Научная статья на тему 'Тема природных пожаров в российской экологической медиаповестке'

Тема природных пожаров в российской экологической медиаповестке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная повестка / экологическое просвещение / медиапрактики / газета / ландшафтные пожары.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Давыдова Юлия Валерьевна

Статья посвящена выявлению тенденций формирования экологической повестки и определению основных направлений развития противопожарного просвещения в СМИ. Автор приходит к выводу, что отечественные средства массовой информации не уделяют достаточного внимания информированию аудитории о причинах и системных решениях проблемы пожаров, и предлагает рекомендации, которые позволят усовершенствовать практики репрезентации этой темы в публичном медийном поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема природных пожаров в российской экологической медиаповестке»

Тема природных пожаров в российской экологической медиаповестке

Юлия Давыдова

Статья посвящена выявлению тенденций формирования экологической повестки и определению основных направлений развития противопожарного просвещения в СМИ. Автор приходит к выводу, что отечественные средства массовой информации не уделяют достаточного внимания информированию аудитории о причинах и системных решениях проблемы пожаров, и предлагает рекомендации, которые позволят усовершенствовать практики репрезентации этой темы в публичном медийном поле.

Ключевые слова: информационная повестка, экологическое просвещение, медиапрактики, газета, ландшафтные пожары.

УДК 398.315: 070.44: 502.1

DOI: 10.30547/mediaa[manah.5.2024.6371

EDN: КИТВР

© Давыдова Юлия Валерьевна

аспирантка кафедры цифровой журналистики

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова; медиакоординатор некоммерческого природоохранного проекта «Земля касается каждого» (Ассоциация по охране окружающей среды «Охрана природы») (г. Москва, Россия), [email protected]

К постановке проблемы

Одной из злободневных экологических и социальных проблем, которые все чаще фигурируют в информационной повестке российских СМИ, сегодня являются природные пожары. По данным дистанционного мониторинга системы «ИСДМ-Роспесхоз», только за 2023 г. площадь лесных пожаров в России составила 11,8 млн га1, а средний ежегодный ущерб приблизился к 20 млрд руб. (Питулько, Коряковцев, 2023). В пожарах ежегодно погибают люди и животные, сгорают жилые дома и природные ресурсы.

По официальным данным, 90% пожаров возникают по вине человека: из-за неосторожного обращения с огнем, в том числе весенних палов травы и непотушенных костров2, а также из-за пожароопасных хозяйственных практик - сельскохозяйственных палов, профилактических выжиганий и огневой очистки лесосек3. Оставшиеся 10% пожаров происходят из-за разрядов сухих гроз (Швецов, Сухинин, Пономарев, 2008). При этом, согласно опросам, только 59% реципиентов считают основной причиной пожаров действия человека4. Пожарные специалисты отмечают, что опрашиваемые нередко указывают на засуху, ветер, молнию, намеренные поджоги с целью скрыть незаконные рубки и самовозгорания как основную причину природных пожаров5.

Также россияне высказывают мнение о пользе природных пожаров для обогащения почвы золой, борьбы с клещами и змеями6, однако официальные органы власти и эксперты из экологических некоммерческих организаций7 опровергают эти суждения (Буйволов, Быкова, Гавриленко, Грибков и др., 2013).

Можно предположить, что распространенные в обществе заблуждения относительно причин и влияния природных пожаров на окружающую среду говорят о потенциале для развития экологического просвещения в средствах массовой информации. Исследователи сходятся во мнении, что коммуникации способны формировать общественное мнение (Федотова, 2016, 2018; Фомичева, 2007, 2017) и привлекать аудиторию к соучастию в решении социальных проблем (Бережная, 2005; Дзялошинский, 2006; Иванян, 2007; Лобашов, 2010; Фролова, 2003, 2014). Таким образом, благодаря целенаправленной и стратегической работе по противопожарному просвещению у СМИ с высоким индексом доверия появляется возможность повлиять на общественное мнение и, как следствие, на саму проблему масштабных природных пожаров, поскольку со сменой установок изменятся и паттерны поведения аудитории.

В условиях нарастающих экологических кризисов, в частности ежегодных катастрофических природных пожаров, роль СМИ в просвещении общества и мобилизации акторов, способных влиять на их разрешение или митигацию, нуждается в изучении. Научная проблема состоит в необходимости изучить медиапрактики данного тематического направления, с тем чтобы сделать их более эффективными. Ответы на поставленные исследовательские вопросы: насколько журналисты осознают социальные функции СМИ и какие практики используются для репрезентации темы природных пожаров в информационной повестке - позволят определить направления

для развития противопожарного экологического просвещения в СМИ.

