тие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства» и в Курганской, и в Челябинской областях осложняет ряд существенных проблем, с которыми столкнулись сельскохозяйственные товаропроизводители:
- более половины сельхозпредприятий некредитоспособны, в то время как кредитные организации работают только с платежеспособными клиентами, т.е. с теми, у кого наблюдается прибыль по итогам года и достаточная залоговая база;
- низкая ликвидность имущества у большинства сельхозтоваропроизводителей не обеспечивает нужного объема залоговой массы для выполнения условий кредитования со стороны банков;
- трудно прогнозируется ситуация со сбытом продукции животноводства на продовольственном рынке, имеют место резкие изменения закупочных цен на мясо и молоко не в пользу сельхозтоваропроизводителей, а также сокращение рынков сбыта отечественной сельскохозяйственной продукции.
Немаловажное значение в нашем исследовании имеет оценка эффективности использования бюджетных технических субсидий, выделяемых на поддержку сельского хозяйства. Для этого был предложен методический подход и проведены расчеты по АПК Свердловской области. В последние годы субсидии на техническое оснащение сельхозорга-низаций Свердловской области заметно возросли. Если в 2002 году из бюджета области на эти цели было выделено 86 млн рублей, то в 2006 году - 571 млн рублей, или в 6,6 раза больше, чем в 2002 году. Данная форма государственной поддержки в общем ее объеме по Свердловской области составляет 29,7%.
Расчеты эффективности использования субсидий на техническое оснаще-
ние сельскохозяйственных организаций, проведенные по результатам 2006 года, свидетельствуют о целесообразности дальнейшего использования данного элемента экономического механизма обновления технической базы сельского хозяйства. По результатам наших исследований, выполненных по методике, разработанной совместно с ВНИЭТУСХ, эффективность такой формы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей довольно высока и составляет 1,07. Прирост товарной продукции от использования государственной поддержки в такой форме, по данным 2006 года, составил более 270 млн рублей.
Проведенные исследования позволили разработать принципиальную модель многоуровневого экономического механизма восстановления и обновления технической базы сельского хозяйства. Исходя из свойства экономических механизмов, а именно -иерархичности, нами представлена многоуровневая модель экономического механизма обновления технической базы хозяйства, вбирающая в себя федеральный, региональный и хозяйственный уровень. Каждому из уровней присущи свои особые черты. На каждом из уровней реализуются свои элементы и компоненты. Это связано еще с одним свойством экономических механизмов, а именно - экономические механизмы реализуются на том уровне, на котором они создаются.
Вместе с тем элементы экономического механизма, как показывают наши исследования, могут синхронно взаимодействовать, усиливать и создавать добавочное качество на том или ином уровне.
Рассматривая региональный уровень, следует отметить, что механизм
Экономика
такого уровня, как минимум, вбирает в себя три основных блока - это организационно-управленческий, экономический и правовой блоки. Организационноуправленческий блок представлен органами государственного управления регионального АПК, службами технического сервиса и материально-технического обеспечения; ремонтно-технической базой; дилерскими фирмами и компаниями; заводами регионального сельскохозяйственного машиностроения и другими структурами. Экономический блок данного механизма реализуется посредством финансовых, кредитных и налоговых рычагов, а также использования методов страхования, финансового лизинга, предоставления различного рода гарантий со стороны органов исполнительной власти в период приобретения и последующей эксплуатации приобретенной техники.
Механизм восстановления и обновления технической базы сельского хозяйства, безусловно, должен быть восприимчив к инновациям и инвестициям, способствовать реализации технических, технологических, организационных, финансово-экономических и других факторов, определяющих дальнейшее эффективное развитие технической базы агропроизводства.
При формировании экономического механизма восстановления и обновления технической базы сельского хозяйства необходимо использовать системные и программно-целевые подходы, учитывать особенности экономических механизмов такого рода, их свойства: иерархичность, взаимозависимость элементов и компонентов, возможность получения дополнительного качества и синергетического эффекта.
Литература
1. Квашнин В.А. Методика диагностирования и оценки технического потенциала агропроизводства / Под науч. ред. проф. А.Н. Сёмина. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2006. - 48 с.
2. Сёмин А.Н., Квашнин В.А. Экономическая оценка технического потенциала сельского хозяйства региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - №1.
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ УРОЖАЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ
О.В. МАЯКОВСКАЯ,
кандидат экономических наук, доцент, Оренбургский ГАУ, г. Оренбург
Ключевые слова: страхование, страховое возмещение, тарифные ставки, страховые риски, договор страхования, страховые взносы.
