Научная статья на тему 'Тенденции децентрализации образовательных систем'

Тенденции децентрализации образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1456
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / АВТОНОМИЯ / ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / РЕФОРМА / УНИВЕРСИТЕТЫ / EDUCATION / CENTRALIZATION / DECENTRALIZATION / AUTONOMY / POLICY / MANAGEMENT / STATE / REFORM / UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткина Антонина Николаевна

В статье анализируется характерная динамика мировых образовательных практик в странах с централизованной системой управления тенденция децентрализации управления высшим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DECENTRALIZATION OF EDUCATIONAL SYSTEMS

In the article the dynamics of world educational practices in the countries with the centralized control system a tendency of decentralization of management of higher education is analyzed.

Текст научной работы на тему «Тенденции децентрализации образовательных систем»

УДК 316.422

Уткина Антонина Николаевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики Беловского института (филиала)

Кемеровского государственного университета, докторант кафедры социологических наук Кемеровского государственного университета тел.: (913) 285-19-66

ТЕНДЕНЦИИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Utkina Antonina Nikolaevna

Candidate of Sociology, associate professor of the chair of economy Belovo Institute (affiliate) of Kemerovo State University post-doctoral researcher of the chair of sociological sciences, Kemerovo State University tel.: (913) 285-19-66

TENDENCIES OF DECENTRALIZATION OF EDUCATIONAL SYSTEMS

Аннотация:

В статье анализируется характерная динамика мировых образовательных практик в странах с централизованной системой управления - тенденция децентрализации управления высшим образованием.

Ключевые слова:

образование, централизация, децентрализация, автономия, политика, управление, государство, реформа, университеты.

The summary:

In the article the dynamics of world educational practices in the countries with the centralized control system - a tendency of decentralization of management of higher education is analyzed.

Keywords:

education, centralization, decentralization, autonomy, policy, management, state, reform, universities.

Общеизвестно, что конкретная организация, формы и методы управления образованием в решающей степени зависят от специфики политических и культурных традиций той или иной страны. Все разнообразие национальных моделей организации образования на Западе в области управления может быть сведено к двум исторически сложившимся системам - централизованной и децентрализованной.

Централизованная система способствует созданию национальных образовательных стандартов, сохранению и упрочению чувства культурной общности всего населения страны. В то же время такая система усиливает авторитарные тенденции в руководстве образованием, сковывает инициативу работников школ и местной администрации, затрудняет поиски новых путей, навязывает излишнее однообразие форм и методов педагогической работы, игнорирует или, во всяком случае, недооценивает значение региональной специфики [1, с. 110-114].

На протяжении двух последних веков классическим образцом страны со строго централизованной и административно единообразной системой образования являлась Франция.

Франция - это страна, в которой сильны национальные традиции, большое внимание уделяется своей истории, культуре, образованию, и на фоне тенденций глобализации, характерных для всего мира, она проводит политику поддержки своих национальных интересов.

В сфере образования вопросы организации и деятельности государственных учебных заведений Франции традиционно регламентируется законами, правительственными декретами, инструкциями центрального ведомства просвещения и контролировалось многочисленными чиновниками (они же осуществляли определенный надзор и за частными учебными заведениями). Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра, который является свидетельством об окончании обучения на второй ступени и одновременно «пропуском» в высшие учебные заведения. И, несмотря на современные реформы, направленные на коммерциализацию и децентрализацию образования, оно остается в значительной степени государственным и централизованным, а финансируется в большей мере из государственного бюджета. Расходы на национальное образование составляют примерно 23 % государственного бюджета.

Центральный орган управления образованием во Франции - Министерство национального образования и культуры. Министерство всегда считалось одним из самых важных государственных ведомств Франции. Поэтому и пост министра традиционно пользовался очень высоким престижем. Нередко его занимали видные государственные и политические деятели, возглавлявшие в разное время французское правительство. Высшие чиновники министерского аппарата составляют так называемый кабинет, который координирует деятельность всех структурных подразделений министерства и осуществляет контроль за выполнением важнейших решений, идущих от имени министра. В настоящее время Министерству национального образования и культуры подведомственны почти все учебные заведения страны - от детских садов до университетов, а также общественные библиотеки, музеи, архивы. Лишь сельскохозяйственные и военные учебные заведения относятся к компетенции соответствующих министерств [2, с. 110-114]. Само Министерство имеет сложную структуру, состоящую из разветвленной сети управлений, отделов, служб, обладающих реальными властными функциями.

