Вознесенский И.С.
Старший преподаватель,
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).
Темпоральный интеллект: от секрета овладения временем к эффективному управлению*
Аннотация. С конца прошлого столетия четко обозначилось понимание времени как приоритетного витального ресурса. Осознается, что время не менее активно, чем на макроэкономические и социальные процессы, воздействует на каждого человека. Всякий раз новое поколение не только перенимает от предшествующих шаблоны восприятия времени, но и проживает отведенный ему период в соответствии с возможностями своего темпорального интеллекта переосмысливать его. В условиях ускорения социально-экономических процессов людям все сложнее оказывается выдерживать темп гонки за временем. они становятся пленниками ургентной зависимости и заложниками бесчисленных дедлайнов. Единственным выходом из этой ловушки оказывается развитие темпорального интеллекта.
Ключевые слова: эволюция времени, эластичность времени, хроноцепция, хроноста-зис, вертикальное развитие, ургентная зависимость.
Voznesenckiy I.S.
Senior Lecturer, MADI (The Moscow Automobile and Road Construction University).
Temporal intelligence: from the secret of mastering time to effective management
Abstract. Since the end of the last century, the understanding of time as a priority vital resource has become clear. It is realized that time is no less active than on macroeconomic and social processes, it affects every person. Each time, the new generation not only adopts time perception patterns from the previous ones, but also lives the period allotted to it in accordance with the capabilities of its temporal intellect to rethink it. In the context of accelerating socio-economic processes, it is becoming more and more difficult for people to maintain the pace of the race against time. They become prisoners of urge addiction and hostages of countless deadlines. The only way out of this trap is the development of temporal intelligence.
Key words: evolution of time, elasticity of time, chronoception, chronostasis, vertical development, urgent dependence.
Бытие и небытие, счастье и несчастье - все это имеет свой корень во времени. Время приводит к зрелости существа, время их же уничтожает. Время вновь успокаивает время, сожигающее существа.
* © Вознесенский И.С., 2022.
Темпоральный интеллект: от секрета овладения временем к эффективному управлению
Именно время изменяет в мире все благоприятные и неблагоприятные
чувства и мысли. Время уничтожает все существа и создает их вновь. Время проходит неудержимо одинаково для всех существ. Зная, что те явления, которые уже прошли, или еще не наступили, либо происходят в настоящий момент, -созданы временем, ты не должен терять свой разум.
Махабхарата
В1 качестве эпиграфа к статье предложены строки из первой книги индийского эпоса «Махабхарата», где о значимости времени говорит колесничий (сута) и наиболее доверенный советник слепого царя Кауравов Дхритараштры Санджая. Этот памятник, относящийся ко второй половине первого тысячелетия до н.э., служит доказательством вневременности разговора о времени, который важен для всех периодов, и который, чтобы понять социальные особенности полихронности, синхронизации, хроноцепции (чувства времени), хронемики (использования времени в невербальном коммуникационном процессе), истоки рождения хронофагов («пожирателей времени»), ловушек, компрессии и других искажений времени, необходимо вести, включая не только данные истории, психологии2, социологии, экономики3, точных наук, но и антропологии, физиологии, нейронауки, когнитивистики и т.д. Благодаря такому интегральному подходу можно приблизиться к пониманию темпорального интеллекта как способности человека осознанно выстраивать свои отношения со временем
1 Махабхарата // URL: https://www.bhara-tiya.ru/india/mahabharata/mbhi_1.html.
2 Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. М.: МПГУ, 2016; Савкина О.В. Психология управления временем // Лесной вестник. 2006. № 7. С. 147-148.
3 Архангельский Г.А. Организация времени от личной эффективности к развитию фирмы. 2-е изд. СПб.: «Питер», 2005; Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб: Издательский дом «Питер», 2011.
во всех его проявлениях, измерениях и состояниях. Используя научные знания и развивая хроноцепцию, человек способен достичь подлинного интегрального восприятия времени, сделав его союзником на пути развития социума, подняться на более высокий уровень самоорганизации и управления.
Следует признать, что ни одна, даже самая эффективная модель тайм-менеджмента, не универсальна. Люди представляют разные культуры, профессии, социальные слои, поколения и стили жизни. Они отличаются по темпераменту, темпам психических процессов и ритму жизни. На эволюционном пути человечество неизбежно приходит к тому, что привычные отношения со временем становятся барьером в развитии и требуют пересмотра. несмотря на то, что каждому новому поколению приходится эти отношения трансформировать, изменяясь, они все равно несут следы прошлого. Эти следы проявляются в том, что люди или слишком быстрые, или слишком медленные. они застряли в мыслями прошлом, или тревожатся о будущем, или отвергают всякое иное состояние, кроме модели «здесь и сейчас».
