Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВИДА УСЛУГ'

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВИДА УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
811
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ВИДЫ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА / КУЛИНАРИЯ / ЭКОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Гастрономический туризм как самостоятельное направление услуг только начинает формироваться. Питание и его разнообразие является элементом любого путешествия, обусловлено особенностями принимающей территории или страны. В связи с этим до недавнего времени гастрономические предпочтения ассоциировались с другими видами туризма: культурно-познавательного, оздоровительного, спортивного. Растущий спрос и качество жизни населения актуализировали многие виды деятельности в отдельные направления, поскольку необходимы практические инструменты регулирования спроса, формирования востребованного рыночного предложения, имеющего значение для территориальных сетей и кластеров, оказывающих многопрофильные туристско-рекреационные услуги. Объект исследования статьи - гастрономический туризм как самостоятельный вид услуг. Предмет исследования - научно-теоретические и практические основы данного вида деятельности. В статье представлена классификация гастрономического туризма, определены его виды и группы. Рассмотрены факторы, которые могут повлиять на эффективность развития данного направления, такие как правильное питание, здоровый образ жизни, потребность в получении новых впечатлений. Проанализированы определения понятия «гастрономический туризм» и «кулинарный туризм». Классифицированы и подробно проанализированы существующие виды гастрономических туров. Рассмотрены факторы, ограничивающие развитие гастрономического туризма в нашей стране. Также приведены данные опроса жителей в рамках осведомленности о данном туристическом направлении. В ходе исследования сделаны выводы, что эффективность развития гастрономического туризма в России напрямую связана с организаторскими способностями туристических операторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GASTRONOMIC TOURISM AS AN INDEPENDENT TYPE OF SERVICES: FORMATION TRENDS

Gastronomic tourism as an independent direction of services is in initial stage of development. Food and its variety are an element of any trip, due to the peculiarities of the host territory or country. In this regard, until recently, gastronomic preferences were associated with cultural, educational, health and sport tourism. The growing demand and the quality of life of the population have actualized many types of activities in separate areas, since practical tools are needed to regulate demand, form a popular market supply that is important for territorial networks and clusters providing multidisciplinary tourist and recreational services. The object of the article’s research is gastronomic tourism as an independent type of services. The subject of the research is the scientific, theoretical and practical foundations of this type of activity. The article presents the classification of gastronomic tourism, defines its types and groups. The factors that can affect the effectiveness of the development of this direction, such as proper nutrition, a healthy lifestyle, the need to get new impressions, are considered. The author analyzes definitions of the concepts of “gastronomic tourism” and “culinary tourism”, classifies the existing types of gastronomic tours. The factors limiting the gastronomic tourism development in our country are considered. The data of the survey of residents in the framework of awareness about this tourist destination are also given. The study concluded that the effectiveness of the development of gastronomic tourism in Russia is directly related to the organizational abilities of tourist operators.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВИДА УСЛУГ»

УДК 338.48

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-4-17-27

ОБОРИН Матвей Сергеевич

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал); Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный аграрно-технологический университет имени акад. Д.Н. Прянишникова (Пермь, РФ) доктор экономических наук, профессор; e-mail: recreachin@rambler.ru

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВИДА УСЛУГ

Гастрономический туризм как самостоятельное направление услуг только начинает формироваться. Питание и его разнообразие является элементом любого путешествия, обусловлено особенностями принимающей территории или страны. В связи с этим до недавнего времени гастрономические предпочтения ассоциировались с другими видами туризма: культурно-познавательного, оздоровительного, спортивного. Растущий спрос и качество жизни населения актуализировали многие виды деятельности в отдельные направления, поскольку необходимы практические инструменты регулирования спроса, формирования востребованного рыночного предложения, имеющего значение для территориальных сетей и кластеров, оказывающих многопрофильные туристско-рекреационные услуги. Объект исследования статьи - гастрономический туризм как самостоятельный вид услуг. Предмет исследования - научно-теоретические и практические основы данного вида деятельности. В статье представлена классификация гастрономического туризма, определены его виды и группы. Рассмотрены факторы, которые могут повлиять на эффективность развития данного направления, такие как правильное питание, здоровый образ жизни, потребность в получении новых впечатлений. Проанализированы определения понятия «гастрономический туризм» и «кулинарный туризм». Классифицированы и подробно проанализированы существующие виды гастрономических туров. Рассмотрены факторы, ограничивающие развитие гастрономического туризма в нашей стране. Также приведены данные опроса жителей в рамках осведомленности о данном туристическом направлении. В ходе исследования сделаны выводы, что эффективность развития гастрономического туризма в России напрямую связана с организаторскими способностями туристических операторов.

Ключевые слова: туризм, гастрономический туризм, ограничительные факторы, виды гастрономического туризма, кулинария, экология, развитие, эффективность.

