Since
The jnurral o(;cicntilic ¡irticles
Health
♦ & millennium
flducatioi}
УДК 37.013.78
ТЕЛЕСНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
И.А. Синицина, Л.Н. Уварова
Стерлитамакскии филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Уфа, Россия
Аннотация. Новые ориентиры образования смещают фокус внимания с формирования знаний, умений и навыков на уникально-целостное развитие личности, где важное место отводится формированию телесной культуры, определяющей в последующем всесторонность реализации жизненных перспектив, смыслов и ценностей человека. В статье на основе компаративного анализа обоснованы и сформулированы понятия «телесность», «образ тела», «телесная культура», рассмотрено отношение современного человека к ним. Определяя сущность понятий, авторы отмечают необходимость формирования телесной культуры, как общего результата индивидуальных усилий личности в отношении собственного тела и здоровья и управления данным процессом со стороны образовательной организации. В качестве приоритетных задач, требующих решения, авторы выдвигают задачу формирования у субъектов образовательного процесса здоровьесозидающего поведения, направленного на актуализацию деятельностного здоровьесозидания.
Ключевые слова: телесность, образ тела, телесная культура, здоровье, здоровьесозидающее поведение.
Рост интереса к понятию «телесность» обусловлен тем, что развитие только интеллектуальной сферы человека не позволяет ему достичь гармонии с собой и с окружающим миром в целом. Недооценка важнейших функций тела усиливает негативное влияние психологических конфликтов и ведет к нарушению соматического и психического здоровья личности.
Несмотря на достаточный уровень знаний о психологии человека, проблема тела и телесности, которая рассматривается в различных областях современной психологии (психологии личности, психофизиологии, психологии развития, нейропсихологии и др.), является весьма противоречивой, поскольку понятия «телесность» и «образ тела» часто определяются исследователями как тождественные. Однако, в контексте постмодернистской интерпретации, у телесности нет ничего общего с собственно телом или образом тела. Это тело без
образа, в котором «ничто не репрезентативно», отмечает Ж. Делез [3].
Исследованию проблемы соотношения тела, телесности, чувственности, субъективности как экзистенциальной основы сущего, как меры неразрывной связи человека и мира посвящены труды М. Мерло-Понти, где философ концентрирует внимание на пространственных и двигательных значениях тела, с помощью которых тело «проектирует вокруг себя мир культуры» [5, с. 145]. Известный философ определил телесность как одно из ключевых понятий, обусловливающих бытие человека. В своих работах он выделяет особенности тела — «анонимность» активности телесности, суть которой сводится к тому, что «Я» не является абсолютным инициатором происходящих в нем процессов, в силу того телесность никогда не индивидуализирует себя в полной мере. Выделяя, таким образом, данные особенности тела, философ
—--—
~ 765 ~
Since 1999
p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2
—■--—
постепенно подводит к объяснению понятия интерсубъективности. Далее он отмечает «вертикальный промежуточный характер» тела, что определяет телесность как результат взаимопроникновения природной и культурной сферы; «самоудвоение», смысл которого состоит в том, что тело в практическом и когнитивном плане обращено к себе самому («чувственная рефлексия»). Следующей уникальностью тела, по определению М. Мерло-Понти, выступает процесс «самоотношения», в ходе которого в момент различия «себя» от другого, субъект начинает постепенно отдаляться от собственной сущности, что приводит к первоначальному этапу «самоотчуждения». Р. Лэнг называет этот феномен онтологической незащищенностью [4].
На основе анализа систематизации и обобщения различных исследований образа физического «Я» в психологии, Е.Т. Соколова акцентирует внимание на уровневой классификации Р. Шонца, где «телесное» выступает как определенная ступень в развитии самосознания личности — становление телесной самоидентичности [7]. Для растущего человека начальной точкой в постижении окружающего мира становится, прежде всего, его собственное тело. С помощью телесных ощущений он научается различать «внутри» и «снаружи», «там и здесь» и вследствие обретения телесного опыта он выделяет себя из картины мира в качестве активного субъекта.
В исследованиях Е. Газаровой телесность выступает как некий «продукт» взаимодействия тела и духа; как видимая и переживаемая часть души, которая формируется с момента зачатия до смерти. Автор отмечает, что механизмы образования телесности весьма сложны, при этом все ее составляющие части конгруэнтны друг другу и «прорастают» друг в друга. И поскольку формирование телесности зависит от внешних и внутренних условий, то существенные изменения этих условий влекут за собой изменения телесности человека, диапазон которой позволяет человеку, так или иначе «резонировать» с миром и духовно совершенствоваться, что является особым ее назначением. В то же время, телесность выступает результатом деятельности триединой природы человека и обнаруживается посредством характерных движений, поз, осанки, дыхания, ритмов, темпа, температуры и звучания. Именно это дает основание определять
телесность как качество, силу и знак телесных реакций человека.
