Научная статья на тему 'Телепотребление. Что изменилось?'

Телепотребление. Что изменилось? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2522
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WATCHING TV / INFORMATION / NEWS / LEISURE / "GREAT TELEVISION" / NON-LINEAR VIEWING / SEGMENTATION / ТЕЛЕСМОТРЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / НОВОСТИ / "БОЛЬШОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ" / НЕЛИНЕЙНЫЙ ПРОСМОТР / СЕГМЕНТИРОВАНИЕ АУДИТОРИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Парсаданова Т. Н.

В статье рассматриваются современные тенденции телепотребления в России и за рубежом, а также виляние человеческих предпочтений на телесмотрение. Эта тема актуальна в связи с тем, что современное телевидение основной доход получает от рекламы, которая размещается в эфире телеканалов. Главный инструмент в расчетах рейтинг Чем больше людей посмотрело телепроект, телеканал, тем он выше. Но все ли смотрят телепередачи по телевизору? Интернет стал серьёзным конкурентом в потреблении аудио/визуального контента. Выявляя предпочтения и учитывая досуговые практики аудитории, телевидение ищет новые формы взаимоотношений с потребителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TV-CONSUMPTION. WHAT CHANGED?

The article deals with the current trends of television consumption in Russia and abroad, as well as the impact of human preferences on television viewing. This topic is relevant due to the fact that modern television receives the main income from advertising, which is placed on TV channels. The main tool in the calculations is rating. The more people watched the TV project, the channel, the higher it is. But does everyone watch TV on TV? The Internet has become a serious competitor in the consumption of audio / visual content. Identifying preferences and taking into account the leisure practices of the audience, television is looking for new forms of relationships with the consumer.

Текст научной работы на тему «Телепотребление. Что изменилось?»

Между сравниваемыми объектами в данном случае нет сходства, но объединение их в одной конструкции происходит через прилагательное «искренних», которое по отношению к существительному «гроза» использовано в переносном значении, а по отношению к существительному «люди» - в прямом: Такие сравнения в поэзии А. Дементьева используются достаточно продуктивно. Ср. также: Поэзия, как мудрая старуха... («Вы все о высших...»). Сопоставление-сравнение слов «поэзия» и «старуха» в данном контексте стало возможным через прилагательное «мудрая», употреблённое в прямом значении по отношению к слову «старуха» и переносно по отношению к слову «поэзия», в связи с чем определение выступает как способ аргументации сравнения. В другом сравнении И светлеют как зори, души (поэма «Огонь») компаративный образ строится, как и в предыдущем примере, на ассоциативной связи, авторских ощущениях.

Объединение предметов, не имеющих реального сходства, в компаративном образе может происходить и через адъективные компоненты. Так, в примере: Я разных людей встречал - Крутых, как девятый вал. («Я разных людей встречал») такую уподобительно-сравнительную функцию выполняет прилагательное «крутой», одновременно функционирующее в прямом и переносном значениях.

Функционально-семантический анализ сравнений в поэтической речи А. Дементьева свидетельствует о том, что они используются в разных целях:

1) для характеристики отвлечённых понятий (обычно это слова, обозначающие морально нравственные и эмоциональные качества людей: ложь, доброта, любовь и др.): Я ненавижу в людях ложь. Она у нас бывает разной: Весьма искусной или праздной И неожиданной, как нож. («Я ненавижу в людях ложь»). И доброта ко мне восходит, Как под лучами первый цвет. («Смеются дети...»);

2) для характеристики внутренний состояний человека (в этих целях в сравнениях могут быть использованы слова разных частей речи - прилагательные и глаголы со значением состояния): Оживают сердца в тепле, и светлеют, как зори, души. (Поэма «Огонь»);

3) для обозначения внешних и внутренних признаков женщин: Вы музыкой зачаты Майя, Серебряная струна. («Сандаловый профиль Плисецкой»);

Библиографический список

Сандаловый профиль Плисецкой, Над временем - Как небеса. («Сандаловый профиль Плисецкой»);