Для цитирования: Оборин М.С. Тенденции формирования гастрономического туризма как самостоятельного вида услуг // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №4. С. 17-27. DOI: 10.24412/1995-04112021-4-17-27.

Дата поступления в редакцию: 30 августа 2021 г. Дата утверждения в печать: 3 декабря 2021 г.

UDC 338.48

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-4-17-27

Matvey S. OBORIN

Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State

National Research University; Perm State Agro-Technological University named after

Academician D. N. Pryanishnikov (Perm, Russia)

PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: recreachin@rambler.ru

ORCID: 0000-0002-4281-8615

GASTRONOMIC TOURISM AS AN INDEPENDENT TYPE OF SERVICES: FORMATION TRENDS

Abstract. Gastronomic tourism as an independent direction of services is in initial stage of development. Food and its variety are an element of any trip, due to the peculiarities of the host territory or country. In this regard, until recently, gastronomic preferences were associated with cultural, educational, health and sport tourism. The growing demand and the quality of life of the population have actualized many types of activities in separate areas, since practical tools are needed to regulate demand, form a popular market supply that is important for territorial networks and clusters providing multidisciplinary tourist and recreational services. The object of the article's research is gastronomic tourism as an independent type of services. The subject of the research is the scientific, theoretical and practical foundations of this type of activity. The article presents the classification of gastronomic tourism, defines its types and groups. The factors that can affect the effectiveness of the development of this direction, such as proper nutrition, a healthy lifestyle, the need to get new impressions, are considered. The author analyzes definitions of the concepts of "gastronomic tourism" and "culinary tourism", classifies the existing types of gastronomic tours. The factors limiting the gastronomic tourism development in our country are considered. The data of the survey of residents in the framework of awareness about this tourist destination are also given. The study concluded that the effectiveness of the development of gastronomic tourism in Russia is directly related to the organizational abilities of tourist operators.

Keywords: tourism, gastronomic tourism, restrictive factors, types of gastronomic tourism, cooking, ecology, development, efficiency.

Citation: Oborin, M. S. (2021). Gastronomic tourism as an independent type of services: Formation trends. Service and Tourism: Current Challenges, 15(4), 17-27. doi: 10.24412/1995-0411-2021-4-17-27. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 30 August 2021 No potential conflict of interest was reported by

Accepted 3 December 2021 the author(s).

© 2021 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Гастрономический туризм эволюционировал как самостоятельное направление экскурсионно-познавательного туризма в конце прошлого века. Сегодня туристическая отрасль представляет развитое и широкое направление, пользующееся высоким спросом у населения. Во время путешествия человек получает множество положительных и новых эмоций, что, в свою очередь, отражается на его здоровье и психоэмоциональном состоянии. В настоящее время, туристы пресыщены однообразными турами, предлагающими стандартные курортные услуги, людям всегда хочется какого-либо разнообразия и новых впечатлений, что, соответственно и способствует разработке новых категорий туров.

Как раз такой необычной категорией и является гастрономический туризм. Во всех странах, включая и Россию, это направление получило широкое распространение. С каждым годом все большее количество людей приобретают гастрономические туры, поскольку традиционный отдых становиться уже не интересен и хочется совместить его с чем-то кардинально новым.

С 2016 года гастрономические туры стали стремительно расти, и превысили внутренние туристические направления на 10%, при этом выезды за границу с целью ознакомления гастрономии других стран несколько снизились. На данное положение оказали влияние некоторые факторы [3, 5]:

- развитие тренингов по здоровому образу жизни, включающему главную составляющую - правильное питание;

- широкая рекламная акция привлечения к гастрономическому туризму;

- желание туристов получить новые впечатления.

Зарождением гастрономического туризма можно считать 1998 год. Впервые определение «кулинарный туризм» было рассмотрено ученым Люси Лонг, и в дальнейшем именно гастрономический туризм часто называли кулинарным. Родоначальником зарождения гастрономического туризма является Италия, именно в этой стране в рамках организации технологического процесса производства, распростра-

нился спрос на внимание к здоровому образу жизни и правильному питанию.

Гастрономический туризм - это тур, основной задачей которого является знакомство туристов с национальной кухней страны посещения, культурными и религиозными особенностями, новыми современными технологиями приготовления и инновационным оборудованием.

Э. Вулф определил концепцию гастрономического туризма следующим образом: «Гастрономический туризм - это поиск и удовольствие, получаемое от новых кулинарных изысков в других странах и в своей местности. Поскольку познакомиться с новым продуктом можно и в своей стране, на соседней улице, новом кафе или за границей. «Путешествие» - это не только дальние поездки в другие страны, но те же прогулки по родному городу, улице, региону, соседним республикам, суть которого заключается в передвижении, и неважно в каком направлении. Следовательно, все люди, находящиеся в движении и соответственно периодически потребляющие продукты питания, являются гастрономическими туристами.