Особенно болезненны разночтения в подходах к планированию. сторонники цикличности превозносят размеренные и повторяющиеся ритмы. Приверженцы линейности — прямолинейны и жестки. Адепты параллельности пытаются успеть все, распараллеливая восприятие. Ошибка многих состоит в
игнорировании хронемики в коммуникациях, не разделении на «время МОЕ» и «время НАШЕ», не направлении ло-куса контроля времени внутрь себя. Людей не учат управлять паузами, цейт-нотами и потоковыми состояниями. В итоге многие десинхронизируются с внутренними ритмами в попытках поймать внешние ритмы. Все это влияет на все стороны жизни человека. Выгорание может стать результатом того, что его внешние темпы не синхронизированы с внутренним ритмом. В племени, будь то рабочая группа или семья, люди склонны «выжигать» друг друга разными скоростями и ритмами, поэтому им требуется не только общее пространство, но и общее разделяемое время для синхронизации. Иначе «соплеменники» растащат, разорвут друг друга, а вся их совместность на этом закончится.
Известно множество потенциальных точек десинхронизации. Через призму интегрального подхода видно, как каждый по-своему воспринимает время, по-своему строит свои практики взаимодействия с ним. В разных группах случается разное «междунамье», а социальное время больших систем, частями которых являются люди, может течь совсем по-разному. Эволюционный взгляд подсказывает, что мы, как личности и как группы, можем находиться на неодинаковых этапах своих отношений со временем, живя кто в цикличном, кто в линейном, кто в параллельных мирах. существуют три ключевых принципа групповой синхронизации: во-первых, темп задается внешним стандартом; во-вторых, участников объединяет сопричастность к решению определенной задачи; в-третьих, синхронность, с одной стороны, требует здоровых отношений между людьми, а с другой — помогает развивать их. Другими словами, группам приходится синхронизироваться на трех
уровнях: с начальником, с сообществом в целом и с душами (чувствами, настроениями, привычками...) участников. Для облегчения этого процесса специалисты предпринимают попытки систематизации людей по различным хронотипам.
Первая из них имела место в 1976 г. Тогда ученые из Швеции и Великобритании опубликовали методику оценки хронотипа посредством теста из девятнадцати вопросов. Позже хронобиологи М. Мерроу и Т. Реннеберг разработали Мюнхенский опросник для определения хронотипа (МCTQ), в котором выделяются различия особенностей сна и его продолжительности у людей в «рабочие дни» и в «выходные». А затем Реннебер-гом был предложен еще более простой способ определения хронотипа. Оказалось, что количество оголтелых «сов» превышает число заядлых «жаворон-ков»4. Эксперименты показали, что при отсутствии внешних сигналов — заката и восхода — продолжается привычный ритм сна и бодрствования, питания и изменений температуры тела. Такая цикличность указывает на то, что где-то в организме имеются внутренние часы, отсчитывающие ритм жизни. В глубине мозга каждого человека есть структура, называемая гипоталамусом, а в глубине гипоталамуса, над перекрестом нервов (хиазмом), несущих информацию от левого и правого глаза, располагается супрахиазматическое ядро, в котором и живет наше внутреннее время. У животных, ведущих ночной образ жизни, период циркадного ритма чуть меньше 24 часов, а у ведущих дневной образ жизни, он чуть больше 24 часов. Поэтому человек навечно обречен немного не успевать и не укладываться в отведенные рамки дня, как бы хорош не был в тайм-менеджменте.
Исследуя циркадные ритмы, ученые
4 Пинк Д. Таймхакинг. Как наука помогает нам делать все вовремя. М.: Альпина Паблишер, 2018.
выделили различия «англо-европейского» и «арабского» времени. Первое, являющееся результатом индустриальной революции, описывает время так, что одно событие происходит после другого. Работа конвейера требует, чтобы все рабочие приходили без опозданий, а само время было структурировано линейным образом. На каждом этапе сборки каждый рабочий вносит специфический вклад в изготавливаемое изделие. События в «англо-европейском времени» располагаются как на конвейере. В «арабском времени» все происходит в одно и то же время. Во взаимодействиях этих культур возникает коллизия. несмотря на то, что человек, определяемый с помощью координат «англо-европейского времени», прибывает вовремя, для другого человека, живущего с арабским пониманием времени, время не имеет значения5.