4) для описания окружающей обстановки, предметов и явлений природы: Заря, обманутая им, Бледнела, словно женщина. («Беловежская пуща»). Кружатся листья, Как воспоминания. («Сентябрь»);

5) для авторского уподобления предметов по каким-либо признакам, характерным обычно для одного из сравниваемых предметов и ассоциативно приписываемым другим объектам сравнения: И пламя было холодно, как снег. Пол звенит, как медь. («Хор старушек»);

6) для обозначения отношения человека к чему- или кому-либо, для оценочной характеристики изображаемого: Из зала я - Как из колодца, Смотрю в эту вечную синь. («Сандаловый профиль Плисецкой»); Пашка, молча, прильнул к земле, И как музыку, землю слушал. («Огонь»).

Степень яркости образа находится в прямой зависимости от типа лексического значения характеризующего сравнительную конструкцию компонента. Приведенные примеры наглядно свидетельствуют о том, что «сравнение - не просто способ наименования окружающей действительности, но и весьма яркое средство ее оценки. Оно экспрессивно, наглядно, образно характеризует человека, явления природы, повседневные ситуации» [4, с. 4].

Разнообразные в функционально-семантическом плане сравнения, использованные в поэтических произведениях А. Дементьева, представляют интерес и в качестве фрагментов авторской языковой картины мира. Как отмечает В.А. Маслова, такие сравнения создают «особый экспрессивный подтекст» и способствуют тому, «что эффект восприятия сравнения можно уподобить не сумме сравниваемых «кусков» мира, а их произведению», так как «сближаемые в сравнении элементы мира, помимо сходства, являются в значительной мере различными [5, с. 147]. Лингвокультурный аспект сравнений, использованных в поэтических произведениях А. Дементьева, может стать предметом специального (отдельного) исследования.

1. Мещеряков В.П. Фигуры речи. Тропы. Основы литературоведения. Москва, 2003: 80 - 119.

2. Денисова ГЛ. Когнитивный механизм сравнения в немецком языке. Автореферат диссертации .. .кандидата филологических наук. Самара, 2009.

3. Лавошникова Ю.А. Поэтическая метафора Ф.И. Тютчева в сопоставительном аспекте. Диссертация ... кандидата филологических наук. Смоленск, 2017.

4. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь народных сравнений. Москва, 2008.

5. Маслова В.А. Лингвокультурология. Москва, 2004.

References

1. Mescheryakov V.P. Figury rechi. Tropy. Osnovy literaturovedeniya. Moskva, 2003: 80 - 119.

2. Denisova G.L. Kognitivnyjmehanizm sravneniya v nemeckom yazyke. Avtoreferat dissertacii ...kandidata filologicheskih nauk. Samara, 2009.

3. Lavoshnikova Yu.A. Po'eticheskaya metafora F.I. Tyutcheva v sopostavitel'nom aspekte. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Smolensk, 2017.

4. Mokienko V.M., Nikitina T.G. Bo'shojslovar'narodnyhsravnenij. Moskva, 2008.

5. Maslova V.A. Lingvokulturologiya. Moskva, 2004.

Статья поступила в редакцию 22.10.18

УДК 621

Parsadanova T.N., Cand. of Sciences (Economics), Professor, Department of Producing Skills, Russian State University of Cinematography n.a. S.A. Gerasimov (VGIK) (Moscow, Russia), E-mail: parsadanovatn@yandex.ru

TV-CONSUMPTION. WHAT CHANGED? The article deals with the current trends of television consumption in Russia and abroad, as well as the impact of human preferences on television viewing. This topic is relevant due to the fact that modern television receives the main income from advertising, which is placed on TV channels. The main tool in the calculations is rating. The more people watched the TV project, the channel, the higher it is. But does everyone watch TV on TV? The Internet has become a serious competitor in the consumption of audio / visual content. Identifying preferences and taking into account the leisure practices of the audience, television is looking for new forms of relationships with the consumer.