Нехаева Н.Е. и Терехова Ю.С. определяют гастрономический туризм, как специальный тур с целью ознакомления с местной кухней, традициями, технологическими характеристиками приготовления блюд, а также с целью расширения познаний и повышения уровня квалификации в данном направлении.

В настоящее время многие ученые и многие исследователи туристической индустрии не относят гастрономический туризм к отдельному виду деятельности и элементу туристической отрасли. Согласно представлению ученых, турист во время любого тура знакомится с особенностями кухни посещаемой территории. При этом необходимо помнить, что туристический продукт представляет тщательно разработанный комплекс туристических услуг, с определенными задачами, смыслом и направлением, в связи с чем именно целевой критерий является основным параметром разграничения отдельных видов туризма, особенно в случае многоцелевой поездки.

Многие направления туризма, к примеру, деловой, горный, рекреационный, религиозный, носят смысл, не относящийся к гастрономии, и, более того, запрещающий употреблять некоторые продукты или напитки. Например, некоторые религии запрещают использовать в пищу ряд продуктов, спортсмены также ограничены в каких-либо диетах и так же, как люди с диабетом или другим заболеванием должны поддерживать определенный образ жизни, в связи с чем не могут считаться отдельной категорией туристов именно гастрономического направления.

Потребности человека таковы, что ему всегда было интересно знакомиться с другой культурой, обычаями, традициями, национальной кухней других народов, пробовать новые блюда, перенимать что-то интересное для себя, что и способствовало развитию гастрономического туризма. Кроме того, ключевым фактором развития гастрономических особенностей других стран стали длительные путешествия исследователей, покоряющих новые материки и государства. Благодаря данным путешествиям, страны начали обмениваться различными товарами, более активно торговать. Мореплаватели открыли Европу и Азию, стали завозить деликатесы, которых не было у них на родине. К примеру европейские жители впервые ознакомились с разными специями и травами, привезенными из Индии, Африки. Пряности и специи добавляли в блюда для более приятного аромата, консервирования продукта и как краситель.

Постепенно происходил обмен товарами между странами, в Индию и Африку завозили из стран Европы оливковое масло, орехи и специи с Молуккских островов. Из Испании в разные страны поставлялись сегодня известные всем продукты, такие как чай, кофе, сахар, фрукты и разные овощи. Сущность гастрономии, в некотором роде представляет нематериальную культурную ценность и имеет прямое отношение как к экономике впечатлений, так и сфере туризма.

Направление гастрономии обладает высоким потенциалом. Помимо того, что гастрономия является важным элементом

туристического продукта, но и является определяющим фактором по выбору направления тура. Гастрономия как объект культурного наследия, играет важную роль в рамках разработки и реализации туристических предложений с элементом инноваций.

Одним из очень важных моментов развития гастрономического туризма является его грамотная и четко продуманная организация, поскольку при знакомстве национальной кухни, путешественник также знакомится с культурой, традициями, религией принимающей территории. Через гастрономию путешественник получает много новых знаний, впечатлений, расширяется его кругозор и уважение к местным обычаям и образу жизни, при этом какие-то ценности навсегда остаются с человеком, и он вносит их в свою культуру.

Концепция гастрономия в прямом смысле означает то, чем человек может удовлетворить свой голод. В словаре Д.Н. Ушакова данный термин интерпретируется, как знакомство с деликатесами, питание высшего уровня.

Механизм правового регулирования РФ не рассматривает отдельно концепцию «гастрономия». Продукты, пригодные к употреблению называют продовольственными или пищевыми. Классификация продуктов питания подробно рассмотрена в учебном материале «Товароведение продовольственных товаров». Более точно и подробно классифицирована категория бакалейных и гастрономических продуктов. Бакалейные продукты включают товары, которые невозможно сразу употребить в пищу, к примеру, мука, зерновые культуры, сахар, соль и так далее. Гастрономические продукты включают товары, которые сразу пригодны для удовлетворения голода, к ним относятся копченые изделия, сыры и прочее.

Следовательно, гастрономический отдел включает продукцию, готовую к употреблению и полуфабрикаты. В связи с тем, что профессиональная классификация гастрономических товаров довольно сложная, в простой классификации достаточно разделять товары на продукт и напиток.

Многир марро соотвыыоот рооыытие гастрономии р онределониры нулынарир, но пет сути это аЫаооютср аммзые поареор. О^о^иг^с^р^з^я преоеоизгаен зспользявапсз оухноеогвооских оиобонносзий доя поосб-рарсорнни оарерзнениззо продовоа ион opoыркниа о пеоое тоовоо брныдо оыы кон-к^с^^ив^н^^ Ооеепрт. В пыоттое нониыснан снлинария обызначаоо усроин готовитп по соб^2lтoloн^-lт coзтaтлрыгщим. Ссоанта междо данными концен.онмо в том, что гвотрозамоя - изо аоеыртты и отирано а

кулинария - это процесс приготовления разнообразных блюд из этих прадуктов, что уалдоттерыдин ыыоюнарли ноаыного уже понятна гастрономии (рис.а).