Драматизм этой коллизии нарастает и все больше влияет на современную экономику спешащего класса, а в будущем при еще большем ускорении изменений вообще вероятен шок восприятия течения времени. Экономия времени превращается в важнейший экономический фактор. Эффективность компании все больше будет измеряться не традиционными показателями, а анализом ее ритмов. Часть их них лежит на поверхности: планирование, нормирование и контроль использования времени, оформляемые в договоренностях и документах (планы, графики, регламенты). Но многие такие ритмы скрыты: бизнес-циклы, учитываемые при планировании, нормировании и контроле; неучитываемые ритмы бизнес-процессов и развития организации; социальные циклы (в т.ч. карьерные, коммуникативные, инновационные научения,
5 James T., Woodsmall W. Time Line Ther-
apy and the Basis of Personality. Cupertino: Meta Publications, 1988.
организационного настроения); неосознаваемые ценности и нормы, регулирующие отношение ко времени. Возникает закономерный вопрос, на какие ритмы организациям следует ориентироваться в своем развитии: «сверхконкурентные», «спешащие», «пульсирующие», «вневременные»?
Во многом ответ на этот вопрос зависит от того, как ритмы организации трансформируются в связи с личной эволюцией отношения человека ко времени, когда изменяется восприятие, растет горизонт планирования и т.д. Для иллюстрации этого можно обратиться к модели вертикального развития Б. Тор-берта, в которой по-разному выглядят отношения со временем на каждом из уровней. На уровне ОПОРТУНИСТА время — всегда чрезвычайная ситуация: человек или едва успел выбраться из неприятностей, или чуть-чуть не попал в новую историю. Для ДИПЛОМАТА время означает возможность делать вещи во вовремя, например, приехать на совещание. Время ЭКСПЕРТА объясняет, как использовать его наиболее эффективным образом, чтобы достигать целей. В каждой из ролей горизонт планирования все больше увеличивается. Так, ДОСТИГАТЕЛЬ способен смотреть через призму одного-трех лет и заинтересован в координации различных элементов большого проекта. На стадии ИНДИВИДУАЛИСТА (ПЕРЕОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ) наблюдается настоящая революция в восприятии, в том числе, времени. В первую очередь человек способен одновременно наблюдать значительно больший объем времени, например, как организация вписывается в общество, в целом. Вместе с тем, это новый опыт пребывания в моменте. СТРАТЕГ (ТРАНСФОРМИРУЮЩИЙ) видит время как развивающийся организм. Человек начинает осознавать эти
переменные процессы в самом себе. Физика, биология, теперь еще социология и экономика показывают эволюционное развитие через различные уровни сознания. Например, мы видим время как разворачивающийся процесс, наблюдаем, как различные группы в организации и отдельные сотрудники изменяются во времени, воспринимая эти процессы параллельно, а не линейно. Человек осознает, что он применяет свои знания и научные подходы для того, чтобы достичь своевременного действия6.
Известно множество примеров абсолютно безопасных ситуаций, в которых люди переоценивают длительность времени. Это происходит по той причине, что наше субъективное ощущение хода времени подвержено влиянию множества обстоятельств. Пребывание на скучной лекции или ожидание окончания подготовки самолета непосредственно перед вылетом может создать ощущение остановки времени — хроностазиса (греч. хроуос; — время и агат; — застой). Одно из определений хроностазиса — вид временной иллюзии, в которой первое впечатление после введения нового события или задачи кажется, растянутыми во времени.
Для того чтобы разобраться с искажениями времени сначала следует разграничить два способа отсчета времени. Включение хронометра на старте забега обеспечивает информацией относительно перемещения бегунов, но ничего не сообщает о том, сколько времени они провели на линии старта. Это — пример измерения проспективного времени, являющегося определением длительности интервала времени от настоящего к будущему. Наблюдая, как через горлышко песочных часов проскальзывают последние песчинки, можно сделать за-
6 Торберт Б. Исследование действием. Лидерство на острие настоящего. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
ключение, сколько времени прошло от начала предыдущего события. Но если немедленно не перевернуть часы вновь, они ничего не расскажут о том, сколько времени человек уже находится в комнате. Так измеряется ретроспективное время, которое есть определение длительности интервала от какого-то момента в прошлом до настоящего момента. Такое действие не имеет отношения к отсчету времени. Это —попытка оценки длительности прошедшего интервала времени путем восстановления сохранившихся в памяти событий. Еще в 1890 г. психолог У. Джеймс писал об эластичности времени, что «обычно время, насыщенное разнообразными и интересными событиями, в текущий момент кажется очень кратким, но растягивается, когда мы о нем вспоминаем. Напротив, пустой отрезок времени кажется долгим в настоящем, но очень коротким в ретроспективе. Неделя путешествий и осмотра достопримечательностей в воспоминаниях может растянуться на три недели, а месяц болезни в воспоминаниях сократится до одного дня»7. События в прошлом — не константа в нашей памяти. Вспоминания изменчивы. Если становятся известны новые сведения, впечатление принимает несколько иной вид. Поэтому, пытаясь разобраться в событиях, можно изменить впечатление.
