Научная статья на тему 'Тема земства на страницах Оренбургской газеты «Вакыт»'

Тема земства на страницах Оренбургской газеты «Вакыт» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
312
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ПОВРЕМЕННОЙ ПЕЧАТИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЗЕМСКИЕ НАЛОГИ / МУСУЛЬМАНЕ / МЕКТЕБ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азаматова Г. Б.

Статья посвящена истории местного самоуправления Урало-Поволжского региона. В работе представлены новые сведения из повременной печати на языке тюрки. Анализируется реакция российских мусульман на деятельность органов местного самоуправления в период думской монархии. Выделяются такие проблемы, как представительство мусульман в земских учреждениях, эффективность земских налогов, распространение всеобщего начального образования. В статье делается вывод о том, что повременная печать на языке тюрки способствовала популяризации земских учреждений среди башкир и татар, распространению земских проектов в области всеобщего начального образования, расширению взаимодействия мусульманского духовенства и земства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF ZEMSTVO SUBJECT IN THE ORENBURG NEWSPAPER “VAKYT”

The article is devoted to the history of local government of the Ural-Volga Region. In the article new information from the periodical press on Turki language is presented. The reaction of Russian Muslims on the activity of self government bodies in the period of Duma monarchy is analyzed. Problems such as the representation of Muslims in county institutions, the effectiveness of county taxes, the spread of universal primary education are singled out. The article concludes that periodical press on Turki language helped popularization of county institutions among the Bashkir and the Tatars; spread of county projects in the area of universal primary education, expansion of interaction of the Muslim clergy and zemstvo.

Текст научной работы на тему «Тема земства на страницах Оренбургской газеты «Вакыт»»

УДК 947

Г.Б. Азаматова *

ТЕМА ЗЕМСТВА НА СТРАНИЦАХ ОРЕНБУРГСКОЙ ГАЗЕТЫ «ВАКЫТ»

Статья посвящена истории местного самоуправления Урало-Поволжского региона. В работе представлены новые сведения из повременной печати на языке тюрки. Анализируется реакция российских мусульман на деятельность органов местного самоуправления в период думской монархии. Выделяются такие проблемы, как представительство мусульман в земских учреждениях, эффективность земских налогов, распространение всеобщего начального образования. В статье делается вывод о том, что повременная печать на языке тюрки способствовала популяризации земских учреждений среди башкир и татар, распространению земских проектов в области всеобщего начального образования, расширению взаимодействия мусульманского духовенства и земства.

Ключевые слова: новые сведения из повременной печати, местное самоуправление, земские налоги, мусульмане, мектеб.

Появление периодических изданий на языке тюрки после объявления царским Манифестом 17 октября 1905 г. демократических свобод создало общественную площадку для обсуждения животрепещущих вопросов жизни российских мусульман. Одна из центральных тем, возникших не без влияния новой политической практики народного представительства в Государственной думе, касалась включенности мусульман в российское публично-правовое пространство. В этом ключе отдельный интерес вызывали земства как учреждения, наиболее приближенные к населению. Деятельность земского самоуправления освещалась в ряде газет: оренбургской «Ва-кыт» (Время), уфимской «Тормыш» (Жизнь), казанских «Иолдоз» (Звезда), «Кояш» (Солнце), «Казан Мохбире» (Казанский вестник).

Материалы перечисленных изданий содержат богатейший кладезь фактической информации, а в силу своего неофициального характера позволяют проследить особенности некоторых исторических событий и процессов. При изучении данной проблемы отдельно следует выделить монографию Н.А. Вагапова, посвященную изучению мусульманского образования по материалам национальной прессы [4]. Широкий пласт оригинальных источников привлек японский ученый Н. Наганава, анализируя участие волго-уральских мусульман в государственном проекте всеобщего обучения [13, с. 76-99].

Прочную нишу земская тематика заняла на страницах оренбургской газеты «Ва-кыт» (1906-1918) [9, с. 73-74]. Издание имело ярко выраженный леволиберальный характер и было, образно выражаясь, рупором мусульманских реформаторов — джа-дидистов. Редактор газеты — видный просветитель и общественно-политический деятель Ф.Г. Каримов — [19, с. 62—70; 20, с. 157] и ее издатели — предприниматели М.-Ш. и М.-З. Рамиевы [1, с. 73—74; 8, с. 294—296; 11, с. 60—62] видели миссию газеты в распространении идеи прогресса, под которым подразумевались, прежде

* © Азаматова Г.Б., 2015

Азаматова Гулъназ Булатовна (gulnaz.azamatova@yandex.ru), отдел истории и истории культуры Башкортостана Института Истории, языка и литературы УНЦ РАН, 450054, Российская Федерация, г. Уфа, Проспект Октября, 71.