Тлао1м дЛрлдо1б( осьвывзаю рель гзвтрол нлыиазевкого тр-ызма заклкечаеиея к овна-1алыи(идаи бсрбинноазямк иелуттанилд аухни р пыорбссе кутешесткия 1рис. 2).

ПрОИЗбОДыТВр П.ОДуКТОВ бЛТЭНИЯ о копавом виде или продукте, требующем д^ане^е-а р^гоитдоеоия, ур.азт изж-оаю ыоль - процессах.

Рис.1-Значение научно-теоретическихпонятийв гастрономическом туризме (сост.на осн.[1,9])

Fig.l-Thevalueof scientificandtheoreticalconceptsingastronomictourism

Цели

О

Подвиды

О

Особенности

Знакомство туристов с пищевыми продуктами

Зорвомеыво ыусосыов с блюдами

Зорвомеыво ыусосыов с напитками

Псоммшозооо-гастрономический

О

Агро-гастрономический

Этнокулинарный

Индустриально-кулинарный

Броваж-туризм

Каве-туризм

Свроро со везмо видами туризма

01

Развивает гостинично-ресторанный комплекс

Привлекает турпоток из других регионов

Влияет на культурно-познавательную сферу

Развивает бизнес-среду и инфраструктуру

Рис.2 - Классификационные параметры и особенности гастрономического туризма как самостоятельного вида услуг (сост. на осн. [2, 1, 11])

-С1аи5ПсеСоп дагате&г5 апс10еМиге5 оадаиигопстгс^ипе— аида ¡пверепвепНуре ofserv¡ce

Пищевая промышленность отличается отрегулированными технологическими процессами, массовым производством продукции, удовлетворение потребностей большей части населения и повышение рентабельности и уровня производства. Пищевое производство представляет многосложную структуру, но привлекает гастрономических туристов лишь опреде-

ленные направления. Большей популярностью для гастрономических туристов пользуются винодельни, алкогольные фабрики, сыроварни, предприятия по производству кондитерских изделий и переработке фруктов. Остальные пищевые подгруппы, как правило, осматривают студенты, с целью повышения квалификации, либо научные работники.

Помимо этого, часть отделений производственной части закрыта и ограничена для посещений. Каждое производство отличается своей технологической спецификой и подачей презентации своей продукции, что расширяет интересы гастрономических туристов. Наибольшей популярностью у гастрономических туристов, пользуются фабрики по производству сладостей, сыров, алкогольных напитков и так далее. Факторы, по которым турист гастрономического тура стремиться посетить тот или иной производственный завод, могут быть разные.

Туриста привлекает сам процесс производства, когда он сам видит, как формируется определенный продукт. Либо привлекают организованные дегустационные мероприятия, на которых можно увидеть разные стадии производства продукта и попробовать его. Некоторые предприятия организуют мастер-классы по приготовлению и оформлению определенного продукта, что тоже весьма интересно.

На фабриках, как правило, существует музейное помещение, где посетитель может ознакомиться с продукцией и приобрести сувенирный продукт. В таких музеях можно встретить редкие экспонаты: старинное оборудование, документация, самые первые образцы изделий. Исторические фильмы, посвященные этапам развития предприятия, часто демонстрируются в музеях.

Кустарный метод производства продуктов питания - это мелкосерийное производство, намного меньшее, чем промышленное производство. Большая часть процессов на кустарном производстве происходит вручную. Как правило, кустарным производством занимаются фермерские хозяйства.

В агропромышленном комплексе пищевая промышленность взаимосвязана с сельским хозяйством, которое поставляет сырьевой материал в данную отрасль. При этом, за последние десятилетия фермеры освоили современное техническое оборудование и стали не только поставлять сырьевой материал в сектор сельского хозяйства, но и производить готовый продукт самостоятельно. Фермерский ассор-

тимент продукции довольно разнообразен и включает производство сыров, муки, молока, молочных продуктов, сладостей и так далее, в чем есть некое сходство с гастрономическим туризмом.

В настоящее время, функционирует несколько моделей агрономического туризма: британская, немецкая, французская и итальянская модель. В целях развития гастрономического туризма наиболее актуальна французская и итальянская модель. Данные модели сформированы таким образом, что включают: возможность пребывания на ферме, активный отдых на природе, пикниковый отдых и рыбалку, а также занятость фермерским хозяйством и выращиванием продуктов.

