Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРКА ТРАКТОРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ'

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРКА ТРАКТОРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
170
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСС ТЯГИ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ЭНЕРГОЗАТРАТЫ / УПЛОТНЯЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПАРК ТРАКТОРОВ / TRACTION CLASS / PRODUCTIVITY / ENERGY CONSUMPTION / COMPACTION EFFECT / TECHNOLOGY / TRACTOR FLEET

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Окунев Геннадий Андреевич, Кузнецов Николай Александрович, Луковцев Александр Вячеславович

Основным энергетическим средством в сельском хозяйстве является трактор. Его параметры определяют уровень производительности труда и эффективность производства. Рассмотрены тенденции развития тракторной энергетики и эффективность их использования. Представлены параметры уплотняющего воздействия на почву и энергоэффективность с учетом параметров и типов движителей. В результате реформирования сельскохозяйственного производства сложилась многоукладная система ведения хозяйственной деятельности предприятий. Уровень производства крупных холдингов существенно отличается от условий производства фермерских хозяйств ограниченных размеров и предприятий, сформированных на базе бывших совхозов и колхозов. Многообразие предлагаемых на рынке тракторов ставит перед производственниками задачу выбора наиболее эффективного варианта технического оснащения для выполнения обоснованного комплекса технологических операций. Даны рекомендации по формированию парка тракторов для производственных формирований различных типов. Для фермерских хозяйств необходима машина на колесном движителе с мощностью двигателя 150-240 л.с. Для выполнения вспомогательных операций нужен трактор типа МТЗ-80. Это минимальный набор тракторов для фермерского хозяйства средних размеров. Объем обрабатываемой земли с учетом сложившихся условий производства и режимов использования техники составит 600-1200 га. Парк тракторов крупных предприятий зернового направления будет состоять из высокопроизводительных колесных машин класса 6-8 и тракторов класса 3-4 на колесном ходу для выполнения вспомогательных работ. В хозяйствах этого типа нагрузка на одного механизатора может достигать порядка 1000 га. Основной объем земли в обработке в регионе приходится на предприятия, сформированные на базе бывших совхозов и колхозов. Это многоотраслевые хозяйства зерно-животноводческого направления. Многоотраслевое производство позволяет формировать более развитую структуру посевных площадей за счет возделывания разнородных культур. Основу парка тракторов должны составлять гусеничные тракторы. Парк колесных тракторов при этом определяется объемом транспортных работ и не должен превышать одной трети потенциала парка тракторов общего назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Окунев Геннадий Андреевич, Кузнецов Николай Александрович, Луковцев Александр Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF FORMING A TRACTOR FLEET FOR RURAL PRODUCERS

Tractors are the main machines in agriculture. Their parameters determine productivity and production efficiency. The development trends of tractor engineering and the efficiency of their use are considered. The energy efficiency, the compaction effect on the soil and its parameters are presented, the parameters and types of their propulsors being taken into account. As a result of agricultural production reforms, the multistructure system of economic activities of enterprises is developed. The production level of large holdings differs significantly from the production conditions of limited-size farms and enterprises formed on the basis of former state farms and collective farms. The variety of tractors offered on the market challenge manufacturers to choose the most effective option of technical equipment for performing a reasonable complex of technological operations. Recommendations are given for forming the fleet of tractors for production units of various types. A farm needs a vehicle on a wheeled mover with the engine power of 150-240 hp and a MTZ-80 tractor to perform auxiliary operations. This is the minimal complex of machines for medium-sized farms. The cultivated land will be 600-1200 ha, the prevailing production conditions and modes of used equipment being taken into account. The fleet of tractors of large grain-growing enterprises will consist of high-performance wheeled vehicles of the 6-8th class and wheeled tractors of the 3-4th class for auxiliary work. In farms of this type, the load on one machine operator can reach about 1000 ha. The most of the land cultivated in the region belongs to enterprises formed on the basis of former state farms and collective farms. These are diversified farms producing grain and animal products. Diversified production allows the formation of a more developed crop area due to the cultivation of heterogeneous crops. The basis of the tractor fleet should be caterpillar tractors. The fleet of wheeled tractors is determined by the amount of transport work and should not exceed one third of the potential of the fleet of general-purpose tractors.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРКА ТРАКТОРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

