Научная статья на тему 'Тема «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны» в студенческих исследованиях: от замысла до первых результатов'

Тема «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны» в студенческих исследованиях: от замысла до первых результатов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
646
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СССР / СЕВЕРО-ВОСТОК РОССИИ / КАМЧАТКА / СТУДЕНЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / GREAT PATRIOTIC WAR / USSR / RUSSIA'S NORTH-EAST / KAMCHATKA / STUDENTS' RESEARCHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Адуканова Надежда Анатольевна, Ильина Валентина Александровна

В статье рассматривается потенциал темы «Камчатская область в годы Великой Отечественной воны» в студенческих исследованиях. Обращается внимание на то, что данная тема недостаточно изучена региональным научным сообществом. Приводятся сведения о первых результатах работы студентов-историков и преподавателей кафедры истории и философии социально-экономического факультета Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга над темой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBJECT “KAMCHATSKAYA OBLAST IN THE YEARS OF THE GREAT PATRI- OTIC WAR” IN STUDENTS’ RESEARCHES: FROM CONCEPTION TO THE FIRST OUTCOMES

The article envisages the force of the theme “Kamchatskaya Oblast in the years of the Great Patriotic War” in students’ researches. It calls attention to the fact that this subject has not been studied sufficiently by regional scientific community. It contains the data about the first results of the work on this topic done by students-historians and professors of the History and Philosophy Department of Socio-Economic Faculty of Vitus Bering Kamchatka State University.

Текст научной работы на тему «Тема «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны» в студенческих исследованиях: от замысла до первых результатов»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ КАМГУ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА: МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

SCIENTIFIC LIFE OF VITUS BERING KAMCHATKA STATE UNIVERSITY:

YOUNG RESEARCHERS

УДК 94(571.66).084.8.001.5

Н. А. Адуканова, В. А. Ильина

ТЕМА «КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» В СТУДЕНЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ПЕРВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В статье рассматривается потенциал темы «Камчатская область в годы Великой Отечественной воны» в студенческих исследованиях. Обращается внимание на то, что данная тема недостаточно изучена региональным научным сообществом. Приводятся сведения о первых результатах работы студентов-историков и преподавателей кафедры истории и философии социально-экономического факультета Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга над темой.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, СССР, Северо-Восток России, Камчатка, студенческие исследования

N. A. Adukanova, V. A. Ilyina

THE SUBJECT "KAMCHATSKAYA OBLAST IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR" IN STUDENTS' RESEARCHES: FROM CONCEPTION TO THE FIRST

OUTCOMES

The article envisages the force of the theme "Kamchatskaya Oblast in the years of the Great Patriotic War" in students' researches. It calls attention to the fact that this subject has not been studied sufficiently by regional scientific community. It contains the data about the first results of the work on this topic done by students-historians and professors of the History and Philosophy Department of Socio-Economic Faculty of Vitus Bering Kamchatka State University.

Key words: Great Patriotic War, USSR, Russia's North-East, Kamchatka, students' researches

Работа по патриотическому воспитанию молодежи ведется многими социальными и политическими институтами Российской Федерации. Немалую роль в этом процессе занимают образовательные учреждения, в частности высшие учебные заведения. В практике преподавания истории России, регионалистике есть возможность коснуться сюжетов прошлого, заложить ценностные установки, эмоционально воздействовать на подрастающее поколение, способствовать формированию навыков научно-исследовательской и проектной деятельности студентов. Несомненно, историческое содержание с его героическими и трагическими страницами — достойный фундамент в сложнейшей работе по патриотическому воспитанию. Обширная историография событий Великой Отечественной войны постоянно пополняется новыми исследованиями, тем не менее, региональный аспект проблемы изучен еще недостаточно.

Камчатка в годы войны оказалась своеобразным регионом, со своей особой геополитической и стратегической ситуацией. Камчатская область в условиях военного времени являлась зоной концессионной деятельности Японии. По содержанию, объемам, срокам проведенных и выполненных военно-мобилизационных мероприятий ее никак нельзя назвать глубоким тылом. Это был тыл, приближенный к фронту, или невоюющий фронт [6, с. 45]. Исход Победы не решался на Камчатке, но вклад ее жителей в общее дело Победы — неоценим.

Первая попытка обобщить эту тему была сделана в 1959 г. [2]. В конце XX в. краеведы опубликовали отдельные работы [9, 15, 17 и др.], раскрывающие жизнь региона в условиях военного времени. Но в силу ряда объективных причин единого исследования не сложилось.

