Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика
RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism
2018 Vol. 23 No. 4 441-452
http://journals.rudn.ru/literary-criticism
DOI 10.22363/2312-9220-2018-23-4-441-452 УДК 316.77
Тематические доминанты телешоу «Пусть говорят»
Л.О. Алгави, И.И. Волкова, Ш.Н. Кадырова, Н.Е. Расторгуева
В статье представлены результаты семантико-тематического анализа выпусков телевизионного ток-шоу «Пусть говорят» (сезон 2017 г.). Цель — выявить реальные ценностные предпочтения создателей и участников самой рейтинговой развлекательной программы Первого канала. Актуальность исследования объясняется следующими обстоятельствами: в современной России именно федеральное телевидение обеспечивает массовое воспроизводство социально значимых образцов мышления и поведения граждан, стремится объединить общество на основе единых ценностей. Если программа «Пусть говорят», согласно своим установкам, выносит на обсуждение частные проблемы, которые волнуют всех без исключения россиян, есть резон обнаружить и осмыслить эти явные и косвенные проблемы, используя метод контент-анализа. Авторы предположили, что системообразующим ценностным понятием может оказаться семья в ее традиционном смысле. В результате изучения стенограмм всех эпизодов шоу 2017 г. гипотеза нашла подтверждение, также было обнаружено, что самыми употребляемыми в ток-шоу «Пусть говорят» стали слова «ребенок», «дети». При этом выявлен ценностный парадокс: «ребенок», оставаясь важным элементом нарратива, по сути, играет роль «мак-гаффина» (термин А. Хичкока): сам по себе ребенок не важен, но все хотят им обладать, он — инструмент достижения цели и главная причина конфликта между персонажами.
Ключевые слова: телевизионное шоу, ток-шоу, «Пусть говорят», ценностные ориентации, ключевые темы, тематические доминанты, семейные ценности, ребенок-макгаффин
Согласно данным ВЦИОМ (опрос 2017 г.), лидером в рейтинге доверия СМИ является центральное (федеральное) телевидение, ему доверяют семь из десяти россиян [1]. И если для граждан России ТВ — главный источник информации о событиях внутри страны и в мире, то для социологов и филологов аудиовизуальные телетексты — богатый эмпирический материал для анализа механизмов телевизионного фреймирования. Популярные телепередачи выступают инструментом круговорота-трансляции смыслов — ТВ предлагает темы для обсуждения, декларирует и актуализирует ценности, аудитория воспроизводит их и модифицирует, затем они многократно отражаются в новостях и ток-шоу, и снова уходят в заэ-фирное пространство. Чем выше популярность телепрограммы, тем выше ее релевантность для массового зрителя, чем дольше программа остается в эфире, тем точнее (в динамике) можно проследить трансформацию общественных настроений. Получается, что самая рейтинговая телепрограмма наиболее точно фиксирует общественно значимые темы, превращаясь в своеобразное зеркало общества, энциклопедию русской жизни.
Российский университет дружбы народов Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2
В середине XIX в. В.Г. Белинский назвал роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина «энциклопедией русской жизни»: истинной, верной и полной картиной «русского общества в одном из фазисов его образования, его развития» [2], поскольку он отражает как мужскую (в лице главных мужских персонажей) сторону русской жизни, так и женскую (главные героини романа). В настоящее время самая рейтинговая телепрограмма может рассматриваться в этом качестве, поскольку именно она способна дать (по Белинскому) полное и верное представление о российском обществе на определенном этапе его развития, отразив превалирующие жизненные ценности обоих полов. Логичным будет рассмотреть в качестве кандидата на роль энциклопедии русской жизни одно из телевизионных ток-шоу (общественно-политическое или развлекательное), поскольку эта категория программ, судя по социологическим опросам, наиболее востребована зрителями.
Среди российских исследователей (теоретиков журналистики и коммуника-тивистов) формат телевизионного ток-шоу впервые концептуализировал Г.В. Кузнецов [3. С. 29—51], системно рассмотрела возможности и манипулятивные эффекты ток-шоу Э.В. Могилевская [4], как разновидность публицистики трактовали ток-шоу Р.А. Борецкий и В.Л. Цвик [5; 6], игровую составляющую формата изучал С.Н. Ильченко [7. С. 247], создали типологию и проанализировали сущностные характеристики ток-шоу П.В. Гуленко и Ю.И. Долгова [8. С. 107]. Отечественные специалисты по лингвистическому анализу, которые могли бы исследовать тематику телетекста с использованием алгоритмизированных методов, пока не проявили интерес к ток-шоу. Поэтому представленное в данное статье исследование можно квалифицировать как новаторское с точки зрения цели, эмпирики и методов исследования.