УДК 631.431.73:631.3

Г.А. Окунев, Н.А. Кузнецов, А.В. Луковцев

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРКА ТРАКТОРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ

ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ», ЧЕЛЯБИНСК, РОССИЯ

G.A. Okunev, N.A. Kuznetsov, A.V. Lukovtsev TENDENCIES OF FORMING A TRACTOR FLEET FOR RURAL PRODUCERS FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «SOUTH URAL STATE

AGRARIAN UNIVERSITY», CHELYABINSK, RUSSIA

Геннадий Андреевич Окунев Николай Александрович Кузнецов Александр Вячеславович

Gennadij Andreevich Okunev Nikolaj Aleksandrovich Kuznetsov Луковцев

доктор технических наук, профессор кандидат технических наук, доцент Aleksandr Vyacheslavovich Lukovtsev

[email protected] [email protected] [email protected]

Аннотация. Основным энергетическим средством в сельском хозяйстве является трактор. Его параметры определяют уровень производительности труда и эффективность производства. Рассмотрены тенденции развития тракторной энергетики и эффективность их использования. Представлены параметры уплотняющего воздействия на почву и энергоэффективность с учетом параметров и типов движителей. В результате реформирования сельскохозяйственного производства сложилась многоукладная система ведения хозяйственной деятельности предприятий. Уровень производства крупных холдингов существенно отличается от условий производства фермерских хозяйств ограниченных размеров и предприятий, сформированных на базе бывших совхозов и колхозов. Многообразие предлагаемых на рынке тракторов ставит перед производственниками задачу выбора наиболее эффективного варианта технического оснащения для выполнения обоснованного комплекса технологических операций. Даны рекомендации по формированию парка тракторов для производственных формирований различных типов. Для фермерских хозяйств необходима машина на колесном движителе с мощностью двигателя 150-240 л.с. Для выполнения вспомогательных операций нужен трактор типа МТЗ-80. Это минимальный набор тракторов для фермерского хозяйства средних размеров. Объем обрабатываемой земли с учетом сложившихся условий производства и режимов использования техники составит 600-1200 га. Парк тракторов крупных предприятий зернового направления будет состоять из высокопроизводительных колесных машин класса 6-8 и тракторов класса 3-4 на колесном ходу для выполнения вспомогательных работ. В хозяйствах этого типа нагрузка на одного механизатора может достигать порядка 1000 га. Основной объем земли в обработке в регионе приходится на предприятия, сформированные на базе бывших совхозов и колхозов. Это многоотраслевые хозяйства зерно-животноводческого направления. Многоотраслевое производство позволяет формировать более развитую структуру посевных площадей за счет возделывания разнородных культур. Основу парка тракторов должны составлять гусеничные тракторы. Парк колесных тракторов при этом определяется объемом транспортных работ и не должен превышать одной трети потенциала парка

Введение. Производственные процессы в земледелии выполняются на больших площадях в строго определенные периоды времени, т.е. должны быть согласованы во времени и пространстве. Это обусловливает неравномерную потребность в затратах труда и энергии и увеличивает потребный уровень технического ос-

тракторов общего назначения.

Ключевые слова: класс тяги, производительность, энергозатраты, уплотняющие воздействие, технология, парк тракторов.