С 2005 г. данная тема стала выступать как часть исследования сотрудников кафедры истории и философии, а также сотрудников Государственного архива Камчатского края (далее — ГАКК). По результатам этой работы в 2010 г. был подготовлен и издан сборник документов «Камчатская область в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн 1939-1945 гг.» [12]. Сборник представляет собой научную публикацию более 500 малоизвестных и ранее не публиковавшихся документов, раскрывающих вклад Камчатской области в общее дело Победы. Авторы-составители ввели ряд новых сюжетных линий в структуру и содержание сборника. Так в отдельных разделах представлена Камчатская область накануне и в начале войны. Впервые собраны документы, отразившие повседневную жизнь и быт камчатцев в условиях военного времени. Но и к обязательным, традиционным сюжетам об оборонной работе, трудовом подвиге камчатцев, сборе и сдаче средств в фонд обороны страны, предложены иные ракурсы их рассмотрения и новые документы [12, с. 7].

Данный сборник получил достойную оценку В. П. Андреева, доктора исторических наук, профессора, который отметил, что это «...издание заметно расширяет наши знания о войне, они пополнились новыми фактами, подробностями, важными штрихами» [1, с. 270].

Профессорско-преподавательский состав кафедры и сотрудники ГАКК подготовили ряд исследований по региональной проблематике, в той или иной мере касающихся отдельных аспектов из истории Камчатки в военное время: общественно-политическая жизнь региона в 1941-1953 гг. [8], советская концессионная политика на Северо-Востоке страны [13], деятельность Акционерного Камчатского общества и его роль в хозяйственном освоении Северо-Востока в начале войны [4], документальная база ГАКК за период 19411945 гг. [16].

Следующим шагом в продолжении изучения проблем по участию Камчатской области в событиях Великой Отечественной войны явилась значительная работа сотрудников кафедры в 2014 г. по подготовке к изданию коллективной монографии «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны: неизвестные страницы» [10]. Авторским коллективом предложены новые подходы в общетеоретических и в ряде конкретно-исторических вопросов. Безусловно, выполненное исследование не претендует на полноту и всеохватность. Авторы обращают внимание

профессионального сообщества на то, что многие аспекты проблемы требуют дополнительного изучения. К ним относятся: геополитические приоритеты и реализация советских внешнеполитических целей в АТР в предвоенные и военные годы; Дальний Восток как зона активного взаимодействия со странами антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны; оборонный потенциал Дальнего Востока и Камчатки накануне и в годы войны; особенности функционирования органов государственной власти и управления на Камчатке в чрезвычайных условиях войны; промышленные предприятия, колхозно-совхозная система, транспорт Камчатки как составная часть оборонного комплекса СССР в 1941-1945 гг.; демографическая ситуация в регионе в годы Великой Отечественной войны: трудовой и мобилизационный потенциал; факторы морально-психологической и социально-экономической устойчивости дальневосточного социума в годы Великой Отечественной войны; человек в реалиях тыловой повседневности; камчатцы на фронтах и дальневосточных границах в годы Великой Отечественной войны [10, с. 7]. Тема «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны» требует дальнейшего изучения и написания исторических исследований по указанным аспектам проблемы.

В связи с этим, профессорско-преподавательский состав кафедры с 2005 г. стал привлекать студентов исторического факультета по специальности «История» для этой работы. Определенным достижением кафедры является восстановление написания курсовых и квалификационных работ по региональной истории первой половины XX в. на основе архивных источников как со студентами дневной, так и заочной форм обучения. Выполнение данного вида работы требует и от научного руководителя и от студента больших организационных усилий, затрат времени, сформированности специфических исследовательских приемов работы, а порой и отдельных консультаций со специалистами архива, музея, научной библиотеки, краеведами города [5, с. 204205]. Подобная форма интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании [18, с. 75-76] необходима на сегодняшний день, т. к. способствует кадровому обеспечению научных исследований. Кроме того, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — выполнение студен-

тами курсовых и выпускных квалификационных работ является одним из главных требований.

