ТЕОРИЯ КООПЕРАЦИИ
УДК 339.166.82:311.14 (470.344)
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Н.Ю. Абрамова
Исследован продовольственный рынок Чувашской Республики, изучены основные элементы, принципы формирования и перспективы его развития. Особое внимание уделено анализу характерных черт продовольственного рынка в годы преобразований и вступления России в ВТО. Приведены конкретные примеры развития продовольственного рынка в Чувашии.
Ключевые слова: рынок продовольствия Чувашской Республики; тенденции развития; сельскохозяйственная продукция; продовольственная обеспеченность; потребление; цены; конкурентная среда.
N.Y. Abramova. TRENDS AND PROSPECTS OF THE FOOD MARKET IN THE CHUVASH REPUBLIC
Investigated the food market of the Chuvash Republic, studied the basic elements and principles of its development prospects. Special emphasis on the characteristics of the food market in the years of reforms and Russia's accession to the WTO. Concrete examples of the food market in Chuvashia.
Keywords: the food market of the Chuvash Republic; trends; agricultural production; food security; consumption; prices; competitive environment.
Продовольственный рынок — важная составляющая часть экономического рынка. От его состояния и развития зависит уровень продовольственной безопасности, процессы формирования и использования продовольственных ресурсов, обеспеченность населения продуктами питания, перерабатывающей промышленности — сырьем, улучшение качества и ассортимента продукции.
Продовольственный рынок, в соответствии с общим определением рынка, представляет собой систему экономических отношений между производителями и потребителями продовольственных товаров в сфере их обращения, факторов производства и реализации на основе учета спроса и предложения, определения полезности продукции и ее цены, стимулирования использования достижений научно-технического прогресса, повышения качества реализуемой продукции.
В структуре продовольственного рынка можно выделить три основных элемента: субъекты продовольственного рынка, объекты продовольственного рынка, характер экономических отношений между субъектами продовольственного рынка.
В рамках продовольственного комплекса взаимодействуют следующие группы субъектов:
- сельскохозяйственные производители различных форм собственности и хозяйствования, формирующие ресурсы продуктов питания, производимых крупными сельхозпредприятиями, кооперативными и фермерскими хозяйствами, личными подсобными хозяйствами на основе сложившегося многоукладного производства;
- перерабатывающие предприятия, формирующие предложение продовольственных товаров;
- субъекты производственной инфраструктуры, выполняющие задачи по трансформации потенциальной потребительной стоимости в реальную путем развития транспортировки, заготовок, хранения продовольствия, тарного хозяйства, а также розничной реализации продукции конечному потребителю;
- конечные потребители (население).
Объекты продовольственного рынка
представляют собой реализуемые производителями или продавцами материальные блага (товары), способные удовлетворить потребности покупателей в продуктах питания.
Третьим элементом структуры продовольственного рынка является характер экономических отношений, возникающих между его субъектами. Речь идет о конкурентной среде, которая представляет собой соревнование производителей и продавцов продовольственных товаров за привлечение конечных потребителей и максимизацию прибыли. В целом продовольственный рынок в мировом, а также в государственном масштабе относится к числу конкурентных. Однако для небольших территорий степень конкуренции значительно уменьшается. Развитие конкурентной среды находится в зависимости от барьеров входа на данный рынок новых хозяйствующих субъектов.
Комплексное исследование продовольственного рынка включает анализ конкурентной среды, рыночной инфраструктуры, оценку оптимальности территориального размещения субъектов рынка, межотраслевых и межтерриториальных обменов, а также оценку эффективности управленческих решений полномочных органов в отношении развития данного рынка.
Рынок продовольствия тесно связан с другими видами рынков — средств производства, труда, услуг. Принципы формирования региональных продовольственных рынков обоснованы необходимостью формирования свободных субъектов рыночных отношений и конкурентной среды в регионе, обеспечения согласования интересов всех сфер и отраслей продовольственного подкомплекса АПК, учета региональной специфики спроса и предложения, регионального биопотенциала для производства продовольствия.
