Драфт: молодая наука
М.А. АРАЗОВА
(Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия)
УДК 811.161.1-14(Елагин И.)
ББК Ш33(2Рос=Рус)6-8,445
ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ИВАНА ЕЛАГИНА
Аннотация. В статье представлен анализ любовной лирики Ивана Елагина, - эмигранта второй волны. Нами рассмотрены две ипостаси любви, четко выделяющиеся в поэзии Ивана Елагина, - духовная и телесная. Достаточно внимания уделено и образам реальных женщин, которые оставили свой след в жизни и поэзии Ивана Елагина, которым посвящены многие стихотворения поэта. Но прежде всего автора статьи интересует соотношение образа лирического героя с биографией поэта, а также раскрытие глубоко личной темы с помощью поэтических образов, заимствованных из военной и насильственной лексики, что является следствием влияния катастрофичности ХХ века на мироощущение поэта. Именно в этом мы усматриваем своеобразие поэзии Ивана Елагина.
Ключевые слова: любовная лирика, лирическая поэзия, поэтическое творчество, русская поэзия, русские поэты, тема любви.
Иван Елагин (1918-1987) - один из самых ярких поэтов второй волны эмиграции. Он уехал из СССР в годы Второй мировой войны, когда его жизнь и жизнь его семьи попала под угрозу. В биографии поэта было много трагических моментов, и его личные трагедии, и трагедия всего ХХ века отразились в поэзии Ивана Елагина. Все его стихотворения, какой бы теме они ни были посвящены, так или иначе несут на себе отпечатки катастрофичности того времени, той эпохи, в которой жил Иван Елагин.
Существенную роль в поэзии Ивана Елагина сыграла экзистенциальная и онтологическая проблематика. Для поэта особенно важны категории жизни, смерти, свободы выбора, страха, являющиеся основными проблемными парадигмами экзистенциализма. В этот же ряд встраивается тема любви, весьма значимая для ранних поэтических сборников Елагина, но по разным причинам оставшаяся нераскрытой в работах исследователей елагинской поэзии. Обычно любовная лирика максимально далека от бытовой проблематики, сатиры, и это дает воз-
© Аразова М. А., 2017
37
Драфт: молодая наука
можность рассмотреть самые тонкие душевные сферы лирического героя. Но в поэзии Ивана Елагина, впитавшей в себя изломанность своего времени, даже на самое чистое чувство накладывается трагизм. Цель нашей работы - на примере любовной лирики Ивана Елагина показать пересечение личной и всеобщей трагедии - своеобразие всей елагинской поэзии.
Любовная тема раскрывается в лирике Ивана Елагина в двух ипостасях: духовной и телесной. Преимущественно это именно духовная любовь, сопрягаемая с одним из трех чувств: нежностью, тоской или тревогой.
Ранние любовные стихотворения поэта посвящены его первой жене, поэтессе Ольге Анстей (настоящее имя - Ольга Штейнберг). Иван Елагин женился на Ольге Анстей в 1937 году, вместе с ней они покинули родину и уехали жить в Америку, хотя вскоре брак распался. Впрочем, отношения с Ольгой оставались дружескими до конца. Ранние любовные стихотворения пропитаны нежностью к любимой женщине. Женщина всегда легкая, воздушная, словно не от мира сего. «Ты вся - эскиз карандашом» [Елагин т. 1: 85], - пишет Елагин. Лирический герой робеет перед возлюбленной, он старается ее защитить от насилий этого мира. Ведь «еще ей небо снится» [Елагин т. 1: 148], ей еще рано обрубать мечты топором. Герой одухотворяет свою вторую половину. Глаза, волосы, руки, взгляд любимой - все это представлено как милость, данная свыше:
И прядь волос - твоих волос -Мне ветер даровал как милость... Как время не остановилось? Как сердце не оборвалось? [Елагин т. 1: 44] Замирание сердца, обожествление одного лишь мига, в котором поэт, несомненно, счастлив, - характерно для ранней лирики Ивана Елагина. Любовь для раннего лирического героя - это благо, в ней можно укрепить свои силы, любовь противостоит всем бедам этого мира. Любовь - маленький кусочек счастья среди бесконечных бед и горестей. Именно в любви герой находит свое спасение, ведь в ней все можно разделить поровну, все можно рассказать, зная, что тебя поймут и не предадут. Что-то светлое, теплое сквозит в этих елагинских стихотворениях, ведь в любви герои почти дотягиваются до рая. Не случайно рядом с образом любимой женщины поэт видит ангелов: У окна стоят с тобою рядом Ангелы босые на снегу [Елагин т. 1: 198]
Драфт: молодая наука