Abstract. Tractors are the main machines in agriculture. Their parameters determine productivity and production efficiency. The development trends of tractor engineering and the efficiency of their use are considered. The energy efficiency, the compaction effect on the soil and its parameters are presented, the parameters and types of their propulsors being taken into account. As a result of agricultural production reforms, the multistructure system of economic activities of enterprises is developed. The production level of large holdings differs significantly from the production conditions of limited-size farms and enterprises formed on the basis of former state farms and collective farms. The variety of tractors offered on the market challenge manufacturers to choose the most effective option of technical equipment for performing a reasonable complex of technological operations. Recommendations are given for forming the fleet of tractors for production units of various types. A farm needs a vehicle on a wheeled mover with the engine power of 150-240 hp and a MTZ-80 tractor to perform auxiliary operations. This is the minimal complex of machines for medium-sized farms. The cultivated land will be 600-1200 ha, the prevailing production conditions and modes of used equipment being taken into account. The fleet of tractors of large grain-growing enterprises will consist of high-performance wheeled vehicles of the 6-8th class and wheeled tractors of the 3-4th class for auxiliary work. In farms of this type, the load on one machine operator can reach about 1000 ha. The most of the land cultivated in the region belongs to enterprises formed on the basis of former state farms and collective farms. These are diversified farms producing grain and animal products. Diversified production allows the formation of a more developed crop area due to the cultivation of heterogeneous crops. The basis of the tractor fleet should be caterpillar tractors. The fleet of wheeled tractors is determined by the amount of transport work and should not exceed one third of the potential of the fleet of general-purpose tractors.

Keywords: traction class, productivity, energy consumption, compaction effect, technology, tractor fleet.

нащения производства. Основным энергетическим средством в сельском хозяйстве является трактор, а его параметры определяют уровень производительности труда и эффективность производства. Следует отметить, что в результате реформирования сельскохозяйственного производства сложилась многоукладная систе-

ма ведения хозяйственной деятельности предприятий. Уровень производства крупных холдингов существенно отличается от условий производства предприятий, сформированных на базе бывших совхозов и колхозов, а тем более от фермерских хозяйств ограниченных размеров. Многообразие предлагаемых на рынке тракторов ставит перед производственниками задачу выбора наиболее эффективного варианта технического оснащения для выполнения обоснованного комплекса технологических операций.

Методика. Комплексный подход к анализу проблемы, технико-экономическая оценка механизированных процессов, сетевое планирование технологических операций.

Результаты. Первым научным трудом по проблеме типажа тракторов для СССР была статья Д.К. Карельских «Выбор типа сельскохозяйственного трактора для России», опубликованная в 1923 году [1, 2]. Автор пришел к выводу, что в то время страна нуждалась в тракторах двух типов: колесном небольшой мощности и более мощном гусеничном.

После испытания в начале 30-х годов ХХ века «Универсала» Харьковского и Сталинградского заводов, а также С-60 (ЧТЗ), по воспоминанию одного из разработчиков последнего - Сергеева М.П., стало ясно, что нужен трактор среднего класса. В результате был освоен СХТЗ-НАТИ, мощностью 48 л.с. В последующем в сороковые годы профессор Сергеев М.П. доказал, что трактор класса тяги 3 должен иметь мощность двигателя порядка 150 л.с.

Теоретические принципы построения типажа были разработаны в начале 40-х годов Тре-пененковым И.И. и Чудаковым Д.А. [3]. Авторы предложили построить параметрический ряд тракторов в виде геометрической прогрессии их тяговых усилий, что было учтено в последующем при разработке Системы машин. В первом варианте «Система машин для комплексной механизации сельскохозяйственного производства» на 1955-1965 гг. было предусмотрено девять классов [4]. Система машин на 1981-1990 гг. - типаж тракторов и самоходных шасси представлен 26 основными моделями десяти тяговых классов и 25 их модификациями [5].

Необходимо отметить, что наиболее характерной особенностью сегодняшней страте-

гии развития инженерной сферы мирового АПК является тенденция увеличения производительности агрегатов [6]. Так, фирма «Джон Дир» выпускает 85 типоразмеров тракторов мощностью до 500 л.с., в том числе и гусеничные. Фирма «Катерпиллар» предлагает гусеничные тракторы «Челенджер» (Chalendger) мощностью 325, 285, 238 и 205 л.с. Фирма «Морука» (Япония) продает в Европе 9 моделей тракторов мощностью от 70 до 220 л.с. Фирма «Хюрлиман» выпускает линейку тракторов мощностью от 75 до 189 л.с., а фирма «Штайер» от 42 до 190 л.с.

В России по техническим возможностям наиболее приблизились к зарубежным аналогам тракторы ЗАО «Петербургский тракторный завод». На основании существующей номенклатуры тракторов отечественного производства и стран ближнего зарубежья была проведена оценка колёсных и гусеничных машин разного класса тяги. Расчёты эксплуатационных затрат проводились с учётом реальной годовой загрузки в условиях зоны Южного Урала (таблицы 1,2) [7, 8].