всего, европейские достижения в области науки и просвещения. Земство рассматривалось ими как институт, посредством которого российские мусульмане могли приблизиться к европеизированной русской культуре и различным новшествам в области хозяйства и быта. Регулярно помещаемый в газете материал о земствах урало-поволжских губерний — Уфимском, Пермском, Вятском, Самарском — оформился в отдельную рубрику под заголовками «Земство и мусульмане», «Земские дела» и т. п.

В первые годы газета стремилась к популяризации земских мероприятий. Для этого освещались события общероссийского, а также местного значений — работа земских съездов, выставок, собраний, давались анонсы предстоящих событий, публиковалась подробная информация о порядке выборов в земские собрания, формировании земских доходов и расходов.

Вместе с популяризацией принципов местного самоуправления в центре внимания газеты была проблема «земство и мусульмане», направленная на поиски путей взаимодействия местного населения с земскими учреждениями. Сложившееся усеченное представительство башкир и татар в земских собраниях, как преимущественно сельских выборных, сказывалось на их изолированности от органов местного самоуправления. Авторы корреспонденций и статей подчеркивали необходимость использования земского бюджета, формирования в собраниях активного представительства мусульман, земских специалистов из местного населения. «Вакыт» публиковала подробную информацию о сельскохозяйственных и ремесленных школах в Уфимской, Оренбургской, Пермской, Самарской и Саратовской губерниях, земских фельдшерских курсах в Оренбурге.

Вопросы участия мусульман в земском самоуправлении стали особенно актуальны в преддверии введения земских учреждений в Оренбургской губернии. С началом обсуждения вопроса в Государственной думе «Вакыт» начала готовить население к предстоящим событиям, формировать положительное отношение к земству. С января 1912 г. на ее страницах развернулась предвыборная агитация с целью складывания в Оренбургском земстве заметного представительства башкир и татар.

Доля мусульман среди сельского населения губернии по переписи 1897 г. составляла 23 %. Больше всего башкиры и татары были представлены в Орском уезде (51 % населения), далее шли Верхнеуральский (30 %), Оренбургский (19,5 %), Челябинский (14,5 %) и Троицкий (12,7 %) уезды. Земское самоуправление не распространялось на население Казачьего войска. В Орском уезде войсковые казаки составляли 21 % от сельского населения, Верхнеуральском — 38 %, Челябинском — 15 %, Троицком — 48 %, поэтому в составе жителей, охваченных земским самоуправлением, доля мусульман повышалась: в Орском уезде до 64 %, Верхнеуральском — 53 %, Троицком — 23 %, Челябинском - 17 % населения [18, с. 54-55, 158-165].

Весной 1913 г. после опубликования избирательных списков по уездам Оренбургской губернии «Вакыт» приступила к подробному анализу предвыборной ситуации в уездах с заметной долей башкирского населения. В центре внимания оказался Орский уезд, где башкирам принадлежало около трети земель, включаемых в зону земского обложения. По мнению прессы, многие башкирские волости, проявившие активность во время выборов в IV Государственную думу, могли выдвинуть достаточно выборщиков от сельских обществ. Определенные ожидания связывались с Оренбургским уездом, где среди мусульман были обладатели земельного ценза, в том числе мелкие собственники Сеитовского посада. Параллельно с предвыборной агитацией в Оренбургской губернии «Вакыт» помещала материалы о выборах в другие земства - Бу-гульминское Самарской губернии, Белебеевское — Уфимской, привлекая интерес к опыту работы земств.

Население, в свою очередь, беспокоило введение новых налогов. Некоторые башкирские волости уклонились от выборов, а с введением земства башкиры и русские крестьяне Челябинского уезда выступили против новых сборов [5, с. 226—230]. Через

мусульманскую прессу, в том числе «Вакыт», разъяснялось значение земских сборов для развития местныгх хозяйственный: нужд [6].

В дальнейшем возникла проблема уплаты налогов земству, в редакцию поступали обращения по поводу их тяжести, отдельные из них публиковались. По сведениям Казенной палаты Оренбургской губернии, земли башкирских волостей быши малодоходны и использовались частично. К 1916 г. долги по земским сборам в губернии составили 577 355 руб. (43 % оклада) за крестьянским населением и 445 836 руб. (73 % оклада) за башкирами. Последним в Оренбургской губернии принадлежало 45 % облагаемой земскими сборами земли [7, л. 26—46].

