"Ю.^. Ъакман, В-С. Панфилов
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРНЕТ-РЫНКОВ В РОССИИ И МИРЕ
В последние годы интернет-технологии активно развивались во всем мире, упрощая доступ к информации, предоставляя новые средства общения, снижая издержки производства, объединяя весь мир в единое информационное пространство. Интернет остается одним из немногих видов деятельности, на базе которого в условиях мирового экономического кризиса появляются и развиваются новые продукты и услуги. Многие из них конкурируют с традиционными видами деятельности такого типа, и в этом случае увеличение добавленной стоимости в новых секторах приводит к падению или торможению роста в старых. Но помимо этого, на базе Интернета появляются и абсолютно новые сегменты, которые создают добавленную стоимость, не «отбирая хлеб» у более традиционных секторов. Важными являются следующие вопросы: каков потенциал развития таких рынков; существуют ли еще новые направления, для которых возможно длительное эффективное экспоненциальное развитие, а также каковы перспективы таких рынков в мире и России.
К новым рынкам, функционирующим на базе Интернета, можно отнести:
• рынок электронной коммерции В2С (в который, помимо обычных «оффлайн»-товаров, включается торговля разнообразными «электронными» товарами, в частности, программным обеспечением, электронными книгами, электронными билетами, онлайн-приложениями);
• рынок электронных платежных систем;
• рынок Интернет-рекламы;
• рынок платных онлайн-приложений и онлайн-услуг: доступ к контенту, использование развлекательных онлайн-сервисов, сервисы онлайн-игр;
• рынок электронной торговли в корпоративном секторе и секторе госзакупок, электронные торговые площадки;
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №10-02-00612а).
• рынок программного обеспечения для поддержания работы серверов, сайтов, сетей;
• рынок приложений, в том числе, онлайн-приложения для функционирования распределенных географически бизнес-процессов, системы поддержки менеджмента и удаленной коммуникации в компании.
Рынок электронной коммерции активно развивается в странах Европы и США уже больше десяти лет, в России же данный сектор получил развитие совсем недавно. И в то время как в США влияние кризиса привело в 2008-2009 гг. практически к приостановке прироста стоимостного объема рынка электронной торговли, в России темпы роста рынка остались достаточно высокими, упав с 40% (в текущих ценах) в
2008 г. до 20% в 2009 (рис. 1, 2) ([1-4], расчеты авторов).
Млрд. руб. %
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 1
Рис. 1. Динамика объема рынка электронной коммерции в США в текущих ценах:
□ объем рынка электронной торговли;
-♦- доля розничной торговли (правая шкала)
Млрд. руб.
200 -г
150 -100 -50 0
%
-Г 0.014 0.012 -- 0.01 -- 0.008 -- 0.006 0.004 0.002 0
2006
2007
2008
2009
Год
Рис. 2. Динамика объема рынка электронной коммерции в России в текущих ценах:
□ объем рынка электронной торговли;
-♦- доля розничной торговли (правая шкала)
Таблица 1
Реальные темпы прироста объема рынка электронной торговли в США и России*, %
Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
США 22,38 27,10 23,87 21,38 19,49 18,80 13,12 4,83 -1,31
Россия - - - - - 129 39,84 24,01 10,18
* В качестве дефлятора использован ИПЦ.
Источник: расчеты авторов на основе данных [1-4], Bureau of Labor Statistics of U.S. Department Of Labor; Росстат
Однако в структуре этого уже относительно традиционного для интернета рынка электронной торговли выделяются сектора, доходы в которых не только не падают, но растут высокими темпами, особенно в России. Так, рынок электронных книг в России вырос в 2 раза в 2008-
2009 гг.: с 30 до 60 млн. руб. [5, 6], а по данным компании «Амазон», рентабельность продаж электронных книг выше в 3-4 раза по сравнению с аналогичными бумажными. Причем развитие данного «виртуального» рынка тесно связано и с ростом смежных рынков по продаже мобильных устройств, прежде всего, электронных читалок и интернет-планшетов, с помощью которых возможно удобное прочтение электронных книг.
