Тематический проект «Осеннее кафе» как форма работы с семьей в условиях ДОУ
Толмачева Д. А. социальный педагог НДОУ «Детский сад №25 ОАО «РЖД» г. Петрозаводск, Россия [email protected]
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников, представлен опыт работы с бабушками и дедушками дошкольников, описана тематическая неделя «Осеннее кафе».
Ключевые слова: взаимодействие, семья, детский сад, тематическая неделя.
В настоящее время использование тематических проектов все активнее входит деятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). В НДОУ «Детский сад №25 ОАО «РЖД» эта форма работы внедрена и активно используется. На наш взгляд, тематические проекты благотворно влияют на взаимодействие педагогического коллектива с воспитанниками и их семьями. Но семья - это не только родители и дети, важную роль в воспитании ребенка играют бабушки и дедушки. Однако накопленный старшим поколением ценный опыт воспитания часто игнорируется.
С целью формирования уважительного отношения к старшему поколению, вовлечению бабушек и дедушек в образовательный процесс в детском саду был разработан и внедрен проект «Осеннее кафе», приуроченный к Международному дню пожилых людей. Мы предположили, что накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения со старшим поколением семьи в условиях НДОУ, организация совместной занимательной, познавательной, творческой, трудовой деятельности приведет к достижению поставленной цели.
Проект «Неделя бабушек и дедушек» проводился в течение недели, каждый день имел свое название (день уважения, день профессии, день увлечений, день сказок и игры, праздничный день). Содержание каждого дня определялось его тематикой. Например, в «День сказок и игры» сотрудником Карельского государственного краеведческого музея было проведено увлекательное занятие «Игры и игрушки, в которые играли наши бабушки и мамы».
В группах были организованы минутки чтения и тематические выставки книг «Бабушкины сказки». На прогулке дети с удовольствием приняли участие в подвижных играх, в которые когда-то играли их бабушки и дедушки.
Воспитатели сопровождали режимные моменты стихами, пословицами, поговорками об играх и игрушках, о семье, о старшем поколении.
Настоящим украшением проекта стала выставка «Осенний вернисаж», на которой были представлены работы, сделанные руками бабушек, дедушек и их внуков. На ней было всё - кружево, резьба по дереву, вязание, плетение из лозы и бумаги, вышивка нитками и бисером, поделки из природного материала.
Особое, праздничное настроение всей недели было создано на концертах, где дети пели, читали стихи о самых дорогих и любимых бабушках и дедушках. После праздника в старших группах были проведены увлекательные мастер - классы по изготовлению цветов в нетрадиционной технике «Ромашка - символ любви и верности».
Малыши представили спектакль по мотивам русской народной сказки "Репка". Дети вместе с воспитателем провели экскурсию по своей группе, научили бабушек и дедушек пальчиковой гимнастике «Мы капусту рубим, рубим», интересной игре «Что растет у бабушки в огороде», поиграли в хороводную игру «Есть у нас огород», подарили детские рисунки «Солнышко в ладошках». Педагог группы показала, как
можно успешно в интеграции решать образовательные задачи при активном участии взрослых.
С успехом были проведены «Осенние посиделки» в подготовительной к школе группе, где дети вместе с бабушками и дедушками у настоящего самовара пили чай со сладкими пирогами, читали стихи, играли в совместные игры.
Экскурсия по экспозиции «История Октябрьской железной дороги в картинах русских художников», выставка рисунков «Бабушка рядышком с дедушкой», фотоколлаж «Когда бабушка и дедушка были маленькими», акция «Доброе дело» - это не полный список тех мероприятий, которые были проведены в течение такой важной, доброй, светлой недели.
Данный проект, вовлек в образовательное пространство детского сада бабушек и дедушек воспитанников, сделав их активными участниками образовательного процесса наравне с родителями детей.
Поставленная цель была достигнута благодаря слаженной работе всего педагогического коллектива НДОУ Детский сад №25 ОАО «РЖД».
Библиография
1. Ждакаева Е.И. 2011. Тропинка к счастливой семье. СПб.
2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. 2004. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.
3. Солодянкина О.В. 2005. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. М.
4. Сыпченко Е.А. 2012. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб.