Научная статья на тему 'Телевидение как фактор формирования этического мировоззрения младших школьников'

Телевидение как фактор формирования этического мировоззрения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ЭТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / TV / TELECASTS / TOLERANCE / FORMATION OF TOLERANCE / ETHICAL OUTLOOK / AGGRESSION / UNEASINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустина Наталья Геннадьевна

В статье представлены результаты изучения влияния телевидения на формирование этического мировоззрения детей младшего школьного возраста. В соответствии с подходом автора статьи основой этического мировоззрения является толерантность. Анализ содержания телепередач подводит к выводу, что существует противоречие между декларируемыми подходами к формированию толерантности и реально демонстрируемыми моделями поведения на телевизионном экране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Television as a factor of foundation the ethical outlook of primary school's children

In article results of studying of influence of TV on formation of ethical outlook of children of younger school age are submitted. According to the approach of the author of article a basis of ethical outlook is tolerance. The analysis of the maintenance of telecasts brings to a conclusion that there is a contradiction between declared approaches to formation of tolerance and really shown models of behaviour on the television screen.

Текст научной работы на тему «Телевидение как фактор формирования этического мировоззрения младших школьников»

НАУЧНЫЙ ПОИСК

Актуальные вопросы образования: поиск и решения

ББК 88.837 УДК 37.034

Н.Г. КАПУСТИНА

N.G. KAPUSTINA

ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

TELEVISION AS A FACTOR OF FOUNDATION THE ETHICAL OUTLOOK OF PRIMARY SCHOOL'S CHILDREN

В статье представлены результаты изучения влияния телевидения на формирование этического мировоззрения детей младшего школьного возраста. В соответствии с подходом автора статьи основой этического мировоззрения является толерантность. Анализ содержания телепередач подводит к выводу, что существует противоречие между декларируемыми подходами к формированию толерантности и реально демонстрируемыми моделями поведения на телевизионном экране.

In article results of studying of influence of TV on formation of ethical outlook of children of younger school age are submitted. According to the approach of the author of article a basis of ethical outlook is tolerance. The analysis of the maintenance of telecasts brings to a conclusion that there is a contradiction between declared approaches to formation of tolerance and really shown models of behaviour on the television screen.

Ключевые слова: телевидение, телепередачи, толерантность, формирование толерантности, этическое мировоззрение, агрессивность, тревожность.

Key words: TV, telecasts, tolerance, formation of tolerance, ethical outlook, aggression, uneasiness.

Непростые вопросы этического развития детей были, остаются и будут оставаться в центре внимания исследователей. Это обусловлено прогностич-ностью ответов на них: будущее человечества зависит от того, насколько каждый из живущих будет способен продуктивно взаимодействовать с други-

ми людьми. Важную роль здесь играет этическое мировоззрение. Под этическим мировоззрением имеется в виду целостный образ окружающего социального мира, складывающийся и изменяющийся в субъектном опыте ребенка. Это психологическая система, которая, согласно Л.С. Выготскому, представляет собой неразложимое образование, где каждый из компонентов функционирует и преобразуется только в связи с остальными. Само изменение их связей и каждого компонента внутри системы составляет процесс ее развития [1]. Одним из продуктов этического мировоззрения является социоморальный вывод, т.е. предположение о социальных отношениях, о возможном, допустимом и долженствующем во взаимодействии с другими. Отличительной чертой социоморального вывода в младшем школьном возрасте является то, что он не всегда осознается и не всегда может быть выражен с помощью слов, но неизбежно присутствует в сознании в виде модели поведения. Еще одной характеристикой социоморального вывода является его динамичность, т.е. подверженность изменению.

Основу этического мировоззрения составляют представления и понятия, которыми младший школьник пользуется в процессе жизнедеятельности. Базовыми при этом будут представления о добре и зле. Исторически первые представления о добре заключали идею ценного, полезного вообще. В этом смысле понятие добра совпадало с понятием блага. Отсюда и многозначность понятия «добро». Оно может пониматься как моральное деяние, материальные блага («нажил много добра»), объективная характеристика предмета, фиксирующая его совершенство в сочетании с эмоциональным одобрением («добрый молодец», «добрый конь»), ценность и полезность чего-либо для человека («добрая весть»), а также нравственное качество человека («добрая женщина») [4, с. 256]. В широком значении добро может быть определено как все то, что поддерживает нормальное существование общества, обеспечивает увеличение общественного богатства, способствует росту производства материальных и духовных благ, все, что обеспечивает развитие всех продуктивных способностей каждой личности [5]. Добро - это безусловное требование человечности.