Рынок продаж электронных билетов онлайн с сайтов в доменной зоне .ru составлял в 2007 г. около 200 млн. долл., а в 2009 г. - по некоторым оценкам - уже около 1,6 млрд. долл. [7]. В ряде случаев интернет-сервисы, появляясь и предоставляя качественно новые услуги, занимают новые ниши и не конкурируют с более традиционными видами деятельности, а наоборот, дополняют их.
Первый пример такого рода технологий - электронные платежные системы, выпускающие электронные деньги и являющиеся частным случаем более общего понятия «платежные системы». Традиционные платежные системы (такие как Visa, Mastercard) могут проводить обычные безналичные транзакции. Особенность же электронной платежной системы состоит в том, что она сама является эмитентом собственных электронных денег, отвечая за сохранение их платежеспособности. Поэтому одним из свойств электронных денег является то, что их использование возможно только в рамках электронной платежной системы-эмитента.
Операторы электронных денег не являются конкурентами традиционных кредитных организаций, они не выдают кредитов, а только
осуществляют платежи. Но, что важнее, нишевая новизна и конкурентоспособность электронных денег обеспечивается за счет проведения микроплатежей (средний платеж через систему электронных денег не превышает 300 рублей), обслуживание которых невыгодно банкам из-за высоких операционных издержек. С другой стороны, такие системы упрощают не только оплату товаров и услуг для потребителя, который, возможно, не совершил или отложил ее, если для этого было бы необходимо идти в банк, но и увеличивают объемы реализации продукции продавцом. Подключение систем электронного кошелька (счета в платежной системе, на который можно перечислить электронные деньги) упрощает для интернет-бизнеса оплату его услуг потребителем, а также предполагает заметно меньшие затраты, чем при организации оплаты посредством традиционного банковского перевода, особенно, когда речь идет о микроплатеже. Этот эффект достигается за счет того, что операторы электронных систем собирают микроплатежи в крупные пакеты и проводят уже такие крупные суммы банковским платежом. В итоге электронные платежные системы решают проблему «последней мили» (связи конечного пользователя услугой и крупных магистральных каналов) - микроплатежа, который для банка убыточен. Таким образом, они предоставляют потребителю качественно новую услугу, при этом не конкурируя с более традиционным видом деятельности такого типа.
Основное преимущество электронных денег, за счет которого и возможно их функционирование, по сравнению с традиционным безналичным расчетом через банк - это очень низкая стоимость транзакции, что связано с более низкими требованиями к безопасности при проведении электронных платежей, по сравнению с безналичными платежами. Еще одно преимущество - высокая скорость проведения платежей, которая ограничена только техническими возможностями платежной системы.
В России объем рынка электронных платежных систем составил в 2008 г. 28 млрд. руб., в 2009 г. - 40 млрд. руб., а в 2010 г., по различным оценкам, может вырасти в 2 раза - до 80 млрд. руб. [8]. Для сравнения в США данный рынок в 2009 г. составлял 40 млрд. долл. [9].
Другой пример технологий, создающих новую услугу, не конкурирующую с подобными и уже существующими, - программная поддержка сервисов для карманных компьютеров и мобильных устройств на базе Интернета. В начале 90-х годов двадцатого века широкое распространение персональных компьютеров повлекло за собой возникновение новой сферы программных продуктов, предназначенных для того, чтобы эти компьютеры можно было использо-
вать максимально полноценно и удобно. Сектор программного обеспечения вырос из отдельных кусков кода, написанных для личного использования, в огромную инфраструктуру, являющуюся связующим звеном между оборудованием и конечным пользователем. Рынок производства программного обеспечения в мире составлял в 2008 г. почти 400 млрд. долл. (оценка на основе [10]), в России - 4 млрд. долл. [11].
