которой является стратосферный дирижабль, несущий радиотехнический комплекс и систему видеонаблюдения гражданского и военного назначения.
В таком случае существенно облегчается проблема энергообеспечения, которое осуществляется за счет кабеля с земли либо с рассматриваемой в данной статье энергоустановки. Применение привязной конструкции позволяет также осуществлять передачу информации не только по радиоканалам, но и через средства оптико-волоконной связи.
Размещение стратосферных дирижаблей для средств радиосвязи, радиоразведки и других целей на высоте свыше 20 км объясняется рядом причин. Во-первых, на этой высоте они не могут быть сбиты существующими противовоздушными зенитно-ракетными комплексами. Кроме того, воздух на этой высоте имеет меньшую плотность, а значит, воздействующие на конструкцию будут в 30-40 раз меньше, чем в тропопаузе.
На высоте порядка 20 км радиогоризонт составляет около 750 км, что вполне сопоставимо со спутниковой связью. Понятно значение данного параметра и для целей радиоразведки, а также преимущества с позиции текущих затрат, обнаружения и уязвимости в сравнении с самолетами.
Преимуществом Байкальского региона в сравнении с европейской частью России для применения аэростатных ВЭС, в том числе в комбинации с «паря-
щими» средствами связи и наблюдения, является наличие большего свободного воздушного пространства ввиду меньшей плотности авиационного сообщения. Более того, такая конструкция является даже предпочтительной для решения задач ПВО-ПРО в современных условиях, характеризующихся ослаблением военного потенциала страны на территории бывшего Забайкальского военного округа.
Следует отметить наличие в Байкальском регионе ресурсных, технологических и интеллектуальных предпосылок для производства здесь всего или основного объема оборудования и материалов, необходимых для реализации описываемого проекта:
• уникальных месторождений природного газа с высоким содержанием гелия (Ковыктинское и др.), намеченных к эксплуатации;
• авиастроительных предприятий с налаженным производством композиционных материалов (Иркутский авиационный завод, Улан-Удэнский вертолето-строительный завод);
• профильных исследовательских центров, проводящих теоретические и практические разработки в сфере нанотехнологий (Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет), построения современных энергосистем (Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН (ИСЭМ СО РАН) и др.
Библиографический список
1. Полянкер А. Может ли воздухоплавание способствовать процветанию и защите государства, или коротко о проекте системы аэростатического освоения атмосферы (САОАТ) // Монгольфьер. 2003. №1.
2. Ганин И.А. Энергосберегающее оборудование на основе вентильно-реактивных технологий // Энергосовет (электронный журнал). 2012. С.12-15.
3. Мясников В. Возвращение дирижабля. В XXI веке ожидается бум строительства воздухоплавательных аппаратов военного назначения // Независимое военное обозрение.
23.09.2005.
4. Путилов А.В., Панцырный В.И., Шиков А.К. [и др.] Создание высокопрочных наноструктурных микрокомпозиционных CuNb электротехнических проводов с использованием методов деформации // Цветные металлы. 2008. №3.
5. Алиев А.Д., Бойнович Л.Б., Буховец В.Л. [и др.] Супергидрофобные покрытия на основе нанотрубок нитрида бора: механизм супергидрофобности и самовосстановление высокогидрофобных свойств // Российские нанотехнологии. 2011. Т. 6, № 9-10.
УДК 621.1:005.6
ТЕЛЕРЕКЛАМА КАК МОДЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ
© М.М. Семенова1, М.А. Семенов2
Рекламное агентство e:mg, 115054, Россия, г. Москва, ул. Щипок, д.22, стр.4. 2Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Выполнен аналитический обзор состояния телерекламы в России за последние 25 лет. Отмечены особенности распределения бюджетов рекламы по различным сегментам до и после финансового кризиса 2008г. Выделены четыре периода формирования телерекламного рынка России. Сформирована математическая модель, отражающая распределение бюджетов телерекламы в течение ряда лет по месяцам года. Предложенная модель адекватно отражает циклический, сезонный (новогодние каникулы и период отпусков в июле, августе) характер уровня деловой активности в экономике страны. Это позволяет сформировать адекватные математические модели для других секторов экономики, которые можно использовать для прогнозирования уровня бюджетов будущих
1Семенова Мария Михайловна, руководитель департамента реализации проектов, тел.: (495) 7978664,. Execution director. Semenova Mariya, Head of the Department of Project Implementation, tel.: (495) 7978664.
