризма Дагестана своим многообразием и разновидностью требует нетрадиционного отношения государства и общества в целом к выявлению и консолидации имеющихся материальных, управленческих, экономических и социально-культурных предпосылок для интенсивного развития туристско-экскурсионного комплекса Республики Дагестан.
В заключение отметим, что неотъемлемым правом людей, живущих в открытых гражданских обществах, является право на здоровый отдых и свободу выбора его форм и мест осуществления. Поэтому достойное туристско-курортное устройство Приморской зоны Республики Дагестан можно рассматривать в качестве одного из важнейших направлений государственной стратегии по обеспечению устойчивого развития России как цивилизованного общества.
Естественно, что в этих условиях государство должно поддерживать, регулировать и поощрять развитие выездного и внутреннего туризма, обеспечивать достойное финансирование и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне.
Литература
1. Дубнов А.С. Методические проблемы оценки и прогнозирования спроса в туризме, диссертация, Новосибирск, 1970г.
2. Туризм: практика, проблемы, перспективы, М , 1998г., Журнал. Дагестан туринфо, Махачкала, 1990г.
3. МироненкоН.С., Козлов В.Н., Эльдаров Э.М. Концепция совершенствования управления туристско-курортным комплексом Дагестана, Махачкала: даг ЦНТИ, 1997г.