Процесс «обрастания» новой инфраструктурой программных средств происходит и с мобильными устройствами. Первоначально сотовый телефон удовлетворял потребности людей в голосовой мобильной связи, сейчас же мобильное устройство связи удовлетворяет потребности людей быть мобильными в более широком смысле: иметь возможность проложить точный маршрут по карте с учетом пробок, получать оперативный доступ к информации любого типа вне зависимости от местонахождения в данный момент. Как только технические возможности сетей связи и процессорная мощность мобильных устройств развились до того уровня, чтобы удобно использовать доступ в Интернет и управлять приложениями (например, конвертер валют, отслеживание ситуации на дорогах и т.п.). Для обслуживания таких функций начала вырастать новая инфраструктура программных средств. Рынок продаж приложений для карманного персонального компьютера (КПК) и смартфона в США, появившись буквально пару лет назад, стремительно рос. Согласно оценке аналитического агентства AdMob, в 2009 г. его объем в США составил 2,4 млрд. долл. [12] - около 1% от всего рынка производства программного обеспечения США (расчегы авторов на основе [10]). Результаты этой оценки представлены в табл. 2 [12].
Таблица 2
Объем рынка платных приложений для мобильных устройств в 2009 г.*
Платформа Оценочное число пользователей, млн. чел. Доля пользователей, покупающих платные приложения, % Средние расходы одного пользователя на платные приложения, долл./мес. Объем рынка платных приложений, млн. долл.
Android iPhone iPod touch Всего * Android -основанная н которую зат на некоторы HTC, Samsung iPhone-мобил ность iPod, м iPod touch -компании App 3 26,4 18,6 48 операционная си а ядре Linux. Из ем купила Google. е модели смартфо \, Philips, Motorolla, ьный телефон от обильного телефон портативный му le с наличием Wi-Fi 19 50 40 стема для мобил начально разрабат Данная операцион нов и карманных Acer, Sony Ericsson компании Apple, с а и интернет-план льтимедийный пр и multitouch-экран 8,63 9,49 9,79 ьных телефонов и ывалась компанией ая система предуст компьютеров от ко , Alcatel и др. [13]. овмещающий в себе мета. оигрыватель музыки а. 60 1500 870 2430 смартфонов, Android Inc., анавливается мпаний Nokia, функциональ- и видео от
43б
В настоящее время узкофункциональные мобильные телефоны постепенно замещаются более функциональными смартфонами и коммуникаторами, а вместе с этим процессом растет и спрос на приложения, необходимые для работы с такими устройствами. Доля пользователей, покупающих приложения и развлекательный контент, будет увеличиваться по мере совершенствования и упрощения механизмов покупки приложений, а также с ростом правовой культуры потребителей. Одним из последних примеров переносных многофункциональных устройств является iPad - интернет-планшет с сенсорным экраном от компании Apple, продажи которого начались в апреле 2010 г. Данный Интернет-планшет отражает наиболее актуальное направление развития мобильных устройств, в котором сочетаются наличие полноценного экрана для работы с компьютерными приложениями и Интернетом, длительный срок работы батареи, а также наличие современных беспроводных видов связи Wi-Fi и 3G. Маркетинговая политика компании при продаже iPad предполагает реализацию большого количества устройств за счет их невысокой цены. Это привело к тому, что уже в первый день продаж было продано 600-700 тыс. планшетов. При этом основной заработок смещается в сторону продаж программного обеспечения и развлекательного контента для работы с мобильным устройством, а не самого устройства.
Одной из главных характеристик развития Интернет-сервисов является размер рынка Интернет-рекламы, так как бизнес-модель большинства сайтов, функционирующих в Интернете - это заработок на размещаемой рекламе. Интернет-издания в России три года назад уверенно обошли газеты и практически все издающиеся в России журналы по размеру аудитории. В 2008 г. рынок Интернет-рекламы в России обогнал по размеру рынок рекламы, размещаемой на радио, а в 2009 г. превысил 19 млрд. руб. (совокупный объем рынка рекламы в том же году составил 204 млрд. руб.), оставаясь единственным растущим сегментом рынка рекламы с темпом прироста 19% (рис. 3) [14].
