Научная статья на тему 'Телевизионная новостная информация региона как инструмент воздействия на политическую культуру общества'

Телевизионная новостная информация региона как инструмент воздействия на политическую культуру общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
431
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ НОВОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / TV NEWS / POLITICAL CULTURE / TELEVISION / POLITICAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Машенцева Анна Валерьевна

Анализируются возможные воздействия телевизионных информационных программ на состояние политической культуры общества. На примере регионального коммуникационного пространства выявляются конкретные политические эффекты, формируемые теленовостями в регионе, а также факторы, усиливающие или сдерживающие воздействие новостных выпусков на сознание аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Television News Information of a Region as a Tool to Influence the Political Culture of Society

The possible influence of informational TV programs on the political culture of society is analyzed. By the example of a regional communication space certain political effects formed by regional TV news, as well as the factors either enhancing or constraining the influence of newscasts on the public consciousness are revealed.

Текст научной работы на тему «Телевизионная новостная информация региона как инструмент воздействия на политическую культуру общества»

17. Kavoori A. The Word and the World: Re-thinking International Communication // Global Media Journal: Mediterranean Edition. 2007. № 2 (2). P. 3-18.

18. Уфаева В.С. Коммуникативный анализ современного политического пространства: подходы, тенденции, уровни // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2012. № 3 (32). С. 153-158.

A.V. Mashentseva Television News Information of a Region as a Tool to Influence the Political Culture of Society

The possible influence of informational TV programs on the political culture of society is analyzed. By the example of a regional communication space certain political effects formed by regional TV news, as well as the factors either enhancing or constraining the influence of newscasts on the public consciousness are revealed.

Key words and word-combinations: TV news, political culture, television, political communication.

Анализируются возможные воздействия телевизионных информационных программ на состояние политической культуры общества. На примере регионального коммуникационного пространства выявляются конкретные политические эффекты, формируемые теленовостями в регионе, а также факторы, усиливающие или сдерживающие воздействие новостных выпусков на сознание аудитории.

Ключевые слова и словосочетания: телевизионные новости, политическая культура, телевидение, политическая коммуникация.

УДК [070:654.197]:[316.75:32] ББК 76.032+66.05

А.В. Машенцева

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ НОВОСТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ РЕГИОНА КАК ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА

Из

[.зучая структуру понятия «политическая культура», отметим, что помимо ценностей, исторического опыта, личной практики, неотъемлемым компонентом этой структуры является информативность. Ее увеличение или уменьшение напрямую коррелирует с изменениями политической активности общества. Однако способы информирования, содержание информационных потоков могут как мифологизировать политическую культуру и тем самым увеличивать отчуждение общества от реальной политики, так и рационализировать политическую культуру, расширяя интеллектуальную основу для политических действий индивидов.

Один из самых массовых способов политического информирования — телевидение, в частности, телевизионные информационные программы, поскольку они являются самым рейтинговым телевизионным про-

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57)

173

дуктом и, согласно опросам ВЦИОМ, одним из самых авторитетных у 60% россиян [1]. Идеальное благотворное воздействие телевизионных информационных потоков заключается в обогащении общества актуальной и объективной политической информацией, что обеспечивает лучшее ориентирование индивидов в политическом пространстве, формирование личного отношения к политическим процессам, увеличение интеллектуальной основы для политических действий. В этом случае теленовостная информация является самостоятельным субъектом, созидающим активистскую политическую культуру.

Но существуют факторы, которые делают телевидение частью уже сложившейся системы политической культуры, служащей лишь для поддержания существующего порядка вещей. Это происходит, когда телевизионные информационные программы обслуживают интересы действующей власти, не заинтересованной в переменах и в активном участии граждан в политике. Часто в погоне за рейтингами и просмотрами редакции упрощают информацию вплоть до обыденных стереотипов, делая ее максимально понятной массовому зрителю. При этом в ежедневную повестку дня попадают не по-настоящему важные и актуальные темы или новые обстоятельства, а те, на которые в обществе уже выработан спрос. Таким образом, функции новостей несколько заменяются.

П.А. Меркулов, рассуждая о роли СМИ в качестве инструмента интеграции молодежи в политическую сферу российского общества, указывает на особые современные условия функционирования массмедиа, на глобализацию и развитие социальных сетей, что создает разнообразие источников информации, в том числе и политической. По поводу телевизионной информации он отмечает, что молодежь подвержена ее влиянию намного меньше, чем старшее поколение, поскольку чаще удовлетворяет свои потребности в получении актуальных новостей посредством электронных СМИ. Тем не менее основное значение массмедиа для формирования активной политической культуры П.А. Меркулов видит в плюралистичности СМИ, в обнародовании официальных данных с целью удовлетворения интересов общества, а не для улучшения имиджа политиков, в выстраивании качественной обратной связи от общества к власти и от власти к обществу. От этого во многом зависит политическая стабильность государства, считает автор, имея в виду, что СМИ — это мощный канал реализации протестной энергии молодых людей [2, с. 182].

И.А. Задонская, напротив, рассматривает телевидение как один из институтов, оказывающих влияние на формирование повседневной культуры студенчества. Телевидение, по ее мнению, изменяет духовный мир личности, культуру, формирует эстетические вкусы и представления студенческой молодежи. На базе данного института происходит развитие новых форм коммуникаций и социальных отношений личности [3, с. 340].

И.Н. Мисюров полагает, что российские СМИ не в полной мере пользуются возможностями своего влияния, поскольку еще не осознали себя в качестве важнейшего элемента гражданского общества. Это касается и центральных, и региональных СМИ. Причем у телевидения благодаря особым «иконографическим» образам есть дополнительные возможности для изменения массовой культуры. Вместе с этим главной проблемой современного телевидения И.Н. Мисюров считает подмену смысла журналистской деятельности: ключевой задачей СМИ стал

174 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)

не поиск и публикация информации, а фрагментация, объяснение и фильтрация информационных потоков [4, с. 233].

Конечно, эффективность воздействия телевизионных информационных потоков обусловлена множеством обстоятельств: широтой вещания канала, охватом аудитории, рейтингом телепередач, количеством политических сообщений в эфирах, их содержанием, эмоциональной и смысловой направленностью, а также единством или разнообразием позиций этих информационных потоков или их полярной позицией. При этом некорректно было бы заявлять о возможности тотального и безоговорочного влияния современных телевизионных новостных сообщений на сознание членов общества. Учеными давно доказана ограниченность влияния средств массовой коммуникации на ценностные убеждения людей. Первичной основой для формирования убеждений относительно общественных сфер жизни, в том числе и политики, для аудитории выступает личный опыт человека и межличностное общение, позиции тех, кто находится в его окружении. Одним из первых это доказал, оперируя эмпирическими данными, П. Лазерсфельд [5]. Такую же позицию обосновывают М. Маккобс и Д. Шоу — основатели одной из самых популярных на сегодняшний день в коммуникативистике теории формирования повестки дня. Они придерживаются мнения об ограниченном влиянии массовых информационных потоков. С их точки зрения, это влияние опосредовано множеством факторов и обстоятельств, главным из которых является элементарная ограниченность такого человеческого ресурса, как внимание. Зритель способен заострять внимание максимум на нескольких темах, причем не на продолжительный промежуток времени [6, с. 240].

Следовательно, влияние СМИ заключается лишь в формировании повестки дня, путем обращения внимания зрителей на одни темы и игнорирования других. Еще одна важная закономерность, выявленная М. Маккобсом и Д. Шоу, — это то, что влияние СМИ увеличивается в зависимости от уникальности новости. Аудитория обычно принимает на веру сообщения, в которых говорится о малознакомых событиях, о недоступной реальности. У авторов информационных программ гораздо больше возможностей для формирования общественного мнения. Сообщениями же на темы, которые знакомы зрителю, связаны с его личным опытом, трудно изменить сложившиеся мнения и убеждения.

Для лучшего понимания конкретных политических эффектов и информационного фона, создаваемых телевизионными новостными программами, стоит проанализировать конкретный информационный поток, характер сообщений и попытаться выявить общие тенденции. Рассмотрим все это на примере коммуникационного пространства Саратовской области. Основной источник телевизионной новостной информации для населения региона — канал «Россия 1», вещающий на территории всей области. Из шести ежедневных выпусков анализировался вечерний, итоговый, который, как правило, дает цельную информационную картину дня, освещает основные темы и является самым рейтинговым по просмотру. Анализ производился в предвыборный период с 22 февраля по 20 октября 2016 г. Материалы выпусков исследовались по семи критериям: тема телематериала, расположение в структуре выпуска, по-

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) 1/5

зитивныи или негативным посыл содержит этот материал, степень его политичности (идет ли речь напрямую о политике, косвенно или политика не затрагивается вовсе), какие политики фигурируют в этоИ теленовости (если фигурируют), в какой форме изложен материал (прямое включение, краткая устная информация или полноценный репортаж). За указанный период времени подобным образом было рассмотрено 1375 телевизионных материалов. Обобщение полученных результатов позволяет сделать ряд выводов.

В целом информационный новостной поток региона достаточно политичен, поскольку 24% сообщений имеют высокую степень политичности (сообщается о конкретных политических решениях, политических фигурах, кадровых перестановках в органах власти и т.д.); 15% информации — среднюю (связь со сферой политики косвенная); остальные сообщения практически не относятся к политике. Несмотря на то, что новости на политические темы составляют лишь 1/4 часть общего информационного потока, вес этих сообщений в информационной сетке высок, они располагаются в первых блоках программы, как правило, после оперативных материалов о происшествиях и чрезвычайных ситуациях.