Все стихотворение - чудесная рождественская сказка. Такая светлая и спокойная, что невольно перестаешь верить, что это стихотворение написано много выстрадавшим в жизни поэтом. Важно, что в этих стихотворениях всегда присутствует нежность, а не страсть. Ей даже посвящено отдельное стихотворение:
Нежность, видно, родилась заикой -Ей слова даются тяжело. Ей бы медвежонком в чаще дикой На заре обнюхивать дупло [Елагин т. 1: 185]. Далее в стихотворении нежность сравнивается с кошачьей лаской, а кот признан «ветераном в любви». Но под конец стихотворения Елагин вдруг приходит к тому, что его нежность никому не нужна. И внезапно его любовь начинает сопрягаться с чувством грусти из-за того, что невозможно надолго удержать свое счастье в руках. Здесь Елагин обращается к излюбленной метафоре горения - рано или поздно любовь выгорает. А для того, чтобы вновь зажечь погасшего человека требуется немалое количество усилий: Спичка - девочке с косичками, Спичка - женщине шальной. Сердце - коробок со спичками -Разошелся по одной. Израсходовался дочиста, Разлетелся задарма. Так что, если очень хочется, Разжигай меня сама. [Елагин т. 1: 153]
Лирический герой, как мы видим из этого стихотворения, всего себя истратил на любимых женщин. И теперь он пустой внутри, погасший. Интересно, что любовь в сознании поэта сопрягается именно со стихией огня, тогда как речь идет больше о нежности, чем о страсти.
Главной причиной тоски в елагинских стихотворениях является разлука. «Дорога разлук неминуема» [Елагин т. 1: 147], - пишет поэт. Стихотворения о разлуке всегда смиренны. Лирический герой ничего не пытается исправить, потому что знает, что разлука - обязательный этап в любви. Рано или поздно с любимым человеком приходится прощаться. Герой не ищет виноватых, потому что их нет. Просто так получилось, и это следует принять как данность. Но с уходом любви в жизнь вступает страшное одиночество, от которого нельзя укрыться. Оно настигает героя и днем, и особенно ночью, мучая его бессонницей. Иногда лирический герой все-таки признает вину обоих в этом
Драфт: молодая наука
одиночестве. «Мы правы, друг от друга отстранясь, Упившись каждый собственною мукой» [Елагин т. 1: 147], - пишет поэт. Но сколько же в этой правоте горькой иронии! Даже признаваясь сам себе в собственной неправоте, лирический герой отказывается что-либо исправлять. Ему куда проще отпустить человека, чем работать над разрушившимися отношениями. В очень красивом и одновременно очень грустном стихотворении «Отпускаю в дорогу, с Богом!» герой прощается с любимой женщиной, обрекая себя на бесконечные страдания. В конце стихотворения он остается один, подавленный и беззащитный: Отдаю тебя всем соблазнам, Встречам легким, веселым, праздным, И печальным горячим встречам В час, когда защититься нечем [Елагин т. 1: 179] Здесь, несомненно, лирический герой наделен автобиографическими чертами: в ранней любовной лирике Ивана Елагина отразилось и восхищение О. Анстей, и разрыв с ней в 1950 году, после приезда в США, тяжело переживавшийся поэтом. Елагин в то время остался в чужой стране и в чужом городе, не зная английского языка, совершенно один. Последующие несколько лет поэту было очень тяжело и одиноко. Он тратил время на выпивки, играл в карты, заводил кратковременные романы. Тем не менее, он нашел в себе силы жить дальше, работать, писать стихотворения. Так и лирический герой ищет что-то положительное - он оправдывает разлуку, понимая высшую мудрость всего происходящего. Разлука представляется, как еще один способ сохранить любовь, ведь в разлуке люди все друг другу прощают: Я счастлив. И нет мне дела, Что меж нами преграды одни. Как бы ты мне надоела, Если бы не они! [Елагин т. 2: 274]
Но говорить полностью о том, что в любви лирический герой забывает все горести и беды, не приходится. Ведь чувство тревоги, свойственное всей лирике Елагина, вне зависимости от темы и времени написания, пронизывает и любовную лирику. В стихотворении «Встали за ночь сугробы в сажень» герой испытывает непонятный страх. Ему мерещится то волк, завывающий у ворот, то птица, бьющаяся в окно. Он просит милую успокоить его, пожалеть, но в страхе даже не может произнести ее имени. Так, душа поэта, раненая войной и смертью близких людей, даже в любви чувствует какую-то опасность. Не случайно образ любимой женщины Елагин передает через военную терминологию:
Драфт: молодая наука
Как мятежники держат ружье, Так вы держите гнев наготове. Оттого и на сердце мое
Замахнулись тяжелые брови [Елагин т. 1: 234].