В декабре 2017 г. методом телефонного интервью был проведен опрос (ВЦИОМ) россиян в возрасте от 18 лет. Цель — выявить самые популярные телепередачи. Три первых места заняли ток-шоу. На первом месте — ток-шоу Первого канала «Пусть говорят» (13 %), на втором — ток-шоу «60 минут» телеканала «Россия 1» (7 %), на третьем (6 %) — ток-шоу «Время покажет» (Первый канал) и «Прямой эфир» (Россия 1) [9].
Итак, в качестве энциклопедии русской жизни авторами рассмотрено развлекательное ток-шоу «Пусть говорят», которое транслируется на федеральном государственном канале с 2001 г. В основу его программной концепции было положено «Шоу Джерри Спрингера» (NBC, США), ставшее популярным благодаря обсуждению «скользких» тем, таких, например, как проституция и супружеские измены [10]. Со времени первого выхода в эфир российская передача несколько раз меняла название и корректировала вещательную концепцию. В 2017 г. «Пусть говорят» — абсолютный лидер Первого канала (см. таблицу), транслируется в прайм-тайм четыре раза в неделю перед главным информационным выпуском страны — программой «Время». Слоган «Пусть говорят» — «В этой студии обсуждают истории, о которых невозможно молчать: вынося на обсуждение частную проблему отдельного человека, отдельной семьи, мы говорим о том, что волнует всех без исключения» [11]. Таким образом, шоу «Пусть говорят» является современной энциклопедией русской жизни, важнейшим эмпирическим источником
для формирования представлений о состоянии российского общества, о проблемах, которые волнуют россиян, или которые им пытаются навязать.
Таблица
Еженедельный рейтинг программы «Пусть говорят» среди развлекательных программ (исследовательская компания «Медиаскоп»)
Дата выхода Место в рейтинге Рейтинг, % Доля, % Дата выхода Место в рейтинге Рейтинг, % Доля, %
05.01.2017 4 4,60 12,90 10.07.2017 1 5,20 18,10
09.01.2017 1 6,80 18,30 17.07.2017 1 4,60 16,00
17.01.2017 2 6,40 17,70 24.07.2017 1 4,90 17,40
25.01.2017 1 6,70 18,60 31.07.2017 1 4,50 15,90
31.01.2017 1 6,30 17,60 08.08.2017 1 4,70 16,80
07.02.2017 2 6,10 16,60 14.08.2017 1 6,10 21,00
16.02.2017 3 6,20 17,20 24.08.2017 2 4,50 14,90
20.02.2017 3 7,10 19,60 29.08.2017 5 4,30 13,80
06.03.2017 2 6,00 16,90 06.09.2017 4 4,70 14,50
14.03.2017 3 6,10 17,30 11.09.2017 5 4,30 12,90
23.03.2017 3 6,10 17,20 21.09.2017 3 4,90 15,60
27.03.2017 3 6,40 17,50 28.09.2017 4 5,10 15,20
04.04.2017 2 5,80 16,50 05.10.2017 3 5,50 16,30
10.04.2017 3 5,50 15,70 09.10.2017 3 6,00 17,20
18.04.2017 2 5,60 16,50 19.10.2017 2 6,10 17,70
26.04.2017 1 6,20 18,10 23.10.2017 2 6,00 16,80
03.05.2017 1 6,20 19,20 01.11.2017 2 5,80 16,70
11.05.2017 3 5,20 15,80 07.11.2017 2 5,80 16,30
15.05.2017 2 4,80 14,90 13.11.2017 2 6,20 17,80
22.05.2017 2 4,80 15,00 20.11.2017 1 7,20 20,40
01.06.2017 2 4,70 15,20 29.11.2017 1 6,40 18,20
06.06.2017 1 5,30 17,10 04.12.2017 1 7,90 22,30
14.06.2017 1 4,70 15,90 12.12.2017 2 5,60 16,70
27.06.2017 1 5,20 18,20 19.12.2017 2 6,20 18,10
04.07.2017 1 4,70 16,40 25.12.2017 4 6,40 18,70
В исследовании авторы исходили из того, что публичные скандалы, которыми славится «Пусть говорят», любое эмоциональное обсуждение с участием большого количества людей в студии и за экраном — это ценный социологический материал. «Эмоционально-заряженное публичное обсуждение никогда не бывает на пустом месте. Не в том смысле, что дыма без огня не бывает. Сам факт, обсуждаемый, мог никогда не существовать, но если люди вовлекаются душой в какую-то дискуссию, значит, есть некая проблема, которую под разнообразными псевдонимами они обсуждают. Псевдонимы могут быть любыми, но проблема всегда будет подлинной» [12].