Развитию интернет-рекламы способствует и то, что для нее не нужны крупные рекламные бюджеты, а эффективность рекламы зачастую более высокая. Вследствие этого в Интернете могут эффективно размещать рекламу те рекламодатели, для которых не доступны более дорогие виды рекламных носителей. Таким образом, Интернет как новый вид экономичного рекламного носителя способствует развитию и продвижению малого и среднего бизнеса. У данного рынка большой потенциал развития, особенно если сравнить доли интернет-рекламы на рынке рекламы в России и США. В РФ - 7%, в США - 20%, где общий объем рынка интернет-рекламы составил в 2009 г. 22,7 млрд. долл. [15].
Рис. 3. Темп прироста российского рынка рекламы по сегментам: Ш 2006 г.; ЕЗ 2007 г.;02008 г.; □ 2009 г.
Уровень развития, количество и частота использования интернет-сервисов напрямую зависит от количества пользователей Интернета, а также от качества и скорости каналов связи. Поэтому для того, чтобы оценивать перспективы дальнейшего развития рынков, основанных на интернет-технологиях, необходимо понимание основных тенденций распространения Интернета и развития сетей связи.
Важнейшие тенденции распространения Интернета в мире схожи в большинстве стран, а главные различия связаны с уровнем его развития. В то время как в странах Европы и США по числу пользователей Интернета уже произошло насыщение, и развитие входит в стационарную фазу, в России количество пользователей растет на 18% в год. Российский уровень проникновения находится на уровне Франции 2002 г., США 1998 г., Японии 2000 г. (рис. 4) [16-18]. Российская месячная аудитория (те, кто пользуется Интернетом хотя бы раз в месяц) составила по состоянию на начало 2010 г. 41 млн. чел. [16].
В России проникновение услуги доступа в Интернет сильно разнится по регионам: особенно выделяется Москва, которая по данному показателю приближается к уровню развитых стран (табл. 3) [16]. В то же время низкий уровень проникновения Интернета в остальных регионах России позволяет говорить о наличии там существенного потенциала для роста числа пользователей Интернета.
Еще сильнее разнятся по регионам уровень доступности, а также и соотношение цены и скорости доступа в Интернет (рис. 5) ([4, 19, 20], расчеты авторов).
Год
Рис. 4. Количество пользователей Интернет на 100 чел. населения (уровень проникновения), месячная аудитория:
---мир в целом; -■- США; -♦- Япония; -А- Россия; -□- Китай; -•- Франция
Таблица 3
Количество пользователей Интернет на 100 чел. населения
Регион 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Россия 0,038 0,077 0,1195 0,1416 0,167 0,195 0,223 0,279
Москва 0,251 0,279 0,372 0,399 0,483 0,511 0,539 0,558
ЦФО (без Москвы) 0,055 0,083 0,111 0,139 0,186 0,195 0,241 0,279
СЗФО 0,120 0,167 0,213 0,260 0,288 0,279 0,353 0,390
ЮФО 0,055 0,083 0,120 0,148 0,186 0,176 0,251 0,260
ПФО 0,046 0,074 0,111 0,139 0,158 0,186 0,232 0,269
УФО 0,055 0,083 0,102 0,148 0,186 0,186 0,251 0,288
СФО 0,065 0,093 0,102 0,148 0,167 0,167 0,213 0,251
ДВФО 0,055 0,083 0,130 0,158 0,232 0,213 0,279 0,306
На рис. 5 представлены цены на услугу безлимитного Интернет-доступа по одному и тому же тарифу, предоставляемую ЮТК Связьинвеста в Южном ФО и отдельно по Москве (левая шкала). Помимо этого, рассчитан уровень качества услуг доступа в Интернет как отношение среднедушевых месячных денежных доходов в каждом регионе к цене доступа и к соответствующему показателю по г. Москва (правая шкала). По сравнению с Москвой в Ростовской области ценовая доступность Интернета с учетом уровня жизни населения ниже в 27 раз, в Астрахани - в 8 раз, в Ставропольском крае - в 39 раз.
1500
Рис. 5. Качество услуги доступа в Интернет и передачи трафика по регионам России:
-♦- уровень качества услуг по сравнению с Москвой (правая шкала);
□ тарифы на безлимитный Интернет, скорость 512 Мбит/с, март 2010 г.