Память выступает одним из ключевых факторов, вызывающих искривление времени. В момент испуга впечатления от окружающего мира запечатлеваются в мозгу с повышенной интенсивностью. В обычной ситуации определенный промежуток времени вмещает в себя определенное количество воспоминаний. Однако в момент угрозы для жизни интенсивность вос-
7 James W. The Principles of Psychology, in two volumes. New York: Henry Holt and Company, 1890 [Электронный ресурс] // URL: https://psych-classics.yorku.ca/James/Principles/prin15.htm.
приятия ведет к увеличению количества воспоминаний, которые впоследствии мы способны вспомнить (а иногда даже приукрасить). Помимо отмеченных двух причин существенного замедления времени: избыточность впечатлений и отсутствие внешний информации о скорости протекания времени, имеется третье предположение: мозг отмеряет время путем наблюдения за собственными процессами, а, значит, в чрезвычайной ситуации скорость его работы увеличивается, количество сигналов возрастает и, следовательно, времени для него проходит больше. Когда ускоряются процессы в борющемся за жизнь мозге, ускоряются и его «часы». Возникает вопрос: зачем в случае кризисной ситуации мозг ускоряется и подмечает все события с невероятной интенсивностью, но по прошествии некоторого времени сам же подвергает наши воспоминания пересмотру, тем самым буквально искажая прошлое? Может ли жизнь в нехватке времени стать привычкой? Для такой аддикции придуман специальный термин — «ургентная зависимость» (англ. urgency addiction — зависимость от срочности)8. Одной из первых на это явление обратила внимание американская поэтесса, журналист и преподаватель английского языка Н. Тасси в одноименной книге о том, как часто люди одержимы срочностью настолько, что в итоге буквально теряют самих себя9.
Известны шесть признаков ургент-
8 Горовая А.Ю. Ургентная зависимость как ответ на феномен нехватки времени в постмодернистском мире // Практическая медицина. 2017. № 1 (102). Т. 2. с. 26-27; Шибко ОЛ. Диагностика ургентной аддикции // Психологический журнал. 2008. № 1 (17). с. 33-38; Шибко О.Л. Ургентная аддик-ция как форма аддиктивного поведения личности // Психологический журнал. 2006. № 3. С. 65-68; Шибко О.Л. Типология стилей саморегуляции произвольной активности у лиц с ургентной аддикцией // философия и социальные науки. 2007. № 1. С. 71-75.
9 Tassi N.C. Urgency addiction. New York:
A Signet Book, 1993.
ной зависимости человека: постоянно следить за часами, чем бы не был занят; жить на слишком высокой скорости, хотя это не комфортно; готов взяться за любую работу в любое время; отказывается от личного времени, в пользу активной социальной деятельности; разучился радоваться жизни здесь и сейчас, все время переживает прошлые неудачи или обдумывает планы на будущее; откладывает свои желания на потом, чувствуя, что тонет под напором обязанностей и внешних факторов.
Движущей силой такой зависимости выступает страх не успеть решить задачи, важные для карьеры или других сфер жизни. Одной из причин такого страха стал культ скорости жизни. Профессор Новосибирского гуманитарного института Б.Р. Мандель считает, что ургентная зависимость связана с «поклонением» скорости и акселерации. Социум руководствуется формулой: «чем скорее, тем лучше»10. Людям навязывается модель успеха, основанного на выполнении все большего количества задач во все более короткие интервалы времени. Чем больше задач, тем выше статус, однако, тем меньше времени остается на себя и близких. Все более иллюзорным становиться предложенный маркетологами еще в середине прошлого столетия облик успеха, а жизнь буквально превращается в «крысиные бега».