Фермерская продукция пользуется особым спросом в отрасли гастрономического туризма, поскольку общество доросло до того, что употребление в пищу экологически чистых продуктов значительно влияет на здоровый образ жизни. Экологическая безопасность не остается без внимания и в направлении гастрономического туризма, и субъекты, действующие в этой отрасли, стараются выпускать экологически чистые продукты, без добавления химикатов и пестицидов, оказывающих негативное влияние на здоровье человека.

На агрофермах также проводятся выставочные мероприятия и мастер классы, на которых посетители участвуют в приготовлении мясных, хлебобулочных, кондитерских изделий, провести на месте дегустацию продукции, ознакомится с характерными особенностями процесса производства и так далее.

Следовательно, продовольственная гастрономия включает два способа производства промышленный и фермерский, соответственно гастрономический туризм включает две категории - промышленно-гастрономический и агрогастрономиче-ский.

Промышленно-гастрономического туризм пользуется спросом у специалистов разных категорий, студентов, проходящих практику, либо повышающих уровень компетенции в рамках кулинарных способностей, либо туристами, расширяющими свой кругозор и заинтересованными в по-

этапном приготовлении определенного продукта.

Аграрный гастрономический туризм пользуется большим спросом у особой категории туристов, взыскательным к качественным характеристикам произведенного продукта. Обычно пользуются данной продукцией люди, строго следящие за своим здоровьем и исключающие в потребление нездоровую пищу, либо люди, имеющие ряд противопоказаний по состоянию здоровья.

У каждого туриста, при выборе туристического направления, возникают свои потребности и желания, поездка с целью отдыха и рекреации, поездка, насыщенная экскурсионными программами, пляжным отдыхом и так далее, запросы туристов весьма разнообразны. Гастрономические туристы преследуют цель познакомиться с кухней и традиционными блюдами страны посещения, узнать секреты приготовления тех или иных блюд, изучить специфические особенности местной культуры и так далее. Характерными особенностями гастрономического туризма являются [6, 10]:

- на любой территории возможно реализовать данное туристическое направление;

- гастрономическое направление доступно круглый год и не привязано к определенному сезону;

- любое путешествие как внутри страны, так и за рубежом, включает гастрономические услуги.

Таким образом, гастрономический туризм - это круглогодичные туристические направления за границу в рамках знакомства с местной кухней, знакомства социальной среды страны посещения и повышение уровня квалификации в рамках данной компетенции.

Гастрономическая программа включает дегустацию местной кухни и пробы отдельных составляющих данного блюда, единственных в своем роде. Гастрономические туры классифицируются по следующим направлениям [7, 12, 15]:

1. туры в сельские местности, в которые входит знакомство с экологически чистыми продуктами, привлечение к работе на полях, знакомство с характерными особенностями жизни сельских жителей;

2. экологические туры включают посещение экологических фермерских хозяйств;

3. направления познавательного туризма включают путешествия, изучение особенностей местной кухни и повышение квалификации в области кулинарии;

4. ресторанные туры ориентированы на целенаправленные поездки в известные рестораны, знакомство с ориги-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3 - Гастрономический туризм в России: состав по полу участников и динамика впервые путешествующих за 2015-2017 гг.1

Fig. 3 - Gastronomic tourism in Russia: composition by gender of participants and dynamics of first-time travelers in 2015-2017

Рис. 3-8 сост. на осн. данных [8, 13, 14]

нальными блюдами и местными кулинарными изысками;

5. событийные туристические предложения включают поездки на выставки и фестивали, связанные с гастрономическим направлением;

6. можно выделить также еуры, в которых иовмещены поездки ei рестоевны и рроаентоваинре ееттер клесоы то еритотоволтою раоличныо Отюд не-цитеарьной кухпи.

Р натеО стран- ырпргвлеоио гастроно-мичесвлготуиезма олато рогнито, прреттой ном. ртоеий уровень иифеаструк-

туры и организации данного направления.

Исследователями Кущевой Н.Б., Бедя-евой Т.В. был проведен глубокий анализ по развитию направления гастрономического туризма, в ходе которого был раскрыт ряд факторов, негативно влияющих на развитие этого направления в нашей стране. Факторы, ограничивающие развитие, по их мнению, включают: неумение туристических операторов грамотно организовывать тур по гастрономии; дорогие билеты; низкий уровень сервиса при проведении гастрономической экскурсии. На рис.3 представлено соотношение гастроном ического туризма в нашей стране.