2Семенов Михаил Алексеевич, доктор технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: (3952) 405174.
Semenov Mikhail, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: (3952) 405174.
периодов. Подчеркнуто, что состояние рекламного рынка довольно точно отражает фактическую ситуацию в экономике.
Ил. 3. Табл. 2. Библиогр. 15 назв.
Ключевые слова: реклама; сегменты рекламы; бюджет; законодательство о рекламе; рекламный рынок; носители рекламы.
TV ADVERTISING AS AN ECONOMY STATE MODEL M.M. Semenova, M. A. Semenov
Advertising agency e:mg, 22 Schipok St., ,bldg 4, Moscow, Russia, 115054. Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article performs an analytical review of the state of Russian television advertising over the past 25 years. It indicates the features of advertising budgets distribution in various segments before and after the financial crisis of 2008. Four periods of Russian TV advertising market formation are distinguished. A mathematical model reflecting TV advertising budgets distribution by a number of years and by months is developed. The proposed model appropriately reflects the cyclical and seasonal (New Year holidays and vacation time in July, August) nature of business activity in the economy of the country. The last allows to generate adequate mathematical models for other sectors of the economy to be used for forecasting budget levels of future periods. It is emphasized that the state of the advertising market rather accurately shows the actual situation in the economy. 3 figures. 2 tables. 15 sources.
Key words: advertising; advertising segments; budget; legislation on advertising; advertising market; advertising medium.
Телевидение относится к электронным средствам информации и является одним из самых популярных СМИ в нашей стране. Это очень эффективное, но одновременно и самое дорогое средство распространения рекламы.
Телереклама обладает хорошей запоминаемостью. Прокатанная в телеэфире большое число раз, она накрепко внедряет в сознание и подсознание телезрителей то, что необходимо рекламодателю. Важнейшим преимуществом телерекламы является возможность демонстрации движущегося изображения, показа в действии рекламируемого объекта, а также процесса приготовления товара [1].
Еще одним преимуществом телерекламы является ее способность разворачивать действие в пространстве и времени, показывать использование рекламируемого объекта в разных странах, на разных производствах, приводить кадры кинохроники, переносить зрителя в труднодоступные места: под воду, в шахту, на Гималаи... Очень важно, что зрелище, демонстрируемое потребителю телекамерой, имеет характер документа, а значит, обладает серьезнейшей убеждающей силой. Телереклама обладает способностью показывать то, что никогда не удается увидеть снаружи изделия. Например, узлы машин, недоступные прямому наблюдению из-за своей миниатюрности или большой скорости движения.
Хороший, качественный рекламный видеоролик способен в очень короткие сроки создать образ товара (фирмы), выделить его из массы ему подобных. Грамотно подобранная мотивация в рекламном видеосюжете способна сотворить чудо и в один миг сделать товар или услугу жизненно необходимыми. Психологические моменты и методы в профессиональном рекламном фильме помогают зрителю понять героев видеосюжета, вызвать к ним симпатию и даже отождествить себя с ними, создать желание в потребности и в обладании рекламируемым товаром.
Реклама на телевидении имеет относительно небольшую историю существования, как и все телевидение в целом [2]. В настоящее время мы уже настолько привыкли к телевизионной рекламе, что теперь уже трудно представить современную жизнь без нее.
Необходимо отметить, что телевизионная реклама имеет большие возможности и достаточно популярна, однако, по результатам некоторых социологических опросов, положительно воспринимают рекламу лишь 8,5% зрителей; спокойно - 13,5%; вообще не обращают на нее внимания 13,5%; 46% зрителей по разным причинам относятся к телерекламе отрицательно [15].
В истории развития телерекламы исследователи выделяют разное число этапов. В настоящем обзоре мы будем придерживаться мнения П.А. Стрелкова [3], который выделяет четыре характерных периода.
В СССР рекламы практически не существовало: в отсутствие такого явления, как конкуренция, один из основных инструментов для создания конкурентного преимущества был никому не нужен. Большая часть того, что можно было назвать рекламой, делалась для зарубежной аудитории (реклама «Аэрофлота» и некоторых советских предприятий внешней торговли) людьми, которых никак нельзя было назвать профессионалами.