Key words: watching TV, information, news, leisure, "great television", non-linear viewing, segmentation.

Т.Н. Парсаданова, канд. экон. наук, проф. каф. продюсерского мастерства, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), г. Москва, E-mail: parsadanovatn@yandex.ru

ТЕЛЕПОТРЕБЛЕНИЕ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

В статье рассматриваются современные тенденции телепотребления в России и за рубежом, а также виляние человеческих предпочтений на телесмотрение. Эта тема актуальна в связи с тем, что современное телевидение основной доход получает от рекламы, которая размещается в эфире телеканалов. Главный инструмент в расчетах - рейтинг Чем больше людей посмотрело телепроект, телеканал, тем он выше. Но все ли смотрят телепередачи по телевизору? Интернет стал серьёзным конкурентом в потреблении аудио/визуального контента. Выявляя предпочтения и учитывая досуговые практики аудитории, телевидение ищет новые формы взаимоотношений с потребителем.

Ключевые слова: телесмотрение, информация, новости, «большое телевидение», нелинейный просмотр, сегментирование аудитории.

В последнее время всё больше говорят о том, что телевидение теряет свои Что такое телевидение сегодня? В первую очередь это средство массовой

позиции, что телевизор смотрит только старшее поколение, а более активная информации. Основные сегменты индустрии СМИ это: печатные (газеты, жур-часть населения ушла в Интернет-среду. налы) и вещательные СМИ (телевидение, радио), информационные агентства,

поставляющие для СМИ информацию, кинопроизводство, телепроизводящие компании, музыкальная индустрия, предприятия рекламного бизнеса и Интернет. То есть СМИ - это печатные и аудиовизуальные средства массовой информации.

По данным опроса ФОМ за май 2018 г, 52% россиян за новостями о событиях в стране обращаются к телевидению, 72% - считают основной функций информационную, 62% - считают наиболее популярными новости, допускают, что откажутся от просмотра в пользу других источников - 29%. Надо признать, что за последние пять лет многие наши соотечественники стали меньше обращаться за информацией к телевизионным источникам и это можно проследить по данным, представляемым социологами ФОМ [1] (табл. 1).

Чаще всего по телевизору россияне смотрят новости, несмотря на то, что за последние семь с половиной лет показатели снизились с 64% в 2012 г до 48% (показатель на весну 2018 г) Самый высокий процент смотрящих новости, был в 2014 г - 72% (табл. 2).

Второе, что важно отметить, СМИ интегрировались в сферу досуга. Проведение досуга непосредственно связано с материальным положением людей, по данным ВЦИОМ, основная часть готова выделять на него не больше 10% от семейного бюджета. При этом 22% населения страны не расходуют деньги на досуг [2]. Скорее всего, это старшее поколение, за счёт которого на плаву держатся три основных российских телеканала - «Первый канал», «Россия 1» и «НТВ».

Таблица 1

Для чего в первую очередь россияне смотрят телевизор

87% респондентов - вопросы не задавали тем, кто не смотрит телевизор и тем, у кого его нет 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Ориентироваться в текущих событиях в нашей стране 54 49 47 48 44

Понимать актуальные проблемы страны и общества 22 25 22 23 23

Понимать действия политиков и государственных деятелей 29 12 14 13 13

Понимать жизнь людей в других странах 11 9 11 12 11

Понимать, как живут люди в других регионах страны 12 10 11 10 10

Понимать законы страны и как их применить 8 10 7 10 8

Представлять перспективы страны 6 8 6 5 6

Понимать, как жить, как строить свою жизнь 3 6 6 5 5

Источник: «ФОМнибус»

Таблица 2

Какие программы смотрят чаще всего

87% респондентов -

вопросы не задавали тем, кто не смотрит телевизор и 01.2012 01.2013 05.2014 05.2015 06.2016 02.2017 06.2017 04.2018