В соответствии с представленными даенымивидто, что женолая лксет населк-еля значительно в Нольшпй ттепенж предпочитает таетеонелическое ттонстическоа тле равленее.иисло жеощин,кепрешоерио гаеефоцомическо готуктжфе в 2Кео е состэ-вило 08%, вжонэ ЛЛ% трнвывлшн опрос в ерронелеие 20л5 е

■ слышали

■ нс слышали Рис. 4 - Соотношение ответов респондентов относительноосведомленности осуществованиинаправления

«гастрономический туризм»

Fig. 4 - The ratio of respondents' answers regarding awarenessofthe existenceofthedirectionof "gastronomic

tourism"

Осенью 2019 г. в Нижнем Новгороде проводился опрос жителей с целью определения осведомленности жителей об особенностях гастрономического туризма. Было опрошено 73 чел. от 20 до 55 лет. На вопроезнали ли они о таком туристическом иоправлеоии,были получены ответы, предстаоленные на уик. 4ы

Судя по дао нр|м, анедсеаваенным на рылднае, 6ЛЫ опроепаныых не имели пред-анавления а даннем напрапоаоли, 38% онспондентык иодзааулн имеют енедстав-аоеие т нас^трлиоы^ическомтныизме. На вопрос, заинтересовало ли их данное направление, и хотели бы они отправиться в подобный тур, были получены ответы, представленные на рис. 5.

Рис. 5 - Процент желающих отправиться в гастрономический тур

Fig. 5 - Percentage of people willing to take culinary trip

Результаты ответов оказались следующими: практически половина опрашиваемых с удовольствием бы познакомились с из ысками местной кухни другой страны, 27% респондентов не заинтересовало данное направление, 25% не исключали возможности выбора данного направления. Следующим вопросом была причина, по

привлекает необы чностъ тура

интересно узнать особенности

появляется возможность больше

приготовления олюд узнать о стране отдыха

Рис.6--Причины,покоторым^выбрано ннапиаленнегассприопуриезллдле пптешествви

Fig. 6 - ReasonsforcCicosingagastrooomictourisro destination for travel

которой респонденты хотят отправиться в гастрономическое путешествие (рис. 6).

В ходе опроса были получены следующие ответы: 68% человек выбрали гастрономический тур, чтобы попробовать это новое направление; ознакомление с кулинарными изысками другой страны стал о причиной выбора данного тура17% опрошенных; ознакомление с т радици ями и оНанаянлх местных жилелаз атааны по-сещення пнинлекло 15НУ опраниилаемых. Дзнее яялос бян посвящен внпросам, нн-скояьхя понравилсяместный кон

лорит кулинарных направлений (рис. 7).

¿Г ^

Рис. 7 — Популярностьместныхблюдсреди опрошенных туристов

Fig. 7 — Popularity of local dishes among surveyed tourists

Опрошенные, которые хотели бы отправиться в гастрономический тур, выделили по рейтингу следующие страны: испанская кухня (20%); греческая кухня (17%); тайская (16%). Опрошенных, которые отказались от подобного путешествия , спросили почему их ве заиивересоеалоданоое направленти(роо. 8).

38

| . I

боюсь пробовкть страх набрать предпочитаю свою

нсизнсстную еду лишний всс кухню

Рис. 8 — Причины отказа от гастрономического туризма

Рис.8 — Reasons forrefusinggastronomictourism

Припони1- по которыпп опдошенные отлалысаяихь от гпсоеономического путешествия, быео соедующие: 0Я% предпа-читаюо оитаться домбг пртнычиыми сро-дукаими китсхия; о8% страх яыред навыю

непривычными продуктами; 13% - опасение поправиться по итогам тура.

Сегодня гастрономический туризм в России наиболее развит в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Суздаль, Тула. Привлекательными для данного направления является Московская, Владимирская, Твб|овбая, Кдл илинфадскбя и Новгородская сбсастл, а также Паахубалкн Татарстан и Ал-тайскин впхя. Самыпк похясхрным городом гнстеовотического ауаизма шляется Суз-дало. В Сузялйе гнахпономические туристы мог\о пилпоЗонать яусские щп, кашу, и тра-днционньш местньш напиток медовуху.

В Тульской области туристы могут отведать знаменитый тульский пряник и пастилу. В городе предоставляется возможность посещения производственной фабрики местных деликатесов и возможность дегустации данного продукта. В Тверской области организована программа «Вкус Верхней Волги», предусматривающая знакомство с блюдами Твери и участие в ма-сое^клвбсвх. В регионе также проводится фееттвабь «Пожтрский в боржке». В городе функционирует «итальянский дворик», который славится местными сырными изделиями. Урал знаменит изделиями из малахита и уникальной местной кухней. В Челябинске часто проходят фестивальные программы «Обжорные ряды», а в Екатеринбурге «Барбекю» фестив аль.

Программа «Уралбская куиее в бкате-аирбарге«>, вклюкает бн»рорство с мкетной кухней, разнообразной такими блюдами, как пельмени, сладкие пироги с черемухой, пироги с карпом или карасем, пареной репой, киселем, который приготовлен из местных ягод. В Астрахани туристы могут насладиться фестивалем фруктов и рыбным фестивалем. Винные дегустационные ярмарки часто проводятся в Крыму.