В конце восьмидесятых годов ситуация стала стремительно меняться - началось формирование негосударственного сектора экономики.
Точкой отсчета развития телевизионной рекламы считается Первый всесоюзный смотр-конкурс рекламных фильмов, который прошел в 1984 году [2]. А уже в 1987 году советские рекламисты собрались во второй раз. Эти конкурсы позволили оценить ту ситуацию, которая сложилась в стране и «поднять планку» профессионалов советской рекламы. Провозглашение политики гласности в СССР в 1985 году привело к началу преобразований в СМИ, в том числе и на теле-
видении. И теперь телевидение становится не только основным средством информации, но и основным средством рекламы.
Второй период - с 1990 по начало 1992 года -
период перехода к рыночным отношениям [3]. Данный период стал временем "максимальной независимости" СМИ в новейшей российской истории. Настроения, царившие в обществе, которые характеризовались практически полной поддержкой нового курса реформ и действующей власти в лице Бориса Ельцина, естественным образом нашли свое отражение в большинстве средств массовой информации.
В результате многие СМИ обрели независимость от государства. В частности, телевидение пережило резкий переход с полного государственного финансирования на самостоятельное обеспечение, что явилось первопричиной бурного развития рынка телевизионной рекламы в последующие годы. Был упразднен центральный орган управления телевидением и радиовещанием - Гостелерадио СССР, что повлекло создание многочисленных государственных телерадиокомпаний, как на федеральном, так и на региональном уровне, которые впоследствии были приватизированы; в условиях жесточайшей нехватки финансирования получение доходов от размещения рекламы стало для телеканалов фактически единственным способом существования.
На рубеже 1990-х в СССР и чуть позже в России открыли свои представительства крупнейшие западные сетевые рекламные агентства BBDO, Young & Rubicam, Ogilvy & Mather. Поначалу они в основном занимались созданием брендов и размещением объявлений в прессе, поскольку, ввиду полного отсутствия потребительской культуры в стране, не могли оказывать существенного влияния на рынки товаров. Международные агентства решали и более серьезные задачи. Так BBDO осуществляло консультационную поддержку государства применительно к всероссийской программе приватизации. Одновременно появилось множество новых СМИ: журналы, телеканалы, радиостанции. В сентябре 1990 г. произошло знаковое событие: был образован первый коммерческий телевизионный канал «2x2». Данный канал просуществовал до июня 1997г., когда у него истек срок лицензии на вещание, и на протяжении всего своего существования функционировал исключительно на доходы от рекламы.
В 1991 году наша телереклама на 99 процентов была обращена к оптовикам [2]. Заключая между собой торговые сделки, "новые русские" переговаривались друг с другом через телеэкран, выказывая таким образом откровенное пренебрежение к интересам подавляющего большинства телезрителей, сидевших у того же экрана. В 1992 году стала понемногу появляться отечественная реклама так называемых "товаров народного потребления", но и она была демонстративно обращена к "своим".
В начале своего существования наша телереклама не только не выполняла функцию социального стабилизатора, которая отведена ей "во всем цивилизованном мире". Наоборот, грубо нарушая две священ-
ные заповеди рекламодателя - "информатор должен идентифицировать свои интересы с интересами "простых людей" и "рекламное сообщение не должно быть агрессивным", - она вносила дополнительную дестабилизацию в общество. Только после перестройки лицо рекламы в нашей стране начало приобретать более четкие черты, однако безыдейные ролики продолжали существовать на телевидении.
Третий период - с 1992 по 1998 г. - период «коммерциализации и концентрации». Начало данного периода (с 1992 по 1993 г.) вошло в историю России как время серьёзных экономических трудностей и острых политических конфронтаций. Печально знаменитая шоковая терапия Егора Гайдара привела к стремительному обнищанию большей части населения страны, которая в результате непродуманных реформ в одночасье лишилась сбережений, накопленных в течение десятилетий, а нестабильность политической системы и, как следствие, повышенная напряженность во властных кругах вылились в расстрел парламента.
С 1994 - по середину 1995г. начал развиваться процесс концентрации СМИ, то есть образование на рынке крупных холдингов, подконтрольных отдельным личностям: Гусинскому (группа «Мост»), Яковлеву (издательский дом «Коммерсант») и т.п.
