Е. И. Лутовинова
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЮЖЕТОВ РУССКИХ НАРОДНЫХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК
Статья посвящена проблемам систематизации и классификации русских волшебных сказок. Анализ «Сравнительного указателя сюжетов: восточнославянская сказка» показал целесообразность выделения тематических групп сюжетов по принципу героецентричности. Из всего корпуса номеров-индексов выбраны русские сюжетные типы, проведен сравнительный анализ на мегасюжетном уровне, обозначены границы тематических групп, даны номинация и описание. В результате составлен тематический указатель русских волшебных сказок, включающий 29 рубрик, маркерами которых являются тема, фабула, персонаж, герой.
Ключевые слова: русская волшебная сказка, систематизация, классификация, указатель сюжетов, номер-индекс, тематическая группа, персонаж, герой.
ВВЕДЕНИЕ
Систематизация сказок как научная проблема неизбежно возникает вслед за накоплением определенного объема собранного материала, который требуется упорядочить. Выбор основания всегда сопряжен с методологическими установками исследователя, как, впрочем, и выбор критериев оценки ее «правильности». При анализе существующих теоретических разработок и практических моделей в области классификации сказочного материала возникает необходимость критического подхода к предлагаемым для этого основаниям. В многообразии исследовательских концепций, практик, методик в решении этой труднейшей научно-практической задачи имеется немало оригинальных идей. Основу классификации русских волшебных сказок создал выдающийся русский ученый, издатель сборников сказок и легенд А. Н. Афанасьев. Во втором издании своего знаменитого собрания он расположил материал по трем главным разделам: сказки о животных, сказки волшебно-фантастические, сказки бытовые, или новеллистические. Такое жанровое деление сказок принято в науке и по сей день.
Антти Аматус Аарне в 1910 г. составил «Указатель сказочных типов», проанализировав все опубликованные к тому времени собрания сказок европейских народов. Основой его построений было собрание русских сказок А. Н. Афанасьева. Сравнивая варианты сказок, А. Аарне выделил в текстах повторяющиеся фрагменты повествования и путем краткого пересказа изложил их в виде сюжетной схемы. Затем он произвел классификацию этих сюжетов, сгруппировав последние по определенному тематическому принципу, и присвоил каждому из них индивидуальный номер-индекс [1].
Идея тематической классификации сказок воплотилась в указателях, составленных по системе А. Аарне на русском материале. Н. П. Андреев в 1929 г. перевел указатель А. Аарне на русский язык, дополнил и расширил его, используя при этом материалы, содержащиеся в сборниках русских сказок, опубликованных к тому времени. Указатель Н. П. Андреева получил признание и широко использовался русскими фольклористами как справочное пособие. В связи с расширением материала за счет публикации новых сборников этот указатель к концу 50-х гг. XX в. устарел и не отражал всего многообразия сказочных сюжетов [2].
© Лутовинова Е. И., 2018 62
Переиздание основного сборника русских сказок А. Н. Афанасьева, предпринятое В. Я. Проппом в 1957 г., послужило поводом для продолжения работы по систематизации и классификации сюжетов. В. Я. Пропп составил новый указатель по этой же системе, увеличил число индексов и уточнил формулировки Аарне и Андреева. Кроме того, им были учтены варианты, опубликованные в 86 научных сборниках русских сказок [3].
Создание «Сравнительного указателя сюжетов: восточнославянская сказка» (далее - СУС) было важным научным достижением для своего времени, большим вкладом в сказковедение, обогащением науки новыми материалами за счет сборников, ранее не изученных. Справочник был опубликован в 1979 г.; его составили Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников и Н. В. Новиков. Цель этого издания - ввести в широкий международный научный оборот русские, украинские и белорусские сказки, изданные с 1957 г. по 1977 г. Он построен по системе Аарне - Андреева с корректировкой индексов в соответствии с международным каталогом С. Томпсона (АТ) [4].
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
На данном этапе развития сказковедения собранный фольклористами материал так обширен, что необходимы исследования обобщающе-обзорного характера.