Формирование и развитие регионального рынка продовольствия в значительной степени зависит от общего развития рыночных отношений, состояния продовольственного рынка в целом по стране, уровня развития АПК, его структуры, связей, паритетности
отношений между сферами деятельности. При преобразованиях в региональном АПК, нарушении паритетности, появлении новых участников, каналов реализации наряду с изучением данных процессов, причин, обусловивших спад, путей выхода из кризиса возрастает потребность в информации о самом рынке продовольствия со стороны различных пользователей. Такого рода информацию могут обеспечить обоснованные с методологической точки зрения исследования формирующегося продовольственного рынка с учетом специфики природно-хозяйственных, исторических, социальных, правовых особенностей изучаемого региона.
Актуальность информации о рынке продовольствия усиливается в связи с переходом на новые уровни организации продовольственного рынка в регионе: создание оптовых продовольственных рынков, консолидация первой и третьей сфер АПК в виде кооперативных форм хозяйствования, различных объединений и т.д.
Развитие продовольственного рынка связано с решением множества проблем. С одной стороны, возможности удовлетворения потребностей людей в продовольствии зависят от развития производственной базы отраслей, производящих продукты питания, и прежде всего, от развития аграрного сектора экономики. С другой стороны, реальный уровень удовлетворения потребностей населения в продовольствии напрямую определяется уровнем доходов населения.
Формирование рынка продовольствия происходило на основе преобразований общественной формы хозяйствования при ограниченных возможностях сельского хозяйства в производстве и реализации продовольственных ресурсов, существенных изменениях в системе реализации сельскохозяйственной продукции, в условиях диспаритета отношений между отраслями АПК, интервенции импортных товаров, инфляции и снижения уровня жизни населения.
Среди характерных черт продовольственного рынка в годы преобразований можно отметить:
- уход государства из сферы распределения сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также из сферы регулирования продовольственного рынка в целом, что выразилось в сокращении объема государственных закупок, бюджетного финансирования, крайне низком уровне государственного регулирования;
- снижение экономической роли основ-
ного звена аграрного производства — крупных и средних сельхозпроизводителей при одновременном расширении в общем объеме сельскохозяйственного производства доли хозяйств населения в форме личных подсобных хозяйств;
- резкое снижение технического уровня сельскохозяйственного производства;
- появление большого числа посреднических звеньев как в каналах реализации сельскохозяйственной продукции, так и при реализации продовольственных товаров, приводящих к удорожанию продукции;
- затрудненность установления равновесных цен на рынке аграрной продукции из-за административных барьеров, а также теневых посреднических структур (перекупщиков), устанавливающих цены (прежде всего закупочные), препятствующих межрегиональному перемещению сельскохозяйственного сырья и продуктов питания;
- усиление конкуренции со стороны импортных поставщиков сельскохозяйственной продукции;
- ухудшение параметров продовольственной безопасности.
Торговля одной из первых вступила на путь рыночных отношений и существенно изменилась за годы реформ. В настоящее время для входа в рынок розничной торговли продовольствием нет высоких барьеров, поэтому на этом рынке действует много независимых фирм, производящих однородные услуги. Неценовая конкуренция, основанная на качестве продуктов (услуг), рекламе, условиях продажи, сопровождает ценовую.
Современное состояние российского потребительского продовольственного рынка еще далеко не совершенно. Кризис в экономике страны привел к значительному сокращению объемов отечественного производства продовольствия. Негативное влияние на формирование рынка сельскохозяйственной
Динамика производства сел в Чувашской Республике за 1990-2011
продукции и продовольствия оказывают макроэкономические факторы, среди которых можно выделить: падение платежеспособности населения, масштабный импорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия, монополизация ценообразования в сфере производства материально-технических ресурсов и оказания услуг для сельскохозяйственного сектора, воздействие на рынок относительно низких цен на импортируемое продовольствие и др.