Временной отрезок с февраля 1995 г. по начало 1996 г. ознаменовался возвращением политизированного капитала в СМИ. Главным действующим лицом протекавшего процесса стал Борис Березовский, создавший холдинг, основной задачей которого был завуалированный контроль над СМИ с целью обеспечить поддержку действующей власти во время парламентских и президентских выборов 1996г. и помочь ей сохранить свои позиции.
Создание холдинга началось в феврале 1995г., вместе с образованием Общественного Российского Телевидения (ОРТ). В результате к президентским выборам 1996 г. посредством концентрации СМИ была сформирована мощная и эффективная пропагандистская система, позволившая действовавшему президенту Борису Ельцину сохранить за собой пост главы государства.
Если до выборов 1996г. роль СМИ как рычага управления политическими процессами считалась значительной, то после выборов она была признана определяющей. В результате крупные финансовые структуры устроили гонку за СМИ с целью увеличения политического влияния. Кроме того, созданные информационные холдинги и приобретаемые средства массовой информации стали использоваться в качестве инструментов для отстаивания собственных экономических интересов, а не только как средства реализации интересов определенных политических сил, как было раньше.
В процессе борьбы за влияние властные группы разрабатывали все новые и новые способы увеличения собственного политического веса. В результате был открыт огромный потенциал российских регионов как инструментов расширения влияния, что привело к активному проникновению политизированного и ком-
мерческого капитала на региональные рынки. Например, московские телерадиовещатели стали приходить в регионы благодаря формированию новых вещательных сетей. Политизированный капитал использовал для расширения зоны влияния новые телекоммуникационные технологии, в том числе спутниковое вещание.
Ускоренное протекание данного процесса может быть отчасти объяснено необходимостью формирования новых пропагандистских систем накануне парламентских выборов 1999г. и президентских 2000г. Что касается российской телевизионной рекламы в рассматриваемом временном периоде, то она начала быстро развиваться приблизительно со второй половины 1992г. За короткое время телевидение сумело стать одним из самых привлекательных сегментов негосударственной экономики. Многие из новообразованных государственных телерадиокомпаний (ГТК) были приватизированы, что позволило, наконец, узаконить возможность телеканала размещать рекламу и получать соответствующий доход, постепенно уходя от теневых схем. Также продолжили возникать все новые и новые коммерческие каналы. В 1993г. были основаны телесеть «ТВ-6 Москва» и телекомпания «НТВ».
По мнению Р.В. Калеева [4], особую роль в начавшемся бурном росте количества всевозможных телеканалов сыграли две тенденции, способствовавшие повышению цен на телерекламу и, таким образом, сделавшие телерекламный бизнес более привлекательным. В качестве первой из них можно выделить колоссальный спрос со стороны финансовых «пирамид», которые как раз в это время (1992-1994гг.) переживали период активного роста. Так, в 1994г. на сферу финансовых услуг пришлось около 40% затрат на телерекламу, при этом абсолютным лидером среди крупнейших рекламодателей стала компания ОАО МММ.
Вместе с тем этот период развития телевизионной рекламы [2] характеризуется примерами высокохудожественных кинороликов. Наиболее ярким примером является знаменитая серия «Всемирная история» для банка «Империал», снятая Тимуром Бек-мамбетовым. Известные актеры, шикарные костюмы, фразы, которые впоследствии разошлись на цитаты -все это есть в рекламе банка. Однако в рекламном ролике полностью отсутствует какая-либо информация о самом банке, а также он никак не ассоциируется со своим видом деятельности. Зрителям реклама запоминалась за счет ярких образов актеров. Они любили ее за сюжетную законченность отдельных частей, за характерный для анекдота игровой поворот, а также за «ударные реплики» актеров.
