ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ
Казыбаев Н.К.
Центральная клиническая больница Управления Делами Президента Республики Казахстан, Академия профилактической медицины
Представлены результаты начального этапа реализации проекта по внедрению телемедицины в сельское здравоохранение Казахстана. В 2006-2008 гг. в 6 областях республики было проведено 7773 телемедицинские консультации. Более 2/3 телеконсультаций было проведено в режиме реального времени ( on-line). Наиболее часто телеконсультации проводились по кардиологии, терапии и неврологии. Обоснована необходимость разработки стандартов и методологических принципов проведения ТМК. Для координации телемедицинской деятельности требуется организация Республиканских телемедицинских центров на базах ведущих научных медицинских центров республики.
Ключевые слова: телемедицина, телемедицинские консультации, телемедицинский центр.
Телемедицинские технологии активно внедряются в практическое здраовохранение и получили самое широкое распространение по всему миру. Внедрение многочисленных телемедицинских проектов во многих странах показали высокую эффективность телемедицины в практических вопросах по оказанию квалифицированной медицинской помощи населению и повышении профессионального уровня медицинских работников, возрастающую роль в организации и управлении здравоохранением, других сферах научной и практической медицины. По мнению академика Шарманова Т.Ш., разработка телемедицинских проектов в Казахстане может сыграть исключительно важную и эффективную роль в реформировании здравоохранения и улучшения качества оказания медицинской помощи населению республики. Современные климато-географические, социально-демографические условия, состояние системы здравоохранения и транспортных коммуникаций диктуют необходимость разработки и внедрения телемедицины в Казахстане. Тем более, что особенности экономического подъема многих отраслей и уровень современных телекоммуникационных технологий в республике являются хорошей технологической основой для реализации телемедицинских программ.
В Республике Казахстан в рамках Государственной программы развития сельских территорий на 2004 -2010 годы поэтапно реализуется телемедицинский проект. Главный акцент в данном проекте сделан на развитие телемедицины в сельском здравоохранении. На первых этапах телемедицинская сеть была развернута в 2004 г - в Алматинской, в 2005 г. - Атырауской, Карагандинской, в 2006 г. - в Акмолинской, Кзыл -Ординской , в 2007 г. - в Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, в 2008 г. - Жамбылской, Актюбинской и Мангистауской областях. К началу 2009 года к телемедицинской сети было подключено 92 центральных районных больниц (ЦРБ) и 11 областных больниц. В настоящее время во всех областях в большинстве районных лечебных учреждений организованы телемедицинские центры с необходимым телемедицинским оборудованием и каналами связи.
Предварительный анализ телемедицинской деятельности 6 областей республики, которые одними из первых внедрили у себя данные технологии, показывает, что за период 2006 - 2008 гг. было проведено в общей сложности 7773 телемедицинские консультации. Телемедицинские консультации (ТМК) проводились в 44 районах. В основном ТМК проводятся между районными и областными телемедицинскими центрами. Ежегодно число проводимых ТМК увеличивается более чем в два раза. Так в 2006 году общее проведенных ТМК составило 1122, в 2007 году - 2013, в 2008 году - 4638. Наиболее часто консультации проводились по вопросам кардиологии - 27,2%, по терапии - 17,9%, неврологии - 12,1%, педиатрии - 9,6%, хирургии - 6,9%, ЛОР -патологии - 3,5%, по другим специальностям от 0,2 до 2,2%. Телемедицинские консультации по интерпретации результатов клинико-инструментального обследования наиболее часто проводились по данным ЭКГ - 38,6%, рентгенологических исследований - 30,7%, лабораторным исследованиям - 16,7%, УЗИ - 2,8%.
В различных регионах количество проводимых ТМК колеблется от единичных до нескольких тысяч в год. Количественная разница проводимых телеконсультаций зависит от уровня решения организационных, финансовых и кадровых вопросов, качества предоставляемых услуг телекоммуникационной связи. В ряде регионов недостаточное внимание к вопросам финансирования и укомплектования необходимыми кадрами телемедицинских центров, сбои в обеспечении связи ведут к резкому ограничению количества проводимых телеконсультаций вплоть до полного свертывания телемедицинской деятельности, что может послужить причиной разочарования в её эффективности. В других регионах предметами телеконсультаций являлись, как действительно сложные клинические случаи, так и простая расшифровка данных ЭКГ или интерпретация рентгеновских снимков. К сожалению, ТМК со специалистами республиканских или зарубежных медицинских центров носят единичный характер.