В 80-х гг. во Франции начался процесс административной децентрализации. Регионам и департаментам (основных административно-территориальных единиц Франции) были предоставлены права само- 90 -

стоятельно определять направления социально-экономического и культурного развития на своих территориях при условии, что их решения не будут противоречить общегосударственному законодательству. При этом, как неоднократно подчеркивали официальные власти Франции, тенденции к децентрализации не противоречат тому, что государство, как и прежде, несет главную ответственность за состояние образования и играет определяющую роль в его развитии.

В результате, во французских вузах повышается административная, финансовая, педагогическая и научная автономия. В соответствии с Законом о высшем образовании от 26 января 1984 г. им предоставлена финансовая автономия в использовании государственных субсидий: вузы могут самостоятельно перераспределять выделенные средства по основным направлениям расходов и отчитываются за них по завершении бюджетного периода. Распространены три типа субсидий: субсидии на функционирование, субсидии на поддержание и развитие инфраструктуры (на инвестиции), субсидии на преподавательскую деятельность. Размер их зависит от нагрузки и деятельности каждого учебного заведения.

В отличие от французской образовательной модели, британские вузы классически независимы, они не являются структурной частью государственного сектора: даже в случае бюджетного финансирования правительство избегает влияния на их внутреннюю политику. Р. Бердхал в своей работе «Британские университеты и государство» [3, с. 94] выделяются такие признаки автономии университетов:

- контроль над приемом студентов и приемными экзаменами;

- определение содержания программ обучения (curricula);

- прием на работу и принятие решений о служебном продвижении профессорско-преподавательского состава;

- распределение финансовых средств по статьям расходов;

- определение тематики научных исследований.

Министерство образования и квалификации (МОК - Department for Education and Skills - DfES) формирует образовательную политику в стране и несет ответственность за финансирование высшего образования. Оно делегирует права на осуществление финансовой политики Совету по субсидированию высшего образования в Англии (ССВОА - Higher Education Funding Council for England - HEFCE), Совету по учебе и квалификации (Learning and Skills Council), который финансирует систему послевузовского образования, Агентству повышения квалификации учителей (Teacher Training Agency) и другим. По мнению англичан, наличие посредников позволяет ослабить прямое политическое влияние на учреждения высшего образования и сохранить академические свободы. Общая доля средств, поступающих вузам из общественных источников, достигает 60 %, в том числе 45 % - субсидирование, а 15 % средств выделяются на контрактной основе [4, с. 68-78].

В последние годы британское правительство проводит политику активного вмешательства в жизнь университетов путем контроля учебных программ, регулирования процедуры распределения финансовых ресурсов и проч. В определении направлений подготовки специалистов и их специализации начинают активно участвовать и работодатели, ориентируясь на конкретные потребности производства. Около 1 300 различных курсов и специальностей уже создано совместно с работодателями и еще 700 планируется ввести в программы вузов [5, с. 128].

Сегодня бытует мнение, что «золотой век» расцвета автономии и академической свободы закончился, и эти фундаментальные ценности находятся под угрозой. Современное общество предъявляет к университетам более жесткие требования; ускоренное развитие новых информационных и коммуникационных технологий и формирование глобальной экономики привели к осознанию того, что нации существуют в обстановке жесточайшей конкуренции, где решающее значение имеет способность к инновациям. По мнению К. Эдвардса, автономия университетов сегодня состоит не в ограждении академической свободы от давления извне, а предполагает, что деятельность профессорско-преподавательского состава, ученых и администрации должна способствовать достижению институциональных целей университета. В противном случае возникает конфликт между университетской автономией и индивидуальной академической свободой [6, с. 81].

