- оплата услуг по переработке продукции (оплата ус -луг по переработке продукции, оказанных другими производителями);
- приобретение ценных бумаг (финансовые вложения, покупка ценных бумаг, акций, облигаций и др.).
3. Процедура реализации разработанной системы с последующим анализом и формулировкой предложений по ликвидации возможных недочетов в процессе постановки системы.
В результате осуществления данных укрупненных управленческих этапов с классификацией доходных и расходных статей предприятия по внедрению системы бюджетирования можно будет не только овладеть и взять
под контроль финансовую ситуацию на предприятии, но и вести четко сбалансированное инвестиционное стратегическое планирование
1 См.: Хруцкий В.Е., Сизова Т.В. Настольная книга по постановке финансового планирования. М., 2005.
2 Классификация доходных статей разработана на базе действующего машиностроительного предприятия.
3 См.: Хруцкий В. Е., Сизова Т.В. Указ соч.
4 См.: www.fd.ru
5 Классификация расходных статей разработана на базе действующего машиностроительного предприятия.
УДК 331.5(430)
ТЕЛЕТРУД КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕСТАНДАРТНОЙ ЗАНЯТОСТИ РАБОТНИКОВ (ОПЫТ ФРГ)
В последние годы в экономике развитых стран получают все большее распространение нестандартные формы занятости и режимы рабочего времени. Глобализационные процессы, углубление международного разделения труда, переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу вызывают изменения в сфере трудовых отношений. Параллельно с техническим перевооружением предприятий наблюдается тенденция к увеличению гибкости и дифференциации рабочего времени, а также распространению видов работ, не зависящих от определенного места и местности. Таким образом, повышается гибкость труда в целом.
В России нестандартные формы занятости получили широкое распространение в 90-х гг ХХ в. в связи с трансформацией российской экономической системы. Как отмечают В.Е Гимпельсон и РИ. Капелюшников, становление и развитие российской модели рынка труда имело свои особенности. Не оправдались прогнозы относительно «обвально» высокого уровня безработицы, который обычно наблюдается при глубоком и затянувшемся спаде производства. В России сохранился достаточно высокий по международным стандартам уровень занятости, но при этом «наблюдалась качественная неоднородность рабочих мест, следствием чего явилась массовая бедность здоровых и образованных людей»1.
Российские исследователи приводят различные классификации нестандартных форм занятости. А. А Никифорова выделяет такие формы, как временная, сезонная, надомная, по вызовам, по совместительству. В.Е. Гимпельсон и РИ. Капелюшников рассматривают среди нестандартных форм занятости неформальную, неполную, сверхурочную, временную, случайную, вторичную занятость. Большинство вышеупомянутых форм занятости, получившие распространение в российской экономике в 1990-е гг, позволяли работодателю сдерживать рост издержек на труд, но при этом ухудшалось положение наемных работников, вовлеченных в данные формы занятости (это порождало низкий уровень оплаты труда и отсутствие социальных гарантий для занятых в неформальном секторе, нестабильность положения на рынке труда и отсутствие постоянного дохода временно занятых и т.д.).
Между тем в последние десятилетия в Европе и США получил распространение телетруд, не только имеющий ряд преимуществ для работодателей, но и позволяющий повысить качество трудовой жизни таких социально-демографических групп работников, как молодежь, женщины, имеющие малолетних детей, инвалиды и т.д. В западной литературе нет единого определения телетруда. Немецкие исследователи А. Ви ээтд, А. □ гт^о1зку, К. Hegendб Иег определяют телетруд как собирательное поня-
И.В. Цыганкова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации труда, Омский государственный технический университет
ВЕСТНИК. 2008. № 1(20)
♦
♦
тие для информационно- и коммуникационно-технически поддерживаемой трудовой деятельности, которая в пространственном отношении организована удаленно от работодателя2.
Согласно трактовке Федерального Министерства по труду и социальному порядку ФРГ и Федерального министерства по экономике ФРГ, телетруд - это любая опирающаяся на информационную и коммуникационную технику деятельность, которая выполняется постоянно или временно на рабочем месте вне предприятия. Данное рабочее место связано с головным предприятием посредством электронных коммуникационных систем.
D. Bornecke говорит о том, что телетруд - это регулярно осуществляемая деятельность, опирающаяся на информационные технологии и включающая передачу посредством связи трудовых результатов, которая выполняется временно или постоянно на рабочем месте, пространственно находящемся вне предприятия, но связанном с центральным предприятием с помощью средств коммуникации3.