Чтобы выяснить подлинные проблемы и обозначить реальные темы обсуждения, авторы прибегли к контент-анализу и выявлению скрытых тем [13]. Иссле-
дование проводилось в два этапа. Сначала были выделены семантические ядра стенограмм каждого эпизода (фрагмента) шоу за 2017 г., затем они были сведены в единую таблицу (с помощью программы Advego). Таким образом была проведена квантификация представленности микротем, которая позволила выявить, насколько они популярны. На втором этапе были отобраны наиболее актуальные микротемы и сгруппированы в отдельные блоки — более крупные темы. В результате был получен ответ на вопрос, какие же проблемы на самом деле «волнуют всех без исключения»: производителей программы, вещателей, экспертов и гостей в студии и, судя по рейтингам, телезрителей.
Анализ практического материала показал, что главной темой программы является семья в ее традиционном понимании. Концепт «семья» многокомпонентен. Первые три места по количеству упоминаний занимают слова «ребенок/дети» (4360), «мама (мать)» (2285), «папа (отец)» (1860) и «семья» (1455). Отметим, что семейные ценности для большинства телезрителей понятны и универсальны: аудитория получает возможность идентифицировать себя с героями, установить с ними эмоциональную связь.
Цифры свидетельствуют, что самое большое значение для аудитории «Пусть говорят» имеет кровное родство. Существительные, указывающие на кровнородственные отношения, например, «мама (мать)», «папа (отец)», «сын» (1040), «дочь/ дочка» (1113), «родитель» (586), «бабушка» (438), «сестра» (340), «брат» (265), «дедушка» (131), «ДНК» (257) используются в пять раз чаще, чем существительные, означающие брачные отношения: «жена» (718), «муж» (575), «брак» (251), «супруг/ супруга» (209), «свадьба» (168), «развод» (155). Слово «жена» употребляется в 105 эпизодах сезона 2017, слово «мама» в 151. Ни в первый, ни во второй ряд авторы не включили семантически близкие им слова: «любовь» (569), «мужчина» (670), «женщина» (1183), «отношение» (800), «мальчик» (462), «девочка» (625), «подруга» (220).
Семейным отношениям в той или иной форме посвящено подавляющее большинство передач годового цикла (185 программ). Первое место в недельном рейтинге развлекательных программ в разное время занимали «Тайны Спартака Мишулина: что скажет тест ДНК» (20.11.2017), «Детство снова жжот» (смешные ролики в интернете, героями которых были дети, 08.08.2017), «Звездный беби-бум 2017» (31.07.2017), «Денис Вороненков жив? Киллер для киллера: о чем молчит Максакова?» (27.06.2017), «Красавица и чудовище: исповедь кинозвезды. Секреты личной жизни Владимира Басова» (24.07.2017), «Посмертная история "пьяного мальчика": будет ли реабилитирован Алеша Шимко?» (17.07.2017), «Отвергнутые: откровения бывших невесток кинозвезд» (04.07.2017), «Папа жжот» (смешные ролики в интернете, героями которых были папы, 03.05.2017).
Важность института семьи для россиян подтверждают результаты исследования ВЦИОМ, опубликованные 17 июня 2017 г. Среди жизненных ценностей россиян индекс важности категории «отношения в семье» составляет 98 пунктов (при возможном диапазоне от минус 100 до плюс 100) [14].
Как правило, все остальные темы в какой-то мере связаны с семейными ценностями. Например, тема материального благополучия. Сводные данные по тер-
минам в рамках этой конструкции выглядят следующим образом: «деньги» (825), «квартира» (867), «машина/автомобиль» (421), «наследство» (111), «счет (банковский)» (122). Косвенным образом с данным концептом соотносятся: «миллион» (410), «состояние» (369), «вещи/вещь» (348), «рубль» (224), «завещание» (101), «получать» (136), «счет» (119), «подарить» (119) и т. д. Первое место в недельном рейтинге (см. таблицу) заняли следующие выпуски: «Наследие Мишулина: сын или не сын?» (04.12.2017), «Развод года: Виталина беременна?» (29.11.2017), «Вся правда о скандальном разводе Тимати» (25.01.2017).