Из-за слабых межотраслевых связей происходит спад сельскохозяйственного производства. В результате «не работает» конкуренция, направленная на рост производства и насыщение рынка отечественным продовольствием.
Низкие доходы большей части населения страны не могут формировать оптимальный потребительский спрос на продовольственном рынке страны, поэтому государство должно создавать условия для социально ориентированной рыночной экономики, которая будет способствовать повышению материального благосостояния населения.
От общих закономерностей развития продовольственного рынка страны перейдем к исследованию региональных особенностей его формирования в Чувашской Республике.
Для анализа и прогноза конъюнктуры продовольственного рынка используется широкий перечень показателей, которые могут быть разбиты на следующие основные группы: показатели внутреннего оборота, показатели внешней торговли, ценовые показатели.
Сырьем для производства продуктов питания является продукция сельского хозяйства Чувашской Республики, объемные показатели которого приводятся ниже. Республика в 2011 г. находилась на 32 месте из 83 субъектов Российской Федерации по производству сельскохозяйственной продукции.
Таблица 1
жохозяйственной продукции
'. (в хозяйствах всех категорий; тыс. т)
Продукция 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Зерновые и зернобобовые культуры (в весе после доработки) 946,9 483,8 500,8 391,0 522,8 573,0 127,7 555,4
Картофель 931,6 939,3 574,2 678,5 782,0 809,8 301,3 825,2
Овощи - всего 98,8 105,4 164,3 110,7 109,4 109,5 99,2 175.0
Скот и птица на убой (в убойном весе) 111,8 76,3 66,9 61,8 69,3 73,4 69,6 69,1
Молоко 618,7 566,7 465,7 434,3 493,8 494,9 494,6 489,3
Яйца, млн шт. 383,4 268,5 256,4 293,8 267,4 286,5 284,2 323,8
Основным направлением в сельском хозяйстве являлось растениеводство, продукция животноводства составила 44,3% общего объема. Растениеводство преобладало в сельскохозяйственных организациях и в крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей. В хозяйствах населения преобладало животноводство (ими в 2011 г. произведено 65% всей продукции животноводства). В животноводстве одним из ведущих направлений является молочное производство. Его доля в общей стоимости всей продукции сельского хозяйства составляет 25%, а во всей продукции животноводства — 36%.
Предложение продовольственных товаров в регионе, как и в стране в целом имеет ряд особенностей. Кризисные явления отразились на производстве всех без исключения видов продукции аграрного сектора, объемы выпуска которой сокращались на протяжении 1990-х гг. (табл. 1). В настоящее время, несмотря на рост производства сельскохозяйственной продукции, его объемы так и не достигли уровня 1990 г., за исключением овощей. При этом основным источником роста производства продукции сельского хозяйства остается сфера растениеводства. На результатах производства продукции сельского хозяйства отразились и погодные условия. Сильные морозы 2009-2010 гг., засуха летом 2010 г., повлекшая резкое сокращение кормовой базы, до сих пор не позволяют достигнуть объемов производства и темпов предыдущих лет.
Одним из направлений реформирования сельского хозяйства явилось значительное увеличение числа мелких товаропроизводителей. Личные подсобные хозяйства населения занимают доминирующее положение в производстве мяса, а по картофелю, овощам и молоку они обеспечивают более половины общих объемов производства. Данная ситуация положительно влияет на формирование конкурентной среды, но такая структура рынка не всегда позволяет эффективно регулировать его развитие.
Существенное влияние на предложение продовольственных товаров оказывает уровень развития предприятий пищевой промышленности. Производство пищевых продуктов, включая напитки, — один из наиболее значимых видов деятельности промышленного производства Чувашской Республики, на долю которого в 2011 г. приходилось 13% объема всей отгруженной промышленной продукции (четвертое место). Однако его удельный вес
в объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств в 2009-2011 гг. снижался и составил соответственно 16,6%, 16,0% и 15,6%. При этом индекс физического объема практически не рос (соответственно по годам 93,7%, 100,6% и 99,5%).
