ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ SPA-ИНДУСТРИИ
TENDENCIES AND FEATURES OF THE SPA INDUSTRY DEVELOPMENT
УДК 658.11
ЛАВРоВА Татьяна Анатольевна
профессор кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, доцент, lavrova@ inbox.ru
LAVROVA, Tatiana Anatolievna
Professor of the Economical Theory and Economical Policy Department, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Assistant Professor, [email protected]
СоРВИНА Таисия Андреевна
доцент кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент [email protected]
SORVINA, Taisiya Andreevna
Associated Professor of the Producing Business and Management in Social and Cultural Sphere Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрены особенности развития SPA-индустрии в современных условиях, раскрываются специфика, формы и тенденции ее развития в России. Авторами определены основные структурные элементы и характеристики SPA-предприятий, предлагаются рекомендации по совершенствованию развития и формированию бизнес-модели таких предприятий в России.
Ключевые слова: SPA-индустрия, SPA-услуги, классификация SPA-структур, туризм, франчайзинг SPA-предприятий, бизнес-модели.
Abstract.
The article considers the peculiarities of the SPA industry development in modern conditions, it specifies the forms and tendencies of the SPA industry development in Russia. The authors identified the main structural elements and characteristics of SPA-enterprises, it offers recommendations for improving the development and formation of business models of enterprises of the SPA industry in Russia.
Key words: SPA industry, SPA service, SPA classification structures, tourism, SPA franchise businesses, business models, the development of SPA-sized enterprises in Russia.
92
петербургский экономический журнал • № 2 • 2015
В настоящее время все больше внимания уделяется развитию услуг лечебно-оздоровительного направления. Одной из современных форм данного направления являются различные SPA-услуги SPA-центров или фитнес-цен-тров, также вспомогательные услуги в индустрии гостеприимства в виде формирования SPA-отелей или SPA-зон в отелях различного уровня.
Единое энциклопедическое определение понятия SPA в настоящее время отсутствует. В литературе имеется много частных мнений о трактовке понятия «SPA». Наиболее распространено представление о происхождении этого понятия от латинского словосочетания -sanus per aqua (оздоровление через воду). Существует предположение, что SPA как понятие произошло от названия небольшого бельгийского города Spa, где расположен знаменитый минеральными источниками курорт. В общем смысле, SPA - это оздоровительный комплекс процедур с использованием морской, термальной, минеральной или пресной воды, морских водорослей, целебных растений и лечебных грязей, программы водолечения, цель которых -гармония тела и души. Также к SPA относятся фитнес-программы, диетические программы, программы регенерации и программы по омоложению кожи лица и тела [1].
Как известно, в последнее время появилось очень много разнообразных предприятий сферы услуг, предлагающих своим клиентам широкий спектр услуг SPA-индустрии. Для осуществления контроля и координации деятельности разнообразных SPA-структур в 1991 году в США была создана Международная ассоциация SPA (ISPA).
Одним из направлений работы Международной ассоциации SPA является разработка классификации предприятий SPA-индустрии на основе критериев и стандартов организации данного сервиса. Обобщая материалы исследований ISPA, можно сделать вывод, что в международной практике выделено семь основных SPA-структур. Классификация SPA-структур представлена в таблице 1.
Такое разнообразие структур связано с ориентацией на сегменты рынка, представленные потребителями, имеющими специфические
запросы, которые определяют тенденции спроса на услуги предприятий SPA-индустрии. Отметим, что спрос на услуги предприятий SPA-индустрии взаимосвязан со спросом на туристские и оздоровительные услуги. В исследованиях отмечается рост туристического рынка, что связывается с изменениями социальных условий, содержания туристской деятельности, мотивации и предпочтения потребителей туристских услуг и деятельности туристских организаций. Динамику спроса на туристские услуги связывают с уровнем доходов населения и повышением качества жизни [3], что также является характерным для востребованности услуг SPA-индустрии. В современных условиях формируется глобальная мировая система SPA-индустрии. Важнейшая тенденция развития SPA-индустрии - это рост рынка услуг лечебно-оздоровительного туризма. Основными факторами развития SPA в масштабах международного туризма являются:
• стабильный рост внутренних и международных туристских потоков с целью лечения и оздоровления;
• увеличение количества SPA-предприятий различных категорий;
• развитие SPA-центров в отелях крупных гостиничных цепей;
• интенсивный рост доходов отрасли.