Клиническая и мировая телемедицинская практика показывают, что в 80% случаев телемедицинские консультации проводятся в плановом порядке в режиме of-line. В Казахстане подавляющем большинстве областей телемедицинские консультации проводятся в очном режиме видеоконференцсвязи ( on-line). При этом,
более 50% телемедицинских консультаций было проведено в экстренном порядке. Исключение составляет Карагандинская область, где 90% телемедицинских консультаций было проведено в режиме off-line и более 2/3 консультаций носили плановый характер.
Чрезмерное увлечение проведением экстренных телеконсультаций в режиме реального времени автоматически делает телемедицинские услуги в несколько раз дороже, что не безразлично для относительно ограниченного бюджета районных и областных лечебных учреждений. Поспешная подготовка к проведению такой консультации заметно отражается на качестве передаваемых материалов, ограничивает возможный выбор консультантов, влияет на полноту осмысления консультантом полученных данных и адекватность рекомендуемых им лечебно-диагностических и тактических мероприятий.
Разрозненность системы проведения ТМК и их разносторонний характер свидетельствуют о том, что в процессе предварительной подготовки данных и при проведении телеконсультаций не всегда соблюдаются существующие стандарты, не ведется строгий учет и постоянный анализ эффективности проводимых телемедицинских услуг. В связи с этим, с целью оптимизации телемедицинской деятельности и повышения её эффективности, необходима организация республиканского и региональных телемедицинских центров на базах ведущих медицинских учреждений в г. Астане и крупных городах. Ещё в 2009 году планировалась создание национального телемедицинского центра на базе Республиканского диагностического центра в г. Астане и также включение в национальную телемединскую сеть Национального центра материнства и детства, Научного центра нейрохирургии, Научного центра неотложной помощи, НИИ глазных болезней, НИИ онкологии, Национальный научный медицинский центр. Такие телемедицинские центры координировали бы деятельность областных и районных телемедицинских центров, организовывали взаимодействие с ведущими республиканскими и зарубежными медицинскими центрами, занимались разработкой определенных стандартов подготовки и передачи медицинских данных, протоколов консультаций и медицинской документации, изучали правовые вопросы телемедицины, проводили анализ клинической и экономической эффективности. Помимо организационно-методической, информационной, юридической, технической помощи в осуществлении телемедицинской деятельности, данные центры занимались бы обучением специалистов по телемедицине.
Телемедициналык кецес ^азастанда бiрiншi тэжiрибе
Н. Казыбаев
Казакстанныц ауылдык жерлерiндегi денсаульщ сактау гане телемедицинаны енпзу жобасыныц бастапкы кезещндеп нэтижелер ^сынылды. 2006-2008 жылдар аралыгында республикамыздыц обылыстарында телемедицина бойынша кецес беру ж^мыстары жургшлда. Телекецестщ 2/3 ден астамы пкелей байланыс (online) аркылы жузеге асырылды. Телекецестер кебшесе кардиология, терапия жэне неврология салалары бойынша бершда.ТМК-т етшзу барысынды оны журпзудщ кажетп стандарттары мен эдютемелж принциптершщ негiзi каланды. Телемедицина юшщ жYЙелi турде дамуы Yшiн елiмiздi жетекшi гылыми медициналык орталыктарыныц базасында Республикалык телемедициналык орталыкты ^йымдакстыру кажет.
T^mdi создер: телемедицина, телекецес, телемедицина орталыктары.
Telemedicine consultations in Kazakhstan: the first experience
N.Kazybayev
There is a presentation to results of the initial stage of telemedicine project realization in rural Kazakhstani public health services. In 2006-2008, there were conducted 7773 telemedicine consultations in 6 areas of republic. More than 2/3 teleconsultations have been spent in a mode of real time (on-line). More often teleconsultations were spent on cardiology, therapy and neurology. It is necessary to develop standards and methodological principles of carrying out telemedicine consultations. For coordination of telemedical activity there is a neccessity in organization of Republican telemedicine centers on bases of the leading scientific medical centers.
Key words: telemedicine, telemedicine consultations, telemedicine centers.
ТЕРАПИЯ
ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА У ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ
С.А. Калкабаева, М.Е. Карынбаева, А.К. Илимова, Ж.У. Мендибаева
Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия Городская станция скорой и неотложной медицинской помощи, г. Шымкент
Актуальность ишемической болезни сердца (ИБС) в гериатрии связана с широкой распространенностью и влиянием этого заболевания на продолжительность жизни людей пожилого и старческого возраста. Отмечается увеличение частоты ИБС с возрастом. Пик заболеваемости у мужчин отмечен в 60-70 лет, после чего частота ИБС несколько снижается [1]. Основными факторами риска по ИБС у лиц пожилого возраста являются артериальная гипертензия, курение, высокий уровень общего холестерина, гиподинамия, возрастные изменения