тем, у кого его нет

Новости 64 63 72 58 55 57 54 48

Художественные фильмы 64 62 53 52 48 53 49 43

Развлекательные программ 36 33 30 34 26 29 27 25

Телесериалы 27 29 25 26 26 27 25 22

Документальные фильмы 25 23 21 24 24 24 27 21

Общественно-политические 16 13 19 23 20 18 20 19

программы

Источник: «ФОМнибус»

Рис.1.Динамика индивидуального среднесуточноговременителепросмотра срединаселения в2013-2017 гг. Источник: Mediascope/TNS

С годами досуговые практики россиян меняются, они все больше времени уделяют дому, детям, даче. Прогулки на природе с 2010 года выросли практически в два раза, примерно такая же ситуация с домашними хобби. Свободное время, проводимое у компьютера и за интернет-серфингом с 2005 года увеличилось почти в четыре раза. Но, несмотря на все эти данные и растущую популярность новых медиа, средние показатели телесмотрения в нашей стране остаются на довольно высоком уровне, по сравнению с общемировыми. Среднее время телепросмотра жителем России составляет 4 часа 2 минуты в сутки, в Европе - 3 часа 54 минуты, в Северной Америке - 4 часа 14 минут [3].

На представленном рисунке видно, как менялось телесмотрение россиян за пятилетний период, и то, что в 2017 году среднесуточный объем телепотребления снизился на 6 минут.

Многие считают, что сокращение телесмотрения происходит за счет молодой аудитории, но согласно таблице, представленной в годовом отчете Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2017 год, изменения происходят среди населения разных возрастных групп.

Таблица 3

Среднесуточное время просмотра по группам и динамика за 2016-2017 гг.

(мин)

Аудитория 2016 год 2017 год Изменения

Все 248 242 -6

Мужчины 218 209 -9

Женщины 273 268 -5

Все 4-10 144 137 -7

Все 11-34 150 145 -5

Все 35-54 270 255 -15

Все 55+ 377 372 -5

Источник: Mediascope/TNS

Август 2018 года, отмечен падением рейтингов российских каналов, по сравнению с тем же периодом 2017 года. Уменьшение аудитории особенно заметно в возрастной категории от 4 до 54-х. Лидерами становятся программы с рейтингом 3,8, а такие телепередачи как «Звезды под гипнозом» на «Первом канале» и «ДНК» на «НТВ» вышли с рейтингом 1,8 и 1,7 соответственно, «Как стать миллионером» - 1,4. Это сверхнизкий рейтинг

Надо отметить, что сокращение телесмотрения происходит не только в нашей стране. Например, по данным издания MediaPost лето 2018 года стало худшим по рейтингам для многих американских каналов. «Среди аудитории 1849 лет (ключевая аудитория в продаже и покупке рекламы) рейтинги программ в прайм-тайм снизились по рынку на 12% по сравнению с июлем 2017 года. В частности, эфирное ТВ упало на 10%, кабельное - на 13%. Отметим, что в июне общий рейтинг в прайм-тайм снизился на 9%, в мае - на 5%. Телеканал ABC в этой аудитории продемонстрировал спад на 6%, CBS - на 15%, NBC потерял 17%. Только Fox прибавил 5% благодаря трансляциям чемпионата мира по футболу, также немного повысили рейтинги MTV и Comedy Central.

Если говорить про общие рейтинги по кабельным сетям, то у Fox, снова лучшие показатели: он потерял 4%, тогда как Discovery упал на 6%, Viacom - на 8%, NBC Universal - на 14%. Time Warner сократил рейтинги на 16%, AMC - на 17%, Disney-ABC - на 28%» [4].

Некоторые специалисты считают, что причиной изменения в телезрительском поведении возрастных групп населения, и, как следствие «старение» аудитории телевидения является межпоколенческий «цифровой разрыв», что телевидение утрачивает монополию на домашний досуг. Сегодня интернет дал телевидению второе дыхание. Актуальным стало определение «большое телевидение» - это контент телеканалов, независимо от среды/ платформы его дистрибуции, времени и способа (линейно или нелинейно) его потребления и экрана, используемого для его просмотра. Зритель имеет возможность выбора, он может не подстраиваться под сетку вещания телевизионных каналов, а смотреть телепередачи, телесериалы, фильмы, в то время, которое ему удобно, на любом ресурсе и экране. Предоставив такую возможность аудитории, агрегаторы контента будут бороться за время просмотра и, именно их видеопродукции.