Зло противоположно добру. Оно рассматривается как то, что препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. Различают зло физическое (болезни, стихийные бедствия), социальное (войны, экономические кризисы) и моральное. В целом зло может быть определено как все то, что разрушает систему, ведет к ее деградации, в том числе в результате того, что в этой системе постоянно нарушается достоинство какой-то части людей, развитие одних осуществляется за счет других и т.д. Такая система не может долго прогрессировать, хотя на каком-то отдельном этапе она и может добиться известного успеха (например, в производстве материальных благ) [5].

Каким образом формируется этическое мировоззрение младших школьников? Какие факторы оказывают влияние на этот процесс? Споры философов, педагогов, психологов о том, что является ведущим в процессе развития личности: окружающая социальная среда или наследственность, давно потеряли свою актуальность. Научное сообщество пришло к выводу о том, что растущий человек все воздействия, направленные на него (как целенаправленные, так и стихийные), воспринимает через собственную внутреннюю активность. Количество источников и факторов, оказывающих влияние на этот процесс, в настоящее время становится все больше, поэтому его результаты

приобретают вероятностный характер. К факторам, способствующим формированию этического мировоззрения на современном этапе развития общества, следует отнести средства массовой информации, Интернет, компьютерные игры.

Младший школьник в силу ограниченности собственного опыта не в состоянии оценить поступающую информацию, не отсеивает ее источники. Вся доступная информация встраивается им в уже имеющиеся структуры представлений, особенно если она эмоционально окрашена или личностно значима. В результате возникает ошибочная нагруженность представлений, которая поддается коррекции, но только при условии целенаправленно проводимой работы. В случае ее отсутствия младший школьник использует те представления (в том числе о добре и зле), которые сложились в его опыте. В связи с этим очень важно, какие модели взаимодействий воспринимает ребенок, какой социоморальный вывод при этом делает. Другими словами, существенную роль играет социальная среда формирования этического мировоззрения. Как подчеркивал Л.С. Выготский, «...через других мы становимся самими собой» [2, с. 144].

Какие модели взаимодействия осмысливает современный ребенок, и по каким каналам поступает эта информация? С точки зрения официального современного социального заказа общества это должны быть модели толерантности. В соответствии с «Декларацией принципов толерантности» это:

1) уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, это гармония в многообразии;

2) не пассивное смирение, не отказ от своих убеждений, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод другого человека, признания того, что люди различаются по внешнему виду, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность;

3) добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Таким образом, толерантность представляет собой способность к неагрессивному поведению, способствующему самосохранению и готовности к взаимодействию. Соответственно, интолерантность представляет собой негативное, агрессивное, враждебное поведение по отношению к окружающим.

В современной социальной ситуации развития телевидение является одним из важнейших каналов информации, способствующих формированию поведения и социальных отношений, а, следовательно, и этического мировоззрения. Приняв эту мысль как основную, мы проанализировали содержание телепередач шести основных каналов телевидения и затем проверили предположение, в соответствии с которым проявления интолерантности и просмотр телепередач являются взаимосвязанными. Итак, работа проходила в три этапа: на первом анализировались телепередачи, на втором - выявлялся уровень тревожности и агрессивности у младших школьников. На третьем было соотнесено время просмотра и уровень тревожности и агрессивности как составляющие интолерантности у детей младшего школьного возраста.

Были проанализированы телепередачи шести телевизионных каналов: «Первый», «Россия», «Культура», «НТВ», «ТВЦ», «ТНТ». Их выбор был обоснован доступностью для возможного просмотра всеми младшими школьниками. Временной интервал анализа телепередач - с 8.00 до 12.00 и с 18.00 до 23.00 - обосновывался тем, что школьники учатся в две смены,

поэтому у детей есть возможность смотреть телепередачи названных каналов

и утром, и вечером. Период анализа телепередач - одна случайно выбранная неделя: с понедельника по воскресенье. Вопросы анализа составили две группы: статистические (количество передач за день и неделю всего и по жанрам, количество кино- мульт- и документальных фильмов и т.п.) и содержательные (целевая аудитория, на которую ориентирована та или иная передача, демонстрируемые модели взаимодействия и т.п.).