Таблица 1 - Эксплуатационные затраты

гусеничных т ракторов

Марка трактора Агромаш 90ТГ Агромаш-150ТГ ХТЗ-181 Агромаш 315ТГ

Класс тяги 3 4 5 6

Мощность двигателя, N1, кВт 69,9 116 139,7 232

Эксплуатационная масса, тэ кг 6950 8265 9050 14438

Эксплуатационные Посев зерновых культур

затраты на 1 га, р. 853,2 872,1 898,9 1066,4

Эксплуатационные Вспашка зяби

затраты на 1 га, р. 940,5 1056,4 1275,8 1645,0

Давление на почву, кПа 55 49 52 45

При этом оценивались, но не учитывались в расчётах негативные последствия уплотняющего воздействия движителей тракторов на почву. Увеличение параметров тракторов повышает затраты на единицу выполненной работы, как и негативное воздействие на почву, в т.ч. и при использовании сдвоенных колесных движителей. Снижается и целесообразность использования на транспортных работах колесных тракторов высоких тяговых классов. Поэтому формирова-

ние парка тракторов должно осуществляться с учётом природно-производственных условий и реальной эффективности их использования в предприятиях.

Таблица 2 - Эксплуатационные затраты колёсных тракторов

Марка трактора ХТЗ-150К-09 ХТЗ-17221-21 К-744Р1 К-744Р2 К-744Р3

Класс тяги 3 4 5 6 7

Мощность двигателя, N1, кВт 132 176,5 220 257 287

Эксплуатационная масса, тэ кг 8200 8900 14900 15700 17500

Эксплуатационные затраты на 1 га, р. Посев зерновых культу 3

1200,6 1203,6 1253,1 1387,5 1511,9

Эксплуатационные затраты на 1 га, р. Вспашка зяби

1232,1 1424,8 1709,8 1859,8 2005,5

Давление на почву, кПа одинарные 98 91 99 95 100

сдвоенные 53 49 54 52 55

Примечание: давление воздуха в шинах одинарные 160 кПа, сдвоенные 120 кПа

Из приведённых данных можно сделать вывод о том, что увеличение параметров тракторов повышает затраты на единицу выполненной работы и сопровождается ростом негативного воздействия движителей на почву у колёсных тракторов, в т.ч. и на сдвоенных шинах из-за увеличения ширины колеи. Следует отметить, что использование колёсных тракторов с мощностью свыше 350 л.с. на транспортных работах нецелесообразно, что снижает их годовую загрузку и дополнительно увеличивает затраты. В результате конкурентоспособность гусеничного трактора высоких тяговых классов существенно возрастает, т.е. колёсный трактор целесообразен только при маневрировании на большие расстояния.

Степные районы Урала и Сибири специализируются на производстве товарного зерна пшеницы твёрдых и сильных сортов. Условия рискованного земледелия с коротким безморозным периодом и ограниченным увлажнением обусловливают сжатые сроки проведения посевных, уборочных и других видов работ. Это в условиях ограниченного ресурсного обеспечения порождает серьезные трудности с выполнением основных полевых работ.

Повышение продуктивности полей может быть обеспечено увеличением затрат средств в сочетании с реализацией накопленных знаний и опыта, что позволяет ограниченными ресурсами обеспечивать конкурентоспособность предприятий. В последние годы идет замена устаревшей техники новой более энергонасыщенной, что позволяет поддерживать на определенном уровне энергооснащенность предприятий и повышать производительность труда. Однако увеличение массы и мощности тракторов, комбайнов и другой техники повышает их стоимость, снижает реализацию потенциала машин и отдачу вложенных средств на их приобретение. При этом более сложными становятся агрегатируемые с трактором технологические машины, возрастают требования к уровню надежности техники и квалификации обслуживающего персонала, увеличивается негативное воздействие движителей тяжелых машин на почву. Производственные процессы в земледелии относятся в основном к категории сложных, в которых задействуются различные типы агрегатов, а с увеличением их параметров более сложным становится процесс согласования взаимодействия. В результате снижается уровень реализации потенциала машинных комплексов и увеличивается стоимость полевых работ.

