УДК 338.3
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ РЬМ-СТРАТЕГИИ
Е.П. Гарина, А.П. Гарин
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Современные тенденции развития промышленного производства на мировом уровне определяют необходимость формирования принципиально новой теоретической и методологической базы производственного менеджмента в России, совершенствования существующих и разработки новых механизмов, методов и технологий проектирования продукта. Решение вопроса возможно за счет внедрения в производство технологий и систем, апробированных на практике и активно применяемых мировыми лидерами отрасли.
Ключевые слова: технологии развития производства, разработка продукта в промышленности, организационно-технические системы, РЬМ-стратегия.
Глобализация отраслей промышленности определяет необходимость конкурирования между основными игроками: производителями Европы, США, Японии, Южной Кореи, Китая, Индии.
В игре каждый участник либо удерживает относительно низкие рыночные цены на продукцию, либо держит их на относительно высоком уровне, но при этом постоянно вводит в производство новые технологии, осуществляя инвестиции в продукт. В автомобильной промышленности такими технологиями выступают: бизнес-решения по вопросу создания продукта в промышленности (разработка гибридов, топливных элементов, новых силовых агрегатов и трансмиссий, электроники в автомобилях), организационно-технические системы управления (PLM, ERP, CRM, SCM и т.д.), системы межкорпоративного взаимодействия (сети бизнес-процессов) и другое.
В настоящее время на мировом уровне наблюдается ряд тенденций:
1 тенденция: Постоянная трансформация концепции и архитектуры развития продукта; рост технических инноваций во всех областях автомобилестроения, в частности, в области «топливной
эффективности» (до 30% всех наработок); в вопросах безопасности, бесшовного соединения элементов конструкции, в вопросах информационной динамики, комфорта и т.д. Увеличивается роль гибкой ценовой политики, намечается курс к постоянному уменьшению специализации в области проектирования и производства, снижению технологической дифференциации продукции между производителями.
Всё чаще ведущая роль в производстве отводится поставщикам и R & Б технологиям (где R & Б технологии - это технологии, основанные на инновациях).
Для справки: изучение К & О расходов автопроизводителей и поставщиков показывает, что около 40 % всех инвестиций приходится на инновации, не имеющие практического использования из-за отсутствия признания на рынке [3]. Из оставшихся 60 %, 20 % востребованы только в рамках серийного производства. Еще 20 % инноваций соответствуют всем юридическим требованиям, но не добавляют «своеобразия продукту», не реализуют основную компетенцию производителя. Соответственно, подобные инновации в перспективе не окупаются. Таким образом, остается 20% инноваций, пред-
ставляющих выгодное вложение, и лишь 10% среди них являются технологиями, имеющими потенциал развития.
2 тенденция: Ориентация производителей на функциональную интеграцию и стандартизацию продукции, когда устройства (продукция ОЕМ-поставщиков) нацелены на использование в двух и более системах (в настоящее время, одно устройство = одной функции). Примером выступают системы PRE-SAFE MercedesBenz, которые связывают существующие системы, такие как датчики аварий и ESP с местами управления; ремни безопасности и люк на крыше, с добавлением функций безопасности для существующих компонентов и другое.
Производители автомобилей все чаще сосредоточивают свои усилия на технологических модулях и модулях «бренд-определяющих функций» (например, безопасность Volvo, комфорт для Mercedes-Benz, надежность Toyota).
Реализуемые меры по стандартизации и модульности производства позволяют управлять группами затрат и осуществлять контроль за производством на фоне постоянного усложнения машин.
3 тенденция: Развитие систем межкорпоративного взаимодействия: сетей бизнес-процессов - BPN.
Концентрация производителей и поставщиков повлекла за собой развитие системы межкорпоративного взаимодействия - бизнес-бизнес (В2В) и создание на уровне технологий стандартов основных бизнес-процессов. Для сравнения, корейский автопром на международном уровне развивает систему межкорпоративного взаимодействия с GM и Форд; с компаниями-производителями автомобильных компонентов - такими как Delphi и Visteon. В Японии Toyota сотрудничает с компанией-производителем автомобильных компонентов Denso, в Европе Mercedes-Benz, BMW и Renault сотрудничают с компаниями -производителями автомобильных компонентов
Bosch и Valeo. Объединение внутренних и внешних бизнес-процессов реализуется с использованием систем SCM (управление цепочками), CRM (управление взаимоотношений с клиентами) и системы VAN (система обмена информацией). Это касается не только внутренних рабочих процессов компаний, но и межорганизационных систем (IOS).
4 тенденция: Активная автоматизация организационно-технических систем.
Начиная с 1940-1960-х годов в качестве основного направления развития производства было использование нового оборудования и технологических процессов, а уже в конце 1960-х годов многие компании начали активно внедрять автоматизированные системы планирования и распределения ресурсов, управления производством.