В перерабатывающий комплекс по производству пищевой продукции входят предприятия, производящие мясные и молочные продукты, муку и крупы, хлебобулочные, кондитерские и макаронные изделия, напитки, спирт, пиво, обеспечивающие население республики необходимыми продуктами питания.
На конец 2011 г. производством пищевых продуктов, включая напитки, занимались 407 организаций и территориально-обособленных подразделений, из которых 231 относилось к крупным и средним, 176 — к малым предприятиям. Лидерами по объемам реализации на потребительском рынке Чувашской Республики среди местных товаропроизводителей являются ОАО «АККОНД» (кондитерские изделия), ОАО «Хлеб» (хлеб и хлебобулочные изделия), ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» (пивоваренная продукция), филиал «Молочный комбинат «Чебоксарский» ОАО «Компания ЮниМилк» (молоко и молочная продукция).
Конкуренция на продовольственном рынке Чувашской Республики отмечается как между крупными промышленными предприятиями и малым бизнесом республики, так и между местными товаропроизводителями, отечественными и зарубежными компаниями. До 30 % продукции внутреннего продовольственного рынка формируется за счет ввоза товаров из других регионов Российской Федерации (в первую очередь регионов Приволжского федерального округа), стран ближнего и дальнего зарубежья. На рынке сельскохозяйственной продукции наблюдается олигопсония со стороны перерабатывающих предприятий (в частности на рынке молока), что приводит к низким закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию (нередки ситуации, когда закупочные цены складываются ниже себестоимости продукции).
Основное потенциальное конкурентное преимущество местных товаропроизводителей — относительно невысокая себестоимость реализации за счет более низкой доли транспортных издержек в общей себестоимости. К недостаткам необходимо отнести недостаток складских мощностей, неразви-
Таблица 2
Обеспеченность населения Чувашской Республики продуктами питания в 2010-2011 гг.
Продукция Рациональная норма потребления на душу населения, кг Фактическое потребление на душу населения, кг Производство на душу населения, кг Обеспечение за счет местных товаропроизводителей, %
по фактическому потреблению по рациональной норме
2010 г. 2011 г 2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г
Картофель 107,6 187,5 184,4 240,7 660,8 128,4 358,4 223,7 614,1
Овощи и бахчевые культуры 97,0 94,3 105,4 79,2 140,1 84,0 132,9 81,6 144,4
Молоко и молочные продукты 238,2 254,5 256,2 394,7 391,8 155,1 152,9 165,7 164,5
Мясо и мясопродукты 37,2 56,3 59,4 55,5 55,3 98,6 93,1 149,2 148,7
Яйца, шт. 200,0 202,9 212,4 226,8 259,3 111,8 122,1 113,4 129,7
тость рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, общую финансовую неустойчивость и дефицит квалифицированных кадров.
Вступление России во Всемирную торговую организацию обострит проблему конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке. Снижение ставок таможенных тарифов на импортную продукцию сельского хозяйства, которые ранее защищали российских производителей, приведет к снижению цен на нее. Ожидаемое увеличение ввоза продукции иностранных производителей может привести к разорению многих российских предприятий, продукция которых неконкурентоспособна по качеству или по себестоимости. Потребители выиграют от снижения цен, а производителям в течение переходного периода придется вести поиск способов повышения эффективности деятельности предприятий. Эта проблема может коснуться и производителей сельскохозяйственной продукции Чувашской Республики.
С точки зрения возможностей самообеспечения продовольственными ресурсами все регионы нашей страны можно подразделить на: производящие (вывозящие), самообеспечиваемые и потребляющие (ввозящие).
Анализ баланса ресурсов и использования основных видов продовольственных товаров показал, что Чувашская Республика обеспечивает себя почти всеми видами продукции, как растениеводства, так и животноводства (табл. 2).