Рабство у времени и успеха отнимает у человека жизнь не только в переносном, но и в прямом смысле. Ургентная зависимость заставляет жить в постоянном напряжении. Состояние перегрузки становиться более комфортным и желаемым, чем состояние покоя. Оказавшись
10 Мандель Б.Р. Аддиктология. Иллюстрированное учебное пособие для студентов высших учебных заведений гуманитарного направления (все уровни подготовки). М.: Директ-Медиа, 2014; Мандель Б.Р. Ургентная зависимость: истинно велик тот, кто сумел овладеть своим временем... // Мир психологии. 2015. № 4 (84). С. 262-268.
в ситуации, когда времени предостаточно, ургентно зависимый ощущает дискомфорт, тревогу и даже страх. Постоянный стресс приводит к истощению, а следом за этим — к инфарктам и инсультам. В некотором смысле жизнь такого человека прекращается еще раньше, поскольку он утрачивает способность ощущать красоту окружающего мира, получать удовольствие от жизни. Эмоции сводятся к переживанию нехватки времени. Человек теряет свою идентичность: утрачивается связь с бессознательным, с архетипической памятью11; ослабляются творческие способности.
Можно выделить различные типы людей страдающих от чрезмерного темпа жизни. Первый тип: «планирующий аддикт» ставит перед собой амбициозные цели, редко задумываясь о возможности их реального воплощения. Не выделяя время на рефлексию, человек не осознает причин своих ошибок. При обнаружении расхождения между планом и конечными результатами ему проще ухватиться за новую цель, чем разобраться, почему возникли сложности. Второй тип: «немоделирующий аддикт» напрочь игнорирует внутренние условия и внешние обстоятельства деятельности. Бег на высокой скорости отключает для такого зависимого тонкое мировосприятие, он становится не способным учитывать меняющиеся условия среды, продолжая действовать по ранее установленному плану. Третий тип: «негибкий аддикт» отличается высокой степенью самоорганизации, упорно занимается деталями и нюансами, любит все контролировать. Но в планировании такой человек скорее полагается на прошлый опыт и готовые сценарии, из-за чего испытывает сложности адаптации к новым обстоятельствам.
11 Малышева Н.Л. Перформер как современное воплощение архетипа трикстера // Ярославский педагогический вестник. 2016. С. 189-192.
Ургентная зависимость оказывается подругой дедлайн-аддикции, при которой проблема не в загруженности дня, а в стремлении каждый раз совершать невозможное, успевая доделывать дела в самый последний момент. Приятно быть сверхсильным победителем, но от этого тоже можно стать зависимым. Придется расплачиваться низким качеством работы и стрессом от «адреналиновых горок», переходящим в эмоциональное и физическое истощение. В концепции вертикального развития отношений человека со временем «до-стигаторский» этап, связанный с постоянной спешкой и дедлайнами, — вполне оправданная эволюционная ступень.
Когда-то в прошлом цикличное, а еще недавно и привычное линейное восприятие времени начинают заменяться параллельным восприятием. Его девиз: «Столько одновременно происходит — хочу успеть все это». Человек буквально пытается распараллелить-ся и присутствовать сразу во многих процессах. Постоянное взвинчивание темпа жизни ведет к субъективному восприятию времени как чего-то пролетающего мимо и следующему за ним обесцениванию себя и своих усилий. Многие люди, лишь набегавшись и выгорев, обретают понимание, что в осознанном замедлении (англ. slow life) заключено немало мудрости. Путь исцеления от ургентной зависимости лежит в работе со страхом «незаполненного времени» в календаре и выращивании собственной внутренней ценности. Постепенно запускается новый конструктивный механизм: чем больше времени и внимания мы уделяем переключению, отдыху, рефлексии, тем больше появляется сил для последующей успешной деятельности и достижения новых вершин. В литературе людей, не страдающих ургентной зависимостью, называ-
ют интегрированными во времени. Не следует так упрощать. Ведь подлинное интегральное взаимодействие со временем, это — уметь и поспешить, ускоряясь до максимальных скоростей, и замедлиться, когда наступает нужный момент, иначе говоря, осознанно жить на разных скоростях, поддерживая баланс. А переход к практикам slow life — только один из многих шагов на пути.
References
[1] Arkhangelsky G.A. Organization of time from per-
sonal effectiveness to the development of the company. 2nd ed. St. Petersburg: "Peter", 2005. 441 p.
[2] Gorovaya A.Yu. Urgent addiction as a response to
the phenomenon of lack of time in the postmodern world // Practical medicine. 2017. № 1 (102). Volume 2. P. 26-27.