Так катастрофичность ХХ столетия становится источником поэтической образности у Ивана Елагина. Не отдельными темами, но яркими образами, насильственной лексикой попадает война и трагедия даже в любовную лирику поэта. Лирического героя пугает все вокруг. Гнев ему представляется как смертельное оружие, а взмах бровей - как движение перед ударом. В другом стихотворении поэт подбирает глазам любимой женщины множество страшных определений: У вас в глазах то робость, То озорство, то страсть. У вас глаза, как пропасть, Где так легко пропасть. Они у вас туманны, И чуть блестят они. У вас глаза - капканы, Ловушки, западни. Там вспыхивает шатко, Там прячется, скользя, -Решимость и оглядка, И можно, и нельзя, Открытость и рисовка, Отчаянье и блажь -Глаза, как маскировка, Глаза, как камуфляж, Как лунных два осколка, Как дымных два цветка, И целятся недолго, И бьют наверняка. Они у вас бездонней Всех омутов и рек, У вас в глазах - погоня, У вас в глазах - побег. И собственному сердцу Я говорил не раз, Что мне не отвертеться От ваших дымных глаз. В них темный ветер риска,
В них сам себе я снюсь. Когда-нибудь я низко
Над ними наклонюсь. [Елагин т. 1: 237-238] Женщина и мужчина словно вступают друг с другом в войну, в которой женщина одерживает победу только при помощи своих прекрасных и одновременно ужасных глаз. В стихотворении «Их было много - золотистых ливней» [Елагин т. 1: 89] поэт даже просит самого Господа умилосердить ее глаза, ведь он тянется к ним, как тянутся «к автомобильным фарам, / Несущим ослепительную смерть». Так, бесконечные страхи и тревоги даже в любви мешают поэту обрести спокойствие.
В какой-то момент дисгармония в любви перерастает ее целительную силу и появляется другая ипостась любви в поэзии Ивана Елагина - ее телесная форма воплощения. Она представлена в очень небольшом количестве поздних стихотворений. В них женщина может быть представлена как эротический объект. Лирический герой восхищается ее телом, желает ее. Самое показательное стихотворение - « Женщина в блеске свечей» [Елагин т. 1: 438]. В нем поэт описывает женщину со всеми ее формами, с ее пластичностью и признается, что он «дуреет» при одном только виде ее. Томит миражем В пустыне, Пока не ляжем. И не остынем. В ее трясине, В ее болоте, В низинах Ее плоти.
Это стихотворение очень чувственное, но уже здесь просматривается основное отношение Елагина к плотской любви. Такой род любви Елагин в дальнейшем назовет «грехопадением». В своей поздней лирике он любуется обнаженным женским телом, с желанием смотрит на молодых и прекрасных студенток. Женщина, возжигающая телесные желания, тоже поэтизируется поэтом, но ей он отдает гораздо меньше своих душевных сил и эмоций. Такая любовь представляется лирическим героем лишь как разрядка, но она не способна дать что-то большее, поэтому Елагин в своей поэзии отдает предпочтение чистой душевной любви, пусть и сопровождаемой тревогой и разлукой.
Поздние стихотворения о любви Ивана Елагина посвящены Ирине Даннгейзер, его второй жене, русской по матери:
Я не думал о вас. Ваше русское имя
На туманном стекле написалось само.
Я и осень моя со стихами моими
С этих пор адресованы вам, как письмо [Елагин т. 1: 184].
С приходом Ирины Даннгейзер (Ёлы или Ёлки, как ее называли в быту) в жизни Ивана Елагина наступил душевный покой.
Лирический герой поэзии Ивана Елагина несомненно несет в себе автобиографические черты. Об этом говорят и посвящения реальным женщинам, сыгравшим значительные роли в жизни поэта, и существенные переклички с биографией Елагина. Но в большинстве стихотворений лирический герой вовсе не равен автору. Елагин наделяет его чертами самого обычного человека ХХ столетия, который страдает от бесконечных войн, разрушений, страхов и предательств. Для Елагина здесь важно то, что трагедии времени накладывают отпечаток на его героев, чем бы они ни занимались, о чем бы они ни думали. Погружение в любовную лирику Ивана Елагина помогает глубже понять своеобразие его поэзии, впитавшей в себя всю онтологическую и социальную дисгармонию ХХ века.
ЛИТЕРАТУРА
Елагин И. Собрание сочинений: в 2 т. / И. Елагин; вступ. ст. Е. Витковского. - М.: Согласие, 1998.
Синкевич В. Последние дни Ивана Елагина // Новый мир. -1990. - № 3. - С. 187-193.
Фесенко Т. Ольга Николаевна Анстей // Новый журнал. - 1985. -№ 161.
Науч. руководитель: Матвеева Ю. В., д.ф.н., проф.