Научная статья на тему 'Тема детства в творчестве писателей Якутии'

Тема детства в творчестве писателей Якутии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
595
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ОБРАЗ / МИР ДЕТСТВА / Н. Е. МОРДИНОВ / С. А. ПОПОВ-ТУМАТ / И. И. ИНОКЕНТЬЕВ / В. ФЕДОРОВ / С. МОСКВИТИН / И. В. МИГАЛКИН / YAKUT LITERATURE / IMAGE / WORLD OF CHILDHOOD / N. E. MORDINOV / S. A. POPOV-TUMAT / I. I. INOKENTYEV / V. FEDOROV / S. MOSKVITIN / I. V. MIGALKIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пашкевич Ольга Иосифовна

В статье рассматривается изображение детства как важного периода в жизни человека на примере творчества писателей Якутии. Произведения якутских авторов во многом автобиографичны, в них прослеживается влияние окружающей природы и социума на становление личности главных героев, их убеждений и ценностей. В связи с этим в работе делается попытка выявить особенности языкового выражения детских воспоминаний, для чего привлекаются произведения, ранее не изученные в данном ракурсе. В исследовании широко раскрываются принципы этнопедагогики народа саха, а также передаются черты национального менталитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDHOOD THEME IN YAKUTIA WRITERS’ WORKS

The article deals with the image of childhood as an important period in human life by the example of the Yakut writers’ creativity. The Yakut writers’ works are largely autobiographical; they trace the influence of the surrounding nature and the society on the formation of the main characters’ personalities, their beliefs and values. In this regard, the paper attempts to identify the features of the linguistic expression of childhood memories, which involves works that have not been previously studied in this perspective. The writers widely reveal the principles of the Sakha people’s ethnopedagogy, and also convey the nationnal mentality features.

Текст научной работы на тему «Тема детства в творчестве писателей Якутии»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.4.77

Пашкевич Ольга Иосифовна

ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ ЯКУТИИ

В статье рассматривается изображение детства как важного периода в жизни человека на примере творчества писателей Якутии. Произведения якутских авторов во многом автобиографичны, в них прослеживается влияние окружающей природы и социума на становление личности главных героев, их убеждений и ценностей. В связи с этим в работе делается попытка выявить особенности языкового выражения детских воспоминаний, для чего привлекаются произведения, ранее не изученные в данном ракурсе. В исследовании широко раскрываются принципы этнопедагогики народа саха, а также передаются черты национального менталитета. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2019/4/77.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 4. C. 374-377. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 821.512.157.09 Дата поступления рукописи: 10.01.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.4.77

В статье рассматривается изображение детства как важного периода в жизни человека на примере творчества писателей Якутии. Произведения якутских авторов во многом автобиографичны, в них прослеживается влияние окружающей природы и социума на становление личности главных героев, их убеждений и ценностей. В связи с этим в работе делается попытка выявить особенности языкового выражения детских воспоминаний, для чего привлекаются произведения, ранее не изученные в данном ракурсе. В исследовании широко раскрываются принципы этнопедагогики народа саха, а также передаются черты национального менталитета.

Ключевые слова и фразы: якутская литература; образ; мир детства; Н. Е. Мординов; С. А. Попов-Тумат; И. И. Инокентьев; В. Федоров; С. Москвитин; И. В. Мигалкин.

Пашкевич Ольга Иосифовна, к. филол. н., доцент

Якутский институт водного транспорта (филиал) Сибирского государственного университета водного транспорта pashkevich1960@Ьк гы

ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ ЯКУТИИ

К миру детства как неотъемлемой части жизни людей обращали взор не только мастера слова, но и художники, педагоги, философы. Целью нашей работы является выявление особенностей художественного изображения детства в литературе народов Якутии. Для этого решаются следующие задачи: анализируется описание поведения ребёнка и психологии ребёнка в межкультурном контексте, прослеживается отражение национального менталитета в произведениях писателей - представителей малочисленных народов Севера, сравниваются стили якутских авторов.

Новизна исследования состоит в том, что в поле наших интересов находятся неизученные в данном аспекте произведения, а также привлекаются недавно вышедшие книги. В литературоведческом плане актуальность статьи состоит в постановке проблемы современной детской литературы Якутии и литературы о детях, рассматриваемой с точки зрения темы детства.

Одним из первых якутских авторов, обратившихся к данной теме, был народный писатель Якутии Николай Егорович Мординов - Амма Аччыгыйа (1906-1994). В романе «Весенняя пора» [9] он показал якутскую действительность дореволюционного периода и первых лет советской власти. В центре повествования образ Никиты Ляглярина. Место, где живут Ляглярины, затеряно в глухих таёжных дебрях, что было весьма характерно для того времени. На формирование личности Никиты большое влияние оказывает бабушка Дарья -мудрая и добрая женщина. Она не только хранительница домашнего очага, но и искусная сказительница устного народного творчества. Её речь богата и выразительна, наполнена якутскими пословицами и поговорками. В романе часто встречаются описания народных традиций и обычаев, как положительных, так и отрицательных, что помогает раскрыть национальный менталитет народа и его жизненный уклад.

В настоящее время в РС (Я) учреждена премия в области детской литературы имени Н. Е. Мординова (Амма Аччыгыйа). Одним из её лауреатов является народный писатель Якутии Семён Андреевич Попов (Тумат). Особенность его творческого метода состоит в опоре на собственный опыт, личные впечатления, фольклорные и исторические материалы.

Широкую известность писателю принесла автобиографическая повесть «Остров в белом океане» (1986). В произведении, состоящем из цикла новелл, описывается жизнь людей на лоне северной природы, их каждодневные хлопоты, непритязательный быт и традиционные занятия. В роли повествователя выступает школьник Семёнчик, приехавший на летние каникулы вместе со своим другом Гришей к родителям на остров Куба (Лебяжий).

Тумат с большой любовью и знанием изображает северный край, показывая события, картины природы через восприятие их ребёнком. В центре повествования, несомненно, образ отца Андрея Фомича Попова, которому и посвящено произведение. Отец показан внимательным, опытным охотником, хорошо ориентирующимся в тундре, умеющим заметить и похвалить способности не только сына, но и его друга. Он учит мальчиков обращаться с ружьём, ставить силки на куропаток, с ним они ремонтируют ветку - маленькую лодочку, выдолбленную из толстого тополя. Родители заботятся о физическом развитии детей, передают им накопленные знания об окружающей среде, её богатствах и способах существования в ней.

Отец старается привить детям и определённую сумму нравственных и этических норм. Он говорит о такой ценности, как человеческая дружба: «...дружба - она вечно в цене останется. Станьте хорошими людьми и верными друзьями, и мы спокойно доживём свои дни.» [12, с. 53-54].

Можно отметить в тексте повести обилие белого цвета: белый Ледовитый океан, белые детёныши нерпы, белые медведи, песцы, белоснежная поверхность моря, белые стволы деревьев, белый свет. Диких оленей автор называет «белыми снегирями северного края». Вообще эпитет «белый» в якутском фольклоре постоянен. Исследователь Н. С. Сивцева полагает, что «он созвучен по содержанию русскому "красный", выражающему высшую степень красоты и чистоты.» [13, с. 137]. Эпитет «белый» передаёт национальное мировосприятие.

В финале произведения «Остров в белом океане» романтическая идиллия разрушается. Друга Гришу вызывают к себе родители, заболевшего отца на вертолёте увозят в больницу, потом приходит страшное известие о его смерти. Так это лето становится для Семенчика «последним летом детства».

Повесть в рассказах «Жизнь и приключения Ваньки Быкова на Говорящей Горе» (2016) Ивана Иннокентьева, которую он посвятил колыбели своего детства - земле Кобяйской, заняла среди книг якутских авторов для детей достойное место. Работа над произведением была сложной, но не по причине того, что писатель мог упустить какие-то подробности из прошлого, а потому что его волновал вопрос: стоит ли вообще браться за его написание. В предисловии автор, обращаясь к юным читателям доступным для них языком, поясняет: «Дело в том, что между моим детством и вашим пролегло огромное временное расстояние - почти полстолетия...» [5, с. 4].

И. И. Иннокентьев, воплощая картины детства, приглашает читателя к размышлению над судьбой Ваньки Быкова, прототипом которого является сам писатель. Он сообщает, что Иваном Быковым прозывался его прадед по отцовской линии, который молодым поручиком был сослан в Сибирь «за вольнодумство» в 60-е годы позапрошлого века. Говорящая Гора - замаскированное название родного шахтёрского посёлка Сангар (слово «сангар» (+ар) означает по-якутски «говорящий»).

Иван Иннокентьев не просто передаёт информацию о друзьях, родных, о забавных ситуациях, случившихся с главным героем, но художественно воссоздаёт становление личности Ваньки, показывая, например, печальные последствия упрямства мальчика («Как Ванька разбойником был») или к какой трагедии чуть не привела его мечта совершить полёт («Ванькины крылья»).

Важное место в жизни ребёнка занимают близкие. Среди тех, кто находится рядом с мальчиком, в первую очередь, его «строгая, но справедливая», немногословная, ответственная мама и понимающий, защищающий несправедливо обиженных отец, опекающие старшие братья. Благодаря заботливым родителям детство у Ваньки ассоциируется со счастьем: «Как в сказке: ешь, пей, добрый молодец, веселись!» [Там же, с. 10].

Есть мнение, что без читателя нет писателя. Его подтверждает и история Ваньки: отец знакомит мальчика со сказкой о прекрасной принцессе, и вскоре в своих мечтах он превращается в богатыря-принца. С целью обрести навыки первоклассных разведчиков ребята штудируют книги об индейцах. Попадают в круг чтения уже школьника Вани журнал «Мурзилка» и газета «Пионерская правда». Возможно, именно это знакомство с периодикой повлияло в будущем на выбор Иваном Иннокентьевым профессии журналиста, которую он осваивал в Иркутском государственном университете. Исследования свидетельствуют: «.информация, полученная из литературы, играет важную роль в социализации личности ребёнка. В самом раннем возрасте детская литература развивает умственные способности, воображение, модели поведения малыша, что способствует духовному развитию» [11, с. 17].

Неразрывна связь детства с природой. С восхищением пишет И. И. Иннокентьев о красавице-Лене, в чистых водах которой он научился плавать и любил купаться. На берегу реки в трюме старой деревянной баржи представлял Ванька свои будущие путешествия и подвиги, здесь же, на берегу, он расстаётся с друзьями. Содержание повести говорит о том, что Ваня Быков никогда не забывал тех радостных дней. Умение ценить счастье и стремиться дарить его другим - на наш взгляд, главная идея книги для детей Ивана Иннокентьева.

Если книга Ивана Иннокентьева написана о детях и для детей, то «невыдуманный антироман» «Гражданин № 1 навсегда исчезнувшего города» Владимира Фёдорова - это не просто воспоминание о детских годах, а размышление, взгляд на прошлое с позиции прожитых лет. Лауреат Большой литературной премии В. Н. Фёдоров совмещает в своём произведении реальность и вымысел. Повесть состоит из «снов», где причудливо переплетаются время и пространство. В предисловии автор пишет: «Все имена и фамилии я оставил неизменными. Эта повесть - в какой-то мере памятник моему селу и моим землякам, большинство из которых было намного старше меня и за эти десятилетия покинуло землю. А на памятниках выдуманных фамилий не высекают» [14, с. 56].

«Сны», в форме которых ведётся повествование, допускают абсолютную, совершенно ничем неограниченную свободу в обращении с материалом. Автобиографический в своей основе рассказ насыщается не только картинами прошлого, но и вымыслом. Однако литературовед И. С. Емельянов полагает, что «главное достоинство этого произведения не в его свободном построении, а в том тщательном воспроизведении прошлого, которое мы здесь встречаем» [4, с. 123].

Владимир Фёдоров был первым ребёнком, появившимся на свет в Тас-Тумусе, а теперь от населённого пункта, которому пророчили будущее большого города, остался только один дом.

Память о прошедшем, связь времён очень важны для писателя. Исследователь детской татарской литературы Э. Ф. Гумерова отмечала, что «только те литературные образы занимают место в душе читателя и остаются в памяти, душевное состояние которых изображается естественно, правдиво и убедительно» [3, с. 22]. Именно в таком ракурсе показывает автор близких людей: мать, отца, брата, бабушек, одноклассников, соседей, - рассказывает о детских увлечениях. Гармонично включены в текст реалии быта и традиций той поры.

Упоминает В. Н. Фёдоров и о шаманах: «Раньше это место всегда звалось Ойун-хая, если перевести с якутского, то будет Шаман-гора. Когда-то в древности, говорят, здесь похоронили великого шамана. По обычаям, дух его беспокоить нельзя, вот якуты и не селились поблизости» [14, с. 170].

Родное село вызывает у Владимира Фёдорова особое чувство: «Хорошо стоит Тас-Тумус, весело, дома расположились на склоне, как стайка воробьишек на крылечке.» [Там же, с. 167].

Повесть заканчивается оптимистично: сначала на единственном доме, оставшемся от посёлка, по инициативе краеведов появилась плита с указанием «здесь родился писатель Владимир Фёдоров», а после жители

окрестных сёл, среди которых есть бывшие тас-тумусцы и их дети, решили возвести рядом со старым строением маленький творческий дом для знаменитого земляка. «Избушка эта при очной встрече оказалась похожей на яркую игрушку с золотом сосновых стен и буквально пылающей крышей, покрытой алой черепицей. Такую на снегу будет видно, пожалуй, за десятки километров. Как сигнал, как знак всем проезжающим и пролетающим мимо - Тас-Тумус оживает!» [Там же, с. 191].

Если события произведений Н. Е. Мординова, С. А. Попова (Тумата), И. И. Иннокентьева, В. Н. Фёдорова происходят в основном в прошлом, то в центре повести Сергея Москвитина «Если очень захотеть.» судьба школьника Вовы Попова, ставшего по недосмотру взрослых игроманом. Реальный мир мальчику, подвижному и любопытному от рождения, заменил мир виртуальный. Автор глубоко проникает в психологию зависимого от компьютера подростка и показывает следствие этого пагубного пристрастия: у Володи плохая успеваемость, ухудшилось зрение, сутулость, слабая физическая подготовка, все его мысли сосредоточены на играх, в которых он управляет армиями, разрушает или создаёт целые цивилизации, может быть бесстрашным рыцарем, добрым волшебником или непобедимым гладиатором. Поведение ребёнка вызывает беспокойство, но не родителей, а классного руководителя, она же и предлагает выход: вырвать Вову надолго из его привычного мира, туда, где нет ни Интернета, ни сотовой связи.

Так, подросток с родителями и младшим братом попадает из Якутии в Феодосию. Встреча с морем, где, в отличие от холодной Лены, можно не только плавать, но и просто лежать на воде, а позднее пробудившаяся первая любовь к девушке Инне, приехавшей в Крым из Казани, отвлекают Володю от компьютера. Его увлечениями становятся рисование, фотосъёмка, бокс, чтение. Он пишет Инне: «Книги, оказывается, так много дают человеку! Я понял: когда человек читает, он глазами запоминает, как правильно писать слова и то, как правильно нужно строить предложения, правильно расставлять знаки препинания. И с каждой прочитанной книгой человек умнеет.» [10, с. 80].

Сергею Москвитину удалось передать атмосферу старинной Феодосии, с её достопримечательностями и природой, а также показать необходимость со стороны взрослых контроля пользования детьми компьютерами и сотовыми телефонами. Через всю повесть красной нитью проходит мысль о том, насколько прекрасен и неповторим реальный мир с его подлинными отношениями и чувствами, главным из которых является любовь.

Говоря о теме детства в литературе Якутии, нельзя не упомянуть творчество Галины Ивановны Варламовой (Кэптукэ), которая является представителем уникальной эвенкийской литературы. Её автобиографическое произведение «Имеющая своё имя Джелтула-река» [2] представляет собой маленькие рассказы, написанные простыми, короткими предложениями. Г. И. Варламова (Кэптукэ) повествует о традициях и обрядовой культуре своего немногочисленного народа через восприятие маленькой девочки.

Описание детских лет находим и у Андрея Васильевича Кривошапкина. Широкому кругу читателей стали известны его книги об эвенских детях, пребывающих во время школьных каникул у родителей, то есть оказавшихся в родной стихии и познающих неповторимый мир северной природы (рассказы «Чиктикан, отец Апоки», «Оленёнок Тоосапачан» и др.) [6].

Увлекательные сюжеты отличают и рассказы для детей, созданные юкагирским писателем Гаврилом Николаевичем Куриловым (Улуро Адо). Пятилетний Юко (его имя на юкагирском языке означает «маленький ребёнок») просит автора поведать ребятам из посёлка, как он проводит время с родителями в тундре.

Для описания картин природы Г. Н. Курилов (Улуро Адо) широко использует сравнения. Например, почки тальника - «маленькие белые оленята» [7, с. 162], уши собаки «похожи на тордохи» (Тордох - шатёр из оленьей шкуры) [Там же, с. 165].

Природа воспринимается мальчиком как живая. Он разговаривает с деревьями, ручьём, обижается на любимого оленёнка и собаку Чагу, как на людей, чем вызывает смех у взрослых, но после понимает, что обиду при себе нельзя держать долго, потому что «этих обид, как комаров, много может родиться» [Там же, с. 166].

Как представитель одного из малочисленных народов Севера, бережно сохраняющих свою культуру и язык, Г. Н. Курилов (Улуро Адо) в рассказах о Юко тонко передал особенности национального менталитета, в частности, показал особое отношение юкагиров к оленям и птицам, населяющим тундру.

Яркими картинами детства наполнено творчество Ивана Мигалкина, который, по мнению исследователей, «как никто из якутских поэтов, привержен семейным ценностям» [1, с. 206]. Стихи о близких, включённые в книгу «Ветер сушит слёзы», создают образ ребёнка («Любимое дитя», «Мама», «Старшая сестра») [8].

В стихотворении «Когда я окружён детьми.» автор передаёт всю гамму переживаний отца и мужа одновременно. Общаясь с детьми, он не только испытывает радость от бесед с ними, но замечает, как они чутко реагируют на возникающие жизненные ситуации, на отношения родных людей:

Нет, только дети, что ни говори,

умеют в жизни этой без подсказки

узнать всё то, что прячешь ты внутри -

добро иль зло великое, как в сказке [Там же, с. 67].

Поэта как выпускника педагогического училища, преподавателя и человека-семьянина, хорошо понимающего детей, невольно привлекают судьбы подрастающего поколения, что подтверждает повествовательное стихотворение «Красный галстук». Когда-то его одноклассника Ивана Мигалкина, слабого в учёбе, не приняли в пионеры, в то время это означало быть отверженным в коллективе ровесников:

Как лишний ноль в неправильном ответе, -уйдя из строя праздничных колонн, несчастный самый в этот миг на свете, один в сторонке тихо плакал он [Там же, с. 40].

Во время летних каникул тот мальчик утонул, и только спустя годы его мама поведала поэту, как желал её сын стать пионером, быть вместе с ребятами, как не расставался с красным галстуком, подаренным ему на день рождения матерью.

Иван Мигалкин выразительно описал один случай из множества подобных в судьбах подростков, призывая учителей интересоваться жизнью своих подопечных не только в школе, но и знать, как они проводят время после уроков, их семейную обстановку.

Стихи поэта, адресованные детям, наполнены особой теплотой. К примеру, зарисовка «Расписной туесок» наполнена радостным настроением девочки, собравшей лесные ягоды. Преодолеть усталость ребёнку помогают мысли о том, что родные будут благодарны ей за заботу о них:

Что сказали вы зимой,

взяв варенье ложечкой,

«Ах, Катюша, ангел мой,

дай ещё немножечко!» [Там же, с. 94].

И. В. Мигалкин является автором замечательных сказок, которые принесли ему победу в республиканском конкурсе «Айар ыллык» на лучшее произведение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что писатели Якутии плодотворно и ярко осветили в своём творчестве тему детства. Анализ произведений показал, что каждый автор подошёл к раскрытию данного вопроса индивидуально: разные стили повествования, композиций произведений, книги написаны как о детях, так и для детей, но в них проглядывают и общие черты: память о прошлом, о близких людях, особое отношение к северной природе и обычаям предков, обращение к современным проблемам.

Список источников

1. Бурцев А. А., Бурцева М. А. Там, где пасётся Пегас.: современная якутская поэзия. Якутск: Бичик, 2009. 216 с.

2. Варламова Г. И. (Кэптукэ) Имеющая своё имя, Джелтула-река. Якутск: Кн. изд-во, 1989. 120 с.

3. Гумерова Э. Ф. Психология юного героя в аспекте изменяющегося мира в произведениях Г. Гильманова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63). Ч. 1. С. 21-24.

4. Емельянов И. С. Русская проза // Литература Якутии на современном этапе, 1980-1990 гг.: очерки. Якутск: Изд-во СО РАН, 2001. С. 101-127.

5. Иннокентьев И. И. Жизнь и приключения Ваньки Быкова на Говорящей Горе. Якутск: Бичик, 2016. 80 с.

6. Кривошапкин А. В. Мой оленёнок. М.: Детская литература, 1982. 47 с.

7. Курилов Г. Н. (Улуро Адо) Избранное. Якутск: Бичик, 2013. 352 с.

8. Мигалкин И. В. Ветер сушит слёзы. Якутск: Бичик, 2014. 104 с.

9. Мординов Н. Е. Весенняя пора. М.: Советская Россия, 1978. 544 с.

10. Москвитин С. В. Если очень захотеть. // Полярная звезда. 2018. № 5. С. 64-81.

11. Новикова А. А. Социолингвистический анализ литературы для детей младшего дошкольного возраста // Высшая школа. 2017. № 23. С. 17-19.

12. Попов С. А. (Тумат) Здравствуй, Арктика! Якутск: Якутский край, 2013. 88 с.

13. Сивцева Н. С. Явление двуязычного художественного творчества в современной поэзии Якутии // Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока: сб. статей. Новосибирск: Наука, 1983. С. 135-142.

14. Фёдоров В. Н. Ночной целитель. М.: Вече, 2016. 544 с.

CHILDHOOD THEME IN YAKUTIA WRITERS' WORKS

Pashkevich Ol'ga Iosifovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Yakutsk Institute of Water Transport (Branch) of the Siberian State University of Water Transport

[email protected]

The article deals with the image of childhood as an important period in human life by the example of the Yakut writers' creativity. The Yakut writers' works are largely autobiographical; they trace the influence of the surrounding nature and the society on the formation of the main characters' personalities, their beliefs and values. In this regard, the paper attempts to identify the features of the linguistic expression of childhood memories, which involves works that have not been previously studied in this perspective. The writers widely reveal the principles of the Sakha people's ethnopedagogy, and also convey the nation-nal mentality features.

Key words and phrases: Yakut literature; image; world of childhood; N. E. Mordinov; S. A. Popov-Tumat; I. I. Inokentyev; V. Fedorov; S. Moskvitin; I. V. Migalkin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.