Согласно данным Международной ассоциации SPA-индустрии, в мире действует свыше 60 тысяч предприятий SPA, общий доход которых в 2013 году составил свыше 57 млрд долл. Лидерами SPA-индустрии по объему доходов и количеству действующих предприятий являются США, Франция, Великобритания, Италия, Китай, Таиланд, Бразилия. Общая сумма вложений в SPA-индустрию в мире составляет 274 трлн долл. Из них 82,6 трлн долл. приносят основные источники доходов: прямые инвестиции, издание журналов, обучение, мероприятия, конгрессы, бренды SPA- косметики. Еще 191,4 трлн долл. приносят доходы от недвижимости, бизнеса гостеприимства и туризма, SPA-процедур, фитнеса, медицины, спортивного питания [4].
Количество основных объектов SPA-индустрии по регионам мира представлено в таблице 2.
Таблица 1
Классификация SPA-структур по основным категориям
№ Категории SPA-структур Характеристика
1 «Дейспа» (day spa) Предприятия «дейспа» можно назвать курортом одного дня. Они расположены в черте города, представляют полный или ограниченный набор SPA-услуг клиенту в течение одного дня или нескольких часов. Серьезное внимание уделяется эстетическому аспекту проведения процедур
2 Гостинично-курортные SPA (hotel/resort spa) Название данной категории SPA-структур отражает их расположение в отелях или санаторно-курортных комплексах. SPA в структуре отелей являются видом «дейспа», но проживающим в отелях клиентам ряд услуг предоставляется бесплатно. Курортные SPA расположены в курортных зонах отдыха и могут быть представлены большим разнообразием SPA-услуг
3 Целевые SPA (destination spa) SPA-структруры, рассчитанные на продолжительное непрерывное пребывание клиента (от нескольких дней до нескольких недель) для достижения определенной цели (снижение веса, отказа от курения, снятия стресса, восстановления физической формы, внешности). Целевые SPA-предприятия могут располагаться за городом, поэтому они получили название загородные целевые SPA-центры
4 SPA на минеральных источниках (mineral srings spa) SPA-структуры данной категории расположены рядом с минеральными источниками. Представляют собой санаторно-курортные комплексы, специализирующиеся на гидротерапии и бальнеологии
5 Клубные SPA (club spa) SPA данной категории функционируют в структуре спортивных (фитнес и велнес) клубов и являются дополнением к более широкому спектру услуг, предоставляемых клиентам преимущественно на основе клубного членства
6 Круизные SPA (cruise spa) Категория SPA-предприятий, расположенных на борту круизных лайнеров, однако работающих по принципу «дейспа»
7 Медицинские SPA (medical spa) Медицинские SPA расположены в медицинских учреждениях различного профиля. SPA-услуги и процедуры являются дополнением к основным, медицинским услугам
Источник: Выполнено авторами на основе [2].
Развитие данного направления сферы услуг с 1998 года активно осуществляется и в России. Число потребителей SPA-индустрии постоянно увеличивается, так как с каждым годом все большее количество людей желает красиво выглядеть, вести здоровый образ жизни, формировать свой стиль жизни, в котором важное место отводится SPA-услугам. В настоящее время Россия является одним из ведущих представителей SPA-индустрии в Европе. Как и в любой другой сфере, в SPA-индустрии
можно отметить как положительные, так и отрицательные факторы. К положительным факторам развития SPA-индустрии в России можно отнести наличие разнообразных методик, высокий уровень профессионализма сотрудников, активное распространение различных предприятий данной отрасли по территории страны. К отрицательным факторам можно отнести отсутствие полной систематизации данных по всем, действующим в России SPA-центрам, достаточно низкий
94
петербургский экономический журнал • № 2 • 2015
Таблица 2
Количество основных SPA-объектов по регионам мира
№ п/п Название региона Количество SPA-объектов
1 Европа 22607
2 Восточная Азия 21566
3 Северная Америка 20622
4 Латинская Америка 5435
5 Ближний Восток 1014
6 Россия 815
7 Африка 389
Источник: [5]
уровень соблюдения международных стандартов качества на предприятиях SPA-индустрии, особенно это относится к небольшим центрам и предприятиям, предоставляющим оздоровительные услуги населению.
