ДМИТРИЕВА Ирина Евгеньевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова -филиал в г. Пятигорске Ставропольского края
357519, РФ, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Кучуры, 8 Контактный телефон: (928) 370-68-03 e-mail: [email protected]
БИНДАСОВА Наталья Александровна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова -филиал в г. Пятигорске Ставропольского края
357519, РФ, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Кучуры, 8 Контактный телефон: (962) 454-11-64 e-mail: [email protected]
КУЗЬМИЧЕВА Ольга Михайловна
Сотрудник
ВТБ24 «Пятигорский»
357500, РФ, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Кирова, 86 Контактный телефон: (968) 269-85-68 e-mail: [email protected]
Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в Северо-Кавказском федеральном округе
Рассматривается значение малого бизнеса в условиях российской экономической системы, приводятся показатели, характеризующие сектор малого предпринимательства в России и за рубежом. Анализируется состояние малого бизнеса в разрезе федеральных округов, отражено место Северо-Кавказского федерального округа в структуре численности, объемов оборота и инвестиций в основной капитал малых предприятий, как в целом по округу, так и по составляющим его субъектам. Представлена динамика численности малых предпринимательских структур, показателей оборота и объема инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в стране и федеральном округе, данные о финансовых формах поддержки малого бизнеса в субъектах округа государством и банками. Анализируются показатели состояния малого бизнеса в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, оцениваются перспективы его развития.
JEL classification: М19, R39
Ключевые слова: малый бизнес; субъект федерации; динамика; оборот; инвестиции; рост экономики; государственная поддержка.
Введение
Место малого предприятия в рыночной экономике является ведущей проблемой современного этапа реструктуризации экономики России. Необходимость формирования малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны соответствует мирохозяйственным тенденциям экономических
< Я
х
S W
W
S
процессов [4. С. 76]. Очевидно, что основной вклад в экономику России в настоящее время вносит крупный бизнес. Несмотря на это, следует учитывать, что крупные предприятия находятся в определенной зависимости от субъектов малого бизнеса, так как организации сферы малого предпринимательства выполняют обслуживающую функцию, заполняя инфраструктурные ниши в разных отраслях экономической системы. Можно сказать, что и крупный, и средний, и малый бизнес тесно взаимосвязаны и взаимозависимы в рамках рыночных производственных процессов [5. С. 106].
Крупный бизнес - основа экономики, а малый и средний - важные составляющие ее развития и дифференцированности. Именно малый бизнес призван обеспечивать решение ряда важнейших экономических и социальных задач, играя заметную роль в социально значимых сферах, например занятости населения. В условиях развитой рыночной экономики роль и значимость субъектов малого предпринимательства не вызывают сомнения, поскольку именно в сфере малого предпринимательства реализуется преобладающий объем всех инноваций, способствующих ускорению роста национального продукта [7]. Однако это относится к теории и практике развитых экономик. Процессы развития потенциала малого предпринимательства в России, помимо прочего, отличаются постоянно меняющимися параметрами текущего состояния.
Особенности развития отечественного малого бизнеса исследовали такие известные ученые, как Л. И. Абалкин, Н. Г. Агурбаш, В. Афанасьев, В. Я. Горфинкель, П. Н. Ка-нивец, М. Г. Лапуста, А. Лившиц, Е. А. Стоянова, В. А. Швандар и др. Между тем актуальность постоянного отслеживания динамики качественных и количественных параметров состояния такого подвижного сектора экономики и востребованность результатов исследований побуждает вновь и вновь обращаться к первоисточникам в виде эмпирических данных, характеризующих состояние малого предпринимательства в России в целом и в ее отдельных территориях.
Целью статьи следует считать представление и оценку динамики показателей состояния малого бизнеса в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• оценка вклада малого бизнеса в экономику страны;
• краткий обзор мер государственной поддержки, оказываемой малому бизнесу в последние годы;
• анализ динамики численности и объемов оборота малых предприятий в разрезе федеральных округов;
• анализ динамики объемов инвестиций в основной капитал малых предприятий в разрезе федеральных округов;
• анализ и оценка места малого предпринимательства Северо-Кавказского федерального округа в аспекте представленных эмпирических показателей динамики численности, оборота и инвестиций в основной капитал малых предприятий субъектов СКФО;
• обзор мер государственной поддержки, оказываемой малым предприятиям в субъектах СКФО.
