Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОГО СЕГМЕНТА БИЗНЕСА СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ'

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОГО СЕГМЕНТА БИЗНЕСА СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
259
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АГРОТУРИЗМ / ПРАВОВАЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / RURAL TERRITORIES / ALTERNATIVE TYPES OF ACTIVITY / AGROTOURISM / LEGAL / ORGANIZATIONAL / ECONOMIC ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кундиус В. А., Миронова О. П.

В статье представлены результаты научных исследований тенденций и перспектив развития агротуризма, в Алтайском крае как одного из видов деятельности (бизнеса) в сельской местности. Рассмотрены теоретические основы, экономическая природа агротуризма (сельского туризма) и организационно-экономический механизм его развития как сегмента альтернативного бизнеса в сельских территориях. Показан опыт организации такого вида отдыха населения в России и за рубежом, цели, задачи развития агротуризма на основе программно-целевого подхода. Обоснована необходимость формирования правовой, организационной и экономической среды, способствующей развитию туристической деятельности, других видов деятельности в сельских территориях. Представлены результаты изучения сложившихся и перспективных видов сельского туризма, обоснованы необходимые экономические и социальные условия его развития, сложившиеся и перспективные виды туристических услуг в сфере агротуризма. Дана аналитическая оценка государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кундиус В. А., Миронова О. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PROSPECTS OF AGROTOURISM DEVELOPMENT AS AN ALTERNATIVE SEGMENT OF THE RURAL ECONOMY

The article presents the results of scientific research on trends and prospects for the development of agrotourism in the Altai territory as a type of activity (business) in rural areas. The theoretical foundations, the economic nature of agrotourism (rural tourism) and the organizational and economic mechanism of its development as an alternative business segment in rural areas are considered. The article shows the experience of organizing this type of recreation for the population in Russia and abroad, as well as the goals and objectives of agrotourism development based on a program-oriented approach. The necessity of creating a legal, organizational and economic environment that promotes the development of tourism and other types of activities in rural areas is justified. The article presents the results of studying the existing and promising types of rural tourism, justifies the necessary economic and social conditions for its development, existing and promising types of tourist services in the field of agrotourism. Analytical assessment of the state program of the Altai territory "tourism Development in the Altai territory" for 2015-2020 is given

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОГО СЕГМЕНТА БИЗНЕСА СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОГО СЕГМЕНТА БИЗНЕСА СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В.А. Кундиус, д-р экон. наук, профессор О.П. Миронова, аспирант

Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10929

Исследования проведены при финансовой поддержке РФФИ по гранту на реализацию научного проекта № 19-510-44011 Монг - т «Разработка концепции развития органического сельского хозяйства на основе прогрессивных методов и технологий»

Аннотация. В статье представлены результаты научных исследований тенденций и перспектив развития агротуризма, в Алтайском крае как одного из видов деятельности (бизнеса) в сельской местности. Рассмотрены теоретические основы, экономическая природа агротуризма (сельского туризма) и организационно-экономический механизм его развития как сегмента альтернативного бизнеса в сельских территориях. Показан опыт организации такого вида отдыха населения в России и за рубежом, цели, задачи развития агротуризма на основе программно-целевого подхода. Обоснована необходимость формирования правовой, организационной и экономической среды, способствующей развитию туристической деятельности, других видов деятельности в сельских территориях. Представлены результаты изучения сложившихся и перспективных видов сельского туризма, обоснованы необходимые экономические и социальные условия его развития, сложившиеся и перспективные виды туристических услуг в сфере агротуризма. Дана аналитическая оценка государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы.

Ключевые слова: сельские территории, альтернативные виды деятельности, агроту-ризм, правовая, организационная, экономическая среда.