Деньги (вторая тема из серии семейных ценностей) представлены в основном как зло, как источник постоянных внутрисемейных конфликтов. В статье «Отражение базисных ценностей современного российского общества в концептуальной и языковой картинах мира» Н.В. Черникова указала, что подобное отношение к деньгам характерно для советского периода, а также для русской культуры XIX — начала ХХ в., где «сохранялась метафорическая характеристика денег: деньги — зло, деньги — разложение, деньги — грязь, деньги — хаос» [15. С. 182]. При этом у буржуазной субкультуры было свое представление о деньгах: «деньги — совесть, деньги — ум, деньги — честь» [15. С. 183]. Авторы комплексного исследования «Язык вражды в российских СМИ: мониторинг и общественные действия» среди наиболее общих характеристик современной культуры межличностных отношений также называют «недоверие к материальному благополучию, зависть к богатым». «Проникновение в Россию во второй половине XIX в. социалистических учений лишь помогло артикуляции народного неприятия богатства, частной собственности (а заодно и прав личности, противопоставляющей себя большинству) и многих других, естественных для западной цивилизации ценностей. <...> И сегодня многие полагают, что бедным быть, в принципе, "нормально". Т.е. речь снова идет о постоянном стремлении быть среди "своих", но в качестве своих предпочтительнее "бедные"» [16].
Еще одно направление, имеющее непосредственную связь с концептом «семья», — это здоровье. По данным ВЦИОМ, на первом месте по степени важности для россиян стоит здоровье (99 пунктов), на втором — семья [14]. При изучении текстов «Пусть говорят» была обнаружена трансформация темы «здоровье» (165) в тему «лечение и возможности современной медицины». В дискуссиях программы ее отражают такие слова, как «врач/доктор» (404), «больница» (301), «лечение» (159), «клиника» (153), «роддом» (50). Среди других слов отмечены: «кровь» (322), «ДНК» (257), «рождение» (210), «операция» (163), «сердце» (119), «анализ» (130), «возраст» (123), «болезнь» (111), «ощущение» (101) и т.п. Поскольку передачи, в которых говорится о лечении и медицине, по преимуществу связаны с тяжелыми заболеваниями, сюда же была отнесена и тема смерти (330), которая представлена, например, такими словами, как «убийство» (153), «тело» (142), «труп» (101).
Четвертая тема — театр/перфоманс. Название данной категории условно, речь идет не о театре как виде искусства, а о закулисных интригах: незаконнорожденных детях актеров и певцов, их борьбе за наследство, любовниках и любовницах представителей российского шоу-бизнеса. Во второй половине года наметилась тенденция: героями передачи чаще, чем прежде, становились звезды российско-
го шоу-бизнеса. Преобладание термина «театр» (563), давшего название тематической группе, связано с громким бракоразводным процессом: популярный актер делил имущество (в том числе, театр, носящий его имя) с молодой женой.
К данному терминологическому комплексу также относятся слова: «артист/ актер» (695), «звезда» (205). К условно специальным глаголам отнесены также: «играть» (302), «спектакль» (148), «петь» (158), «снять/снимать» (330), «поставить» (190). Лидирующие позиции в рейтинге за неделю (см. таблицу) у программ «Главная интрига раскрыта» (о результатах ДНК сына артиста Спартака Мишулина, 04.12.2017), «Развод года: Виталина беременна?» (о разводе артиста Армена Джигарханяна, 29.11.2017), «Тайны Спартака Мишулина: что расскажет тест ДНК» (20.11.2017), «Звездный беби-бум 2017» (31.07.2017), «Красавица и чудовище: исповедь кинозвезды. Секреты личной жизни Владимира Басова» (24.07.2017), «Оливер Стоун: как звучит голос Путина. Оливер Стоун: интервью с Путиным похоже на игру в шахматы» (10.07.2017), «Отвергнутые: откровения бывших невесток кинозвезд» (04.07.2017), «Денис Вороненков жив? Киллер для киллера: о чем молчит Максакова?» (27.06.2017), «Панический ужас: Алексей Панин вновь в центре скандала» (14.06.2017), «Сердце Данки: Дана Борисова наркоманка?» (26.04.2017), «Вся правда о скандальном разводе Тимати» (25.01.2017), «Звездный беби-бум 2016» (09.01.2017).
Пятую группу терминов, концептуально связанных с семьей и семейными отношениями, можно объединить в общую категорию закон и порядок. В уже упомянутой выше работе отмечается, что основной состав базисных ценностей в современной России не меняется, законность и порядок по-прежнему входят в их число. «Порядок — это символ благосостояния общества. Однако эта тема по-разному понимается россиянами, имеет множество субъективных толкований, зависящих от личного опыта, сферы деятельности человека» [15. С. 181]. По числу упоминаний в рамках дискуссии на «Пусть говорят» первые места занимают такие термины: «суд» (462), «эксперт» (252), «адвокат» (250), «полиция» (198), «закон» (182), «опека» (136), «порядок» (113), «судебный» (106).