Спустя два года после открытия земства, в 1915 г. газета писала об увеличении земских налогов в Оренбургской губернии в среднем в 5 раз и преобладании недоимок среди плательщиков-башкир. На ее страницах получил освещение редкий с практической точки зрения случай пересмотра земской оценки доходности земель — месторождений во 2-й Бурзянской, Бурзяно-Таналыжской и Карагай-Кипчакской волостях [12].

Опыт организации учреждений местного самоуправления в Оренбургской губернии служил дополнительным поводом к осмыслению общественно-политической зрелости мусульманского общества. Отдельные публикации отмечали недостаток интеллигенции, отсутствие у гласныгх опыта государственной и общественной деятельности. От агитации газета перешла к документальному освещению событий в отдельных земствах и их мероприятий. На содержании материала отразился спад в стране либеральных настроений, чрезмерные надежды на демократические преобразования уступили место трезвому анализу событий. Появились подробные сводки о работе земских собраний, некоторые по содержанию были приближены к журналам собраний, что компенсировало отсутствие доступной информации о текущей деятельности местных учреждений и документальный: сборников земских собраний на языже тюрки.

Наиболее востребованной и острой темой на страницах национальной печати являлась тема образования. Вместе с ней освещалось земское субсидирование мусульманских школ — мектебов (араб. — школа) в уездах с татарским и башкирским населением.

После представления законопроекта о введении всеобщего начального обучения в Государственную думу в 1907 г. и началом его финансирования через местные бюджеты с 1908 г. земства оказались втянуты в процесс реформирования традиционной мусульманской системы образования. С конца XIX в. мектебы трансформировались в светские учебные заведения благодаря увеличению числа светских предметов (математики, географии, истории и др.). Разработка земствами школьных сетей — планов всеобщего обучения — ускорила этот процесс.

Общественная дискуссия о перспективах образования мусульман оформилась на страницах печати под названием «Мектеб или школа?». Через полемику велся поиск типа начальной государственной школы и способов сохранения в ней родного языжа и религии. Оживление общественности вызвало обсуждение в Думе осенью 1910 г. закона о всеобщем обучении, который, по мнению многих авторов, вел к русификации. Так, автор статьи «О мектебах» призвал всех мусульман России «от Казани до Кавказа» подать голос в защиту родного языка и религии [17]. Вместе с тем подчеркивалась необходимость изучения русского языка в традиционныгх школах. Например, в статье X. Атласова «Обучение русскому языжу в Бугульминском уезде» [2].

Редакция «Вакыт» взяла курс на поддержку государственных планов всеобщего обучения. Ее точка зрения быша выражена в развернутой статье «Начальное образование», при этом подчеркивалось право каждого народа на удовлетворение духовных потребностей через обучение на родном языже [14]. Газета печатала сообщения корреспондентов из Малмыжского уезда Вятской губернии, Златоустовского-Уфимской и др. о земских пособиях на всеобщее обучение, желательности их использования мусульманами.

Большой резонанс среди духовенства и интеллигенции вызвало обследование мек-тебов Уфимским губернским земством в 1912 г. «Вакыт» отреагировала на земское мероприятие специальной статьей «О наших мектебах», где отмечалась своевременность обследования и необходимость систематической земской помощи мектебам [16]. Через «Вакыт» читатели узнали также об обследовании мектебов Бугульминским земством.

С учреждением земств в Оренбургской губернии «Вакыт», опережая земские собрания, представила читателям статистические расчеты, связанные с введением всеобщего обучения. По приведенным ею данным, в губернии насчитывалось 45 тыс. детей школьного возраста, для которых необходимо было 330 мужских, 320 женских школ и 650 учителей. Исходя из этого, ставилась задача учреждения земских стипендий в Оренбургской и Челябинской учительских семинариях, организации городских училищ в башкирских деревнях с педагогическими курсами.

Публикации «Вакыт» играли значимую роль в осуществлении земских мероприятий. Например, путем печатного слова газета подготовила население к статистическому земскому исследованию мектебов и медресе Оренбургской губернской земской управой.

Тема земской помощи мектебам и медресе способствовала более широкому распространению пособий, расширению взаимодействия духовенства и земства. Некоторые публикации играли роль объявлений о земских субсидиях, разъясняли условия их получения. Так, в отдельной заметке опровергались опасения имама из д. Акман Тляумбетовской волости Оренбургского уезда по поводу утраты самостоятельности мектеба после получения земской помощи [15].