Региональные новости в своей основе позитивны, больше половины сообщений несут положительный посыл — сюжеты о достижениях области, об интересных событиях, о необычных людях; репортажи, посвященные памятным датам. Еще 30% нейтральны по эмоциональному содержанию, чаще всего затрагивают проблему, но не критикуют ее; 15% новостей сообщают о чем-то негативном. Показательно, что основу негативного потока сообщений составляют новости о происшествиях, несчастных случаях, а не критические материалы, вскрывающие изъяны общественной жизни. Если вычленить из всей массы именно политические сообщения, то обнаруживается, что в них доля негатива и критики еще ниже. При этом ближе ко дню голосования данная закономерность проявлялась особенно отчетливо. За два месяца до выборов положительных сообщений на политические темы в эфире было около 60%, а в предвыборные недели — 80%.

Вместе с тем изменилась и тематика политических новостей. В довыборный период политические инфоповоды в основном касались жилищной темы, здравоохранения, промышленности, сельского хозяйства, дорожной сферы. В предвыборный период рейтинг политических тем изменился: благоустройство, образование, дороги, сельское хозяйство. Значительно увеличилось количество политических репортажей разнообразных бытовых общественных проблемах, также стало больше новостей с участием политиков на социальную тематику. Отчасти это связано с реализацией предвыборных проектов области по благоустройству придворовых территорий, ремонту пешеходных зон, дорог города Саратова.

Изменилась также и медиа-активность политических фигур. В условный «допредвыборный» период на лидирующей позиции находился губернатор Саратовской области В. Радаев, что вполне объяснимо. Чаще остальных фигурировали в эфире кандидаты в депутаты Государственной Думы РФ от партии «Единая Россия», избирающиеся по одномандатным округам Саратовской об-

176 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)

ласти — Н. Панков, О. Грищенко, В. Максимов. Нередко появлялась на экране и О. Баталина, идущая на выборы по региональному списку партии «Единая Россия». За два месяца перед выборами, однако, первую позицию занял начавший появляться в эфире чаще всех других кандидатов В. Володин, лидер территориальных списков партии «Единая Россия». Опираясь на эти данные, можно предположить, что в предвыборном процессе региона телевизионные новостные программы играли одну из ключевых ролей, причем не просто как информаторы, а как непосредственные конструкторы общественного мнения. Если учесть, что в эфире программы фигурировали представители одной партии, направленность такого воздействия очевидна.

Лидер территориальных списков партии «Единая Россия» В. Володин сохранил лидирующие позиции в медиа-пространстве региона и после дня голосования, получив должность спикера Государственной думы РФ. Из поля зрения аудитории после единого дня голосования исчез депутат В. Максимов, меньше стали фигурировать в новостных выпусках О. Баталина и Н. Панков. В медиа-пространство вошли Е. Ерохина, депутат областной Думы Саратовской области и вновь избранный секретарь регионального отделения партии «Единая Россия», и С. Наумов, впервые избранный депутат городской Думы, ставший после голосования городских парламентариев ее руководителем. Отдельно стоит отметить, что в новостном телевизионном эфире внимание местной предвыборной кампании практически не уделялось. За весь проанализированный период (почти девять месяцев) в эфире было всего около двадцати прямых упоминаний о кандидатах в депутаты городского парламента. В эфир информационной программы попали всего пять человек, впоследствии ставшие депутатами городского парламента.

После проведенных выборов доля политических сообщений в телевизионном эфире практически не сократилась. На первом месте среди тем по-прежнему остаются благоустройство города (канал продолжает освещать реализацию предвыборных проектов), ЖКХ и образование. Вектор эмоциональной направленности также не сместился — 80% политических сообщений позитивны по содержанию. Единственное отличие — перемещение интересов журналистов с политических тем на общественные. В эфире стало больше репортажей, посвященных общественным проблемам, но уже без рекламы политиков и без политической подоплеки.

Несмотря на то, что большая часть сообщений в эфире не несет политического смысла, исключать их из процесса создания политических эффектов нельзя. Они служат его информационно-эмоциональным фоном, подобные материалы рассредоточены по всей структуре выпуска и создаются в большинстве случаев вне официальных взаимодействий и заявок ведомств.