Парк тракторов формируется с учётом принятой технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Применительно к условиям зоны перспективными являются минимальная и нолевая ^оТШ). Первая предполагает периодическую глубокую обработку (плоскорезом-глубо-корыхлителем, чизелем, плугом) с сохранением стерни на поле и соответственно посевом по стерневому фону. Борьба с сорной растительностью осуществляется частично механическими обработками в сочетании с химическими способами защиты растений. В технологии <^оТШ» проводится прямой посев, а защита растений осуществляется химическими способами. Этим обусловливается потребность в тракторах для выполнения полевых работ, которая в значительной мере зависит от соотношения технологий. Опыт показывает, что технология <^оТШ» может выполняться примерно на трети площадей. В результате потребность в тракторах определяется комплексом работ весеннего периода.

При выборе параметров тракторов существует две точки зрения. Лучшим трактором является тот, который обеспечивает максимум производительности для выполнения своевременно комплекса работ наиболее напряженного периода. Применительно к условиям региона - это период весенних полевых работ. Вторая концепция предусматривает выбор лучшего трактора общего назначения исходя из минимума затрат на выполнение всего комплекса работ. Согласно первой концепции - это наиболее производительный трактор. Во втором варианте лучшим оказывается трактор среднего класса тяги. Рациональное решение, в соответствии с изложен-ным,может находиться в сочетании тракторов общего назначения высокого и среднего класса тяги, что обосновывается в структуре парка машин предприятия с учётом конкретных производственных условий и принятой технологии возделывания сельскохозяйственных культур. При этом следует учитывать ряд следующих соображений.

1 Подобранный типаж тракторов должен обеспечивать выполнение всей номенклатуры работ в соответствии с технологическими требованиями.

2 Количество типов машин должно быть достаточным, но сравнительно ограниченным из соображения организации технического сервиса машин.

3 Должно быть выдержано рациональное соотношение гусеничных и колесных тракторов общего назначения исходя из уплотняющего воздействия на почву и объёма транспортных работ, возможности перемещения агрегатов по территории предприятия.

4 Весь комплекс работ должен выполняться с минимальными затратами денежных средств и топлива с учётом годовой загрузки машин и уровня эффективности тракторов.

5 Следует учитывать, что эффективность различных типов тракторов определяется специализацией хозяйства и объёмом выполняемых работ.

6 Выбор тракторов должен осуществляться не только с учётом полевых, но и мелиоративных, дорожно-строительных, транспортных и других общехозяйственных работ.

Помимо тракторов общего назначения се-

рии К-744 с тяговым усилием от 4 до 7 т и мощностью двигателя от 240 до 420 л.с. можно отметить гусеничные ХТЗ-181 и Беларус 2103 тягового класса 5, Агромаш 315ТГ и Агромаш-Руслан тягового класса 6.

Таким образом, анализ типажа тракторов и современного состояния тракторной энергетики для отрасли растениеводства свидетельствует о том, что для подъема эффективности сельскохозяйственного производства необходим парк тракторов, который бы в полной мере отвечал природно-климатическим и производственно-экономическим условиям их функционирования.

В результате реформирования сельскохозяйственного производства сложилась многоукладная система ведения хозяйственной деятельности предприятий. Наряду с крупными холдингами и производственными формированиями на базе бывших колхозов и совхозов значительную долю составляют фермерские хозяйства. Так, в Челябинской области около 30% пашни обрабатывается фермерами. Их деятельность заслуживает особого внимания, т.к. вести производство на предприятиях ограниченных размеров гораздо сложнее, чем в крупных производственных формированиях. Это, прежде всего, относится к вопросам формирования парка машин и организации использования. Ограниченное количество техники и людей затрудняет организацию непрерывного поточного производства и согласованность выполнения технологических операций во времени и пространстве. Это на первый план выдвигает задачу применения комбинированных агрегатов многоцелевого назначения [9, 10].