Теоретико-методологическая основа исследования

Информация о природных пожарах, опубликованная в средствах массовой информации, подпадает под понятие экологической журналистики, в отношении определения которого у исследователей сформировалось единое мнение. Экологическую журналистику связывают с постоянным и беспрерывным сбором, обработкой и передачей экологически значимой информации, а также с освещением экологических вопросов глобального и локального уровней (Калинина, 2011, 2016; Коханова, 2015; Алейникова, 2021: 82).

Экологическая журналистика в целом и пожарная медиаповестка в частности имеют ряд социальных функций (Фомичева, 2007: 38; Калинина, 2011; Сизова, 2013), выполнение которых способствует экологическому просвещению аудитории. Отдельно стоит выделить информационную и организационную функции.

Основная задача журналиста в рамках реализации информационной функции -предупреждение аудитории об экологической опасности, например о масштабном лесном пожаре. Исследователи отмечают, что журналисты склонны эксплуатировать эту функцию для привлечения внимания к СМИ (Королева, 2020) и увеличения аудитории. Однако постоянное нагнетание и большие объемы информации о природных катастрофах могут дезориентировать аудиторию, сформировать представление об отсутствии решения проблемы; вызвать тревогу, страх, гнев (Королева, 2020). Концепция «журналистики соучастия» (Дзялошинский, 2006), или «партиципарной журналистики» (Фомичева, 2007), напротив, отказывается от представления о пассивности журналистов и аудитории как зрителей политических и социальных процессов; она предполагает

отношение к читателям и членам сообщества как к активным участникам решения социальных проблем.

Таким образом, можно утверждать, что важными составляющими эффективного экологического противопожарного просвещения и вовлечения россиян в решение природоохранных и социальных проблем являются максимальная открытость и достоверность информации о причинах происшествия, а также дискуссия о возможных выходах из кризисной ситуации.

В ходе исследования использовался количественный и качественный контент-анализ интернет-версий трех общенациональных российских газет, которые ориентированы на различные сегменты аудитории: «Комсомольская правда»8, как газета для массовой аудитории; «Коммерсантъ»9, который сконцентрирован преимущественно на предпринимательском сообществе, и правительственная «Российская газета»ю. Такая выборка позволяет проанализировать контент, который создается для разнообразных общественных групп, способных в определенной степени повлиять на проблему пожаров.

Для отбора материалов была применена сплошная невероятностная выборка типичных случаев. В качестве характерного признака было выбраны тексты материалов газет, в которых наличествуют такие словосочетания, как «лесной пожар», «ландшафтный пожар», «травяной пал», «пал травы», «торфяной пожар», «природный пожар» во всех числах и падежных формах. Таким образом эмпирическую базу исследования составили 545 публикаций: 123 материала «Комсомольской правды», 108 материалов «Коммерсанта» и 314 материалов «Российской газеты». Категориями анализа были выбраны факт указания на причины и решения проблемы природных пожаров, а также география событий.

Чтобы систематизировать знания о том, какие решения проблемы пожаров могут

продвигать СМИ, было проведено полуструктурированное экспертное интервью с экологом, специалистом по тушению природных пожаров и учредителем Центра профилактики ландшафтных пожаров Григорием Куксиным. По итогам интервью эксперт назвал 10 мер, которые могут продвигаться в СМИ среди граждан, предпринимателей и государственных деятелей:

1. Максимально сократить хозяйственные практики, приводящие к пожарам и/или служащие рекламой опасного обращения с огнем.

2. Обеспечить полный и достоверный учет всех видов ландшафтных пожаров на землях любой категории и любой ведомственной принадлежности.

3. Охранять торфяники и предотвращать торфяные пожары.

4. Сократить зоны контроля лесных пожаров до безопасного минимума, ввести критерии отказа от тушения пожара и ответственности за последствия.

5. Отказаться от прорубки противопожарных разрывов около населенных пунктов.

6. Полноценно финансировать лесное хозяйство и охрану лесов.

7. Системно просвещать людей о причинах пожаров.

8. Исключить наказания, мотивирующие владельцев земельных участков к опасному сжиганию природных горючих материалов.

9. Принять систему мер, мотивирующих землевладельцев, управленцев, хозяйственников и пожарных к максимальному предотвращению пожаров и сохранению лесных ресурсов.