При этом по таким видам продукции, как картофель, молоко и молочные продукты, имеются все возможности для вывоза. Некоторое снижение уровня продовольственного обеспечения за счет собственного про-
изводства в 2010 г. во многом объясняется неблагоприятными погодными условиями, оказавшими негативное влияние на объемы деятельности производителей сельскохозяйственной продукции.
Оценка уровня продовольственного обеспечения за 1990-2010 гг. на основе расчета коэффициентов продовольственного обеспечения территории продукцией собственного производства, характеризующих собственное производство необходимых продуктов питания в расчете на душу населения, показал, что в среднем объемы собственного производства необходимых продуктов питания превосходят рациональную потребность населения в них в 2,65-4,18 раз. Наиболее высокий уровень продовольственного обеспечения продукцией собственного производства наблюдается по картофелю, который колеблется в отдельные годы от 7,31 (в 2000 г.) до 14,48 (в 2009 г.).
Спрос населения на продовольственные товары частично удовлетворяется посредством ввоза продуктов питания из других регионов. Так, например, в 2011 г. ввоз по отношению к производству в республике составил: масла сливочного — 12%, сыров — 47%, молока — 6%. В свою очередь, часть продукции вывозится с территории Чувашской Республики в другие регионы страны. Такой товарообмен между регионами служит для более полного удовлетворения потребностей населения в молочных продуктах. Экспортный потенциал агропромышленного комплекса Чувашской Республики по многим товарным позициям имеет хорошие перспективы, но его реализация требует от производителей более активной позиции на внешних продовольственных рынках и сти-
Таблица 3
Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах Чувашской Республики
за 2010-2011 гг. (в среднем на потребителя в год, кг)
Продукция Рациональная норма потребления на душу населения, кг Все домашние хозяйства в том числе проживающие:
2010 г. 2011 г. в городской местности в сельской местности
2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г.
Хлебные продукты 133,7 108,8 113,6 105,1 116,8 113,8 109,5
Картофель 107,6 81,3 79,2 70,7 71,5 96,0 89,1
Овощи и бахчевые культуры 97,0 94,4 105,4 93,4 116,6 95,8 91,0
Фрукты, ягоды 23,0 73,2 81,0 79,4 98,4 64,6 58,7
Мясо и мясопродукты 37,2 57,9 69,3 62,0 79,7 52,1 55,9
Молоко и молочные продукты 238,2 251,1 253,3 263,4 261,7 233,9 242,5
Яйца, шт. 200,0 183,3 209,2 185,3 214,9 180,6 201,8
Рыба и рыбопродукты 16,0 20,8 24,0 18,5 25,0 24,1 22,8
Сахар и кондитерские изделия 22,2 29,7 32,4 30,1 33,3 29,1 31,3
Масло растительное и другие жиры 13,8 10,3 10,8 9,8 11,1 11,1 10,3
мулирования этих процессов со стороны государства.
В последние пять лет спрос на продовольственные товары в нашей стране характеризуется относительной стабильностью. Однако показатели среднедушевого потребления еще далеки от уровня рациональных норм и экономически развитых стран. На такое положение могут оказывать влияние различные факторы: изменение структуры потребления, уровень цен на продовольственные товары, уровень доходов населения и др.
Чувашская Республика в 2011 г. находилась на 12 месте в Приволжском федеральном округе по уровню среднедушевых денежных доходов, которые составляли около 58% от общероссийского уровня. Причем в 2011 г. 786,4 тыс. человек, или 63,0% населения имели доходы ниже среднедушевого дохода, сложившегося в целом по республике (в 2010 г. данный показатель составлял 63,1%).
Наблюдается существенная дифференциация в среднедушевом потреблении продуктов питания у населения с различным уровнем доходов, проживающих в городской и сельской местности и имеющих разный состав семьи.
По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств Чувашской Республики, в 2011 г. в целом по всем домашним хозяйствам отмечался рост среднедушевого потребления по основным группам
продуктов питания, кроме картофеля (снижение на 2,1%). В городской местности наблюдалось снижение потребления молока и молочных продуктов, в сельской местности возросло потребление мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, яиц, сахара и кондитерских изделий, при снижении потребления остальных продуктов питания (табл. 3).
