ЯЗЫК ПРАВА
УДК 342.5 © М. В. Батюшкина, 2016
Тематическая, целевая и интегративная функции названий законов о внесении изменений (на примере законов Омской области)
М. В. Батюшкина
Объектом исследования являются законы Омской области о внесении изменений, предметом — юридико-технические особенности оформления данных законов. В процессе анализа автор выделяет группы законов Омской области о внесении изменений и типы названий таких законов, на основании которых делает вывод о сложившейся областной практике моделирования текстов законов, в том числе их названий, с учетом тематической, целевой и интегративной функций.
Ключевые слова: юридическая техника, название и текст закона, изменения закона.
К юридико-технической стороне оформления законов выдвигаются повышенные требования . Мы разделяем точку зрения Н . А . Власенко, который техничность законопроекта, соответствие стандартам и правилам законодательной техники назвал факторами, обеспечивающими качество закона 1 . В формировании представления о стандартах и правилах законодательной техники особую значимость имеет анализ как федеральных, так и региональных законов, поскольку последние отражают и федеральные, и существующие региональные традиции нормотворчества . В связи с этим в качестве предмета рассмотрения мы выбрали некоторые особенности юридико-технического оформления законов Омской области
Законодательный процесс направлен на первичное регулирование общественных отношений и изменение действующих правовых норм В первом случае правовые предписания оформляются в качестве «базового» закона (например, Кодекс Омской области об административных правонарушениях2), во втором случае — составляют предмет закона, вносящего изменения в «базовый» закон (например, закон о внесении изменений в Кодекс Омской области об административных правонарушениях3) .
По данным на 15 мая 2015 г. , из 1743 областных законов, как действующих, так и недействующих,
более 1100 законов о внесении изменений . Несмотря на многообразие законов о внесении изменений, с одной стороны, и предметную специфику, характерную для отдельных законов, — с другой, с юридико-технической точки зрения тексты законов о внесении изменений складываются на одной формальной основе В частности, в качестве общих особенностей отметим применение определенных типов речевых конструкций, используемых при формулировке названий законов о внесении изменений
С помощью типовых речевых конструкций названия областных законов выполняют тематическую, целевую и интегративную функции . Во-первых, с позиции законодателя, название закона есть реквизит, открывающий текст закона, благодаря которому формируется «сжатое» представление о содержании текста закона и его структуре . Чем точнее название, тем полнее выполнена его тематическая функция Как будет показано ниже, данный реквизит не всегда уникален, поскольку встречаются областные законы с одинаковыми названиями . Во-вторых, в названии отражена определенная целевая установка: прямо указывается на цель принятия такого закона — внесение поправок или изменений, а при конкретизации названия — тематика или обусловленность вносимых изменений (причинные связи) . В-третьих, интегративная функция отражает системные связи
между законом о внесении изменений (поправок) и базовым законом, в который они вносятся.
Для того чтобы охарактеризовать общие особенности формирования названий законов о внесении изменений, мы условно разделили областные законы на две группы: к первой отнесли законы, которые вносят изменения в один базовый закон, ко второй — законы, которые вносят изменения в несколько (два или более) базовых законов. Несмотря на однородность оформления содержания, в обеих группах отмечается вариативность формулирования названий В результате проведенного анализа мы сделали вывод, что обусловлено это не только количеством базовых законов, в которые вносятся изменения, но и количеством структурных единиц, в которые вносятся изменения, количеством вносимых изменений, а также качественной конкретизацией изменений в названии закона
Прежде чем рассмотреть примеры названий законов, отнесенных нами к указанным группам, считаем необходимым сказать несколько слов о понятии «внесение изменений». В настоящее время под внесением изменений понимается «исключение или изложение в новой редакции разделов, подразделов, глав, параграфов, статей, пунктов, подпунктов, абзацев, предложений, приложений к нормативным правовым актам; исключение или замена слов, символов другими словами, символами; дополнение нормативного правового акта новыми положениями (разделами, подразделами, главами, параграфами, статьями, пунктами, подпунктами, абзацами, предложениями, словами и т. д . ) 4» . В качестве справки отметим, что первоначально законодательное закрепление получило не понятие «внесение изменений», а «внесение поправок», под которым подразумевался «законодательный процесс частичного изменения, дополнения или предложения новой редакции действующего