Поистине легендарная кампания идет с 1992 по 1997 год. Создано 18 роликов, каждый из них - маленький шедевр своего времени. Ролики неоднократно получали призы на международных фестивалях рекламы, таких как «Золотое яблоко» ММФР 1992, 1994-1996 гг., «Золотая барабанная палочка», фестиваль «Golden Drum» рекламы стран Новой Европы в Словении 1995 г., Золотая медаль Международного
кинофестиваля в Хьюстоне в 1995 г. и пр. Неудивительно, что после такого ошеломительного успеха Бекмамбетов решил попробовать себя в кино, и у него это и по настоящее время отлично получается
В конце 1990-х российские телезрители увидели, возможно, первую настоящую социальную рекламу, которая представляла собой не просто плакат с призывом, а создавала ощущение просмотра целого фильма. Ролики социальной рекламы "Русского проекта" занимали от 2 до 3 минут, в них были задействованы любимые актеры и незатейливые жанровые сценки, которые поистине доходили до сердца зрителей. В этот проект входили следующие сюжеты: В космосе (Это моя страна); Я люблю тебя (Мы вас любим), Разговор путейщиц (Дай вам бог здоровья!); Помаши маме! (Помни о близких); Берегите любовь!; Это мой город; Не делите Россию! На концерте (Разговор жестами); Верь в себя (Пугачева); Все у нас получится (комбайнер). Каждый этот ролик, несомненно, тронул сердца зрителей, и до сих пор люди помнят о них.
Четвертый период - с августа 1998 г. по настоящее время - период «огосударствления и обогащения» [3]. Августовский кризис стал поворотным событием в истории России, разделив процессы, происходившие в стране, на «до» и «после». Кардинальные изменения произошли, в том числе, в российской системе СМИ. На фоне ослабления могущественных финансовых групп, контролировавших многие крупнейшие СМИ, произошло усиление влияния правительства. 31 декабря 1999г. пост главы государства покинул Борис Ельцин. Ему на смену пришел Владимир Путин, взявший курс на укрепление власти. К этому времени возможности СМИ как политического оружия и средства проведения курса реформ уже были хорошо известны, поэтому в высших эшелонах власти логично заключили, что для успешного претворения в жизнь каких-либо изменений необходимо получить контроль над основными СМИ, то есть в первую очередь над телеканалами. В довольно непростой и напряженной борьбе этого удалось добиться. В настоящий момент практически все российские телеканалы принадлежат либо напрямую государству, либо структурам, лояльным к нынешнему политическому режиму. Другими словами, государство опирается не на крупные холдинги политизированного капитала как до 1998г., а непосредственно на государственные СМИ. В результате кризиса приобрел нынешнюю форму состав основных игроков на российском телерекламном рынке. Одной из особенностей отечественного телерекламного рынка является то, что на нем существует считанное число организаций (медиаселлеров), оказывающих услуги каналам по реализации их рекламных возможностей. Эти обладающие большим влиянием организации на правах телевизионных каналов фактически определяют лицо рынка и формируют вектор его развития. До 1998 г. главными посредническими организациями на рынке являлись Premier SV (основана в 1991 г. Сергеем Лисовским) и Видео Интернэшнл (основана в 1987 году Михаилом Лесиным и Юрием Заполем). После 1998 г. Premier SV, не выдержав последствий финан-
сового кризиса, распался, а его место постепенно заняла компания НТВ - Медиа. В результате этих событий рынок телевизионной рекламы обрел нынешнюю форму. Рассматриваемый период развития телерекламного рынка удачно совпал по времени с резким ростом цен на энергоресурсы, которых у России всегда было в достатке, что способствовало ускоренному восстановлению экономики после августовского кризиса.
Четвертый этап становления телевизионной рекламы в России - реклама как двигатель торговли. В начале 21 века происходят кардинальные изменения в развитии телевизионной рекламы [2, с.5-15]. Все чаще на экранах телевизора появляются ролики, предлагающие товар, а не показывающие исключительно мастерство режиссера. Используются более яркие и оригинальные идеи рекламы, которые создавали и/или поддерживали образ рекламируемых товаров. Теперь в российской рекламе товар представлен под определенной маркой, тем самым он выделяется из множества своим названием и не только. Все это делается ради того, чтобы товар покупали. Впервые начинают использовать графику в ролике, в рекламе появляются рисованные герои и символы товара.
В 2001 году выпускается серия рекламных роликов «Рондо», слоган которого «Свежее дыхание облегчает понимание». Ролик отражал идею товара, был представлен в юмористической форме, что было для российской телеаудитории в новинку, и сразу привлек к себе внимание потребителей. Также нужно отметить хороший слоган, который полностью подходил под позиционирование товара как жевательной конфеты для приятного запаха изо рта, и к тому же он легко запоминался, что обеспечило товару завершение создания своего образа.