В потреблении городского и сельского населения имеются определенные различия. Рацион питания жителей села существенно дополняют поступления из личного подсобного хозяйства, поэтому они больше, чем горожане, потребляли баранины (в 2,9 раза), молока цельного (в 1,4 раза), творога (на 21,5%), картофеля (на 24,5%), замороженных и консервированных фруктов (на 17,3%), овощных консервов (на 15,5%), свинины (на 10,0%). В домашних хозяйствах, проживающих в городской местности, более высок уровень потребления продуктов промышленного производства: из мясопродуктов — колбасных изделий, мясных закусок, консервов и полуфабрикатов, из молочных продуктов — кисломолочных продуктов, сыров, йогуртов.
Количество и состав потребляемых продуктов питания напрямую зависят от благосостояния: чем выше доходы, тем более калорийным является рацион, выше его белковая составляющая. Максимальный разрыв
Таблица 4
Динамика индекса потребительских цен на отдельные группы продовольственных товаров в Чувашской Республике и Российской Федерации за 2008-2011 гг. (декабрь к декабрю предыдущего года), %
Продукция Чувашская Республика Российская Федерация
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Продовольственные товары 116,5 102,4 114,7 102,2 116,5 106,1 112,9 103,9
Хлеб и хлебобулочные изделия 123,6 91,7 118,3 103,5 122,2 105,0 105,3 109,2
Крупа и бобовые 123,8 91,5 174,9 79,6 125,8 97,5 158,8 92,0
Мясо и птица 131,3 99,8 100,6 113,0 122,2 105,0 105,3 109,2
Рыбопродукты 116,2 108,7 101,2 114,2 114,7 110,7 104,6 111,3
Молоко и молочная продукция 111,1 98,2 121,7 107,7 112,2 102,3 116,7 106,3
Яйца 113,5 86,7 112,3 106,4 113,8 85,5 113,2 106,2
Сахар-песок 107,8 150,0 125,0 66,9 107,0 142,7 122,5 74,5
в уровне потребления децильных групп населения с наибольшими и наименьшими располагаемыми ресурсами наблюдается по фруктам и ягодам (в 1,7 раза), мясу и мясопродуктам, яйцам, рыбе и рыбопродуктам (в 1,4 раза). Наименьшая дифференциация имеет место в потреблении хлебных продуктов и картофеля. Калорийность суточного рациона питания населения с наименьшими располагаемыми ресурсами на 12,1% ниже, чем в наиболее обеспеченной группе населения, потребление белков — на 16,7%, жиров — на 18,7%, углеводов — на 7,3%.
Среди субъектов Приволжского федерального округа Чувашская Республика занимает первую позицию по потреблению картофеля, фруктов и ягод, вторую позицию — по потреблению рыбы и рыбопродуктов, сахара и кондитерских изделий, четвертую позицию — по потреблению овощей и бахчевых, хлебных продуктов. Несколько ниже место, занимаемое республикой, по потреблению масла растительного и других жиров (6 место), молока и молочных продуктов (7 место), яиц (9 место), мяса и мясопродуктов (11 место).
Важным фактором, под воздействием которого формируется спрос, является изменение цен на товары. Среднегодовой темп роста потребительских цен на продовольственные товары за 2007-2011 гг. в Чувашской Республике составил 108,7 % (табл. 4). В результате в 2011 г. по отношению к 2007 г. в республике цены на продовольствие выросли на 39,9 %, тогда как по стране в целом — на 45,0 %. За исследуемый период наибольший рост цен на продовольствие отмечен в 2008 г. — на 16,5 %, также как и в Российской Федерации в целом.
В то же время, цены производителей сельскохозяйственной продукции за этот же период возросли в ещё большей степени — на 78,5%. При этом быстрее всего росли цены на продукцию растениеводства — в 2,1 раза. Таким образом, рост стоимости переработки и торговые наценки внесли меньший вклад в рост региональных розничных цен.