Между тем, например, в США не существует даже общегосударственного федерального органа управления высшим образованием, а действующее министерство образования занимается только средними школами. Отсутствуют и такие понятия, как «государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования», «диплом государственного образца», «перечень специальностей и направлений подготовки специалистов», «правила приема в вузы» и т.п. Автономия университетов дает им возможность устанавливать свои правила обучения.

Функции государственного органа по управлению высшим образованием в значительной степени выполняют независимые организации - Ассоциация американских университетов, Ассоциация инженерного образования и др. Они осуществляют общественную аккредитацию образовательных программ, собирают статистику, анализируют деятельность вузов.

Согласно официальной статистике в США действует более 600 публичных (бюджетных) и почти 1 800 частных университетов и колледжей с 4-летним циклом обучения, которые соответствуют российской высшей школе [7]. Система высшего образования сильно децентрализована: ни один вуз не финансируется из федерального бюджета, поэтому статус «State University» («государственный университет») означает, что данный вуз принадлежит штату и финансируется из его бюджета. Изменения в финансировании государственных колледжей из бюджетов штатов обычно отражают динамику экономического цикла. В период экономического спада и финансовых трудностей законодатели штатов используют средства, предназначенные на государственное высшее образование, для балансирования своих бюджетов, а учебные заведения ста-

вят перед необходимостью решить свои финансовые проблемы за счет повышения платы за обучение. В период экономического подъема - они компенсируют университетам предшествующий «долг».

Но в последние годы эта схема перестала работать. Штаты не могут выйти из замкнутого круга финансовых проблем, являющихся следствием низкого уровня их доходов и роста социальных расходов (% штатов США имеют бюджетный дефицит [8, с. 51]); ситуация тем более усугубилась разразившимся в стране финансово-экономическим кризисом. В условиях экономического спада более всего страдает государственный сектор, в профессиональном образовании это - государственные колледжи, поэтому следует ожидать нового всплеска приватизации государственных высших учебных заведений. А пока уже в течение нескольких лет с целью финансовой стабилизации государственные колледжи, так же как и частные высшие учебные заведения, стали создавать частные фонды из частных пожертвований, пытаясь в ответ освободиться от контроля местных властей.

Автономия вузов может ограничиваться не только вмешательством в политику вуза государства. Одной из наиболее актуальных проблем российского образования является создание гармоничной системы государственного и общественного управления образованием на всех уровнях - государственном, региональном, местном. В связи с этим полезно обратиться к опыту Германии - страны, воплощающей принципы федерализма, имеющей развитые структуры гражданского общества и отлаженный механизм реализации правовых предписаний. Более того, если в США отсутствует федеральный орган управления высшим образованием, то в ФРГ в каждой из 16 федеральных земель учреждено свое Министерство образования, устанавливающее свои порядки.

Федеральное министерство образования и исследований ФРГ выполняет в основном «принципиальные и координирующие задачи»; в области высшего образования регулирует общие основы высшей школы, создает и обновляет вузы (совместно с землями), содействует исследованиям в области образования и профобразования. Министр образования и исследований осуществляет общее руководство в соответствии с политической линией федерального канцлера (главы правительства). В целом федеральное правительство выделяет примерно 8 % всех средств, необходимых для содержания вузов.

Особенность системы управления высшим образованием в ФРГ состоит в том, что оно находится в полном ведении правительств земель. Последние обладают полной автономией в вопросах развития системы образования и управления деятельностью учебных заведений, находящихся в их юрисдикции. На их долю приходится около 90 % всех средств, выделяемым вузам, еще 3 % - на долю частных лиц и организаций, которые в Германии традиционно играют весьма незначительную роль в финансировании высшего образования.

Федеральное министерство не является руководящим органом для министерств культов земель. Для координации деятельности федерации и земель, равно как и земель между собой, существуют соответствующие органы. Особое место среди них принадлежит Конференции министров культов (КМК), которая призвана обеспечивать равномерность развития и сравнимость результатов образования (признание дипломов) в разных землях. Ее решения имеют рекомендательный характер для правительств земель и обретают силу после утверждения в форме законов, постановлений или распоряжений министерств земель [9, с. 85-93].