Здесь исследователям было сложнее определиться с передачами—лидерами рейтинга, поскольку в большинстве сюжетов персонажи, в той или иной мере, требуют восстановления «порядка» и соблюдения «законности» в отношении себя. И герои, и участники программы действительно не однозначно толкуют термины «закон», «законность», «право», «справедливость» и «порядок» [16]. При этом каждого из них в студию приводят собственные побудительные мотивы и обстоятельства, отсюда и разные представления об идеальном «порядке» и методах его достижения. В связи с этим мы выделим лишь две программы, где речь действительно идет о правонарушении с точки зрения действующего законодательства РФ и адекватности принимаемых мер, как со стороны властей, так и участников событий. «В разгар вечеринки» от 31.01.2017 г. — первая из цикла передач о ставшей впоследствии скандально знаменитой Диане Шурыгиной. «Посмертная история "пьяного мальчика": будет ли реабилитирован Алеша Шимко?» от 17.07.2017 — очередная передача о погибшем мальчике, в посмертном анализе крови которого обнаружен алкоголь. Необходимо отметить, что, несмотря на
очевидную несхожесть данных выпусков, их героев объединяли декларируемые цели: требование законности и защита интересов и репутации семьи.
Результаты контент-анализа программы подтвердили гипотезу о преобладании концепта «семья» в качестве предмета обсуждения участников программы, слова «ребенок» и «дети» стали самыми употребляемыми в шоу «Пусть говорят» в сезоне 2017 г. Однако при этом была обнаружена проблемная ситуация. Логичным было предположить, что следующими по популярности будут такие термины, как «образование», «обучение» и «воспитание». Но, это не так: «воспитание» упоминается всего 51 раз, «воспитать» — 49, «воспитывать» — 79, «вырасти» — 71, «вырастить» — 39, «выучить» — 9, «научить» — 29, «научиться» — 9, «училище» — 14, «учитель» — 48, «учительница» — 41, «учить» — 74, «учиться» — 116.
Тематический анализ выявил всего три программы по заявленным направлениям. Отчасти эти проблемы, рассмотренные в контексте домашнего насилия, нашли отражение в программе «Дурное воспитание: школьная учительница избила ребенка» (15.09.2017). При этом характер подачи материала — шок-контент, поэтому дискуссия циркулирует вокруг конкретного случая, а аудитория не готова рассматривать ситуацию как проявление системного кризиса.
Похожая ситуация в передаче под названием «Я пришел сюда сдохнуть»: девятиклассник заранее спланировал атаку на школу в Ивантеевке» (05.09.2017). Терминологически тема школы представлена широко. Однако, как и в первом примере, присутствует «шок-репортажность» в освещении единичного события, без анализа проблемы в комплексе. Похожие ситуации можно обнаружить и в современных российских художественных фильмах о школе [17].
В столь же полном соответствии своему формату и функциям телепрограмма затрагивает и проблему общего падения качества образования в обществе, рассматривая ее на примере популярного в Сети ролика, где студентам вузов предлагалось ответить на несложные вопросы по истории российской культуры. Одна из респонденток обвинила создателей ролика в том, что видео было некорректно смонтировано («В каком веке родился Пушкин», 04.04.2017).
В отдельных случаях дети могут служить инструментом получения материальных благ. Этому посвящен ряд программ, посвященных необходимости установления отцовства посредством экспертизы ДНК. Интересы ребенка представляет мать, обычно имеющая плохое имущественное и финансовое положение, а претензии предъявляются мужчинам с высоким социальным статусом либо (в случае их смерти) наследникам (программа «Битва за миллионы: суд признал нового наследника Бориса Немцова», 07.09.2017). Дети выдвигаются и как аргумент в пользу присуждения жизненных преференций в многочисленных конфликтах между бывшими супругами — представителями современного российского шоу-бизнеса («Развод со свекровью: ультиматум великой Татьяне Васильевой», 06.09.2017 и др.). Попытку Тимура Еремеева доказать, что его отцом был покойный Спартак Мишулин (факт осознания себя как ребенка знаменитого отца), некоторые участники программы расценивают как стремление повысить собственный статус («Маленькая трагедия большого дома. Был ли у Спартака Мишулина тайный сын?», 05.10.2017 и др.). В ответах оппонентам Т. Еремеев более иррационален и оперирует в основном понятиями из категории «кровное родство».