При сегодняшних технологиях производители контента могут играть роль и телевизионного канала, и оператора. Слияние этих двух ролей называют - агре-гатор контента - технологическая платформа, которая и источник контента, и владелец аудитории потребителей и самостоятельно обеспечивает его доставку в интернете.

Телевещатели все больше осваивают интернет пространство и стараются обеспечить контролируемую систему дистрибуции, измерений и монетизации просмотров. Интернет среда дает возможность владельцам контента самостоятельно обеспечить доставку сигнала аудитории, имея программное обеспечение и реализовав его в виде приложения или приставки. Это доступ к контенту из любого места нахождения, главное, чтобы был интернет. Сейчас практически

каждый телеканал транслирует свой контент через сайт канала и предоставляет прямой эфир.

Например, ВГТРК собирается разработать мобильное приложение «Вести. ру» и выделяет на это 2 млн. рублей. А, Национальный рекламный альянс, осенью 2017 г. начал продажу рекламы каналов «Матч ТВ», «ТВ-3», «ТНТ», «Пятница!» по BigTVRating. Это дает возможность рекламодателям вести свои компании в привязке к телевизионному контенту в разных средах доставки (раньше реклама размещалась только в эфирном, кабельном и спутниковом телевидении). Возврат инвестиций по классической эфирной модели, которая существовала ранее, для развития современного телевизионного бизнеса уже недостаточна. BigTVRating обеспечивает в интернете такую же монетизацию. При этом реклама, размещенная в интернет-контенте телевизионных каналов продается по телевизионным ценам. Рекламодателям, по стоимости тысячи контактов, такое размещение дешевле, чем покупать тот же контент отдельно в Интернете. Такая реклама интегрирована в контент и не подлежит блокировке. Большой проблемой считается пиратство, с которым в последнее время стали весьма успешно бороться. Информацию о том что, в каком объеме и как человек смотрит и то, как, и в каком объеме он тратит деньги, можно сейчас получить благодаря точной обратной связи о действиях, производимых в интернете. Для телевидения большое значение имеют классические панельные измерения, но на сегодняшнем этапе еще важнее учитывать и анализировать потребление контента в интернет-среде. Еще пример, технология watermarks, которая сейчас тестируется. Это разметка звуковой дорожки устойчивыми неслышными человеком «водяными знаками», которые позволяют определить в автоматическом режиме контент на конечном устройстве. Эта технология позволяет идентифицировать пользователя, контент, телеканал, время и дату выхода в эфир, площадку/сеть дистрибуции. Применяется она для измерения телесмотрения во всех средах, предоставляет данные о телесмотрении в реальном времени, дает возможность получать информацию

0 внедомашнем телесмотрении, контролирует дистрибуцию контента, борется с пиратством, предоставляя правообладателям возможность отследить источник нелегальной копии своего контента, синхронизирует телевидение со вторым экраном, то есть с мобильным экраном в момент просмотра, что позволяет доставлять дополнительные рекламные сообщения. При слиянии телевидения с интернетом всё большей популярностью стали пользоваться смарт телевизоры - компьютер, интегрированный в телевизионный приёмник. Отсчет эпохи российского интернета можно начинать с средины девяностых годов. Уже многие сегодняшние шестидесятилетние воспринимают интернет как привычную сеть. Старшее поколение становится более активным и пытаясь не отставать от молодых, уходит в стриминговый просмотр.. Многое зависит от местоположения, привычек и удобства. Социологи в своих исследованиях давно пришли к выводу, что массовая аудитория из года в год предпочитает развлекательный контент. В годовых топ-листах телеканалов доминируют телесериалы, художественные фильмы, развлекательные программы, музыкальные и игровые шоу. И когда зритель захочет посмотреть фильм, сериал, или спортивный матч, то пусть он себе ответит честно, какой гаджет лучше использовать, (когда есть выбор) iPhone, ноутбук или смарт телевизор, с большим экраном.

