Тенденции и проблемы развития профессиональной подготовки практикоориентированных кадров для сферы малого бизнеса
Северов В.Г.
В статье представлено социально-экономического значения малого бизнеса в современном мире; раскрываются нормативно-правовые основания поддержки малого предпринимательства; выявляются определяющие тенденций и проблем развития профессиональной подготовки практико-ориентированных кадров для сферы малого бизнеса.
The article represents social and economic value of small business in the modern world; opens standard and rightful principles of support of small business; reveals determining tendencies and problems of development of vocational training of the practical focused staff for sphere of small business.
В современном мире неоценимое значение для экономики всех стран играет малый и средний бизнес. Этот сектор экономики в большинстве стран мира определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Малые формы бизнеса быстро реагируют на запросы рынка, придают экономике эластичность и адаптивность, формируют необходимую конкурентную среду, способствуют преодолению монополизма.
Малые и средние бизнес-предприятия более мобильны при внедрении инноваций, не требуют крупных стартовых инвестиций, эффективнее используют трудовые и иные ресурсы. Темпы освоения новых видов изделий и услуг на таких предприятия на 30 %, а эффективность в 8 раз выше, чем в крупных промышленных структурах.
В экономике такие предприятия являются необходимым дополнением крупных производственных единиц.
Число предприятий малого бизнеса по данным мировой статистики все время увеличивается и требует для себя необходимого кадрового обеспечения.
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью слоя мягких собственников -владельцев малых предприятий их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Малый бизнес - самое серьезное средство борьбы с безработицей в условиях, связанных с резким сокращением промышленного производства. Это в очередной раз со всей очевидностью показал разразившийся в 2008 году мировой финансово-экономический кризис. «Только широкая сеть малых и средних предприятий в условиях жесткого ограничения финансовых возможностей государства позволяет эффективно решить эту проблему» [1, с.26].
В нашей стране преимущества крупных промышленных предприятий долгие годы абсолютизировались. Как следствие, этот сектор приобрел гипертрофированный вид, что в конечном итоге не замедлило сказаться на дефиците отечественных потребительских товаров широкой номенклатуры.
Сам же малый бизнес, любые формы частного предпринимательства рассматривались либо как элементы чуждые социалистическому образу жизни, либо как малозначимые для экономики страны формы экономического уклада. Даже существовал специфический термин, характеризующий в определенной степени исследуемый нами феномен - «кустарное производство», а в «Советском энциклопедическом словаре» бизнес трактовался как «деятельность, дело, занятие, являющееся источником наживы» [6, с. 83] и не более того.
В последнее время в России приходит понятие значения и роли этого явления, определился курс на сочетание бизнес-предприятий разных масштабов деятельности. Крупные предприятия успешно функционируют в условиях массового производства продукции и стабильной номенклатуры изделий, имеют дело с оптовыми покупателями, а малые - ориентированы на изготовление продукции мелкими партиями, выполнение индивидуальных заказов, обслуживание индивидуальных клиентов.
Но десятилетиями складывающаяся ситуация недооценки или полного отрицания малых форм бизнеса и многоукладности экономики не может быть изменена сиюминутно. Россия в настоящее время, несмотря на предпринимаемые усилия, занимает последнее место среди развитых стран мира
по масштабам малого и среднего предпринимательства.
В контексте исследуемой нами проблемы следует обязательно сказать еще об одной
характеристике малого бизнеса России - отраслевой структуре.
Данные статистики свидетельствуют о тенденции преобладания в отраслевой структуре малого бизнеса России предприятий торговли и общественного питания. Их - 47% от общего количества
предприятий занято в этом секторе. В то время как малые предприятия в промышленности -
составляют лишь 13,3%. Налицо неоптимальность распределения малых предприятий в отраслевой структуре, поскольку Россия - промышленно развитая многоотраслевая страна и, естественно, чтобы в промышленной секторе экономики страны наличие малых форм бизнеса было бы адекватным.
Развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии цивилизованной среды предпринимательства, т.е. норм и правил, определенных законодательством; соответствующего экономического уклада системы профессиональной подготовки кадров, системы этических отношений и др.
За истекший после вступления России на путь построения рыночной экономики, принят ряд законодательных и других нормативно-правовых актов, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса. Приведем некоторые из них:
Базой для формирования политики развития малого предпринимательства в целом и ее социальноэкономической составляющей в частности является Указ Президента РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» [8].