В связи с решением социально-экономических задач обеспечения продовольственной безопасности, импортоза-мещения сельскохозяйственной продукции и продовольствия приоритетным вектором территориально-отраслевого развития экономики России становится сельское хозяйство и взаимосвязанные с ним отрасли агропромышленного комплекса представленных как малыми предприятиями агробизнеса, крестьянскими фермерскими хозяйствами, так и крупными объединениями, холдингами. В современных условиях инновационного развития сельского хозяйства малые формы хозяйствования в сельской местности могут не только производить товарную сельскохозяйственную продукцию, но и получать доходы от развития несельскохозяйственной деятельности, например, развивая агротуризм.

Агротуризм возник в 70-е годы ХХ века странах Западной Европы как обособленный вид туризма и организации семейного отдыха для определенных категорий людей, предпочитающих тишину, уединение, первозданную природу, сельские пейзажи. Кроме того, агротуризм, основанный на ресурсах сельских территорий природных, биологических и культурно-исторических выгодно отличается стоимостью организации отдыха, особенно для семей с детьми и имеет много других преимуществ. Международная практика показывает, что развитие агротуризма является важным социально экономическим направлением развития сельской экономики. В рамках агротуризма практикуется так же прямая производственная деятельность: возрождение и развитие различных народных и художественных промыслов, традиционного ремесленного производства, производство

экологически чистых пищевых продуктов. Как показывает практика и научные обоснования, агротуризм способствует развитию отдельных сельских поселений, повышению уровня доходов и занятости их жителей, преодолению процессов урбанизации, сокращению миграционного потока из сельских поселений в город и организации нового сектора сельской экономики [1, 2].

Основными целями агротуризма являются:

- создание благоприятных условий для организации семейного отдыха и оздоровления городского населения на основе растущего потребительского спроса и развития экономически приемлемого сегмента внутреннего туризма страны;

- повышение занятости и доходов сельского населения на основе развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельских территориях, использования ресурсного потенциала сельских территорий;

- обеспечение устойчивого развития сельских поселений на основе формирования конкурентоспособности турпродукта;

- привлечение населения, особенно молодежи, в сферу туристического бизнеса и сферу услуг;

- увеличение количества малых форм хозяйствования, развитие предпринимательства во взаимосвязанных с развитием агротуризма сферах производства и услуг.

Как показывают исследования, агроту-ристический продукт отвечает запросам главного потребителя турпродукции -среднего класса, учитывает особенности его образа жизни, психологические и культурные потребности, предлагает индивидуальную программу организации отдыха. Исследование зарубежного опыта развития агротуризма показывает, что по статистике, более 50 % европейцев предпочитают отдых в сельской местности. Кроме того, в основу агротуризма положена ориентация на «экологичность» всех направлений - места проживания, питания, досуга. В последнее время данный вид туризма становится популярным на Украине, в Белоруссии, России, странах Балтии [1, 2, 3].

Изучение существующих определений агротуризма показывает, что они могут быть объединены в две группы:

- определения, связывающие агроту-ризм с отдыхом туристов в сельской местности (на хуторах, в деревенских усадьбах) и рассматривающие его как разновидность экотуризма. В значительной степени они сформулированы с позиций потребителей туристических услуг;

- определения, сформулированные исследователями на основе изучения работы агротуристических ферм, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции. Их содержание отличается комплексным характером. Агротуризм рассматривается не только с позиций потребителей туристических услуг, но и с учетом экологического фактора, а также как сфера предпринимательства, приносящая фермерам дополнительный доход от сельскохозяйственного производства при организации туристического бизнеса в сельской местности [1, 2, 3]. При характеристике агротуризма в качестве синонимов используются термины «сельский туризм», «зеленый туризм», «туризм фермы», «деревенский туризм».

В целом при первом подходе агроту-ризм предусматривает не только проживание туриста в сельском доме, но и в совокупности с функционированием всей инфраструктуры сельского туризма, включающей хорошее транспортное сообщение между населенными пунктами, наличие мест проведения досуга, небольших ресторанчиков, кафе и трактиров. Туристы при этом ведут сельский образ жизни, знакомятся с народной культурой, прикладным искусством, национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в народных праздниках и фестивалях. Кроме того, хозяева могут предложить гостям дополнительные услуги (баня, рыбалка, охота, конные и велосипедные прогулки, стрельба из лука, настольный теннис и др.).