областного закона, постановления или иного акта» 5 . При этом положение о поправке было отражено в Уставе (Основном Законе) Омской области (далее — Устав) только применительно к изменению Устава 6 . Затем в Законе Омской области «О нормативных правовых актах Омской области» 7 была закреплена норма, согласно которой к Уставу принимаются поправки, а в остальные областные законы вносятся изменения и дополнения. Такое разделение подчеркнуло неравнозначность юридической силы Устава как основного закона и иных областных законов При этом в качестве внесения изменений оформлялись: исключение или замена слов и символов, исключение или изложение в новой редакции разделов, глав, параграфов, статей, пунктов, подпунктов, абзацев, предложений и приложений к нормативным правовым актам; новые положения (статьи, пункты, подпункты, абзацы, предложения,
слова и т д ) оформлялись в качестве внесения дополнений . Далее Законом Омской области № 631-О3 8 понятие «внесение дополнения» было дано в качестве видового по отношению к понятию «внесение изменений», что совершенно обоснованно, поскольку изменяется текст областного закона . Что касается понятия «внесение поправки», то в настоящее время оно используется в двух случаях: при изменении текста Устава и при изменении текста законопроекта перед его рассмотрением во втором чтении (ст. 24 Закона Омской области «О нормативных правовых актах Омской области») . Акцентируем внимание, что приостановление действия закона или структурной единицы закона не отнесено областным законодателем к категории внесения изменений. Федеральный законодатель придерживается иной позиции: в соответствии с п. 49 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов 9 приостановление действия (продление действия законодательного акта или его структурных единиц) также считается внесением изменений. Изложенная справочная информация, на наш взгляд, важна для понимания особой вариативности формулирования названий законов о внесении изменений, которая отмечается в период с 1994 по 2005 гг. , когда «внесение дополнений» и «внесение изменений» считались разными процедурами
С учетом представленной информации рассмотрим выделенные нами группы законов о внесении изменений и сделаем общие выводы
К первой группе отнесем законы:
1) о внесении одного изменения в одну статью одного базового закона (например, «О внесении дополнения в статью 13 Закона Омской области „О плате за землю" 10; «О внесении дополнения в Закон Омской области „О налоге с продаж"» 11; «О внесении изменения в Закон Омской области „О номерах и границах судебных участков мировых судей Омской области"» п; «О внесении изменения в статью 18 Закона Омской области „О Контрольно-счетной палате Омской области"» 13);
2) о внесении изменений в одну статью одного базового закона (например, «О внесении изменений и дополнений в статью 21 Закона Омской области „Об областном бюджете на 1998 год"» 14; «О внесении изменений в статью 2 Закона Омской области „О налоге на имущество организаций"» 15);
3) о внесении изменений в две статьи одного базового закона (например, «О внесении изменений в Закон Омской области „Об Избирательной комиссии Омской области"» 16; «О внесении изменений и дополнения в Закон Омской области „О налоге на имущество организаций"» 17; «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Омской области „Об аварийно-спасательных службах Омской области"» 18);
4) о внесении изменений в несколько (более двух) статей одного базового закона (например, «О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» 19; «О внесении изменений и дополнений в Закон Омской области „Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"» 20);
5) о внесении изменения (изменений) в один базовый закон и приостановлении действия отдельных положений другого базового закона (например, «О внесении изменений в Закон Омской области „О Резервном фонде Омской области" и приостановлении действия отдельных положений Закона Омской области „О бюджетном процессе в Омской области"» 21);
6) о внесении изменения (изменений) в один базовый закон и признании одного базового закона утрачивающим силу (например, «О внесении изменения в Кодекс Омской области об административных правонарушениях и о признании утратившим силу Закона Омской области „О нормативах распространения в Омской области печатной продукции, аудио-и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет"» 22; «О внесении изменений в статьи 1 и 4 Закона Омской области „О транспортном налоге" и признании утратившим силу Закона Омской области „О внесении изменения в статью 4 Закона Омской области «О транспортном налоге»"» 23);
7) о внесении изменения (изменений) в один базовый закон и признании ряда законов утратившими силу (например, «О внесении изменения в Закон Омской области „О библиотечном деле в Омской области" и о признании утратившими силу отдельных законов Омской области» 24; «О признании утратившими силу и изменении отдельных законов Омской области» 25) .