В законе реализована идея систематизации норм, регулирующих отношения в сфере малого предпринимательства, определены главные направления государственных поддержки и развития малых предприятий, установлены основные формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности этих субъектов хозяйствования.
В последующие годы был принят ряд других законодательных и нормативных актов, в частности:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета отчетности для субъектов малого предпринимательства»;
- Указ Президента РФ от 6 июня 1995 г. № 563 «О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства»;
- Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 752 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства»;
- Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров для федеральных государственных нужд».
Эти и последующие правовые акты имели высокое позитивное значение для развития малого предпринимательства, способствуя росту положительной общественной и личной мотивации к занятию этой деятельностью. Это привело к росту числа малых предприятий. Их количество достигло 890,6 тыс. единиц в 1999 г. Однако, одновременно стала нарастать целая система разного рода факторов, отрицательно влияющих на развитие предпринимательства, и к 2001 г. число малых предприятий сократилось до 843,0 тыс. единиц. Лишь к 2003 г. оно вновь возросло до уровня 1999 г. В дальнейшем такой волнообразный характер развития сохранился. Оценивая эту ситуацию в целом, авторы одного из исследования по этой проблеме [3] пишут о том, что серьезные препятствия, ограничивающие реализацию потенциальных возможностей развития малого бизнеса, можно условно разделить на внешние (объективные) и внутренние.
Внешние барьеры, по мнению указанных авторов, связаны с негативными аспектами развития и состояния внешней среды, обусловлены неразвитостью правовой системы и отношений собственности, слабой защищенностью предпринимателей, непредсказуемостью политической ситуации в ряде регионов, неадекватностью финансовой инфраструктуры, сложившимся монополизмом на товарных рынках, низким уровнем платежеспособного спроса населения.
Внутренние проблемы развития малого предпринимательства связаны с отсутствием или недостатком опыта ведения бизнеса, низкой квалификацией специалистов и менеджеров в малых предприятиях, плохой их информированностью о состоянии рынков.
Изложенные обстоятельства, характеризующие уже сложившееся состояние внешней и внутренней среды, негативно воздействующих на малый бизнес, дают основание авторам для формирования сдержанных прогнозов его развития в России.
Но при рассмотрении тенденций развития малого бизнеса в России, следует иметь в виду уже четко проявившуюся «живучесть» российского предпринимательства «Несмотря на различные общественные, финансовые и иные катаклизмы последних полутора десятков лет, предпринимательство не только выжило, и стало значительно более устойчивым по ряду параметров и критериев» [9, с. 14].
Малый бизнес не потерян общественной притягательности для приложения в нем своей профессиональной деятельности даже в условиях разразившегося в последнее время мирового финансового и экономического кризиса.
Так согласно данным нашего опроса выпускников различных образовательных учреждений: 16% выпускников школ, 23% выпускников учреждений среднего профессионального образования, 36% выпускников вузов намерены заняться малым бизнесом. При этом 62% из них считают необходимым пройти целевую профессиональную подготовку для этих целей. То есть налицо факт осознания недостаточной профессиональной готовности для работы в сфере малого бизнеса. И это притом, что опрос проводился среди выпускников учебных заведений.
Поэтому по нашему мнению имеется достаточно оснований для более оптимистической оценки перспектив развития малого бизнеса.
Такой же точки зрения придерживается Е.В. Башкинская, которая пишет: «Если допустить, что удалось бы до нуля снизить барьеры для входа в бизнес желающим заниматься предпринимательством и обеспечить эффективную институциональную поддержку этим людям, то число малых предприятий в России возросло бы многократно. Даже если с учетом нетрудоспособного населения и препятствий на начальном этапе развития до стадии устойчивой работы дошло бы только четверть из них, то численность малых предприятий на 1000 человек населения могла бы составить порядка 25 единиц, что уже было бы вполне сравнимо с плотностью малого бизнеса развитых стран Европы» [1, с. 328].
В качестве подтверждения необходимости и возможности развития малого предпринимательства, сети малых предприятий можно привести высказывание А. Рунова о том, что «для нашей страны - это задача номер один. Мы сейчас не в состоянии строить новые Магнитки и Уралмаш, а повысить долю валового продукта, производимого малым бизнесом, довести ее с нынешних постыдных 12% (самая оптимистическая оценка) хотя бы до 50% - реально. Запад давно перешагнул ее, у него сейчас иная задача, кстати, и в отношении России, - обеспечить рынки сбыта для продукции своих малых предприятий. Если этой экспансии не будет противостоять отечественные конкуренты, так и случиться -в ущерб нашей экономике [5, с. 2].