СУС был издан в 1979 г., переиздание не производилось, книга стала библиографической редкостью. Работа с СУС вызывает особые сложности ввиду невыделенности сюжетов русских сказок из общего корпуса восточнославянских. Чтобы идентифицировать сказочный текст, определить его номер-индекс по СУС, требуется пересмотреть все страницы издания, поскольку не все тематически сходные сюжеты объединены в сюжетные гнезда. Кроме того, за 35 лет появились многочисленные сборники сказок, где содержатся неучтенные и неисследованные произведения этого жанра. В отечественной фольклористике назрела необходимость создать обновленный указатель русских народных сказок.
На основе принципа героецентричности волшебной сказки автором была проведена систематизация сюжетов русской волшебной сказки на материале СУС.
С целью упрощения идентификации сюжетов русских волшебных сказок в соответствии с СУС предлагаем свой вариант тематического указателя. Основания выделения групп: фабула, тема, персонаж, индекс сюжетного типа в СУС. Внутри тематической группы сюжетные типы расположены по нарастающему номеру, как в СУС.
1. Сюжеты с высоким героем-мужчиной представлены в СУС тематическими группами о подвигах богатырей, силачей, змееборцев.
В этой группе представлены разные герои: силач-ремесленник Кожемяка, смелый и изворотливый охотник, змееборец. Различны и способы решения конфликта, итоги испытания, но формы испытания одинаковы. Герои-богатыри и змееборцы могут присутствовать в различных сюжетных типах, что значительно расширяет рамки наших представлений о степени распространенности этих типов героев в русской сказочной традиции. Он представлен не в одном-двух сюжетных типах, а в широком диапазоне контаминаций с другими, определенными заранее традицией сюжетами. Эта тематическая группа чаще всего исследовалась учеными [6].
А. Тематическая подгруппа «Победитель змея» представлена в СУС 8 номерами-индексами:
300 (1) Победитель змея; 300(2:) Змееборец Кожемяка; -300** Змей со звездой; -300А Бой на калиновом мосту; 300А* Возвращение змееборцем похищенных змеем небесных светил; -300А** Добывание змееборцем чудесного коня змея; 304 Охотник; 553 Ворон-помощник.
Б. Богатырь-силач идёт на поиски царевны:
В этой группе именослов некоторых героев-богатырей связан с традицией другого фольклорного жанра - русскими былинами. Наиболее репрезентативно представленный вариантами сюжетный тип 303 Два брата (49 вариантов). Все герои успешно решают трудные задачи, и только в одном сюжетном типе силач не прошёл испытания, погиб -302С* Неуязвимый силач без сердца.
301А(1) Три подземных царства; 301D* Солдат находит исчезнувшую царевну; 302 (1) Смерть Кащея в яйце; 302(2) Смерть Кащея от коня; 303 Два брата; 300 2 Змееборец Кожемяка; -300** Змей со звездой, 312D Катигорошек, 485 Борма-Ярыжка (Фёдор Бурмакин, Иван Туртыгин, 650А Иван медвежье ушко, 650В Герой ищет противника сильнее себя , -650В* Еруслан Лазаревич, -650С* Илья Муромец, -650D* Алёша Попович, -650 Е* Василий Буслаевич, -650F* Дунай Иванович и Добрыня Никитич, -650G* Дюк Степанович, -707* Щенок-богатырь, 707В* Бова-королевич, -707С*Гуак-богатырь.
2. Испытания женихов перед свадьбой:
329 Елена (Алёна) Премудрая; 554 Благодарные животные; 621 Шкура вши (блохи), 621 А* Мясо блохи; 559 Несмеяна-царевна, -559* Молчаливая царевна, 570 Заячий пастух, 653А Три жениха.
3. Герой-жених проводит ночь с чудовищем, избавляет от чар заколдованную девушку и женится на ней.
306 Ночные пляски; 307 Девушка, встающая из гроба, 307D* Коровы-чертовки (Женитьба на окрещённой чертовке, -307H* Попадья (поповская дочь) - ведьма, -308 *** Король обещает руку дочери тому, кто переночует с медведем; 363 Жених-упырь, 365 Жених-мертвец.