Ко второй группе мы отнесли законы:
1) о внесении изменений в два базовых закона, имеющих в названии конкретизацию (варианты названий: а) в формулировке названия используются обобщающее слово «законы» и оформленный сочинительной союзной связью перечень базовых законов, в которые вносятся изменения (например, «О внесении изменений в законы Омской области „О Законодательном Собрании Омской области" и „О статусе депутата Законодательного Собрания Омской области"» 26); б) конструкция названия представляет собой последовательное, оформленное сочинительной союзной связью перечисление базовых законов, в которые вносятся изменения (например, «О внесении изменений в Закон Омской области „О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области" и Закон Омской области „О выбо-
рах в органы местного самоуправления Омской области"» 27); в) уточняются не только названия законов, в которые вносятся изменения, но и номера статей данных законов, используется последовательное, оформленное сочинительной союзной связью перечисление (например, «О внесении изменений в статью 30 Закона Омской области „Об Избирательной комиссии Омской области" и статьи 49 и 54 Закона Омской области „О выборах Губернатора Омской области"» 28); г) если в один базовый закон вносятся изменения в ряд статей, а в другой — в одну статью, используются такие варианты речевых конструкций, как: «О внесении изменений в статью 3 Закона Омской области „О статусе депутата Законодательного Собрания Омской области" и в Закон Омской области „О Законодательном Собрании Омской области"» 29);
2) о внесении изменений в несколько (два и более) базовых законов, не имеющих в названии конкретизации (законы с одинаковыми названиями: «О внесении изменений в отдельные законы Омской области», например, законы Омской области от 4 октября 2010 г. № 1289-ОЗ 30 и от 31 января 2014 г. № 1607-0З 31);
3) о внесении изменений в несколько (два и более) базовых законов, имеющих в названии конкретизацию тематики или обусловленности (причинных связей) вносимых изменений (например, «О внесении изменений в отдельные законы Омской области в сфере межбюджетных отношений» 32; «О внесении изменений в отдельные законы Омской области в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» 33);
4) о внесении изменений в несколько законов и признании одного закона утратившим силу (например, «О внесении изменений в отдельные законы Омской области и признании утратившим силу Закона Омской области от 6 мая 2009 года № 1157-ОЗ „О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан"» 34; «О признании утратившими силу и изменении отдельных законов Омской области» 35);
5) о внесении изменений в несколько законов и признании ряда законов утратившими силу (например, «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Омской области и о признании утратившими силу отдельных законов Омской области» 36; «О признании утратившими силу и изменении отдельных законов Омской области» 37; «О внесении изменений в Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, отдельные законы Омской области и признании утратившими силу отдельных законов Омской области»
В силу юридического статуса в особом порядке формируются названия законов о поправках в Устав (Основной Закон) Омской области. Если закон вносит одну поправку в одну статью Устава, то используется вариант «О внесении поправки в Устав (Основной Закон) Омской области» 39; если закон вносит поправки в несколько статей Устава, то используется вариант «О внесении поправок в Устав (Основной Закон) Омской области»40.
В результате проведенного анализа областных законов о внесении изменений мы сделали следующие основные выводы
Тексты законов Омской области отражают сложившиеся на федеральном и региональном уровнях юридико-технические традиции и общие правила подготовки и оформления текстов законопроектов Модели оформления одного закона, в том числе конструирования его названия с учетом предметного содержания и структурных особенностей этого закона, служат примером для оформления другого закона со сходной структурой Например, вариант «О внесении изменения в Закон Омской области» «название закона» (без конкретизации номера статьи) в областной нормотворческой практике, как правило, используется в четырех случаях: при исключении статьи закона, дополнении закона новой статьей, внесении изменения в приложение к закону, изложении приложения к закону в новой редакции.
