Научная статья на тему 'Телетруд как одна из форм нестандартной занятости работников (опыт ФРГ)'

Телетруд как одна из форм нестандартной занятости работников (опыт ФРГ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
768
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыганкова И. В.

Автором исследуется опыт Германии в области применения телетруда. Приводятся классификации различных организационных форм телетруда, рассматриваются преимущества и недостатки данной формы занятости для работников предприятий, работодателей, общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Telelabour as one of the workers employment forms (FRG experience)

The author researches the German experience in the sphere of telelabour application. Classifications of various organizing telelabour forms are given, the advantages and disadvantages of this employment form for manufacturing workers, employers, society are studied.

Текст научной работы на тему «Телетруд как одна из форм нестандартной занятости работников (опыт ФРГ)»

- оплата услуг по переработке продукции (оплата ус -луг по переработке продукции, оказанных другими производителями);

- приобретение ценных бумаг (финансовые вложения, покупка ценных бумаг, акций, облигаций и др.).

3. Процедура реализации разработанной системы с последующим анализом и формулировкой предложений по ликвидации возможных недочетов в процессе постановки системы.

В результате осуществления данных укрупненных управленческих этапов с классификацией доходных и расходных статей предприятия по внедрению системы бюджетирования можно будет не только овладеть и взять

под контроль финансовую ситуацию на предприятии, но и вести четко сбалансированное инвестиционное стратегическое планирование

1 См.: Хруцкий В.Е., Сизова Т.В. Настольная книга по постановке финансового планирования. М., 2005.

2 Классификация доходных статей разработана на базе действующего машиностроительного предприятия.

3 См.: Хруцкий В. Е., Сизова Т.В. Указ соч.

4 См.: www.fd.ru

5 Классификация расходных статей разработана на базе действующего машиностроительного предприятия.

УДК 331.5(430)

ТЕЛЕТРУД КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕСТАНДАРТНОЙ ЗАНЯТОСТИ РАБОТНИКОВ (ОПЫТ ФРГ)

В последние годы в экономике развитых стран получают все большее распространение нестандартные формы занятости и режимы рабочего времени. Глобализационные процессы, углубление международного разделения труда, переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу вызывают изменения в сфере трудовых отношений. Параллельно с техническим перевооружением предприятий наблюдается тенденция к увеличению гибкости и дифференциации рабочего времени, а также распространению видов работ, не зависящих от определенного места и местности. Таким образом, повышается гибкость труда в целом.

В России нестандартные формы занятости получили широкое распространение в 90-х гг ХХ в. в связи с трансформацией российской экономической системы. Как отмечают В.Е Гимпельсон и РИ. Капелюшников, становление и развитие российской модели рынка труда имело свои особенности. Не оправдались прогнозы относительно «обвально» высокого уровня безработицы, который обычно наблюдается при глубоком и затянувшемся спаде производства. В России сохранился достаточно высокий по международным стандартам уровень занятости, но при этом «наблюдалась качественная неоднородность рабочих мест, следствием чего явилась массовая бедность здоровых и образованных людей»1.

Российские исследователи приводят различные классификации нестандартных форм занятости. А. А Никифорова выделяет такие формы, как временная, сезонная, надомная, по вызовам, по совместительству. В.Е. Гимпельсон и РИ. Капелюшников рассматривают среди нестандартных форм занятости неформальную, неполную, сверхурочную, временную, случайную, вторичную занятость. Большинство вышеупомянутых форм занятости, получившие распространение в российской экономике в 1990-е гг, позволяли работодателю сдерживать рост издержек на труд, но при этом ухудшалось положение наемных работников, вовлеченных в данные формы занятости (это порождало низкий уровень оплаты труда и отсутствие социальных гарантий для занятых в неформальном секторе, нестабильность положения на рынке труда и отсутствие постоянного дохода временно занятых и т.д.).

Между тем в последние десятилетия в Европе и США получил распространение телетруд, не только имеющий ряд преимуществ для работодателей, но и позволяющий повысить качество трудовой жизни таких социально-демографических групп работников, как молодежь, женщины, имеющие малолетних детей, инвалиды и т.д. В западной литературе нет единого определения телетруда. Немецкие исследователи А. Ви ээтд, А. □ гт^о1зку, К. Hegendб Иег определяют телетруд как собирательное поня-

И.В. Цыганкова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации труда, Омский государственный технический университет

ВЕСТНИК. 2008. № 1(20)

тие для информационно- и коммуникационно-технически поддерживаемой трудовой деятельности, которая в пространственном отношении организована удаленно от работодателя2.

Согласно трактовке Федерального Министерства по труду и социальному порядку ФРГ и Федерального министерства по экономике ФРГ, телетруд - это любая опирающаяся на информационную и коммуникационную технику деятельность, которая выполняется постоянно или временно на рабочем месте вне предприятия. Данное рабочее место связано с головным предприятием посредством электронных коммуникационных систем.