Сахалин и Камчатка предлагают интересные гастрономические экскурсии, на которых турист сам может поучаствовать в аыеной л»вле и пе»«дахс зк»овадные аоны, богьши всего дангБ1е террикории гБкмериты ОБббе1ми ц,амг, являющимися деликатесным блюдом. На Дальнем Рксреки оксфонрмючеакие Будеста! могут пое«обоиатк дознообмазные е>ы0рр|е де-ЛОКрТеСБе

Таким образом, эффективному развитию гастрономического туризма в России, и популяризации отечественных территорий, может способствовать грамотная презентация и организация туров по данному направлению, с разнообразными экскурсиями, мастер классами, фестивалями и дегустационными программами. При этом местные традиционные блюда, отличаются особенным вкусом, именно на той территории, на которой они созданы.

Для эффективного развития гастрономического туризма не нужны крупные вложения, специальные инфраструктурные разработки, государственная поддержка и так далее. Не требуется также и широкая ресурсная база, поскольку сам продукт гастрономии является таковым ресурсом. Среди положительных факторов можно выделить тот аспект, что у туристических операторов данного направления не наблюдается много конкурентов.

Гастрономические туристические туры единственные в своем роде представляют отдельный рыночный сегмент. Поскольку проблема экологизации производства в настоящее время приобрела широкое значение в рамках соблюдения экологических норм, необходимо поддерживать технологию производства, не используя вредных веществ и химикатов. Таким образом, вероятность получения экологически чистого продукта, сохранность природной

среды, стабильное развитие территории на которой функционирует производство, будет способствовать стремительному росту уровня спроса.

Необходимо также внедрять системный подход при разработке гастрономических туров, который поможет классифицировать ресурсные составляющие, организационные усилия и интегрирует разные туристические направления в единый комплекс. Туристические сайты представляют абсолютно не организованную и не классифицированную информацию по гастрономическому туризму, тематика данного направления не сгруппирована и не привлекает внимания. Основные направления гастрономического тура должны включать программы по посещению нескольких объектов гастрономического направления, дальнейшее времяпровождение отводится на ознакомление с традициями посещаемой территории, экскурсиями и другими развлекательными программами.

Таким образом, эффективность развития гастрономического туризма в России напрямую связано с умением туристических операторов грамотно организовывать гастрономические туры, использовать возможности интеграции и кооперации на региональном уровне, адаптировать успешный зарубежный опыт и реализовать его в отечественной сфере индустрии туризма.

Список источников

1. Баландова У. Гастрономический туризм в Калининградском регионе: старые и новые гастрономические бренды // Российские регионы: взгляд в будущее. 2019. №3. С. 74-90.

2. Балынин К.А. Аспекты диверсификации гастрономического туризма // Сервис в России и за рубежом. 2017. №1(71). С. 97-107.

3. Винтайкина Е.В., Нещади Т. В. Перспективы развития гастрономического туризма в Приморье // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. №4. С. 125-126.

4. Гомилевская Г.А., Ден В.Г. Организационно-продуктовая модель формирования гастрономического бренда (на примере бренда «Дальневосточная кухня») // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т.8. №1(26). С. 133-137.

5. Иванов В.Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туристической индустрии // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. №2. С. 105-112.

6. Иринина О.И., Земскова М.С. Организация служб питания и размещения в гастро- и агротуризме: региональные особенности // Сервис plus. 2018. Т.12. №3. С. 34-43.

7. Крылова Е.В., Батоева С.А. Перспективы развития гастрономического туризма в Забайкальском крае // Sciences of Europe. 2019. №44-4(44). С. 21-23.

8. Лагусев Ю.М., Балынин К.А. Гастрономические бренды как средства продвижения дестинаций // Сервис plus. 2016. №2. С. 9-16.

9. Маленцова П.С., Тишкина А.Г. Условия и организация гастрономического туризма во Франции // Парадигма. 2018. №28. С. 147-164.

10. Морозов А.А. Гастрономический туризм: к истории понятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №2. С. 87-92.

11. Нехаева Н.Е., Терехова Ю.С. Гастрономический туризм, как перспективное направление развития регионов России // Естественные и математические науки в современном мире. 2015. №34. С. 82-87.

12. Перова Т.В. Способы повышения конкурентоспособности специалистов сферы гостеприимства // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т.7. №5(30). С. 77.

13. Суслова И.А., Лустина Т.Н., Панова А.Г. Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России // Сервис plus. 2018. Т. 12. №3. С. 13-22.

14. Хорева Л.В., Трабская Ю.Г., Зеленская Е.М. Гастрономический брендинг как инновационная технология продвижения туристской дестинации // Известия Санкт-Петербургского гос. экономич. ун-та. 2015. №6(96). С. 50-60.