Итак, семантико-тематический анализ выявил тематические доминанты программы, которые совпадают с декларируемыми ценностями социума (семья, дети). Однако, судя по результатам исследования, российское общество, воспринимая детей в семье как главную ценность, не интересуется их развитием, хотя и пассивно признает необходимость и важность образования и воспитания. Ребенок становится неким «самоценным фактом». Здесь уместна аналогия с популярным явлением в мировом кинематографе, для которого известный режиссер Альфред Хичкок изобрел специальный термин «макгаффин» (шаскаГАп). «Это предмет, который необходимо заполучить, если угодно — секретные бумаги, за которыми [в фильме] охотятся шпионы... Для меня, рассказчика, [конкретный] макгаффин никакой важности не несет. Важно лишь одно — показать, что эти чертежи, планы, документы являются вопросом жизни и смерти для персонажей. Для кинематографиста процесс важнее результата — важно то, что делают и говорят персонажи в погоне за предметом, а не сам предмет» [18. С. 138]. Философ, теоретик культуры М. Долар так формулирует характер этого явления: «Макгаффи-ны означают только то, что они означают, они означают означивание как таковое, действительное их содержание не имеет значения. Они одновременно находятся в самом центре действия и совершенно не имеют к нему никакого отношения» [19. С. 45]. Следует отметить побочное наблюдение (пока не подтвержденное цифрами), которое выявил анализ программы «Пусть говорят»: в подавляющем большинстве случаев роль инициатора конфликта (или его катализатора) принадлежит женщинам.
Дальнейшее изучение самой популярной отечественной телепрограммы федерального эфира позволит отследить ценностные изменения социокультурной матрицы России и сопоставить выводы контент-анализа с данными социологических опросов.
[1] ТВ, Интернет, газеты, радио: доверяй, но проверяй? // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115679 (дата обращения: 30.08.2018).
[2] Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая // Библиотека Максима Мошкова. URL: http://az.lib.rU/b/belinskij_w_g/text_0200.shtml (дата обращения: 30.08.2018).
[3] Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 224 с.
[4] Могилевская Э.В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Relga. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/%20 Main?textid=1114&level1=main&level2=articles (дата обращения: 30. 08.2018).
[5] Борецкий Р.А., Цвик В.Л. Жанры телевизионной журналистики // Телевизионная журналистика. М.: Изд -во Моск. ун-та; Наука, 2005. С. 195—196.
[6] Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: теория, история, практика. М.: Аспект Пресс,
© Алгави Л.О., Волкова И.И., Кадырова Ш.Н., Расторгуева Н.Е., 2018
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Список литературы
2004. С. 254—258.
[7] Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения: дис. ... д-ра фил. наук. М., 2012. 364 с.
[8] Гуленко П.В., Долгова Ю.И. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «ток-шоу» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 3. С. 102—110.
[9] ВЦИОМ назвал самые популярные телепередачи 2017 года у россиян // Телеспутник. 22.12.2017. URL: http://www.telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/vtsiom-nazval-samyepopulyarnye-teleperedachi-2017-goda-u-rossiyan/ (дата обращения: 30.08.2018).
[10] Lunt P., Stenner P. The Jerry Springer Show as an emotional public sphere // Media, Culture & Society. 2005. Vol. 27. Issue 1. Pp. 59—81.
[11] Пусть говорят // Первый канал. URL: https://www.1tv.ru/shows/pust-govoryat (дата обращения: 30.08.2018).
[12] Шульман Е.М. Сказка о рыбаке и рыбке: скандал как отражение меняющейся социальной нормы // Екатерина Шульман. Youtube Channel. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=yTSClJAmrWc (дата обращения: 3.09.2018).
[13] Boyatzis R.E. Transforming qualitative information: thematic analysis and code development. California: Sage Publications, 1998. 184 p.
[14] Жизненные приоритеты россиян: семья, деньги или творчество? // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116264 (дата обращения: 30.08.2018).
[15] Черникова Н.В. Отражение базисных ценностей современного российского общества в концептуальной и языковой картинах мира // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых. Вып. 2: Перспективы развития научного знания в XXI веке: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. C. 175—183.
[16] Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ / сост. А.М. Верховский. М.: РОО «Центр "Панорама"», 2002. 200 с.