Таким образом, в стране высшее образование является в значительной степени децентрализованной системой, но на уровне отдельных земель управление системой высшего образования в значительной степени централизованно. Правительства земель контролируют вступительные требования вузов, учебные планы, штатное расписание, систему оплаты труда персонала вузов. Они гарантируют финансирование вузов и выплату заработной платы работникам учебных заведений, находящихся в их юрисдикции. Затраты на здания и дорогостоящее оборудование финансируются совместно землями и федеральным правительством в равных долях, также как расходы на пособия студентам и на научные исследования [10, с. 97]. При этом система взаимоотношений между землями и федеральным правительством очень сложна, процесс переговоров длителен, с большим трудом удается достичь компромиссных решений, зависящих от распределения политического влияния между федеральным правительством и отдельными землями.

В Германии действует система поддержки профессионального образования, предполагающая совместный контроль как со стороны государства, так и целого ряда рыночных структур и институтов, а именно:

- «компетентные организации» (корпоративные государственные структуры, отвечающие за обучение на предприятиях), представленные промышленными, торговыми и отраслевыми палатами и различными федеральными и земельными органами управления государственного сектора;

- комитеты по профессиональному обучению вышеуказанных организаций;

- земельные комитеты по профессиональному обучению;

- земельные министерства (министерства труда, финансов и реже - культуры), которые осуществляют контроль за «компетентными организациями » и принимают решения о предоставлении финансовой поддержки обучению на предприятиях земельными правительствами;

- федеральный институт профессионального образования и обучения;

- федеральная служба по вопросам труда [11, с. 111-120].

Следует заметить, что органы профессионального образования в Германии существуют и действуют на всех уровнях: главный комитет Федерального института профессионального образования - на национальном уровне, комитеты профессионального образования - на земельном, комитеты профессионального образования при палатах - на региональном (местном) уровне, органы производственного согласования - на местах (предприятиях). При этом Федеральный институт образования для взрослых и Федеральный институт профессионального образования консультируют министерство по вопросам, входящим и их компетенцию.

Конференция ректоров и президентов высшей школы, представляя интересы вузов в диалоге с властями, выступает в роли посредника между различными федеральными и земельными министерствами и системой высшего образования.

Уникальной практикой, принятой в Германии, является централизованное распределение учебных мест для части популярных специальностей. Это означает, что абитуриенты университет не выбирают, а подают заявку на определенный факультет. Распределение заявок по университетам осуществляет Федеральный орган. Нельзя сказать, что эта практика является завидной, поскольку не всегда удобно студентам быть готовыми ехать в любой университет, а сами университеты лишены возможности участия в процессе отбора собственных студентов. Зато действие принципа «академической свободы» позволяет любому студенту самостоятельно формировать перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. Это обусловлено тем, что учеба в немецком университете дает не профессию, а научную квалификацию и базовые знания для будущего трудоустройства.

Следовательно, в последние десятилетия в большинстве развитых странах мира с высокой долей государственного участия в управлении системами образования произошли изменения, направленные на повышение автономии высших учебных заведений. Не стала исключением и Япония. С середины XX в. в Японии было проведено несколько образовательных реформ, в результате чего эта страна по ряду показателей вышла на одно их лидирующих мест в мире.

Японская высшая школа исторически формировалась по образцу немецкой модели. Организационно это в значительной степени бюрократическая система, в которой велика роль централизованного руководства со стороны министерства образования. Министерство напрямую руководит факультетами университетов, аспирантурами, исследовательскими институтами и центрами. Все эти подразделения относительно независимы от руководства университетских кампусов.