Анализ состояния малого предпринимательства в России и Северо-Кавказском федеральном окгруге
В экономически развитых странах организации малого бизнеса составляют примерно 70-90% общего числа организаций. К примеру, на малых предприятиях США занято 53% всего работоспособного населения страны, в Японии около 71%, в странах Евросоюза в секторе малого и среднего бизнеса (МСБ) почти 50% работающего населения. Несмотря на то, что в странах Европейского союза число средних организаций равно всего 1% общего количества организаций, им удается обеспечивать 20% общего оборота организаций и 17% общей занятости населения [8].
По экспертным оценкам, вклад малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт России находится на уровне 17-20%, что в три раза ниже аналогичного показателя стран Евросоюза, США и Японии [9. С. 6].
Осложнение внешнеполитических условий функционирования российской экономики требует существенного повышения качества государственного управления с упором на ее результативность. Под давлением санкций и снижения уровня цен на энергоносители на мировых рынках выявилось немало неподготовленных к новым условиям функционирования звеньев в экономической системе страны. Таковым является и сектор малого предпринимательства.
Государство выделяет значительные бюджетные средства для поддержки малого и среднего бизнеса. Только за 2013-2014 гг. на развитие МСБ было направлено более 135 млрд р. бюджетных средств. Программы поддержки предусматривают льготное финансирование, специальные налоговые режимы, снижение административных барьеров, введение бессрочного действия лицензий. С января 2016 г. внедряется принцип трехлетних «надзорных каникул», предусматривающий мораторий на плановые проверки впервые создаваемых малых предпринимательских структур. С целью стимулирования спроса на продукцию малого бизнеса с 1 июля 2015 г. введена обязательная квота на закупки государственными корпорациями и органами государственной власти продукции малых предприятий [10. С. 32].
В целом по Российской Федерации на 1 января 2015 г. зарегистрировано 2 103,8 тыс. малых предприятий (в том числе 1 868,2 тыс. микропредприятий), что на 2,0% больше, чем на 1 января 2014 г.
Динамику численности малых предприятий в разрезе их размещения по федеральным округам отражает табл. 1.
Таблица 1
Динамика численности малых предприятий Российской Федерации
Федеральный округ Зарегистрировано МП, тыс. ед. Прирост/сокращение за 1 января 2013 г. - 1 января 2015 г.
на 1 января 2013 г. на 1 января 2014 г. на 1 января 2015 г.
+/-, тыс. ед. %
Российская Федерация 2 003,0 2 063,1 2 103,8 100,8 5,0
Центральный 534,8 540,5 574,3 39,5 7,4
Северо-Западный 202,3 206,3 332,4 130,1 64,3
Южный 196,3 200,1 159,9 -36,4 -18,4
Северо-Кавказский 68,1 70,1 52,6 -15,5 -22,8
Приволжский 450,7 470,4 368,2 -82,5 -18,3
Уральский 166,2 177,4 199,9 33,7 20,3
Сибирский 294,4 305,3 302,9 8,5 2,9
Дальневосточный 90,1 92,8 92,6 2,5 2,8
Крымский - - 18,9 18,9 100,0
Составлено по данным Росстата.
В пяти федеральных округах отмечается рост количества малых предприятий, как в абсолютных значениях, так и в процентном выражении. В Южном, Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах отмечено снижение численности малых предпринимательских структур. И хотя в Северо-Кавказском федеральном округе количественно уменьшение не столь значительное, как в соседних Южном и Приволжском федеральных округах, учитывая тот факт, что в Северо-Кавказском федеральном округе действует самое малое число малых бизнес-структур в стране, даже такое незначительное их уменьшение приводит к мысли о необходимости усиления мер поддержки малого бизнеса именно на территории этого федерального округа.
Эффективность функционирования малых предприятий отражает показатель объема их оборота. Высокое значение показателя говорит о востребованности продукции данного предприятия, низкое - о незначительном спросе на продукцию, вызывающем трудности ее реализации. Анализ объема оборота малых предприятий в Российской Федерации в 2014 г. приведен в табл. 2.