4. О женихах и их жизни после брака:
-365С* Поцелуй возлюбленной («Омер и Меримаа»); 553 Ворон-помощник; 554 Благодарные животные; 560 Волшебное кольцо; -560* Чёртов перстень; 561 Лампа Аладдина; 562 Дух в голубом свете; 566 Рога; 551 Молодильные яблоки; 550 Царевич и серый волк; 510 Слепой и безногий; 610 Целящее яблочко.
5. О подмене невесты (жены):
403 Подменённая жена, 405 Иоринда и Иорингель, 408 Любовь к трём апельсинам, 409 Мать-рысь, 437 Царевна и служанка, 450 Братец и сестрица, 533 Подменённая царевна, -533** В Царевна и служанка.
6. Чудесные жёны:
313А, В, С Чудесное бегство (дочь водяного царя), 400(1) Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа), 400(2) Царь-девица; 465А Красавица-жена, 465В Красавица-жена (Гусли-самогуды), 465С Красавица-жена (Поручение на тот свет), 485А* Эпизод на острове (дикая женщина), 519 Слепой и безногий.
7. Заколдованные девушки - невесты либо жёны:
401 Заколдованная (превращённая в животное) царевна, 402 Царевна-лягушка, 407 Девушка-цветок, 409* Жена-змея, 410 Спящая царевна, 410* Окаменелое царство, 560 Волшебное кольцо.
8. Заколдованный жених или муж:
-410***Царство и царь, заколдованные царицей, 425А Амур и Психея, 425С Аленький цветочек, 425М Жена ужа, 426 Две девушки и медведь (карлик), 426А*Дочь повара, -427*Медведь-оборотень, 430 Муж-осёл.
431 Лесной дом; 432 Финист ясный сокол, 440 Муж-рак (лягушка, жаба, уж, змей, червячок), 449 Царская собака (Сиди-Науман), -454А* Жена змея-оборотня.
9. О мужьях и жёнах:
318 Неверная жена, 465А* Неверная жена и генерал, 571 Диво дивное, 612 Оживлённая неверная жена, 670 Язык животных.
10. Дети в лесу:
311 Медведь (леший, чародей, разбойник) и три сестры: -311*, Три девушки-подружки идут в лес за ягодами, 428 Девушка на службе у ведьмы, 431, Лесной дом; 332Н*Кошечка золотые серёжечки: 333В Людоедка, -333С Баба-яга - пожирательница детей, 327 А брат и сестра у ведьмы (колдуна, змея), 327В Мальчик с пальчик у ведьмы, 327 С, F Ивашка и ведьма, 328 Мальчик похищает у нечистого (ведьмы) сокровища:
11. О «сделанных» детях:
327 С, F «Ивашка и ведьма» , 700 Мальчик с пальчик (Воловье ушко),
-402А***, Девушка-уточка, 703* Снегурочка, 314А* - Бычок-спаситель.
12. О необычных мальчиках:
567 Чудесная птица: 652 Счастливое дитя, 707 Чудесные дети, 708 Царевич-чудовище, 326 Мальчик учится страху, 327В Мальчик с пальчик у ведьмы.
327 С, F Ивашка и ведьма, 328 Мальчик похищает у нечистого (ведьмы) сокровища, -16** Волшебный мальчик, 671 Три языка, 671 Е* Чудесный мальчик, 667 Воспитанник лешего, 700 Мальчик-с пальчик (Воловье ушко), 720 Мать меня убила, отец меня съел, 725 Нерассказанный сон.
13. О соперничестве двух (трёх) девушек:
432 Финист ясный сокол; 510А Золушка; 511 Чудесная корова; 709 Волшебное зеркальце (Мертвая царевна).
14. О мачехе и падчерице. Эта тематическая группа очень известна, многочисленные варианты сюжетных типов часто подвергались научному анализу [7].
428, Девушка на службе у ведьмы; -403А* Падчерица и родная дочь; 480 Мачеха и падчерица; -480* Мачеха и падчерица, 480В* Мачеха и падчерица; -480С** Мачеха и падчерица.
15. О поисках брата (сестры):
451 Братья-вороны, 480А* Сестра (три сестры) отправляется спасать своего брата, 480А**, Две сестры и Ветер.