D. Bornecke говорит о том, что телетруд - это регулярно осуществляемая деятельность, опирающаяся на информационные технологии и включающая передачу посредством связи трудовых результатов, которая выполняется временно или постоянно на рабочем месте, пространственно находящемся вне предприятия, но связанном с центральным предприятием с помощью средств коммуникации3.

Существуют различные организационные формы телетруда. Немецкие авторы приводят различные классификации форм телетруда. A. Bussing, A. Drodofsky и K. Hegendorfer выделяют такие формы, как надомный, чередующийся, коллективый и мобильный телетруд. Если работа выполняется исключительно на рабочем месте дома, а офис либо головное предприятие посещается редко или случайно, речь идет о надомном телетруде (Teleheimarbeit). Данная форма была широко распространена ранее, когда телетруд только начинал входить в жизнь предприятий. В настоящее время численность занятых данной формой телетруда в Европе существенно сократилась. Если работник регулярно выполняет часть работы на рабочем месте дома, а часть - на рабочем месте на предприятии, используется чередующийся телетруд (alternierende Telearbeit). Как правило, участник телетруда (телеработник) приходит на предприятие как минимум один раз в неделю. Чаще всего телеработники, занятые в данной форме, три дня работают на рабочем месте дома и два дня - на рабочем месте на предприятии. Коллективный телетруд объединяет различные рабочие места для телеработников в бюро или офисе. К данной форме телетруда авторы относят так называемые соседствующие бюро и бюро сателлитов. Бюро сателлитов - это «дочерние» предприятия или организованная внешне в функциональном аспекте организационная единица предприятия с рабочими местами, близкими к местам проживания работников и к клиентам. Соседское бюро объединяет работников различных предприятий под одной крышей, предоставляя рабочие места, близкие к местам проживания работников. Другими формами коллективного телетруда являются сервисные центры, а также телецентры. Если предприятие арендует для телеработников помещение с коммуникационной инфраструктурой , речь идет о телецентре. В сервисных центрах работники обслуживают клиентов, поддерживая связи с головным предприятием.

Мобильный телетруд (mobile Telearbeit) подразумевает использование современных средств связи для работы (ноутбук, мобильный телефон, факс). Рабочее

место в данном случае может быть совершенно не связано с местностью, на которой располагается основное предприятие: работник может выполнять трудовые задания в поезде, гостинице, филиале и т.д., те. псдразу-мевается высокая географическая мобильность.

D. Bo rnecke определяет форму телетруда, которая подразумевает выполнение всех трудовых заданий на рабочем месте дома - исключительный телетруд (ausschlissliche Telearbeit) и выделяет наряду с вышеупомянутыми формами такую форму, как виртуальное предприятие (virtuelles Unternehmen). Виртуальное предприятие существует в том случае, когда вообще нет основного, «материнского» предприятия, а сотрудники либо работают дома, либо мобильны, либо используют бюро сателлитов и общаются между собой посредством телекоммуникационной связи.

Исследователи K. Gareis и N. Kordey выделяют две больших группы работников, занятых телетрудом. К первой относятся сотрудники, которые согласно вышеприведенному определению заняты чередующимся, мобильным , коллективным и надомным телетрудом. Во вторую группу авторы включают таких телеработников, которые, как правило, менее чем один день или максимум один день в неделю работают дома4.

Телетруд может осуществляться в различных правовых формах трудовых отношений. Чаще всего телетруд выполняется в рамках трудового договора о найме. Но телеработник может также выступать в качестве самозанятого либо в качестве лица, по своему правовому по -ложению близкого к наемному работнику. Основу телетруда при осуществлении трудовых отношений отражает трудовой договор о найме. При составлении трудового договора о найме или договора по оказанию услуг основным условием успешной деятельности считается выполненная работа (оказанные услуги), при производственном договоре с предприятием - конкретный результат (объем произведенной продукции). Договор может предполагать экономическую самостоятельность и независимость телеработника. Телеработник классифицируется как близкий к наемному работник, если не имеется личной зависимости от работодателя, т.е. телеработник сам может распоряжаться своим рабочим временем и местом, где осуществляется его трудовая деятель -ность. Телеработники являются свободными сотрудниками, по своему положению близкими к наемным работникам, если они осуществляют квалифицированную деятельность лично на основе персонального договора. При наличии договора на оказание услуг или договора с предприятием говорится о самостоятельности, если нет личной зависимости. Занятые телетрудом сами несут ответственность за профессиональные и иные риски (риски существования)5.

Телетруд может успешно использоваться как на предприятии, оснащенном Интернет-коммуникациями, так и на предприятии, где их нет. Технические возможности позволяют осуществлять либо прямую передачу данных через Интернет-линию и иные коммуникации, например локальную связь, либо использование каких-либо носителей информации для обмена данных (CD-ROM, дискеты и т. д.).