С помощью типовых речевых конструкций названия законов о внесении изменений (поправок) выполняют тематическую, целевую и интегратив-ную функции Учет информации о типах названий законов о внесении изменений в законотворческом процессе способствует обеспечению единообразного подхода к юридико-техническому оформлению принимаемых законов, поскольку формирует представление о предпочтительности тех или иных вариантов речевых конструкций В частности, названия с количественной и (или) качественной конкретизацией (т е конкретизацией названий законов и структурных единиц законов, в которые вносятся изменения, а также тематики либо обусловленности вносимых изменений) предпочтительнее названий без конкретизации, поскольку позволяют точнее отразить предмет регулирования, цель принятия закона и системные связи между законами.
Благодаря юридико-техническим традициям и общим правилам подготовки и оформления текстов законов в целом обеспечиваются устойчивость и единообразие областного законодательства, в связи с чем вышеизложенная информация может представлять интерес для лиц, рассматривающих теоретические вопросы законодательной техники, а также может быть полезна в практической деятельности для субъектов права законодательной инициативы
(разработчиков законопроектов) и специалистов, осуществляющих юридико-техническую экспертизу законопроектов
1 Власенко Н. А. Качество закона и законодательная техника // Парламентское право России : монография / А. И. Абрамова, В. А . Витушкин, Н . А . Власенко и др. ; под ред. Т. Я . Хабриевой ; Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М. , 2013 . С. 245-253.
2 Кодекс Омской области об административных правонарушениях : закон Омской области от 24 июля 2006 г. № 770-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 13 июля 2006 г. // Омский вестник. 2006. 26 июля .
3 О внесении изменений в Кодекс Омской области об административных правонарушениях : закон Омской области от 25 декабря 2014 г. № 1709-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 25 декабря 2014 г. // Там же . 2014. 27 дек.
4 О нормативных правовых актах Омской области : закон Омской области от 21 ноября 2002 г. № 409-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 11 ноября 2002 г // Там же 2002 29 нояб
5 О порядке внесения поправок в областные законы, постановления и иные акты Законодательного Собрания Омской области : закон Омской области от 20 октября 1994 г. № 10-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 20 октября 1994 г. // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 1994. № 1, ст. 23 .
6 О вступлении в силу Устава (Основного Закона) Омской области : закон Омской области от 26 декабря 1995 г. № 38-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 26 декабря 1995 г. // Омский вестник. 1995. 27 дек .
7 О нормативных правовых актах Омской области : закон Омской области от 21 ноября 2002 г. № 409-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 11 ноября 2002 г
8 О внесении изменений в Закон Омской области «О нормативных правовых актах Омской области» : закон Омской области от 29 апреля 2005 г. № 631-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 21 апреля 2005 г. // Там же. 2005 6 мая
9 Комментарии к Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов М , 2013 С 61
10 О внесении дополнения в статью 13 Закона Омской области «О плате за землю» : закон Омской области от 11 июня 1999 г. № 190-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 3 июня 1999 г. // Омский вестник. 1999. 29 июня .
11 О внесении дополнения в Закон Омской области «О налоге с продаж» : закон Омской области от 9 июня 2000 г. № 244-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 30 мая 2000 г. // Там же . 2000. 22 июня .
12 О внесении изменения в Закон Омской области «О номерах и границах судебных участков мировых судей Омской области» : закон Омской области от 25 марта 2002 г. № 362-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 12 марта 2002 г // Там же 2002 27 марта
13 О внесении изменения в статью 18 Закона Омской области «О Контрольно-счетной палате Омской области» : закон Омской области от 25 декабря 2012 г. № 1508-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 20 декабря 2012 г. № 331 // Там же . 2012. 28 дек.
14 О внесении изменений и дополнений в статью 21 Закона Омской области «Об областном бюджете на 1998 год» : закон Омской области от 1 апреля 1999 г. № 180-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 23 марта 1999 г. // Там же . 1999. 20 апр .