В настоящее время корпоративное управление реализует уже пять типов корпоративных систем электронного бизнеса, востребованных и апробированных на практике ведущими российскими и западными корпорациями, как то: электронная система материально-технического снабжения (e-Procurement); электронная система управления цепочками поставок (e-SCM, supply chain management); электронная система сбыта продукции (e-Distribution); электронная система взаимодействия с клиентами и партнерами (e-CRM); отраслевые и межотраслевые электронные торговые площадки (e-Marketplace).
5 тенденция: Разработка R & D технологий с ориентацией на поставщиков.
Как показывает исследование, в отрасли в настоящее время наблюдается ориентация массового производства на удовлетворение индивидуальных нужд покупателя, поэтому всё большее значение в основных процессах производителей приобретают цепочки деятельности фирм-поставщиков. По данным Martinrea International [3], в среднем 60-75% от
стоимости нового транспортного средства определяется отношением R & D-сотрудничеством между производителями автомобилей и поставщиками.
Большое внимание уделяется вопросам безопасности поставок.
OEM-поставщики, поставляющие оригинальные компоненты, узлы, модули и системы всё чаще замыкают на себе многофункциональные операции и способность производить товары и оказывать услуги для широкого круга ведущих фирм. По оценкам экспертов MIT (Мас-сачусетский институт Технологии), одиннадцать ведущих фирм-поставщиков из трех стран - Японии, Германии и США, в настоящее время занимают доминирующие позиции на основных рынках мира. Глобальный масштаб, в свое время, был достигнут за счет волны слияний и поглощений, прошедших 1990-х г.г., и массовых банкротств поставщиков начала-середины 2000-х г.г. Так, в США такие поставщики, как Delphi Corporation, Tower Automotive, Dana Corporation и Collins & Aikman, были вынуждены пройти процедуру реструктуризации вплоть до закрытия предприятий.
Однако, несмотря на очевидность нужды в формировании единых сетей бизнес-процессов участников (производителей автомобилей и поставщиков), существует необходимость проработки вопроса.
6 тенденция. Повышение стоимости разработки и внедрения новых методологий и организационно-технических систем в производстве.
В настоящее время ни одна, даже самая крупная автомобильная компания, не обладает необходимыми ресурсами и компетенциями для разработки и внедрения сложных методологий и систем, которые необходимы для управления разработками новых продуктов. Соответственно, решение проблем такого масштаба возможно либо за счет государственной поддержки, либо путем приобретения
компетенций в области процессов и методов у консалтинговых компаний, что, в дальнейшем, способствует их распространению и единообразию. Третьим решением выступают совместные разработки нескольких, конкурирующих между собой компаний - примером данного подхода выступает методология APQP (Планирование качества перспективной продукции и план управления, Advanced Product Quality Planning and Control Plan).
Тенденции развития отрасли на мировом уровне являются определяющим фактором формирования конкурентной среды в автомобилестроении России. Так, российские производители заняты решением двух противоположных задач - повышением качества производства и разработкой новых высокотехнологичных продуктов по конкурентоспособной цене. Решением проблем выступают: инвестиции в собственные разработки; контрактное производство на площадях отечественных производителей автомобилей мировых автомобилестроительных корпораций; покупка зарубежных технологий и моделей автомобилей и адаптация их под особенности российского рынка с последующим производством под собственной маркой. На этом этапе, большинство отечественных корпораций выбирает второй и третий варианты [4].
Отдельно выделяется вариант создания стратегических партнерств отечественных производителей (на рынке остались три крупных отечественных игрока: группа компаний ГАЗ, АвтоВАЗ, Северсталь-авто) с ведущими мировыми игроками. Например, за доступ к производственным площадкам и возможность входа на российский рынок западные партнеры предлагают технологии в производстве и управлении. Примером таких партнерств выступает:
1. Совместный проект Группы ГАЗ с VOLKSWAGEN Group. Соглашение об организации полного цикла производства автомобилей Skoda Octavia и Skoda Yeti,
а также нового Volkswagen Jetta на Горь-ковском автозаводе (г. Нижний Новгород), включает модернизацию существующей сборочной линии предприятия, установку нового оборудования, строительство нового сварочного комплекса. Кроме того, VOLKSWAGEN Group передает автозаводу технологии в сфере организации производственных процессов и обучения сотрудников. Среди основных целей, анонсированных компанией VOLKSWAGEN Group, выделяют: внедрение процессного подхода к управлению Группой ГАЗ; расширение продуктового ряда за счет приобретения профильных производств, как в России, так и за рубежом; внедрение современной производственной системы и распространение её действия на поставщиков компонентов. Стратегической целью выступает достижение продуктом характеристик мирового уровня.