Страхование урожая - это одно из стратегически важных направлений в защите имущественных интересов сельхозпроизводителя, в рамках которого возможны различные варианты страхования: страхование урожая с
государственной поддержкой или без государственной поддержки. Вопросы сельскохозяйственного страхования напрямую связаны с национальной безопасностью страны.
Специфика агрострахования в том,
что в этот процесс вовлечены госу-"дарственные ресурсы. Задача государства - сбалансировать и минимизировать риски при сельхозпроизвод-стве, сделать его наиболее
Insurance, insurance compensation, rate of tariff, risk of insurance, agreement of insurance, payment of insurance.
стабильным и прибыльным. В том числе и с точки зрения инвесторов, которые сегодня готовы вкладывать огромные ресурсы в сельское хозяйство. Мировой опыт свидетельствует: основой создания рационального и устойчивого, экономически сбалансированного сельскохозяйственного производства является целенаправленная государственная поддержка. Анализ зарубежного опыта показал, что в настоящее время общими характерными чертами организации страхования в странах с развитой рыночной экономикой являются:
- добровольность участия сельскохозяйственных товаропроизводителей и страховых организаций в программах государственной поддержки страхования;
- долевое участие государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей в расходах на сельскохозяйственное страхование;
- установление государством правил страхования урожая сельскохозяйственных культур и других государственных программ с участием средств бюджета;
- организация государственной системы перестрахования части сельскохозяйственных рисков;
- разнообразие форм государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур и дохода сельскохозяйственных товаропроизводителей при ведущей роли страхования урожая сельскохозяйственных культур;
- финансовое участие государства в программах страхования и обеспечения безопасности доходов по отношению к сельскому хозяйству, соответствующим требованиям ВТО.
На сегодняшний день Россия - единственная страна, не имеющая специального законодательного документа о сельскохозяйственном страховании. Но сегодня в правительство внесены предложения о разработке и рассмотрении проекта такого закона. Пока же российские крестьяне - единственные сельхозтоваропроизводители в мире, выплачивающие страховую премию сразу и в полном объеме.
В советский период долго и успешно функционировала система обязательного сельскохозяйственного страхования через государственную страховую компанию. В 1924 г. в виде поправки к страховому принципу построения тарифов был создан льготный фонд, за счет которого маломощным крестьянским хозяйствам предоставлялись скидки с нормального тарифа. Страховые тарифы были доступны широким массам сельского населения и не загромождали технику страховых расчетов. Установленные тарифы предусматривали относительное уменьшение суммы платежей для наиболее подверженных стихийным бедствиям местностей за счет неко-
торого их увеличения для территорий, расположенных в более благоприятных природно-климатических условиях. Основной задачей государственного страхования стало максимальное удешевление страховых услуг, сведение к минимуму накладных расходов по страховым операциям. За этот период у крестьян было застраховано 81% площадей посевов. Накануне Великой Отечественной войны продолжалась работа по совершенствованию страхового дела в стране. Закон «Об обязательном окладном страховании», принятый 4.04.1940 г., повысил обеспечение по страхованию сельскохозяйственных культур и животных, увеличил нормы страхового обеспечения по сельскохозяйственным посевам - на 21%, в том числе по техническим и специальным культурам - на 110%. По страхованию сельскохозяйственных животных нормы страхового обеспечения повысились в два раза. Законом внесены существенные изменения в систему ставок страховых платежей. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Госстрах выплатил на восстановление погибшего от стихийных бедствий имущества 600 млн руб., в том числе колхозам - 430 млн руб. Отчисления на финансирование предупредительных мероприятий составили 58,1 млн руб. Указ Президиума ВС СССР и постановление Совета Министров СССР «О государственном обязательном страховании имущества колхозов», принятые 28.08.1967 г., предусматривали, что страхованию подлежит практически все имущество колхозов: урожай сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственные животные, здания, сооружения, рабочие и другие машины, транспортные средства, оборудование, продукция, многолетние насаждения и т.п. Этим Указом впервые в истории мирового страхования был максимально расширен объем ответственности по обязательному страхованию урожая сельскохозяйственных культур, включая засуху, недостаток тепла, излишнее увлажнение, нападение насекомых - сельскохозяйственных вредителей, болезни растений и другие бедствия, то есть объем ответственности был доведен по существу до страхования от неурожая. Страховое обеспечение стало определяться исходя из средней урожайности культур по каждому конкретному колхозу, а потери стали возмещаться в фактической стоимости полученного урожая по сравнению со средним урожаем за предшествующий 5-летний период. В результате уровень страхового обеспечения повысился до 50%, а впоследствии и до 70% от суммы ущерба. Существенно изменились условия страхования животных и другого имущества колхозов. Впервые в страховании введено возмещение колхозам ущерба в результате гибели от стихийных бедствий плодово-ягодных