Активизация работы кафедры в рамках студенческих исследований началась с 2005 г., как отмечалось выше, с момента подготовки сборника документов «Камчатская область в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн 1939-1945 гг.». Так, в 2006 г. к работе по первичной проверке набранного текста разделов, выявлению аббревиатур, имен, понятий были привлечены студенты 4 курса исторического факультета отделения заочного обучения КамГУ им. Витуса Беринга. Впервые у студентов появилась возможность приобщиться к «ремеслу историка», приобрести профессиональные умения по работе с настоящим историческим документом, принять участие в создании сборника документов [7, с. 114].

В 2007 г. студенты-историки группы И-07 подготовили исследовательский проект «День за днем.»: камчатцы в реалиях военной повседневности 1941-1945 гг.». Студенты предприняли попытку изучить продовольственное снабжение жителей Камчатки в годы войны, направления морской транспортной связи Камчатки с «материком», месячный бюджет семьи (в количестве на 6 человек), проживавших в Петропавловске-Камчатском в 1943 г., категории населения, имевших право на получение продкарточки во время войны, положение женщин Камчатки на трудовом фронте и сферы применения женского труда, а также репертуар драмтеатра и другие аспекты культурной жизни г. Петропавловска в годы войны. По итогам первых архивных изысканий студенты-историки пришли к выводам о том, что результаты исследования позволяют выявить неизученные сюжеты камчатской истории, а также на основе собранных материалов реконструировать неизученные стороны повседневной жизни камчатцев в условиях военного времени. Кроме того, архивные документы, воспоминания опровергают сложившиеся стереотипы и мифы о том, что в «.глубоком тылу, и на американской тушенке Камчатка прожила безбедно» [14].

В 2010 г. в рамках учебной архивной практики была продолжена работа студентов по извлечению документов по теме «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны». Полученные данные позволили объективно представить некоторые аспекты из истории Камчатки в годы Великой Отечественной войны, выявить возможность применения их в образовательных учреждениях Камчатского края.

На сегодняшний день часть студентов социально-экономического факультета продолжают исследования по истории региона под руководством преподавателей кафедры. Результаты этой работы были представлены в проектах, курсовых и выпускных квалификационных работах, рефератах студентов-историков. Студенты с отдельными тематическими исследованиями (курсовые и выпускные квалификационные работы) с 2007 г. ежегодно принимают участие в Неделях студенческой науки.

В 2014 г. в рамках деятельности лаборатории исследований истории Северо-Востока научно-исследовательского института региональных гуманитарных проблем по Программе стратегического развития КамГУ им. Витуса Беринга на 2012-2016 гг. по итогам учебной архивной практики был организован и проведен второй факультетский конкурс студенческих исследовательских работ «Камчатка в годы Великой Отечественной войны». Для его проведения сотрудниками лаборатории было разработано Положение о факультетском конкурсе. Основная цель конкурса — содействие профессиональному и гражданскому становлению молодых исследователей-краеведов.

Его основными задачами были:

- пропаганда среди студентов различных форм научного творчества в соответствии с принципом единства науки и практики;

- развитие интереса студентов к фундаментальным исследованиям, как основе создания новых знаний;

- формирование высокого уровня исторического сознания и региональной культуры;

- разработка современных подходов к решению проблем в области региональной истории.

В данном конкурсе приняли участие студенты-историки 3-5 курсов социально-экономического факультета со своими исследовательскими проектами. Защита конкурсных работ состоялась 8 октября 2014 г. на базе КамГУ им. Витуса Беринга. Особенностью данного конкурса является то, что его организуют и проводят сами студенты при содействии сотрудников лаборатории. В конкурсе приняли участие 8 студентов-историков 3-5 курсов социально-экономического факультета. Студенты подготовили научно-исследовательские проекты по некоторым проблемам из истории Камчатской области в годы Великой Отечественной войны. В работах студентов были представлены сюжетные линии, касающиеся мобилизационной работы на Камчатке в 1930-х гг., жизни

камчатцев в реалиях тыловой повседневности в 1941-1945 гг. и досуга жителей г. Петропавловска в военные годы, периодической печати в годы войны на примере газеты «Камчатская правда» за 1941-1942 гг., жилищного фонда города Петро-павловска-Камчатского в 1941-1945 гг. и др.

Конкурсные работы студентов-историков второго факультетского конкурса прошли апробацию на региональном, федеральном и, отчасти, международном уровнях. По итогам конкурса были выявлены лучшие проекты, авторы которых продолжили свои исследования и дальнейшее участие в различных мероприятиях. Так, 15-17 октября 2014 г. в рамках XII ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Человек в истории: Дальний Восток, Камчатка как составная часть стратегического тыла СССР в годы Великой Отечественной войны» работы студентов были представлены в рамках студенческой секции «Камчатцы в реалиях тыловой повседневности», по итогам которой был опубликован сборник научных статей [3].