Эти мнения еще раз подтверждают наш вывод о том, что в целом перспективы развития малого бизнеса могут быть оценены как оптимистические и они крайне важны для нашей страны. Государство стремиться поддерживать малый бизнес, хотя и недостаточно.
Исходя из таких посылок, можно предполагать, что малый бизнес, число его структур, а, следовательно, и численность занятых в этой сфере, желающих получить соответствующую профессиональную подготовку, будут возрастать.
Уже сейчас в большинстве регионов сформированы и реализуются различные направления и формы поддержки предпринимательства, содержащие комплексы мероприятий по профессиональной подготовке кадров для малого бизнеса. Эти комплексы, как правило, имеют как непосредственно образовательный, так и консультационно-тренинговый, информационно-аналитический и иной характер интеллектуальной поддержки.
Однако, региональные программы поддержки малого бизнеса в части комплексов мероприятий по профессиональной подготовке кадров не в полной мере соответствуют требованиям рынка труда.
К недостаткам программ можно отнести также отсутствие мероприятий по первичной профориентационной помощи лицам, имеющим намерение работать в сфере малого бизнеса.
Кроме того, зарубежный и отечественный опыт, свидетельствуют о том, что нет и полного понимания организации системы профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса, особенно в практико-ориентированной его части.
Взгляды на то, какую и как дать специалисту малого бизнеса образовательную базу, и вообще
нужна ли особая профессиональная подготовка к этому роду деятельности, сильно разнятся. Хотя в целом все видные исследователи этой сферы отмечают роль образованности кадров для осуществления малого бизнеса.
Так, П.Друкер отмечает, что предпринимательство имеет свою базу знаний, которые являются средством для достижения цели предпринимателя. В связи с этим предпринимателя следует учить [11, с. 26].
Ж.Сэй так же подчеркивает: «В одной и той же области промышленности умный, деятельный, человек знаний и порядка приобретает богатство, между тем как другой, натолкнувшись на неблагоприятные условия, разоряется» [7, с. 25].
То есть, уже ученые-классики отмечали то обстоятельство, что успеха в малом бизнесе могут добиться люди, обладающие необходимыми знаниями и качествами.
Подобная точка зрения имеется и у современных исследователей. «Отсутствие четкого суждения о том, что представляет собой профессия предпринимателя, что нужно знать и уметь, чтобы стать предпринимателем, сказывается и на подготовке будущих специалистов», - говорится в одной из публикаций Р.Д. Хизрича [10, с. 38].
Приведенные слова свидетельствуют о нерешенность важного вопроса - о специфике профессиональной деятельности специалистов для малого бизнеса, о содержании и сложности формирования образовательных программ подготовки кадров для малого бизнеса.
Так Г.А. Гордиенко считает, что предпринимательская подготовка, по существу, в той или иной мере реализуется на всех уровнях образования. Особенно четко развернута позиция автора в следующих пояснениях. Допрофессиональная подготовка, говорит автор, включает элементы подготовки молодежи к предпринимательской деятельности (психологические, теоретические и практические), обеспечивающие экономическую грамотность, знание элементарных основ предпринимательской деятельности, готовность к ней, владение простейшими навыками этой деятельности.
Содержание подготовки к предпринимательской деятельности на первой ступени профессионального образования (начальное профессиональное образование) позволяет обеспечить подготовку технических исполнителей, младших специалистов и работников аппарата управления для предприятий всех форм собственности и с различным числом работников. Оно обеспечивает сравнительно узкую специализацию при выполнении отдельных функций предпринимательской деятельности в конкретных отраслях (областях). Содержание подготовки молодежи, обучающейся непредпринимательским (традиционным) специальностям и профессиям, обеспечивает им возможность ведения индивидуальной трудовой деятельности в соответствующей отрасли.
Вторая ступень профессионального образования (среднее профессиональное образование) предусматривает подготовку специалистов среднего звена для работы в коммерческих и других службах предприятий различных размеров и форм собственности. Кроме того, на этой ступени готовятся руководители среднего звена, управляющие малых предприятий. Лица, обучающиеся традиционным специальностям, могут получить дополнительную подготовку в области предпринимательской деятельности, обеспечивающую занятие производственно-управленческих должностей, например в малых предприятиях. Содержание подготовки последних должно включать вопросы правового обеспечения деятельности предприятия, определения сферы предпринимательской деятельности, управления персоналом и производством, маркетинга, финансово-кредитной деятельности и учета, конкретной производственной деятельности, а также психологической подготовки к предпринимательской деятельности.