Но, как представляется, большее значение имеет популярность телеканала и его содержание. На аудиторные показатели канала влияют два основных фактора: технический охват телеканала и маркетинг. Для первого важна география вещания, наличие в сетях операторов и «номер кнопки» у операторов. Что касается маркетинга, то это интересность, уникальность контента и продвижение телеканала. Главная позиция - контент телеканала должен быть интересным, известным, доступным и удобным. Но нельзя забывать, что сейчас, аудитория должна по максимуму получать контент из интернет-среды, это даст возможность конкурировать за значительные рекламные бюджеты.

Телеканалов в России много - на сегодняшний день функционирует два мультиплекса РТРС-1 и РТРС-2 (мультиплекс - это пакет из нескольких цифровых каналов, транслируемый на одной частоте). В каждом по 10 каналов. РТРС-

1 - это пакет общероссийских, обязательных, общедоступных, бесплатных телеканалов и радиоканалов цифрового телевидения, который утвержден в 2009 году Указом Президента РФ. Количество транслируемых каналов может быть разным, но в пакет входит по 10 каналов. Плюс «21 кнопка» - один региональный канал для каждого региона.

Пакет РТРС-2 сформирован в результате конкурсов Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию при Минкомсвязи России и также, общероссийский, обязательный, общедоступный. Надо отметить, что некоторые каналы, попав во второй мультиплекс, принципиально увеличили свою аудиторию. К примеру, телеканал «Спас» в 22 раза, канал «Мир» - в два раза. Так и нишевые каналы, которые вошли в состав мультиплексов оказались в более выгодном положении. Можно сделать вывод, что для многих телезрителей важна "кнопка" канала. Есть еще около 500 региональных каналов, неэфирные каналы, ориентированные на распространение через кабельные, спутниковые сети. Эти каналы можно разделить на ниши: познавательные, кино, об истории, политические, кулинарные, спортивные, детские, о животных, о хобби, развлекательные, о домоводстве... Неэфирных каналов более 400, из них только детских около 20, а спортивных, около 40. Подсчитать точное количество телеканалов очень сложно, какие-то появляются (в год по 30), какие-то исчезают, как «24 Doc», «Парк развлечений», «Eurosport News». В 2017 году появился канал об искусстве - «Art-

108» (из-за отсутствия финансирования в конце того же года закрылся), киноканал «Cinéma» с европейской киноклассикой, развлекательный телеканал «Club bing TV HD», посвященный миру электронной культуры, «Docubox» о культуре, путешествиях, «Fashionbox», о хобби «FastSFunBox», «Большая Азия» и многие другие. Есть из чего выбрать и эти нишевые телеканалы отбирают аудиторию у массовых универсальных каналов, тех, для которых характерна программная стратегия общего интереса.

Надо признать, что, несмотря на снижение доли аудитории, каналы, входящие в первый цифровой мультиплекс остаются в лидерах по объему аудитории. Можно отметить телеканал «Россия 1», который второй год подряд опережает «Первый канал» и даже смог за 2017 год нарастить аудиторию, правда, за счет телезрителей категории 55+. Доля «Первого канала» за 2017 год снизилась во всех возрастных группах, кроме «45-54». Это показывает, что аудитория чаще обращается к уже привычным телеканалам. Еще один факт, телесмотрение перестало быть для многих единственным действием. Недаром существует определение - "фоновый просмотр". Многие люди, занимаясь своими делами, телевизор включают для фона. Многие параллельно с просмотром телевизора используют интернет. Такого плана телесмотрение, не отвлекает от основного действия - нет необходимости погружаться в содержание.