2500
2000
1000
500
0
Однако этот разрыв очень быстро сокращается. Так, по сравнению с сентябрем 2009 г. цены на безлимитный доступ в Интернет на скорости 512 Мбит/с упали в несколько раз. В сентябре 2009 г. подключиться к такой скорости в Астрахани можно было за 2900 руб. в месяц (по сравнению с 390 руб. в апреле 2010 г.), в Кабардино-Балкарии за 2700 руб. (по сравнению с 800 руб. в апреле 2010 г.), в Адыгее и Калмыкии за 2700 руб. (по сравнению с 900 руб. в апреле 2010 г.) [19]. Таким образом, происходит серьезное снижение цены услуги в регионах, что способствует высоким темпам роста числа пользователей. И обратно, быстрое, повсеместное распространение Интернета, с одной стороны, приводит к ужесточению конкуренции за потребителей и дальнейшему снижению цен, с другой - к постепенной консолидации рынка услуг доступа, укрупнению и объединению интернет-провайдеров. Мелкие местные провайдеры скупаются более крупными, а те, в свою очередь, - уже существующими телекоммуникационными компаниями, работающими в различных сферах сектора телекоммуникаций.
Важно, что в большинстве развитых стран по показателю числа пользователей Интернетом в динамике намечается насыщение, однако по другому физическому параметру - объему переданного трафика - сохраняются экспоненциальные темпы роста (табл. 4) [21]. С одной стороны, это связано с ростом процессорных мощностей и появлением возможности передавать более сложную информацию, с другой, и в большой мере, - с ростом объема трафика, приходящегося на одного пользователя.
Таблица 4
Объем переданного интернет-трафика в мире по видам, РВ/мес. (РВ (Петабайт) =1015 байт)
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. (прогноз)
Интернет-видео 225,8 387,1 741,9 1838,7 2838,7 4516,1
Голосовой VoIP трафик 0 0 32,3 32,3 96,8 129,0
Видеоконференции 0 16,1 16,1 32,3 64,5 96,8
Игровой трафик 16,1 32,3 193,5 258,1 258,1 258,1
Трафик peer-to-peer,
торрент-трафик 1129,0 1387,1 1709,7 2258,1 3064,5 3935,5
Передача данных, просмотр текстовой ин-
формации 193,5 354,8 677,4 967,7 1290,3 1709,7
Любое скачивание трафика пользователем производится в целях его использования тем или иным способом. Это означает, что на этот трафик есть спрос, а значит есть и платежеспособный спрос. Среди предоставляющихся в Интернете онлайн-сервисов есть и платные и бесплатные, соответственно возникают и новые бизнес-модели, технологии монетизации, получения «платности». Весь трафик можно условно поделить на сегменты по типу его использования (табл. 4), для каждого из которых характерна одна или несколько нижеследующих моделей монетизации.
• Передача данных, просмотр текстовой информации - наиболее традиционный вид трафика. Способы его монетизации: плата за информационный контент, интернет-реклама.
• Пиринговый (peer-to-peer) трафик, и в частности, торрент-трафик - наиболее «бесплатный» в данной структуре. Он образуется при работе файлообменных сетей, функционирующих на основе протоколов peer-to-peer (P2P), что позволяет людям беспрепятственно обмениваться файлами: программами, музыкой, фильмами. Существуют различные P2P протоколы и основанные на них сети, но по состоянию на апрель 2010 г. самыми распространенными в мире являются сети на основе протокола BitTorrent. Торрент-сети состоят из большого числа клиентов (программ для работы с сетью, установленных у пользователей) и трекеров (серверов, индексирующих файлы и координирующих связь пользователей друг с другом).
• Игровой трафик - это трафик, генерирующийся в многопользовательских сетевых и онлайн-играх, для которых не нужно загружать на локальный компьютер специализированное программное
обеспечение, а игра проходит на удаленном сервере, доступ и связь с другими игроками осуществляется по интернет-каналам. Способы монетизации: абонентская плата для доступа к игре, продажа виртуальных игровых атрибутов, игровая комиссия.