При формировании бизнес-модели российских предприятий SPA-индустрии следует учитывать как факторы и тенденции, характеризующие международное развитие, так и региональные особенности. Под бизнес-моделью SPA-предприятия подразумевается организационно-управленческий процесс создания SPA-услуг и их представления клиентам, результатом которого является экономическая, социальная и другие формы ценности (стоимости) этих услуг.
По данным Национальной гильдии специалистов SPA-индустрии, сейчас в России действует 1720 салонов «дэй-спа», 540 гостиниц со SPA, 126 медицинских объектов SPA, 65 загородных SPA-отелей и курортов.
Общая сумма вложений на 2014 год составила 13 млн долларов. Что касается особенностей распространения объектов SPA-индустрии по территории России, то 46% объектов находятся в Москве и Подмосковье, 20% - в Краснодарском крае, столько же на просторах Сибири и Поволжья, 14% - в Санкт-Петербурге [5].
Быстрое развитие SPA-индустрии и распространение по многим странам мира высоких стандартов качества SPA-услуг также было связано с созданием SPA-центров в отелях
международных гостиничных цепей, что тоже нашло отражение в формировании бизнес-моделей SPA-предприятий.
«По состоянию на 2014 год лидерами российского рынка в сегменте международных отелей остаются компании Carlson Rezidor Hotel Group (30% объема номерного фонда международных операторов), Accor Hotels (21%), Intercontinental Hotel Group (13%) и Marriott International (13%). Так Carlson Rezidor Hotel Group в настоящее время насчитывает в России 25 функционирующих отелей на 7720 номеров. В следующие 5-6 лет оператор планирует довести эту цифру до 48 объектов на 12854 номера.
Accor Hotels, по состоянию на начало 2014 года, управляет 19 отелями на территории Российской Федерации на 3788 номеров. В будущем компания намерена открыть еще 45 отелей на 7942 номера. Под брендами компании Marriott International в России, по данным на конец 2013 года, работает 14 гостиниц на 3482 номера. До 2019 года компания планирует ввести еще 9 гостиниц на 2130 номеров.
InterContinental Hotel Group представлен в России 13 действующими гостиницами на 3345 номеров. Группа предполагает расширение своего присутствия в России до 25 отелей. Доля других международных операторов в России составляет 29%. В течение следующих пяти лет предполагается не только закрепление позиций международными операторами в России, но и выход на новые компании, среди которых будут Mandarin Oriental Hotel Group, Morgan Hotel Group и Jumeirah Group» [6].
Во всех отелях перечисленных международных гостиничных сетей, расположенных в России, имеются SPA-комплексы, которые представляют большой сегмент дополнительных услуг. Взаимодействие отеля и SPA позволяет гостиницам увеличивать загрузку, доходность и значительно улучшить показатели окупаемости. При правильно разработанной концепции SPA-комплекс поможет отелю избежать снижения доходности в межсезонье, поскольку предложение можно переориентировать на местного клиента. Повышение доходности отеля, имеющего в своем распоряжении собственный SPA-комплекс, осуществляется за
счет повышения звездности, возможности увеличения стоимости номера, повышения процента загрузки номерного фонда. Активный образ жизни порождает спрос на услуги по расслаблению, снятию стресса и восстановлению сил. SPA-процедуры, как относительно новый вид процедур по оздоровлению, привлекают все больше людей, выбирающих отдых в курортных или загородных отелях. Именно возможность расслабиться и восстановить силы является конкурентным преимуществом отеля со SPA-комплексом перед отелем, в инфраструктуре которого он отсутствует. В настоящее время в условиях жесткой конкуренции крупные международные операторы определили элементы SPA-инфраструктуры обязательными в отелях высшей категории (4-5 звезд), причем не только курортного, но и городского типа.