Таблица 2
Оборот малых предприятий (с микропредприятиями) по федеральным округам
Российской Федерации в 2014 г.
Федеральный округ Объем оборота МП % к 2013 г.
млрд р. тыс. р. на душу населения
Российская Федерация 36 091,5 246,7 106,5
Центральный ФО 13 209,5 339,6 109,5
Северо-Западный ФО 3 753,5 272,0 106,0
Южный ФО 2 923,4 208,8 105,6
Северо-Кавказский ФО 1 046,7 107,9 108,1
Приволжский ФО 6 604,7 222,4 105,5
Уральский ФО 3 103,9 252,3 97,9
Сибирский ФО 3 861,8 200,1 104,8
Дальневосточный ФО 1 515,8 244,5 107,4
Составлено по данным Росстата.
Общий оборот малых предприятий (без микропредприятий) в Российской Федерации за 2014 г. составил 16 692,9 млн р., превысив на 6,5% аналогичный показатель предыдущего года. Если говорить о ситуации, сложившейся в федеральных округах, то необходимо отметить, что во всех них, кроме одного, показатели оборота малых предприятий выросли по сравнению с 2013 г. Сокращение оборота малых предприятий на 2,1% наблюдается только в Уральском федеральном округе.
В СКФО рост объема малых предприятий в 2014 г. составил 8,1%. Однако показатель объема оборота малых предприятий на душу населения в Северо-Кавказском федеральном округе самый низкий (37,9 р.).
Структура и объем оборота малых предприятий (без микропредприятий) в разрезе субъектов Северо-Кавказского федерального округа в 2014 г. представлены на рисунке.
сс л
239,
Щ Ставропольский край Республика Дагестан В Республика Ингушетия Ц Кабардино-Балкарская Республика И Карачаево-Черкесская Республика
Республика Северная Осетия - Алания Ц Чеченская республика
Оборот малых предприятий (без микропредприятий) по субъектам СКФО в 2014 г., млрд р.
Наибольшая объем оборота малых предприятий приходится на Ставропольский край (239,2 млрд р.) [12. С. 84], наименьший - на Чеченскую Республику (4,1 млрд р.). Анализ динамики оборота малых предприятий в СКФО показал, что во всех субъектах
округа, кроме Республики Северная Осетия - Алания, был зафиксирован рост этого показателя в 2014 г. по сравнению с 2013 г. Это можно рассматривать как положительный факт, если не учитывать отставание всех субъектов округа от количественных показателей регионов остальных федеральных округов.
Для развития любого предприятия, в том числе малого, необходим приток инвестиций, направляемых на приобретение и модернизацию основного капитала. Грамотное и обоснованное использование инвестиций - залог успешного функционирования и прогрессивного развития малых предприятий. При этом инвестирование может осуществляться как из средств физических и юридических лиц и заемных средств, так и посредством государственной помощи малому бизнесу [2. С. 170]. Объемы инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в федеральных округах РФ в 2014 г. представлены в табл. 3.
Таблица 3
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации
Федеральный округ 2012, млн р. 2013, млн р. 2014, млн р. На душу населения, р./чел. % к 2013
Российская Федерация 521 545,0 550 441,3 664 431,5 4 624,8 108,4
Центральный 146 099,7 151 388,5 189 965,0 4 893,5 112,0
Северо-Западный 27 567,5 24 930,3 33 103,0 2 398,7 118,0
Южный 76 359,6 68 478,9 79 115,4 5 665,7 103,3
Северо-Кавказский 16 312,3 21 279,2 23 360,3 2 435,9 109,8
Приволжский 134 778,9 158 957,1 187 962,0 6 320,4 106,6
Уральский 26 287,6 26 460,8 31 646,2 2 586,7 108,9
Сибирский 81 773,8 87 428,8 92 149,6 4 776,4 95,2
Дальневосточный 12 365,6 11 517,9 16 079,6 2 582,4 126,1
Составлено по данным Росстата.
По Российской Федерации объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях (в совокупности с микропредприятиями) в 2014 г. составил 664 431,5 млн р., что на 20,7% выше аналогичного показателя предыдущего года.