В практике многих стран, в том числе развитых, «экотуризм» и «агротуризм» рассматриваются как понятия связанные и взаимодополняющие. Более того, ряд родственных видов туризма (включая сель-

ский, фермерский, деревенский, спортивный, приключенческий и др.) нередко объединяются в единую сферу эко-агротуризма. Об этом свидетельствует и европейский опыт: уже есть примеры организаций, включивших этот термин в свое название (например, European Center for Eco Agro Tourism - ЕСЕАТ) [1, 3].

Таким образом, понятие аграрного (сельского) туризма можно трактовать двояко. В узком смысле под аграрным туризмом понимают отдых городских жителей в сельской местности, предполагающий более или менее длительную аренду загородного жилья. В широком смысле аграрный туризм включает все виды времяпрепровождения городских жителей в сельской местности, т.е. элементы отдыха и оздоровительных мероприятий. В частности, в данном случае речь может идти о сочетании отдыха с трудом на приусадебном участке, об этнографических экскурсиях с акцентом на сельскую составляющую, о добровольном временном участии в агро-производстве в рамках рекреационных мероприятий.

Существуют две концепции формирования модели сельского туризма.

Первая концепция исходит из того, что небольшие сельскохозяйственные предприятия - личные подсобные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы - на свой страх и риск начинают заниматься предпринимательской деятельностью с туристическим уклоном. В этом случае аграрный туризм развивается за счет собственных ресурсов без привлечения необходимых инвестиций извне.

Вторая концепция предполагает комплексное развитие туризма в сельской местности. Сельский туризм рассматривается не как подсобное производство, а как основной бизнес, обеспечивающий максимальный набор рекреационных услуг, нацеленных на использование всех привлекательных для туристов аспектов сельской жизни. К числу таких аспектов можно отнести, например, наличие благоприятных экологических и эстетических условий, возможность приобщиться к сельскому образу жизни и его развлечениям (конные

прогулки, сбор грибов и ягод, рыбалка и пр.), доступ к недорогим продуктам питания местного производства, знакомство с этнографическими особенностями и т.д.

В принципе, эти две концепции непротиворечивы, если рассматривать их как последовательные этапы одного и того же процесса. Во всяком случае, именно таким путем развивался аграрный туризм в странах Западной Европы. Первый этап - становление европейского аграрного туризма - длился примерно 20 лет и завершился в 1990-е годы. Изначальные мотивы, обусловленные политикой поддержки европейскими государствами локального агро-туризма, имели в основном социальный характер. Не случайно политика поддержки сельского туризма в Европе до сих пор ориентирована на экономически отсталые районы. Как правило, основанием для такой политики являлись потеря рыночной конкурентоспособности местной аграрной продукции и необходимость реструктуризации сельского хозяйства с целью повышения его эффективности.

Для начала необходимо лишь наличие своего собственного добротного дома. Естественно, жилище должно быть снабжено бытовыми удобствами, соответствовать санитарным требованиям. Гости - горожане, хоть и желают отдохнуть от цивилизации, но вовсе не от комфорта. Празднование дней рождений и других торжеств на лоне природы - такая идея нравиться многим. Главное в агротуризме - организовать правильно отдых. А в дальнейшем уже можно подумать о расширении спектра услуг, например, приобрести парочку лошадей, сделать пруд, а, может быть, и построить еще несколько домиков для гостей. Помните, под лежачий камень и вода не течет, а деньги любят активных людей [5]. В зависимости от целей отдыха сельский туризм можно дифференцировать на следующие виды: сельский оздоровительный туризм; детский; этнографический; образовательный; сельскохозяйственный (агротуризм); кулинарный (гастрономический); промысловый; спортивный; приключенческий; познавательный; экзотический; комбинированный. Особое место отводится сельскому (экологиче-

скому, или «зеленому», фермерскому)

туризму, который представляет собой отдых в частном секторе на ферме или приусадебном участке.