Таким образом, учитывая высокую долю политических сообщений в телевизионном эфире, можно говорить о потенциальном влиянии информационных программ на политические убеждения членов общества и, видимо, в пользу увеличения их политической активности. Если судить по официальной явке на прошедших парламентских выборах, то политическая активность в регионе выше средней российской. Опираясь на теорию «установления повестки дня средствами массовой информации» М. Маккомбса и Д. Шоу, объясняющую

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) I//

роль СМИ в системе массовой коммуникации как оформителя проблемной повестки дня индивида, можно предположить, что эта функция на уровне региональной системы массовой коммуникации значительно упрощается, поскольку абсолютное большинство сообщений в эфире носят положительный характер. Многие из проблем, все-таки попадающих в верстку информационных выпусков, в терминах теории М. Маккомбса и Д. Шоу являются «навязчивыми», то есть такими, по отношению к которым у зрителя есть непосредственный жизненный опыт. Это обстоятельство затрудняет влияние теленовостей на мнение индивида о той или иной ситуации. В региональном информационном пространстве, в отличие от федерального и тем более от мирового, сложно найти темы, которые представляли бы для зрителя недоступную реальность. Поэтому практически любое сообщение о проблеме прежде всего соотносится с личным мнением и опытом зрителя или его окружения, воспринимается как правда или ложь, а не как единственное доступное мнение.

Позволяют ли информационные выпуски программы зрителям ориентироваться в политическом пространстве? На наш взгляд, частично. С одной стороны, задаются ориентиры на вектор развития региона, сообщается о наиболее ярких достижениях власти. Одним из основных политических эффектов, создаваемых программой «Вести.Саратов», безусловно, является узнаваемость политических фигур. С другой стороны, из-за минимального количества критических материалов отсутствуют необходимые представления о подлинных проблемах, о недобросовестных политиках и т.д. В системе политической коммуникации региона все, что касается проблемных тем в политике, недостатков в системе управления существует на уровне межличностного обмена сообщениями в компактных социальных группах, но никак не на уровне массовой коммуникации. В таких условиях сложно формируется интеллектуальная основа для принятия личных политических решений и определения с политическими предпочтениями. В этом есть как отрицательные стороны — игнорирование проблем, так и положительные — стабилизация общественного мнения. Чем больше информационный поток отдаляется от действительности, тем ярче становится первый эффект.

Несмотря на это, возможно предположить, что самый крупный эффект, который оказывает телевидение на политическую жизнь области, — формирование единого политического коммуникационного пространства и внедрение ценностных представлений, обеспечивающих формирование той или иной политической культуры в общественном сознании населения.

Библиографический список

1. СМИ в России: потребление и доверие // Данные опроса ВЦИОМ от 7 мая 2015 г. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115248

2. Меркулов П.А. Конструктивное сотрудничество СМИ, органов государственной власти и институтов гражданского общества по обеспечению позитивной модели интеграции молодежи в политическую сферу российского общества // Государственное и муниципальное управление. 2015. № 4. С. 180-184.

178 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)

3. Задонская И.А. Роль российского телевидения как социального института в формировании культуры повседневности студенческой молодежи // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 4 (120). С. 338-341.

4. Мисюров Н.Н. Телевизионная коммуникация как «диктат большинства»: взаимодействие телевидения и современной массовой культуры // Вестник Омского университета. 2015. № 1. С. 234-236.

5. The People's Choice. How the Voter Makes Up his Mind in a Presidential Campaign / P. Lazersfeld et al. N.Y., 1948.

6. Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и власть. Екатеринбург, 2002.

A.O. Nesmashny

Internet Technologies Used

by the Youth Departments

of the Parliament Parties of Russia:

Comparative Analysis

A comparative analysis of the Internet technologies used by the youth departments of the parliament parties of Russia is drawn. The differences in the departments' work organization are revealed. The parties' work efficiency in the Internet space is assessed.

Key words and word-combinations: political internet technologies, youth departments of the parliament parties of Russia, the Internet space, manipulation.

Проводится сравнительный анализ интернет-технологий, используемых молодежными отделениями парламентских партий. Выделяются особенности в организации работы каждого из них. Оценивается эффективность работы партий в интернет-пространстве.

Ключевые слова и словосочетания: политические интернет-технологии, молодежные отделения парламентских партий России, интернет-пространство, манипуляции.

УДК 329.1/.6(470+571): 004.738.5 ББК 66.6(2Рос)+32.973.202

А.О. Несмашный

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ МОЛОДЕЖНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Во

опрос о степени и характере влияния технологий массовой манипуляции на молодежь является предметом серьезных дискуссий в научном политологическом сообществе. Особого внимания заслуживает интернет-пространство, в котором технологии массовой манипуляции способны создавать трудноуловимые или «косвенные» эффекты, формирующие мыслительную и поведенческую деятельность молодых людей [1].

В научной литературе интернет-технологии рассматриваются с разных методологических оснований. Так, степень влияния интернет-технологий на политику активно исследуется в общетеоретическом аспекте политических технологий такими авторами, как М.Г. Анохин, Г.В. Морозова, Г.Г. Почеп-цов, А.И. Соловьев. Практическое применение интернет-технологий в политических

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57)

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.