В большинстве федеральных округов наблюдается положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях: в Северо-Кавказском федеральном округе показатель прироста в 2014 г. в сравнении с уровнем 2013 г. составил 9,8%, наименьший в Сибирском федеральном округе - 1,0%. В остальных федеральных округах показатели изменения объемов инвестиций имеют неустойчивую динамику, отражающую, по существу, состояние экономики округа в целом, ее благополучие (прирост) или неблагополучие (сокращение).
Следует отметить, что динамика инвестиций в основной капитал на малых предприятиях Северо-Кавказского федерального округа, опережающая по своему значению аналогичный показатель некоторых федеральных округов, служит основанием для надежды на ускорение темпов роста численности малых предприятий в округе, а также объемов их оборота. Структуру объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях по субъектам СКФО в 2014 г. отражает табл. 4.
Среди субъектов округа значительное снижение величины инвестиций в основной капитал малых предприятий в сравнении с 2013 г. отмечено в Карачаево-Черкесской Республике - 79,7% и Республике Ингушетия - 67,5%. В Чеченской Республике наблюдается наибольший рост показателя - 9 560,0 млн р. (768,6%), за Чеченской Республикой следуют Ставропольский край и Республика Дагестан. Эти субъекты показывают рост объемов инвестиций в основной капитал малых предприятий со значительным
отрывом от остальных субъектов округа, в которых тем не менее зафиксирован прирост объема инвестиций [13. С. 195].
Таблица 4
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях (без микропредприятий)
по субъектам СКФО в 2014 г.
Субъект округа Объем инвестиций, млн р.
Северо-Кавказский федеральный округ 23 360,3
Республика Дагестан 5 184,7
Республика Ингушетия 939,6
Кабардино-Балкарская Республика 452,4
Карачаево-Черкесская Республика 243,3
Республика Северная Осетия - Алания 469,0
Чеченская Республика 9 560,0
Ставропольский край 6 511,4
Составлено по данным Росстата.
Средний показатель по СКФО отображает положительную динамику инвестиций в основной капитал на малых предприятиях СКФО. Можно сделать вывод о том, что малые предприятия располагают достаточными средствами, направляемыми на развитие и расширение объемов деятельности. Это позволит обеспечить ряд позитивных тенденций в недалеком будущем округа: рост конкурентоспособности продукции предприятий; выход предприятий округа на новые рынки; увеличение количественных показателей, характеризующих состояние малого бизнеса в округе; повышение численности занятых на малых предприятиях округа; снижение объемов «теневого оборота».
Меры государственной поддержки развития малого бизнеса в Северо-Кавказском федеральном окргуе
Развитие экономики России и ее регионов происходит в условиях международных санкций, проявляющихся в ограничении доступа к западным финансовым рынкам, запрете на экспорт ряда технологий и товаров в Россию, сокращении объема инвестиций и в общей неопределенности условий ведения бизнеса. Это оказывает дополнительное негативное воздействие на прогнозы развития предпринимательства, как российской экономической системы в целом, так и экономических систем отдельных ее территорий [1. С. 59].
Для улучшения ситуации, связанной с развитием малого бизнеса в СКФО, предпринят ряд мер - от создания ассоциаций помощи малому предпринимательству до предложения различных видов субсидий, направляемых на создание или развитие предприятий малого бизнеса.
В последние годы крупные предприятия, ориентированные на поддержку развития малого бизнеса, организуют выставки, семинары и другие мероприятия, на которых предприниматели получают знания или перенимают опыт создания и развития малых предприятий. Многие государственные, муниципальные и частные организации предлагают новые формы поддержки малого бизнеса, проходящие апробацию в различных регионах. Иногда сами предприниматели обращаются в организации поддержки с целью получения помощи в удобной для них форме [6. С. 66].
В округе реализуются программы сотрудничества с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, позволяющие привлечь средства банков корпорации на доступных для малого бизнеса условиях. Например, филиал ВТБ 24 «Пятигорский» успешно работает по программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемой АО «Корпорация
„МСП"» совместно с Банком России. В первом квартале 2016 г. в рамках программы филиал заключил две сделки по ставке 10% годовых на общую сумму 200 млн р. Позднее была заключена очередная сделка. Финансовые средства в размере 150 млн р. сроком на пять лет по ставке 10% годовых были предоставлены ООО «АГРО-инвест», входящему в группу компаний АГРО [11. С. 52]. Денежные средства будут направлены предприятием на приобретение оборудования для расширения и модернизации производственных мощностей по выпуску консервированной овощной продукции на площадке компании в г. Нарткала Кабардино-Балкарской Республики.