К негативным проявлениям традиционного японского образования относятся чрезмерная стандартизация образования, преобладание количественных показателей, прагматичное отношение к образованию как средству достижения социального и экономического статуса, господство традиционных национальных стереотипов поведения, ограничивающих проявление инициативы и творческой активности и др. Дальнейшее развитие этих тенденций привело к осознанию необходимости реформ в образовании. Требования о реформе высшего образования выразили и японские корпорации, нуждающиеся в квалифицированных, обладающих практическими знаниями кадрах. И хотя традиционно университетская подготовка в Японии носила академический характер, многие аспирантуры начинали создавать программы, приближенные к требованиям практической работы, что привело к преподаванию в университетах наряду с академическими профессорами специалистов-практиков.

Период экономического спада в Японии, начавшийся в конце 80-х гг., привел к свертыванию центральных научно-исследовательских лабораторий в промышленных компаниях и активизации участия университетов в научно-исследовательских работах, проводимых совместно с промышленностью и правительством. Такое университетско-правительственно-промышленное сотрудничество является новой тенденцией в стране, но не уникальной в мире, поскольку процессы глобализации, начавшиеся в экономике, затронули и образовательную сферу многих стран мира и привели к формированию различных форм взаимодействия между социальными партнерами.

Как результат - количество совместных исследований между национальными университетами и промышленностью в 2000-2005 гг. резко возросло. Однако значительную часть контрактов японские университеты заключают с мелкими и средними предприятиями, крупные же фирмы настороженно относятся к такому сотрудничеству, предпочитая научное сотрудничество с известными зарубежными университетами. В частности, компания «Hitachi» имеет совместные лаборатории с Кембриджским университетом, Массачусетским технологическим институтом и некоторыми другими научными центрами, но не сотрудничает с местными университетами [12, с. 80].

Таким образом, одним из результатов реформ в Японии явилось изменение существующих организационных форм национальных образовательных учреждений, которые превратились из подчиненных структур государства в более автономные организации со статусом юридического лица - Национальные университетские корпорации (National University Corporation), закон о которых вышел летом 2003 г. [13]. Преподаватели наряду с работой в университете получили возможность работать на предприятиях, а в университетах были созданы рабочие места со сроком найма 3-5 лет.

В связи с этим обязательным требованием к университетам стало составление шестилетних планов развития, в которых содержатся академические программы, направления исследовательской и административной деятельности. Соответственно, финансирование университетов Министерство осуществляет, исходя из взятых ими обязательств и результатов их выполнения. С этой целью при Министерстве создан Национальный комитет по оценке деятельности университетов. Специалисты скептически относятся к данному нововведению, интерпретируя его как способ сокращения финансирования деятельности университетов [14].

Несмотря на преобладание частных вузов в системе высшего образования Японии, доля государства в финансировании образования составляет 45,5 % [15, с. 75]. Но распределение этих средств между различными секторами осуществляется диспропорционально: 83 % бюджетных средств направляется в государственный сектор, 17 % - в частный. Все это обостряет конкуренцию между национальными, общественными и частными университетами.

Реформа также предусматривает реструктуризацию системы управления университетами, которая должна теперь включать два консультативных совета (один, состоящий из ППС, курирует учебную и научную деятельность, второй, состоящий из представителей правительства, министерства образования и

специалистов с производства, - финансовые и управленческие вопросы). Ректор же выбирается теперь на совместном заседании обоих советов и утверждается Министерством образования.

Таким образом, мировые образовательные практики характеризуются противоречивыми тенденциями маятникового типа: в странах с централизованной системой управления высшим образованием явными являются тенденции децентрализации его управления, в странах с низкой долей государственного участия в системе высшего образования - тенденции противоположного характера, направленные на рост автономии вузов. Поиск оптимальной «критической точки» соотношения различных систем участия в развитии высшего образования в мире продолжается.

Ссылки: References (transliterated):

1. Вульфсон Б.Л. Управление образованием на Западе: тенденции централизации и децентрализации // Педагогика. 1997. № 2. С. 110-114.

2. Там же.

3. Браун Р. Высшее образование и рынок: некоторые мысли и размышления // Экономика образования. 2006. № 2. С. 93-97.

4. Абанкина И. и др. Экономические реформы в

сфере образования: автономность, самостоя-

тельность, ответственность // Народное образование. 2006. № 10. С. 68-78.