В развитии любого вида туризма большое значение имеет организация досуго-вых программ, лучше всего по интересам, заранее согласованным. Важно, чтобы туристы были не просто зрителями, а полноценными участниками этих программ. Например, могли бы принять участие вместе с детьми в сельскохозяйственных работах, выращивании цветов, прополке, поливе растений, уборке урожая, уходе за животными и других. Иногда туристы готовы даже платить за то, чтобы научиться правильно топить печь, колоть дрова, ухаживать за домашними животными, косить траву и убирать сено. Все большее распространение получает организация массовых досуговых программ: деревенских праздников (масленица, цветения «Цветение маральника», троица, праздник Иваны Ку-палы, Яблочный спас, медовый спас, национальные праздники малых народов и другие). Также интересны для туристов традиционные обряды (помолвка, свадьба и т.п.), корпоративные мероприятия на природе, спортивные соревнования и игры, музыкальные вечера у костра, мастер-классы (по народным промыслам, приготовлению еды в русской печке, традиционной народной кухне, дегустации домашних напитков - вин, пива, кваса, соков, приготовлению творога, масла, процессу изготовления льняных изделий), мини-музеи (ремесел, деревенского быта, коллекции древней сельхозтехники, домашних заготовок), фотографирование в деревенских старинных и национальных костюмах на память. Организовать подобные программы можно путем объединения, кооперирования с другими семьями, принимающими у себя гостей, предпринимателей, фермеров, привлекая местное население, например, работников сельских администраций, культуры, учителей, которые имеют определенный опыт в организации культурно - массовых мероприятий.

Пользуются спросом и услуги оздоровления, в частности, фитотерапия, чайные домики с травяными чаями и настоями,

процедуры с использованием лекарственных трав), апитерапия (лечение продуктами пчеловодства), иппотерапия (лечебная конная верховая езда), водолечение (русская баня, сауна, бассейн, сна и т.д.), лечебные грязи, массаж и другие.

В настоящее время сельский туризм в части размещения в жилых помещений, гостиниц и т.д. попадает под туристические услуги и соответственно классифицируется в ОКУНе (табл. 1) [1].

Важно сделать акцент на группировке требований к организации агротуристиче-ских туров, среди которых: 1) Организация туров спортивно-экологического вида с 3-х и 7-ми дневным проживанием в сельском доме: а) Соответствие мест проживания ГОСТам б) Разработка турпродукта и его соответствие ГОСТ Р 50690-2000:

Алтайский край рассматривается в настоящее время как многопрофильный туристский регион. На его территории представлены различные программы отдыха и туризма. В регионе развиваются несколько видов туризма: сельский, лечебно-оздоровительный, экстремальный, научно-познавательный, событийный и деловой и другие [7, 8]. Особое значение для развития сельских территорий в регионе имеет агротуризм, как альтернативный вид деятельности в диверсифицированной сельской экономике.

Вместе с тем, агротуризм в настоящее время рассматривается как источник доходов бюджетов всех уровней, способ повышения занятости и уровня жизни населения, средство для поддержания здоровья граждан, фундамент для прогресса социальной и культурной среды. Туризм -одно из важных направлений, способствующих росту экономики региона, в том числе развитию услуг туристских компаний, связи, транспорта, производства сувенирной и иной продукции, торговли, питания и сельского хозяйства, строительства и других отраслей во многих регионах России, в том числе и Алтайском крае [2, 3].

В 2011 году в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации 2011-2018» была принята

краевая целевая программа «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011-2016 годы. Она положила начало реализации государственной политики в сфере туризма на территории региона программно-целевыми методами[10].