Экономика
и других многолетних насаждений, плодовых деревьев, кустов, виноградных лоз. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13.04.1967 г. № 319 [16] в совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях, переведенных на полный хозяйственный расчет, образовывался страховой фонд за счет отчислений до 20% от фактически полученной прибыли за год. Из общей суммы отчислений в страховой фонд около 50% оставалось в распоряжении хозяйства, а остальная сумма перечислялась в фонд Министерства для оказания фактической помощи хозяйствам, пострадавшим от стихийных бедствий или недобора продукции из-за неблагоприятных погодных условий для производства. Средства страхового фонда совхозов использовались на покрытие затрат и убытков по ликвидации последствий стихийных бедствий. Неиспользованные в течение трех лет средства страхового фонда изымались у совхозов в размере одногодичных отчислений в централизованный фонд (за период с 1968 г. по 1988 г. между хозяйствами было перераспределено более 60 млрд руб.). Сложившаяся система страхования была достаточно эффективной и обеспечивала в значительной мере устойчивое финансово-экономическое положение хозяйств в зонах с резкими перепадами погодных факторов.
С распадом СССР и переходом к рыночным отношениям наступил новый период в развитии страхования. Законом «О социальном развитии села» с 1991 года обязательное страхование в сельском хозяйстве было отменено. После распада старой системы обязательного страхования очень сложно было перейти к достойной ее замене в рамках рыночной экономики по ряду причин: в первую очередь из-за повышения уровня страховых тарифов при добровольном страховании, упразднения централизованных страховых резервов и государственной поддержки, а также ухудшения финансового положения сельхозтоваропроизводителей.
Страховалось очень небольшое число хозяйств - всего 10-15% по всей России. Забегая вперед, следует признать, что и на сегодняшний день страхование сельхозрисков еще не стало нормой для российского села. В 19921997 годах Минсельхозом России были приняты меры по созданию системы государственной поддержки страхования в сельском хозяйстве - 14 июля 1997 года был принят Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства». Этим законом были определены правовые основы организации страхования в сельском хозяйстве, обеспеченного государственной поддержкой, подразумевающей оплату 50% страхового взноса при страховании урожая за счет средств федераль-
ного бюджета. К сожалению, с 1 января 2004 года закон потерял свою силу.
Для улучшения ситуации в сфере страхования урожая в 2003 году при Министерстве сельского хозяйства РФ создано ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в агропромышленном комплексе». Федеральным законом №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» развитие системы страхования рисков в агропромышленном комплексе названо одним из приоритетных направлений. Государство, с одной стороны, не имея реального воздействия на страховой рынок, а с другой - осознавая необходимость использования страховой защиты агропромышленного комплекса, нашло выход - в стимулировании сельхозпроизводителей к страхованию посевов через механизм субсидирования страховых премий. Помимо этого, начала активно развиваться система коммерческого страхования. Доля застрахованных посевов должна возрасти с 18% от общей площади в 2006 г. до 40% в 2012 году. Об этом говорится в одобренной кабинетом министров пятилетней Государственной программе по развитию сельского хозяйства. В федеральном бюджете на 2007 год на агрострахование выделено 3,4 миллиарда рублей. Объемы ассигнований из федерального бюджета для компенсации затрат на агрострахование в 2008 г. составят 3,4 млрд руб., в 2009 г. - 4 млрд руб., в 2010 г. - 4,2 млрд руб., в 2011 г. - 4,5 млрд руб., в 2012 г. - 5 млрд руб. На покрытие части затрат по уплате страховых взносов из бюджета Оренбургской области в 2006 году было выделено 8 650 тыс.руб, в 2007 году -16 629 тыс. руб.
Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев назвал «ненормальной» нынешнюю ситуацию на рынке страхования сельскохозяйственных рисков, на котором действует 70 компаний. Для страхования урожая с государственной поддержкой по его мнению, «необходимо провести отбор и найти крупных системных вертикальных операторов - 2-3 компании, которые могли бы снизить тарифы при поддержке государства».