16. Дети убегают из дома от преследования родственников:
313|* Ведьма и Солнцева сестра; 315 Звериное молоко; 567 Чудесная птица; 592 Царевич и браслеты; 532 Незнайка.
17. Девушки убегают из дома, избегая нежелательных браков с родственниками:
313Е* «Сестра просела; 402* Невеста, презиравшая нелюбимого поклонника; -
426А* Дочь повара; 510В Свиной чехол; -510В* Золотой фонарь; -516 Волшебный мальчик.
18. Чудесное бегство героя:
Перечисленные ниже сюжетные типы помещены в СУС разделе «Чудесный противник». Но более ярким эпизодом в них является чудесное спасение (при помощи животного):
313Н* Бегство от ведьмы (железного волка, чародея и пр.); 314 Чудесное бегство с помощью коня; 314А* Бычок-спаситель; 315 Звериное молоко; 325 Хитрая наука.
19. О герое, не подающем надежд (дурне). Эти сюжеты, пожалуй, самые известные из-за большого количества вариантов (Сивко-Бурко - 50, Незнайка - 78, Конек-Горбунок -50):
361 Неумойка; -507С* Рыба-счастье; 516 Верный слуга; -517* Королевский сват -крестьянский сын Иванушка; 530 Сивко-Бурко; 530А Свинка-золотая щетинка; 531 Конек-горбунок ; 532 Незнайка; 545 В Кот в сапогах; 675 В По щучьему веленью.
20. О бедном и богатом братьях:
-613D* Чудесная краюшка; 676 Два брата и 40 разбойников; -725А* Иосиф Прекрасный; 735 Две Доли; -735***** Чудесные дары бедняку; -735**** Два брата и птичка (Ласточка); 735А Горе (Нужда); -735А** Два брата и чудесный петушок; -735А** Богатый и бедный братья; -735G* Три брата и чёрт.
21. О бедняках и их наградах (без брачной темы):
-316** Русалки; 321 Юноша служит пастухом у слепых старика и старухи; 461 Марко Богатый; -504А* Старик-леший; 518 Обманутые черти (лешие); 563 Чудесные дары (просто человек); 564 Чудесные дары (Двое из сумы); 565 Чудесная мельница; -565* Чудесная мельница и сундук со змеями; 736 Счастье и богатство.
22. О герое-солдате.
30^* Солдат находит исчезнувшую царевну; 330А Солдат (кузнец) и чёрт (Смерть); 330В Черти и смерть в ранце (мешке); 332|* Солдаты-лекари и царевна; 361 Неумойка; 410* Окаменелое царство; -475F* Солдат в работниках у чёрта в аду; 475* - «Солдат в работниках у черта в аду»; 664А*; 664В*; -664С*; -664С** Морока.
23. О героях-стариках:
552В Солнце, Месяц и Ворон-зятья; 555 Коток золотой лобок (золотая рыбка, чудесное дерево); -555* Алчная старуха.
24. Тематическая группа сказок, объединенная образами и мотивами православной культуры (герои посещают Рай, тот свет, ад):
Крестник бога (Христа); 710 - Крестница богоматери; 332 Смерть кума; 470 В гостях у мертвеца; 471А Старец (король) следует за райской птичкой (конем) на тот свет; 460 В Путешествие к солнцу; 461 Марко Богатый; 475 На службе в аду; С 475* Солдат в работниках у черта в аду.
25. Про Смерть:
330А Солдат (кузнец) и чёрт (Смерть); 330В Черти и смерть в ранце (мешке); 332 Смерть кума; -332***Бедный брат и Смерть (лихорадка); -332**** Человек получает у Смерти троекратную отсрочку.
26. О чертях:
306 Ночные пляски; 328 Мальчик похищает у нечистого (ведьмы) сокровища; 330А Солдат (кузнец) и чёрт (Смерть); 330В Черти и смерть в ранце (мешке); 331 Дух в бутылке (кувшине); 365D* Бес в образе мужа является к женщине; 500 Имя чёрта (Трапеза Пилемнеявич, Том-Тит-Тот); -560 * Чёртов перстень - герой проваливается сквозь землю; 518 Обманутые черти (лешие); -735G* Три брата и чёрт.