Важное место в разработке проблемы телесности в психологическом знании принадлежит психоаналитическому направлению. В теории психоанализа человек изначально представлен как существо чувственно-телесное, а не только наделенное психикой и разумом. Важность инстинктов подчеркивает значимость телесности, в которой скрыты глубинные детерминанты человеческой жизни и судьбы. Для 3. Фрейда, «психика протяженна: но ничего не знает об этом». С этой точки зрения бессознательное есть протяженность психики, т.е. именно телесно. Здесь понятие «телесность» не идентично понятию «образ тела», а гораздо шире, поскольку она телесно-метафорически выражает психологические проблемы человека. В исследованиях К.Г. Юнга убедительно показано, что в телесность человека может включаться не только собственное «Я», но и «Я Другого», архетипы социального бессознательного, одними из механизмов формирования которых являются интериоризация (П. Жане, Ж. Пиаже) и идентификация (3. Фрейд, Э. Эриксон).
В трудах Л.С. Выготского, телесность представлена как явление культурно-историческое и развивающееся. Согласно этому подходу, главный вектор развития телесности совпадает с центральной линией развития любой психической функции и видится как преобразование ее (телесности) в универсальный символ и орудие. Телесность встраивается в общий ход психического развития индивида как необходимое условие и инструмент его, и подобно любой психической функции, обретает знаково-символический характер, специфическую «культурную» форму.
Включенный в социокультурную среду, «человек телесный» оказывается под влиянием многообразных социальных факторов, объективно воздействующих на его тело. Иногда вопреки его воле и желанию, он осуществляет выбор своего «телесного поведения», осознает характер различных социальных влияний на тело, выбирает системы защиты от них или, напротив их культивирование, завершая целенаправленным формированием своего физического имиджа в соответствии со сложившимися нормами, традициями или же вопреки им, превращаясь в социально модифицированный и культурно определенный феномен.
—--—
~ 766 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
Синицина ИЛ., Уварова Л.Н. Телесная культура как фактор формирования здоровьесозидающего...
Обращаясь к понятию «образ тела», которое впервые было рассмотрено в работе П. Шильдера «The Image and Appearance of the Human Body», отметим, что это не просто визуальное представление собственного тела, а сложная психологическая структура, включающая в себя перцептивные, когнитивные и эмоциональные компоненты. И главным здесь выступает вопрос о многомерности данного феномена, который не может ограничиваться узким определением картины собственного тела, которая сформирована в представлении индивида.
При обсуждении образа тела, следует принимать во внимание наличие различных оснований его определения. К ним относят: удовлетворенность телом, его внешним видом, точность представлений о размерах собственного тела, обеспокоенность по поводу собственного тела, ориентация на внешность, на телесную самооценку, на телесную дисфорию, телесную дисморфию, телесную схему, на восприятие собственного тела, искажение образа тела, нарушения образа тела и расстройства образа тела [10]. Анализ совокупности таких определений понятия «образ тела» позволяет рассматривать его в качестве когнитивной структуры самосознания, что вполне согласуется с существующей в отечественной психологии концепцией уровне-вого строения самосознания В.В. Столина [8].
Анализируя особенности развития личности в онтогенезе, А. Адлер отметил существующую взаимосвязь между телесным образом Я и самооценкой. Если человек с детства неправильно истолковывает свое место в обществе и отношение к нему окружающих это нарушает жизненно важные связи, которые определяют дальнейшие его цели и мотивы поведения [1].
Естественно, определение и понимание образа тела менялось с развитием научного знания, а также с изменением установок по отношению к человеку. В зарубежной психологии отмечается несколько направлений к изучению образа тела: тело как носитель определенных символических значений (С. Фишер); тело как хранилище «Я» и граница личного пространства (М. Малер); тело как элемент — объект культуры, особый образ (А. Бергсон).
Образ тела постоянно находится в развитии, формируется на основе жизненного опыта, отражает мироощущение и особенности личности, слу-
жит источником информации о защитных механизмах личности. Несомненно, роль, которая отводится образу тела, определяет влияние на качество жизни человека, при этом главная роль отводится влиянию образа тела на интерперсональные отношения, как в социальном, так и в личном плане.
Понятия «телесность» и «образ тела» характеризуются как многомерные феномены и являются основными компонентами телесной культуры человека — сознательной деятельности, ориентированной на сотворение тела и собственного здоровья как качественно новой характеристики. Телесность понимается как особое образование человеческого экзистенциального опыта, являющегося процессом онтогенетического, личностного роста, которая артикулирует индивидуально-психологические, культурные и ценностно-смысловые характеристики человека. Телесность интегрирует в себе психическое и физическое, биологическое и социальное, субъективное и объективное, которая развивается в дискурсивной среде, в системе социокультурных значений. Она не тождественна образу тела и включает помимо психофизиологических компонентов осознаваемые и неосознаваемые образы, символы, представления, переживания. Образ тела выступает в качестве феномена восприятия и связан, в большей мере, со структурой интрапсихического опыта, соответствующего ряду личностных характеристик, чем с особенностями собственно телесной реальности.