Содержание третьей ступени (высшего профессионального образования) обеспечивает подготовку специалистов в области предпринимательской деятельности высокой квалификации и руководителей высшего звена, преимущественно для малых предприятий с численностью работников более 20 человек и для средних предприятий. Студенты, обучающиеся традиционным специальностям, получают дополнительную подготовку, содержание которой обеспечивает возможность их деятельности в предпринимательских структурах малого бизнеса [2, с. 49].
Мы разделяем в целом такой посыл в организации профессиональной подготовки практикоориентированных кадрах для малого бизнеса, как наиболее оптимальный для существующих условий, но требующий своего развития.
Не решен до конца и еще один важный вопрос - вообще о связи между уровнем образования и
результатами деятельности в малых формах бизнеса, хотя есть понимание о корреляции в целом между ними.
В США профессиональное образование играет важную роль в процессе профессионального становления специалистов малого бизнеса. Причем речь идет не только и не столько о наличии диплома, сколько об образовании как процессе, который при этом длится всю жизнь. Поэтому широко развиты различные курсы по предпринимательству. Если в 1975 году они читались в 104 колледжах и университетах, в 1980 г. - в 163, в 1985 г. - уже в 253, а за последние годы их количество увеличилось еще более чем в двое. Рост числа спецкурсов для сферы малого бизнеса сопровождается также усилением научного интереса к этой области.
Кроме того, в США существует развитая сеть, так называемых, школ бизнеса. Это, как правило, структурные подразделения учебных заведений. Школы бизнеса обладают собственной богатой материально-технической базой, в них сосредоточены квалифицированные педагогические и исследовательские кадры. Уровень профессиональной подготовки кадров в таких школах бизнеса весьма высок. Сложились три основных типа школ бизнеса: первой, второй и третьей ступени. Школы бизнеса тесно связаны с самим бизнесом и большое внимание уделяют практическим занятиям. В школах бизнеса содержание обучения, его технологии и организация не имеют жесткой регламентации, постоянно изменяются по структуре и рассчитаны на активность выбора самих обучаемых.
Таким образом, в США прослеживается четкая тенденция к осознанию важности профессионального образования для занятия малым бизнесом и необходимости расширения возможностей получения такой подготовки.
В Великобритании кадры для сферы малого и среднего бизнеса готовятся практически во всех университетах и колледжах. Выделяются также две специализированных школы бизнеса: Лондонская и Манчестерская.
Во Франции такая подготовка сосредоточена в коммерческих и управленческих школах. Они финансируются и курируются торгово-промышленными палатами.
В Германии реализуются программы EXIST для финансовой поддержки и стимулирования студенческого предпринимательства. Ежегодно более 200 тыс. предпринимателей бесплатно получают соответствующие консультации. Создано 40 консультационных центров. Германским институтом труда запущена программа JUNIOR по созданию учебных мини-предприятий, работающих в рыночных условиях.
В Японии профессиональная подготовка кадров для малого бизнеса осуществляется в университетах, колледжах, учебных центрах фирм, профессиональных обществах и ассоциациях. Число специализированных учебных центров достигает 200, причем часть из них находится в введении государства. Существует около 40 научно-методических центров, созданных для поддержки этой подготовки.
В Норвегии и Финляндии основной задачей профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса является поощрение студентов к открытию собственного дела.
В качестве терминов, определяющих профессиональную подготовку кадров для сферы малого бизнеса, употребляются «коммерческое образование», «деловое образование», «бизнес-образование», «ремесленное образование». И эти термины не рассматриваются как синонимы. Каждый из них отражает определенный вид образования, его цели, направленность, содержание и др.
В России, к сожалению, существует определенная недооценка профессиональной подготовки кадров для успешности малого бизнеса.
Анализ существующих направлений и специальностей основных профессиональных образовательных программ «Общероссийского классификатора специальностей по образованию» (ОКСО) [11] не содержит направлений и специальностей, непосредственно ориентированных на подготовку специалистов для малого бизнеса.