Наряду с рекламой «Рондо» в 2002 году выпускается серия роликов чая «Беседа». Впервые в российской рекламе появляется рисованный персонаж, символ товара, с которым и до сих пор ассоциируют этот чай. Режиссер сумел передать всю теплоту, получаемую при пользовании товаром, а, следовательно, и
создать свой отличительный образ товара. Дом, уют, семья - вот какие ассоциации возникали у зрителя при просмотре этого ролика. Одновременно с «Беседой» на телевидении крутятся ролики чая «Принцесса Ну-ри», «Майский чай» и пр., но все они проходят мимо телезрителя, так как их реклама ничем примечательным не выделяется. Из года в год российская реклама постепенно вытесняет с каналов иностранные ролики. Наша отечественная реклама становится куда лучше, продуманнее по своей сути, чем та, что была в конце 90-х годов. Можно сказать, что развитие телевизионной рекламы в нашей стране не замедляется. Растет число креативных, талантливых рекламщиков, способных посоревноваться с иностранными коллегами в области создания рекламы. За период с 2000 по 2006 годы, по официальным данным ГКВИ, рынок телевизионной рекламы вырос почти в 12 раз, с 270 млн дол. в 2000г. до 3150 млн дол. в 2006г.
Телевидение - самый большой и наиболее динамичный сегмент отечественного рекламного рынка, сохраняющего на протяжении последних 20-ти лет лидирующее положение по объему рекламы и привлеченным рекламным бюджетам (рис.1).
На современном телеэкране представлено большое число жанрово-тематических разновидностей программ. Самое большое время в телеэфире занимает «кинопоказ», включающий игровые (художественные) фильмы (21%), телесериалы (16%), а также документальные и мультипликационные фильмы. Вторую весомую по месту в эфире группу составляют развлекательные форматы (18%), третью - информационные и общественно-политические программы (15%). Ещё 15% времени вещания отдано под коммерческие программы и рекламу. Оставшиеся 10% эфирного времени делятся между просветительскими, спортивными и детскими телепередачами.
Реклама на телевидении, продолжая удерживать лидерство на рынке рекламы, занимает 47% рынка рекламы по итогам 2011 года. Динамично развивается как федеральное, так и региональное направление. К началу 2011года федеральное телевидение
Распределение рынка рекламы в 2006г.
Распределение рынка рекламы в 2011г.
■Телевидение
| Радио*
«Печатные СМИ*
> Наружная реклама
■ Интернет** «Прочие медиа
2%
4%
Телевидение Радио*
Печатные СМИ* Наружная реклама Интернет** Прочие медиа
Рис. 1. Распределение рынка рекламы по сегментам в 2006, 2011гг.
развивалось стабильно, хотя темпы региональной рекламы в отдельных случаях падали до 18-19%. Однако к концу 2011 года ситуация выправилась и региональное направление добралось до отметки в 20%. Спутниковое телевидение, достигнув показателя в 36%, производит впечатление перспективного рекламного носителя.
На рис. 2. (табл. 2.) показаны тренды бюджетов ТВ рекламы за 2008-2012гг.
Анализ представленных трендов позволяет сделать следующие выводы:
1. Все тренды, можно сказать, подобны в геометрическом смысле, они достаточно хорошо повторяют характер наполнения бюджетов ТВ рекламы.
2. Все кривые имеют своего рода «плечо», приходящееся на 5,6 месяцы года, что можно
объяснить желанием участников рынка по возможности максимально закончить проекты к концу 1-го полугодия.
3. Устойчивая закономерность изменения бюджетов ТВ рекламы хорошо отражает циклический, сезонный (новогодние каникулы и период отпусков в июле, августе) характер уровня деловой активности в экономике страны, что позволяет сформировать адекватные математические модели, которые можно использовать для прогнозирования уровня бюджетов будущих периодов (табл. 1, 2; рис. 3).
Для наилучшего приближения (в смысле критерия наименьших квадратов) исходных данных будем использовать функцию вида: У = У1(Ц +У2(Ц +а6Ч6+а7Ч8= = а1*Б1п(а2'Ч+а3)+а4'Ч+а5 +а6Ч6+а7Ч8.
Таблица 1
Значения коэффициентов а1-а7 модели_
Таблица моделирования динамики бюджета телерекламы в России за 2008-2012гг.