Заметной стала финансовая поддержка, оказываемая сельскохозяйственным предприятиям, подавляющее число которых представлено малыми предпринимательскими формами. Правительством России были предусмотрены субсидии на развитие растениеводства в 2016 г. в объеме около 760 млн р. с распределением среди субъектов СКФО: Ставропольский край - 266,7 млн р.; Кабардино-Балкарская Республика -242,17 млн р.; Чеченская Республика - 121,5 млн р.; Республика Дагестан - 106,88 млн р.; Республика Северная Осетия - Алания - 14,029 млн р.; Карачаево-Черкесская Республика - 5,6 млн р.; Республика Ингушетия - 3,4 млн р.
Субсидии от российского правительства на развитие животноводства в 2016 г. планировались следующим образом: для Ставропольского края - 78,5 млн р.; Кабардино-Балкарской Республики - 27,2 млн р.; Чеченской Республики - 58,2 млн р.; Республики Дагестан - 914,5 млн р. Выделенные средства направлены на софинансирование расходных обязательств, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства перечисленных субъектов.
Заключение
Российское малое предпринимательство играет важную роль как структурный и функциональный элемент национальной экономики, являющийся динамичной, саморазвивающейся системой. Эта система обладает определенными стратегическими преимуществами, реализация которых способствует достижению целей государственной социально-экономической политики устойчивого развития отдельных регионов и территорий и повышению роли России в современном мировом экономическом пространстве.
В Северо-Кавказском федеральном округе действует более чем в два раза меньшее число малых предприятий, чем в любом из остальных федеральных округов страны, вследствие чего здесь надо ожидать более интенсивных темпов прироста численности малых предприятий.
Среди субъектов СКФО наибольший объем оборота малых предприятий приходится на Ставропольский край - 239,2 млн р., наименьший на Чеченскую Республику -4,1 млн р. Рост объемов оборота малых предприятий в 2014 г. по сравнению с 2013 г. можно было бы рассматривать как положительный факт, если бы не значительное отставание показателей всех субъектов округа от количественных показателей регионов остальных федеральных округов.
Средний показатель по СКФО отражает положительную динамику инвестиций в основной капитал на малых предприятиях округа. Это позволяет считать, что малые предприятия округа располагают достаточными средствами, направляемыми на развитие и расширение объемов деятельности, и смогут обеспечить позитивные тенденции в недалеком будущем.
Малый бизнес Северо-Кавказского федерального округа имеет уникальную возможность, используя сложившуюся ситуацию с уходом ряда зарубежных сельхозпроизводителей с отечественного рынка, нарастить количественные и качественные показатели и занять достойное место в перечне территорий, наделенных и в полной мере
реализующих природный и экономический потенциал для стимулирования развития малого предпринимательства [3].
Для этого в ближайшие годы необходимо осуществить следующие кардинальные, по нашему мнению, изменения:
• оказать содействие реализации мер по созданию объектов инфраструктуры рынка, которые будут ориентированы на организацию и совершенствование все большего количества субъектов малого предпринимательства;
• реализовать специальные программы поддержания перспективных конкурентоспособных компаний;
• внедрить наиболее эффективные финансовые инструменты развития малого и среднего бизнеса;
• создать наиболее благоприятные условия для поддержки существующих институтов микрофинансирования и их развития;
• развивать старые и создавать новые элементы бизнес-инкубаторов, обратить особое внимание таких структур на инновационные предприятия сектора малого бизнеса;
• усовершенствовать нормативную правовую базу, чтобы устранить имеющиеся административные и иные барьеры для перспективного развития малого бизнеса в России и предотвратить появление новых;
• реализовать нормы законодательства, которые определяют возможность участия малых и средних субъектов предпринимательства в государственных тендерах;
• повысить возможность доступа отечественного производителя к недвижимости, относящейся к государственной либо муниципальной собственности.
Основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены: создание 500 новых бизнес-инкубаторов; формирование в каждом регионе страны гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн р., муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса, фонда инвестирования в малые и средние предприятия.
Предлагаемые мероприятия в совокупности должны создать условия для эффективного развития малого бизнеса, как в отдельно взятом регионе, так и в России в целом.
Источники
1. Антонюк В. С., Погонин В. В. Малый и средний бизнес Краснодарского края: проблемы и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 58-63.
2. Вазиева Е. К. Роль институтов развития в активизации инвестиционных процессов в субъектах СКФО // Российское предпринимательство. 2012. № 7 (205). С. 169-174.
3. Государственная поддержка малого предпринимательства: региональный аспект / М. Б. Черемных, Д. В. Сидорова, Ю. В. Орел, Н. В. Еременко // Фундаментальные исследования. 2015. № 5-4. С. 772-776.
4. Данченко Н. В. Генерирование условий и источников экономического оживления и подъема региональной социально-экономической политики // Бизнес в законе. 2014. № 2. С. 74-79.
5. Дмитриева И. Е. Развитие институтов стимулирования кредитных отношений банков и малого бизнеса : дис. ... канд. экон. наук. Владикавказ, 2012.
6. Евдокимова Л. О. Методология оценки способности субъектов экономики к развитию предпринимательского потенциала // Экономика и предпринимательство. 2012. № 2 (25). С. 61-67.
7. Карданова Л. И. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Ставропольском крае // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. Июль. URL: http://research-journal.org/economical/problemy-i-perspektivy-razvitiya-malogo-biznesa-v-stavropolskom-krae.
8. Климова Н. В., Брылякова О. А. Создание условий для конкурентоспособного развития малого бизнеса в России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. URL: http:// ej.kubagro.ru.
9. Корниенко Е. В. Проблема развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в России // Управление и экономика в XXI веке. 2015. № 1. С. 6-10.
10. Круглова В. В., Галаева А. Н. Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в СКФО // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2014. № 4 (12). С. 29-34.
11. Курбанова А. А. Современное состояние и проблемы развития кредитования малого и среднего бизнеса // Проблемы современной экономики : материалы IV Ме-ждунар. науч. конф. (г. Челябинск, 2015 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2015. С. 51-56.
12. Пономарева Е. А., Мануилова В. В. Анализ малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае // Kant. 2013. № 1 (7). С. 83-85.
13. Таштамиров М. Р., Калаева З. З. Состояние и проблемы развития малого бизнеса в Чеченской Республике и пути их решения // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб. : Свое издательство, 2015. С. 192-198.
***
Trends and Prospects of Small Business Development in the North Caucasian Federal District
by Irina Ye. Dmitrieva, Natalya A. Bindasova and Olga M. Kuzmichyova
The paper discusses the importance of small business for the Russian economic system and compares performance indicators of small business in Russia and abroad. The authors examine the state of small business in federal districts of the Russian Federation, paying particular attention to the North Caucasus Federal District. The paper presents the dynamics of the SMEs number, their turnover and fixed capital investments generally in the country and in the North Caucasus Federal District. In addition, the authors scrutinize the data on financial support of small business in the regions of the federal district under consideration. Finally, trends and prospects of small business development in the North Caucasus Federal District are outlined.
Keywords: small business; subject of federation; dynamics; turnover; investment; economic growth; government support.
References:
1. Antonyuk V. S., Pogonin V. V. Malyy i sredniy biznes Krasnodarskogo kraya: problemy i perspek-tivy [Small and medium business of Krasnodar kray: Problems and perspectives]. Ekonomika ipredprini-matelstvo - Journal of Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 6-2 (59-2), pp. 58-63.
2. Vazieva Ye. K. Rol institutov razvitiya v aktivizatsii investitsionnykh protsessov v subyektakh SKFO [The role of development institutions in spurring investment processes in the regions of the North Caucasian Federal District]. Rossiyskoepredprinimatelstvo - Russian Entrepreneurship, 2012, no. 7 (205), pp. 169-174.
3. Cheremnykh M. B., Sidorova D. V., Orel Yu. V., Yeremenko N. V. Gosudarstvennaya podderzhka malogo predprinimatel'stva: regional'nyy aspekt [State support of small entrepreneurship: A regional aspect]. Fundamentalnye issledovaniya - Fundamental Research, 2015, no. 5-4, pp. 772-776.