Туризм в Алтайском крае - это самостоятельная отрасль экономики, благодаря которой увеличивается занятость и уровень жизни населения региона, особенно в сельских территориях, которые занимают почти 90% территория края, в сельской местности проживает боле 1,0 млн. человек, или 44,5% населения (для сравнения в среднем по СФО - 27,8%, по России - 26%). При этом обострены проблемы занятости сельского населения при богатом природно - экологическом и ресурсном потенциале Алтайского края, в т.ч. - рекреационном ресурсе.

В период с 2011 года по 2020 год произошел переход от экстенсивного пути эксплуатации туристских ресурсов к интенсивному. Это проявляется в снижении процента «дикого» и условно-организованного туризма и повышения процента высокоорганизованного туризма, строительством во всех районах края новых туристических баз, домов отдыха и гостиниц.

В эти годы число туристских предприятий возросло в 2,1 раза, а число мест размещения туристов - в 1,4 раза. Так, если услуги размещения туристов в 2011 году оказывали 180 организаций, то к 2015 году численность средств размещения увеличилась практически в 3,5 раза до 627 единиц. По данным Федеральной службы государственной статистики 2013 года число туристских предприятий достигает 940 единиц, из них 669 - коллективные средства размещения, «зеленые» дома и оздоровительные детские лагеря. Обеспечением отдыха туристов занимаются 217 гостиниц, 186 зеленых домов, 149 туристских баз и 44 санаторно-курортных учреждения. Единовременно разместиться в зонах отдыха могут 46,5 тысяч туристов, в том числе 18,7 тысяч круглогодичных мест. В 2013 году платных туристских услуг в Алтайском крае

было оказано на сумму 3,1 млрд. руб. [11, 12].

Алтайский край - ведущий регион Сибирского федерального округа по развитию сферы туризма. Разнообразие и красота природных комплексов, присутствие уникальных памятников культуры всегда привлекают сотни тысяч не только российских, но и иностранных туристов. Так в 2005 году было зарегистрировано 0,5 млн. туристов, а в 2014 году этот показатель возрос более чем в 3 раза и составил 1,6 млн. человек. Турпоток в 2017 в Алтайском крае превысил 2 млн. человек и продолжает увеличиваться в последние годы.

Экономической платформой развития туризма в сельских территориях Алтайского края являются средства государственных и региональных программ, частных инвесторов, жителей сел и малых городов на основе бизнес - административного партнерства и льготного кредитования. На развитие туризма Алтайского края в 2013 году было выделено более 3 млрд. рублей, из которых 2,1 млрд. рублей составляют средства частных инвесторов. В сравнении с 2012 годом инвестиционная активность увеличилась более чем на 60%.

К примеру, вложенные инвестиции в 2013 году составили: Алтайский район -более 1 млрд. руб., г. Белокуриха - 315 млн руб., Смоленский район - 155 млн руб. На данных территориях осуществляется реализация федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Объем необходимых финансовых ресурсовдля осуществления этой программы представлен в таблице 1 [7].

Исследуя развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе, мы пришли к выводу, что формирование экономических кластеров в АПК имеет экономическую и социальную целесообразность. При таком подходе целесообразно рассматривать кластер на основе системно-интеграционной теории. Клей-нер Г.Б. так же рассматривает промыш-

ленные кластеры с системно-интеграционных позиций [7].

Конкурентные преимущества кластерных систем - ресурсные, технологические, инновационные, логистические, организационно-управленческие [8, 9, 10].

Туристический кластер Алтайского края подтвердил целесообразность и прспективность интеграционных процессов в агротуризме.

В рамках федеральной программы на территории региона сформированы туристический кластер «Белокуриха» и автотуристический кластер «Золотые ворота», а также «Барнаул - горнозаводской город», который вошел в указанную ФЦП с 2015 года. За время реализации проекта в Алтайском крае построено семь крупных туристских комплексов, ведется интенсивное строительство неотъемлемой обеспечивающей части инфраструктуры кластеров.