Среди основных необходимых продуктов питания в 2011 г. наиболее высокими темпами росли цены на рыбопродукты — на 14,2 % (в 2010 г. — на 1,2 %), на мясо и птицу - на 13,0 % (в 2010 г. - на 0,6 %). В 2010 г. наблюдается значительный рост цен на крупу и бобовые (на 74,9 %) и плодоовощную продукцию, включая картофель (на 54,0 %), что связано с погодными условиями 2010 г. В Чувашской Республике в 2010 г. из-за сильнейшей засухи производство зерновых снизилось по отношению к 2009 г. в 4,5 раза, а картофеля — в 2,7 раза. Учитывая, что данные виды продукции традиционно играют важную роль в питании жителей как России в целом, так и Чувашской Республики, резкое снижение уровня производства при неизменном спросе не могло не сказаться на росте потребительских цен.
Одной из основных причин роста цен на продовольствие является ограниченность доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей на розничные рынки. На рынках городов республики, да и всей страны, действуют посреднические звенья, которым сельхозпроизводитель вынужден сдавать продукцию по явно заниженной цене, зачастую не покрывающей даже произведенные затраты. В дальнейшем товар продается
потребителям по необоснованно высоким ценам. Для исключения посреднического звена в цепи производитель — потребитель целесообразно расширить практику организации как региональных, так и районных ярмарок сельскохозяйственной продукции в режиме выходного дня, на которых жители получат возможность по ценам производителя покупать продукты.
Исходя из сложившейся на сегодняшний день ситуации на отечественном продовольственном рынке, основной стратегической целью его развития, на наш взгляд, должно стать достижение полноценного (по количеству, структуре и качеству) удовлетворения потребностей населения в продуктах питания преимущественно за счет внутренних ресурсов государства, а также поддержание экономических интересов отечественных производителей продовольствия.
Для стабилизации ситуации на продовольственном рынке целесообразно реализовать комплекс первоочередных мер. Необходимо расширение доступа на рынок готовой продукции всех категорий сельхозтоваропроизводителей путем создания сети сельскохозяйственных потребительских коопера-
тивов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.
Развитие продовольственного рынка связано с совершенствованием организационно-экономических взаимоотношений между участниками рынка, разработкой рациональных схем товародвижения, совершенствованием технологии переработки продовольственного сырья, комплексным использованием всех составных частей поставляемого продукта, выбором экономичных видов перевозок для каждого вида продукции, минимизацией затрат на транспортировку и хранение и т.п.
Необходимы инвестиции во все отрасли АПК. Именно инвестиционная сфера должна решить проблему расширенного воспроизводства, системную общегосударственную задачу обеспечения населения республики продовольствием.
Несмотря на то, что наша страна обладает одним из крупнейших в мире потенциалом агропродовольственного рынка, перспективы его функционирования весьма неоднозначны. Во многом они будут зависеть от макроэкономических условий в стране и от степени интеграции данного рынка в мировой.
АБРАМОВА Надежда Юрьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения, учета и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ABRAMOVA, Nadezhda Yurevna — Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Monetary Circulation, Accounting and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 332.133.44 ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
М.С. Салова
Раскрываются вопросы продовольственного обеспечения, продовольственной безопасности, источники поступления продовольствия и формирования продовольственных резервов, роль и место потребительских кооперативов в организации закупок сельскохозяйственной продукции у сельхозпроизводителей.
Ключевые слова: продовольственная безопасность; потребительские кооперативы; продовольственное обеспечение; сельскохозяйственная продукция; продовольственные товары; потребительская кооперация; пищевые продукты.
M.S. Salova. CONSUMER COOPERATIVES IN FOOD SECURITY
Focus on issues of food security, food safety, sources of food and the formation of food reserves, the role and the place of the consumer cooperatives in the procurement of agricultural produce from farmers.
Keywords: food safety; consumer cooperatives; food security; agricultural products; food products; consumer cooperatives; food.