Существуют различные организационные формы телетруда. Немецкие авторы приводят различные классификации форм телетруда. A. Bussing, A. Drodofsky и K. Hegendorfer выделяют такие формы, как надомный, чередующийся, коллективый и мобильный телетруд. Если работа выполняется исключительно на рабочем месте дома, а офис либо головное предприятие посещается редко или случайно, речь идет о надомном телетруде (Teleheimarbeit). Данная форма была широко распространена ранее, когда телетруд только начинал входить в жизнь предприятий. В настоящее время численность занятых данной формой телетруда в Европе существенно сократилась. Если работник регулярно выполняет часть работы на рабочем месте дома, а часть - на рабочем месте на предприятии, используется чередующийся телетруд (alternierende Telearbeit). Как правило, участник телетруда (телеработник) приходит на предприятие как минимум один раз в неделю. Чаще всего телеработники, занятые в данной форме, три дня работают на рабочем месте дома и два дня - на рабочем месте на предприятии. Коллективный телетруд объединяет различные рабочие места для телеработников в бюро или офисе. К данной форме телетруда авторы относят так называемые соседствующие бюро и бюро сателлитов. Бюро сателлитов - это «дочерние» предприятия или организованная внешне в функциональном аспекте организационная единица предприятия с рабочими местами, близкими к местам проживания работников и к клиентам. Соседское бюро объединяет работников различных предприятий под одной крышей, предоставляя рабочие места, близкие к местам проживания работников. Другими формами коллективного телетруда являются сервисные центры, а также телецентры. Если предприятие арендует для телеработников помещение с коммуникационной инфраструктурой , речь идет о телецентре. В сервисных центрах работники обслуживают клиентов, поддерживая связи с головным предприятием.
Мобильный телетруд (mobile Telearbeit) подразумевает использование современных средств связи для работы (ноутбук, мобильный телефон, факс). Рабочее
место в данном случае может быть совершенно не связано с местностью, на которой располагается основное предприятие: работник может выполнять трудовые задания в поезде, гостинице, филиале и т.д., те. псдразу-мевается высокая географическая мобильность.
D. Bo rnecke определяет форму телетруда, которая подразумевает выполнение всех трудовых заданий на рабочем месте дома - исключительный телетруд (ausschlissliche Telearbeit) и выделяет наряду с вышеупомянутыми формами такую форму, как виртуальное предприятие (virtuelles Unternehmen). Виртуальное предприятие существует в том случае, когда вообще нет основного, «материнского» предприятия, а сотрудники либо работают дома, либо мобильны, либо используют бюро сателлитов и общаются между собой посредством телекоммуникационной связи.
Исследователи K. Gareis и N. Kordey выделяют две больших группы работников, занятых телетрудом. К первой относятся сотрудники, которые согласно вышеприведенному определению заняты чередующимся, мобильным , коллективным и надомным телетрудом. Во вторую группу авторы включают таких телеработников, которые, как правило, менее чем один день или максимум один день в неделю работают дома4.
Телетруд может осуществляться в различных правовых формах трудовых отношений. Чаще всего телетруд выполняется в рамках трудового договора о найме. Но телеработник может также выступать в качестве самозанятого либо в качестве лица, по своему правовому по -ложению близкого к наемному работнику. Основу телетруда при осуществлении трудовых отношений отражает трудовой договор о найме. При составлении трудового договора о найме или договора по оказанию услуг основным условием успешной деятельности считается выполненная работа (оказанные услуги), при производственном договоре с предприятием - конкретный результат (объем произведенной продукции). Договор может предполагать экономическую самостоятельность и независимость телеработника. Телеработник классифицируется как близкий к наемному работник, если не имеется личной зависимости от работодателя, т.е. телеработник сам может распоряжаться своим рабочим временем и местом, где осуществляется его трудовая деятель -ность. Телеработники являются свободными сотрудниками, по своему положению близкими к наемным работникам, если они осуществляют квалифицированную деятельность лично на основе персонального договора. При наличии договора на оказание услуг или договора с предприятием говорится о самостоятельности, если нет личной зависимости. Занятые телетрудом сами несут ответственность за профессиональные и иные риски (риски существования)5.
Телетруд может успешно использоваться как на предприятии, оснащенном Интернет-коммуникациями, так и на предприятии, где их нет. Технические возможности позволяют осуществлять либо прямую передачу данных через Интернет-линию и иные коммуникации, например локальную связь, либо использование каких-либо носителей информации для обмена данных (CD-ROM, дискеты и т. д.).
Телетруд предполагает множество шансов и рисков для участников, работодателя, общества. A. Bussing,
А. ОгосЮ^ку и К Hegendбrfer отмечают, что преимущества и недостатки должны рассматриваться для каждой формы телетруда в отдельности. Так, например, часто называемая в числе недостатков социальная изоляция при использовании телетруда может угрожать сотруднику при надомной форме телетруда, в то время как при дублирующем телетруде почти не встречается.