Искомые параметры модели: a1*Sin(a2*t+a3)+a4*t+a5 + t6*a6+t8*a7
Значение кв модели a1-множ. перед синусом a2 - множ. перед (^ a3 -сдвиг по фазе а4-к-т наклона прямой a5- свободный член t6*a6 t8*a7 Значение целевых функций
2008 -3,46 0,92 39,20 0,30 8,97 0,41 -0,18 0,246
2009 -3,24 0,88 39,38 0,32 6,69 0,21 -0,12 0,282
2010 -3,54 13,45 45,86 0,65 5,96 0,33 -0,30 0,737
2011 -4,00 0,92 39,17 0,38 9,71 0,27 -0,31 1,300
2012 -4,23 7,18 45,66 0,51 10,04 0,47 -0,23 0,826
Таблица 2
Динамика ТВ бюджетов в 2008-2012гг._
Динамика телерекламных бюджетов в 2008-2012гг.в млрд руб. (вкл. НДС)
Время месяц Данные 2008г. Значения модели Данные 2009г. Значения модели Данные 2010г. Значения модели Данные 2011г. Значения модели Данные 2012г. Значения модели
1 7,2 6,99 5,5 5,24 5,50 5,29 7,77 7,35 8,50 8,29
2 10,1 10,26 8 8,30 8,9 8,95 10,90 11,13 12,20 12,47
3 13 12,98 10,7 10,66 11,2 11,38 14,20 14,38 15,60 15,58
4 13,1 13,24 10,9 10,83 11,1 11,28 14,80 14,84 15,90 15,65
5 11,2 11,07 8,8 8,92 9,5 9,19 12,70 12,43 13,00 13,02
6 10,9 10,88 7,8 7,80 9,1 9,10 11,00 11,00 12,90 12,90
7 7,3 7,61 5,7 5,69 6,8 7,04 7,70 8,36 8,95 9,42
8 8,1 8,10 6,2 6,20 7,1 7,10 8,00 8,00 10,10 10,10
9 13 12,87 10 10,19 13 13,16 15,00 14,41 16,80 16,15
10 15,3 15,26 13 12,74 16,4 15,84 17,00 17,28 19,19
11 14,9 15,02 13,2 13,22 15,7 16,05 17,00 17,16 19,18
12 12,7 12,59 11,5 11,51 14,2 14,11 14,70 14,43 16,50
Итого 136,8 136,85 111,3 111,3 128,5 128,5 150,8 150,77 113,9 168,45
25 20 15 10 5 0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Динамика телерекламных бюджетов в 2008-2011гг. в млрд руб. (вкл. НДС) Искомые параметры модели: a1*Sin(a2*t+a3)+a4*t+a5 + t6*a6+t8*a7
Данные 2009г. Значения модели
Значения модели Данные 2011г.
Данные 2010г. Значения модели
Рис. 3. Динамика телерекламных бюджетов за 2009-2012гг.
Здесь функция У1(Ц= а^т(а2Ч+а3) отражает сезонные колебания деловой активности, функция У2(1) = а4Ч+а5 отражает общую тенденцию интегрального роста затрат на телерекламу в течение года, а6 - поправочный коэффициент, отражающий замедление падения деловой активности в июне месяце, а7 - поправочный коэффициент, отражающий замедление роста деловой активности в августе, 1 -номер месяца.
Тогда будем искать значения коэффициентов а1,а2...а7, доставляющие минимум целевой функции вида:
F = 12 (Y (a1,a2..a!)-Y(t) t=1
^ min(al, a2, . . a!).
2
Воспользовавшись аппаратом Excel, получим следующие значения коэффициентов а1...а7 (табл.1). Значения бюджетов, рассчитанных по модели с учетом значений коэффициентов, для 2008—2012гг. представлены в табл. 2. и отражены в трендах на рис. 3.
Состояние телерекламного рынка достаточно точно отражает фактическую ситуацию в экономике. Являясь своего рода производной от состояния бизнеса, телереклама как лакмусовая бумажка отражает положительное или отрицательное развитие бизнеса.