Современные ученые, экономисты диверсификацию сельской экономики представляют неотделимой от кластеров. Зарубежные ученые В. Фельдман, Е. Дахмен и другие [12, 16] понимают под кластером диверсифицированную совокупность отраслей, связанных отношениями поставок и приобретений, основанных на матрице «затраты - выпуск».

Высокому уровню развития туризма способствовало принятие Правительством Российской Федерации решения о формировании особой экономической зоны ту-ристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». На строительство зоны «Бирюзовая Катунь» было направлено 4171,9 млн руб. средств федерального бюджета, из которых в 2013 году - 296 млн руб. В 2013 году туристическую зону «Бирюзовая Катунь» посетили 385 тыс. человек, а с 2007 года - более 1,5 млн человек.

В данный момент Алтайский край входит в пятерку лидирующих районов по количеству лиц, размещенных в санаториях, и по количеству мест в санаторно-курортных лечебницах.

Значительное развитие в регионе получил событийный туризм. Далеко за его

пределами известенфестиваль «Сибирская масленица», а так же форум «VISIT ALTAI» международного уровня, праздник «Цветение маральника», «Шукшинские дни на Алтае» и многие другие. Ежегодно для участия в этих мероприятиях на территорию края приезжают тысячи гостей из-за рубежа и со всех уголков России.

За последние несколько лет Алтайский край неоднократно был удостоен премий в области туриндустрии на российском и международном уровнях. Алтайский край стал трехкратным победителемв номинации «Регион для путешествий по России», а в 2014 году был финалистом на премию в области путешествий «Моя планета» в номинации «Проект года в сфере экоту-ризма». Наградой был многократно удостоен город-курорт Белокуриха как «Лучший курорт федерального значения», а комплекс «Сибирское подворье» - лучшим среди российских регионов событийного туризма. В настоящее время «Бирюзовая Катунь» единственная в Российской Федерации туристско-рекреационных особых экономических зон. Здесь уже сейчас туристы могут воспользоваться различным спектром услуг. На территории эксплуатируется 21 туристский объект. С начала открытия зоны её посетило около 2,5 млн. человек [13, 14].

По данным управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, только по крупным проектам «Золотые ворота», «Бирюзовая Катунь», «Белокуриха», «Сибирская монета» мобилизировано около 70 млрд. рублей внебюджетных и государственных вложений.

Продвижение и совершенствование этих зон способствует формированию более 11 тыс. рабочих мест, повышению доходов местных жителей,подъему малого предпринимательства в селе; улучшению качества жизни населения и росту экономики в целом за счет увеличения экспорта и ассортимента сельхозпродукции [15].

Таблица 1. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015 -2020 годы (в редакции Постановления Правительства Алтайского края от 24.04.2018 N 139)_

Источники и направления расходов Сумма расходов (млрд. руб.)

годы 2G15 2G16 2G17 2G18 2G19 2G2G Всего

Всего финансовых затрат 2,6 3,2 1,9 2,3 2,4 2,4 15,G

в том числе

из краевого бюджета G,23 G,26 G,46 G,29 G,18 G,18 1,62

из федерального бюджета (на условиях софинансиро-вания) G,91 G,83 G,10 G,11 G G 1,95

из муниципального бюджета G,G5 G,G6 G,24 G,G7 G G G,42

из внебюджетных источников 1,4 2,G 1,1 1,8 2,2 2,2 11,G

Целями программы являются устойчи- В перспективе целесообразно создание

вое развитие туризма и продвижение и развитие системы рекламного и инфор-туристского продукта на российский и мационно-издательского обеспечения раз-зарубежные рынки. В регионе заплани- вития сельского туризма, развитие коопе-ровано реализовать целый комплекс меро- рации крестьянских (фермерских), личных приятий, направленных на максимальное подсобных хозяйств и сельскохозяйствен-использование природно-климатического, ных потребительских кооперативов, ока-ресурсного, человеческого потенциала Ал- зывающих услуги сельского туризма. тайского края.