• Видеоконференции представляют собой многостороннюю (два и более абонентов) видеосвязь на расстоянии в реальном времени. Способы монетизации: платные аппаратные и программные решения, обеспечивающие высокое качество и безопасность передачи видеоинформации.
• VoIP трафик генерируется при работе IP телефонии и передаче голосовой информации через Интернет или любые другие IP-сети. Самым распространенным примером IP телефонии является использование Skype для звонков с компьютера на компьютер (бесплатная услуга) или с компьютера на обычный телефон (платная услуга). Способы монетизации: оплата услуг связи.
• Просмотр интернет-видео включает в себя как онлайн-видео, так и видео по запросу в кабельных и локальных интернет-сетях. Темп прироста трафика, связанного с передачей видеоинформации, как одного из самых «тяжелый» видов файлов, увеличивается ежегодно, и в 2009 г. составил 57%. Способы монетизации трафика: плата за видео, интернет-реклама, и в частности, видеореклама.
Таким образом, интернет-трафик, проходящий по сетям связи, генерирует денежный поток сразу в нескольких плоскостях: в первую очередь через платежи провайдерам, но, помимо этого, через монетизацию производителями онлайн-товаров и услуг.
Развитие интернет-технологий, институтов и организаций, в том числе, госучереждений, предоставляющих онлайн-услуги, приводит к тому, что у потребителей высвобождаются временные и финансовые ресурсы, которые могут быть использованы в других целях. Интернет снижает коммуникационные издержки, делает возможным и эффективным географически-распределенный бизнес, в котором общение и координация деятельности работниками строится только через Интернет. Уже сейчас во всем мире доходы компаний, осуществляющих свою деятельность в Интернете, достигли значимых размеров. В 2008 г., например, у компании Google (выручка 21 млрд. долл.) [5], Amazon.com (выручка 19 млрд. долл.) [22], eBay (выручка 8,5 млрд. долл.) [23], Yahoo (выручка 7,2 млрд. долл.) [5], Baidu (выручка 470 млл. долл.) [5], Facebook (выручка 230 млн. долл.) [24]. Доходы российских интернет-компаний в 2008 г. ниже, однако, уже сопоставимы с англоязычным сектором Интернета: компания Яндекс (вы-
ручка 300 млн. долл.) [3], Ozon.ru (выручка 102,4 млн. долл.) [25], Mail.ru (выручка 74,6 млн. долл.) [26], Рамблер медиа (выручка 110 млн. долл.) [27]. Макрозначение и перспективы всего сектора информационных технологий (в состав которого входят и интернет-услуги) подтверждает еще и тот факт, что в 2009 г. валовая прибыль данного сектора в США превысила по своим размерам прибыль всех остальных нефинансовых секторов экономики, в том числе розничной торговли, составив 108 млрд. долл. [28].
Телекоммуникационные услуги во всех странах всё более экономически, и технологически интегрируются в единую мировую систему, поэтому рассмотрение тенденций развитий данного сектора в России невозможно без учета его взаимосвязей с этой системой. Тенденции развития сетей связи и коммуникации схожи во всех странах, но зависят от уровня общеэкономического развития конкретной страны и скорости роста мировой экономики в целом. Для понимания ближайшего и более отдаленного будущего в развитии таких рынков в России важно подчеркнуть следующие моменты.
• Развитие рынков, связанных с Интернетом, будет определяться динамикой числа пользователей, объемом трафика, тари-фикацей этих показателей. Один из центральных вопросов -как себя будет вести выручка интернет-компаний и провайдеров, которая представляет собой произведение объемов трафика, проходящего через сети Интернет, и его стоимости в широком смысле: монетизация трафика не только провайдерами, но и продавцами онлайн-услуг.
• В России развитие рынка доступа в Интернет и передачи трафика носит характер отстающего по сравнению с развитыми странами, что создает возможность бурного роста рынка и за счет увеличения числа пользователей, и за счет снижения цены услуги по регионам. Экономическое развитие будет предполагать одновременно падение цены и устойчивый рост денежного потока. По нашим предварительным оценкам, к 2013 г. проникновение Интернета в России достигнет современного уровня развитых стран - 60-70%, а отставание сократится с 812 в 2009 г. до 3 лет к 2013 г.