Только на четырех каналах из шести в сетке вещания есть телепередачи, ориентированные на детскую аудиторию: на «Первом» («Умники и умницы»), на каналах «Россия» («Спокойной ночи, малыши!»), «Культура» («За семью печатями») и «ТВЦ» (АБВГДейка», «Сто вопросов взрослому»). При этом адресованы они либо дошкольникам, либо старшим подросткам, периодичность выхода - один раз в неделю (кроме «Спокойной ночи, малыши!»). Если исходить из того, что в среднем ежедневно на одном телеканале идет около 30 трансляций, то только 3,3% из них предназначены детям, а 96,7% - взрослым. Большую часть их времени составляют различные ток- и реалити-шоу, криминальные новости и телесериалы. На некоторых каналах сетка вещания составлена таким образом, что в основном только эти трансляции сменяют друг друга. Например, «Следствие вели...», затем «Чрезвычайное происшествие», далее - телесериал «Сыщики», потом снова «Чрезвычайное происшествие», телесериал «Улицы разбитых фонарей» и т.д. Специфика криминальных новостей при этом такова, что в них ярко представлена модель противоправного поведения: описываются мельчайшие подробности преступления, начиная с этапа подготовки, заканчивая реализацией замысла, четко вырисовывается личность успешного (!) преступника, ведь он всегда достигает своей цели. Не важно, что он оказался в руках правоохранительных органов, ведь как показывают детективные телесериалы, очень часто можно весьма успешно уйти от ответственности. Жертва представлена таким образом, что жалости и желания помочь не вызывает. Работа правоохранительных органов не представлена практически совсем. Не случайно часть младших школьников связывают понятие свободы только с выходом из мест заключения. (Кстати, когда был задан вопрос «Назовите детскую передачу, идущую по радио», ни один из опрошенных родителей младших школьников не смог дать на него ответ, в то время как на просьбу назвать передачу о заключенных был получен немедленный ответ: «Облака»).

Большинство демонстрируемых фильмов и телесериалов сняты по сценариям, в основе которых - детективы. Разнообразие мотивов и способов убийства в них значительно превосходит разнообразие телепередач всех каналов вместе взятых. Но, между тем, обобщенная модель поведения выглядит так: «если кто-то мешает - убей». Так легко можно устранить помехи в получении наследства, в желании соединиться с кем-то, сделать что-то, куда-то уехать и т.п. Это, конечно же, оказывает сильное влияние на формирование интолерантных форм поведения. Их особенность заключается в том, что они рассматриваются детьми как нормативные, поскольку систематично демонстрируются по телевидению по разным каналам.

Анализ содержания телевизионных трансляций позволил сделать вывод, что современное телевидение ориентировано на взрослых людей с устойчивой психикой и развитым критическим мышлением. Способствуя развитию эмоциональной тупости, подобные трансляции препятствуют формированию толерантности и на уровне поведения, и на уровне личностных черт. Усвоение

демонстрируемых образцов поведения в данном случае основано на психологическом механизме научения поведению через наблюдение за поведением других. Кроме того, можно предположить, что задействован механизм запечат-ления: как отмечает В.С. Собкин, в вечерние часы, с увеличением усталости, снижается уровень самоконтроля и критичности, что обеспечивает принятие негативных образцов поведения, которые в дальнейшем прорабатываются в сновидениях и усваиваются на уровне подсознания [6]. Таким образом, между социальным заказом общества и пропагандируемыми моделями поведения

в настоящее время существует значительное противоречие. Если учесть, что у младших школьников ведущим является наглядно-образное мышление, а также, что у современных детей большие проблемы с обработкой информации, воспринимаемой на слух, то нетрудно сделать вывод, что увиденное усвоится и воспроизведется лучше и быстрее, чем услышанное.

Анкетирование родителей и беседа с детьми показали, что просмотр телепередач - одна из наиболее популярных форм в организации своего свободного времени: она занимает практически 79%. При этом, младшие школьники, как правило, смотрят «все подряд». Культура совместного обсуждения просмотренного отсутствует, как объяснил причину один из родителей: «И так все видно, все показали. Чего еще обсуждать?». Существование проблемы понимания увиденного не выделяется родителями. Выдвинутая аргументация свидетельствует о низком уровне знаний родителей о психологических особенностях воздействия телеэкранных событий и героев на формирование этического мировоззрения детей. Немногочисленное количество тех, кто соглашается с существованием негативного влияния современного телевидения на детей, не усматривает путей выхода из проблемы, кроме одного - запретить смотреть телевизор. Но при этом родители понимаю не могут, поскольку ребенок находится дома один и делает то, что считает нужным и интересным.