[17] Fedorov A. et al. Directions, goals, tasks, author's concepts of audiovisual media interpretations of the topic of the school and university in the Russian cinema (1992—2017) // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/v/directions-goals-tasks-authors-concepts-of-audiovisual-media-interpretations-of-the-topic-of-the-school-and-university-in-the-russian-cinema (дата обращения: 30.08.2018).
[18] Francois Truffaut. Hitchcock. London: Faber & Faber, 2017. 368 p.
[19] Dolar M. Hitchcock's objects // Everything You Always Wanted to Know about Lacan (But Were Afraid to Ask Hitchcock) / eds. S. Zizek [et al.]. London; NewYork: Verso, 1992. 279 р.
История статьи:
Дата поступления в редакцию: 20 сентября 2018 Дата принятия к печати: 30 сентября 2018
Для цитирования:
Алгави Л.О., Волкова И.И., Кадырова Ш.Н., Расторгуева Н.Е. Тематические доминанты телешоу «Пусть говорят» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23. № 4. С. 441—452. DOI 10.22363/2312-92202018-23-4-441-452
Сведения об авторах:
Алгави Лейла Омаровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. Контактная информация: е-mail:algawy@hotmail.com
Волкова Ирина Ивановна, доктор филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов. Контактная информация: е-шаИ: irma-irma@list.ru
Кадырова Шуанат Набиевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. Контактная информация: е-шаП: skadyrova@yandex.ru
Расторгуева Наталья Евгеньевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. Контактная информация: е-mail: rastorgueva_ne@pfur.ru
The key topics of TV show "Let them talk"
L.O. Algavi, I.I. Volkova, S.N. Kadirova, N.E. Rastorgueva
Peoples' Friendship University of Russia 10 Miklukho-Maklaya St., bldg. 2, Moscow, 117198, Russian Federation
The article presents the results of the thematic analysis of the TV talk show "Let them talk" (within the season 2017) — the highest rated program of the First Channel. The main goal is to identify the real values promoted by its creators and participants to the public. The relevance of the study is explained by the fact that the federal television in modern Russia reproducts the socially significant patterns of thinking and behavior of citizens in an attempt to unite society on the basis of common values. If the program "Let them talk", according to its authors' attitudes, brings to discussion the sensible subjects for "all of the Russians without exception", there is a reason to discover and comprehend the explicit and implicit subjects using the content analysis and thematic analysis. As a result of our analysis we identified the values' paradox: though the word "child" was the most mentioned in season 2017 the narrative role attributed to the children in the TV-show in question is to be "Me Guffin" (A. Hitchcock's terminology). The substance of the above-mentioned paradox is that the child itself is important only as a tool for achieving the goal and at the same time the child is often the reason of conflicts between the show participants.
The main results of the study were presented in english as a paper "Let Them Talk as Encyclopedia of Russian Life: Latent Accursed Questions on Russian Television (2017)" for the the Eighth International Scientific and Practical Conference "Modern problems of linguistics and didactics: Interdisciplinary approach in the humanities and social sciences".
Keywords: Let Them Talk (talk show), social value orientation, the key topics, the dominant themes, McGuffin
References
[1] TV, Internet, gazety, radio: doveryaj, no proveryaj? [TV, Internet, newspapers, radio: trust, but check?] // Oficial'nyj sajt VCIOM. Available from: URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115679 (accessed: 30.08.2018).
[2] Belinsky YG. Sochineniya Aleksandra Pushkina. Statya 9. [Works ofAlexander Pushkin. Article 9]. Biblioteka Maksima Moshkova. Available from: URL: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/ text_0200.shtml (accessed: 30.08.2018).
[3] Kuznecov G.V. Tak rabotayut zhurnalisty TV [This is how TV journalists work]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2000. 224 p.
[4] Mogilevskaya Eh.V. Tok-shou kak zhanr TV: proiskhozhdenie, raznovidnosti, priemy manipulirovaniya [Talk show as a TV genre: origins, varieties, manipulation techniques] // Relga. Available from: URL: http://www.relga.ru/Environ/Web0bjects/tgu-www.woa/wa/%20Main?t extid=1114&level1=main&level2=articles (accessed: 30. 08.2018).
[5] Boreckij R.A., Cvik VL. Zhanry televizionnoj zhurnalistiki [Genres of television journalism] // Televizionnaya zhurnalistika / G.V Kuznecov i dr. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta: Nauka, 2005. Pp. 195—196.
[6] Cvik VL. Televizionnaya zhurnalistika: teoriya, istoriya, praktika [Television journalism: theory, history, practice]. Moscow: Aspekt Press, 2004. Pp. 254—258.