Еще более проблемно обстоит дело с практико-ориентированными кадрами для исследуемой нами сферы, т.е. теми, кто способны осуществлять не только управление бизнесов (производством) с позиций менеджмента, экономики и финансов, но осуществлять собственноручно выпуск реальной продукции (услуг). Подготовка специалистов-техников в колледжах для сектора промышленности не позиционируется как подготовка специалистов для малого бизнеса, а профессиональные
образовательные программы их подготовки не содержат необходимых для этого компонентов.
Несколько более ориентированы на подготовку предпринимателей для малого российского бизнеса учебно-деловые центры, бизнес-курсы, агентства по поддержке малого предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы, профессиональные образовательные программы подготовки ремесленников - предпринимателей
Следует отметить, что и это предложение, как и сложившиеся структуры подготовки кадров оставляют без внимания важнейшую составляющую профессиональной подготовки кадров для малого бизнеса - их готовность производить какие-то товары (услуги), а не только реализовывать их, или управлять количествами и финансами.
Профессиональные образовательные программы подготовки ремесленников-предпринимателей -одно из ведущих (но не единственное) направлений по удовлетворению потребностей рынка труда в практико-ориентированных специалистах для малого бизнеса, владеющих современными технологиями производства товаров, способных организовать собственное дело и управлять им. В Москве (с1995 г.), в Екатеринбурге (с 1999 г.) на федеральных экспериментальных площадках совместными усилиями немецких и российских специалистов созданы и успешно функционируют учебные заведения нового типа для профессионального образования ремесленников -предпринимателей. В Вологодской, Челябинской областях позже также стали реализовываться подобные программы.
Эти программы наиболее близки концептуальной идее нашего исследования. Однако, она не сводится к ним, представляя их скорее, как частный случай более общего явления.
Все изложенное еще раз свидетельствует о необходимости дальнейшего углубленного исследования вопросов, форм, методов организации обучения практикоориентированных кадров для сферы малого бизнеса, в увязке с сущностным содержанием этого понятия, с формированием определенного единства взглядов и подходов к организации деятельности сети образовательных структур, занимающихся этим видом обучения.
Дело осложняется тем, что работа по решению этих проблем ведется множеством участников этой деятельности в инициативном порядке без существенной координации, какой-либо централизованной разработки организационно-методического обеспечения, хотя бы рекомендательного характера. Имеющиеся научные и научно-методические центры действуют преимущественно на общественных началах либо в виде негосударственных некоммерческих структур и не имеют необходимых условий для разностороннего решения всего спектра актуальных задач.
Итак, нами представлено социально-экономическое значение малого бизнеса в современном мире; раскрыты нормативно-правовые основания поддержки малого предпринимательства в России; выявлены определяющие тенденции и проблемы развития профессиональной подготовки практикоориентированных кадров для сферы малого бизнеса.
Библиографический список
1. Бешкинская, Е.В. Концепция развития системы профессионального образования предпринимателей России / Е.В. Бешкинская. - М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2008.
2. Гордиенко, Г.Н. Регулирование процессов обеспечения профессиональными кадрами институциональных структур предпринимательства / Г.Н. Гордиенко. - СПб.: ГУЭФ, 2000.
3. Менеджмент в малом предпринимательстве: сб. статей, учебных и информационных материалов. -М.: РЭА им. Плеханова, 2005.
4. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОК-0-2003). -М. : ИП «Издательство стандартов», 2003.
5. Рунов, А. Программа содействия малому предпринимательству должна иметь масштабы антиалкогольной компании эпохи Горбачева / А. Рунов. - [http: //nise.ru / news. html id].
6. Советский энциклопедический словарь / гл. редактор А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1985.
7. Предпринимательство / под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2001.
8. Указ Президента Р.Ф. от 4.12.1996 г. № 752 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации».
9. Учебные центры для малого бизнеса: справочник. Вып. 1. - М.: изд-во «НИРЯДА», 1997.
10. Хизрич, Р. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1.
Предприниматель и предпринимательство: пер. с англ. / Р.Хизрич. - М.: Прогресс-Универс, 1991.
11. Drucker, P. Management and the word work. Harward Business Review,April 1986. № 11.
12. 12. Игорь Реморенко: «Модель "Российскоеобразование-2020" создается в интересах
потребителей образовательных услуг.» //Профессиональное образование. Столица. 2008. № 9. С. 6-9.
Ключевые слова: малый бизнес, социально-экономическое значение, нормативно-правовые
основания, практикоориентированные кадры, профессиональная подготовка.
Keywords: small business, social and economic value, the standard and rightful principles, the practical focused staff, vocational training.