По результатам числового моделирования (табл. 1,2; рис.3) можно отметить следующее:
1. Свободный член а5 прямой y2(t) = a4*t+a5 отражает бюджет переходящих проектов от предыдущего года к новому;
2. Коэффициент а4 отражает рост затрат на рекламу в течение года, причем этот рост на порядок
выше роста экономики страны за этот же год;
3. Полученные модели с достаточной точностью (рис.3) отражают исходные данные за пять лет (20082012гг.), что позволяет использовать модель предыдущего периода для предварительного прогнозирования развития рекламы в будущем периоде;
4. Кривая модели за 2012г. была рассчитана по данным за 9 месяцев. Будет интересно сравнить ре-
библиограф
1. http://uamconsult.com/book_202_chapter_15_7_ТЕ1_ЕРЕК LAMA.html
2. http://xreferat.ru/53/968-1-istoriya-razvitiya-televizionnoiy-reklamy-v-rossii.html
3. http://economicarggu.ru/2009_1/strelkov.pdf
4. Калеев Р.В. Институты российского регионального телевизионного рекламного рынка: особенности становления и функционирования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т.5, № 1. http://www.ref.by/refs/47/9637Z1
5. http://artvision-pnz.narod.ru/rek_rus.html
6. http://nebosvet.ru/conte nt/view/7/6/
7. http://www.grandars.ru/student/marketing/istoriya-reklamy.html
8. http://www.akarussia.ru/download/Veselov.pdf «Видео
альные показатели по четвертому кварталу 2012г. с данными, которые мы получили по модели за три квартала (строки10-12, табл. 2);
5. Предложенная модель, как нам кажется, может быть использована для отражения развития практически любого сектора экономики, конечно если есть хотя бы приблизительные оценки бюджетов в течение года (но об этом подробнее в следующей статье).
ский список
Интернешнл» Автор: Веселов С.В. Медиарекламный рынок и телереклама в России. Текущее состояние и прогноз.
9. Тенденции развития рынка рекламы в России за 2012г. http://comagency.ru/trends-of-advertising-market-2012/
10. http://www.dv-
reclama.ru/russia/analytics/reclama/stock/detail.php7ELEMENT _Ю=25638
11. http://art-com.ru/pages/news/market_news/41/
12. http://www.kommersant.ru/doc.aspx7fromsearchFcf4f48d7-fb13-4d94-b6c7-cb3ce30c3f11&docsid=1485023
13. http://mediarevolution.ru/advertiser/markets/2352.html
14. http://mediarevolution.ru/advertiser/markets/1225.htm
15. 21 Февраль 2012 http://www.akarussia.ru/press_centre/ news/id1864
УДК 338.49
ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
л
© Е.Б. Хоменко1
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, д. 7.
Рассмотрены современные тенденции трансформации инфраструктуры организации. Автором выделены этапы развития инфраструктурного обеспечения производственной и предпринимательской деятельности в процессе становления организации предпринимательского типа; обоснованы ключевые факторы формирования инфраструктуры предпринимательства в условиях становления постиндустриального общества (качество, комплемен-тарность, координация, креативность, конкурентоспособность). Ил. 2. Табл. 1. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: предпринимательская организация; инфраструктура предпринимательства; инфраструктура предпринимательской организации.
INFRASTRUCTURE OF PROFIT ORIENTED BUSINESS: FEATURES AND DEVELOPMENT TRENDS E.B. Chomenko
Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov, 7 Studencheskaya St., Izhevsk, Udmurt Republic, Russia, 426069.
The paper deals with the contemporary trends of company infrastructure transformation. The author distinguishes development stages of infrastructural provision for industrial and undertaking activities under the profit oriented business formation. The key factors of building the infrastructure of entrepreneurship are justified in the context of the post-industrial society (quality, complementarity, coordination, creativity, competitiveness). 2 figures. 1 table. 12 sources.
Key words: profit oriented business; infrastructure of entrepreneurship; infrastructure of profit oriented business.
Среди новых тенденций в развитии науки и практики управления, появившихся накануне XXI в., особый интерес представляет подход, получивший название «предпринимательское управление». В 80-е
годы ХХ века, когда крупные зарубежные фирмы осознали, что условием их выживания и сохранения выступает гибкость, заметно усилилась тенденция к децентрализации управления внутри компании, созда-
1Хоменко Екатерина Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, тел.: 89068171242, email: [email protected]
Chomenko Ekaterina, Candidate of Economics, Professor of the Department of Economic Theory, tel.: 89068171242, e-mail: [email protected]