Важными тенденциями является глобализация мировой SPA-индустрии, укрупнение SPA-предприятий, формирование сетевых структур, что подтверждает активное развитие международных компаний и транснациональных сетей SPA-центров: Hyatt Pure (65 объектов в 25 странах), Mandara Spa (70 объектов в 20 странах), Starwood Spa Collection (53 объекта в 25 странах) и другие.
Вместе с тем в современной SPA-индустрии отмечается активное развитие малых предприятий, которые имеют ограниченные финансовые возможности, но отличаются гибким характером реагирования на изменения конъюнктуры рынка и ориентацией на конкретные целевые сегменты. Широкая сеть таких малых предприятий обеспечивает доступность соответствующих услуг для массового потребителя в различных регионах курортно-рекреационных комплексах.
В России постепенно развивается такая форма организации SPA-бизнеса, как франчайзинг. В настоящее время представлено три основных варианта франчайзинга SPA-предприятий:
1. Городской SPA (самостоятельный центр, расположенный при отеле или при фитнес-клубе);
2. Загородный SPA;
3. Меди-SPA.
Первые два варианта франчайзинга SPA-предприятий уже активно развиваются в России, но меди-SPA - достаточно новое и очень востребованное и перспективное направление в SPA-бизнесе. Слияние медицинских центров и SPA-центров - это главная тенденция последних лет. Концепция меди-SPA подразумевает комплексное сочетание медицинских и эстетических составляющих: диагностики, лечения, профилактики, реабилитации, косме-тологического и эстетического направлений, релаксационных методик, технологий и процедур. Меди -SPA - это идеальное сочетание медицины и комфорта, предоставление клиенту индивидуальной программы диагностики и гармонизации физического и психического состояния.
В процессе анализа особенностей развития SPA-индустрии в России были выявлены как положительные, так и отрицательные факторы, которые сказываются на бизнес-модели SPA-предприятий. В соответствии с выявленными факторами можно предложить следующие направления совершенствования процесса развития и функционирования объектов SPA-индустрии в условиях конкуренции. Во-первых, необходимо разработать стандарты качества SPA-услуг для каждой группы предприятий по классификации. Во-вторых, усилить контроль за качеством предоставляемых услуг и используемых материалов. В-третьих, сформировать российский кадастр предприятий SPA-индустрии по категориям с учетом лицензирования деятельности. В-четвертых, разработать в каждом субъекте РФ стратегию развития SPA-индустрии региона с учетом государственной поддержки и финансирования программ из федерального и регионального бюджетов.
Следовательно, есть все основания предполагать, что Россия как страна с богатейшими природными ресурсами, большим и разнообразным этническим наследием, а также со сложившимися медицинскими традициями в недалеком будущем предъявит миру самобытные, уникальные бизнес-модели SPA-предприятий, что позволит нашей стране выйти в число лидеров мировой SPA-индустрии.
96
ПЕтербургский экономический журнал • № 2 • 2015
Список литературы
1. Гаврилова А. Е. Деятельность административно хозяйственной службы. М.: Изд-во «Академия», 2012.
2. Голубев Г. М., Сазонова Е. В. Тенденции развития туристской отрасли в современных условиях // Петербургский экономический журнал. 2014. № 3. С. 7-13.
3. Богачева Е. Л. Медицинские SPA и их место в международной SPA-индустрии // Медицинские новости. 2012. № 11. С. 56-57.
4. Отчет Международной SPA Ассоциации (ISPA) за 2013 год. URL: http: //www.linked-in.com/company/ispa - international-spa-association (Дата обращения: 22.04 2015).
5. Национальная гильдия специалистов СПА-индустрии. URL: http: //www.russiaspas. ru/index.phtml (дата обращения: 05.05.2015).
6. Лаврова Т. А., Гаврилова А. Е. Тенденции развития международных и национальных гостиничных сетей в России // Вестник Российской академии естественных наук. 2015. № 1. С. 68-73.