10. Ввести мораторий на освоение диких лесов.

Хронологические рамки исследования -один год: с 1 января по 31 декабря 2023 г. -определены не случайно. Природные пожары в России имеют устоявшуюся ежегодную динамику с пиками в весенний и летний

65

3000 2500 2000 1500 1000 500 0

Рисунок 1. Количество температурных аномалий земной поверхности, обычно

соответствующих ландшафтным пожарам Источник: составлено автором по данным спутников.

период, и на примере анализируемого периода автор смог установить, как эти изменения отражаются на транзите выпускаемых в СМИ сообщений о пожарах.

Результаты исследования

Данные, собранные нами со спутников за 2001-2023 гг., на которых установлена съемочная система МСЮ!5, свидетельствуют о том, что в среднем за календарный год в России наблюдается два пика температурных аномалий, связанных с природными пожарами (см. рис. 1). Первый пик приходится на конец апреля и начало мая, второй - на конец июля и начало августа. Именно в эти периоды в России фиксируются самые интенсивные ландшафтные пожары.

Анализ динамики выпуска публикаций по теме пожаров из выборки исследования свидетельствует о том, что пики горимости лесов полностью совпадают с пиками публикаций по данной тематике (см. рис. 2). Это говорит о том, что сами пожары, которые происходятлетом, привлекают значительно

больше внимания журналистов, чем события, происходящие осенью и зимой, которые могут напрямую повлиять на ситуацию в следующем пожароопасном сезоне: рассмотрение и утверждение федерального бюджета, выделение финансирования на охрану лесов, закупка оборудования, проведение противопожарных мероприятий, обучение пожарных служб и т.д.

В результате качественного контент-анализа трех российских газет выяснилось, что в большинстве материалов журналисты «Комсомольской правды», «Коммерсанта» и «Российской газеты» не указывают, что именно стало причиной ландшафтного пожара - природные условия или антропогенный фактор. Такие материалы составляют 56%, 48% и 55% от выборки каждого издания соответственно (см. рис. 3). Такая большая доля текстов с недостаточной информативностью или отсутствием данных может говорить, например, о сокрытии информации местными органами власти или о недостаточной мотивации со стороны

■ Российская газета ■ Комсомольская правда

■ Коммерсант

Рисунок 2. Публикационная активность газет в течение 2023 г. Источник: составлено автором.

журналистов «собирать полный анамнез» у каждого пожара.

Следующий, более комплексный уровень информирования о проблеме пожаров - не только указание на причины, но и поиск эффективных решений. В этом отношении в контенте «Комсомольской правды» и «Коммерсанта» наблюдается очевидный дефицит информации - решениям уделяется внимание примерно в четверти материалов -в 27% и 25% соответственно, «Российская газета» уделяет внимания решениям в 36% своих материалов.

Для нас было важно рассмотреть, пишут ли журналисты о мерах, которые позволят предотвращать природные пожары и сокращать их площадь. Именно поэтому в качестве решения мы не учитывали само тушение пожаров, о котором шла речь в большинстве материалов. Далее рассмотрим,из чего складывался этот результат у трех изданий.

Контент-анализ показал, что чаще всего в качестве решения журналисты или герои материалов называют усиление мер

пожарной безопасности: запрет на посещение лесов и разведение костров, введение особого противопожарного режима, выжигание сухой растительности или сжигание мусора. В «Комсомольской правде» этим решениям уделено внимание в 15% материалов, в «Российской газете» - в 19%, в «Коммерсанте» - в 14%. Всего от одного до четырех раз говорится в выборке каждого СМИ о сокращении использования пожароопасных практик, обеспечении полного учета всех ландшафтных пожаров, уменьшении зон контроля, полноценном финансировании лесного хозяйства, системном просвещении людей о причинах пожаров -это первые проценты от всей выборки, которые находятся практически в рамках погрешности. Абсолютно без внимания всех трех СМИ остались вопросы охраны торфяников, исключение наказаний, мотивирующих землевладельцев сжигать горючие материалы, системы стимулов, направленных на максимальное предотвращение пожаров и введение моратория

67

I Антропогенный Природный Не указаны Неизвестны

Рисунок 3. Причины возникновения

пожаров, упоминаемые в СМИ (в %)

Источник: составлено автором.

на освоение диких (малонарушенных) лесов. Создание противопожарных разрывов фигурировало в «Комсомольской правде» и «Российской газете» как один из способов предотвратить распространение пожара, хотя, по мнению Г. Куксина, от этой практики необходимо отказаться, поскольку она не уменьшает, а увеличивает пожарную опасность.