4. Danchenko N. V. Generirovanie usloviy i istochnikov ekonomicheskogo ozhivleniya i podyema regional'noy sotsial'no-ekonomicheskoy politiki [Generating conditions and sources for economic recovery and the rise of regional socioeconomic policy]. Biznes v zakone - Business in Law, 2014, no. 2, pp. 74-79.
5. Dmitrieva I. Ye. Razvitie institutov stimulirovaniya kreditnykh otnosheniy bankov i malogo biznesa. Diss. kand. ekon. nauk. [The development of institutions of stimulating the credit relations of banks and small business. Cand. econ. sci. diss.]. Vladikavkaz, 2012.
6. Yevdokimova L. O. Metodologiya otsenki sposobnosti subyektov ekonomiki k razvitiyu predprinimatel'skogo potentsiala [Methodology for assessing the ability of economic agents to develop entrepreneurial potential]. Ekonomika i predprinimatelstvo - Journal of Economy and Entrepreneurship, 2012, no. 2 (25), pp. 61-67.
7. Kardanova L. I. Problemy i perspektivy razvitiya malogo biznesa v Stavropol'skom krae [Problems and prospects of small business development in Stavropol kray]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledova-telskiy zhurnal - International Research Journal, 2013, July. Available at: http://research-journal.org/eco-nomical/problemy-i-perspektivy-razvitiya-malogo-biznesa-v-stavropolskom-krae.
8. Klimova N. V., Brylyakova O. A. Sozdanie usloviy dlya konkurentosposobnogo razvitiya malogo biznesa v Rossii [Creating conditions for competitive development of small business in Russia]. Po-litematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo univer-siteta - Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University, 2015, no. 111. Available at: http://ej.kubagro.ru.
9. Kornienko Ye. V. Problema razvitiya infrastruktury podderzhki malogo predprinimatel'stva v Rossii [The problem of development of infrastructure to support small entrepreneurship in Russia]. Up-ravlenie i ekonomika v XXI veke - Journal of Management and Economy in the XXI century, 2015, no. 1, pp. 6-10.
10. Kruglova V. V., Galaeva A. N. Razvitie i gosudarstvennaya podderzhka malogo predprinimatel'stva v SKFO [Development and state support of small entrepreneurship in the North Caucasian Federal District]. Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta - Bulletin of the North Caucasus Institute of Humanities, 2014, no. 4 (12), pp. 29-34.
11. Kurbanova A. A. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya kreditovaniya malogo i srednego biznesa [Modern state and development prospects of providing loans to SMEs]. Materialy IV Mezhdun-arodnoy nauchnoy konferentsii "Problemy sovremennoy ekonomiki" [Proc. Internat. Sci. Conf. "Problems of modern economy"]. Chelyabinsk: Dva komsomoltsa Publ., 2015, pp. 51-56.
12. Ponomareva Ye. A., Manuilova V. V. Analiz malogo i srednego biznesa v Stavropol'skom krae [The analysis of small and medium entrepreneurship in Stavropol kray]. Kant, 2013, no.1 (7), pp. 83-85.
13. Tashtamirov M. R., Kalaeva Z. Z. Sostoyanie i problemy razvitiya malogo biznesa v Chechen-skoy Respublike i puti ikh resheniya [State and problems of small business development in the Chechen Republic and ways to solve them]. Materialy IV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Problemy i perspektivy ekonomiki i upravleniya" [Proc. Internat. Sci. Conf. "Problems and prospects of economy and management]. Saint Petersburg: Svoe izdatelstvo Publ., 2015, pp. 192-198.
Contact Info:
Irina Ye. Dmitrieva, Cand. Sc. (Econ.), Plekhanov Russian University of Economics
Associate Prof. of Economics & Finance Dept. (branch in Pyatigorsk)
Phone: (928) 370-68-03 8 Kuchury St., Pyatigorsk, Russia, 357519
e-mail: [email protected]
Natalya A. Bindasova, Cand. Sc. (Econ.),
Associate Prof. of Economics & Finance Dept.