Телеаудитория неоднородна, за последнее время произошла серьезная дифференциация и телевещателям и производителям контента необходимо это учитывать. Разделение телеаудитории на группы и объединение по признакам схожих запросов важно для маркетинга. Многие компании и в России и за рубежом занимаются вопросами сегментации телеаудитории, используя различные методики. Одна из них предлагает следующее деление: потребители новостей, любители спорта, зрители мужских программ, традиционалисты, любители отечественных сериалов и развлекательных программ, приверженцы СТС, аудитория сетевых каналов, поклонники реалити-шоу, малосмотрящие. Но, пристрастия людей меняются, в конце концов, человек из одной возрастной категории переходит в другую, меняется и стиль жизни, и жизненные ориентиры. Стиль жизни, это и образ жизни человека в целом и то, как он тратит собственное время и деньги. И с помощью таких понятий люди трактуют происходящее вокруг осмысляют и согласовывают события со своими ценностями.

Существует методика сегментирования на основе психографики - изучения потребителей на основе их деятельности, интересов и ценностей. Этой методикой начали заниматься в США еще в шестидесятые годы прошлого столетия, и дальнейшее развитие она получила в системе VALS (Value and lifestyle). Такие измерения более обширны, нежели демографические и социально-экономические.

Применяют сегментирование по методике NeedScope - технология измерений и анализа потребностей и мотивов потребителей. В основе метода лежат работы Карла Юнга и модели разработанные TNS. Метод используется во многих странах, где существуют офисы TNS и многими компаниями, такими как Nestle, Johnson S Johnson, Heineken, Unilever, Toyota, Guinness, Volkswagen.

При сегментации телезрителей выделяют следующие шесть типов личностей:

- любители острых ощущений,

- принимающие решения,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

- знатоки,

- ценители гармонии,

- ориентированные на семью и общество,

- любители развлечений [5].

Самый большой сегмент, последний, представленный возрастной категорией от 16 до 44 лет. Это те, кто хочет казаться современными, модными и раскрепощенными. Хотят испытывать удовольствие от жизни, радость, легкость. У них потребность бросить вызов. Им нужен развлекательный контент - юмор, мода... И надо сказать, что телевидение удовлетворяет их потребности, распространяя контент канала ТНТ. Правда, канал по итогам 2017 года потерял аудиторию на 13%.Снижение произошло и в его целевой группе «Все14-44».

В противовес им - «знатоки». Сегмент довольно крупный, но в основном в старшей возрастной категории. Они хотят испытывать ощущение контроля над ситуацией, погружаться в проблематику. Им нужны новости, аналитика, полемика. Как представляется, именно эта аудитория увеличила показатели телеканала «Россия 1» во время просмотров многочисленных выпусков «Вечер с Владимиром Соловьевым». В противовес им, «Первый канал» осенью 2018г запустил проект «Большая игра» с Вячеславом Никоновым и Дмитрием Саймсом, (американский политолог советского происхождения) с тем, чтобы "оттянуть" часть аудитории у конкурента. Эти телепередачи относятся к жанру ток-шоу, которые необходимо классифицировать как, общественно-политические, социальные и развлекательные. «Первый канал», «Россия 1» и «НТВ» в 2018г практически весь дневной эфир заполняют такими проектами.

Более молодая часть сегмента «знатоки» больше внимания уделяет научно-популярным жанрам, интернет-образовательным программам и зарубежному кино/сериальному показу, но, в основном не на эфирных каналах. «Ориентированных на семью и общество» меньше, и это та часть молодого населения, которая вступив в брак и родив детей, меняет свою сферу интересов, акцентируют своего внимание на тех процессах, которые происходят в обществе для понимания будущего своего и детей. Они больше смотрят нишевые каналы и интересуются интернет-контентом. Молодое поколение сохраняет интерес к телевидению, но чем моложе зрители, тем больше доля новых форм в их телепотреблении и при этом они пока остаются за рамками индустриальных измерений. Решение этой проблемы путем создания системы измерений и технологии монетизации во всех средах и на всех экранах первоочередная задача телеиндустрии. Неучтенная аудитория приводит к финансовым потерям.