По мнению А.Ш. Тхостова, способ объективации телесности связан не только с патологией, болезнью, но и со специфическими особенностями бытия человека, его личностной, социальной и профессиональной успешностью, субъективной картиной жизненного пути [9].
Компаративный анализ, используемый нами в исследовании, акцентирует внимание на совершенствовании человека в его уникальной целостности и формировании основ здоровьесозидающего поведения. Здоровьесозидающее поведение включает как внутренние реакции: мысль, восприятие, суждение, установку, так и наблюдаемые действия — отношение к жизни, собственному телу, здоровью. В самом широком смысле поведение, являющееся «здоровьесозидающим», может обнаруживать себя в любой институциональной обстановке (семья, учеба, армия и т.п.). Здоровьесозидающее поведение проявляется, как в своем
—--—
~ 767 ~
Since 1999
p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2
—■--—
внутреннем интеллектуальном, эмоциональном и волевом выражении человеческого «я», так и во внешних действиях индивида, направленных на конструирование собственного здоровья на основе механизмов саморазвития и самоактуализации, рефлексии собственной деятельности, готовности управлять собственным здоровьем как ресурсом [6].
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н /Д: Феникс, 1998.
2. Газарова Е.Э. Тело и телесность: психологический анализ: URL http://telesnost.ru (дата обращения 20.12.2014).
3. Делёз Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения. СПб.: Machina, 2011.
4. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». СПб.: Белый кролик,
1995.
5. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999.
6. Синицина И. А. Концептуальные основы формирования здоровьесозидающего поведения личности // Инновационная наука. 2015. Аэтерна. № 10. С. 169—173.
7. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002.
8. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Московского университета, 1983.
9. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.
10. Cash T.F., Szymanski M.L. The development and validation of the Body Image Ideals Questionnaire // Journal of PersonalityAssessment. 1995. 64. P. 466—477.
11. Schilder P. The Image and Appearance of the Human Body [Reprinted]. London: Routledge, 1999.
BODILY CULTURE
AS A FACTOR OF FORMATION OF HEALTH CREATIVE OF A PERSON'S BEHAVIOR
I.A. Sinitsyna, L.N. Uvarova
1 Sterlitamak branch of the Bashkir State University Sterlitamak, Russia
Annotation. New education benchmarks shifting the focus to the formation of knowledge and skills on a unique, holistic development of the individual, where an important place is given to development of physical culture, defining later the full realization of life perspectives, meanings and human values. On the basis of comparative analysis of substantiated and formulated the concept of «physicality», «body image», «corporal culture», examined the attitude of modern man toward them. Defining the essence of the concepts, the authors note the need to build physical culture as the overall result of individual efforts of the individual in relation to his own body and health and the management of this process by the educational organization. The priority tasks to be addressed, the authors put forward the task of forming the subjects of the educational process is building health behavior, aimed at updating the activity building health.
Key words: physicality, body image, bodily culture, health, health behavior up building.
REFERENCES
1. Adler A. Vospitanie detej. Vzaimodejstvie polov. Rostov n /D, Feniks, 1998.
2. Gazarova E.EH. Telo i telesnost': psikhologicheskij analiz: [EHlektronnyj resurs]: URL http://telesnost.ru (data obrashheniya 20.12.2014).
3. Delyoz ZH. Frehnsis Behkon: Logika oshhu-shheniya. St.Petersburg, Machina, 2011.
4. Lehng R.D. Raskolotoe «YA». St.Petersburg, Belyj krolik, 1995.
5. Merlo-Ponti M. Fenomenologiya vospriyatiya. St.Petersburg, YUventa; Nauka, 1999.
6. Sinitsina I.A. Kontseptual'nye osnovy formirovaniya zdorov'esozidayushhego povedeniya lichnosti. Innovatsi-onnaya nauka, 2015, Aehterna, no. 10, pp. 169—173.
7. Sokolova E.T. Psikhoterapiya: teoriya i praktika. Moscow, Akademiya, 2002.
8. Stolin, V.V. Samosoznanie lichnosti. Moscow, Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1983.
9. Tkhostov A.SH. Psikhologiya telesnosti. Moscow, Smysl, 2002.
10. Cash T.F., Szymanski M.L. The development and validation of the Body Image Ideals Questionnaire. Journal of PersonalityAssessment, 1995, 64, pp. 466—477.
11. Schilder P. The Image and Appearance of the Human Body. [Reprinted]. London, Routledge, 1999.