Phone: (962) 454-11 64
e-mail: [email protected]
Olga M. Kuzmichyova, employee
Phone: (968) 269-85-68
e-mail: [email protected]
Plekhanov Russian University of Economics (branch in Pyatigorsk) 8 Kuchury St., Pyatigorsk, Russia, 357519
VTB24 "Pyatigorsk"
86 Kirova St., Russia, Pyatigorsk, 357500
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В ЖУРНАЛ «Известия Уральского государственного экономического университета»
Общие положения
Для публикации принимаются статьи, соответствующие тематике журнала и настоящим требованиям. Представляемые материалы должны быть актуальными, обладать научно-практической значимостью и новизной.
Статьи, направляемые в редакцию, рецензируются и в случае положительного заключения - редактируются. Редакция не согласовывает с авторами изменения и сокращения рукописи, не затрагивающие принципиальных вопросов.
Статья, отправленная автору на доработку, должна быть возвращена в исправленном виде в максимально короткие сроки с ответами автора на замечания рецензента, а также пояснениями всех изменений, сделанных автором.
Статьи аспирантов и соискателей могут приниматься к публикации без соавторства с доктором или кандидатом наук. Статьи, в число авторов которых входят студенты и магистранты, не принимаются к публикации.
Общее количество авторов статьи - не более трех.
Материалы, представляемые авторами в редакцию:
Материалы пересылаются в редакцию по электронной почте. Заявка на публикацию включает следующие файлы:
1. Файл, озаглавленный фамилиями авторов на русском языке и содержащий в указанном порядке:
1) 1-3 кода по классификации JEL;
2) сведения об авторах на русском языке*;
3) ключевые слова на русском языке (5-8 слов);
4) аннотацию на русском языке (100-150 слов);
5) название статьи на русском языке;
6) текст статьи;
7) библиографический список на русском языке.
2. Файл, озаглавленный фамилиями авторов на английском языке и содержащий в указанном порядке:
1) перевод сведений об авторах на английский язык;
2) перевод названия статьи на английский язык;
3) перевод ключевых слов на английский язык;
4) перевод аннотации на английский язык;
5) перевод библиографического списка на английский язык.
3. Файлы с фотографиями авторов. Каждый файл должен быть озаглавлен фамилией автора. К публикации принимаются файлы в форматах JPEG или TIFF с разрешением 300 dpi (точек на дюйм), допускается 200 dpi.
* Фамилия, имя, отчество автора; ученая степень; ученое звание; должность; организация, которую представляет автор; адрес организации; контактный телефон (с указанием кода города); e-mail. Адрес организации указывается в последовательности: почтовый индекс, страна, город, улица, дом.
Вся указанная информация подлежит публикации.
Требования к оформлению рукописи
Объем статьи - от 20 000 до 40 000 знаков с пробелами.
Текст набирается через полтора интервала, кегль - 14 пт, гарнитура - Times New Roman на листе формата A4 с полями по 2 см. Все страницы рукописи нумеруются.
Каждая таблица должна иметь название, каждый рисунок - подрисуночную подпись.
Уравнения, рисунки и таблицы нумеруются в порядке их упоминания в тексте.
Графические элементы (рисунки, схемы) должны быть рассчитаны на черно-белое воспроизведение.
Требования к списку источников
Список источников оформляется в алфавитном порядке: сначала русскоязычные источники, затем источники на иностранном языке в порядке латинского алфавита. Ссылки на использованную литературу оформляются квадратными скобками с указанием страницы (опубликованные источники).
Список должен включать не менее 15 источников, большую часть из них должны составлять «литературные» источники (монографии, научные статьи в рецензируемых научных изданиях). Нормативно-правовые документы, статистические материалы в список источников не включаются, а при необходимости упоминаются в тексте статьи или выносятся в постраничную сноску.
Самоцитирование не должно превышать 10%.
Рукописи, не соответствующие данным требованиям, возвращаются авторам.
Плата за публикацию статей не взимается.
Авторские гонорары редакцией не выплачиваются.
C автором(ами) заключается лицензионный договор. Бланк договора размещен на сайте журнала http://izvestia.usue.ru.
Прием статей:
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45, каб. 355
Белоусова Елизавета Александровна
Телефон: (343) 221-26-33
e-mail: [email protected]