• Помимо этого, эффект отстающего развития возникает и применительно к региональной структуре в России: в Москве удельное число пользователей Интернета на число жителей уже сопоставимо с уровнем развитых стран, но в регионах в обозримом будущем еще возможен бурный рост по всем показателям.
• Будут появляться новые механизмы монетизации (получения «платности») интернет-сервисов, использование которых в настоящее время является бесплатным для разных групп пользователей. Определенная часть передаваемого по сетям трафика будет монетизироваться за счет налогообложения, которое обеспечит внедрение систем электронного правительства, онлайн-услуг, предоставляемых административными органами. Причем организация онлайн-услуг, финансируемых за счет налогоплательщиков, которые заменят традиционные государственные услуги по выдаче справок и оформлению документов, будет способствовать появлению и платных услуг, например услуги по регистрации квартир, домов, земельных участков. Со временем это, в свою очередь, может привести к созданию конкурентной среды для производителей такого рода услуг, и, как следствие, росту качества услуг, а также повышению спроса на них со стороны населения.
Таким образом, наш анализ показывает, что информационнотелекоммуникационный рынок, и в особенности, сектор Интернета вполне может рассматриваться в качестве направления экспоненциального распространения инноваций. Возможен еще длительный период эффективного развития рынков, основанных на интернет-технологиях, как во всем мире, так и в России.
Литература и информационные источники
1. US Department of Commerce. http://www.census.gov/retail/mrts/www/data/html/09Q4table3.html
2. http://www. oborot. ru/article/421/30.
3. http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml72010/03/05/381705
4. Росстат. http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2705050
5. Аналитическое агентство Cnews. Цифровой контент 2009: измеряем российский рынок. http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml72009/01/29/336201
6. Конференция XIIIНациональной выставки-ярмарки «Книги России», 2010. http://kniga2.com/2010/03/16/283
7. http://www.uba.ru/news?news=12336
8. http://www. ictonline. ru/news/n69201/
9. http://www.webplanet.ru/news/business/2009/10/08/aed.html
10. The Global 2000 Forbs rank 2009. http://www.forbes.com/lists/2010/18/global-2000-10_The-Global-2000_Rank. html
11. Министерство связи и массовых коммуникаций. http://minkomsvjaz.ru/industry/1193/3396/
12. AdMob Mobile Metrics Report, август 2009; http://gigaom.com/2009/08/27/how-big-is-apple-iphone-app-economy-the-answer-might-surprise-you/
13. Википедия. http://ru.wikipedia.org
14. Ассоциация коммуникационных агентств России. http://www.akarussia.ru/market/
15. Interactive Advertising Bureau. Internet Advertising Revenue Report 2009.
16. ФОМ, Опросы «Интернет в России». http://bd.fom.ru/cat/smi/smi_int
17. Международный союз электросвязи. http://www.itu.int/ITU-D/IC TEYE/Indicators/Indicators. aspx
18. China internet network information center, Statistical Survey Report on Internet Development in China (January 2010). http://www.cnnic.net.cn/en/index/00/index.htm
19. Сайт ЗАО «КОМСТАР-Директ» (торговая марка СТРИМ.) http://www.stream.ru/prices/
20. Разделы «Тарифы»региональных сайтов торговой марки «Дизель» компании
ОАО «Южная телекоммуникационная компания». http://www.diselcom.ru
21. Oxford said university school. A global study of broadband quality. September 2008
22. Amazon Annual report 2008. http://phx.corporate-ir.net/phoenix.zhtml?c=97664&p=irol-reportsAnnual
23. eBay Annual report 2008. http://investor.ebayinc.com/annuals.cfm
24. http://techcrunch.com/2009/05/19/facebook-turns-down-8-billion-valuation-term-sheet-claims-2009-revenues-to-be-550-million/
25. iKS-Consulting. http://www.iks-media.ru/news/2608569.html
26. http://corp.mail.ru/press.html?action=show&id=879&mode=2
27. http://www.rambler.ru/doc/company_news/1476
28. US Bureau of economic analysis. http://bea.gov