Для фермерских хозяйств важна мобильность, т.к. охранять технику в поле они практически не имеют возможности. Естественно, при этом ставка делается на применение машин с колесными движителями. Это обуславливает необходимость ограничивать ширину агрегатов правилами дорожного движения. Колесные тракторы отличаются таким преимуществом, как универсальность, т.е. способностью осуществлять разнородные операции в различные периоды времени и выполнять больший объём работ с меньшими затратами. С другой стороны, высокое удельное давление колесного движителя на почву не позволяет без нарушения агротехноло-

гий работать на поле. Для хозяйств ограниченных размеров предпочтителен трактор среднего класса тяги, который оказывает меньшее уплотняющие воздействия на почву.

Выход может быть в установке спаренных колес или применении уширенных шин низкого давления. Последний вариант является более практичным и не требует монтажных работ по установке и снятию дополнительных колес, т.к. транспортные работы и вспашка выполняются на одинарных движителях. Однако применение шин низкого давления обуславливает корректировку давления в зависимости от вида выполняемой работы. При работе на вспаханном поле должно быть минимально возможное давление, на вспашке и транспортных работах его следует соответственно увеличить. Давление в передних и задних колесах необходимо устанавливать с учётом выравнивания радиуса качения в зависимости от нагрузки на крюке [11].

При выборе трактора общего назначения наряду с размерами предприятий и принятой технологией возделывания культур особое значение имеет согласование потребности в трудовых ресурсах в различные периоды времени. При этом согласуется структура посевных площадей, сроки сева, уборки и других энергоемких работ. Так, при изучении проблемы переуплотнения почвы колесными движителями тракторов «Кировец» в середине 70-х годов прошлого века оборудованием К-700 сдвоенными колесами на отделении Этовна Петропавловского совхоза Челябинской области заместили около десяти гусеничных тракторов. Это позволило тремя К-701 на стандартном движителе перекрестным способом лущильником с комплектом борон ежедневно готовить поле в 400 га к посеву, а четыре К-700 на спаренных шинах в комплекте с пятью сеялками СЗП-3,6 в агрегате перекрестным способом засевали поле в день. В результате 13 полей засеялись в лучшие агросроки, а семь «Кировцев» обеспечили своевременную вспашку зяби. Все это при классической системе земледелия обеспечило повышение урожайности по сравнению с другими отделениями на 7-8 ц/га, порядка 30% от уровня совхоза. Однако для уборки урожая потребовалось привлекать комбайнеров со стороны, т.е. повышение производительности агрегатов для менее напряжен-

ного периода усугубило проблему более напряженного периода.

Снизить затраты на выполнение работ дорогостоящей техникой возможно за счёт увеличения объёма выполняемых работ. Применительно к колесным тракторам общего назначения - это транспортные работы. Следует отметить, что объём транспортных работ в хозяйствах ограничен, а объём перевозок отдельным трактором зависит от их количества в структуре парка машин. Подтверждением этому служит опыт хозяйств степных целинных районов страны по использованию тракторов К-700. Средний размер хозяйств около 30 тыс.га пашни.

В начальный период переоснащения производства этими тракторами, порядка 10 шт. на хозяйство, была решена проблема вывозки перегноя на поля и других грузов. Тракторы вырабатывали свыше 4 тыс. усл.эт.га, а транспортные работы составляли около 60%. По мере приобретения второго десятка годовая наработка на одну машину снизилась до 3 тыс. усл.эт. га., а при доведении их до 30 шт. объём работ одним трактором оказался на уровне 2,5 тыс. га при сохранении объёма полевых работ 1400 га. В результате существенно выросла стоимость механизированных работ.

При выборе трактора также важное значение имеет его топливная экономичность. Установлено, что расход топлива на единицу работы растет с увеличением тягового класса трактора. Например, приняв расход топлива на единицу работы у трактора Т-4А, у трактора Т-150К на одинарных колесах он выше в 1,25 раза, у К-701 - в 1,5 раза, у К-744-Р2 на одинарном движителе - в 1,8 раза. Поэтому фермеры США и Канады предпочитают тракторы мощностью до 150 кВт [12, 13].