Признавая сельскохозяйственное страхование одним из самых рискованных видов страховой деятельности, но, чувствуя возможность очень даже хорошо заработать на страховании АПК, все новые и новые компании прокладывают здесь себе дорогу. Сейчас их уже семьдесят. С одной стороны, это необходимая в рыночных условиях конкуренция, с другой - многие из этих кампаний не имеют ни опыта сельскохозяйственного страхования, ни знающих сельскохозяйственных кадров. Система же позволяет им диктовать условия, выгодные лишь для себя. Страхователь - сельхозтоваропроизводитель должен заплатить сразу и полностью весь страховой взнос,
начисленный ему страховой компанией. И Государственную же долю взноса он должен взять в банке под проценты. Постановлением от 28 апреля 2007 г. №254 «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений» определены следующие страховые программы:
- добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой;
- добровольное страхование многолетних насаждений;
- добровольное страхование животных;
- страхование доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на случай снижения рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию;
- порядок кредитования страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой.
Приказом от 31 мая 2007 года № 314 Министерством сельского хозяйства РФ были утверждены методики определения размера утраты, страховой стоимости урожая и ставки для расчета субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Сельскохозяйственным товаропроизводителям из федерального бюджета предоставляются субсидии в размере 40% от уплаченной страховой премии по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений и 10% - из бюджета субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Оренбургской области от 21.02.07 №73-п утвержден порядок возмещения из областного бюджета части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на страхование урожая сельскохозяйственных культур. Расчет ущерба в связи с потерями урожая сельскохозяйственных культур производится после получения Страховщиком от Страхователя статистической формы отчетности 29-с.х. «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур». Расчёт ущерба определяется исходя из стоимости количественных потерь (недобора) урожая основной продукции застрахованных сельскохозяйственных культур на всю площадь посева (посадки), исчисленной как разница между стоимостью урожая, принятой при заключении Договора страхования урожая, и стоимостью фактически полученного урожая. Размер ущерба определяется по каждой культуре. При этом стоимость фактически полученного урожая исчисляется по ценам, которые были приняты в расчете при заключении договора страхования.
Экономика
При расследовании страховых случаев учитываются все факторы, приведшие к снижению урожайности, включая нарушение агротехники, наличие опасных явлений и иных событий, не включенных в перечень страхуемых рисков. В свою очередь, урегулирование страховых случаев связано с определенными сложностями в силу многофакторности условий, определяющих урожайность сельскохозяйственных культур. Недобор урожая связан с целым комплексом неблагоприятных событий, в частности: заморозков, вымерзания, выпревания, переувлажнения почвы, бурь, градобития, землетрясения, половодья, лавины, селя. Все эти риски принимаются на страхование с государственной поддержкой.
В настоящее время по инициативе Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства создано общество взаимного страхования ОВСК «ОВС-АГРО». Его основная задача - создание инфраструктуры некоммерческого страхования в России, предоставление широкого спектра страховых услуг своим членам, которые имели бы возможность получить беспроцентный кредит или займ, в том числе на страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой.
На данный момент в рамках Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства по согласованию с Минсельхозом России проведена работа по формированию региональных информационно-консультационных центров. Один из таких центров был создан в Оренбурге при ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». Основными функциями региональных консультационных центров являются: организация профессиональной подготовки, повышение квалификации кадров; изучение и обобщение опыта страхования с государственной поддержкой; научные исследования новых механизмов и форм государственной поддержки страхования в агропромышленном комплексе, а также участие в рекламной деятельности, направленной на развитие страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой на территории РФ. В настоящее время ведется работа по подготовке региональных координаторов-консультантов, которые будут представлять интересы страхователей - сельхозтоваропроизводителей в различных структурах, в том числе в филиалах страховых компаний и органах власти субъектов Российской Федерации.
Несмотря на принятые меры по проведению этого вида страхования, существует и ряд проблем, которые, прежде всего, связаны с особенностями страхования урожая. В отличие от других видов имущественного стра-
хования страхование урожая сложно и трудоемко, так как на момент заключения договора объект страхования не имеет качественных и количественных характеристик. Урожайность же зависит от множества факторов природного и техногенного характера. Поэтому специфика сельскохозяйственного производства во многом определяется высоким уровнем риска, что находит свое отражение в сравнительно высоком уровне страховых взносов при проведении страхования сельхозтоваропроизводителей. Затраты на страхование урожая отдельных культур могут превышать 10% от общей площади будущего урожая и такие расходы для многих хозяйств являются практически неподъемными.