[3] Ilyin E.P. Work and personality. Workaholism, perfectionism, laziness. St. Petersburg: Piter Publishing House, 2011. 224 p.
[4] Malysheva N.L. Performer as a modern embodiment of the trickster archetype // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2016. P. 189-192.
[5] Mandel B.R. Addictology. Illustrated textbook for
students of higher educational institutions of the humanitarian direction (all levels of training). M.: Direct-Media, 2014. 536 p.
[6] Mandel B.R. Urgent addiction: truly great is the one who managed to master his time... // World of Psychology. 2015. № 4 (84). P. 262-268.
[7] Mahabharata // URL: https://www.bharatiya.ru/ india/mahabharata/mbh1_1.html.
[8] Mikhalsky A.V. Psychology of time (chronopsy-chology): Textbook. M.: MPGU, 2016. 72 p.
[9] Pink D. Timehacking. How science helps us do ev-
erything on time. M.: Alpina Publisher, 2018. 364 p.
[10] Savkina O.V. Psychology of time management // Forest Bulletin. 2006. № 7. P. 147-148.
[11] Torbert B. Research by action. Leadership at the forefront of the present. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2019. 304 p.
[12] Shibko O.L. Diagnosis of urgent addiction // Psychological journal. 2008. № 1 (17). Р. 33-38.
[13] Shibko O.L. Urgent addiction as a form of addictive behavior of a person // Psychological journal. 2006. № 3. P. 65-68.
[14] Shibko O.L. Typology of styles of self-regulation of voluntary activity in individuals with urgent addiction // Philosophy and social sciences. 2007. № 1. P. 71-75.
[15] James W. The Principles of Psychology, in two volumes. New York: Henry Holt and Company, 1890 // URL: https://psychclassics.yorku.ca/ James/Principles/prin15.htm.
[16] James T., Woodsmall W. Time Line Therapy and
the Basis of Personality. Cupertino: Meta Publications, 1988. 282 p.
[17] Tassi N.C. Urgency addiction. New York: A Signet Book, 1993. 197 p.
Список литературы
[1] Архангельский Г.А. Организация времени от личной эффективности к развитию фирмы. 2-е изд. СПб.: «Питер», 2005. 441 с.
[2] Горовая А.Ю. Ургентная зависимость как ответ на феномен нехватки времени в постмодернистском мире // Практическая медицина.
2017. № 1 (102). Том 2. С. 26-27.
[3] Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб: Издательский дом «Питер», 2011. 224 с.
[4] Малышева Н.Л. Перформер как современное воплощение архетипа трикстера // Ярославский педагогический вестник. 2016. С. 189-192.
[5] Мандель Б.Р. Аддиктология. Иллюстрирован-
ное учебное пособие для студентов высших учебных заведений гуманитарного направления (все уровни подготовки). М.: Директ-Ме-диа, 2014. 536 с.
[6] Мандель Б.Р. Ургентная зависимость: истинно велик тот, кто сумел овладеть своим временем... // Мир психологии. 2015. № 4 (84). С. 262-268.
[7] Махабхарата // URL: https://www.bharatiya.ru/ india/mahabharata/mbh1_1.html.
[8] Михальский А.В. Психология времени (хро-нопсихология): Учебное пособие. М.: МПГУ, 2016. 72 с.
[9] Пинк Д. Таймхакинг. Как наука помогает нам делать все вовремя. М.: Альпина Паблишер,
2018. 364 с.
[10] Савкина О.В. Психология управления временем // Лесной вестник. 2006. № 7. С. 147-148.
[11] Торберт Б. Исследование действием. Лидерство на острие настоящего. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 304 с.
[12] Шибко О.Л. Диагностика ургентной аддик-ции // Психологический журнал. 2008. № 1 (17). С. 33-38.
[13] Шибко О.Л. Ургентная аддикция как форма аддиктивного поведения личности // Психологический журнал. 2006. № 3. С. 65-68.
[14] Шибко О.Л. Типология стилей саморегуляции произвольной активности у лиц с ургент-ной аддикцией // философия и социальные науки. 2007. № 1. С. 71-75.
[15] James W. The Principles of Psychology, in two volumes. New York: Henry Holt and Company, 1890 [Электронный ресурс] // URL: https://psy-chclassics.yorku.ca/James/Principles/prin15.htm.
[16] James T., Woodsmall W. Time Line Therapy and the Basis of Personality. Cupertino: Meta Publications, 1988. 282 p.
[17] Tassi N.C. Urgency addiction. New York: A Signet Book, 1993. 197 p.