27. О покойниках:
307 Девушка, встающая из гроба; 326В* Бесстрашный; 363; 365 Жених-упырь; 366 Человек с виселицы; -366А* Отрубленный у умершей палец с перстнем; 470 - «В гостях у мертвеца; 506 В; 507; 508; 508*; -508** Благодарный мертвец.
28. Герои - не люди:
334 Две доманушки, 501 Три пряхи.
29. Герои- Животные
715 А Петух (мальчик-с пальчик) и жерновцы, 715А* Чудесный петушок и царь (барин).
ВЫВОДЫ
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что система международной индексации сюжетов, разработанная Аарне, определяет их самые общие очертания, не вдаваясь, как правило, в какое-то внутреннее членение повествования: версионное, подтиповое и т. д. Имеющиеся в науке указатели построены чисто эмпирически (основанием группировки вариантов служит то мотив, то предмет, то персонаж), представляя собой перечень неких инвариантов сказочных сюжетов, что затрудняет идентификацию текстов в практическом определении.
В СУС зафиксировано 225 сюжетных типов русских волшебных сказок, представленных различным количеством вариантов. По нашим подсчетам, наиболее часто встречающихся в опубликованных сборниках и отмеченных в СУС сюжетов - 39. Сюжеты, представленные всего одной записью, также имеются в СУС. Всего таких индексов 50. Наблюдается прямая зависимость между степенью распространенности
сюжетного типа и уровнем его исследования. Известные сюжеты изучаются гораздо чаще, остальные остаются за рамками научного интереса фольклористов.
Исследовательская задача заключалась в рассмотрении всех сюжетных типов на мегасюжетном уровне и объединении их в тематические группы. Они представлены в данной статье по степени репрезентативности в СУС, хотя порядок их расположения может варьироваться. Стоит заметить, что подобного рода тематическая систематизация сюжетов не является строго научной, так как в её основание положены элементы, субъективно отражающие задачу составителя. Поэтому неизбежна ситуация, когда один и тот же сюжетный тип попадает в разные рубрики. Это наблюдается и в СУС, и в представленном выше указателе. Совершенно очевидно, что русские сказки повествуют о женихах и невестах, чудесных мужьях и женах, о невинногонимых пасынках и падчерицах, о детях, о богатырях и солдатах, и иных героях. Высокий и низкий герой имеют равные права в русском сказочном фонде. Герой не всегда бывает молод и красив, часто не является младшим братом, не всегда сказка заканчивается обретением невесты и женитьбой.
Анализ «Сравнительного указателя сюжетов: восточнославянская сказка» показал целесообразность выделения тематических групп сюжетов по принципу героецентричности. Из всего корпуса номеров-индексов выбраны русские сюжетные типы, проведен сравнительный анализ на мегасюжетном уровне, обозначены границы тематических групп, даны номинация и описание. В результате составлен тематический указатель русских волшебных сказок, включающий 29 рубрик, маркерами которых являются тема, фабула, персонаж, герой.
Примечания
1. Aarne A. Verzeichis der Marchentypen. Helsinki, 1911, Folklore Fellong Communications
№ 3.
2. Андреев Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне / Отд. этнографии Гос. рус. геогр. об-ва. Сказочная комиссия. Л., 1929.
3. Пропп В. Я. Указатель сюжетов // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева : в 3 т. М., 1957. Т. 3. С. 454-502.
4. Сравнительный указатель сюжетов: восточнославянская сказка / сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. Л., 1979.
5. Thompson S. The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarne's «Verzeichnis der Marchentypen» (FFC 3) translated and enlarged. Second revision (FFC 184). Helsinki, 1961. (Последующие стереотипные издания: 1964; 1973).
6. Астахова А. М. Народные сказки о богатырях русского эпоса. М. ; Л. : АН СССР, 1962; Бараг Л. Г. Сюжет о змееборстве на мосту в сказках восточнославянских и других народов // Славянский и балканский фольклор: Обряд. Текст / редкол.: Н. И. Толстой (отв. ред.) и др. М. : Наука, 1981; Золотова Т. А. Змееборчество в русской сказке и былине : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1983; Неклюдов С. Ю. Богатырская сказка. Тематический диапазон и сюжетная структура // Проблемы фольклора. М., 1972. С. 27-36; Фонберг Е. М. Русская героическая сказка : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1946; Русские героические сказки Сибири. Новосибирск : Наука, 1980.