В настоящее время существует мало эмпирически проверенных результатов исследований по отдельным организационным формам - в особенности при использовании коллективного и мобильного телетруда. На этом основании в таблице приводятся достоинства и недостатки, выявленные преимущественно при исследовании надомного телетруда, но они дополняются преимуществами и недостатками дублирующего телетруда6.
Анализируя данные, приведенные в таблице, можно сказать, что телетруд имеет больше достоинств, чем
время в России тепетруд применяется на многих предприятиях сферы услуг: в переводческих бюро при использовании труда удаленных переводчиков, на предприятиях, оказывающих Интернет-услуги и работающих в сфере применения компьютерных технологий для определенной части персонала и т.д. На наш взгляд, необходимы дальнейшие исследования в области применения телетруда в России, поскольку эта форма нетрадиционной занятости может способствовать повышению качества трудовой жизни определенного контингента работающих и усилению гибкости российского рынка труда.
1 Нестандартная занятость в российской экономике / Под ред. В.Е. Гимпельсона и Р.И. Капелюшникова. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. С. 9.
7 См.: Bussing A., Drodofsky A., Hegendorfer К. Telearbeit und Qualitat des Arbeitslebens. Gottingen; Bern; Toronto; Seattle: Hogrefe-Verlag, 2003. S.13.
Достоинства и недостатки телетруда для работников, работодателей и общества
Достои нства
Недостатки
Экономия времени и снижение уровня стресса благодаря ________снижению профессиональных контактов_________
Социальная изоляция
Повышенная самоответственность и самоорганизация труда
Риск потери профессиональной и социальной компетенции, снижение шансов построить карьеру
Работа без нарушений, т.е.отсутствие незапланированных ____________разговоров с коллегами/клиентами____________
Нарушение работы членами семьи
Хорошее сочетание профессиональной и семейной жизни
Отсутствие разделения семьи и профессии
Повышение удовлетворенности от наличия свободного времени в семье и на работе
Потеря организационных связей
Лучшее управление временем
Качественное и количественное улучшение результатов труда
Повышенная потребность в координации
ь
ле
та
д
о
то
б
а
Р
Снижение издержек, экономия на аренде помещений, надбавке к заработной плате (например, экономия денег на проезд), энергии _____________(свет, отопление), местах на автостоянке_______________
Издержки на оборудование для рабочих мест дома
Получение и восстановление в правах квалифицированных со-lтруциlИкpвiJ<0TO£ы^не_^cгуTl£®б^rатЬlBlOбы^нpм_gежим^раб^rЫl
Потеря влияния начальника, управление и контроль на расстоянии
Меньший абсентизм
Ухудшение коммуникации с сотрудниками
Гибкая организация рабочего времени
Меньшая защищенность данных
Сохранение существующих рабочих мест, если они должны быть ликвидированы из -за отпуска по уходу за ребенком, проблем со здоровьем и т. д.
Потеря значимости личных и социальных контактов
щ
б
О
Улучшение интеграции людей с ограниченными возможностями
Расстыковка общественных временных ритмов
Разгрузка транспортных магистралей
Приобщение структурно слабых регионов
По вы шен ие и нтенсив ности движ ения в свободное ______________________время______________________
недостатков как для работников, так и для работодателей. Используя рассматриваемую нестандартную форму занятости, можно улучшить положение на рынке труда и качество трудовой жизни работающих студентов, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, повысить производительность и эффективность труда работников творческих профессий.
Данная форма занятости имеется и в России, хотя в отечественной экономической литературе почти не упоминается. Нет серьезных исследований отечественных авторов, посвященных этой проблеме, а также статистической информации, позволяющей изучить масштабы распространения телетруда и его формы, существующие на российских предприятиях. Тем не менее в настоящее
3 Cm.: Bornecke D. Telearbeit: Handlungsanleitungen fur den Personalpraktiker/ [D. Bornecke, S. Klein-Jahns, M. Scheurer ]. BDA, Bundesvereinigung der Deutschen Arbeitgeberverbande. Koln: GDA, Ges. fur Marketing und Service der Dt. Arbeitgeber, 1999. S.9.
4 Cm.: Gareis K., Kordey N. The spread of telework in 2005. Amsterdam: 105 Press, 2000. P. 2G.
5 Cm.: Womh A. Rechtliche Rahmenbedingungen// Godehardt B. (Hrsg.), Telearbeit. Rahmenbedingungen und Potentiale. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1997. S. 205 - 280.
6 Cm.: Bussing A.. Drodofsky A.. Hegendorfer K. Telearbeit und Qualitat des Arbeitslebens. Gottingen; Bern; Toronto; Seattle: Hogrefe-Verlag, 2003. S.22.