Результаты студенческих исследований по проекту были объединены в комплексную тему «Учебные презентации по теме «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны» (в помощь учителю истории)» и заявлены к участию на VI Всероссийском студенческом форуме. Цель проекта — создание комплекса учебно-методических материалов по теме «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны» для оснащения учебного и воспитательного процесса в школах и других учебных заведениях Камчатского края. Авторами проекта выступили студенты-историки и преподаватели кафедры истории и философии социально-экономического факультета. После экспертной оценки данный проект был допущен к участию в финале Форума, который прошел 10-11 декабря 2014 г. в Москве на базе Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Командный проект был представлен в номинации «Новые компетенции» в рамках конкурса «Историческое наследие».

В конце 2014 г. была продолжена работа над историко-архивным исследованием «Учебно-методические материалы по региональной истории в помощь учителю по теме «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны», результаты которого были представлены на первом региональном молодежном инновационном конкурсе Камчатского края в декабре 2014 г. По итогам двух этапов конкурса данный командный проект

стал победителем в номинации «Научно-исследовательские и инновационные проекты в области социально-гуманитарных наук».

В 2015 г. авторы командного проекта начали подготовку к публикации учебно-методического пособия «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны» [11]. В марте 2015 г. данный командный проект был успешно представлен на Региональной выставке научно-технического творчества молодежи «Шаг в будущее — 2015», по итогам которой был удостоен дипломом I степени в рамках «Гуманитарного направления» (номинация «Молодые исследователи»).

В апреле 2015 г. студенты-историки представили доклад о реализации командного проекта на пленарном заседании Российской научной конференции с международным участием «СССР в Великой Отечественной войне: взгляд из XXI века», которая проводилась в Национальном исследовательском Томском государственном университете. Летом 2015 г. была проведена презентация командного проекта на Всероссийском молодежном форуме Таврида-2015, проводившегося в Крыму.

По результатам работы над проектом студенты совместно с преподавателями кафедры подготовили учебно-методическое пособие для учителей школ Камчатского края. Новый учебно-методический комплекс с электронным сопровождением в помощь учителю истории позволит организовать учебный и воспитательный процесс с целью формирования толерантного и эмоционально-ценностного отношения подрастающего поколения к истории своей страны. В учебно-методическом пособии предложены методические рекомендации по изучению различных аспектов темы «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны».

В перспективе имеется возможность расширить проблематику и источниковую базу исследования. В 2015 г. в ходе учебной архивной практики студенты-историки 2 курса работали с источниками военного периода ГАКК. На основе документов различных видов (отчеты, справки, директивы, жалобы трудящихся, народно-хозяйственные планы, обзоры, докладные записки, мемуары и пр.) были представлены новые сюжетные линии из истории региона в 1941 -1945 гг.: займовая работа, всевобуч в годы войны, сельское хозяйство на Камчатке в условиях военного времени, промышленные предприятия Камчатки, деятельность театра и музея по патриотической работе, воспитание трудящихся в военный пери-

од, система школьного образования в годы войны. Студенты, проводя внутреннюю и внешнюю критику источников, сумели определить место и историческое значение документов как для современников, так и для исследователей, и для простых людей. Тем самым, такая форма работы позволяет продолжить исследование по проблеме и способствует интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности студентов-историков.

в первую очередь, обеспечению педагогов Камчатского края учебно-методическими материалами с электронным сопровождением для оснащения учебного и воспитательного процессов. Кроме того, использование материалов проекта будет содействовать патриотическому воспитанию молодежи региона, Российской Федерации, вовлечению молодежи в изучение событий военной истории и рост историко-просветительского движения. Несомненно, такая работа может содействовать активизации волонтерского движения, направленного на сохранение исторической памяти о военном прошлом Камчатки и формированию ценностного отношения к историческому прошлому региона и его вкладу в общее дело Победы. Материалы студенческих исследований по теме «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны» будут полезны при акцентировании внимания обучаемых на малоизвестных страницах из истории Великой Отечественной войны, и, безусловно, повышении интереса к изучению истории своей семьи и ее жизни в военный период.