[7] Il'chenko S.N. Transformaciya zhanrovoj struktury sovremennogo otechestvennogo tele-kontenta: aktualizaciya igrovoj prirody televideniya [Transformation of the genre structure of modern domestic television content: actualization of the game nature of television]: dis. ... d-ra fil. nauk. Moscow, 2012. 364 s.
[8] Gulenko P.V., Dolgova Yu.I. Problemy klassifikacii sovremennyh teleperedach: sushchnostnye harakteristiki formata "tok-shou" [The problems of the classification of modern TV programs: the essential characteristics of the "talk show" format]. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. 2016. No. 3. Pp. 102—110.
[9] VCIOM nazval samye populyarnye teleperedachi 2017 goda u rossiyan [RPORC named the most popular TV programs of 2017 among Russians]. Telesputnik. Available from: URL: http://www. telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/vtsiom-nazval-samye populyarnye-teleperedachi-2017-goda-u-rossiyan/ (accessed: 30.08.2018).
[10] Lunt P., Stenner P. The Jerry Springer Show as an emotional public sphere // Media, Culture & Society. 2005. Vol. 27. Issue 1. Pp. 59—81.
[11] Let them talk // Channel one. URL: https://www.1tv.ru/shows/pust-govoryat (accessed: 30.08.2018).
[12] Shulman E.M. Skazka o rybake i rybke skandal kak otrazhenie menyayushchejsya socialnoj normy [Tale of a Fisherman and a Fish: Scandal as a reflection of a changing social norm]. Ekaterina Shulman Youtube Channel. Available from: URL: https://www.youtube.com/ watch?v=yTSClJAmrWc (accessed: 23.08.2018).
[13] Boyatzis R.E. Transforming qualitative information: thematic analysis and code development. California: Sage Publications, 1998. 184 p.
[14] Zhiznennye prioritety rossiyan: sem'ya, den'gi ili tvorchestvo? // VCIOM official site. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116264 (accessed: 30.08.2018).
[15] Chernikova N.V. Otrazhenie bazisnyh cennostej sovremennogo rossijskogo obshchestva v konceptualnoj i yazykovoj kartinah mira [Reflection of the basic values of modern Russian society in the conceptual and linguistic pictures of the world]. Uchenye zapiski tambovskogo regionalnogo otdeleniya rossijskogo soyuza molodyh uchenyh. V 2. Perspektivy razvitiya nauchnogo znaniya v XXI veke: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Tambov: TGU im. G.R. Derzhavina, 2014. Pp. 175—183.
[16] Verjovsky A.M. (ed.). Yazyk moj problema ehtnicheskoj i religioznoj neterpimosti v rossijskih SMI [My language... The problem of ethnic and religious intolerance in the Russian media]. Moscow: ROO "Center 'Panorama'", 2002. 200 p.
[17] Fedorov A. et al. Directions, goals, tasks, author's concepts of audiovisual media interpretations of the topic of the school and university in the Russian cinema (1992—2017). Nauchnaya ehlektronnaya biblioteka "Kiberleninka". Available from: URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ directions-goals-tasks-authors-concepts-of-audiovisual-media-interpretations-of-the-topic-of-the-school-and-university-in-the-russian-cinema (accessed: 30.08.2018).
[18] Francois Truffaut. Hitchcock. London: Faber & Faber, 2017. 368 p.
[19] Dolar M. Hitchcock's objects // Everything You Always Wanted to Know about Lacan (But Were Afraid to Ask Hitchcock) / eds. Zizek, S. [et al.]. London; New York: Verso, 1992. 279 p.
Article history:
Received: 20 September 2018 Revised: 25 September 2018 Accepted: 30 September 2018
For citation:
Algavi L.O., Volkova I.I., Kadirova S.N., Rastorgueva N.E. (2018). The key topics of TV show "Let them talk". RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 23(4), 441—452. DOI 10.22363/2312-9220-2018-23-4-441-452
Bio Note:
Algavi Leila Omarovna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Theory and History of Journalism, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Contacts: e-mail: algawy@hotmail.com
Volkova Lrina Lvanovna, Doctor of Philology, Professor of the Department of Mass Comunications, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Contacts: e-mail: irma-irma@list.ru
Kadirova Shuanat Nabievna, Candidate of Philology, Assistant Professor of the Department of Theory and History of Journalism, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Contacts: e-mail: skadyrova@yandex.ru
Rastorgueva Natalya Evgenevna, Candidate of Philology, Assistant Professor of the Department of Theory and History of Journalism, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Contacts: e-mail: rastorgueva_ne@pfur.ru