Выводы. Исходя из вышеизложенного, трактором общего назначения для фермерских хозяйств является машина на колесном движителе с мощностью двигателя 150-240 л.с. Помимо этого, для выполнения вспомогательных операций по обеспечению работы основного агрегата нужен еще и трактор типа МТЗ-80. Это минимальный набор тракторов для фермерского хозяйства средних размеров, а объём обрабатываемой земли будет существенно зависеть от структуры возделываемых культур и размеров

севооборота, а также интенсивности использования имеющейся техники и составит порядка 600-1200 га.

Формирование парка тракторов в крупных производственных холдингах имеет ряд особенностей. Эти предприятия, как правило, специализируются как на производстве зерна для товарных целей, так и на переработкеего в конечный продукт (фураж для птицефабрик и животноводческих комплексов). Задача заключается в обеспечении стабильности производства и максимального уровня производительности труда. На этих предприятиях весьма эффективно может быть реализован потенциал современных мощных колесных тракторов типа К-744. Стабильность же производства позволяют обеспечить зерно-паровые севообороты с короткой ротацией. Это дает возможность загрузить в летний период исполнителей на обработке паровых полей, практически исключить осеннюю обработку почвы и высвободить механизаторов для работы на комбайнах.

Парк тракторов крупных предприятий зернового направления будет, как правило, состоять из высокопроизводительных колесных машин класса 6-8, а также тракторов класса 3-4 на колесном ходу для выполнения вспомогательных работ. Задача последних - выполнение операций закрытия влаги, боронования посевов и транспортного обеспечения технологических процессов. Потребность в тракторах будет определяться посевными работами, т.е. сроками сева и режимами работы агрегатов в течение суток. Для мощных тракторов приоритетной является работа в две смены. Это позволит обеспечить большую часть потребности в опытных комбайнерах и выровнять потребность в механизаторах в течение сезона полевых работ. В хозяйствах этого типа нагрузка на одного механизатора может достигать порядка 1000 га, что соответствует уровню производительности труда лучших зарубежных товаропроизводителей.

Основной объём земли в обработке в регионе приходится на предприятия, сформированные на базе бывших совхозов и колхозов. Это, как правило, многоотраслевые хозяйства зерно-животноводческого направления. Многоотраслевое производство позволяет формировать более развитую структуру посевных площадей

за счет возделывания разнородных культур. Площадь парового поля в этих хозяйствах может быть существенно уменьшена за счет введения в севообороты кормовых, бобовых и масличных культур. Соответственно должна формироваться структура парка тракторов и сельскохозяйственных машин. Финансовые возможности большинства таких предприятий ограничены, что обуславливает приоритет машин отечественного производства и стран СНГ. Основу парка тракторов должны составлять гусеничные тракторы. Они стоят дешевле колесных аналогов и расходуют на 25-30% меньше топлива на единицу работы, обладают меньшим уплотняющим воздействием на почву. Парк колесных тракторов при этом определяется объёмом транспортных работ и не должен превышать одной трети потенциала парка тракторов общего назначения.

Таким образом, формирование и использование машинно-тракторного парка производственных формирований различного типа имеет существенные отличия. Учёт основных приоритетов каждого из них и особенностей технологий возделывания культур позволит обоснованно подойти к формированию парка машин и наиболее эффективно решить поставленные задачи.

Список литературы

1 Карельских Д.К. Выбор типа сельскохозяйственного трактора для России // Бюллетень НАМИ. 1923. № 2-3. С. 87-113.

2 Карельских Д.К. Выбор типа сельскохозяйственного трактора для России // Бюллетень НАМИ. 1923. № 4. С. 3-26.

3 Чудаков Д.А., Трепененков И.И. Некоторые проблемы советского тракторостроения // Среднее машиностроение. 1941. № 2. С. 6-9.

4 Система машин для комплексной механизации сельскохозяйственного производства СССР Механизация производственных процессов. Выпуск 1. Часть 1. М.: Изд. МСХ СССР, 1957. 294 с.

5 Система машин для комплексной механизации сельскохозяйственногопроизводства на 1981-1990 гг.: в 4 частях. М.: ЦНИИТЭИ Госком-сельхозтехники СССР, 1982. Часть 1. Растениеводство. 850 с.