На третьем этапе нашего исследования мы сравнили уровень тревожности и агрессивности младших школьников и время, проводимое за просмотром телепередач. Использование ф-критерия Фишера при сравнении тревожности и агрессивности групп детей, проводящих за просмотром в среднем около часа в день и свыше трех часов, позволяет сделать вывод о статистически значимых различиях между ними. Дети первой группы достоверно менее тревожны (ф = 3,4) и агрессивны (ф = 2,7), чем дети второй. Наблюдения за младшими школьниками на переменах показали, что они в межличностном взаимодействии охотно используют «приемы борьбы» и выяснения отношений, которые видели накануне по телевизору.

Кроме этого, у детей, которые проводили у телевизора более трех часов в день, представления о добре и зле были менее четкими и яркими. Они оказались дезориентированными относительно оценок происходящего с точки зрения этического мировоззрения. Таким образом, предположение о том, что просмотр телепередач и формирование интолерантности взаимосвязаны можно считать нашедшим подтверждение. Это позволяет сделать один мало утешительный вывод: если не поднимать вопросы этического мировоззрения подрастающего поколения на государственном уровне, то все усилия воспитателей по формированию толерантности и этического мировоззрения детей будут тщетными. Если не изменить ситуацию сейчас, то можно сделать не очень

оптимистический прогноз относительно будущего нашей страны и ее граждан. Пока владельцы телеканалов усердно пытаются внушить нам мысль о том, что они показывают то, что зрители хотят видеть, дети растут и тем, кто ныне взрослый придется проводить старость в их окружении. Что это будет за испытание, если люди, окружающие тебя, не в состоянии отличить доброе от злого?

Наверное, ждать понимания от владельцев телеканалов, получающих немалые прибыли от скандальных трансляций, было бы, по меньшей мере, несколько наивно. Да и демократическое общество предполагает отличные от авторитарного принципы жизни. Как можно защитить от негативного влияния телепередач подрастающее поколение? Одна из возможностей - введение в школы в качестве обязательного предмета «Основ духовно-нравственной культуры» (что уже предложено деятелями церкви, принято Министерством образования и разрабатывается в одной из научных лабораторий РАО под руководством доктора педагогических наук А.И. Шемшуриной). Целенаправленное формирование у детей целостных и полных представлений об основных этических категориях будет способствовать коррекции и развитию их этического мировоззрения, поскольку, как утверждал еще Сократ, нравственность есть знание, а безнравственность - плод невежества. Однако при этом важно помнить предупреждение Л.С. Выготского, что обучение морали бесплодно и вредно. «Моральное воспитание должно совершенно незаметно раствориться в общих приемах поведения, устанавливаемых и регулируемых социальной средой» [3, с. 257]. Действительно, если на уроке ребенок слышит одно, а, выйдя с урока, видит вокруг себя прямо противоположное, ничего кроме лицемерия у него не сформируется. Поэтому самые значимые для младшего школьника люди - учитель и родители - должны быть заинтересованы в возрождении собственной духовности и поддержании этого процесса у ребенка.

Учитель начальных классов, планируя работу с родителями, должен включать в нее групповые и индивидуальные формы работы, позволяющие донести до них значимость обсуждения с детьми просмотренных телепередач. Включение в эту работу психолога образовательного учреждения позволит квалифицированно представить родителям влияние телевидения на психическое развитие их детей и способствовать снижению негативного влияния телепередач на духовный мир ребенка.

Литература

1. Выготский, Л.С. О психологических системах [Текст] // Собр. соч.: в 6-и т. / под ред.

A.М. Матюшкина. - М., 1982. - Т. 1. - С. 109-131.

2. Выготский, Л.С. Собр. соч. [Текст]: в 6 т. / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. Проблемы развития психики.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1999. - 386 с.

4. Гутов, Е.В. Добро и зло [Текст] // Современный философский словарь / под общ. ред.

B.Е. Кемерова. - М., 2004. - С. 35-36.

5. Разин, А.В. Этика [Текст] / А.В. Разин. - М., 2004. - 254 с.

6. Собкин, В.С., Глухова, Т.В. Подросток у телеэкрана: К вопросу о толерантности [Текст] // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования / под ред. В.С. Собкина. - М., 2003. - Т. 8. - Вып. 13. - С. 18-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.