5. Диверсификация спроса на высшее образование: британские вузы в поисках новых форм обучения // Экономика образования. 2006. № 3. С. 128-131.

6. Эдвардс К. Новые подходы к найму персонала в высшем образовании // Экономика образования. 2006. № 1. С. 79-82.

7. U.S. Department of Education, National Center for

Education Statistic (NCES). 2002 Digest of Education Statistics. Washington, D.C.: NCES, 2003. URL: http://nccs.ed.gov/pubs2003/digest02 (дата

обращения: 29.02.2010).

8. Финансовое положение государственных высших учебных заведений США (по материалам зарубежной прессы) // Экономика образования. 2003. № 5. С. 50-53.

9. Ахтамзян Н.А. Система государственнообщественного управления образованием в Германии // Педагогика. 2004. № 6. С. 85-93.

10. Животовская И.Г. Проблемы развития высшего образования ФРГ // Экономика образования. 2004. № 3. С. 93-105.

11. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 111 -120.

12. Нохара X. Реформа государственных университетов и научных исследований в Японии // Экономика образования. 2008. № 3. С. 77-82.

13. Finkelstein M. Japan's national universities gird themselves for the latest wave of reform. URL: http ://www.be.edu/bc_org/avp/soe/rihe/newsletter/Ne ws33/text011.html3.0704 (дата обращения:

03.08.2010).

14. Там же.

15. Абанкина И. и др. Указ. соч.

1. Vul'fson B.L. Upravlenie obrazovaniem na Zapade: tendentsii tsentralizatsii i detsentralizatsii // Pedagogi-ka. 1997. No. 2. P. 110-114.

2. Ibid.

3. Braun R. Vysshee obrazovanie i rynok: nekotorye mysli i razmyshleniya // Ekonomika obrazovaniya. 2006. No.2. P. 93-97.

4. Abankina I., et al. Ekonomicheskie reformy v sfere obrazovaniya: avtonomnost', samostoyatel'nost', ot-vetstvennost' // Narodnoe obrazovanie. 2006. No. 10. P. 68-78.

5. Diversifikatsiya sprosa na vysshee obrazovanie: bri-tanskie vuzy v poiskakh novykh form obucheniya // Ekonomika obrazovaniya. 2006. No. 3. P. 128-131.

6. Edvards K. Novye podkhody k naymu personala v vysshem obrazovanii // Ekonomika obrazovaniya. 2006. No. 1. P. 79-82.

7. US Department of Education, National Center for

Education Statistic (NCES). 2002 Digest of Education Statistics. Washington, D.C.: NCES, 2003. URL:

http//nccs.ed.gov/pubs2003/digest02 (date of access:

29.02.2010).

8. Finansovoe polozhenie gosudarstvennykh vysshikh

uchebnykh zavedeniy SShA (po materialam za-

rubezhnoy pressy) // Ekonomika obrazovaniya. 2003. No. 5. P. 50-53.

9. Akhtamzyan N.A. Sistema gosudarstvenno-

obshchestvennogo upravleniya obrazovaniem v Germanii // Pedagogika. 2004. No. 6. P. 85-93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Zhivotovskaya I.G. Problemy razvitiya vysshego obrazovaniya FRG // Ekonomika obrazovaniya. 2004. No. 3. P. 93-105.

11. Oleynikova O., Murav'eva A. Sotsial'noe partnerstvo v sfere professional'nogo obrazovaniya v stranakh Evropeyskogo soyuza // Vysshee obrazovanie v Ros-sii. 2006. No. 6. P. 111-120.

12. Nokhara X. Reforma gosudarstvennykh universitetov i nauchnykh issledovaniy v Yaponii // Ekonomika obrazovaniya. 2008. No. 3. P. 77-82.

13. Finkelstein M. Japan's national universities gird themselves for the latest wave of reform. URL: http://www.be.edu/bc_org/avp/soe/rihe/newsletter/Ne ws33/text011.html3.0704 (date of access:

03.08.2010).

14. Ibid.

15. Abankina I., et al. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.