7. Волков Р. М. Сказка. Разыскания по сюжетосложению народной сказки. Т. 1: Сказка великорусская, украинская и белорусская. Ч. 1: Сказки о невинно гонимых. Харьков : Гос. изд-во Украины, 1924; Смирнов-Кутачевский А. М. Народные сказки о мачехе и падчерице : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1942; Лутовинова Е. И. Русские сказки о мачехе и падчерице (АТ 480). Опыт описания и классификации : автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1991; Русские народные сказки о мачехе и падчерице / сост., вступ.. ст. и прилож. Е. И. Лутовиновой. Новосибирск : Наука, 1993.
Список литературы
1. Андреев Н. П. К обзору русских сказочных сюжетов // Художественный фольклор. М., 1927. Вып. 2-3. С. 59-70.
2. Андреев Н. П. Система Аарне и каталогизация русских сказок / Сказочная комиссия в 1924-1925 гг. Л., 1926. С. 15-20.
3. Аникин В. П. Принципы жанрово-тематической классификации и архивной систематизации сказок // Русский фольклор : [Полевые исследования / редкол.: П. С. Выходцев (отв. ред.) и др.]. Л. : Наука, 1985. Т. 23. С. 181-188.
4. Гашпарикова В. О. О проблематике каталогов фольклорной прозы славян // Фольклор. Проблемы тезауруса / РАН ИМЛИ. М. : Наследие, 1994. С. 145-154.
5. Лутовинова Е. И. Сюжетный состав и принципы систематизации волшебных сказок с героиней-женщиной. Кемерово, 1998.
6. Лутовинова Е. И. Волшебные сказки Кемеровской области: Указатель сюжетов. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997.
7. Матвеева Р. П. Сюжетный состав русских волшебно-фантастических сказок Сибири // Локальные особенности русского фольклора Сибири. Новосибирск, 1985. С. 5-55.
8. Смирнов А. М. Систематический указатель тем и вариантов русских народных сказок / Изв. ОРЯС. СПб., 1911. Т. XVI. Кн. 4 ; СПб., 1912. Т. XVII. Кн. 3 ; СПб., 1914. Т. XIX. Кн. 4.
Л. К. Патрушева, Д. В. Патрушев, М. В. Соломина
РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ «ЖИВОПИСЬ» ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В специальной, учебной, популярной литературе по изобразительному искусству определение понятия «живопись» многими авторами формулируется по-разному. В данной статье приводится анализ определения понятия «живопись» разных авторов; сформулировано авторское определение понятия «живопись»; сделан вывод, что это понятие комплексное. Представлена система понятий темы «Живопись» в виде структурно-логической схемы основных понятий для применения в художественном образовании.
Ключевые слова: живопись, основные понятия, анализ понятий, структурно-логическая схема, основные понятия темы «Живопись», художественное образование.
Художественное образование является частью многокомпонентной системы содержания образования, где наряду с подсистемами: умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта осуществления эмоционально-ценностного отношения к миру - важной является подсистема знаний [6].
В художественном образовании «Живопись» является одной из основных содержательных линий наряду с «Рисунком» и «Декоративно-прикладным искусством». Следует отметить, что «живопись» следует рассматривать как искусство, как тему и непосредственно понятие [11].
В результате анализа школьных программ, учебников и методических пособий по изобразительному искусству мы выяснили, что понятие «живопись» является сложным, так как состоит из нескольких простых; каждый автор «по-своему» формулирует данное определение; иногда понятие «живопись» формулируется авторами недостаточно полно; тема «Живопись» изучается на протяжении нескольких лет; она вполне содержательно представлена в школьных учебниках. Руководствуясь принципами отбора содержания общего образования на основе системно-
© Патрушева Л. К., Патрушев Д. В., Соломина М. В., 2018 68