Библиографический список

1. Методические рекомендации по формированию модели организации сельского туризма в сельской местности / ФГОУ «Центр экспертно-аналитической оценки деятельности АПК», 2008. - 186 с.

2. Кундиус В.А., Санталова В.Н., Балашова С.П. Агротуризм: организация и перспективы развития. - Барнаул: Азбука, 2012. - 416 с.

3. Здоров А.Б. Агротуристский комплекс: прогнозирование регионального развития: монография. - М.: РИБ «Турист», 2007.

4. Агротуризм: опыт, проблемы, решения: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. И.Л. Воротникова. - ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2012. - 184 с.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.up2go.ru/ideas/services-to-рори1а1;юп/511.к1т1

6. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю: [Электронный ресурс]. URL:http://akstat.gks.ru.

7.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agrotourism.narod.ru;

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agro.a1tai.ru

9. Косинова Е.А., Агаларова Е.Г. Роль туризма в обеспечении устойчивого развития сельских территорий // Проблемы и пути развития российской провинции: монография. В 5 ч. Ч. 1. Экономика и управление / под общ. ред. Л.Н. Семерковой. - Пенза: РИО ПГСХА, 2010.

10. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации 20112018 годы» от 2 августа 2011 г. № 644.

11. Сборник тезисов докладов межрегионального совещания, семинара и секций на II Международном форуме «Сельский туризм в России» (2-3 августа2013 г., г. Белгород): информ. издание. - М.: ФГБНУ«Росинформагротех», 2013. - 268 с.

12. Клейнер Г. Риски промышленных предприятий: как уменьшить или компенсировать // Российский экономический журнал. - 1994. - №6.

13. Кундиус В.А. Экономическая стратегия и механизмы инновационно-кластерного развития АПК региона: монография / В.А. Кундиус, А.В. Глотко, М.Г. Кудинова, А.В. Сибиряков, Н.Ф. Вернигор, В.В. Цветков, О.Ю. Овчаренко и др. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. - 460 с.

14. Кундиус В.А. Развитие агротуризма в регионе на основе экономического кластерного партнерства // Вестник Алтайского государственного университета. - 2010. - №6 (68). -С. 95-99.

15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.altairegion22.ru/region_news/v-altaiskom-krae-prinyaH-novuyu-gosudarstvennuyu-pragrammu-po-razvitiyu-turizma-v-regione-na-blizhaishie-shest-let_392441.html?sphrase_id=19996

16. Feldman V.P., Audretsch D.B. Innovation in Cities: Science based Diversity, Specialization and Localized Competition // European Economic Review. - 1999. - №43. - P. 31-39.

TRENDS AND PROSPECTS OF AGROTOURISM DEVELOPMENT AS AN ALTERNATIVE SEGMENT OF THE RURAL ECONOMY

V.A. Kundius, Doctor of Economic Sciences, Professor O.P. Mironova, Postgraduate Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstract. The article presents the results of scientific research on trends and prospects for the development of agrotourism in the Altai territory as a type of activity (business) in rural areas. The theoretical foundations, the economic nature of agrotourism (rural tourism) and the organizational and economic mechanism of its development as an alternative business segment in rural areas are considered. The article shows the experience of organizing this type of recreation for the population in Russia and abroad, as well as the goals and objectives of agrotourism development based on a program-oriented approach. The necessity of creating a legal, organizational and economic environment that promotes the development of tourism and other types of activities in rural areas is justified. The article presents the results of studying the existing and promising types of rural tourism, justifies the necessary economic and social conditions for its development, existing and promising types of tourist services in the field of agrotourism. Analytical assessment of the state program of the Altai territory "tourism Development in the Altai territo-ry"for 2015-2020 is given

Keywords: rural territories, alternative types of activity, agrotourism, legal, organizational, economic environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.