15 О внесении изменений в статью 2 Закона Омской области «О налоге на имущество организаций» : закон Омской области от 25 декабря 2014 г. № 1706-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 25 декабря 2014 г. // Там же . 2014. 27 дек.
16 О внесении изменений в Закон Омской области «Об Избирательной комиссии Омской области» : закон Омской области от 20 июня 1995 г. № 24-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 8 июня 1995 г. // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 1995. № 4, ст 83
17 О внесении изменений и дополнения в Закон Омской области «О налоге на имущество организаций» : закон Омской области от 9 ноября 2004 г. № 561-ОЗ: принят Законодательным Собранием Омской области 28 октября 2004 г. // Омский вестник. 2004. 12 окт.
18 О внесении изменений в статьи 2 и 3 закона Омской области «Об аварийно-спасательных службах Омской области» : закон Омской области от 6 декабря 2012 г. № 1489-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 29 ноября 2012 г. // Там же . 2012. 8 дек.
19 О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан : закон Омской области от 5 мая 2010 г № 1261-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 26 апреля 2010 г. // Там же 2010 7 мая
20 О внесении изменений и дополнений в Закон Омской области «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» : закон Омской области от 6 ноября 1996 г № 77-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 22 октября 1995 г. // Там же . 1996. 20 нояб .
21 О внесении изменений в Закон Омской области «О Резервном фонде Омской области» и приостановлении действия отдельных положений Закона Омской области «О бюджетном процессе в Омской области» : закон Омской области от 30 апреля 2015 г. № 1742-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 23 апреля 2015 г. // Там же . 2015 . 8 мая
22 О внесении изменения в Кодекс Омской области об административных правонарушениях и о признании утратившим силу Закона Омской области «О нормативах распространения в Омской области печатной продукции, аудио-и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет» : закон Омской области от 28 июня 2012 г. № 1457-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 21 июня 2012 г. // Там же . 2012. 29 июня .
23 О внесении изменений в статьи 1 и 4 Закона Омской области «О транспортном налоге» и признании утратившим силу Закона Омской области «О внесении изменения в статью 4 Закона Омской области «О транспортном налоге» : закон Омской области от 28 июля 2014 г. № 1652-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 17 июля 2014 г. // Там же 2014 1 авг
24 О внесении изменения в Закон Омской области «О библиотечном деле в Омской области» и о признании утратившими силу отдельных законов Омской области : закон Омской области от 27 ноября 2008 г № 1109-ОЗ : при-
нят Законодательным Собранием Омской области 17 июля
2014 г. // Там же . 2008. 13 нояб .
25 О признании утратившими силу и изменении отдельных законов Омской области : закон Омской области от 23 апреля 2014 г. № 1626-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 10 апреля 2014 г. // Там же. 2014. 25 апр
26 О внесении изменений в законы Омской области «О Законодательном Собрании Омской области» и «О статусе депутата Законодательного Собрания Омской области» : закон Омской области от 3 ноября 2004 г № 556-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 28 октября 2004 г. // Там же . 2004. 10 нояб .
27 О внесении изменений в Закон Омской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области» и Закон Омской области «О выборах в органы местного самоуправления Омской области» : закон Омской области от 29 мая 2009 г. № 1158-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 21 мая 2009 г. // Там же . 2009. 2 июня .
28 О внесении изменений в статью 30 Закона Омской области «Об Избирательной комиссии Омской области» и статьи 49 и 54 Закона Омской области «О выборах Губернатора Омской области» : закон Омской области от 5 февраля 2015 г № 1718-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 27 января 2015 г. // Там же . 2015 . 6 февр .
29 О внесении изменений в статью 3 Закона Омской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Омской области» и в Закон Омской области «О Законодательном Собрании Омской области» : закон Омской области от 6 февраля 2008 г. № 1006-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 24 января 2008 г. // Там же . 2008. 8 февр .
30 О внесении изменений в отдельные законы Омской области : закон Омской области от 4 октября 2010 г. № 1289-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 23 сентября 2010 г. // Там же . 2010. 8 окт.
31 О внесении изменений в отдельные законы Омской области : закон Омской области от 31 января 2014 г. № 1607-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 23 января 2014 г. // Там же . 2014 . 7 февр .