С целью приближения традиционных мусульманских школ к стандартам государственных учебных заведений при земских управах составлялись программы обучения. В 1912 г. Уфимская губернской управа издала «Программу преподавания вероучения», которая получила распространение в Самарской, Пермской, Оренбургской губерниях. Примеру Уфимского земства последовали Астраханское и Самарское, которые также составили единые программы. «Вакыт», как и другие периодические издания, выносила на обсуждение содержание земских программ на предмет количества учебных часов по разным дисциплинам, в том числе родному языку и вероучению. Подробное освещение получили также «Программа 4-х годичной мусульманской начальной школы-мектеба» заведующего отделом Оренбургской губернской управы И.М. Бикчентаева, программа 6-летнего начального мектеба, разработанная Ф. Сайфи-Казанлы при «мусульманском» отделе Верхнеуральско-Троицкой земской управы, «Троицкая программа», составленная преподавателями медресе «Расулийа» и мектеба «Вазифа» г. Троицка. Перечисленные программы стали своеобразными практическими ответами на вопрос «мектеб или школа» и, по словам одного из авторов программы Г. Расулева, были шагом на пути передачи мектебов земствам в связи с введением всеобщего обучения.

Через «Вакыт» И.М. Бикчентаев организовал дискуссию, которая должна была дать ответ на вопрос о современной школе. На обсуждение выносились вопросы о продолжительности курса обучения в начальной школе, названии училищ в башкирских и татарских деревнях (сам Бикчентаев предлагал использовать вместо школы и мектеба какое-либо третье определение), преподавании русского языка, продолжительности обучения, способах поднятия мектебов до уровня государственных учебных заведений и другие [3]. С помощью полученных ответов был сформулировано положение о 6-летней мусульманской школе на родном языке, принятое в 1916 г. Оренбургским земским совещанием по народному образованию.

Множество статей посвящались мероприятиям по внешкольному образованию — организации земских библиотек, народных чтений, курсов для взрослых. О них писали корреспонденты с мест — Х.-Г. Габяши, М. Амиров, И. Бикчентаев, Н. Валишев,

М. Ишаев, А. Ягафаров, Я. Алмаев, Г. Фахретдинов и др. С отдельной статьей о значении внешкольного образования выступил Ф. Карими [10].

Таким образом, материалы газеты «Вакыт» позволяют расширить представления об обратной связи населения с учреждениями местного самоуправления. Газета служила эффективным средством популяризации земских мероприятий и способствовала формированию общественного диалога по проблеме образования. Объединение идеологических ресурсов джадидистов через печать создало дополнительную площадку взаимодействия земских учреждений с местным населением.

Библиографический список

1. Азаматов Д.Д. Из истории мусульманской благотворительности. Вакуфы на территории Европейской части России и Сибири в конце XIX — начале XX века. Уфа: РИЦ БашГУ, 2000. 100 с.

2. Атласов X. Обучение русскому в Бугульминском уезде // Вакыт. 1910. 28 дек.

3. Бикчентаев И. Мектеб и школа // Вакыт. 1916. 8 апреля.

4. Вагапов Н.А. Татарская периодическая печать 1907—19016 гг.: проблемы образования и воспитания (на татарском яз.). Казань: Институт истории АН РТ, 2010. 188 с.

5. Власова Н.Л. Формирование земского бюджета и экономическое положение башкир Оренбургской губернии в начале XX века // Башкиры в составе Российской федерации: история, современность, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной Третьему Всемирному курултаю башкир. Часть 1. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.

6. Выборы в земство // Вакыт. 1913. 11 мая.

7. ГАОО. Ф. 15. Оп. 1. Д. 310. Л. 26-46.

8. Денисов Д.Н. Рамиевы // Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. М.-Нижний Новгород: ИД Медина. 2009. 475 с.

9. Денисов Д.Н., Xабутдинов А.Ю. «Вакыт» («Время») // Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. М.-Нижний Новгород: ИД Медина. 2009. 475 с.

10. Карими Ф. Мектебы современности // Вакыт. 1914. 10 января.

11. Макарова В.Н. Золото на медресе. Золотопромышленники братья Рамеевы и их окружение // Родина. 2010.

12. Мусульмане в Орском земстве // Вакыт. 1915. 10 января.

13. Наганава Н. Мактаб или Школа? Введение всеобщего начального образования в среде Волго-Уральских мусульман // Научный Татарстан. 2012. № 1. С. 76-99.

14. Начальное обучение // Вакыт. 1909. 24, 29 января, 5 февраля.

15. Неспособность пользоваться земскими деньгами // Вакыт. 1915. 29 мая.

16. О наших мектебах // Вакыт. 1913. 29 января.

17. О мектебах // Вакыт. 1910. 5 октября.

18. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. XXVIII. Оренбургская губерния. СПб., 1904. С. 54-55; 158-165.

19. Рахимкулова М.Ф. Медресе «^усаиния» в Оренбурге. Оренбург: Яна Вакыт, 1997. 251 с.

20. Xабутдинова М.М. Каримов М.Г. // Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. М.- Нижний Новгород: ИД Медина. 2009. 475 с.

References

1. Azamatov D.D. From the history of Muslim charity. Waqfs on the territory of the European part of Russia and Siberia at the end of XIX - the beginning of the XX century. Ufa, RITs BashGU, 2002, 100 р. [in Russian].

2. Atlasov Kh. Teaching Russian in Bugulma county. Vakyt, 1910, December 28 [in Russian].

3. Bikchentaev I. Maktab and school. Vakyt, 1916, April 8 [in Russian].

4. Vagapov N.A. Tatar periodicals of 1907-1916: problems of education and upbringing. Kazan', Institut istorii AN RT, 2010, 188 p. [in Tatar].

5. Vlasova N.L. Formation of territorial budget and economic position of the Bashkir of the Orenburg province at the beginning of the XX century. Bashkiry v sostave Rossiiskoi federatsii: istoriia, sovremennost', perspektivy. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi Tret'emu Vsemirnomu kurultaiu bashkir [Bashkirs as a part of the Russian Federation: history, present, prospects. Materials of the international scientific and practical conference devoted to the Third World Bashkir kurultai]. Vol. 1. Ufa, RITs BashGU, 2010, 323 p. [in Russian].

6. Elections to the zemstvo. Vakyt, 1913, May 11 [in Russian].

7. GAOO, f. 15, op. 1, d. 310, l. 26-46 [in Russian].

8. Denisov D.N., Ramievy. Islam in the Urals. Encyclopedic dictionary. M.-Nizhny Novgorod, ID Medina, 2009, 475 p. [In Russian].

9. Denisov D.N., Habutdinov A.Yu. «Vakyt» («Time»). Islam in the Urals. Encyclopedic dictionary. M.-Nizhny Novgorod, ID Medina, 2009, 475 p. [in Russian].

10. Karimi F. Maktabs of the modern age. Vakyt, 1914, January 10 [in Russian].

11. Makarova V.N. Gold for madrasah. Gold industry entrepreneurs the Rameev brothers and their environment. Rodina [Homeland], 2010.

12. Muslims in Orsk zemstvo. Vakyt, 1915, January 10 [in Russian].

13. Naganava N. Maktab or School? Introduction of universal primary education among the Volga-Ural Muslims. Nauchnyj Tatarstan [Scientific Tatarstan], 2012, no. 1, pp. 76-99 [in Russian].

14. Primary education. Vakyt, 1909, January 24, 29; February 5 [in Russian].

15. Inability to use county money. Vakyt, 1915, May 29 [in Russian].

16. About our Maktabs. Vakyt, 1913, January 29 [in Russian].

17. About maktabs. Vakyt, 1910, October 5 [in Russian].

18. First general population census of the Russian Empire, 1897. Vol. XXVIII. Orenburg province. St. Petersburg, 1904, pp. 54-55, 158-165 [in Russian].

19. Rakhimkulova M.F. Madrasah «Husainiya» in Orenburg. Orenburg, Iana Vakyt, 1997, 251 p. [in Russian].

20. Khabutdinova M.M., Karimov M.G. Islam in the Urals. Encyclopedic dictionary. M.-Nizhny Novgorod, ID Medina, 2009, 475 p. [in Russian].

G.B. Azamatova*

REFLECTION OF ZEMSTVO SUBJECT IN THE ORENBURG NEWSPAPER "VAKYT"

The article is devoted to the history of local government of the Ural-Volga Region. In the article new information from the periodical press on Turki language is presented. The reaction of Russian Muslims on the activity of self government bodies in the period of Duma monarchy is analyzed. Problems such as the representation of Muslims in county institutions, the effectiveness of county taxes, the spread of universal primary education are singled out. The article concludes that periodical press on Turki language helped popularization of county institutions among the Bashkir and the Tatars; spread of county projects in the area of universal primary education, expansion of interaction of the Muslim clergy and zemstvo.

Key words: new information from periodical press, local self-government, county taxes, Muslims, Maktab.

Статья поступила в редакцию 24/XI/2014.

The article received 24/XI/2014.

* Azamatova Gul'naz Bulatovna (gulnaz.azamatova@yandex.ru), Department of History and Culture of Bashkortostan of the Institute of History, Language and Literature, Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Ufa, 450054, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.