2. Совместный проект холдинга «Северсталь-авто» и Isuzy.
В 2005 году на заводе ЗМА, подконтрольному холдингу «Северсталь-авто», началась сборка корейских внедорожников Кугоп и Rexton марки Ssang Yong, в 2007 году - сборка модели Actyon. В июле 2007 года «Северсталь-авто» и Isuzy создали совместное предприятие, где доля российской компании составила 66%. В настоящее время основной стратегической задачей холдинга «Северсталь-авто» является разработка новой автомобильной платформы в сотрудничестве с зарубежным партнером.
3. Совместный проект Группы АвтоВАЗ с холдингом Renault.
В 2007 году российская компания заключила стратегическое соглашение, путем продажи 25% пакета акций «АвтоВАЗа» французскому Renault. В ответ, производитель Renault предложил «АвтоВАЗу» собирать в Тольятти около 100 тыс. семиместных мини-вэнов - Renault Logan MCV, под брендом Lada. В настоящее время холдинг ведет работу по
централизации управления над распределительной сетью [4].
Таким образом, можно говорить о наметившейся тенденции консолидации автомобилестроительной отрасли России, где три доминирующих холдинга стремятся сохранить рыночные позиции в условиях экспансии на отечественный рынок со стороны лидеров мирового автомобилестроения [4]. Для этого они используют различные совокупности стратегий, включая создание стратегических альянсов с зарубежными производителями, покупку и перенос на собственные предприятия зарубежных технологий, осуществление контрактного производства и др.
Однако, вопросы разработки новой продукции в российской автомобильной промышленности, продолжают оставаться актуальными и проблемными. По прогнозам аналитиков [1], при существующем развитии отрасли в ближайшие 5-10 лет российские независимые автопроизводители потеряют свою самостоятельность, а многие поставщики автокомпонентов прекратят свое существование.
На этом фоне актуальной становится задача формирования принципиально новой теоретической и методологической базы производственного менеджмента, совершенствования существующих и разработки новых механизмов, методов и технологий проектирования и эффективного/оптимального регулирования бизнес-процессов, позволяющих повысить качество продукции отечественных промышленных предприятий, устойчивость и эффективность их работы.
Выделенная проблема подтверждается бурным развитием за рубежом высокотехнологичного производства с широким использованием автоматических производственных систем и сложных технологических процессов. Так, начиная с 1990-х г. г. XX века, доминирующее значение в научных разработках проблем организации производства и управления
промышленными предприятиями занимают работы по созданию интегрированных адаптивных производственных, организационно-технических систем и технологий управления следующего поколения. Это направление исследований сегодня выполняется крупными международными консорциумами по инициативе правительств ведущих индустриально развитых стран: ЕС, США, Канады, Японии, Кореи, Австралии, Швейцарии.
В нашей стране разработки по данной проблематике находятся на этапе теоретического поиска и осуществляются в рамках междисциплинарных исследований в области организационного проектирования и управления, экономико-математического моделирования динамических объектов и процессов, автоматизации производства. Однако, большинство теоретических исследований и прикладных разработок российских ученых традиционно реализуется в рамках узкотехнического (прагматического) подхода к решению проблем организации управления социально-экономическими системами и сложными производственно-техническими комплексами. Очевидным
недостатком таких изысканий является недостаточность адаптированных методов и средств моделирования интегрированного производства по причине недостаточной проработанности проблемы.
Общим элементом стратегий развития отечественных автомобилестроительных предприятий может стать внедрение единой информационной платформы взаимодействия в области разработки, технологической подготовки и производства продукции для всех участников производственной и инновационной сети. Создание последней может базироваться на инструментарии PLM (Product Lifecycle Management - управление жизненным циклом изделия), которые включают в себя единые для всех участников производственной и инновационной сети: стандарты и технологии, средства автоматизированного проектирования и визуализации (CAD, САМ), инструменты совместной работы и интеграции производственных приложений, документооборота.
Содержательное наполнение понятия PLM представлено на рисунке 1.