32 О внесении изменений в отдельные законы Омской области в сфере межбюджетных отношений : закон Омской области от 26 марта 2015 г. № 1734-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 19 марта 2015 г. // Там же.
2015 3 апр
33 О внесении изменений в отдельные законы Омской области в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации : закон Омской области от 8 апреля 2013 г. № 1522-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 28 марта 2013 г. // Там же . 2013 . 12 апр.
34 О внесении изменений в отдельные законы Омской области и признании утратившим силу Закона Омской области от 6 мая 2009 года № 1157-ОЗ «О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» : закон Омской области от 8 декабря 2009 г № 1212-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 26 ноября 2009 г // Там же 2009 11 дек
35 О признании утратившими силу и изменении отдельных законов Омской области : закон Омской области от 6 декабря 2012 г. № 1491-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 29 ноября 2012 г. // Там же . 2012. 8 дек .
36 О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Омской области и о признании утратившими силу отдельных законов Омской области : закон Омской области от
22 декабря 2004 г. № 604-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 14 декабря 2004 г. // Там же . 2004.
23 дек .
37 О признании утратившими силу и изменении отдельных законов Омской области : закон Омской области от 6 декабря 2012 г. № 1491-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 29 ноября 2012 г. // Там же . 2012 . 8 дек .
38 О внесении изменений в Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, отдельные законы Омской области и признании утратившими силу отдельных законов
Омской области : закон Омской области от 30 апреля 2015 г. № 1739-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 23 апреля 2015 г. // Там же . 2015 . 1 мая .
39 О внесении поправки в Устав (Основной Закон) Омской области : закон Омской области от 3 марта 2003 г. № 429-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 20 марта 2003 г // Там же 2003 7 марта
40 О внесении поправок в Устав (Основной Закон) Омской области : закон Омской области от 8 апреля 2013 г . № 1525-ОЗ : принят Законодательным Собранием Омской области 28 марта 2013 г. // Там же . 2013 . 12 апр .
УДК 340.113.2 © Т. В. Варлакова, 2016
Правовые и языковые основы толкования ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Т. В. Варлакова
Статья посвящена проблемам толкования правовых норм, которые возникают вследствие пренебрежения требованиями, предъявляемыми к организации законодательного текста. Так, в законах представлено большое количество неоправданно громоздких конструкций; не всегда последовательно располагаются основные и второстепенные части; часто отсутствует грамматически правильная, четкая рубрикация. Вследствие отдельных из перечисленных недочетов ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 342-Ф3 вызывает затруднения в толковании и правоприменении. В целях обоснования правильного толкования данной нормы автор проводит лингвистический анализ оформляющей ее конструкции, определяет точный смысл исследуемой нормы права.
Ключевые слова: правотворчество, юридическая техника, законодательство, нормативный правовой акт, правоприменение, толкование правовых норм, языковые факторы, лингвистический анализ.
Создание законов представляет собой сложный процесс, который должен предусматривать возможность соответствующего, предполагавшегося законодателем, единообразного понимания содержания нормы как специалистами в области права, так и гражданами РФ, не обладающими юридическими познаниями Существует прямая зависимость смыслового восприятия текста от его языковых характеристик Синтаксическая структура предложения, выбор лексических единиц, расположение языковых компонентов, четкое отражение смысловых связей между ними оказывают серьезное влияние на степень понимания материала нормативных правовых актов, на успешность усвоения их содержания . Большое значение имеет организация законодательных текстов — последовательное, логичное изложение
основных и второстепенных частей; грамматически правильная, четкая рубрикация; единообразное графическое оформление 1 .
Правотворчество опирается на систему правил правового и языкового характера, которые призваны таким образом формулировать нормативные акты, чтобы эффективно осуществлять их толкование и применение Совокупность данных правил, система научных знаний о том, как осуществлять правотворчество и правоприменение, называется юридической техникой 2 . К языковым правилам в составе юридической техники относятся ясность и точность правового документа Под ясностью подразумевается доступность содержания документа для понимания теми лицами, к которым текст законодательного акта обращен, на кого распространяется его действие