Также в ходе анализа мы обнаружили, что чем чаще СМИ обращают внимание на антропогенные причины возникновения природных пожаров, тем активнее освещаются конкретные решения для предотвращения аналогичных ситуаций. Так, в выборке «Коммерсанта» мы выделили 23 материала, в которых одновременно есть указание на антропогенные причины и на возможные решения, в «Комсомольской правде» таких публикаций 16, в «Российской газете» - 72. В то же время материал, который бы называл конкретные решения проблемы и естественные причины пожаров, у «Коммерсанта» всего один. У «Комсомольской правды» это соотношение составляет 10 и 2, у «Российской газеты» - 15 и 1. Таким образом, присутствует прямая зависимость между признанием наиболее вероятных причин природных пожаров и трансляцией в публичном поле решений по их предотвращению. Мы считаем это наблюдение важным, а его учет на

практике может повысить качество формирования пожарной экологической повестки в СМИ.

В процессе изучения пожаров в российской экологической медиаповестке нас в первую очередь интересовали сообщения, касающиеся России. Однако в сплошную выборку за 2023 г. попало множество материалов о природных пожарах за рубежом: в «Комсомольской правде» - 41%, в «Коммерсанте» - 28%, в «Российской газете» - 19% (см. рис. 4). По результатам проведенного исследования, 93% сообщений о пожарах за рубежом неинформативны сточки зрения причин и решений проблемы. Кроме того, в «Комсомольской правде» в течение трех месяцев лета количество иностранных новостей значительно превалировало над новостями о России. Такой массив сообщений о происшествиях за рубежом с низким уровнем аналитики не оправдан, поскольку уводит внимание от проблем, которые происходят в России и касаются ее граждан напрямую.

Эксперты полагают, что новости о природных пожарах за рубежом могут стать ценным дополнением российской экологической повестки при определенных условиях: описываемые события имеют непосредственное отношение к российской аудитории; материалы СМИ выполняют информационную и воспитательную функции. Это может быть:

• демонстрация экологического ущерба и последствий пожароопасных практик, намеренных поджогов и неаккуратного обращения с огнем;

• репрезентация успешных или безрезультатных примеров борьбы с природными пожарами;

• продвижение нарратива о неестественной и выходящей за рамки нормы природе пожаров;

• сообщение о влиянии природных пожаров в России на экосистемы других стран и наоборот;

20

15

10

^ ^ / ^ ✓ / & ^ #

* # *

Комсомольская правда

30 25 20 15 10 5 0

^ # ^ / ^ А? ^ ^ &

^ ^ ^ л?

Коммерсантъ

30 25 20 15 10 5 0

Российская газета

Все материалы о пожарах в России I Материалы о пожарах в России, в которых присутствует информация о решении проблемы

Материалы о пожарах за рубежом Материалы о пожарах за рубежом, в которых присутствует информация о решении проблемы

Рисунок 4. Соотношение «российской» и «зарубежной» повестки

на исследуемую тему в анализируемых СМИ Источник: составлено автором.

69

5

0

• популяризация темы о связи природных пожаров с такой глобальной проблемой, как изменение климата.

Пока нельзя сказать, что зарубежная пожарная повестка в рассматриваемых нами газетах в полной мере соответствует этим рекомендациям. В центре внимания - масштабы пожаров, человеческие жертвы, гектары выгоревших территорий, ущерб гражданской инфраструктуре, а не причины природных пожаров и варианты решения проблемы.

Выводы

С каждым годом проблема ландшафтных пожаров в России приобретает все более масштабный характер. Важной социальной задачей, которую в таких условиях должны взять на себя СМИ, является экологическое просвещение и продвижение решений, которые уже известны науке, однако все еще

недостаточно распространены на уровне законодательных актов и поведения граждан.

Исследование показало, что не все СМИ осознают важность социальной роли в отношении противопожарного просвещения и формирования экологической повестки. В газетах «Комсомольская правда», «Российская газета» и «Коммерсантъ» критически мало информации о причинах природных пожаров и возможных решениях. Фактически можно сказать, что большая часть сообщений в СМИ по теме пожаров обладает низкой аналитичностью и слабой просветительской функцией. В нашей статье даны рекомендации, которые позволят усовершенствовать практики репрезентации темы пожаров в материалах СМИ. Дальнейшее изучение подобной медиа-повестки позволит выработать комплекс мер для развития экологической журналистики в России.