Б нл н йс-ре шен ий
Приориг&т: итоговые пол ¡дате л и
ИиртрумвчтаЛьН ь.Ш ip-eï н уннвврсатлын паУТГп*ен"н
Приоритет: фунцционял^шгсть
Инновации
Вреннаыяода . Е hjh^ç^h л ржсния X ^
на рынок Приоритет: процесс^
Качество
Издери*«
2002+
1990
1995
1935
Эволюция РLM
Рис.1. Содержательное наполнение понятия PLM [5] По сути, PLM - это бизнес- купностью бизнес-решений по вопросу
стратегия, которая представлена сово- создания продукта в промышленности,
включая проектно-конструкторские работы и анализ, и обеспечивающая интеграцию персонала, производственных процессов, производственных систем и информации. PLM реализуется в сферах, пересекающихся с другими бизнес-технологиями и методами, например, системами ERP, SCM и CRM [5], где:
ERP - планирование и регламентация выпуска продукции, управление товарными запасами, издержки, персонал, финансовые показатели;
SCM - логистика поставок, движение запасов (например, решения «точно в срок»); сокращение издержек при закупках компонентов;
CRM - проработка заказов клиентов, управление связями с заказчиками, служба технического сопровождения;
В настоящее время PLM представляет собой комплексную систему включающую передовые подходы и опорные технологии, как-то: управление данными об изделии (PDM), коллективные разработки, управление соответствиями и т.д. Реализация осуществляется в рамках
расширенной цепочки поставок определяемого изделия/установки, включая производителей оборудования (OEM), субподрядчиков, поставщиков, партнеров и потребителей. PLM фокусируется на решениях основных отраслевых задач и использует разнообразные технологии и методы [2].
На инструментальном уровне PLM представляет собой сеть по разработке автомобилей и автокомпонентов с помощью методологии «открытого контента» [4]. Отбор участников и деятельность по конструированию сети обычно осуществляет организатор проекта. В связи с тем, что при проектировании и производстве продукции автомобилестроительной отрасли принимают участие множество хозяйствующих субъектов, распределение их функций осуществляется в зависимости от стадий жизненного цикла.
Перспективность применения концепции PLM в производстве доказывает высокие ключевые характеристики мировых лидеров отрасли на фоне отечественных производителей (таблица 1).
Таблица 1
Сравнение характеристик российской автомобильной промышленности с мировым уровнем развития отрасли [6]
Ключевые параметры Опыт ведущих зарубежных компаний Опыт отечественных компаний
1. Объемы производства автомобилей в стране Китай - 18 264 667 шт., Япония -9 625 940 шт., США - 7 761 443 шт., Германия - 5 905 985 шт., Таиланд -1 644 513 шт., Иран - 1 599 454 шт., Великобритания - 1 393 463 1 988 900 шт. (2011 г.)
2. Объемы производства (шт.) на уровне корпорации (OEM) Глобальные автомобилестроительные корпорации (VW, GM, Ford, Toyota и др.) имеют годовые объемы производства автомобилей от 3 до 8 млн. шт.) АвтоВАЗ в 2011 г. произвел 561 669 автомобилей и автокомплектов
3. Продолжительность жизненных циклов продукции Volkswagen, Audi, Toyota - 6 лет; Hyundai - 3 - 5 лет Группа компаний ГАЗ - 16 лет, АвтоВАЗ - 13 - 30 лет
Вывод: необходима система / ар- способная к быстрой и экономически
хитектура результативных процессов, эффективной адаптации отечественных
предприятий на рынке, а управление межфункциональными процессами должно быть ориентировано на достижение требуемых параметров продукции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автомобильный рынок России и СНГ: Обзор отрасли. Февраль 2012. «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Auto motive-industry-overview-2012-RUS/$FILE/Automotive-industry-overview-2012-RUS.pdf. - Загл. с экрана.
2. Аманн Кеннет Б. Энциклопедия PLM [Текст] / Кеннет Б. Аман. - Новосибирск: CIMdata, Inc., 2008. - ISBN: 978-5-9901334-1-9.
3. Бизнес и тенденции в автомобильной промышленности. Отчет Martinrea International, Inc. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.martinrea.com/Public/Page/Files/68_q 42007.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
4. Кузнецов В.П., Шушкин М.А., Горчаков А.Н., Гагунов С.А. Инновационные стратегии автомобилестроительных компаний: Монография. -Новгород: ВГИПУ, 2011. - 168 с.
5. Управление жизненным циклом изделия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://plmpedia.ru/wiki/, свободный. - Загл. с экрана.
6. Шушкин, М.А. Разработка стратегий развития автомобилестроительной компании / М.А. Шушкин // Экономический анализ: теория и практика. № 22, 2009. С.37-41.
Рукопись поступила в редакцию 13.02.13.
TENDENCIES AND PROSPECT OF DOMESTIC AUTOMOBILE INDUSTRY DEVELOPMENT ON THE
BASIS OF PLM-STRATEGY INTRODUCTION
E. Garina, A. Gar in
Industrial production development modern tendencies on the global level determine the necessity of Russia industrial management new in essence theoretical and methodological basis forming, existing methods improving and new mechanisms, methods, and product design technologies developing. Problem solving becomes possible by means of practically approved and by branch world leaders actively used technologies and systems introduction in the process.
Keywords: production development technologies, industry product development, organizational and technical systems, PLM-strategy.