В заключение следует отметить практическую значимость и социальный эффект при реализации студенческих исследований по теме «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны» за последние 10 лет. У студентов-историков, выполняющих подобные исследования, формируются и развиваются навыки научно-исследовательской деятельности. В своих первых исследованиях с помощью научных руководителей они предпринимают попытки в систематизации и введении в научный оборот ранее неиспользованных исторических источников по теме исследования, участвуют в подготовке учебно-методического пособия. Все это способствует,

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Андреев В. П. Сборник документов о камчатцах в годы войны // Сибиряки в Великой Отечественной войне: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы, 29-30 апреля 2010 года / Под ред. Е. Э. Казакова. — Новосибирск: Русско-немецкий университет, 2010. — С. 264-271.

2. Глускин И. Н. Подвиг трудящихся Камчатки в годы Великой Отечественной войны. — Петропавловск-Камчатский, 1959.

3. Дальний Восток, Камчатка как составная часть стратегического тыла СССР в годы Великой Отечественной войны: Материалы XII межрегиональной научно-практической конференции «Человек в истории» (15-17 октября 2014 г.): сборник материалов XII межрегиональной научно-практической конференции // отв. ред. Н. В. Камардина. — Петропавловск-Камчатский: Кам ГУ им. Витуса Беринга, 2014.

4. Ильина В. А. Акционерное Камчатское общество в хозяйственном освоении и развитии Камчатки в 1927-1941 гг.: монография / В. А. Ильина ; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013.

5. Ильина В. А. История Камчатского края в студенческих исследованиях: к обсуждению проблемы // Инновационные процессы в образовании и науке: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей / Материалы региональной научно-практической конференции 2-6 февраля 2009 года. — Часть II. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2009. — С. 204-211.

6. Ильина В. А. Камчатцы в условиях начала Великой Отечественной войны (июнь-декабрь 1941 г.) // Материалы XXVII Крашенинниковских чтений «Верные долгу и отечеству». — Петропавловск-Камчатский: Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова, 2010. — С. 41-45.

7. Ильина В. А. Первые результаты по созданию нового сборника документов «Камчатская область в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн» // Материалы XXIII Крашенинниковских чтений «О камчатской земле написано.». — Петропавловск-Камчатский: Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова, 2006. — С. 112-115.

8. Камардина Н. В. Советский Дальний Восток в военные и послевоенные годы: идеология и общественное сознание (1941-1953 гг.): монография / Н. В. Камардина ; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012.

9. Камчатская область в годы Великой Отечественной войны. — Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство, 1975.

10. Камчатская область в годы Великой Отечественной войны: неизвестные страницы: коллективная монография / Т. В. Воробьева, В. А. Ильина, Н. В. Камардина, А. В. Костыря, С. Г. Кошкарева, А. И. Кириллова, А. С. Сесицкая; под общ. ред. В. А. Ильиной; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2015.

11. Камчатская область в годы Великой Отечественной войны: учебно-методическое пособие / под ред.

B. А. Ильиной; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2015.

12. Камчатская область годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Сборник документов Государственного архива Камчатского края 1939-1945 / Сост. В. А. Ильина, Е. П. Абрамова, И. В. Витер, А. С. Сесицкая; Под ред. В. А. Ильиной. — Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга», 2010.

13. Кошкарева С. Г. Советская концессионная политика на Северо-Востоке страны в 1920-1945 гг.: монография / С. Г. Кошкарева ; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Ви-туса Беринга, 2012.

14. Материалы презентации О. Глазовой, Н. Ткаченко, Р. Болотовой «День за днем...»: камчатцы в реалиях военной повседневности 1941-1945 гг.», научный руководитель: В. А. Ильина, кандидат исторических наук, доцент. — слайд № 13.

15. Петропавловск-Камчатский: 1740-1990: история города в документах и воспоминаниях. — Петропавловск-Камчатский: Пресс, 1994.

16. Сесицкая А. С. Камчатка в годы Великой Отечественной войны в документах Государственного архива Камчатского края: 1941-1945 гг.: моногр. / А. С. Сесицкая ; КамГУ им. Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2015.

17. Советы Северо-Востока: Сб. документов и материалов. Ч. II. (1941-1961 гг.) / Сост.: В. Г. Гончаров,

C. В. Гунько, Л. Г. Лагузинская и др. — Магадан: Книжное издательство, 1982.

18. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании // Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Новосибирск: Нор-матика, 2014. — С. 75-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.