Сейчас в России, по данным Мин-сельхоза РФ, застраховано 23% сельхозпредприятий, а Государственная программа развития АПК предусматривает к 2012г. страхование до 40% сельхозтоваропроизводителей. По экспертным оценкам, потенциальная емкость рынка страхования урожая составляет 40-50 млрд руб., что сравнимо с рынком автострахования.
Одной из основных проблем проведения сельхозстрахования является недостаток высококвалифицированных специалистов в этой сфере, а также неосведомленность самих сельхозтоваропроизводителей о страховом процессе и о страховых компаниях, которые занимаются данным видом страхования в регионе. Именно поэтому в Оренбургском государственном аграрном университете по инициативе ректората университета проводятся выездные семинары в районы об-
ласти. Семинары были проведены в Ташлинском, Новосергиевском, Сарак-ташском районах, где руководителям хозяйств, главам сельских администраций разъяснялись основные принципы проведения страхования урожая с государственной поддержкой, комментировались правила предоставления субсидий за счет федерального и областного бюджетов. В оживленной дискуссии были подняты и решены вопросы оправданного выбора страховой компании, сроков заключения договоров страхования, критериев степени надежности страховых компаний.
Анализ исторических этапов и современного состояния страхования урожая показал, что необходимо сформулировать общие рекомендации, способствующие совершенствованию действующего механизма страхования урожая с государственной поддержкой, обеспечению его сбалансированности:
1. Необходимо уточнить ряд условий страхования, установить страховые тарифы, соответствующие степени риска в отношении культур и регионов. Страхование следует проводить на длительный срок по разработанным нормативам.
2. Необходимо установить такой порядок оплаты страховых взносов, который предотвращал бы увеличение расходов сельхозтоваропроизводителей на страхование, максимально уменьшить долю страховых взносов, вносимых непосредственно страхователями, привлечь бюджеты регионов к более активному участию в оплате страховых взносов.
3. Вернуться к ранее действовавшему порядку компенсации страховых
Экономика
взносов за сельхозпроизводителя в размере 50 процентов напрямую страховым организациям. Это позволит проводить среди них конкурсный отбор.
4. Крайне важно установить такой порядок формирования и использования страховых резервов, который соответствовал бы специфике отрасли. В благоприятные годы сумма превышения страховых взносов над страховыми выплатами в полном объеме должна оставаться в распоряжении страховщика и включаться в стабилизационный резерв для обеспечения страховых выплат в неблагоприятные годы.
5. Необходимо приступить к формированию федерального сельскохозяйственного страхового резерва, определить порядок и условия его формирования.
Таким образом сельскохозяйственное страхование должно сложиться в организованную систему, в которой взаимодействуют страховые организации, общества взаимного страхования и кредитования, региональные консультационные центры, региональные координаторы-консультанты, кредитные организации, агрохолдинги, сельхозтоваропроизводители, органы государственной власти. Каждый элемент этой системы должен быть «прозрачен», всем известен и главное - находиться во взаимодействии с остальными. Необходимо, чтобы был сформирован и начал работу федеральный сельскохозяйственный страховой резерв, средства которого будут направлены на урегулирование убытков по договорам страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой и организацию займов.
Литература
1. Словарь по экономике и финансам. Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру». - http://www.glossary.ru.
2. Тришин Н.А., Маяковская О.В. Страхование урожая с государственной поддержкой: Учебное пособие. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2005.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ АГРОТЕХСЕРВИСНЫХ УСЛУГ
В.В. КВАШНИН,
аспирант, ВНИЭТУСХ, г. Москва
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, технический сервис, услуги, материальное обеспечение АПК, рынок.
В стране отрабатывается механизм развития предпринимательства с участием государства в поддержке фонда малого предпринимательства. В 1995 году был принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», где предусматривалось финансирование федеральных программ
развития малого бизнеса через существующий Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП).
Малое предпринимательство в России в своей деятельности сталкивается с большими трудностями и проблемами. Основная проблема малых предприятий - недостаточная ресурс-
ная база, как материально-техническая, так и финансовая. Развитие малых предпринимательских форм происходит у нас сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капиталь-
Enterprise activity, technical service, services, material maintenance of agrarian and industrial complex, the market.