6 Краснощеков Н.В. Повышение производительности машинных агрегатов - приоритет-

ное направление технической политики в АПК // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2002. № 1. С. 9-11.

7 Ружьев Л.Л. Выбор тракторов общего назначения // Сельский механизатор. 2014. № 11. С. 28-29.

8 Окунев Г. А., Кузнецов Н.А. Аспекты развития типажа тракторов и тенденциитехниче-ского переоснащения производственных формирований различного типа // Известия МГТУ «МАМИ». 2017. № 1 (31). С. 16-22.

9 Окунев Г.А. Технические и технологические резервы совершенствования механизированных процессов в земледелии // Вестник Челябинской государственной агроинженерной академии. 2011. Т. 58. С. 57-62.

10 Гридин Н.Ф. Обоснование состава парка тракторов общего назначения для механизации производственных процессов в растениеводстве Северного Казахстана: автореф. на соиск. ученой степ. доктора техн. наук. Алматы, 2010. 37 с.

11 Докин Б.Д., Елкин О.В. Технологическая и техническая модернизация растениеводства Сибири // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 1. С. 18-22.

12 Астафьев В.Л., Бобков С.И., Плохотен-ко М.А. Обоснование тяговых классов тракторов на посеве и основной обработке почвы при возделывании сельскохозяйственных культур в Северном Казахстане // Вестник Курганской ГСХА. 2013. № 4 (8). С. 18-20.

13 Тракторы и двигатели. Тенденции развития компоновочных схем и основных параметров сельскохозяйственных тракторов за рубежом. Обзорная информация. Вып. № 3. М., 1989. 90 с.

List of references

1 Karelskykh D.K. Choice of agricultural tractor type for Russia // Bulletin NAMI. 1923. № 2-3. Pp. 87-113.

2 Karelskykh D.K. Choice of agricultural tractor type for Russia // Bulletin NAMI. 1923. № 4. Pp. 3-26.

3 Chudakov D.A., Trepenenkov I.I. Some problems of the Soviet tractor industry // Secondary engineering. 1941. №. 2. Рр. 6-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Machine system for integrated mechanization of agricultural production of the USSR. Mechanization of production processes. Release 1. Part 1. M.: Prod. USSR Ministry of Agriculture, 1957. 294 p.

5 System of machines for integrated mechanization of agricultural production in 1981-1990: in 4 parts. M.: TsNIITEl Goskomselkhoztekhniki of the USSR, 1982. Part 1. Crop production. 850 p.

6 Krasnoshchekov N.V. Increasing the productivity of machine units is a priority area of technical policy in the agro-industrial complex // Tractors and agricultural machinery. 2002. № 1. Pp. 9-11.

7 Ruzhyev L.L. Selection of general-purpose tractors // Selskiy Mechanizator. 2014. № 11. Pp. 28-29.

8 Okunev G.A., Kuznetsov N.A. Aspects of the development of tractor types and tendencies of technical re-equipment of production formations of various types // Izvestiya MGTU «MAMI». 2017. № 1 (31). Pp. 16-22.

9 Okunev G.A. Technical and technological reserves for improving mechanized processes in agriculture // Bulletin of the Chelyabinsk State Agricultural Engineering Academy. 2011. T. 58. Pp. 57-62.

10 Gridin N.F. Substantiation of the composition of the fleet of general-purpose tractors for the mechanization of production processes in the crop industry of Northern Kazakhstan: autoreconstruc-ture for the degree of Doctor of Technical Sciences. Almaty, 2010. 37 p.

11 Dokin B.D., Elkin O.V. Technological and technical modernization of crop production in Siberia // Economy of agricultural and processing enterprises. 2015. № 1. Pp. 18-22.

12 Astafyev V.L., Bobkov S.I., Plohotenko M.A. Substantiation of traction classes of tractors on sowing and main tillage when cultivating crops in Northern Kazakhstan // Vestnik Kurganskoj GSKHA. 2013. № 4 (8). Pp. 18-20.

13 Tractors and engines. Trends in the development of layout schemes and basic parameters of agricultural tractors abroad. Survey information. Issue №. 3. M., 1989. 90 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.