Примечания

1 Сводный отчет о лесных пожарах на всех видах территорий по состоянию на 31.12.2023. Режим доступа: https://clck.ru/3AMdhX (дата обращения: 25.08.2024).

2 Федеральная информационная противопожарная кампания «Останови огонь!» / ФБУ «Авиалесоохрана». 2024. Март, 15. Режим доступа: https://aviales.ru/popup. aspx?news=5133 (дата обращения: 25.08.2024).

3 Ярошенко А. Нужно прекращать жечь - другого выхода нет / Земля касается каждого. 2024. Февр., 26. Режим доступа: https://earthtouches.me/articles/2024/02/26/ nuzhno-prekrashhat-zhech-drugogo-vyhoda-net/ (дата обращения: 25.08.2024).

4 Природные пожары: кто виноват и что делать? / ВЦИОМ. 2015. Май, 14. Режим доступа: https://wdom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/prirodnye-pozhary-kto-vinovat-i-chto-delat (дата обращения: 25.08.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Мифы о пожарах. Режим доступа: https://dlpinfo.org/fires/mify-o-pozharah/ (дата обращения: 25.08.2024).

6 Там же.

7 Задера С. Рослесхоз: поджог травы не спасет участок от клещей // Российская газета. 2023. Май, 08. Режим доступа: https://rg.ru/2023/05/08/rosleshoz-podzhog-travy-ne-spaset-uchastok-ot-kleshchej.html (дата обращения: 25.08.2024).

8 Режим доступа: https://www.kp.ru/ (дата обращения: 25.08.2024).

9 Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ (дата обращения: 25.08.2024).

1° Режим доступа: https://rg.ru/ (дата обращения: 25.08.2024).

Библиография

Алейникова В.И. Специфика освещения экологической проблематики в системе средств массовой коммуникации // Современные медиакоммуникации в глобализирующемся мире: сб. науч. тр. I междунар. науч.-практ. конф. Казань: Вертикаль знаний, 2021. С. 82.

Бережная М.А. Социальная тележурналистика: учеб.-метод. пособие. СПб.: Роза мира, 2005.

Буйволов Ю.А., Быкова Е.П., Гавриленко В.С., Грибков А.В. и др. Анализ отечественного и зарубежного опыта управления пожарами в степях и связанных с ними экосистемах, в частности в условиях ООПТ. М.: Ин-т глобального климата и экологии Росгидромета и РАН, 2013. Режим доступа: https://www.biodiversity.ru/programs/steppe /docs/pozhar/fires-in-steppe_review20812012.pdf (дата обращения: 25.08.2024).

Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М .: Престиж, 2006.

Иванян Р.Г. Журналистика и социальная работа: природа и опыт институционального взаимодействия: автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2007.

Калинина Н.В. Место экологической журналистики в современной медиасфере // Вестн. АмГУ. 2016. Вып. 72. С. 16-20.

Калинина Н.В. Экологическая журналистика: учеб. пособие. Благовещенск: Амурск. гос. ун-т, 2011.

Королева М.Н. Параинформационные приемы и стратегии СМИ в освещении катастроф природного характера // Меди@льманах. 2020. № 1. С. 68-78. 001: 08.30547/mediaal-manah.1.2020.6878

Коханова Л.А. Экологическая журналистика, РР и реклама: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2015.

Лобашов Р.А. Журналистика социального действия на российском телевидении 2000 годов: форматы, инструменты, механизмы // Меди@льманах. 2010. № 5. С. 30-38.

Сизова Л.В. Социальная миссия экологических медиакоммуникаций // Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия: мат. междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2013. С. 149.

ФедотоваЛ.Н. Власть-смк-власть: социологическая парадигма // Коммуникология. 2016. № 2. С. 13-30.

Федотова Л.Н. Общественное мнение: хулить или хвалить? М.: Вест-консалтинг, 2018.

Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2007.

Фомичева И.Д. Медийный капитал и его состав // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2294 (дата обращения: 25.08.2024).

Фролова Т.И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге. М.: Пульс, 2003.

Фролова Т.И. Гуманитарная повестка дня российских СМИ. М.: МедиаМир, 2014.

Швецов Е.Г., Сухинин А.И., Пономарев Е.И. Исследование влияния погодных условий на возникновение пожаров от гроз // Хвойные бореальной зоны. 2008. Т. 25. № 1-2. С. 47-50.

Дата поступления в редакцию: 11.09.2024 Дата публикации: 20.10.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.