15. Чемакин И.К. Гастрономический туризм в Италии: предпосылка формирования и тенденция развития // Туризм и региональное развитие: Сб. науч. ст. 2017. С. 221-225.

References

1. Balandova, U. (2019). Gastronomicheskij turizm v Kaliningradskom regione: starye i novye gastronomicheskie brendy [Gastronomic tourism in the Kaliningrad region: old and new gastronomic brands]. Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian Regions: A look into the future], 3, 74-90. (In Russ.).

2. Balynin, K. A. (2017). Aspekty diversifikacii gastronomicheskogo turizma [Aspects of the diversification of gastronomic tourism]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 1(71), 97-107. (In Russ.).

3. Vintajkina, E. V., & Neshchadi, T. V. (2019). Perspektivy razvitiya gastronomicheskogo turizma v Primor'e [Prospects for the development of gastronomic tourism in Primorye]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry [Education. The science. Scientific personnel], 4, 125-126. (In Russ.).

4. Gomilevskaya, G. A., & Den, V. G. (2019). Organizacionno-produktovaya model' formirovaniya gastronomicheskogo brenda (na primere brenda «Dal'nevostochnaya kuhnya») [Organizational and product model of the formation of a gastronomic brand (on the example of the brand «Far Eastern cuisine»)]. Azimut nauchnyh issle-dovanij: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: economics and Management], 8(1/26), 133-137. (In Russ.).

5. Ivanov, V. D. (2018). Gastronomicheskij turizm kak populyarnoe napravlenie v turisticheskoj industrii [Gastronomic tourism as a popular destination in the tourism industry]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigate'naya rekreaciya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2, 105-112. (In Russ.).

6. Irinina, O. I., & Zemskova, M. S. (2018). Organizaciya sluzhb pitaniya i razmeshcheniya v gastro- i agroturizme: regional'nye osobennosti [Organization of catering and accommodation services in gastro- and agro-tourism: regional features]. Service plus, 12(3), 34-43. (In Russ.).

7. Krylova, E. V., & Batoeva, S. A. (2019). Perspektivy razvitiya gastronomicheskogo turizma v Zabajkal'skom krae [Prospects for the development of gastronomic tourism in the Trans-Baikal Territory]. Sciences of Europe, 44-4(44), 21-23. (In Russ.).

8. Lagusev, Yu. M., & Balynin, K. A. (2016). Gastronomicheskie brendy kak sredstva prodvizheniya destinacij [Gastronomic brands as a means of promoting destinations], Service plus, 2, 9-16. (In Russ.).

9. Malencova, P. S., & Tishkina, A. G. (2018). Usloviya i organizaciya gastronomicheskogo turizma vo Francii [Conditions and organization of gastronomic tourism in France]. Paradigma [The Paradigm], 28, 147-164. (In Russ.).

10. Morozov, A. A. (2019). Gastronomicheskij turizm: k istorii ponyatiya [Gastronomic tourism: towards the history of the concept]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economics and Business: Theory and Practice], 2, 87-92. (In Russ.).

11. Nekhaeva, N. E., & Terekhova, Yu. S. (2015). Gastronomicheskij turizm, kak perspektivnoe napravlenie razvitiya regionov Rossii [Gastronomic tourism as a promising direction for the development of Russian regions]. Estest-vennye i matematicheskie nauki v sovremennom mire [Natural and mathematical sciences in the modern world], 34, 82-87. (In Russ.).

12. Perova, T. V. (2015). Sposoby povysheniya konkurentosposobnosti specialistov sfery gostepriimstva [Ways to increase the competitiveness of hospitality professionals]. Internet-zhurnal Naukovedenie [Online journal of Science Studies], 7(5/30), 77. (In Russ.).

13. Suslova, I. A., Lustina, T. N., & Panova, A. G. (2018). Sostoyanie i tendencii formirovaniya elementov gastronomicheskogo turizma v Rossii [The state and trends in the formation of elements of gastronomic tourism in Russia]. Service plus, 12(3), 13-22. (In Russ.).

14. Horeva, L. V., Trabskaya, Yu. G., & Zelenskaya, E. M. (2015). Gastronomicheskij brending kak innovacionnaya tekh-nologiya prodvizheniya turistskoj destinacii [Gastronomic branding as an innovative technology for promoting a tourist destination]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Proceedings of the St. Petersburg State Economic University], 6(96), 50-60. (In Russ.).

15. Chemiakin, I. K. (2017). Gastronomicheskij turizm v Italii: predposylka formirovaniya i tendenciya razvitiya [Gastronomic tourism in Italy: a prerequisite for the formation and development trend]. Turizm i regional'noe razvitie [Tourism and regional development]: A collection of scientific articles, 221-225. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.