Телевидению в прошлом году удалось сохранить позиции самого крупного сегмента на рекламном рынке. По данным АКАР рекламные бюджеты российского телевидения выросли в 2017 году на 13%,что составляет 170,9 млрд. рублей (без НДС) [6]. Но, это небольшой перевес над Интернетом - 4,6 млрд. рублей. По объемам рекламы прирост за 2017 год у Интернета почти в два раза больше, чем у телевидения, и по итогам 2018 года оно может уступить свои позиции. Основной доход телевидения от рекламы, которая продается исходя из рейтингов телеконтента. На эти деньги каналы производят и закупают у сторонних компаний продукцию. Чем больше интересного, уникального контента, тем больше это влияет на аудиторные показатели, которые важны как рекламодателям, так и каналам.

1. Как часто и зачем люди смотрят телевизор. 14.05.2018. Available at: https://fom.ru/SMI-i-internet/14029

2. Пресс-выпуск29.11.2017. Available at: https://www.wciom.ru/index.php?id=236&uid=116559_

3. Отраслевой доклад «Телевидение в России в 2017 году Состояние, тенденции и перспективы развития». Москва, 2018. Available at: http://www.fapmc.ru/rospechat/ docs/documents/search.html

4. Рейтинги американских каналов в июле показали худшие результаты за год. 17.08.2018. Available at: http://www.cableman.ru/node/38798 http://www.cableman.ru/ content/reitingi-amerikanskikh-kanalov-v-iyule-pokazali-khudshie-rezultaty-za-god_

5. Щипков В.И. Разделяй и властвуй! Сегментация рынка и сегментационные исследования. Available at: https://www.hse.ru/data/876/170/1241/segmentation.pdf

6. АКАР: рынок рекламы в России за 2017 год вырос на 14%. Available at: https://adindex.ru/news/researches/2018/03/20/169852.phtml

References

1. Kak chasto izachem lyudi smotryat televizor. 14.05.2018. Available at: https://fom.ru/SMI-i-internet/14029

2. Press-vypusk29.11.2017. Available at: https://www.wciom.ru/index.php?id=236&uid=116559_

3. Otraslevojdoklad «Televidenie v Rossii v 2017 godu Sostoyanie, tendenciiiperspektivy razvitiya». Moskva, 2018. Available at: http://www.fapmc.ru/rospechat/docs/documents/ search.html

4. Rejtingi amerikanskih kanalov v iyule pokazali hudshie rezul'taty za god. 17.08.2018. Available at: http://www.cableman.ru/node/38798 http://www.cableman.ru/content/reitingi-amerikanskikh-kanalov-v-iyule-pokazali-khudshie-rezultaty-za-god_

5. Schipkov V.I. Razdelyaj i vlastvuj! Segmentaciya rynka isegmentacionnye issledovaniya. Available at: https://www.hse.ru/data/876/170/1241/segmentation.pdf

6. AKAR: rynok reklamy v Rossii za 2017 god vyros na 14%. Available at: https://adindex.ru/news/researches/2018/03/20/169852.phtml

Статья поступила в редакцию 14.11.18

УДК 621

Parsadanova T.N., Cand. of Sciences (Economics), Professor, Department of Producing Skills, Russian State University of Cinematography

n.a. S.A. Gerasimov (VGIK) (Moscow, Russia), E-mail: parsadanovatn@yandex.ru

TELEVISION AND SPORTS. In the summer of 2018, Russia hosted a significant event-the championship football world. Its popularization was primarily engaged in television, which has a wealth of experience in such events. Who received the rights to broadcast, to what extent, how much they cost, how has changed television viewing in this period, what the ratings were from broadcasts, how does this affect the popularization of sports, given the historical experience that showed the financial report on the study of the impact of the world Cup football FIFA 2018 in Russia, is considered in this article.

Key words: television broadcasts, purchase of rights, package sale of rights, rating, share, TV audience, TV viewing, broadcasting environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.