Телетруд предполагает множество шансов и рисков для участников, работодателя, общества. A. Bussing,

А. ОгосЮ^ку и К Hegendбrfer отмечают, что преимущества и недостатки должны рассматриваться для каждой формы телетруда в отдельности. Так, например, часто называемая в числе недостатков социальная изоляция при использовании телетруда может угрожать сотруднику при надомной форме телетруда, в то время как при дублирующем телетруде почти не встречается.

В настоящее время существует мало эмпирически проверенных результатов исследований по отдельным организационным формам - в особенности при использовании коллективного и мобильного телетруда. На этом основании в таблице приводятся достоинства и недостатки, выявленные преимущественно при исследовании надомного телетруда, но они дополняются преимуществами и недостатками дублирующего телетруда6.

Анализируя данные, приведенные в таблице, можно сказать, что телетруд имеет больше достоинств, чем

время в России тепетруд применяется на многих предприятиях сферы услуг: в переводческих бюро при использовании труда удаленных переводчиков, на предприятиях, оказывающих Интернет-услуги и работающих в сфере применения компьютерных технологий для определенной части персонала и т.д. На наш взгляд, необходимы дальнейшие исследования в области применения телетруда в России, поскольку эта форма нетрадиционной занятости может способствовать повышению качества трудовой жизни определенного контингента работающих и усилению гибкости российского рынка труда.

1 Нестандартная занятость в российской экономике / Под ред. В.Е. Гимпельсона и Р.И. Капелюшникова. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. С. 9.

7 См.: Bussing A., Drodofsky A., Hegendorfer К. Telearbeit und Qualitat des Arbeitslebens. Gottingen; Bern; Toronto; Seattle: Hogrefe-Verlag, 2003. S.13.

Достоинства и недостатки телетруда для работников, работодателей и общества

Достои нства

Недостатки

Экономия времени и снижение уровня стресса благодаря ________снижению профессиональных контактов_________

Социальная изоляция

Повышенная самоответственность и самоорганизация труда

Риск потери профессиональной и социальной компетенции, снижение шансов построить карьеру

Работа без нарушений, т.е.отсутствие незапланированных ____________разговоров с коллегами/клиентами____________

Нарушение работы членами семьи

Хорошее сочетание профессиональной и семейной жизни

Отсутствие разделения семьи и профессии

Повышение удовлетворенности от наличия свободного времени в семье и на работе

Потеря организационных связей

Лучшее управление временем

Качественное и количественное улучшение результатов труда

Повышенная потребность в координации

ь

ле

та

д

о

то

б

а

Р

Снижение издержек, экономия на аренде помещений, надбавке к заработной плате (например, экономия денег на проезд), энергии _____________(свет, отопление), местах на автостоянке_______________

Издержки на оборудование для рабочих мест дома

Получение и восстановление в правах квалифицированных со-lтруциlИкpвiJ<0TO£ы^не_^cгуTl£®б^rатЬlBlOбы^нpм_gежим^раб^rЫl

Потеря влияния начальника, управление и контроль на расстоянии

Меньший абсентизм

Ухудшение коммуникации с сотрудниками

Гибкая организация рабочего времени

Меньшая защищенность данных

Сохранение существующих рабочих мест, если они должны быть ликвидированы из -за отпуска по уходу за ребенком, проблем со здоровьем и т. д.

Потеря значимости личных и социальных контактов

щ

б

О

Улучшение интеграции людей с ограниченными возможностями

Расстыковка общественных временных ритмов

Разгрузка транспортных магистралей

Приобщение структурно слабых регионов

По вы шен ие и нтенсив ности движ ения в свободное ______________________время______________________

недостатков как для работников, так и для работодателей. Используя рассматриваемую нестандартную форму занятости, можно улучшить положение на рынке труда и качество трудовой жизни работающих студентов, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, повысить производительность и эффективность труда работников творческих профессий.

Данная форма занятости имеется и в России, хотя в отечественной экономической литературе почти не упоминается. Нет серьезных исследований отечественных авторов, посвященных этой проблеме, а также статистической информации, позволяющей изучить масштабы распространения телетруда и его формы, существующие на российских предприятиях. Тем не менее в настоящее

3 Cm.: Bornecke D. Telearbeit: Handlungsanleitungen fur den Personalpraktiker/ [D. Bornecke, S. Klein-Jahns, M. Scheurer ]. BDA, Bundesvereinigung der Deutschen Arbeitgeberverbande. Koln: GDA, Ges. fur Marketing und Service der Dt. Arbeitgeber, 1999. S.9.

4 Cm.: Gareis K., Kordey N. The spread of telework in 2005. Amsterdam: 105 Press, 2000. P. 2G.

5 Cm.: Womh A. Rechtliche Rahmenbedingungen// Godehardt B. (Hrsg.), Telearbeit. Rahmenbedingungen und Potentiale. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1997. S. 205 - 280.

6 Cm.: Bussing A.. Drodofsky A.. Hegendorfer K. Telearbeit und Qualitat des Arbeitslebens. Gottingen; Bern; Toronto; Seattle: Hogrefe-Verlag, 2003. S.22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.